bannerbanner
15 интервью с Эдмундом Шклярским
15 интервью с Эдмундом Шклярским

Полная версия

15 интервью с Эдмундом Шклярским

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

– Все клубы оказались закрытыми (улыбается). Дело в том, что в январе этого года нас пригласили в Германию на фестиваль. Его организовали выходцы из России. И зрители там были в основном русскоговорящие. От России выступали мы и Инна Желанная. Концерт проходил в ночное время, а днем, когда мы решили посетить битловские места, все клубы оказались закрытыми. Вот такая грустная история…


– Вы сейчас часто выступаете, в том числе в сборных концертах с другими группами. Можно ли выделить какие-то отечественные рок-составы?

– Это вопрос вкуса. Когда-то появились «БИ-2», «Король и Шут», Земфира, и были разные мнения. Но все эти музыканты по-своему убедительны, и отмахнуться просто так нельзя. Я бы ещё отметил свердловских исполнителей – «Агату Кристи», «Чай Ф» и В. Бутусова, питерских – Гребенщикова, «АукцЫон», «ДДТ»…


– Завершу мои вопросы традиционно: расскажи о ближайших планах «Пикника».

– Совсем недавно мы договорились с Вадимом Самойловым о выпуске с «Агатой Кристи» совместного альбома с вампирской тематикой (улыбается). Подразумевается, что в этом альбоме не будет доминировать чей-то один вокал, а будет некое многоголосье. Чтобы не сглазить, я не буду говорить о каких-то конкретных сроках реализации этой идеи.


– Спасибо, Эдмунд. В Смоленске достаточно много почитателей творчества «Пикника», и все мы надеемся, что группа ещё не раз выступит у нас с концертами.

– Если будет приглашение, мы приедем. Всё в ваших руках.

2005 год

«Важно выглядеть на сцене естественно»

С Эдмундом Шклярским встречаться всегда приятно. Внимательный, тихий и интеллигентный человек. Впечатляющий концерт в Смоленске только через 3 часа, и у нас есть время поговорить в его номере 418 гостиницы «Россия». Пятнадцатилетнее знакомство позволяет обращаться друг к другу на «ты»:


– Эдмунд, ты ведь по профессии инженер-конструктор атомных станций…

– Да, я заканчивал электромеханический факультет с атомной направленностью, так скажем. Но до работы дело не дошло, все закончилось учением. А где бы я ни учился, думаю, была бы примерно такая же атмосфера студенческой вольготности. Даже если человеку не очень нравится специальность, то само время обучения все равно хорошее…


– Со своими одногруппниками, одноклассниками поддерживаешь отношения? Для них твоя известность стала неожиданностью?

– Мы иногда на День энергетика собираемся. Один из одногруппников был у меня свидетелем на свадьбе, и поэтому он до сих пор «ангел-хранитель» (смеется). Я не думаю, что моя «известность» для них большая неожиданность, потому что с некоторыми одногруппниками мы играли еще в студенческом ансамбле. Все происходило на их глазах…


– А в быту известность как-то ощущаешь?

– Это вопрос к Элвису Пресли. Есть звезды планетарного масштаба – наверное, они ощущают на себе всю силу и мощь «медных труб». Вот читал интервью певицы из «No Doubt». Она говорит, что переехала в Англию, и там в супермаркете можно встретить Ринго Старра. Причем никто не обращает на него внимания, потому что он занимается тем же самым делом, что и остальные покупатели. И даже узнав, они не сбивают его с ног. Но есть такое место – на концерте или после него, где уместна экзальтированная реакция. Если ты хочешь, чтобы тебя повсюду узнавали, обращали внимание, то наверняка можешь это сделать. Можно, например, одеться достаточно броско, ходить на всякие тусовки, или просто начать орать. Это вопрос выбора. Мне это не нужно, поэтому меня не узнают.


– Твоя семья как-то ощущает свою причастность к известной группе?

– Понимаешь, если бы им нечем было заняться (смеется), кроме как смотреть и ощущать себя кем-то, чем-то… У каждого есть свои более важные дела. У детей, например – учеба, сессии…


– Кстати, о детях. У тебя взрослые дочь и сын. Учитывая характер твоей деятельности – с постоянными отлучками, переездами, концертами, репетициями – удавалось ли влиять как-то на их воспитание?

