bannerbanner
Преодоление времени. Эпизод 1. Классическая механика четвертого измерения
Преодоление времени. Эпизод 1. Классическая механика четвертого измерения

Полная версия

Преодоление времени. Эпизод 1. Классическая механика четвертого измерения

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Преодоление времени

Эпизод 1. Классическая механика четвертого измерения


Олег Буяльский

Счастливые часов не наблюдают.

Народная мудрость

© Олег Буяльский, 2018


ISBN 978-5-4493-9982-3 (т. 1)

ISBN 978-5-4493-9983-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

А мне всегда чего-то не хватает. Зимою – лета, осенью – весны1

Жизнь состоит из строительных кирпичей парадоксов, один из которых – нет времени задуматься о времени.

Обстоятельства давят: работа, семья, дети, хобби и неосуществимые желания, которые мутным туманом клубятся внутри или осаживаются на дно души тяжелым глиняным осадком.

Этот осадок заваливает окна нижних этажей сознания так же, как «культурный слой» закапывает по пояс в землю окна первых этажей старых зданий в центре Санкт-Петербурга.


Поэтому англосаксы назвали первый этаж «земляным» – «ground floor»?

А французы более ориентированы на цивилизацию? Ведь их первый этаж – rez-de-chaussée, в звучании которого явно угадывается «шоссе» с его асфальтом и выхлопными газами автомобилей.


Гости Северной столицы удивляются и недоумевают. Из-под асфальта современности выглядывает половинка окна, бывшего когда-то на первом этаже. Чтобы войти вовнутрь, – надо спуститься по ступенькам вниз.


«Faut-il se perdre pour se trouver?» – спрашивает реклама «Люфтганзы», что висит на здании торгового центра «Четыре сезона» в парижском деловом районе La Defense. – «Надо ли потеряться, чтобы найти себя?»

Понятно, что летчики, и бизнесмены авиаперевозок не задают риторические вопросы просто так.

«Состояние полета меняет все!» – вот их ответ, на который они намекают большими неоновыми буквами.


– Как это могло произойти? – спрашивает озадаченный турист в Петербурге. – О чем думали строители прошлого? Неужели нельзя было построить нормально, чтобы окна были над землей.

– Культурный слой, – отвечают знатоки. – Века истории оставляют за собой кучи мусора. Осадки, пыль дорог, фантики от конфет, – и корка земли поднимается, как тесто на дрожжах. Первым этажам всегда не везет. Культурный слой заваливает их в первую очередь. Постепенно культурных отложений становится так много, что из-за них уже не рассмотреть «ткань настоящего». Красота во взгляде, но взгляду мало что видно. Мешает глина истории. Чтобы что-то увидеть, надо подниматься этажом выше. Чтобы решить проблему, надо изменить точку обзора. Чтобы понять, как и что «здесь и сейчас», – надо перейти в другую систему координат.

– Ой ли!? – говорит сомневающийся. – Как-то подозрительно… Неужели предки оставили после себя столько мусора.

– Тьма веков непроницаема, – говорят знатоки. – Прошлое еще менее предсказуемо, чем будущее.

– Как это так?

– Это все из-за квантовой неопределенности. Волны вероятностей накладываются друг на друга и показывают интерференционную картинку возможностей. Так происходит до того самого момента, когда мы делаем выбор. Картинка штрих-кода наловившихся друг на друга волн – превращается в мишень, которую дырявят фотоны света, превратившись, вдруг, из волны в жесткие безжалостные частички реальности.

Присутствие экспериментатора влияет на результат эксперимента. Акт измерения следует за актом выбора. Измеряя, мы уже во многом знаем, что увидим. Красота – во взгляде. Музыка – в слухе. Чтобы родился один сценарий, все другие должны умереть. Боливар быстро выдыхается, он не может нести всех сразу.


«Bolivar, he’s plenty tired, and he can’t carry double», – спокойно констатирует герой рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». – «Боливар устал, он не выдержит двоих».

Герой рассказа столкнулся с непростым выбором между дружбой, выгодой и жизнью.


– Какой ужасный выбор! Неужели невозможно его избежать?

– В теории – все возможно. В 1959 году Хью Эверетт встретился в Копенгагене с Нильсом Бором2.

Физики – тоже люди. Собрались на вечеринку, выпили, закусили.

Что пили – история умалчивает, но после этой встречи Эверетт придумал теорию ветвящихся вселенных.

Каждая возможность осуществляется. Если не в этом мире, то в каком-то другом. Правда вселенных получается очень много, – столько, что и не сосчитать.


Das ist fantastisch!

