Полная версия
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
«Врач Ясенецкий-Войно просил указаний со стороны санитарного совета, как вести ему прием больных при большом их наплыве, когда прием занимает у него целый день и нет возможности выезжать к больным на дом. По мнению врача, необходимо приглашение третьего фельдшера и ограничение приема до 60 чел. в день. Санитарный совет согласился на такое ограничение, но постановил, что оно должно прежде всего распространяться на иногороднее население и что тяжелые больные не должны подвергаться ограничению. Кроме того, постановлено пригласить в 3-й участок третьего школьного фельдшера и нанять второго служителя (мальчика)»[31].
Хирургический опыт врача постоянно обогащался. В Любаже он сделал первую трахеотомию – хирургическую операцию, заключающуюся в рассечении передней стенки трахеи с целью ликвидации острой асфиксии (удушье), а также проведении диагностических и лечебных вмешательств с последующим зашиванием операционной раны. В своей автобиографии он пишет:
«Я приехал для осмотра земской школы в недалекую от Любажа деревню. Занятия уже кончились. Неожиданно прибежала в школу девочка, неся в руках совершенно задыхающегося ребенка. Он поперхнулся маленьким кусочком сахара, который попал ему в гортань. У меня был только перочинный ножик, немного ваты и немного раствора сулемы. Тем не менее, я решил сделать трахеотомию и попросил учительницу помочь мне. Но она, закрыв глаза, убежала. Немного храбрее оказалась старуха-уборщица, но и она оставила меня одного, когда я приступил к операции. Я положил спеленутого ребенка к себе на колени и быстро сделал ему трахеотомию, протекшую как нельзя лучше, вместо трахеотомической трубки я ввел в трахею гусиное перо, заранее приготовленное старухой. К сожалению, операция не помогла, так как кусочек сахара застрял ниже – по-видимому, в бронхе»[32].
О наиболее редких и интересных случаях из своей практики Войно-Ясенецкий готовил статьи для публикации в медицинских журналах. Первыми из них стали: «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома»[33] и «Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже»[34].
Одновременно молодой врач постоянно знакомился с новой научной литературой, как русской, так и иностранной. Огромное впечатление на него произвела книга немецкого хирурга Генриха Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения» (1905). Именно из нее он впервые узнал о регионарной анестезии, немногие методы которой только-только были описаны. Идея немецкого врача состояла в том, что не надо во время операции «отключать» весь организм больного, надо ввести анестезирующий раствор в нерв, подходящий к больному органу и тем самым «отключать» только область оперируемого больного органа.
В России способы обезболивания во время операций находились в стадии начальной разработки. Наука анестезиология еще только зарождалась, хотя эфирный наркоз был применен «отцом русской хирургии», великим русским хирургом и ученым анатомом, основоположником русской военно-полевой хирургии Николаем Ивановичем Пироговым (1810–1881) еще во время Крымской войны (1853–1856). Однако на медицинских факультетах этому искусству не обучали, и, как написал Войно-Ясенецкий во «Врачебной газете» (1908), выпускник медик «не выносил из университета умения наркотизировать и должен сам этому учиться… Этому навыку, от которого зависит жизнь больного, в университетском образовании отведено меньше места, чем минералогии»[35].
На свой страх и риск земские врачи пытались применять для обезболивания эфирный или хлороформный наркоз, действие которого сравнивали с сильным опьянением. Но такие наркозы нередко приводили к передозировке и гибели пациентов. Поэтому среди земских врачей, работавших в более чем скромных условиях, сложилось стойкое предубеждение к применению наркоза, и они старались вообще избегать его в своей практике либо прибегали к нему исключительно в экстренных случаях. Это отрицательно сказывалось на больных. Мало того, что им приходилось испытывать сильную боль при операции, но хирург, видя страдания больного, сокращал объем хирургического вмешательства, и нередко оно становилось малоэффективным.
Валентин Феликсович поставил себе задачу заняться разработкой методов регионарной анестезии.
