bannerbanner
Категория «привходящего». Том 2
Категория «привходящего». Том 2

Полная версия

Категория «привходящего». Том 2

Язык: Русский
Год издания: 2011
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Боэций комментирует разновидности общей неопределенности, будто совсем забывая об Аристотеле, – иначе самопроизвольность определяется в пространстве, а случай во времени. »И есть две причины, которые называются началами всякой вещи по привходящему признаку, а именно место и время. И обо всякой вещи, рожденной или сделанной во времени и в месте, говорится, что данное место и данное время являются ее началами по совпадению».[166] – Причинность неправомерного превращения сути вещи в нечто привходящее к таковой распределяется по фазам перехода приблизительно. Неведомая ошибка располагается в привходящей пространственности сути вещи, а разоблачение обмана обусловлено вторжением времени в созерцание. «А то, что неделимо не по количеству, а по виду, ум мыслит в неделимое время и неделимой частью души, однако привходящим образом, и не поскольку делимо то, чем ум мыслит, и время, в которое он мыслит, а поскольку они неделимы».[167] Но ум ошибается в неделимом, когда мышление временно. И в этом смысле ум ошибается по существу, а не мыслит привходящим образом.

Ошибка делается в онтологическом тексте, а обнаруживается только в феноменологическом контексте. Контекст вырастает из неуверенности в выборе между «знать» и «не знать» текст. претворяя в жизнь некоторый замысел текста, контекст достаточно случаен в нем. С занятого привилегированного положения в тексте контекст отстраняется как временная и тягостная формальность. Смены контекста по всякому предварительному выбору цели только засоряют текст бесконечным частным содержанием.

3.5. Привходящие причины для привходящего

Привходящее отстоит далеко не только от простой сущности, но и от становящейся составной сущности. Оно может либо быть, либо не быть, не возникая и не уничтожаясь. Брентано считает это прямым следствием того, чтопричина привходящего также всегда случайна. Внезапность привходящего тем не менее может иметь любую длительность, ибо привходящее – момент времени, а не движения (суждение опрометчиво; возможно – наоборот). «И подобным образом дело обстоит и с «теперь» во времени. Оно также не может находиться в состоянии возникновения и уничтожения и все же постоянно кажется иным, что показывает, что оно не сущность».[168] Поэтому из совокупности четырех причин[169] самого по себе сущего Аристотель пытается выбрать и приписать привходящему одну материальную. Ведь и сама материя «есть именно потому, что она невозникшая».[170] Тогда все остальные причины: формальная, целевая и движущая, – для привходящего будут как раз второстепенными.

Движущая причина в пределе есть неподвижное перводвижущее. «Если нет ничего вечного, то невозможно и возникновение: в самом деле, при возникновении должно быть что-то, что возникает, и что-то, из чего оно возникает, а крайний член ряда должен быть невозникшим, если только ряд прекращается, а из не-сущего возникнуть невозможно».[171] Привходящее же близко к не-сущему и возникает только привходящим образом, – несмотря на почти полную невозможность этого. Минимальная степень присущности вещи определяет и вырождение становления в аморфное «сильнее-слабее». Боэций говорит о привходящем признаке мягко: «меняется».

Целевая причина очевидно в конце концов кладет предел своему осуществлению. «Там, где есть возникновение и движение, там должен быть и предел… И не может возникать то, что не в состоянии быть возникшим».[172]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Дипломная работа. Высшая религиозно-философская школа. Санкт-Петербург. 1996.

В сокращенном варианте (без предисловия) см.: Мария Николаева. Категория «привходящего» и выражение «привходящим образом» в «Метафизике» Аристотеля. //Богословие. Философия. Культурология. Труды Высшей Религиозно-Философской школы. № 4. Спб: ВРФШ. 1997.

2

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. //Время и бытие. М.: Республика. 1993. – С. 83-86.

3

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М.: Лабиринт. 1994. – С. 62. – § 70.

4

Фихте И. Г. Основа общего наукоучения. //Соч. в 2-х тт. Т. 1. СПб: Мифрил. 1993. – С. 240.

5

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль. 1971. – Т. 2. С. 18-19.

6

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: Наука. 1992. – С. 52.

7

М. Хайдеггер. Бытие и время. П. 36. Любопытство.

8

Аристотель. /1051b26/.

9

См. гл. 4.2.

10

Аристотель. /1003b22-35/.

11

Ср. Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат. 3.3411.

12

См. гл. 5.2.

13

Ср. Гегель. Наука логики. Т. 2. С. 9-10.

14

Ср. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. С. 246.

15

Ср. Фихте. Очерк особенностей наукоучения. П. 1.

16

См. гл. 4.1.

17

Ср. Гегель. Наука логики. Т. 3. С. 36.

18

Аристотель. /1089b24-28/.

19

Там же. /1082b1-4/.

20

Ср. Декарт. Метафизические размышления. Ч. 6.

21

См. гл. 5.1.

22

Аристотель. /1025b10/.

23

Ср. Платон. Филеб. С. 12

24

Аристотель. Метафизика. Кн. 5. Гл. 30.

25

Фихте. Основа общего наукоучения. С. 240.

26

Ср. Декарт. Начала философии. 1.35. С. 441.

27

Аристотель. /1058a23/.

28

См. гл. 3.3.

29

См. гл. 2.3.

30

Хайдеггер. Изречение Анаксимандра. С. 46.

31

Аристотель. /1051a34-64/.

32

Ср. Гегель. Лекции по истории философии. Т. 2. С. 226-227.

33

См. гл. 3.4.