Но звучит как-то нереально… Множественные вселенные, все возможности осуществляются… Просто Вадим Зеланд какой-то и «Трансферинг реальности».

«Все эти „практики“ пишутся теми, у кого и так все есть», – говорят скептики и мизантропы. – «Деньги к деньгам. А кто был никем, то ни хрена иметь не будет».


Другие физики отнеслись к идеям ветвящихся вселенных скептически, включая и самого Бора.

Не найдя признания своих идей, Эверетт покинул физику и занялся консультированием бизнеса в области математических методов оптимизации. Заработал на этом много денег.

Красота во взгляде, музыка – в слухе.

А что делать простому человеку?

В Питере, например, не сидят сложа руки, а делают из заваленных культурным слоем окон, – входы в магазины и кафе. А для лучшего обзора из других «заземленных» окон – копают приямки.

Питер – особый город, местные жители которого склонны к философическому осмыслению реальности. Злые языки говорят, что это из-за болотных испарений. «Нева» – по-фински – «болото».


Освальд Шпенглер в «Закате Европы» противопоставляет «крестьянина» Достоевского – «революционеру» Толстому. Достоевский «по Шпенглеру» – выразитель зарождающейся русско-сибирской цивилизации, магической по своей природе, а Толстой – «западник», наследник Петра Первого, продолжатель индивидуализма доктора Фауста и предтеча большевиков.

Не обошлось без парадоксов. Если для Шпенглера Толстой – западник, то для нас автор «Войны и мира» однозначно ассоциируется с «матушкой – Москвой – золотой – головой». Кое-кто до сих пор в шутку называет Москву «большой деревней», а сюжет «Преступления и наказания» – возможен только в декорациях Петербурга, о котором Шпенглер пишет, как о дымке, которая, кажется, вот-вот и – «уйдет с лица земли с туманом».


– Такое отношение не удивительно, – скажет кто-то. – Люди всегда завидовали чужому успеху, все необычное вызывает отторжение или осуждение. Если кто-то не похож на нас, то это – подозрительно, и не может быть объяснено иначе, как действием злобных сил.

– Может быть так и есть. Одно несомненно: приямок полу закопанного окна – это материальное воплощение идеи Платона о том, что человек живет как бы в пещере. В глубине пещеры горит огонь. Человек видит тени, которые люди, события и вещи отбрасывают на стену. Приямок – это маленькая пещера.


Платон использует аллегорию пещеры в 7 книге диалога «Государство»:

«Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры… С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине… разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?»

«Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?.. А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернётся он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?»


Завалил ли окна первых этажей старых питерских зданий культурный слой или это глина, взявшаяся откуда-то по неясной причине – «это науке неизвестно». Об этом говорил еще подвыпивший лектор в кинофильме «Карнавальная ночь».


«Прошу всех взглянуть на небо! Снизу звездочки кажутся маленькие-маленькие. Но стоит только нам взять телескоп, и посмотреть вооруженным взглядом, как мы уже видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки… Лучше всего, конечно, пять звездочек. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела… А-ха-ха-ха… Асса!»


Глина может являться частью плодородного слоя почвы, но на самой глине ничего не растет. Питательный потенциал почвы, культурный слой, – образуется из разлагающихся остатков неосуществленных планов, забытых мечтаний, павших героев, сожженных еретиков, опровергнутых законов и опровергнутых фактов.

В своем третьем диалектическим законе Гегель сказал, что зерно должно прекратить свое существование, чтобы появился колос. Быть зерном и колосом одновременно – невозможно. Но человека неотвратимо тянет к противоположному. Необоримо желание «и на елку влезть, и хвост не ободрать».

Необычайно популярна идея-мечта о том, чтобы «все и сразу», и чтобы «у нас все было, и нам за это ничего не было».

Эта идея – интернациональна.

Популярная французская пословица гласит: «Vouloir le beurre et l’argent du beurre. – Хотеть и масло, и деньги за масло».

Если зерно откажется от себя, то появится колос со множеством зерен. На языке менеджмента это называется – повышение эффективности и продуктивности. Это когда делаешь гораздо больше – с меньшими затратами.

На языке саморазвития говорят более кратко:

«Будь другим, чтобы стать собой».


Идеи эффективности и продуктивности, иногда, подаются в упаковке, вызывающей удивление и даже шок.

Фредерик Перлз, основоположник гештальт-терапии считал, что психологически зрелый человек должен быть глуп, ленив и аморален.

Глуп, для того, чтобы не додумывать за других.

Ленив, чтобы не делать то, что не просят.

Аморален затем, чтобы не судить других.