Последнее упоминание фамилии Войно-Ясенецкого в журнале Фатежской уездной санитарно-исполнительной комиссии датировано 29 октября 1907 года. В этом заседании комиссии вновь обсуждались вопросы борьбы с эпидемиями холеры и оспы.
В октябре 1907 года Войно-Ясенецкий был переведен в порядке повышения в уездную больницу в город Фатеж со стационаром на 60 коек и назначен заведующим хирургическим отделением. Однако проработал там хирург недолго. Именно здесь у счастливых супругов родился первенец – мальчик, которого нарекли Михаилом.
Первоначально Валентин Феликсович проводил хирургические операции в здании богадельни, но поднимал вопрос о строительстве отдельного помещения. По его настоянию главное здание больницы было переоборудовано в хирургическое отделение. В нем открыли операционную комнату с верхним светом, предоперационную, перевязочную, операционную для гнойных больных. Отремонтировали и покрасили пол, окна и двери, исключили сообщения между палатами. В начале 1908 года стараниями Валентина Феликсовича были сложены печи для сжигания перевязочного материала, до этого разбрасываемого по территории больницы, осуществлен ремонт прачечной. Наблюдалось исправное получение жалованья медицинским персоналом, чего «давно уже не было», как свидетельствовали сотрудники земской управы.
Город был известен большим числом церквей. Через него проходил путь в Глинскую Рождествено-Богородицкую пустынь, куда ежегодно стекались тысячи паломников поклониться чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы. Посетил эту пустынь и Войно-Ясенецкий. При встрече настоятель монастыря, игумен Исайя, имел с ним долгую беседу, показал монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов.
Фатежский уезд, как вспоминал Войно-Ясенецкий, был «гнездом самых редких зубров-черносотенцев»[36]. Самым известным из них, по воспоминаниям Валентина Феликсовича, был председатель земской управы Л. П. Батезатул, задолго до Первой мировой войны прославившийся своим законопроектом о принудительной эмиграции в Россию китайских крестьян для передачи их в рабство помещикам.
Следует указать, что, по всей видимости, В. Ф. Войно-Ясенецкий не совсем точен: все-таки вспоминал он эти события спустя 50 лет. Анонимную брошюру, в которой содержались подобного рода мысли, издал в 1904 году Г. М. Батезатул – родственник Л. П. Батезатула. Процитируем некоторые пассажи из брошюры: «Волей-неволей нам предстоит борьба на жизнь и смерть с желтой расой, и если мы будем победителями, то неминуемо должны завладеть частью Китая, если же мы будем побеждены, то попадем сами в Монгольское рабство… Покорение нас желтолицыми начнет и даже начинает уже совершаться мирным путем, когда они в виде дешевой неприхотливой рабочей силы двинутся в Россию»[37]. Данная работа даже официальными властями была воспринята как крайне радикальная и была тут же конфискована.
Председатель управы Л. П. Батезатул с первых дней невзлюбил Войно-Ясенецкого. А когда стало известно, что тот отказался немедленно, оставив все дела, отправиться к заболевшему исправнику, то и вовсе зачислил его в «революционеры». Войно-Ясенецкий одинаково относился ко всем людям, не различая их по положению и достатку, и, естественно, не мог бросить пациента, которому он в тот момент оказывал помощь. Исправник принялся кляузничать и слать доклады «наверх». В итоге личным постановлением председателя управы Войно-Ясенецкий был уволен со службы. Но тем дело не кончилось. В базарный день один из вылеченных врачом слепых влез на бочку, произнес зажигательную речь по поводу его увольнения, и под его предводительством толпа народа пошла громить земскую управу, здание которой находилось на базарной площади.
Друзья Валентина Феликсовича попытались отстоять талантливого врача. На одном из заседаний земского собрания 23 сентября 1908 года гласный Ф. Ф. Янкович доложил, что неоднократно ставил вопрос о правомочности увольнения врача Войно-Ясенецкого. Батезатул заявил, что не позволит касаться этого вопроса, но остальные гласные поставили его на обсуждение, заявив, что правом увольнять земских чиновников председатель управы не обладает. Для решения данного вопроса необходимы голоса большинства членов земской управы.