– Ну как можно повлиять? Этот вопрос, наверное, любопытен и для тебя… Ты же не можешь сказать сыну: вот, делай так, или веди себя так?! Во-первых, есть, наверное, некая «программа», которая в каждом человеке заложена от рождения. Я, например, заметил, что если двое детей в семье, то первый ребенок – он более сложный, второй – с более покладистым характером.


– Но ведь ты как отец пытался как-то воздействовать?

– Я пытался что-то говорить. Говорил часто эмоционально – и в то же время понимал, что слова – они… неизвестно как воспринимаются. Тут, знаешь, надежда на провидение, на «отведет – не отведет». Есть много всего…


– Ты прежде всего старался учитывать их желания, склонности, или больше «внедрял» свой жизненный опыт?

– Нет, я не могу сказать, что что-то наверняка лучше знаю… Допустим, дочка сейчас поет в церковном хоре, несколько недель ходит. Ну, нравится – и слава богу. В любом случае это полезно для души и тела. Лучше, когда человеку это нравится. Мы не можем послать ее насильно: иди, пой!.. Тяжело человеку привить что-то искусственно.


– Недавно твой земляк актер Кирилл Лавров, отмечая очередной юбилей, тоже заметил, что чем дольше живешь, тем более осознаешь некую запрограммированность. В нашей жизни много мистической предопределенности?

– Запрограммированность наверняка где-то присутствует. Может, не 100%-ная, но некоторые рамки предопределены заранее.


– То есть, основные события от нас не зависят?

– Да, и скорее, они определены не прошлой жизнью, а чем-то свыше. Есть у каждого из нас не то что предназначение (это громко говорить), но есть свой узор в общем ковре. Не важно, какую ты создаешь закорючку в этом узоре. Но ты должен быть этой закорючкой. И исполнять спокойно эту роль. Если тебе кажется, например, что кто-то лучше живет, так найдется еще кто-то, кто еще лучше живет… Бесконечный процесс, который ни к чему, кроме душевного дискомфорта, не приведет. Тут я не оригинален. К этому выводу приходят многие, кто задумывался о своей жизни.


– Теперь немножко о другом. Пожалуй, ты – наиболее статичный артист на нашей рок-сцене…

– Ну, некоторые вообще сидят (улыбается). А из стоячих – да! (общий смех)


– Этому есть какое-то объяснение, какой-то пример или концепция?

– Как человек себя ощущает на сцене, так он и двигается. Поэтому когда нас снимают, допустим, на какое-то видео, мы их предупреждаем, что делать из нас актеров не нужно – мы этого не умеем. Для нас важно выглядеть на сцене естественно и органично.


– Наше поколение жило в двух политических системах. Можешь их сравнить хотя бы в общих чертах? Ты – не политик и твое мнение особенно интересно.

– Для меня оптимальный момент был на стыке – когда оставалось что-то от предыдущего и что-то от нарождающегося. Но нельзя было полностью вытеснять все из заповедных времен! Не зря там в Англии не ломают, а пристраивают. Резко менять что-то на такой большой территории – это слишком легкомысленно. Я помню, мы были где-то под Тюменью. Так там люди, чтобы заработать себе на квартиры, жили в каких-то металлических цистернах с окнами. А потом вдруг все их накопления превратились в «тренировочный костюм»!.. И такая ситуация получалась везде. И со структурой звукозаписи, и с кинематографом… Пока это все вернется в какие-то хотя бы приблизительные организации, думаю, времени пройдет еще немерено.

– Не знаю, часто ли ты слушаешь радио, смотришь телевизор? Удивительно много появилось желающих анализировать историю страны. Постоянно выносятся обвинительные приговоры различным личностям… Я всегда вспоминаю поговорку «мертвого льва может лягнуть даже осел».

– (посмеивается) Соблазн-то всегда велик, прикоснуться так или иначе, хотя бы пинком… Мы, допустим, говорим о Петре I только хорошее, – город построил и так далее. Чтобы узнать результат и как-то оценивать, должно пройти достаточно много времени. Потому что и при Петре творилось черте что.


