Полная версия
Angulus / Opticus. Третья книга стихотворений. 2009–2011 гг.
25._если этого не было
если этого не былоя сделаю так чтобы это быловот все что надо уметьчтобы бытьесли это уже былоя сделаю вид что мне все равнои сделаю это вновьи по-своемуесли то что я сделаюокажется всем известнымникому не нужными давно потерявшим смысля найду этот потерянный смыслпосмотрю ему в глазамы помолчим друг с другомдень месяц годи тогда быть можетон заговорит со мной о томчего еще не было.27 декабря 200926._в понедельник после Рождества
в понедельник после Рождества,просветленный, пришел на службу.первая книга, которую надо занести в каталог:«Очерки современных казней», москва, 1906.белостокский погром.фотографии обезображенных трупов.родные, молча сидящие рядом.задранные к небу бороды.открытые непонимающие глаза.штаны спущены ниже пояса, рубашки задраны,белые животы, потому что били по головам.зимель цукерман, берель пат, мордхе левин,ицхок гвирцман, шлема сшицкий,блюма лапидус (была женщиной),хаим фредкин, абрам махай,семья айнштейн (три женщины, двое мужчин),шимой эпштейн, трое неопознанных,шлема пружанский, арон лапидус, зорах панде, ицхок небельи двое сгоревших.никто из них не канонизирован,не признан мучеником, святым, блаженным,хотя бы праведником,ни о ком из них не написаны книгиотечественными и иностранными авторами,никем не рассказаны трогательные истории их любовей,дружб, надежд, вер, неизлечимых детских болезней,никому из них не поставлен памятник,увлеченные краеведы не собирают их телесные останки,не проводят экспертиз, не исследуют дворы, чердаки, подвалы,в которых они были убиты.ставлю подпись, укладываю файл, закрываю книгу,кладу к другим, тянусь за следующей.«Царственные страстотерпцы», москва, 2006.библиотекари – как врачи: им надо спасать всех,чьи истории записаны.даже когда дрожат рукии слезы, невидимые миру,стоят в глазах.27 декабря 200927._в конце лета 68-го дежурил ночью
в конце лета 68-го дежурил ночьюна его восемнадцатой радиостанции.слушал радио Люксембургс клёвым джазом.кажется, телониус монк это был или дэйв брубек, не помню.но классная тема прокручивалась в квадрат,когда рыжий сержант-сверхсрочник по кличке микадосунул голову в фургон и крикнул,перекрывая ударные:серега, в бога душу мать,да лучше б я негром был в америке.чем что, спросил я сверху.как что, как что, крикнул микадо снизу,наши же в праге, заткни свой гребаный Люксембург,голоса давай.пришлось вырубить телониуса монкаили дэйва брубека?не помню.28 декабря 200928._вот ты рядом
вот ты рядом.кладешь мне ладони на плечи.тяжесть рук твоих греет,а там, за окном, в декабрестылый мир пустотою отмеченкак дыра у Адама в ребре.что же Богом дано(и что жизнь отличает от ада)?только то из всего, что давалось бессчетным другим, —поздних листьев вкосую летящих бравада,жухлый шепот обид,страшноватое небо над ним,только струйки дождя, что сбегают по диагоналипо стеклу,только книгав уже устающей руке,только знанье всего, а особенно – светлой печали,и горнист одинокийи голос его вдалеке.29 декабря 200929._из этноса перебираясь в дух
из этноса перебираясь в дух(и так переходя из века в век), —пока вокруг живет начальник мухи в муках умирает всякий греку Фермопил, где сводник не пройдет(но пасаран, князь воздуха и лжец!), —я здесь, где поместил меня Отец,Который песнь военную поет.прощай, мой этнос, одолеть тебялишь значит одолеть в себе людей,по местной родине естественно скорбя,забыв тепло домашних сверхидей,взлетев туда, где ястребок, балдея,оставлен бродским вечно умирать,чтоб элементом духа статьв таблице дяди менделея…30 декабря 200920/10
30._троянская война как архетип
троянская война как архетип,в нем архитипы – гектор и ахилл,пацан парис, который круто влип,и лис улисс, который восходилк богине на беседы, а потомсходил в бюрократический аиди джеймсу джойсу ставил там на видего поэтику и нравственный содом, —все так перемешалось! лишь однаглобализация на всех, лишь общий прах,в первопрестольной – шустрый вертопрахс Литейного, – белесая шпана,мочащая клиентов, ну а здесь…здесь первозданная глухая белизнаневинных а.с. пушкинских листов,партикулярных как благая весть,и ящик мегабайтов на столе,запоминающий все тот же список слов, —весь – о твоем дыханье и тепле.1 января 201031._ОБРАЩЕНИЕ ЗАКХЕЯ
(ЛК19, 1–28)