Через три дня управа рассматривала заявление Валентина Феликсовича о выплате ему компенсации за последние три месяца, в течение которых он вынужденно находился без работы. О поддержке Войно-Ясенецкого заявил даже предводитель дворянства Н. Н. Богданов. Присоединил свой голос и настоятель городского Богоявленского храма отец Александр Молотков, который к тому же интересовался, почему «отличный хирург и прекрасный врач был уволен». Но Батезатул воспользовался правом председателя и дебаты прекратил. Вопрос о компенсации большинством голосов отклонили.
Семье Ясенецких пришлось покинуть Фатеж. В январе 1908 года они переехали на Украину, в город Золотоношу, к родным Анны Васильевны. Известно, что три летних месяца Валентин Феликсович проработал земским врачом в больнице небольшого старинного казацкого села Деньги́. Об этом, в частности, мы узнаем из Приложения к Отчету Золотоношской земской управы за 1908 год, в котором сообщалось: «В Деньговском участке врач фон Крузе уволен 21 июня 1908 г., а его место занял лекарь Ясенецкий Войно, который потом уволен по прошению 16 сентября этого же года». Отмечалось, что в Деньговской участковой больнице в 1908 году было сделано 114 операций. Можно с уверенностью предполагать, что бо́льшую их часть выполнил Войно-Ясенецкий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Именно так представители этого рода именовались во всех официальных документах. И это написание используется в книге. Однако в конце 1920-х годов будущий святитель Лука по неизвестным нам причинам стал постоянно придерживаться иного написания своей фамилии: «Войно-Ясенецкий». В целях единообразия, в книге везде в отношении В. Ф. Войно-Ясенецкого используется принятое им написание фамилии.
2
Некоторые исследователи полагают, что фамилия провизора была Кудрин.
3
ГА РК. Ф. 277. Оп. 1. Д. 6. Л. 113.
4
Думается, что не имеет никаких оснований высказываемое некоторыми авторами утверждение о том, что Мария Дмитриевна исповедовала некий «протестантизм». См.: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Козельск, 2018. С. 13.
5
См.: Носков А. И помнит мальчика Валю гора Митридат… Новые материалы по керченскому периоду жизни свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) // Духовно-нравственное воспитание (Научно-просветительный журнал). 2015. № 8. С. 62–64. Ныне на месте кладбища пустырь, расположенный западнее Афанасиевской церкви.
6
Наверное, имелись в виду Владимир и Павел.
7
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». Автобиография. М., 1995. С. 9.
8
Отметим, что есть и иные предположения о месте проживания семьи Ясенецких-Войно в городе Керчи.
9
Цит. по: Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». Автобиография. М., 1995. С. 9.
10
Здесь и далее все даты до февраля 1918 года даются по старому стилю. Напомним, что к датам XIX века для перевода их на новый стиль следует прибавлять не 13, а 12 дней.
11
Именно эта дата зафиксирована в метрической книге Троицкой церкви (по новому стилю 26 апреля). См., например, ксерокопию в книге: Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2017. С. 22–23. Но по-прежнему в различных исследованиях, в том числе и в Интернете, встречаются неверные даты рождения Валентина: 26 и 27 апреля, 9 и 13 мая и т. д. Некоторые исследователи ошибочно определяют в качестве места крещения Валентина Войно-Ясенецкого Иоанно-Предтеченский собор. В какой-то мере это связано с тем, что в 1997 году на фасаде Иоанно-Предтеченского храма установлена табличка с текстом: «Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий) архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор медицинских наук, профессор хирургии. Родился (14) 27 апреля 1877 г. в Керчи, принял крещение 1 (13) мая 1877 г.».
12
По другим данным, в Херсон выезжала лишь Мария Дмитриевна Ясенецкая-Войно. Обстоятельства и причины ее поездки не известны.
