bannerbanner
Визуальные манипуляции в рекламе. Как с помощью изображений убеждать делать покупки?
Визуальные манипуляции в рекламе. Как с помощью изображений убеждать делать покупки?

Полная версия

Визуальные манипуляции в рекламе. Как с помощью изображений убеждать делать покупки?

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Оба полушария работают согласованно: правое – принимает сигнал, передает левому, левое анализирует и для уточнения деталей передает сигнал правому. (Теория, что нужно делать рекламу для каждого полушария отдельно, не подтверждена практикой.)


Так оба полушария человеческого мозга работают согласованно. Так мы воспринимаем окружающий нас мир, но, заметьте, с небольшим опозданием. Даже самому быстрому световому сигналу нужно время долететь до глаз. Из глаза через весь мозг сигнал проходит в одно полушарие, обрабатывается, затем передаётся и обрабатывается в другом полушарии. И на все это нужно время.


Для тех, кто хоть немного разбирается в устройстве компьютера, можно схему работы представить так. Правое полушарие ведёт себя как параллельный процессор, а левое – как процессор последовательной обработки данных.


Каждое из наших полушарий работают автономно, а обмен информации происходит только через мозолистое тело. Каждое полушарие по-разному обрабатывает информацию, и соответственно думает о разных вещах, и больше того у них совершенно разные свойства.


Правое полушарие связано исключительно с настоящим моментом, его волнует, что происходит в данный момент здесь и сейчас. Оно воспринимает информацию картинками, воспринимает её кинестетически, и усваивает информацию через движение тела.

Информация в виде энергии вливается в нас через все наши сенсорные системы, и взрывается огромным коллажем в нашем мозгу.

Это то как выглядел мир мгновение назад. Какой он на вкус, на ощупь, как он пахнет, звучит.


Правое полушарие воспринимает нас как существо, состоящее из энергии, связанное с энергией вокруг нас через сознание правого полушария. Это поток энергии вокруг нас, который входит в нас, и преобразовавшись продолжает свое движение во Вселенной.


Мы все энергетические существа, соединённые сознанием наших правых полушарий, и объединены в одно целое – человечество. Так мы воспринимаем мир, когда левое полушарие бездействует.


Наше левое полушарие – это совсем другое место. Левое полушарие мыслит линейно и методично. Оно направлено исключительно на прошлое и на будущее, и создано для того, чтобы взять коллаж, полученный правым полушарие и начать из него выхватывать детали. Потом рассматривать более подробно, и ещё более подробно.

В результате оно разбивает полученную информацию на категории, сравнивает её с прошлым и прогнозирует будущее.


Левое полушарие – это своего рода забор, который отделяет нас от внешнего мира. Оно мыслит своим языком. Это постоянная болтовня, которая связывает меня с внешним миром.


Это выглядеть примерно так: «надо вставать идти на работу. Опоздание грозит штрафом, а мне ещё выплачивать кредит…», «Надо почистить зубы, иначе их повредит кариес, и придётся идти к врачу» … Главное: этот голосок говорит нам: «Я есть, я существуют, я – индивидуум». Именно в этот момент человек отделяется, и становится личностью, отделяется от потока энергии, которая нас окружает.

Мы – движущая сила в этой вселенной. У нас два аппарата познания этого мира. И мы можем выбирать кем мы желаем быть в этом мире. Шагнуть в правое полушарие, где я – движущая сила Вселенной, где все мы едины. Или загнать себя в левое полушарие, где я становлюсь отдельной личностью, индивидуумом.

Итак, наше восприятие мира начинается с 5-ти, всем известных чувств (на самом деле чувств, только отлично изученных 18, но об этом подробнее в других частях этой книги), которые при вдумчивом рассмотрении не такие уж очевидные.

Мы живём в мире без цвета, звуков, запаха. Все что мы видим, слышим и чувствуем – это проекции мира в нашем мозгу, и не более. Представьте, что на Земле исчезли живые существа. Вместе с этим исчезнет и цвет, звуки, музыка, математика, как исчезнет радость ненависть и многое другое, что мы называем реальностью.