– Как можно обвинять – не важно, дворника или бывшего руководителя страны —если обвиняемый не имеет возможности защитить себя? Определить ведь виновность может только суд, а никак не журналист или писатель. Это же так очевидно.

– Да мне тоже так кажется!.. Я жил, в основном, при Брежневе. Ну, еще немного при Хрущеве. И Брежнев воспринимался, в принципе, добродушным каким-то симпатичным… Съезды, конечно, вызывали тоску, но Брежнев не воспринимался узурпатором… Собственно, мы начинали играть при «застойных» временах, и все художественные фильмы, которые можно смотреть, были созданы в те годы. Похоже, что когда у человека нет никаких рамок, он сам не знает что ему делать.


– А как ты, коренной ленинградец, воспринял переименование города?

– Язык не поворачивается произносить «Санкт-Петербург». Кто-то сказал, что для того, чтобы так называться, нужно вернуть городу культурный уровень Ленинграда (с иронией). Может, это и хорошо, что переименовали, но это можно будет оценить по прошествии времени.


– Я вспоминаю, что «Остров сокровищ» Стивенсона заканчивается такой фразой: «Погибли они только потому, что меняли название своих кораблей».

– Не хотелось бы, конечно, закончить так же! (улыбается)


– Посмотрел в Интернете ваш график концертов – он просто потрясающий! Только в московском Центральном Доме художника (ЦДХ) за последние полгода вы дали 4 концерта. Тебя не смущает столь большое количество концертов?

– Нет, не смущает. Во-первых, январь у нас будет разгрузочным (улыбается). Еще я помню фразу, сказанную в 80-х годах в той же Тюмени. Мы говорили в том духе, что, мол, неохота далеко ехать. А работник филармонии ответил: вот вы, ребята, зря так говорите, потому что если где-то вас хотят видеть, то надо туда и ехать. Это у меня засело, и когда какие-то сомнения есть, я вспоминаю эту историю. Если назвался музыкантом, то надо и у черта на куличках… С другой стороны, такой график тебя держит в каком-то… подтянутом состоянии. Мы же не играем одно и то же!


– Не так давно с удивлением услышал тебя в программе Бачинского и Стиллавина на «Радио Максимум». Был откровенный балаган. Зачем тебе это нужно?

– Так они же наши, питерские (улыбается). Помню, наш бас-гитарист Жак был в Италии когда-то. Попал на какой-то фестиваль и вдруг увидел, как по улице бегает с криками какой-то чудак. Потом выяснилось, что это то ли Антониони то ли еще какой-то мэтр кино таким образом свой очередной фильм рекламирует. Если уж Антониони не зазорно так поступать, то, наверное, и мы не должны сидеть сложа руки. Многие ведь узнают о нашем существовании только сегодня…


– Нет, тут речь о том, что «с кем поведешься, от того и наберешься». Глупые передачи FM-станций слушают подростки, и когда ведущие-клоуны «тусуются» с Эдмундом Шклярским, то такое впечатление, что это все одна компания…

– Так одна компания и есть!.. (улыбается)


– Твое отношение к Интернету? Часто ли ты бываешь в сети и что тебя там интересует?

– Интернет – он есть, и никуда от него не деться. Даже какие-то концерты появились благодаря Интернету. В частности, первое наше посещение Израиля. Поэтому это вещь, в принципе, полезная. Я выхожу в сеть редко, потому что у меня «медленный» Интернет. Только почту получаю.


– Ты автолюбитель?

– Любитель это тот, кто ходит вечерами в гараж?.. И «за чашкой чая» обсуждает транспортные вопросы? Это целый клуб… Я не хожу в такой клуб. Машина есть, но я вожу нечасто, потому что у меня нет необходимости куда-то на ней перемещаться.


– Вы на сцене уже 20 лет… Эдмунд Мечиславович, хотите повторить путь «The Rolling Stones»?

– Ну, этот путь, я думаю, хотели бы повторить все. «Роллинги» – это образец стойкости, настоящие камни! Камни бы делать из этих людей!.. (улыбается) Представь, они могут вообще наплевать на все, сидеть на лавочке и обсуждать проходящих мимо англичанок. Ан нет, выпустили еще один альбом.

