bannerbanner
Политические и избирательные системы государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Том 2. Учебное пособие
Политические и избирательные системы государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Том 2. Учебное пособие

Полная версия

Политические и избирательные системы государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Том 2. Учебное пособие

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Е. П. Борзова, И. И. Бордукова, А. Н. Чистяков

Политические и избирательные системы государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Том 2

Борзова Елена Петровна

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук, профессор

Бурдукова Ирина Ивановна

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук

Чистяков Анатолий Николаевич


Учебное пособие издается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского культурологического общества


Рецензенты:

И. Ф. Кефели, доктор философских наук, профессор

Ю. В. Николаева, кандидат исторических наук

Борзова Е. П., Бурдукова И. И., Чистяков А. Н.


© Борзова Е. П., Бурдукова И. И., 2013, Чистяков А. Н. 2013

© Электронное издание Чистяков А. Н. 2013

© Издательство «СПбКО», 2013

Предисловие

Настоящая книга подготовлена на основе популярного учебного пособия Е. П. Борзовой и И. И. Бурдуковой «Политические и избирательные системы государств мирового сообщества», вышедшей в 2004 году.

За прошедшее время в расстановке политических сил произошли существенные изменения. Поэтому в указанное учебное пособие были включены дополнительные материалы. Оно значительно увеличилось в объеме и было разбито на три книги. Настоящая вторая книга является продолжением первой книги авторов, выпущенной под названием «Политические и избирательные системы государств Британского содружества».

Во второй книге описаны Китай, Индия, Северная и Южная Кореи, а также Япония. В качестве дополнений в нее включен ряд схем, иллюстрирующих структуру политических систем, а также относящиеся к теме выдержки из доклада Национального Разведывательного Совета (NIC), который является центром среднесрочного и долгосрочного стратегического мышления в США, опубликованные в декабре 2012.


Рис. 1. Связь общества и политики. (Сидельникова Т. Т., Темников Д. А., Шарагин И. А. Политология. Комментарии, схемы, афоризмы. М. Владос. 1999. С. 70)


Рис. 2. Схема функционирования политической системы. (Сидельникова Т. Т., Темников Д. А., Шарагин И. А. Политология. Комментарии, схемы, афоризмы. М. Владос. 1999. С. 71)


Рис. 3. Типы политических систем. (Сидельникова Т. Т., Темников Д. А., Шарагин И. А. Политология. Комментарии, схемы, афоризмы. М. Владос. 1999. С. 75)

Политическая и избирательная системы Индии


Первые государственные образования в Индии возникли в северной части огромного полуострова, носящего название Индостан, в долинах рек Инда и Ганга и их притоков, где существовали наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием.

С середины второго тысячелетия до н. э. с северо-запада на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили раннюю древне-индскую цивилизацию. Коренное население было покорено и ассимилировано, отчасти изгнано в менее плодородные районы Индостана.

Основными периодами в истории государства Древней Индии можно считать следующие: 1) государства в долинах Инда и Ганга (II тысячелетие до н. э. – IV в. до н. э.), 2) централизованное государство Маурьсв (IV–II вв. до н. э.), 3) кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н. э. – IV в. н. э.). Наибольшего расцвета экономика Древней Индии достигла в VI–III вв. до н. э., а долины рек были превращены в важнейшие земледельческие районы страны.

Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн, которые сложились как замкнутые социальные группы, неравные по своему правовому положению. В священных книгах древних индийцев повествуется главным образом о четырех варнах. В законах Ману говорится о варне жрецов (брахманов), о варне воинов (кшатриев), о варне земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и о варне слуг (шудр). Деление на варны (касты) было освящено брахманской религией и поддерживалось на протяжении всех древних этапов истории.

К концу II тысячелетия до н. э. на территории Северной Индии образовались небольшие государства, между которыми вскоре началась борьба за господство. В результате междоусобной войны к первой половине VI в. до н. э. на территории Индостана сложилось несколько государств. Из них по своей величине и значению выделились два государства, образовавшиеся в бассейне реки Ганг: Магадха и Кошала. В VI и V вв. до н. э. между этими государствами вновь развернулась борьба за гегемонию. В V в. до н. э. цари Магадхи окончательно покорили царство Кошала и присоединили к себе еще ряд соседних государств.

