Полная версия
Россия и мусульманский мир № 12 / 2012
Действительные намерения и планы субъекта геополитики бывают, как правило, сокрыты. Открытыми могут быть декларации и лозунги, которые что-то проясняют, а что-то затемняют. Последствия открыты для всех, но они уже случились и кажутся случившимися из хаоса событий, тогда как на деле они могут быть хорошо спланированными и подготовленными. В этом смысле крайне важно выявить процессы, которые характеризуют механизмы сокрытости геополитики.
И здесь приходится пользоваться методом воспроизводства виртуальной реальности путем интерпретации того, что открыто в геополитике. Это – метод интерпретации того, что открыто и что позволяет достаточно достоверно воспроизводить то, что сокрыто. Достоверность подтверждается или корректируется историческими последствиями.
Метод воспроизведения виртуальной реальности является вполне научным. Он применяется даже в такой точной науке, как геометрия. Когда вы имеете две параллельные прямые, то можете продолжить их в бесконечности и приходите к заключению, что они не пересекутся. Но если они находятся под углом друг к другу, даже самым небольшим, то они пересекутся.
Так и в исследовании геополитики. Вы знаете историческую реальность и реконструируете ее онтологию, опираясь на которую можно интерпретировать современные события.
Если геополитика исходит из метафизики абсолютной выгоды и имеет исторические следствия в виде рождении могучих империй, то она становится отправной точкой оценки международной политики. Но поскольку обнаруживается крах великих империй, то обнаруживается и скрытый негативный смысл в метафизике абсолютной выгоды. Становится необходимой философская интерпретация открытости–сокрытости абсолютной выгоды.
На метафизике абсолютной выгоды основывалось создание великих империй, и она обладает для политиков постоянной притягательностью. Но существует и урок великих империй – Персии, Александра Македонского, Рима. Сенека, предвосхищая судьбу Рима, писал:
«Греция, скошена ты многолетнейвоенной бедою,Ныне в упадок пришла, силы свои подорвав.Слава осталась, но Счастье погибло,и пепел повсюду…мало осталось теперь от великойкогда-то державы;Бедная, имя твое только и есть у тебя»24.(«О развалинах Греции». Пер. Ю. Шульца)«Пепел повсюду» сопровождал историю людей, лишенных разума. Разум в истории совпадает с удержанием баланса, равновесия государств как условия нормальной цивилизационной эволюции. Метафизика абсолютной выгоды как раз предполагает нарушение баланса, формирование асимметричных отношений, выгодных только одной стороне. Это – игра со смертельным риском.
Эпоха Просвещения «подводила черту» под этой игрой. Люди, следующие общим принципам разума, становятся понятными друг для друга и могут приходить к общему согласию в понимании мира и общественных отношений.
Разум не утверждается сам по себе. Кто-то должен брать на себя бремя утверждения разума. Это должна быть выдающаяся, великая личность, такая, например, как Наполеон. Но вместе с тем победа разума как абсолютного блага совпадает с насилием над миром «неразумия».
Человечество разделяется на «просвещенных» и «непросвещенных», носителей блага жизни и неспособных быть его подлинными носителями. Человечество не было едино, и каждая его часть считала именно себя носителем абсолютного блага жизни. Общее благо жизни, как феномен разума, запуталось в собственных противоречиях. В его глобальном утверждении присутствовала смерть.
Запад, как наследник эпохи Просвещения, считал и считает себя носителем универсального блага либеральной демократии. Экспорт его в третьи страны осуществляется с помощью военных вторжений и бомбардировок и таким образом становится зеркалом, в котором отражается собственная ограничительная сущность либеральной демократии.
Так существует ли общее цивилизационное благо или же возможна лишь его имитация? Запад и двинулся по пути имитации. Об этом открыто заявили постмодернисты.
Характерно, что Бодрийяр увидел в отношениях западных и не-западных обществ действие машины симуляции: информативные технологии во все большей степени трансформируются в гротескную пародию на самих себя. Религиозные убеждения, политические идеалы, гендерная идентичность, сексуальная мораль обретают характер гиперреализма и продолжают существовать как субъективные представления или знаки, циркуляция которых в средствах массовой информации влечет за собой полное исчезновение их объективного значения.
Росс Аббиннетт, преподаватель Бирмингемского университета, в этой связи замечает, что дух серьезного отношения к идеалам Просвещения обернулся на Западе карнавалом, в котором буквально ничто не является сакральным. Или, как говорил Бодрийяр, «белые карнавализировали самих себя… и уже давно экспортируют всё это всему миру»25.
Каналы западной глобальной информационной культуры функционируют так, чтобы вызвать эрозию символической жизни не-западных обществ, подчиняя их постоянным предложениям «стать обнаженными», «иметь секс», «выглядеть хорошо», «иметь больше» и т.д.26
Экспорт образцов карнавализации активно поощряется. Тот, кто их воспринимает в качестве универсальной истины, награждается комплиментами, но одновременно автоматически попадает в разряд «второсортных».