13
Е. И. Каликинская в своей книге «Детство со святителем Лукой по воспоминаниям родных и близких святителя Луки Крымского» (М., 2020) на с. 15 передает следующую информацию Н. Н. Сидоркина о нем: «Отец мамы – Павел Феликсович – был младшим братом Валентина Феликсовича, личностью незаурядной. Закончил юридический факультет Киевского университета и консерваторию по классу фортепиано. В годы Первой мировой войны получил чуть ли не все мыслимые награды, а в 37 лет погиб в гражданской войне, сражаясь на стороне красных. Недавно были найдены документы в архиве Красной Армии 1919 г., подтверждающие это». Правда, в книге не раскрывается, о каких документах идет речь. Не соответствует дате рождения и указанный возраст гибели Павла.
14
ГА ХО. Ф. 169. Оп. 1. Д. 11. Л. 138 об., 139.
15
Первоначально, проживая в Керчи, в 1886–1887 годы, Валентин обучался в приготовительном и первом классах Керченской Александровской мужской гимназии. При переезде семьи в Кишинев, он продолжил учебу в Кишиневской 2-й гимназии.
16
Цит. по: Пузин Н. П. Несколько штрихов к биографии профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки (По неопубликованным письмам и воспоминаниям) // Вестник РХД. 1994. № 170. С. 205–207. Ксерокопия письма опубликована, см.: Георгий (Орабей), иерей. Подвижник веры и науки. Пастырское служение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2020. С. 37–41.
17
См., например, Каликинская Е. Народный врач, ученый подвижник: Войно-Ясенецкий (святитель Лука Крымский) в Переславле-Залесском. М., 2017. С. 6.
18
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». Автобиография. М., 1995. С. 13.
19
Хирьяков А. М. (1863–1940) – русский писатель и поэт, литературный критик, журналист, мемуарист. Неоднократно бывал в Ясной Поляне и общался с Л. Н. Толстым. Последователь учения Толстого, член Комитета по изданию его произведений, сотрудничал в толстовском издательстве В. Г. Черткова «Посредник». После Октябрьской революции эмигрировал из России, обосновался в Польше. Сотрудничал в русской эмигрантской печати.
20
См. ксерокопию письма: Георгий (Орабей), иерей. Подвижник веры и науки. Пастырское служение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2020. С. 35.
21
См.: Георгий (Орабей), иерей. Подвижник веры и науки. Пастырское служение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2020. С. 44.
22
ГА РФ. Ф. 9506. Оп. 77. Д. 343. Л. 2.
23
Споров Б. Ф. Воин Христов. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). М., 2015. С. 24.
24
Цит. по: Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2017. С. 45–46.
25
Крестный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого): жизнеописание, чудеса, акафист. М., 2018. С. 38.
26
Город Ардатов основан в 1688 году. В начале XX века в городе насчитывалось 5841 житель, 924 дома, два православных собора, три православных церкви и одна часовня; женская прогимназия, уездное училище, три городских начальных училища и волостное начальное училище, 39 лавок и 70 магазинов для склада товаров, четыре кожевенных и два овчинных завода; пивоваренный, солодовенный, кирпичный заводы; спичечная фабрика и 12 мукомольных мельниц.
27
Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2017. C. 54.
28
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». Автобиография. М., 1995. С. 17.
29
Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2017. С. 56.
30
В 1862 году в деревне было 40 дворов, проживало 832 человека (390 мужского пола и 442 женского). Население деревни до 1905 года было приписано к приходу Георгиевского храма соседнего села Игино. В 1905 году в Верхнем Любаже был возведен деревянный храм, освященный в честь Димитрия Солунского. В 1935 году храм был закрыт, а здание отдано под сельский клуб. В 1980-е годы пожар почти полностью уничтожил деревянное здание храма, но оно было восстановлено в кирпичном исполнении и послужило людям до 1998 года как сельский дом культуры. В тот же год здание было возвращено православной общине.
31
Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2017. С. 60–61.
32
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». Автобиография. М., 1995. С. 18–19.
33
Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома // Хирургия. 1908.
34
Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже // Хирургия. 1908.
35
О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике // Врачебная газета. 1908. № 47. С.1365–1392.
36
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». Автобиография. М., 1995. С. 19.
37
Китай или мы. 1904. С. 114–120.