
Полная версия
Бизнес-Софт 90-х: как это было?
Моя программа не может неправильно считать…
21.12.1994. 1С в первый раз проводили «День бухгалтера во МХАТе». Мероприятие было заранее широко разрекламировано и собралось множество участников: сотни бухгалтеров, партнеры, сотрудники, журналисты. Было много выступавших с разъяснениями проблем, актуальных для многих бухгалтеров того времени. Запомнилось, что выступавшие не сразу стали давить на интерес именно к программам 1С, а больше говорили именно о бухгалтерских проблемах. Ведущие партнёры устроили выставку своих разработок, созданных на базе продуктов 1С. Поэтому про программы больше говорили в кулуарах, на стендах партнёров в фойе. То есть посетивший мероприятие бухгалтер мог не быть пользователем продуктов 1С, но всё равно получал полезную для себя информацию.
В последующем 1С неоднократно проводили такого рода массовые мероприятия. Во МХАТе, Лужниках, цирке на Вернадского и, наверное, ещё много где. В последующем такие массовые сборы стали проводиться и в крупных региональных центрах. И везде, по крайней мере, по моим данным, всегда был аншлаг. Успех таких мероприятий, наверное, объяснялся именно тем, что они не превращались в какую-то рекламную акцию, где людям промывали бы мозги сведениями о полезности программ 1С. Насколько я помню, всегда в первой части акцент больше делался на предметной стороне вопроса: бухгалтерской практике.
Выступали многие известные специалисты. Собственно говоря, анонс их выступлений и был рекламной визиткой подобного рода сборов. Чиновники из Минфина обычно выступали с обтекаемыми речами, не особо вдаваясь в конкретику, которая как раз и интересовала собравшихся бухгалтеров-практиков. Но настоящий аншлаг начинался при разъяснениях деталей и ответах на конкретные вопросы бухгалтеров. И здесь уже «царили» другие люди. В особенности хотелось бы вспомнить выступления Сергея Харитонова. Казалось, что этот человек мог дать ответ на любой вопрос. Причём не общими, обтекаемыми фразами, а вполне конкретно и по делу. При этом мгновенно переключаясь из специфики одного раздела учёта к специфике другого, от особенностей учёта в одной отрасли к особенностям учёта в другой. И это по несколько часов кряду. Впоследствии мне Сергей говорил, что жутко выматывается от этих выступлений, а кажущийся экспромт основан на многодневной подготовке.
Похоже, Сергей Харитонов понимал бухучёт лучше и конкретнее, чем сами производители его правил из Минфина. Не случайно на защите его докторской диссертации Александр Бакаев – главный минфиновский методолог бухгалтерского учёта тех времён – в научной дискуссии сказал примерно следующее: «Сергей Александрович не просто полностью понимает то, что мы написали, но даже и то, что мы имели в виду». Действительно, о том, что они (чиновники) имели в виду, по официальным документам часто можно было только догадываться. Конкретики очень часто не хватало, поскольку общие слова нормативных документов можно было понимать совсем по-разному.
Фактов конкретных не знаю, пальцем ни на кого не показываю, но что-то мне до сих кажется, что расплывчатость в словесные формулировки нормативных актов тех времён вносилась чиновниками сознательно. Чтобы потом люди ходили на платные семинары по их разъяснению. Чтобы потом покупали книги с растолкованиями «разных вопросов», выходившие в те времена чудовищными тиражами огромным числом наименований. Причём большинство этих книг в основном представляли собой цитатники официальных документов, где цитаты надёргивались применительно к рассматриваемому в книге вопросу с небольшими авторскими пояснениями. И ведь всю эту макулатуру раскупали!
Теперь представьте себе бухгалтера, на которого непрерывно сыпятся всё новые и новые нормативные документы, нередко вводимые «задним числом». Он их прочитал, но не всё понял, как ни старался. И это немудрено, поскольку, как уже только что указывалось, написаны они были специфическим «чиновным» языком с часто весьма обтекаемыми и неконкретными определениями и формулировками. Для того, чтобы разобраться с деталями человек покупает всё новые и новые книги с растолкованиями полётов чиновничьей мысли. И опять нужных ответов не находит. Ходит на платные (кстати, весьма недешёвые) семинары по растолкованию. И там иногда ответы находит, а иногда – нет.
В этой связи расскажу следующую историю. В 1995 году мы с Эммой Алексеевной Умновой писали книгу «Компьютерный учёт в торговле», посвящённую программному комплексу «БЭСТ» фирмы «Интеллект-Сервис». Эмма Алексеевна больше занималась бухгалтерскими постановками задач, а я расписывал технологию их решения непосредственно в среде программ этого комплекса. Поначалу всё шло довольно гладко: цифры контрольных примеров хорошо «бились» с данными, получаемыми как результат выполнения программ. Но в какой-то момент произошёл, что называется затык.
Рассматривалась довольно-таки развёрнутая задача, связанная с отражением операций по движению товаров через счёт 45 «Товары отгруженные» и списанием себестоимости разрешённым тогда методом ЛИФО. На счёте 45 всё учитывалось вполне прозрачно: ЛИФО, так ЛИФО. Но при списании себестоимости со счёта 45 программа выдавала какие-то совершенно мне непонятные данные. В принципе при работе с этим счётом при учете по ЛИФО из нормативных документов было не вполне понятно, как должно было производиться дальнейшее списание. Проблема в том, что, отправляя себестоимость товаров на счёт 45 методом ЛИФО мы «перевёртываем» стек порядка следования партий к списанию себестоимости. То есть, если отправляем на счёт 45 по принципу «первый пришёл – последний ушёл», то там последовательность партий «перевернулась» и последние стали первыми. И что дальше? Если теперь к счёту 45 будем применять ЛИФО, то окажется, что по сути всей совокупности операций применяем ФИФО, а у нас в учётной политике декларировано ЛИФО. И никаких разъяснений на тот момент по этому поводу не было. Наверное, сейчас эта проблема как-то разъяснена. Говорю «наверное», поскольку давно не отслеживаю современных деталей ведения бухучёта. Но тогда было не вполне понятно как надо поступать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.