
Полная версия
Любовь и принадлежность в психологии Маслчет. Проблемы передачи языка и культуры
Почему возникает такое предложение? Потому, что задержанный (пробуждением матери) плач проснувшегося ребенка в темноте и в одиночестве при голоде может связать просто темноту как сигнал-условие со страхом отсутствия матери и голодом.
Доказательство от противного. Если ночью и в момент пробуждения ребенка от голода или мокрых пеленок (оба фактора будят ребенка) мать сначала включает свет и склоняется к ребенку, то возникает привыкание к свету как истинному сигналу безопасности —затем следует мать и пища. Но ПЕРВЫМ сигналом выступает свет. С этого момента включенный свет означает признак безопасности. Зато темнота с этого момента получает (может получить) значение опасности и одиночества.
Комфорт бытия со светом и исключительно с матерью становится обычной и полезной средой, потом – нормой. Тогда, наоборот, отсутствие света, то есть комфорта, – превращается в условие нерешенности проблем. Критическая ситуация – это задержка матери от момента начала плача до включения света и кормления. Соответственно возникает вредная цепочка «темнота – одиночество – голод – страх». Потом может закрепиться форма: «темнота – страх» и возникнуть фобия темноты в ночное время, причем, на всю жизнь.
Итак, чтобы не возникла боязнь темноты – никтофобия, проснувшегося при ночном кормлении ребенка лучше брать на руки прямо в темноте – связи между светом и спасением возникать не должно. Спасает мать и её любовь. Кормить ночью лучше без света или свет включать позже, когда ребенок возьмет грудь.
2.10.4. Тестирование среды на добро
Постепенно память психики звереныша и младенца включает всё новые свойства среды. Основа начальной среды – безопасность. В этой части модель проекта адаптивной машины совершенно верна. Первые игрушки – свои руки. Первые инициативы – движения рук перед глазами, ощупывание игрушек и перемещение их в рот. Безопасность игрушек в руках и у лица важнее всего, чтобы взрослые не боялись за ребенка.
Новые игры – склонившиеся знакомые лица, теплые слова, улыбки близких должны быть нормой. От них начинается ответная реакция и позитивное отношение его к миру. Если ребенок улыбается, то все хорошо.
Внешняя среда проверяется ребенком на добро. Среда – лицо рядом. Лицо должно улыбнуться. Известны эксперименты психолога О. В. Баженовой с младенцем: взрослый наклоняется к ребенку и изображает безразличное выражение, не обращает внимания на положительную эмоцию и улыбку ребенка. Последний при повторных подходах, не видя улыбки, начинает плакать [Ильин Е. П. (2009), с. 30]. Такую ориентацию (форму поведения) полагается считать оборонительной, то есть тревогой (и жалобой) на новизну отсутствия улыбки. Улыбку человека, как и плохое выражение лица, ребенок отличает врожденно (или с первых дней) и на подсознании.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Четвертаков С. А. Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести.: Второе издание, исправленное / С. А. Четвертаков. – [б. м.]: Издательские решения, 2018. – 706 с. – ISBN 978-5-4490-4512-6
2
Была и негативная часть – например, сословное деление общества – различные права по рождению и многие другие.
3
Тема гомеостаза понимается наукой несколько уже. Она не включает таких ситуаций, как страх, который часто рассматривают как эмоцию
4
Отсюда растения и грибы, не имеющие специализированных органов движения и поиска пищи, не имеют психики как системы управления движением, а потому остаются системами, пассивными в своем отношении в отношении к окружающей среде.
5
И это означает, что управление сокращениями сердечных мышц для сердцебиения или легочных мышц для вдоха и выдоха не является частью функций психики, то есть потребностями. Обычно психика влияет лишь на частоту сокращений этих процессов – ускоряя или замедляя их. В то же время для китов и долго ныряющих млекопитающих – в случае дыхания потребность в воздухе оказывается вполне явной – психика управляет поведением (поиска или направления и скорости движения) для выхода на поверхность и вдоха воздуха.