когда вошел в иерихон и проходил предместьемнекто по имени закхейначальник местной таможнибогатенький буратино(дравший страшные налоги при въезде в городособенно с иностранцев)которого однако мало кто воспринимал всерьезиз-за смешного роста(сто пятьдесят три сантиметра над уровнем моря)искал видеть Его но не мог за народомпотому что был малкак ни становился на цыпочки как ни забегал впередиз-за спин толпы не мог ничего увидетьне догадываясь что из-за спин толпы ничего и нельзя увидетьдаже если ты лучший баскетболист последнего сезонано при своем росте закхей вынужден был изобретать себеподходящие обстоятельстваи он побежал вперед по главной улицеза шеренгами зевакза оцеплениемсдерживавшим толпы фанатовкричавших джизиз ты боги влез на смоковницу чтобы увидеть Его хотя бы издалии сидел там и выглядывал из листвыи его не было видноТот же подошед к перекресткус желтыми мигающими светофорамиобернулся в сторону дерева взглянул вверх и сказалзакхей почему ты тама не в своем доме в который я направляюсь?и закхей опрометью слетел с дерева и бросился домойчтобы распорядиться о торжественном обедеа через полчаса подошел и Тотфанаты же оскорбились и кричалипочему какой-то вшивый таможенник?почему автограф ему одному?он же не был ни на одном выступлениине слышал ни одного хитадаже самый известный – «нагорный блюз» – ему незнакомно закхейне замечая от волнения эти крикиподнялся, так что его стало чуть лучше видно за столоми сказал что хотел бы выпить за точтобы скорее пришла социальная справедливостьи что сам он готов к такому положению дели даже начнет первым осуществлять принцип равенстваи половину имения своего раздаст нищимна что Тот сказал закхеючтобы тот перестал сотрясать воздухчто все что он несет это чушь собачьячто никто никому не равен и равен быть не можетчто наоборот всякому имеющему дано будет ещеа у всякого неимеющего отнимется и то что имеети что спасение этого домакак и спасение всех истинных сынов авраамовыхсостоит не в том чтобы раздавать свое имущество нищими поощрять их к бездельюи паразитическому образу жизнино и не в том чтобы прилично устраиватьсяпорабощаясь взяточничеству и ростовщичествуделая повсюду гешефт спекулируя земельными участкамипродавая акции покупая акцииприкидываясь в англии бедными евреями с востокаа на востоке называя себя богатыми англичанамиа в том чтобы хранить дающиеся по милости дары благодати —мудрость понимания мудрость сочувствия мудрость мужествавнутреннюю дисциплину ответственностьи умение видеть невидимоепотому что все это вместе взятоеи есть основа умеренной любви к подобным себеа иной не нужнокто будет делать тот спасетсякто считает что уже спасен тот погибнети сказав это пошел далее восходя в Иерусалимзакхей же остался стоять где стоялс поднятым бокалом и думалкак же ему теперь быть с этим равенствоми раздачей имуществапровел бессонную ночьутром подал заявлениеоб уходе по собственномупошел дежурить в котельнуювступил в местный «мемориал»вместо изобретения подходящих обстоятельствначал искать единственно необходимые словаи постепенно стал обнаруживать в себекое-какие дары благодатипервым из них был тот что перестал замечатькакого он роста.4 января 201032._1 фес 5,14–24
помню, командир нашего радиовзвода,младшо́й п. савловлюбил цитировать перед началом дежурствиз устава караульной службы:утешайте малодушных,т. е. девяносто процентов окружающих вас,включая вас самих,а оставшиеся десять процентов не утешайтеибо они все равно не утешатся;поддерживайте слабых,но не давайте им садиться себе на шеюибо в этом и состоит цель их силы;будьте долготерпеливы ко всем,но не в ущерб своим дарам,которые вам предназначено раскрыть в этой жизни;не воздавайте злом за зло,но во всем всегда старайтесь разглядеть доброе,кроме тех случаев,когда внедрение добра в вас провозглашается цельювашей матери, вашей жены, вашего лучшего другаили государственной политики вашей родины;всегда радуйтесь,потому что в каждом отдельно взятом случаевам могло бы быть гораздо хуже,чем сейчас;непрестанно молитесь.молитва это тумблер, переключающий вниманиес избыточного напряжения на экономное;за все благодарите,потому что могли бы и зарезать,но вот, не зарезали;духа не угашайте.это самое главное,но постоянно требует огромного количества дров;пророков в своем отечестве не презирайтеибо только пророки видят то невидимое,которое ежеминутно окружает вас;не испытывайте все подряд,что попадается вам под руку в этой жизни,потому что не из всего можно извлечь хорошее,чтобы потом его держаться,но испытывайте только то, что нравится вамс первого взгляда;удерживайтесь по возможности от всех видов,форм, уверток, демагогических трюков злаи постепенно привыкнете к добру,потому что привыкнуть к нему сразу не в состоянии никто,даже замполит дивизиона капитан жемчужников,а уж он-то на привыкании собаку съел;и вот тогда Бог внутреннего покоя окружит васСобою со всех сторони сохранит в целости вашу душу, ваш разум и ваше телодо самого пришествия Спасителя,Который постоянно зовет вас к Себе,но голос Его не то чтобы тих,а не на каждой частоте слышен,товарищи радисты.это понятно?и мы отвечали хором:так точно, товарищ младший лейтенант!а после дембеля всё позабыли,и младшо́го и его уставкараульной службы.6 января 201033._старость есть часть жизни