Это немного похоже на взгляды кого-то из немецких военных стратегов на то, какими бывают офицеры.

Глупые и ленивые – они не приносят вреда, их можно оставить в покое.

Умные и трудолюбивые – прекрасные офицеры штаба. От их внимания не ускользнет ни одна деталь.

Трудолюбивые тупицы. «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет». Они изнуряют себя, сеют хаос и неразбериху, создают ажиотаж, нагружают окружающих ненужной и бесполезной работой. Таких следует изолировать, чтобы минимизировать ущерб окружающей среде: физической и социальной.

Именно о подобных людях говорил Конфуций, когда продвигал идею «недеяния» и сетовал на то, что многие проблемы мира происходят от излишней активности администраторов.

Умные бездельники – глашатаи Закона сохранения энергии, альтернативно известного, как Закон минимизации усилий.

Алгоритм действий подобных людей прост: «Не делай!

Если не делать невозможно, – делегируй!

Если делегировать невозможно, сделай сам – максимально эффективно: минимум усилий, минимум времени, максимум результата!».

Эта последовательность не имеет обратного порядка3.


Чтобы понять проблему и решить вопрос, надо подняться по ступенькам на следующий этаж. Или запрыгнуть на него с разбега. Бывает, что препятствия преодолеваются именно так.

Чтобы ответить на вызов времени, то есть решить проблему его избытка или нехватки, надо… забыть о времени.

«Счастливые часов не наблюдают», – говорят в народе.

«Vox populi – vox Dei – Глас народа, глас – божий», – говорит известная поговорка.

Правда тут же встает другой вопрос:

«Как стать счастливым?»

«Как испытать это опьяняющее чувство?»

И желательно – не разово, а «купаться в счастье» постоянно, то есть без перерывов на серую суету будничной неразберихи, протекающую в попытках упорядочить повседневную неустроенность, являющую себя в тысячах образах и миллиардах оттенков.

– И если счастья нет, и оно «не пришло», – что делать в промежутках между счастливыми мгновениями, в неощутимой длительности которых время остановило свой бег?

Каждое поколение на собственном опыте убеждается в справедливости того, что «благими пожеланиями выслана дорога в ад». Можно долго ждать, и так ничего и не дождаться.

Правда, на Востоке говорят, что «все приходит к тому, кто умеет ждать».

Так, все-таки ждать или не ждать?

Терпение – это от слова терпила, или словесное обозначение добродетели?

Непонятно…

Со временем много непонятного.

Когда многое непонятно, а идеи – противоречивы, то это – признаки – хаоса. Или, по крайней мере, неизвестного, «непознанного».

Впрочем, общественное сознание ставит знак равенства между «непознанным» и хаосом. За пределами населенной ойкумены4 простираются бескрайние просторы непознанного и неупорядоченного хаоса, волны которого накатывают на берег суши, отвоеванной у вод мирового океана, в недрах которого скрываются цветастые чудовища, картинками которых из интернета только детей пугать.


«Фауст» Гете читается довольно сложно. Уже нет времени, да и желания, – вгрызаться в пассажи витиеватого стиля и многоэтажные построения метафор, гипербол, аллегорий и не всегда прозрачных аллюзий-намеков, вынуждающих «ломать глаза» на мелком шрифте комментариев в конце основного текста.

Однако, спасибо интернету, легко найти сайты, где канва основных классических произведений предлагается «in brief – в кратком изложении».

Кто-то из словесников закатывает глаза в праведном негодовании: «Как можно читать классиков в кратком изложении?». Но лучше уж так, чем совсем ни как. Омар Хайам не всегда прав5.

Чем заканчивается «Фауст»?

Фауст ослеп, но решает строить плотину на благо людей. Волны хаоса не должны захлестывать берег порядка.

Фауст слышит звуки стройки и радуется. Он не понимает, что это ночные духи копают ему могилу по приказу Мефистофеля.

Фауст так воодушевлен, что именно тогда произносит крылатую фразу: «Verweile doch! Du bist so schon! – Остановись мгновенье, ты прекрасно».

Согласно договору с Мефистофелем, после этих слов душа Фауста должна попасть в ад. Однако, бог видит, что Фауст трудится для других, и поваливает ангелам отправить главного героя в рай. Сбылись пророческие слова Мефистофеля о том, что он вечно хочет зла, и вечно причиняет благо.


Хаос выбивает из колеи, дела ввалятся из рук, времени вечно не хватает.

– Ах, если бы в сутках было 48 часов! – восклицает восходящая звезда менеджмента.

– Время, которое у нас есть, – это деньги, которых нам не хватает, – откликается циник.