С другой стороны, то что мы видим можно ли считать реальностью?

Алкоголик, допившийся до белой горячки, чаще всего видит чертей. Для алкоголика в этом состоянии черти реальны. Они описывают чертей как реальных, видимых существ, которые мерзко пахнут, скользкие, холодные, липкие, с ними можно разговаривать. Мозг больного рисует сам «реальность». И для алкоголика черти – реальность.


А сны – это реальность или фантазии нашего мозга? Некоторые сны воспринимаются нами как реальность, и мы порой, через некоторое время не можем определить некоторые события происходили в жизни, или виделись во сне. Больше того мозг без нашего ведома «стирает» то, что считает вредным, а порой сам что-то придумывает, и преподносит нам как будто это реальность.

Как отделить реальные события от выдумок мозга?


Попробуем определить границы реальности. Вспомните Конфуция, которому приснилась, что он бабочка. И во сне не мог понять, что он сейчас спит и ему сниться, что он человек. Или, когда он человек – это сон бабочки.

Чем же мы воспринимаем информацию из окружающего мира? Об этом в следующей главе.

ГЛАВА 3. 18 ЧУВСТВ

У человека по разным подсчетам 18—21 хорошо исследованный органов чувств, и еще возможно не меньше предполагаемых. Об этом пишут начиная со школьных учебников и до научной литературы.Любой может без труда назвать1. Зрение,2. Слух,3. Вкус,4. Обоняние (определение запахов)5. Осязание (ощущения при прикосновении)А далее не каждый сможет назвать свои органы чувств, хотя ими пользуется постоянно. Иногда информация от этих чувств называют интуицией. Нам же знания остальных чувств поможет более полно заниматься рассмотрением нашего основного канала восприятия – зрения, потому как чем больше органов чувств задействуется при восприятии, тем более эмоционально воспринимается предлагаемый посыл.Итак,

Во внутреннем ухе есть

6. Гравитационный рецептор, который помогает определить где находится центр Земли.

7. Рецептор ускорения.

8. Рецептор углового ускорения.

9. Металлопротеины (белки с ионом Ме), помогают ориентации в пространстве. Без этого чувства мы бы с завязанными глазами даже в рот ложкой с едой не попали.


3-х компонентная Обонятельная система. Находится в носу.

10. Орган Мазера – определяет присутствие пахучих веществ. Если появляются сильные запахи, мы рефлекторно начинаем принюхиваться.

11. Вомероназальный орган, или орган Якобсона реагирует на феромоны. Запах феромонов не улавливает привычное нам обоняние. Эти запахи мы не ощущаем. Вомероназальный орган передаёт сигнал в «лабораторию» мозга, где делается анализ на уровне ДНК, и определяется подходит ли нам этот партнер, или нет. И как бы бессознательно мы принимаем решение влюбились ли мы или нет. (Не зря говорят, что любовь зла, полюбишь и козла.)

12. В глубине носа расположены клетки эпителия, для распознавания разных запахов и их оттенков.


13. Тройничный нерв определяет раздражающие, болевые запахи, типа ацетона, и пр.


14. Каротидный лабиринт (ещё одна лаборатория) определяет содержание кислорода в организме с точностью до долей процента. Находится он в сонной артерии.


15. Тактильные ощущение – прикосновение.

16. Рецепторы давления, без которых мы бы не смогли брать и удерживать предметы.

17. Терморецепторы, определяют температуру окружающей среды и предметов.

18. Болевые рецепторы.


Даже если мы не осознаем, получаемую информацию, и считаем, что сработала наша интуиция, то скорее всего в нас сработал комплекс из 18 известных, и еще неизвестных чувств, и мы не интуитивно, а вполне осознанно для мозга принимаем решение. Правильнее всего будет сказать, что мозг собрав информацию, проанализировал ее, и не посоветовавшись с нами – принял решение.


К сожалению, или к счастью, окружающая нас реальность отличается от той картины, которую нам представляет наш мозг. То, что мы видим, слышим и чувствуем – это фантазия нашего мозга.