старость есть часть жизни,проституция есть часть жизни,лесбийский брак есть часть жизни,расизм есть часть жизни,психический вампир есть часть жизни,даже умирание есть часть жизни,только боязнь жизни есть часть смерти.6 января 201034–40._О ВИ́ДЕНИИ
I. богач уверен в том
богач уверен в томчто все вокруг него тоже богатыумный человекначиная разговор с собеседникомполагает что имеет дело с умным человекоми богач и умныйв результате оказываются в шокеправду мира легче выносятбедный и глупыйдля них нет неожиданностейведь один из них видит всёа другой – ничего не видит.II. правда жизни растет во мне как сорняк
правда жизни растет во мне как сорнякс каждым днем я чувствуюкак она все глубже и глубже пускает свои корниприму ли я ее или отвергнуей это все равнопридет день она освободится от менячтобы запустить корни в другогопонимаю ли я в чем ее смысл или нетэто ничего не изменитпросто она во мнеи чувствуя еея постепенно догадываюсьчего она хочети как увидеть ток чему она ведет.III. в моей жизни остается уже
в моей жизни остается уже не так много пространствачтобы заставить его книжными шкапамино достаточночтобы оно холодило мне рукисвоей пустотойгде видно всё насквозь.IV. есть люди
есть людикоторые подозревают всехтогда как нужно не подозреватьа зреть.V. я чувствую
я чувствуючто я здесь прежде всего для тогочтобы не стать частью ликующей толпычтобы не встать под развернутые знаменакаких бы то ни было цветовчтобы остаться темкто сохраняет дистанциюи взгляд со сторонытолько так можно хоть что-то увидать.VI. истина слишком хрупка
истина слишком хрупкачтобы ее скандировали на улицахименно тогда она становитсясовершенно невидимой.VII. смесь вопрошания и ожидания
смесь вопрошания и ожиданиялюбопытства и робостивины и изгойствадержит нас в глубине лесаоткуда мы иногда выходим на опушкукороткого монологапорой на просеку пяти-шести слова то и в просвет одноготогда и кусочка видимого нам небавдруг хватаетчтобы понять где мы.9 января 201041._БАЛЛАДА О КРОВИ
Зима. Колхозник торжествует.Его поля занесены.Он слышит урожай. Он чуетПобеги будущей весны.Мороз все сорок, но под снегомТепло. И, впав в анабиоз,Лежит земля, грядущим млекомВзбухая и копя овесЛошадке архитерпеливой.И все бы так и дальше шло,Когда б росток, еще пугливый,Не зацепился за крылоМашины с черным знаком немца,Давящей в ледяной землеВсей массой кости ополченца,Едва заметные во мгле,А дальше больше – гильзы, миныНеразорвавшиеся, глиныПласты, артиллерийским плясомНад мягким человечьим мясомПерекуроченные вдрызг…Нет, места нет для урожаяЗдесь, где пехота, погибая,По пятой шла в повальный визгосколков, мин, гранат, бутылок,Летящих в черную броню,Где выстрел точечный в затылокБил дезертира на корню,Где нету до сих пор ни всхода,Ни колосочка, ни зерна,Где отвернулась мать-природаОт всех, кто знал тебя, война,Запомнив только крик и кашуКровавую, где смерть с лихвойКосила жизнь – и их и нашу —В декабрьском поле под Москвой.И все же, друг, мы победили,Их танки в землю закопав,И, не жалея, кровь пролили,Бессмертными за это став.И вот зима. Мир торжествует.Он ждет с три короба в свой рот.Но под землей лишь нефть бунтуетИ кровь соленая растет.10 января 201042._всё сравнивай (сравнимо всё со всем)
всё сравнивай (сравнимо всё со всем)[8]Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Angulus (лат.) – угол; отдаленное, уединенное, мало известное место.
2
Angulus opticus (лат.) – угол зрения.
3
Ср. конгениальное глазковскому знаменитое откровение Элвиса Пресли: «I washed my hands in muddy water!»
4
«Ленинская комната» – помещение для информационных и культурных мероприятий в СА 1966–1969 гг.; равнозначно Храму как средоточию духовной жизни.
5
«Сменить радиста» (на армейском жаргоне 1966–1969 гг. «ща знак знак»; в азбуке Морзе – «щьь») – самое страшное, что мог услышать в своих наушниках радиотелеграфист. Это значило: «ты бездарен, никуда не годишься, не соответствуешь своей миссии, не имеешь права жить как радист, т. е. жить вообще».
6
«Завалить врага солдатами» – любимое выражение Брусилова.
7
«Спиногрыз» и «шульц» – на жаргоне военнослужащих Ракетных войск СА в 1960-гг. соответственно: сержант (старший сержант, старшина) срочной службы и рядовой (ефрейтор, младший сержант) срочной службы, в отличие от «куска» – сверхсрочника.
8
«Не сравнивай: живущий несравним» – из стихов 1937 г. (О. М.)