– Но наступает такой момент в жизни любого человека, в любой профессии, когда ты должен остановиться и сказать «хватит», потому что дальше уже смешно…

– Когда Бенни Гудмен приезжал, главное его шоу было стать на табуретку (в восемьдесят лет!) и сыграть соло. И все ждали этого момента! Если не будет «роллингов», тогда не на кого будет смотреть!.. Ну, кто еще? На кого тогда смотреть?! Нет больше таких…

2007 год

«Заменить Воронина невозможно»

Выстрелив в 1982 году великим альбомом «Дым», «Пикник» постепенно стал культовой группой, а лидер группы Эдмунд Шклярский – одним из «легенд русского рока». А ещё Эдмунд Мечиславович – один из самых скромных музыкантов на нашей рок-сцене. Даже внешне он не стремится чему-то соответствовать – ни тебе бороды, ни тебе татуировок или серьги, ни колец с камнями и без. Такой же стройный и худощавый как в день нашей первой встречи почти 20 лет назад.


– Эдмунд, начать нашу беседу я хочу с печального. Прошёл год после внезапной смерти клавишника группы Сергея Воронина. К сожалению, последний концерт, в котором он участвовал, прошёл в Смоленске 2 декабря 2006 года. Что можно сегодня сказать о роли Воронина в жизни группы?

– Ты знаешь, очень трудно подбирать слова, говоря на эту тему… Его место, как место Хемингуэя в таверне на Кубе, остаётся не занятым. Человека, который бы заменил клавишника Сергея Воронина в группе «Пикник» не предвидится и, не будет никогда. Есть новые люди, которые выполняют какие-то функции, но место Воронина есть место Воронина…


– Можешь выделить какие-то личные качества Сергея Ивановича?

– Меня вот что поражало. Сергей из семьи военных и много колесил по стране, долго жил в Германии. Так вот, во время гастролей он во многих городах разыскивал своих знакомых, одноклассников, тех, с кем играл когда-то… Это было не так просто. Я помню, через ГАИ он как-то разыскал в Самаре своего знакомого, с которым когда-то играл в одной группе. Были в Израиле, и там у него находились знакомые. И все о нём очень хорошо отзывались… Т.е. у него был некий романтический настрой и желание поддерживать связи со всеми своими знакомыми, которые ему отвечали тем же.


– Зная Воронина, я бы отметил его интеллигентность, скромность, культуру…

– Мы недавно на нашем сайте поместили редкие фото Сергея, в том числе в военной форме. Она ему очень идёт. Это, наверное, тот самый случай, когда форма соответствует содержанию, подчёркивая его достоинство, честь, порядочность…


– Кто из новых лиц сейчас на сцене?

– Сегодня на сцене нам помогает Владимир Сафронов. Он одновременно наш тур-менеджер. Он играет на клавишных. Я, кстати, тоже играю на клавишах. Так, в песне «Иероглиф» партии, которые играл Иванович, играю я. Пока не укладывается в голове, что кто-нибудь другой может играть некоторые характерные партии вместо Воронина. Поэтому играю я (улыбается). Иногда в концертах добавляется скрипка, на которой играет Ирина Сорокина. Виктор Евсеев, который когда-то играл на бас-гитаре, так же, как и мой сын Стасик, иногда помогает.


– Ваш последний альбом «Мракобесие и джаз» мне очень нравится большим количеством ярких мелодий. «На луче», «В развороченном раю», «Соdа» … Какие песни прижились в концертной программе?

– «В развороченном раю», «От Кореи до Карелии», «Мракобесие и джаз», «Падший ангел – сын греха», «Из мышеловки», «Заратустра». Все песни из альбома мы будем играть в декабре в Москве в ЦДХ. Там площадка более камерная.


– А «Ихтиандр»?

– Эту песню мы тоже будем играть в ЦДХ. А дальше посмотрим. Дело в том, что у нас достаточно медленных песен. Нужно соблюдать определённую пропорцию.


– Ты упомянул Центральный Дом Художника. Там вы выступаете регулярно и даёте 3—4 концерта в год. Это ваша любимая площадка?