Сейчас Вы думаете, что сидите на стуле, или лежите? Но это не так. Вы парите над креслом, или диваном, между Вами и опорой всегда есть зазор —это межмолекулярное расстояние.

Нам кажется, что мы нежно прикасаемся и гладим, к примеру, щеку, мы ощущаем какая нежная или шероховатая кожа. А на самом деле мы даже не дотрагиваемся, мы ощущаем, как взаимодействуют силы межмолекулярных взаимодействий руки и предмета.

По их взаимодействию мы придумали, что предмет мягкий, или жесткий, шершавый, или скользкий.


Когда мы как-бы дотрагиваемся до предмета, мы чувствуем тёплый он или холодный, но на самом деле мы определяем скорость движения молекул.


И со вкусом у нас одни иллюзии. У нас всего четыре вида рецепторов определения вкуса. Это кислый, сладкий, горький, солёный. Все эти рецепторы размещены группами в определённых зонах языка. Эта система до безобразия примитивна, потому что в реале без виденья еды, без ощущения её запаха и ощущения её твёрдости упругости, или других её физических свойств человек не отличит по вкусу варенное яйцо от пастилы, огурец от яблока, и т. д.


Для подтверждения этого фактора приглашали выдающихся сомелье (экспертов по вкусу). С завязанными глазами они определяли по вкусу и запаху 2—3 продукта из пяти. А вот с завязанными глазами и заткнутым носом результат получился на уровне статистической погрешности.

Не верите? Приготовите несколько схожих по консистенции продуктов закройте глаза, заткните нос, и пусть Вам кто-нибудь даст попробовать. Убедитесь, что вкус без дополнительной информации – примитивен.

Да у нас всего 4 вида рецепторов, которые сгруппированы в разных областях языка. Например, у нас один вид рецепторов определения сладкого, которые находятся на кончике языка. А рецепторов горького 12 видов, было.


Но мы мутируем и у нас появилась на языке группа рецепторов, которая отвечает за вкусное, рецепторы глутамат натрия. Язык же у нас настал больше, и места для новых рецепторов не было, поэтому рецепторы глутамата натрия отвечали себе место на языке за счет других рецепторов, и в основном за счет рецепторов горького.

Теперь, мало того, что мы начинаем хуже определять вкус, но теперь новые рецепторы работают, как и другие. Т.е. рецепторы соединены с мозгом, и подают мозгу сигналы, а в мозгу как-бы стоит счётчик, который отменяет достаточно было воздействия на эти рецепторы, или нет. Вспомните как Вам бывает хочется чего-то, но не поймете, чего именно. Это организм просит глутамат натрия. Съели несколько чипсинок, и вроде как насытились.


Запах – один из наисильнейших средств воздействия на наши чувства. Есть существа со слабым зрением и вообще без него. Для них запах является как для нас зрение.


Запахи могут возбуждать (кофе), успокаивать (мята), вызывать бурные воспоминания. Хотя человек способен воспринимать запахи в 800 раз хуже собаки и в тысячи раз хуже пчелы для человека запахи – это целый мир, способный вызывать бурю эмоций.


Этим и пользуются маркетологи. Аром установки делают чудеса продаж. Стоит только в магазине разместить распыление запаха свежего хлеба (у свежеиспеченного хлеба запах держится всего несколько минут), как продажи хлебобулочных изделий ощутимо возрастает. Также возрастают продажи кофе в кафе, стоит им только вынести атом аппарат ко входу в кафе.


Стимулирование продаж с помощью запахов распространено не только продуктов питания. Обувь, машины, кинотеатры, салоны имеют свои фирменные запахи, к которым люди привыкают, и воспринимают их как часть ожидаемого удовольствия.


Искусно сделанная картинка, глядя на которую можно почувствовать запах, например, дымок от только что поджаренного мяса, сваренного кофе, или испечённого хлеба также вызывает ощущение, что чувствуешь этот запах.


Так что же такое запах? Многие разные вещества имеют одинаковый запах. Например, яд – цианистый калий пахнет миндалём, а грязные носки подростка имеют запах дорогого сыра.


