Полная версия
Россия и мусульманский мир № 9 / 2011
Второй праздник – «День Конституции республики» – также может быть отнесен к политическим праздникам. В этот день отмечается сам выбор чеченского народа быть в составе России, который рассматривается как историческое событие в жизни народов Чеченской Республики. При этом персонификация праздника также доминирует: «В 2003 г. в республике прошел референдум, была принята Конституция. Народ высказал свое желание жить в составе России, поддержал те идеи, ради которых Ахмат-Хаджи Кадыров отдал свою жизнь» (Р. Кадыров). Системный характер символическая политика приобретает в президентство Р.А. Кадырова, отметившегося появлением шести новых праздников. Все они имеют четко выраженную исламскую специфику.
25 апреля 2007 г. был подписан Закон «О языках в Чеченской Республике». К этой дате было приурочено появление «Дня чеченского языка»: «В целях сохранения, совершенствования и дальнейшего развития чеченского языка, повышения его роли в развитии чеченской культуры и самобытности». Язык объявлен фундаментом самобытности чеченского народа. Праздничные мероприятия обычно связаны с популяризацией чеченской самобытности. И здесь не обходится без значимости фигуры первого президента. Первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров говорил, что любить и уважать родной язык – значит уважать себя и свой народ. И это действительно так. Родная речь отражает красоту, своеобразие культуры каждой нации, способствует сохранению нравственного и духовного здоровья общества. Праздник можно определить как внутренне сплачивающий.
Кроме того, при Рамзане Кадырове на уровне республиканского руководства поддерживаются традиционные для мусульман праздники – Священный месяц Рамадан и День Курбан-Байрам. В течение месяца Рамадан устанавливается сокращенный на час режим рабочего дня, а День Курбан-Байрам объявляется выходным днем для торжественных молебнов и совершения жертвоприношения.
Традиционными датами не ограничивается поддержание мусульманских ценностей. В 2009 и 2010 гг. были учреждены два новых праздника. Первый – «День рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!)», который отмечается 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль исламского календаря. В течение двух лет (8–9 марта 2009 г. и 25–26 февраля 2010 г.) в республике проводились масштабные празднования, приуроченные к этой дате. Во всех районных мечетях республики читали молитвы и проводили обряды зикра. В Грозном были организованы молодежные конкурсы на лучшего чтеца Корана и на лучшее стихотворение, посвященное Пророку Мухаммаду. Кроме того, во многих министерствах и ведомствах республики в честь этого праздника были проведены обряды жертвоприношения с раздачей мяса жертвенных животных и продуктов нуждающимся. Помимо ритуалов, региональная элита практикует и церемонии: паломничество по святыням Чечни, молитва в центральной мечети Грозного «Сердце Чечни».
По распоряжению Рамзана Кадырова, родителям детей, родившихся в ночь с 8 на 9 марта (в 2009 г.) и названных в честь Пророка, было выделено по 50 тыс. рублей. В 2010 г. сумма была уменьшена до 30 тыс., зато был расширен круг имен: мальчикам должны быть даны имена Мухаммад, а девочкам имена Аминат (так звали мать Пророка Мухаммада), Айшат, Хадишат (имена его жен), Фатима, Рукият, Зайнаб и Умм-Кульсум, как звали его дочерей.
В 2010 г. появляется еще один региональный праздник – «День почитания Кунта-Хаджи Кишиева», который теперь будет ежегодно отмечаться 3 января. Дата была приурочена к «аресту 3 января 1864 г. и последующей ссылке в Калужскую губернию выдающегося религиозного деятеля, эвлияа – устаза Кунта-Хаджи Кишиева. Кунта-Хаджи Кишиев – один из самых известных и уважаемых святых в Чечне, где его называют – Киши-Хаджи. Президент ЧР Р. Кадыров, принимая решение о введении новой памятной даты, отметил, что «оружием известного во всем исламском мире религиозного деятеля К. – Х. Кишиева было его слово. Он призывал людей к братству, равенству, социальной справедливости. В этих призывах, в его учении непротивления злу насилием царские власти увидели угрозу и подвергли устаза аресту и ссылке».