– Это интересная для выступления площадка, но там мы не можем сделать многие вещи с точки зрения оформления концерта. Мы в этом году впервые выступали в Театре эстрады в Москве. Вот это очень хорошая площадка. По аппаратуре, по акустике, по технической оснащённости. Например, питерский «Октябрьский» – хороший зал, но его трудно озвучивать. К тому же, дома выступать всегда тревожно…


– Ваш сайт piknik.info – один из самых удачных из наших рок-групп. Он удобен в пользовании, хорошо посещаем. Ты участвуешь в его работе? Заглядываешь на него?

– Как любым делом, сайтом надо заниматься. У нас сайтом занимается Марат Корчемный, наш бас-гитарист. Он его сделал, он его поддерживает. Я иногда смотрю сайт, но не часто. У меня такое впечатление, что письма на форуме, как и звонки на радио, похожи. Человек чаще всего хочет услышать себя, вызвать какую-то провокацию. Иногда, говоря о концертах, видят то, чего не было или то, что хотелось бы.


– А отчёты о концертах тебя интересуют?

– Да, обычно в дороге после концерта Марат с мобильного выходит на сайт, и мы читаем отзывы.

– В целом форум очень позитивный и интеллигентный…

– Ну, не скажи. Вот недавно, как выражается Марат, «сайт грохнули». То есть запустили всякие вирусы. В принципе, конечно, сайт посещают неслучайные люди. И если ты их не разочаровываешь, то отклики положительные.


– Вы сейчас много гастролируете, вы востребованы – можно ли говорить о том, что сейчас один из лучших периодов в истории «Пикника»?

– Понимаешь, тут много разных моментов. Как это ни пошло звучит, «всё неразрывно связано». Многое зависит от состояния общества, в том числе от материального достатка людей. Если помнишь, в 90-е годы всё трещало по швам, как и после дефолта в 1998 году. Тогда было не до музыки, и мы эти периоды старались пережидать, «снизив кровообращение», если так можно выразиться. Сейчас другая ситуация. И она благоприятна для нас.


– То есть она не связана с творчеством?

– Нет, так сказать нельзя. Если творчество не интересует, ты человека не заставишь идти на концерт ни за какие коврижки. Хоть ты зарекламируйся. Лягушку хоть сахаром обсыпь, ты её есть не будешь. Ведь обилие сахара или информации может иметь и обратный эффект.


– Вы уже более 20 лет ведёте активную концертную деятельность. Есть ли какие-то изменения в лучшую сторону в плане организации концертов?

– Да, конечно. Самое жуткое время было, когда появились МКЦ (молодёжные культурные центры) в конце 80-х и начале 90-х годов. Тогда организацией концертов стали заниматься те, кто этим никогда не занимались. Непонятные залы, непонятная аппаратура, непонятные гостиницы. Сейчас другая ситуация. Мы в данный момент приехали со «своей» аппаратурой. Т.е. с нами приехали ребята из Курска, с которыми мы хорошо сработались. Они же будут озвучивать концерты в ЦДХ.


– А «кидалово» уже нет никакого?

– Сейчас мы в основном работаем с теми, кто нам хорошо знаком. Хотя в прошлом году в Петрозаводске у нас была ситуация из раздела «ностальгических». Нам сообщили, что к нам выехал человек с билетами на поезд, но он так и не появился. Мы сами приобрели билеты, приехали и узнали, что тот человек проиграл деньги в казино (улыбается). Но кто-то из организаторов «покрыл» убытки. Вот такое «эхо прошлого».


– У вас сейчас очень плотный концертный график. Я посмотрел: подряд шесть дней концерты…

– Ну, шесть дней – это не срок (улыбается).


– При таких нагрузках ты делаешь что-либо для поддержания физической и психологической формы?

– Что-либо поддерживать просто нет времени. Представь, гастроли по Сибири. В 8 часов подъём, часов шесть едешь до места и далее обед, концерт, ужин и сон. Я делаю несколько йоговских упражнений, но это, скорее, привычка. Такая, как почистить зубы, например.


– А с точки зрения психологического равновесия?

– Психотерапевта у нас нет. И потом, сами концерты – это и есть занятие для снятия какого-то стресса.