Запах – это расстояние между молекул в веществе. Странно? Да трудно себе представить, что в носу есть некоторая «линейка» точнее в мозгу, которая производит замер расстояний между молекулами, и по этому расстоянию наш мозг делает заключение какой это запах, проводя аналогию с ранее воспринятыми запахами. Мы даже не имеем слов, которыми бы называли запах, и объясняем другому по аналогии: это пахнет сеном, запах леса. К примеру хорошая картинка, на которой изображен лес, вызовет у смотрящего ощущение запаха, приятного, именно того, какой у него отложился в памяти. И это большой плюс тем, кто делает рекламные изображения: каждый воспринимает по-своему.


Слух. Это ещё один способ движения молекул – колебания с разной частотой. Здесь человек тоже имеет весьма примитивный механизм, работающий в узком диапазоне. Мы не слышим ни инфразвук, ни ультразвук. Причём с годами жизни у человека этот диапазон существенно сужается.


Если к примеру, 20-ти летний человек слышит звук частотой до 20 000 герц, то к 50-ти годам он будет воспринимать звуки в лучшем случае до 10 000 герц.


Между тем летучие мыши вместо зрения пользуются эхо локаций на частотах в 10 раз большие, чем воспринимает человеческое ухо. Причём мыши слышат и человеческие звуки.


Итак, колебания молекул в виде звуковой волны, попадают в ушную раковину, там улавливаются некоторыми волосками, реагирующие на разные частоты, причем каждая группа волосков реагирует на свои частоты. Звуковой сигнал кодируется примерно, как в компьютере и передаются в мозг. Так мозг понимает какой звук.


Звуки мало подходят для визуальной рекламы, разве что можно показать какую прекрасную музыку слушает человек, или как его раздражают звуки. Но талантливый маркетолог и здесь найдет поле для творчества. Вспомните оформление музыкальных альбомов, или афиш.


Зрение.


По сути всё окружающее нас – это атомы, сложенные в молекулы. Молекулы не имеют цвета, и лишь отражённая от них световая волна, преломляясь, создаёт иллюзию будто предмет имеет цвет. Да цвет – это отраженная электромагнитная волна определённой длинны.


К сожалению, или к счастью из всего преогромного спектра электромагнитных волн люди видят только узкую полоску – ста тысячную от всего диапазона электромагнитного излучения. Это если взять расстояние от Крыма до Турции, и на этом расстоянии отложить 1 метр. Вот в масштабе столько из всего диапазона видит человек.


В глазу – три вида колбочек, которые получив некоторую порцию световой волны, передают полученный сигнал в мозг. Путем смешивания в разных пропорциях мозг воспринимает это как различные цвета. Это происходит в правой части коры головного мозга, где обрабатываются и «превращается» в зрительные образы.


Некоторые виды рыб, птиц, насекомых видят и инфракрасное, и ультрафиолетовых части электромагнитного излучения. У многих существ на Земле есть и другое количество колбочек, но не более 12.


Давно меня интересовал вопрос: «Почему некоторые рыбы яркие, разноцветные, как бабочки, но их хищные рыбы почему-то не едят, как будто не видят». Ответ оказался простым. То, что для меня яркие цвета, для хищных рыб – блекло и незаметно. Кто из нас: хищные рыбы или я вижу правильные цвета?

Поэтому говорить, что мы воспринимаем реальные цвета – самонадеянно.


Зрение занимает большую часть головного мозга. Визуальная информация самая значимая как для постижение окружающего мира, так и для общения, и передачи информации. Зрение – самый объемный язык.


Например, глаз человека различает до 400 оттенков белого.

Представьте, что девушка, которая протирает белый рояль имеет слабое восприятие цветов, и различает только 100 оттенков белого, а хозяйка различает 300. Как бы девушка не старалась идеально стереть капельки вина с рояля, она не увидит, что ещё недотёрла. А хозяйка заметит бедные пятнышки и выгонит с работы девушку. Виновата ли девушка, или виновата хозяйка? Мы по-разному видим мир, и у нас нет слов, чтобы выразить его тонкости.