В этот период в бассейне другой реки – Инда существовало большое число мелких государств, преимущественно монархий, хотя были и государства-города с республиканской формой правления. Ожесточенная междоусобная борьба между этими государствами ослабляла их перед лицом внешних врагов. Персидские цари, захватив большинство северо-западных индийских государств, превратили их в провинцию под единым управлением. После падения персидского царства под ударами войск Александра Македонского (IV в. до н. э.) индийские земли долины реки Инд вошли в состав Македонской монархии.

После смерти Александра Македонского в Индии вспыхнуло мощное освободительное движение против захватчиков. Возглавил эту борьбу Чандрагупта Маурья, основавший новую династию. После изгнания греческих гарнизонов страна была объединена, и в Индии впервые было создано централизованное государство, включавшее в себя территорию почти всего Индостана.

Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла в период правления Ашоки (около 273–232 гг. до н. э.), внука Чаидрагупты. Во время его правления завершилось объединение индийских государств в единую сильную монархию. Единое индийское государство при Ашоке получило международный авторитет, однако после его смерти распалось и на его месте образовалось большое число самостоятельных небольших государств.

Во II–I вв. до н. э. индийские государства не могли оказать сопротивления скифским племенам (сакам), которые на севере Индии создали свое индоскифское (Кушанскос) царство. В IV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов, в котором феодализм становится ведущим укладом в экономике.

Наряду с монархическими формами правления в ряде индийских государств существовали республики. В период правления Маурьев Индия не была типичной восточной деспотией. Своеобразие государств в Древней Индии состояло в том, что в них продолжали сохраняться некоторые институты и элементы военной демократии (народные собрания, советы старейшин и др.). Царь (раджа или магараджа), хотя и считался, по учению брахманов, представителем бога на земле, но его власть не была безграничной, так как брахманы имели определенные возможности влиять на его деятельность.

Политические и религиозные трактаты дают подробное освещение деятельности царей и структуры аппарата управления государством. У царя в Индии эпохи Маурьев были широкие полномочия: назначение и увольнение высших и низших должностных лиц, строительство крепостей, оросительных систем, дорог, портов и т. д., командование армией. Царям принадлежали и законодательные функции, но они были ограничены. Правовые акты и распоряжения царей должны были быть согласованы с религиозными предписаниями, цари осуществляли судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками.

Важным органом в эпоху Маурьев был паришад, состоявший из брахманов и рабовладельческой аристократии, который давал советы царю по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В государственном аппарате чиновники четко делились на две группы – чиновников центрального и местного управления. Среди высших чиновников особое положение занимали: главный советник и жрец царя (нурохита), командующий армией (сенаиати), высший сановник по судебным делам (охармадъякша) и др. Центральный аппарат управления в Индии, как и в других странах Древнего Востока, разделялся на три ведомства: военное, финансовое и публичных работ.

Местное управление в Индии было очень сложным, так как наряду с чиновниками назначаемыми центральными ведомствами, действовали и выборные чиновники в общинах. В государстве Маурьев выделялись области, находившиеся под управлением и контролем царя, и провинции, обладавшие некоторой автономией, в которых управление принадлежало представителям аристократии или родственникам царей. Провинции, как правило, делились на округа, а округа – на районы (вишайе). Низшей территориальной единицей была община (гана).

В VI–XII вв. Индия представляла собой совокупность многочисленных государств – княжеств, экономически не связанных между собой, объединявшихся время от времени в результате войн вокруг крупнейших княжеств. Такие политические образования как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов, Чалукьев были непрочными, отдельные княжества входившие в них сохраняли своих старых правителей. Непрочность этих империй усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из нескольких мелких общин, борьбу с которыми вело центральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата. Индусские государства этого времени были монархиями, во главе которых стояли махараджи. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника.

Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати. Индусская политико-религиозная концепция «девараджи» («хорошего царя»), исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение особой дхармы (обязательности). Одной из обязанностей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями (дананга). Махарадже помогали советники (монтри паришад). В государственном аппарате значительное место принадлежало военным и сборщикам налогов. Эти функции на местах, как правило, совмещали одни и те же лица.

Империи Гуптов и Харши были разделены на провинции (деша, бхути), управляемые начальниками пограничных областей (гонтри) или наместниками (упарика). Провинции делились на округа (вишая). Самой мелкой административной единицей была сельская община во главе со старостой (грамиком).