– То есть концерты для тебя сами по себе играют положительную роль?

– Я думаю, не только для меня, для всех, кто находится на сцене. Конечно, на сцене мы подвергаемся стрессу. Но в данном случае он положительный. Когда сидишь дома, происходит определённый застой в мозгах, хочется сменить «декорации».


– В одном интервью на вашем сайте я прочитал твой ответ на вопрос: «Как Вы относитесь к разговорам о конце света»? Ты ответил: «Так он уже происходит…» Это действительно твоё мнение?

– Знаешь, иногда «конец света» представляется как какое-то «поджаривание на сковородке» в каком-то будущем. Но ты можешь быть его свидетелем. Ведь убывание жизни начинается с самого начала. И «конец света» может быть с самого начала. Так постепенно всё может и закончится…


– Ты наблюдаешь какие-то признаки «конца света» сейчас?

– Дело в том, я не жил в другие века, но ощущения, что человек сейчас лучше, нет. Такое же варварство, средневековье… Только, может быть, изощрённее. Пример Второй Мировой войны это доказывает. Казалось бы, самая культурная нация и… газовые камеры. Т.е. наличие культуры и образования часто не добавляет нравственности.


– Ещё старые философы когда-то говорили о том, что технический прогресс отрицательно сказывается на нравственности общества.

– Вполне может быть…


– То есть название вашего последнего альбома «Мракобесие и джаз» само по себе очень актуально…

– Ты знаешь, как ни странно, на некоторых площадках его не пишут на афишах. То ли местный директор это на себя примеряет, то ли ещё кто-то (улыбается). На «Королевство кривых» они не реагируют, а на «Мракобесие и джаз» реагируют (смеётся). Вообще, эта фраза не моя. Я прочитал её в каком-то периодическом издании в рецензии на современный фильм.

– Мне кажется, альбом очень точно передаёт социальную атмосферу сегодняшнего дня…

– Не буду отказываться (улыбается).


– Самые сильные мелодически, по-моему, «На луче» и «Заратустра».

– Замечу, в песне «На луче» перемешаны мотивы советских песен, старых фильмов с Н. Рыбниковым…


– Тебе удаётся читать книги?

– Все книги прочитать невозможно. Хотелось бы, чтобы кто-то подсказал, порекомендовал. Но никто ничего не говорит. Поэтому приходится перечитывать пройденное. Кафка, Кобо Абэ – проверенные товарищи (улыбается). Новое я покупаю, но что-то ничего не запоминается. Есть интересные фрагменты, но даже на рассказ дыхания у авторов не хватает.


– Твои дети участвуют в записи альбомов, в концертах. Они всё больше и больше становятся участниками группы?

– Дети учились музыкальной грамоте и какие-то навыки у них есть. Они действительно участвуют в отдельных концертах, записях. Но что будет дальше – жизнь покажет. Жизнь музыканта достаточно специфична. Одни переезды чего стоят. Это далеко не все выдерживают.


– Но они стремятся попасть в группу?

– Нет, таких даже разговоров нет. Дочка, например, последние полтора года работала в съёмочных группах различных фильмов – «Мышеловка», «Слепой». А образование у неё экономическое. Так что всё переменчиво, и что будет завтра – непредсказуемо.

– Как ты проводишь свободное время?

– Его практически нет. Если и бывает, то я его провожу бездарно (улыбается). А если серьёзно, то здесь всё достаточно прозаично – надо делать новый альбом, думать о новой концертной программе. Всегда есть задел, задумки о новых песнях и они ждут своего часа для реализации. В свободное время стараешься как-то привести всё в порядок.


– Какие минимальные условия тебе необходимы в процессе работы над песней?

– Главное, чтобы никто не мешал, главное, чтобы закрыли дверь в комнату (улыбается). А дальше – гитара, пианино, магнитофон. Важно ухватить что-то существенное, какую-то опорную фразу типа «Мракобесие и джаз». А дальше идёт работа по оформлению. Книгу ведь можно писать на туалетной бумаге. Слова будут те же, но в руки её брать будет не интересно. Поэтому и для песни нужна аранжировка, какие-то подходящие звуки.

На страницу:
2 из 3