34

См. гл. 3.5.

35

См. гл. 2.3.

36

См. гл. 3.2.

37

См. гл. 4.4.

38

Аристотель. /1017a7-23/.

39

Там же. /1055b1-2/.

40

Там же. /1055a34/.

41

См. гл. 2.3.

42

См. гл. 3.5.

43

Аристотель. /1028a13-b4/.

44

Там же. /1007a17-35/.

45

Brentano. Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. 2 Kap.

46

Боэций. Комментарий к Порфирию.

47

Гегель. Наука логики. Т. 2. С. 18.

48

Брентано. Там же.

49

Аристотель. Метафизика. Кн. 5. Гл. 7.

50

Там же. /1051b12-13/.

51

Брентано. Там же.

52

Аристотель. /1037a26-b2/.

53

Там же. /1030a6/.

54

Брентано. Там же.

55

Боэций. Там же.

56

Брентано. Там же.

57

Аристотель. /1026b14/.

58

Брентано. Там же.

59

Там же.

60

Там же.

61

Хайдеггер. Время и бытие. С. 402.

62

Брентано. Там же.

63

Аристотель. /1027b33-28a2/.

64

Там же. /1061b3-13/.

65

Брентано. Там же.

66

Аристотель. /1051b4/.

67

Там же. /1028a1/.

68

Там же. /1027b25-27/.

69

Брентано. Там же.

70

Аристотель. /166b29-36, 179a25-180a21/.

71

Там же. /1029a26/.

72

Там же. /430b14-16/. См. гл. 5.5.

73

Аристотель. /1007a22/.

74

Там же. /1056a21-24/.

75

Там же. /1011a20/.

76

См. гл. 2.4.

77

Аристотель. /1027a8/.

78

Там же. /1027b28/.

79

Там же. /1057b2/.

80

Там же. /1058a23/.

81

Там же. /1027a14/.

82

См. гл. 2.1.

83

Аристотель. /1026b27-32/.

84

Там же. /1069b33-34/.

85

Там же. /1027a10/.

86

Там же. /1027a18/.

87

Там же. /1027a26-27/.

88

Там же. /109a34-110a22/.

89

Schwengler. Die Metaphysik der Aristoteles.

90

Аристотель. /1087b34-88a6/

91

Брентано. Там же.

92

Аристотель. /1088a18-b2/.

93

Там же. /1089b12/.

94

См. гл. 4.2.

95

Аристотель. /1021a27-33/.

96

Там же. /1021b8/.

97

См. гл. 1.2.

98

Аристотель. /1057a3-7/.

99

Там же. /1057a9-12/.

100

Там же. /7a7-8, 23-30/.

101

Там же. /1068a10-13/.

102

См. гл. 5.3.

103

Кант. Критика чистого разума. С. 96.

104

См. гл. 5.2.

105

Аристотель. /1011a31/.

106

Там же. /1011b4/.

107

Там же. /1011b12/.

108

Там же. /1025a14-35/.

109

Боэций. Там же. С. 33.

110

Там же. С. 102-103.

111

См. гл. 5.2.

112

Гегель. Наука логики. Т. 2. С. 191.

113

Там же. С. 205.

114

См. гл. 3.5.

115

Аристотель. /1070a9-13/.

116

Там же. /1041b5/.

117

Там же. /1024b10-12/.

118

Там же. /1033b12/.

119

Там же. /1033a28-30/.

120

Там же. /1035b32/.

121

Там же. /1030a7/.

122

Там же. /1037a26-b6/. – См. гл. 2.1.

123

Там же. /1032a21/.

124

Там же. /1032b34/.

125

Там же. /1044b27/.

126

Там же. /1069b14/.

127

Там же. /1075a34/.

128

Там же. /1058а23/.

129

Там же. /1071a12/.

130

Там же. /1036a7-8/.

131

Там же. /1045b18-24/.

132

Там же. /1013a27/.

133

Гегель. Феноменология духа. С. 52.

134

Гегель. Наука логики. Т. 2.

135

См. гл. 1.5.

136

Аристотель. /1065b11/.

137

Там же. /1065b9-14/.

138

Там же. /1071a8-12/.

139

Там же. /1055b7-8/.

140

Там же. /1046a29-32/.

141

Там же. /1069b33-34/.

142

Там же. /430b23-25/.

143

Там же. /1046b4-14/.

144

Там же. /318a24-27/.

145

Там же. /1037a1-2/.

146

Там же. /1036a9-12/.

147

Там же. /43a34/.

148

См. гл. 1.2.

149

Аристотель. /1026a14-17/.

150

Ср. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы.

151

См. гл. 2.3.

152

См. гл. 1.3.

153

См. гл. 1.4.

154

См. гл. 2.3.

155

См. гл. 5.1.

156

Аристотель. /1031b19-27/.

157

Там же. /1054a20-29/.

158

См. гл. 1.1.

159

Гуссерль. Идеи к чистой феноменологии. 3.1.70. С. 62.

160

См. гл. 2.4. и 5.2.

161

Хайдеггер. Европейский нигилизм. С. 83, 86, 84.

162

Аристотель. /196b25-26/.

163

Там же. /197a38/.

164


165

Там же. /1065a32/.

166

Боэций. Там же. С. 33.

167

Аристотель. /430b14-16/. – См. гл. 2.2. и 5.4.

168

Там же. /1002b6-8/.

169

Ср. Хайдеггер. Вопрос о технике. С. 222-224.

170

Аристотель. /999b13/.

171

Там же. /999b6-8/.

172

Там же. /999b9-11/.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4