Во второй половине XII века начались завоевательные походы афганских правителей. Султанам из династии Гуридов потребовалось всего два десятилетия для установления господства над всей Северной Индией, ибо феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения. Завоеванные области включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадским халифом в качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Делийского султаната с остальным мусульманским миром не прервалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных группировок чужеземной феодальной знати: среднеазиатских тюрков, таджиков и персов. Подчеркивая эту связь, султаны формально признавали сюзеренитет сначала багдадских, а затем безымянных халифов. Завоевательные войны и утверждение власти мусульманских феодалов в Индии привели к определенной трансформации индийского феодализма.

В эго время расширяется государственная собственность на землю. Земли бывших индусских князей, изгнанных или истребленных в процессе завоевательных войн, переходят в фонд государственных земель.

Государственная собственность укрепляла позиции чужеземной знати, помогала ей подавить сопротивление индусских владельцев с помощью сильного государства. С государственных земель взимался налог-рента, часть которого поступала в казну, часть – присваивалась феодалами. Все государственные земли в Делийском султанате делились на две категории: халиса и икта. Землями халиса ведали налоговые чиновники государства, землями икта – феодальные держатели-иктадары на условиях несения военной службы в пользу султана.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов. К централизации толкала правящую элиту угроза монгольского завоевания и отсутствие поддержки со стороны местного населения внутри страны. Делийский султанат был деспотическим государством, там не было общепризнанного порядка престолонаследия. Ислам предписывал султану выполнение ряда обязанностей: защиту веры и толкование священного закона, установление мира среди подданных, защиту территории мусульманского государства, укрепление его границ, ведение войн против врагов ислама, собирание налогов, распределение государственных доходов.

В Делийском султанате не было какой-либо признанной системы государственных органов. Султан вершил дела с помощью тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административной единицей был паргана (район), включающий ряд деревень. Наместники провинций пользовались почти полной автономией во всех внутренних делах своей области, особенно в конце существования Делийского султаната. Провинции копировали центральную администрацию.

Войны султаната привели к созданию в первой половине XIV в. огромной империи, включавшей значительную часть территории Индии.

Но уже в конце XIV в., в результате нашествия Тимура, в Индии вновь восторжествовала феодальная раздробленность. Непрерывные мятежи феодалов привели в начале XVI в. к покорению Северной Индии одним из потомков Тимура Бабуром, бывшим правителем Ферганы, который основал в 1526 году династию Великих Моголов.

Моголы всю завоеванную землю передавали в фонд халисе. Только падишах имел право жаловать землю феодалам в форме условного военного пожалования – джагира, когда даровалась не сама земля, а лишь право сбора ренты с крестьян. Джагирдары, мусульманская знать, получали землю на условиях содержания определенного количества наемной конницы, из которой и состояла государственная армия – главная опора могольских правителей.

Могольская Индия восприняла многие государственные институты и принципы управления, которые были ранее свойственны Делийскому султанату, она была деспотическим государством, основной опорой которого являлась армия и разветвленный бюрократический аппарат, которому были характерны элементы дворцово-вотчинной системы управления, сепаратизм отдельных феодальных групп и крупных общин. Во главе государства Великих Моголов стоял падишах, центральная фигура всей административной и судебной системы Индии.

Падишах Акбар в 1574 году ввел административную систему, которая просуществовала до распада Могольской империи, так называемую систему «мансабдари». На основе этой реформы весь бюрократический аппарат был построен по военному образцу. Высшие чиновники были разделены на 33 ранга. Установленные ранги соответствовали числу наемных всадников, которых они обязаны были выставлять. Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками – хакимами. В каждую область независимо от хакимов назначались фоуджидары – военные начальники, ведавшие военными делами, гомашты сборщики налогов, и начальники городов – котвалы.

В XVI в. к берегам Индии прибыли первые европейские колонизаторы – португальцы, за ними – голландцы, французы, англичане. К середине XIX в. Англия, после ряда войн, полностью подчинила себе Индию, которая на долгие десятилетия превратилась в крупнейшую колонию британской империи. По словам королевы Виктории Индия была «жемчужиной в короне Британской империи». Эпоха европейского колониализма в истории Индии имела двоякое значение. С одной стороны, метрополия развивала железные дороги, банковскую систему, закладывала многие отрасли производства, содействовала созданию новых, нетрадиционных элементов социально-политического устройства. Так, в провинциях были созданы подобия законодательных собраний, в их состав входили влиятельные местные лица. В столице колонии – Дели – собиралась Имперская ассамблея, в которую входили князья называвшиеся советниками императрицы Виктории. Фактическая власть находилась в руках колониальной администрации, возглавлявшейся наместником монарха (по существу английского правительства) – вице-королем Индии. Тем не менее, постепенно рос социальный слой образованных индийцев, в 1885 году ими была создана политическая партия ИНК – Индийский национальный конгресс, которая способствовала продвижению местных чиновников в колониальную администрацию.