– Что? – не понимает восходящая звезда.

– Да забей ты! – отвечает коллега, который уже понял, что бороться со временем бесполезно. Само собой не получается, а напрягаться – лень. Да и результат – не гарантирован. – Расслабься и получай удовольствие!

– Разве ты ни к чему не стремишься? – удивляется восходящая звезда, в голосе которой звучит осуждение. – Разве тебе не хочется чего-нибудь грандиозного?

– Мне точно не хочется к 40 годам заработать «директорский пакет»: Мерседес, инфаркт и импотенцию, – отвечает собеседник. – А ты давай, паши, паши… И не забывай, что от работы кони дохнут.

– Бывает еще хуже, – находится звезда.

– Куда еще хуже?

– Это когда ни времени, ни денег.

– Ну, тогда это рай, – смеется коллега. – Счастливые часов не наблюдают, а в рае деньги, скорее всего, не нужны.

Разговор истончается в разряженном эфире, и коллега звезды включает телевизор, смотрит футбол и убеждает себя в том, что «пивной алкоголизм» – это выдумки официальной медицины, страдающей кликушеством по поводу и без.

А звезда, борясь со сном, открывает книжку с названием, начинающимся с «Как…». Глаза слипаются, и он уже не может разобрать, к чему относится этот «как…»: как создать команду мечты, как стать миллионером, как достичь своих целей… или что-то еще «как»?

Морфей душит звезду в своих объятиях, и сознание погружается в сон: тревожный и неглубокий.

Может ли белка обогнать крысу?

Борьба со временем и борьба за время – началась не вчера и закончится, явно, не завтра. «На Западном фронте без перемен»6.

В большинстве случаев люди пытаются совладать со временем двумя способами.

Самые активные, чтобы «победить» время, – идут в атаку.

Другие – «плывут по течению». Когда нарастающий шум водопада впереди не оставляет сомнений, что «будут проблемы», начинается «ацкая» гонка. Человек в панике гребет руками, ногами и другими вспомогательными средствами. В такие моменты кажется, что только рыцарь на белом коне может спасти ситуацию. Участники процесса начинают гонять друг друга по «треугольнику судьбы».


Механика «треугольника судьбы» хорошо изучена и подробно описана во множестве источников.

Жертва» ждет своего «спасителя», который, явившись, постепенно превращается в «тирана», который в свою очередь начинает ощущать себя «жертвой» по отношению к тому, кого только что спас.

– Ни одно доброе дело не остается безнаказанным, – говорят участники этого бега по кругу.

Они по-своему правы. Красота – во взгляде, но и уродство тоже – во взгляде. Каждое ухо слышит свою музыку.

Партнеры могут гонять друг друга по углам треугольника судьбы бесконечно долго: то есть все то время, которое отведено для поступательного движения вперед.

Выйти из треугольника судьбы сложно. Для этого нужно просто перестать реагировать как «собачка Павлова», пускающая слюнки при каждом звонке внешнего раздражителя. «Бей или беги!» так плотно сидит в сознании, что воспринимается человеком как что-то само собой разумеющееся.


«Атакующих» время легко узнать по тому, что они говорят:

– Я работаю с одним выходным.

– А я работаю вообще без выходных.

– Я уже три года не был в отпуске.

– Я сплю всего по 5—6 часов в день, максимум. Иногда по 4 часа. И мне этого хватает. Выпил столько кофе, что им можно было бы наполнить море средних размеров. Когда сдавал проект, не спал двое суток.


Немного затасканный анекдот ранней перестроечной поры. Встречаются Новый русский и Старый русский. Они когда-то учились вместе, теперь делятся впечатлениями от жизни.

Новый говорит: «Моя жизнь полна проблем. Яхту в Монако арестовали, счета в Швейцарии заблокировали, да еще и жена разбила Бентли».

Старый говорит: «А я уже три дня ничего не ел».

«Ну, братан, так нельзя», – удивляется Новый. – «Надо себя заставлять».


Наши возможности беспредельны, но наши ресурсы ограничены. Рано или поздно об этом начинает напоминать организм. Здоровье начинает пошаливать. Кто-то одумывается и меняет тактику.


Популярна точка зрения, что многие болезни носят психосоматический характер. Эта мысль уже воспринимается, как не требующая доказательств.

Чем больший стресс испытывает человек, тем больше шансов, что организм начнет протестовать, барахлить, и появятся «болячки».

Недостаток времени вызывает стресс, у человека появляется впечатление беспомощности.

«Все валится из рук»,  думает несчастный, и самооценка опускается «ниже плинтуса».