По сравнению со словами можно представить, как богато наше визуальное восприятие, если некоторым молодым людям для повседневного общения достаточно и трёх сотен слов.


И если современный язык, со всеми техническими терминами набирает несколько сот тысяч слов, то современный компьютер способен отобразить 16,7 миллионов цветов.


Но кроме цветов у нас есть ещё формы, действия, и много ещё чего, что невозможно выразить словами. Эмоции, особенно яркие, такие как любовь, разве возможно передать словами?


Поэты часто пытаются это сделать, но разве возможно понять именно то чувство, которое описывает поэт, если сам не испытывал подобное? Но и пережил подобное, человек чувствует, вспоминая свой опыт, но не реально переживаемое поэтом.


Конечно я не имею ввиду описания чувств некоторых популярных исполнителей, которые пишут, например, так: «У нее глаза два бриллианта в три карата»…


Я имею ввиду, например, Шекспира, который пишет в совете:

«Я не хочу хвалить любовь свою, ведь я её не продаю».

Красиво, оригинально, вызывает восхищение, но только у соавтора – у человека, который это читает, и это чувство возникает у него в голове, как продукт совместной работы автора и читателя.


Если же читатель не испытывал сильного чувства, то вряд ли он поймет причём тут любовь, похвала и продажа.


Или другой пример связанный со синестезией: «… Джульетта – это солнце…».


Для астронома – Солнце огненный шар, вокруг, которого вращаются планеты, значит, в системе понятий астронома, Джульетта властный диктатор, вокруг которого должны все вращаться, к которому не стоит приближаться, потому что уничтожит, или что-то в этом роде.


Для человека, который мучился после загара – это сравнение Джульетты с Солнцем тоже будет не сильно приятным.


Но если этот же человек днём нежился на весеннем солнце, слушая пение птиц, вдыхая аромат цветущих деревьев, Джульетта предстанет совсем в другом свете.


А для влюблённого, у которого перед глазами девушка его мечты, появится желание сравнить и свою любовь с солнцем.


Да автор текста, изображения, или аромата, не важно, какими средствами выражены эмоции, все мертво пока не встретятся соавтор: смотрящий, или читающий, со своим личным опытом и сопереживанием. Чувства рождаются в мозгу соавтора, и зависят от его эмоционального состояния и предыдущего опыта.


Также и с рекламой. Реклама мертва пока не возникло сопереживание у смотрящего. Добиться сопереживания – первая цель рекламы. Именно поэтому считается, что отличная реклама может произвести положительный эффект максимум на 80%. Но об этом в других главах.

ГЛАВА 4. МОЗГ НЕ ЗАВИСИМО ОТ НАС ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ

Чувства и слова не имеют однозначную связь – не изоморфны.


Если Заказчик попросит меня подобрать фотографию красной розы для рекламы своего цветочного магазина, я могу подобрать несколько миллионов изображений, но ни одно из них не будет соответствовать тому представлению, которое было задумано Заказчиком. Ещё сложнее словесный образ перевести в картинку, когда требуется изобразить что-то абстрактное, например, космос, время.


А как Вы объясните, чем отличается кошка от собаки человеку, который ни разу не видел этих животных?


Если Вам показать фотографию двух мужчин, одному из которых 25, а другому – 45 лет, то

любой без труда скажет кто из них старше. На определение кто старше обычно уходят доли секунды, в то время как описать алгоритм определения возраста кто старше – почти невозможно.


Вы можете определить на фотографии изображена женщина или мужчина, если оба не накрашены? Думаю, что без проблем. А сможете описать по каким признакам Вы это определили?

Физиономисты различают два основных признака отличия: у женщин более пухлые щеки, а у мужчин нос больше похож на клюв. (Но всё-таки эти признаки лучше показать на картинке.)


Уверен, что по одному описанию невозможно определять половое различие. Ещё к тендерным отличия относят форму и расположение бровей, но это уж точно без картинки не объяснить.


Наш мозг учится таким навыкам опытно, по запомнившимся ранее изображениям.