В начале XX в. движение за национальное освобождение стало набирать новую силу. В 1905 году во многом под влиянием русской революции активизировалось национально-освободительное движение в Индии. Раздел Бенгалии на мусульманскую и индуистскую части послужил поводом к кампании гражданского неповиновения. Эти выступления (харталы) с 1905 года охватывали почти все население городов. Индийцы во время хартала не работали на англичан, не покупали британских товаров.

ИНК выступал за сварадж (самоуправление) и свадеши (свое производство, независимое от британского капитала). Колонизаторы пошли на небольшие уступки индийцам, расширили их представительство в органах власти. В 1911 году был отменен раздел Бенгалии. Тогда же столица была перенесена в Дели.

В первой мировой войне индийцы участвовали в составе британской армии. В борьбе Индии за независимость от метрополии проявилась деятельность двух выдающихся политических лидеров Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру.

Махатма Ганди вошел в историю как «отец индийской нации», он апеллировал к ценностям и традициям индийской культуры, был убежденным противником насилия и призывал выражать свой протест в несотрудничестве с колонизаторами: отказе платить налоги и выполнять приказы, не покупать английских товаров и заниматься «самообеспечением» за счет домашнего производства. М. Ганди выдвинул лозунг «Заполним собой тюрьмы», чтобы сорвать с лица колониальной системы маску либерального гуманизма. Идеи и призывы Ганди находили благоприятную почву: простые индийцы видели в нем героя, он был подлинно народным политическим лидером. Джавахарлал Неру вошел в историю как «архитектор независимой Индии». Он отличался от М. Ганди европейским образованием, полученным в Англии, рациональным складом ума, прагматизмом и рационализмом, блестящими организаторскими способностями, что позволило ему стать одним из выдающихся политических деятелей XX в. В конце 1920 году Неру стал лидером ИНК и начал последовательное движение к достижению национальной независимости.

В 1935 году был введен закон об управлении Индией, который превратил страну в федерацию территорий и княжеств. В 1937 году были проведены выборы в региональные органы власти, которые принесли победу ИНК.

Начало Второй мировой войны потребовало от руководства ИНК определиться с позиций Индии. Ганди склонялся к сотрудничеству с английскими властями во имя общего «военного усилия». Неру выдвинул в качестве условия поддержки Великобритании в войне – предоставление Индии независимости после войны. Тем не менее, за весь период войны и сразу после нее, правительство Англии продолжало маневрировать и всячески оттягивало вопрос о предоставлении независимости. Процесс борьбы за независимость усугублялся наличием политических разногласий между лидерами ИНК и лидерами Мусульманской лиги (МЛ), которые претендовали на «самоопределение» индийских мусульман. Англия умело пользовалась этими разногласиями, признавая возможность создания «мусульманской» Индии – Пакистана. Идея раздела страны и образования Пакистана превратилась в реальную перспективу, а надежда Ганди и Неру на создание единой независимой Индии стала казаться неосуществимой мечтой.

В феврале 1946 года произошло вооруженное восстание в Бомбее – в частях индийских ВВС и ВМС. Англичане были уже настолько дискредитированы, что ИНК и Мусульманская лига не соглашалась ни на что иное, кроме независимости. 15.08.1947 Закон о независимости Британской Индии вступил в силу. Бывшая «жемчужина в короне Британской империи» была поделена по конфессиональному принципу на два доминиона – Индийский Союз и Пакистан – в рамках Британского содружества наций.

Первым премьер-министром стал Д. Неру. Первоочередными задачами новой государственной власти стала индианизация административного аппарата и вооруженных сил, работа по подготовке новой конституции и разработка системы отношений с субъектами федерации. Проблема определения государственных границ Индии оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу. Вхождение княжеств в Индию или Пакистан, согласно положениям Закона о независимости Индии 1947 года, зависело от волеизъявления их правителей. В период с 1947 по 1949 гг. 555 из 601 княжества присоединились к Индии (остальные вошли в состав Пакистана).