Движение Запада в направлении карнавализации и становится, по мнению Бодрийяра, причиной возникновения антагонизма «Востока» и «Запада», ислама и христианства. Фундаменталисты увидели онтологическую угрозу в симулятивных порядках Запада: вы были мудрыми, чтобы кушать плоды с дерева Просвещения, но теперь эта мудрость должна возвратиться к греховному Западу27. В геополитике в силу общности «логики» абсолютной выгоды все движется по кругу. Курт Воннегут образно нарисовал движение по такому кругу. Ориентиром смысла может служить что угодно – дерево, камень, животное, идея, книга, мелодия, святой Грааль. Смыслы уходят и приходят:
«Кружимся, кружимся – и всё на месте:Ноги из олова, крылья из жести».(Курт Воннегут. «Колыбель для кошки»)Разорвать этот круг невозможно без обнажения корней карнавализации духа. Корни карнавализации духа лежат в вытеснении Разума метафизикой Абсолютной Выгоды.
Духовная карнавализация имеет глобальный прицел. Она делает невозможным нравственное осуждение геополитической игры. Образно говоря, метафизика Абсолютной Выгоды и ее эквивалент – философия прагматизма – это тот самый «лёд-девять», изобретенный Феликсом Хониккером, способный в конечном итоге «заморозить» цивилизационный мир (Курт Воннегут. «Колыбель для кошки»).
В чем заключается диалектика метафизики абсолютной выгоды в отношении к геополитике? Ее можно сформулировать в одном тезисе: чем значительнее мощь, направленная на достижение геополитической цели абсолютной выгоды, тем значительнее риск ее полного саморазрушительного разрыва с Истиной цивилизационной жизни.
В чем заключается когнитивный смысл этого разрыва? Он заключается в построении глобального пассивного сообщества, которым управляет свободный субъект, идентифицирующий свою сущность с сущностью блаженных богов. Тем самым осуществляется перенесение иерархии отношений человека к растительному и животному миру на мир составляющих глобальную цивилизацию народов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Продром (от греч. prodromos) – симптом опасности.
2
А.Н. Яковлев. Pax Americana. Имперская идеология: Истоки, доктрины. – М., 1969. – С. 4–5.
3
Платон. «Время всесильно…» // Античная лирика. – М., 1968. – С. 198.
4
Елена Колядина. Сколько нам нужно россиян? // Газ. METRO, среда, 11 июля 2012 г., № 55, с. 7.
5
См.: Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. – М., 1999. – С. 11.
6
См.: Francis Fukuyama. The Future of History // Foreign Affairs, January / February 2012. Vol. 91. Number 1. P. 53 – 61.
7
Emmanuel Faye. Heidegger: The Introduction of Nazism info Philosophy, in Light of the Unpublished seminars of 1933 – 1935, New Haven / London: Yale University Press, 2009.
8
См.: Florian Grosser on Heidegger // European Journal of Philosophy. Vol. 19. Number 4. December 2012. P. 628.
9
См.: Giovanni Gentile. The Philosophic Basis of Fascism // Foreign Affairs. January / February 2012. Vol. 91. Number 1. P. 17–18.
10
Francis Fukuyama. The Future of History // Foreign Affairs, January / February 2012. Vol. 91. Number l. P. 56.
11
См.: Там же.
12
Francis Fukuyama. The origins of Political Order: From Prehuman Times to the French Revolution. Farrar, Straus and Giroux, 2011.
13
См.: Michael Mann. Freedom's Secret Recipe // Foreign Affairs. Vol. 92. N 2. P. 162.
14
См.: Huimin Jin. British Cultural Studies, Active Audiences and Status of Cultural Theory. An Interview with David Morley // Theory, Culture and Society, vol. 28, Number 4, July 2011. – Los Angeles. London. New Delhi. – P. 126.
15
См.: Там же. – Р. 140.
16
См.: Ben Angerson. Facing the Future Enemy. US Counter insurgence Doctrine and the Pre-insurgent // Theory, Culture and Society. – Los Angeles, London, New Delhi and Singapore, 2011. Vol. 28. Number 7–8. P. 217 – 219.
17
См.: Ben Angerson. Facing the Future Enemy. US Counter insurgence Doctrine and the Pre-insurgent // Theory, Culture and Society. – Los Angeles, London, New Delhi and Singapore, 2011. Vol. 28. Number 7–8. P. 220.
18
См.: Theory, Culture and Society. 2011. Vol. 28. Number 7–8, P. 228.
19
См.: Доктор Князькин. «Как на Западе» // Газ. Metro, вторник, 3 июля 2012 г. № 62, с. 10.
20
Там же.
21
См.: Theory. Culture and Society. Vol. 28, Number 7–8, 2011. P. 225.
22
См.: Azar Gat. The Return of Authoritarian Great Powers // Foreign Affairs, January / February 2012. Vol. 91. Number 1. P. 46.
23
См.: Azar Gat. The Return of Authoritarian Great Powers // Foreign Affairs, January / February 2012. Vol. 91. Number 1. P. 48.
24
Сенека. О развалинах Греции // Античная лирика. – М., 1968. – С. 461.
25
См.: Ross Abbinnett. Carnival and Cannibal, or The Play of Global Antagonism, by Jean Baudrillard // Theory, Culture and Society. Vol. 28. Number 4. July 2011. – Los Angeles, London, New Delhi and Singapore. – P. 146.
26
Ibid. – P. 147.
27
См.: Ross Abbinnett. Carnival and Cannibal, or The Play of Global Antagonism, by Jean Baudrillard // Theory, Culture and Society. Vol. 28. Number 4. July 2011. – Los Angeles, London, New Delhi and Singapore. – P. 150.