Таким образом, данный праздник показывает, что региональные власти создают в лице исламских святых региональных культурных героев, тем самым определяя это фактом восстановления исторической справедливости. Если посмотреть шире, то конструирование мифологии о Киши-Хаджи превращается в системный политический курс в республике. Так, в августе 2010 г. был восстановлен сектор № 1 г. Грозного, и этому району было присвоено имя Хажи-Эвла в честь святого Кунта-Хаджи Кишиева, а 13 улиц нового района названы именами членов семьи святого: «Сейчас мы с гордостью можем сказать, что этот этап пройден. Руководство Российской Федерации оказывает поддержку мусульманам. Свидетельством этому является строительство в республике крупнейшей в Европе мечети, медресе, исламских учебных заведений», – подчеркнул муфтий ЧР. В 2009 г. построенная в селе Курчалой мечеть, напоминающая центральную мечеть им. Ахмата Кадырова в центре Грозного, получила имя шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
Интересным является утверждение «Дня чеченской женщины», который с 2009 г. отмечается в третье воскресенье сентября. «Отмечая выдающиеся заслуги чеченской женщины в становлении и развитии Чеченской Республики, отдавая дань уважения массовому подвигу 46-ти девушек, героически погибших при переправе через Терек после падения села Дади-Юрт 15 сентября 1819 г., учитывая проявленную высочайшую ответственность за судьбы чеченского народа при депортации 1944 г., а также в событиях 1994–2004 гг., и в целях усиления роли чеченской женщины в жизни общества» – объясняется в указе президента появление даты. Особенность ее появления связана, с одной стороны, с особым отношением к женщине в исламе, с другой – она мотивирована дискурсом, характеризующим женщину-воина, борца. Долг женщины – это не только служба мужу и воспитание детей, но и служение общему делу. Этим делом является воспитание детей в духе национальных традиций и обычаев, сохранение семьи.
Жизнь в условиях постоянной мобилизации в республике не исчезает и с окончанием военных действий. Тем не менее тема мира, безопасности символизируется в регионе. Р.А. Кадыров объявил 16 апреля «Днем мира» в Чеченской Республике: «В ознаменование завершения контртеррористической операции в Чеченской Республике, отмечая приверженность чеченского народа идеалам мира и согласия, а также отдавая дань уважения памяти первого Президента Чеченской Республики А.А. Кадырова, посвятившего свою жизнь установлению стабильности и спокойствия в регионе». В 2010 г. была отмечена годовщина данного праздника. Анализ поздравлений региональной элиты говорит о том, что день отмечался как годовщина отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике: факт победы населения Чечни над «ваххабизмом, экстремизмом и терроризмом». Кроме того, данный день связывается со стабилизацией ситуации. («Мы доказали, что способны сохранить стабильность» (Р. Кадыров); «Итог войны – прочный мир. И сегодня отрадно отметить, что Чеченская Республика представляет собой пример созидательного труда и возрождения» (Р. Алханов) и т.д.) Масштабно отметив годовщину события, совместили светские и религиозные ритуалы: так, например, как дань мужеству, 14-летним подросткам вручили паспорта гражданин РФ и во всех районах республики провели обряды жертвоприношения, читали мовлиды, Священный Коран. Олицетворением борца за данный день объявлен первый президент.
Еще одна памятная дата, появившаяся в календаре знаменательных дат республики в 2010 г., – «День восстановления государственности чеченского народа», продолжает тему лишений и страданий, которые пережил чеченский народ, «отмечая общественное и политическое значение исторического события – факта принятия 9 января 1957 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР “О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР” и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР “О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области”, которыми была восстановлена государственность чеченского и ингушского народов». Речь идет о восстановлении республики и возвращении на родину депортированных в годы войны чеченцев. Перенеся потери материальные и духовные, люди возвращались в республику: «Несмотря на все трудности, народ нашел в себе силы за короткий период времени без помощи властей построить жилье, дать образование молодым, превратить ЧИ АССР в один из процветающих регионов Советского Союза».
Логическим следствием предыдущей даты стало появление «Дня памяти и скорби в Чеченской Республике» – 23 февраля, «в память о жертвах трагических событий, связанных с актом величайшего произвола и беззакония на государственном уровне в отношении чеченцев – их насильственным переселением в Среднюю Азию и Казахстан 23 февраля 1944 г., отдавая дань уважения отцам и матерям, выдержавшим все тяготы и лишения в условиях спецпоселения». Депортация стала одной «из самых страшных страниц в истории чеченского народа», «тяжким испытанием», «геноцидом», «трагедией», преодолев которую, чеченцы остались «верны традициям, сохранив себя как нацию, сохранив свою культуру и самобытность».
Завершая рассмотрение региональных праздников в Чеченской Республике, можно сделать несколько выводов. Утвержденные в качестве региональных праздников даты можно разделить на две группы – исламские и светские. При этом исламские праздники включают в себя как общемусульманские, так и специфические, культивирующие святых. Стоит заметить, что в условиях исламизации в регионе праздники служат важным инструментом продвижения мусульманских ценностей в республике. Это происходит при непосредственном участии государства в лице республиканской элиты. Вот почему возникают курьезы, вызывающие негативные эмоции у жителей, такие, как, например, когда в 2009 г. окончание Рамадана в Чечне отметили на день позже. Тогда в республике были слухи о том, что перенос даты празднования завершения месяца поста был связан с тем, что мать президента Чечни Рамзана Кадырова находилась в то время за пределами республики и не успевала вернуться домой к празднику. В 2010 г. наступление Рамадана также было объявлено на день позже, чем в других мусульманских странах и регионах: «Наш муфтият почему-то каждый год упорно выделяет республику из общепринятых правил и норм религии», – отмечают жители.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.