Процесс интеграции княжеств с доминионом в целом ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжестве Джамму и Кашмир. Это послужило в дальнейшем причиной нескольких военных конфликтов между Индией и Пакистаном в 1948–1949, 1965, 1971 гг. События в Кашмире усилили напряженность между индусами и мусульманами. Кровавые столкновения на конфессиональной почве происходили повсеместно и унесли жизни около 700 тыс. человек. Пытавшийся остановить конфронтацию М. Ганди был убит 30.01.1948 индуистским экстремистом. До настоящего времени тлеет конфликт по поводу Кашмира, присоединившегося (как и Хайдерабад) после раздела страны к Индии. Пакистан рассматривает Кашмир как оккупированную Индией пакистанскую провинцию.

В 1946 году была создана комиссия экспертов по подготовке Конституции, которую возглавил Неру. После долгих обсуждений различных проектов и предложений к ноябрю 1949 года комиссия подготовила, а Учредительное собрание одобрило окончательный вариант Конституции. 26 января 1950 года Конституция Республики Индия вступила в силу. Индия покончила со статусом доминиона Великобритании и стала полностью суверенным государством, входящим в состав Содружества наций (бывшего Британского). 26 января стало Днем Республики, который отмечается ежегодно. Согласно конституции Индийский Союз провозглашался суверенной парламентарной республикой, основанной на принципах демократизма и секуляризма и представлявшей собой федеративное государство (союз штатов).

Совет министров в Индии является коллегиальным органом, куда входят руководители всех центральных правительственных ведомств во главе с премьер-министром, который ответственен перед парламентом. Высший орган законодательной власти – Центральный парламент, состоящий из двух палат: Народной палаты (Лак сабха) и Совета штатов (Раджья сабха). Княжества были упразднены, Индия разделилась на штаты.

Общим языком Индийского Союза провозглашался хинди, употребляемый в графике деванагари, однако в течение 15 лет со дня принятия конституции английский язык должен был употребляться на официальном уровне. Конституция перечисляла 15 основных языков Индии, получавших статус «национальных»: тамили, каннада, малаялам, телугу, ассами, бенгали, гуджерати, хинди, кашмири, маратхи, ория, пенджаби, сиидхи, урду, санскрит.

Индия принадлежит к числу самих многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям, является наиболее развитой и дифференцированной по сравнению с другими развивающимися странами Азии. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях, приводят к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях – союзном и штатов. В современной Индии существуют следующие крупные политические партии:

Бхаратия джаната парти – БДП (Bharatiya Janata Party – BJP). Основана в апреле 1980 года в результате раскола в Джаната парти. Выражая интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев, она стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности, выступает за децентрализацию экономической власти в стране, усиление частного сектора и т. д. Следует отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, «центрирование» позиций этой прежде крайне правой партии. Растущая популярность БДП была обусловлена не только взрывом традиционалистских и националистических настроений в стране в последнее десятилетие, но и некоторыми изменениями в политике партии. Она все больше носит сбалансированный и умеренный характер. В феврале-марте 1998 года на внеочередных парламентских выборах победу одержали БДП и ее союзники. 19.03.1998 президент Р. К. Нараянан привел к присяге нового премьер-министра А. Б. Ваджапаи, провозгласившего стратегию нового правительства, направленную на «укрепление национальной независимости, решение главных социально-экономических проблем Индии при опоре на собственные силы в сотрудничестве со всеми политическими и общественными партиями и организациями страны». Новое правительство продолжило политику экономической либерализации с использованием рыночных рычагов и методов управления при расширении сферы деятельности частного сектора и привлечении иностранных капиталовложений в целях ускоренного технического перевооружения и модернизации индийской экономики. Внешнеполитический курс Индии характеризовался большей жесткостью, что привело к очередному обострению отношений с соседним Пакистаном в результате проведения в 1998 году серии ядерных испытаний и растущего несогласия сторон по вопросам разрешения Кашмирской проблемы. Нестабильность коалиционного правительства БДП приводит к правительственным кризисам. В 2000–2001 гг. разгорелся новый коррупционный скандал, захлестнувший БДП.

На страницу:
1 из 3

Другие книги автора