Андрей Тихомиров
Палеоазиатские и самодийские народы. Языки, миграции, обычаи

Палеоазиатские и самодийские народы. Языки, миграции, обычаи
Андрей Тихомиров

В книге рассказывается о палеоазиатских и самодийских народы: о формировании и истории народов, обычаях, ритуалах. Привлекаются различные исторические и этнографические источники. Приведены краткие грамматики некоторых палеоазиатских и самодийских языков.

Палеоазиатские и самодийские народы

Языки, миграции, обычаи

Андрей Тихомиров

© Андрей Тихомиров, 2018

ISBN 978-5-4493-8878-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Палеоазиатские и самодийские народы

Палеоазиатские народы (от греч. палео – древний, часть сложных слов, указывающая на связь с древностью, то есть древнеазиатские) – название коренного населения Северной и Северо-Восточной Сибири, на Аляске, в Канаде и Гренландии, а также на Сахалине, Алеутских, Курильских и Японских островах.

Интересны этимологии слов частей света, Европа, например, в переводе с древнего финикийского языка звучит как «эреб», что означает «закат», так как в отношении древней Финикии европейская часть света располагалась на закате солнца, т.е. на западе. Азия от финикийского «асу» – «восход», древние греки отождествляли Азию с азийским лугом в Лидии, в Малой Азии, существовала также римская провинция Азия. Средиземное море (т.е. море среди земель) у финикийцев звучало как «Великое море заката». По одной версии слово «Африка» происходит от названия берберского племени афригии, которое жило на севере африканского материка, существовала также римская провинция Африка. Америка получила свое название благодаря картографу Мартину Вальдземюллеру (он же Гилакомилус) в 1507 г. его «Введении в космографию» по имени Америго Веспуччи, мореплавателя – флорентийца, впервые описавшего в своих письмах вновь открытые земли Нового Света, первоначально оно применялось к материку Южная Америка, затем на карте Меркатора в 1541 г. это название было распространено и на Северную Америку. Австралия с латинского «australis» – «южный». Арктика – от древнегреч. «арктос» – «медведица», в Арктике, как известно, водятся белые медведи (значит, древние греки знали об этом!). Арктос – созвездие Большой Медведицы, под которым лежит эта область. Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти» – против, т.е. лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.

К палеоазиатским народам причисляют исчезнувших коттов, аринов, асанов; а также эскимосов, алеутов и айнов. Термин «палеоазиатские народы», или «краевые народы», был введён в середине 19 в. русским академиком Л. И. Шренком для обозначения народов Северной Азии (по преимуществу окраин), являющихся остатками древнейшего населения страны, языки которых не входят ни в одну из известных языковых групп. В дальнейшем попытки объяснить происхождение палеоазиатских народов породили различные теории. Так, русский учёный В. И. Иохельсон (начало 20 в.) считал представителей этих народов потомками тех групп, которые якобы переселялись из Америки в Северно-Восточную Азию. Советские исследования (М. Г. Левина, А. П. Окладникова, Г. Ф. Дебеца и др.) установили, что палеоазиатские народы являются потомками древнейшего аборигенного (коренного) населения севрной Азии, сохранившими свои языки; другие древние племена и народы впоследствии ассимилировались с распространившимися из более южных областей народами финно-угорской, самодийской, тунгусо-маньчжурской и тюркской языковых групп.

В настоящее время исследователи ставят вопрос уже не о происхождении всех палеоазиатских народов в целом, а исследуют конкретно историю каждого отдельного народа этой группы, изучают исторические связи данного народа с другими. В хозяйстве и культуре этих народов сохранялись до недавнего времени глубоко архаические черты; только часть чукчей и коряков уже давно перешла к более развитой форме хозяйства – оленеводству. Отсталость палеоазиатских народов в хозяйстве и культуре обусловливалась удалённостью их от культурных центров, малоблагоприятной природной средой.

Палеоазиатские народы (современная квалификация):

Айны
Алеуты
Алюторцы
Ительмены
Кеты (енисейцы)
Коряки
Нивхи
Чукчи
Эскимосы
Юкагиры

Самодийские народы

Нганасаны
Ненцы
Селькупы
Энцы

Самодийские народы вместе с финно-угорскими народами входят в уральскую языковую семью. Самодийские языки, семья (по другим классификациям, группа) языков в составе генетической общности уральских языков. Включает языки: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, практически исчезнувший камасинский, вымершие маторский (моторский), карагасский и тайгийский. Самодийцы, устар. – самоеды, (летописное – самоядь) (от самэемне, на саамском языке – земля саами), 1) Старое русское название саами и других народов Севера России и Сибири. 2) Устарелое название всех самодийских народов. Финно-угорские языки делятся на следующие ветви: венгерская, представленная венгерским языком; обско-угорская, состоящая из мансийского и хантыйского языков, распространенных в северной части бассейна реки Оби; прибалтийско-финская с языками: финским, эстонским, ливским, водским, вепсским, ижорским и карельским; саамская, представленная саамским языком, на котором говорят саами (лопари), живущие на Кольском полуострове, в северной части Финляндии, Швеции и Норвегии; мордовская с двумя основными диалектами – эрзянским и мокшанским; марийская, со-стоящая из лугово-восточного и горного диалектов; пермская, включающая удмуртский язык и коми язык с коми-зырянским, коми-пермяцким и коми-язьвинским диалектами.