Глядишь, – вот уже и глаз задергался, а там – и желудок стало прихватывать.

Да мало ли еще что может забарахлить в такой сложной системе, как «тело человека». Наш «биоскафандр» устроен замысловато. Как там и что работает – до конца не ясно, но интуитивно понятно, что стресс – это плохо, а баланс и умиротворение – это хорошо.

Жизнь, как волна: пики и спады сменяют друг друга. Напрягся – расслабился, стресс – умиротворение, поднялся на гребне волны – плавно опустился, поотдыхал – встал и побегал.

Волновая теория подсказывает, что противоположности сменяют друг друга. Главное – чтобы шоу продолжалось. Насколько это «must – обязательно» – каждый решает в индивидуальном порядке7.

Постоянный пик – это постоянный стресс. Если давить на педаль газа на первой скорости, то мотор рано или поздно заклинит.


«Закидаем противника шапками больше на работает, надо что-то другое», – думает активист и начинает поглощать книжки по тайм-менеджменту или ходить на курсы по саморазвитию. А, иногда, – и то, и другое.

Бывает, что к этому «джентльменскому набору», или «набору передовой леди» добавляется очередная попытка вывести английский на уровень с каким-нибудь хитрым буквенно-цифровым обозначением, как если бы живое общение начиналось с выяснения того – «Вы чьих будете».

– У Вас английский на каком уровне?

– С5+ Ultra.

– Прекрасно! А у меня С5+ Extra Ultra. Думаю, Вам хватит навыков понять меня.


Особенно необычными выглядят попытки приняться за… китайский, который в последнее время приобрел некоторую популярность в разговорах на тему изучения иностранных языков.

Перспективы использования zhong guo hua8 – не ясны, трудности в изучении – очевидны, инвестиции во времени – колоссальны. И, тем не менее, зрительные образы иероглифов, прячущиеся в дурманящих парах чая «У лун – Черный дракон», чаруют сознание, и вот уже часы начинают отсчитывать время, утекающего в широкую воронку бесполезного.


Правда загвоздка часто в том, что читать книги получается только после «отбоя», когда время отсчитывает уже ночные часы. Ходить на курсы в условиях большого города – вообще проблема: час туда, час обратно (это если повезет). Два часа там.

Возвращение, торопливый ужин. Что-нибудь полистать перед сном. Зомбоящик остается выключенным. Передовик саморазвития думает про себя:

«Я же сознательный! Нет практике пассивного потребления информационного junk food9!».

Если «голубой экран» засветился, то – совсем плохо. Это, как говорится, уже запущенный случай. Надо сразу идти к доктору, который выпишет ручную кувалду, которой можно будет разбить телевизор.

Однако, дух консьюмеризма необорим. Желания, рождаемые жаждой потребления, не имеют дна и верхнего предела. Это как черная дыра, которая поглощает материю и становится с каждым приобретением все более ненасытной. Центростремительные силы притяжения таковы, что даже фотон света не может покинуть поверхность черной дыры. Время останавливается, проваливаясь за горизонт событий.

Разбив телевизор, человек по-прежнему жаждет информации и берется за смартфон. Время останавливается, застыв в ужасе при виде головы Горгоны с тысячью змеиных голов. Хаос убивает время. Если лучшее – враг хорошего, то наихудшее – друг плохого. Для большинства из нас друзья побеждают враждующих врагов.


В жизни все не безнадежно. Надежда, как нам часто напоминают, умирает последней. Что происходит дальше, никто не знает, потому что свидетелей к этому времени уже не остается.

Горгона погибает от руки Персея, который вооружился для этого зеркальным щитом, крылатыми сандалиями, острым кривым ножиком и шапкой невидимкой.

Зеркальный щит юмора помогал не принимать вещи по их «face value – лицевой стоимости», и не окаменеть от взгляда на Горгону.

Волшебные сандалии воображения помогали воспарить над унылым пейзажем «серых будней».

Острый нож аналитической логики Персею понять – что к чему.

Шапка невидимка уникальности и самобытности укрыла его от преследования сестер пострадавшей: если нет реакции, то нет и повода. «На каждый чих не наздравствуешься», – говорят по этому поводу в народе.

Нет худа без добра. Из скончавшейся Горгоны вышел крылатый конь Пегас, заряженный творчеством по самое не хочу. Горгона зачала его от Посейдона, бога моря-океана, волны хаоса которого с упорной лаской облизывают песчаный берег порядка.


Отбой – опять – то ли поздней ночью, то ли ранним утром. На утро – голова гудит и совсем не соображает, и снова хочется утопить себя в море кофеина.

На страницу:
1 из 3