Вот еще для меня загадка. Заказчик попросил нарисовать инопланетянина, будто и на далекой планете знают и любят его товар. Мы нарисовали несколько вариантов. Заказчик посмотрел, и сказал, что эти уродцы совсем не похожи на инопланетян. Не понятно, где же видел Заказчик инопланетян, и откуда у него возник их образ. Не понятно откуда у меня в голове возник образ инопланетянина, и почему мой образ и его не совпадают.


С изображений человеку проще считывать информацию, она не проходит через «логику», а вливается непосредственно в подсознание. Понравилась картинка товара, товар получил одобрение, и наоборот.


Есть и дисбаланс, который нужно учитывать.

Для обработки картинки мозгу нужно 0,2 секунды, а на обработку звукового сигнала в три раза меньше. Кроме этого на обработку полученных данных от различных органов и их объединение в общую картину мира требуется ещё некоторое время.


Время надо и на принятие решения. А самое удивительное в этом то, что мозг, не зависимо от нас, от сознания принимает решение, и выдаёт его как будто это мы так решили. Обычно между принятым решением и действием на осуществление этого действия проходит от долей секунд до нескольких секунд.


Да сканирование мозга показывает, что вот момент,


когда человеческий мозг принял решение, проходит некоторое время, и человек начинает действовать.



Эксперименты показывают, что, поставив человека перед стеллажом с товаром, человек за доли секунды, или чуть медленнее (до двух. трёх секунд) делает выбор в пользу одного товара, а затем на протяжении нескольких секунд осознает этот свой выбор, а затем до 20—30 минут его мозг обосновывает это решение. И выглядит это примерно так: «Вот ты молодец, сделал правильный выбор, потому что…», и начинает подводить логическую базу, придумывать аргументы, доказывающие правильность принятого решения.


По исследованиям Microsoft в 2015 году, человек обычно способен поддерживать концентрацию внимания на рекламе – максимум восемь секунд. Если за это время человек не успел воспринять предложение, не возникло сопереживание, то его концентрация рассеивается, он не примет положительного решения. А еще через 12 секунд он его забудет об этом предложении.


Почему так быстро? Мозг самый энергозатратный орган, а организм не любит энергозатраты, но об этом далее.


Получается, что наш мозг, что-то увидел, на эмоциях принял решение за доли секунды, а затем убеждает хозяина, что это его решение, что оно правильное, и оно соответствует его желанию.

До 8 секунд напряжения, и переход в энергосберегающий режим.

Если мозг сам по себе принимает решение, а потом убеждает нас, что это я сам принял это решение, то непонятно – что же такое мозг, кто он, какое отношение он имеет к человеку, и наконец кто же хозяин: мозг или человек?

Этот вопрос не кажется странным, если прислушаться к физиологам, которые утверждают, что если когда-нибудь иммунная система добирается до головного мозга, до нервной системы, то начинается Аутоимунный процесс, который завершается смертью, или приемом препаратов, которые подавляют иммунитет, что равносильно умереть от других инфекций.


Мозг воспринимается организмом как заноза, которая не позволяет существовать организму. С одной стороны, мозг поглощает в спокойном состоянии около 10% всей энергии на поддержание жизненных процессов во всем теле (дыхание, кровообращение, переваривание пищи и пр.), а с другой стороны является чужеродным телом, которое организм стремится уничтожить.


К сожалению, или к счастью, окружающая нас реальность отличается от той картины, которую нам представляет наш мозг.


Чем больше задействуем органов чувств, тем картина мира выглядит более убедительно, тем больше эмоций она вызывает.


Если же возникли эмоции – то пошла цепная реакция, возбуждаются другие нейроны, в мозгу пошли процессы, которые заканчиваются какими-то действиями или умозаключениями.


Если произошел эмоциональный взрыв, то человек становится не управляемым. Вспомните пубертатного подростка, который возбудился, глядя на что-либо. Никакими рамками приличия его не остановишь. Но когда прошел эмоциональный всплеск, прилив гормонов сократился, и только тогда включается так называемый разум.


С возрастом эмоциональные взрывы становятся слабее, человек становится более рациональным, и обычные видеоряды не вызывают ярких эмоциональных всплесков.

На страницу:
2 из 3