Сий Энико, Курс венгерского языка, Издание второе.
Танкёньвкиадо, Будапешт, 1981, с. 10.
Sz?j Eniko, Magyar nyelvk?nyv, Mаsodik kiadаs,
Tank?nyvkiadо, Budapest, 1981, oldal 9.

Айн, старинные рисунки мореплавателей,
из книги Репина Л. Б., Сквозь ярость бурь, 2-е изд., М.,
«Детская литература», 1988, с. 235

Чукотская семья перед своим домом. Август 1816, южнее Чукотского мыса, побережье Берингова моря. Рисунок Louis Choris (Википедия)

Юкагирский шамаш, 1902 г. (Википедия)

Эскимосская семья в 1915 году летнее жилище (Википедия)

Самодийское зимнее платье. Фото около 1906 года. (Википедия)

Самодийка. Конец 18 века. (Википедия)

Самодийка в летнем платье. Конец 18 века. (Википедия)

Алеут, старинные рисунки мореплавателей,
из книги Репина Л. Б., Сквозь ярость бурь, 2-е изд., М.,
«Детская литература», 1988, с. 234

Жители далеких Алеутских островов охотились в кожаных байдарах,
старинные рисунки мореплавателей,
из книги Репина Л. Б., Сквозь ярость бурь, 2-е изд., М.,
«Детская литература», 1988, с. 187

Шаман, старинные рисунки мореплавателей,
из книги Репина Л. Б., Сквозь ярость бурь, 2-е изд., М.,
«Детская литература», 1988, с. 156

Гравировка по кости, образцы чукотской резьбы, БСЭ, т. 47, с. 465

Чукотская резная кость – вид народного искусства художественной обработки кости, издавна распространённый у жителей селений северо-восточного побережья Чукотского полуострова – чукчей и эскимосов. Местные мастера вырезают из моржового клыка пластически обобщённые, жизненно выразительные фигурки животных, скульптурные группы (оленьи упряжки, охота, борьба зверей и т. д.), создают в технике гравировки (часто цветной) или рельефной резьбы на целых клыках и бытовых предметах сложные композиции, отображающие сцены быта, охоты, труда, народных празднеств, сюжеты народных сказок и др.

Из истории палеоазиатских и самодийских народов

Самоназвание приморских чукчей – ан калын («морской житель»), тундровых чукчей-оленеводов – чаучу («богатый оленями»), общее самоназвание – лыг ораветлян («настоящий человек»), отсюда другое название народа – луораветланы. По антропологическому типу чукчи принадлежат к монголоидной расе.

Образование чукотского народа, по мнению ряда исследователей, связано с проникновением оленеводов, предков чукчей, из области современного расселения коряков на северо-восток Азии в область расселения эскимосов. Часть последних была ассимилирована чукчами и вошла в состав чукотского народа. Впервые русские встретились с чукчами в 1642 г. на реке Алазее. В 1649 г. Семён Дежнёв поставил острог на реке Анадыре. С этого времени русские вступают в постоянный контакт с чукотским народом. В 1789 г. чукчи официально были приняты в русское подданство. Изолированность районов расселения от освоенных районов Сибири и Дальнего Востока ограничила влияние колонизации. В отличие от других народностей крайнего Севера, чукчи хотя и считались официально подданными русского государства, но ясак платили нерегулярно, православия не приняли. По образу жизни чукчи делились на 2 группы. Приморские жители (около 30% всего народа) жили оседлой занимались охотой на китов, моржей и тюленей. Охотились на байдарах, обтянутых моржовыми шкурами, с помощью гарпунов с костяными наконечниками. Транспортным средством служили упряжные собаки. В целом культура этой части чукчей была близка к культуре азиатских эскимосов. Вторая группа населения (около 70%) кочевала в тундре, занимаясь оленеводством. Культура этой части была близка к культуре оленных коряков. В качестве жилища была яранга. В прошлом приморские чукчи жили также в землянках с длинными входными туннелями. Между приморскими и тундровыми чукчами происходил регулярный натуральный обмен. Приморские получали от тундровых оленьи шкуры для одежды, давая им взамен моржовый жир, необходимый для освещения и отопления яранг, и кожу лахтака, или морского зайца, на ремни и подошвы. Пища приморских в прошлом состояла в основном из мяса морских зверей, тундровых – из мяса оленей. То и другое мясо потреблялось частью в варёном, вяленом или подмороженном, а частью и в сыром виде.

Национальная одежда чукчей делается из оленьих шкур. У мужчин она состоит из двойной рубахи (кухлянки) и длинных штанов, соединённых у щиколоток с короткой обувью, у женщин – из двойного комбинезона (керкера) с обувью до колен. И мужчины и женщины носят меховые шапки. Социальный строй в прошлом обладал некоторыми чертами патриархально-родового строя; существовала патриархальная семья, женщина находилась в угнетённом положении, допускалось многоженство, но делений на роды у чукчей не было. Вследствие этого они не имели характерных для обществ родового строя родовых названий и не знали родовой экзогамии. Уже в середине 17 в. у тундровых чукчей существовало значительное имущественное неравенство. К концу 19 в. в результате роста оленьих стад и торговли с русскими и американцами имущественное расслоение усилилось. Существовало имущественное неравенство и у приморских чукчей. Бытовали ранние формы шаманства, существовал промысловый культ: периодические праздники и обряды в честь животных – хозяев-покровителей промыслов.


Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу