Полная версия
Банные секреты
Складывается такое впечатление, что восточные мужчины – просто невероятные индивидуалисты. На самом деле это совсем не так, просто там все очень ценят суверенитет отдельно взятой личности и поэтому не «набиваются» бесцеремонно в компанию, а ожидают специального приглашения: если человек хочет пообщаться, он найдет способ, не нарушая приличий, сделать это. Такое правило соблюдают все, даже по отношению к старинным друзьям принято относиться с подобными церемониями. Думается, что и нам, европейцам, не мешало бы научиться подобной предупредительности по отношению друг к другу, от этого всем было бы только легче.
Но конечно же, в чайхане можно не только посидеть и в уединении попить чайку, но и пообщаться, выкурить кальян или сыграть несколько партий в нарды. И что самое интересное, восточные мужчины, весьма азартные по своей природе, никогда не играют на деньги: это будет нарушением правил, неписаного кодекса, если чайханщик допустит в своем заведении подобное. Играют только «на интерес», и за игрой могут наблюдать остальные посетители, но наблюдать, опять же, только молча. Вернее, между собой вполголоса обсуждать игру и можно, но никогда ни один из наблюдателей не позволит себе давать советы (как в одной нашей популярной комедии: «Лошадью ходи, лошадью!») игрокам, как им следует играть, – неприлично! Вот так и проходит «банный день».
Как можно заметить, посещение бани для восточного мужчины способно растянуться на целый день. А вот японская банная процедура занимает гораздо меньше времени, но оздоровительный эффект от нее просто поразительный! Японские бани – сэнто и офуро – не являются баней в нашем понимании этого слова, поскольку представляют из себя некий гибрид бани (по способу отопления) и ванной. Сэнто – это общественная баня, ну а офуро – «домашняя». Выглядит эта конструкция как большая бочка с водой, стоящая на печи, расположенная в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Внутри бочки расположено сиденье, позволяющее сидеть, по грудь погрузившись в воду.
Вода нагревается примерно до 50 градусов, так что продолжительность банной процедуры не превышает 15–20 минут. После того как человек выходит из этой бочки, его плотно закутывают в полотняную простыню, и примерно в течение часа он неподвижно лежит, потея и сгоняя шлаки. Только после этого японец смывает с себя пот, вытирается насухо и еще час посвящает моциону по дорожкам парка. Такой распорядок вполне соответствует особой жизненной философии, согласно которой вода является одной из важнейших природных стихий, оказывающих оздоравливающее воздействие на организм человека. Свежий воздух в хорошо проветриваемом помещении столь же важен, как и вода, так как он не позволяет отрицательной энергии циркулировать вокруг человека. Ну а заключительный моцион дарит человеку ощущение покоя и гармонии с природой.
Насчет малой продолжительности банной процедуры у японцев тоже существует своя теория: поскольку человек находится в горячей воде всего 15 минут, то он не успевает расслабиться, соответственно и тело его не изнеживается, а закаляется, укрепляется, становясь крепче и бодрее. В последнее время японская традиция пополнилась еще одним видом бани с крайне интересным и необычным способом париться. Речь идет о так называемой опилочной бане. Для такой бани пригодны не всякие опилки, а лишь самые мелкие кедровые, смешанные в пропорции 4:1 со смесью 70 лекарственных и пряных трав и кореньев. Эта смесь слегка увлажняется и нагревается до температуры 50–60 градусов. Человек зарывается в эти опилки на 20 минут, после чего его извлекают и делают энергичный массаж. Такая банная процедура способствует омоложению организма и потому высоко ценится специалистами.
Примерно такой же способ париться изобрели индейцы, с той только разницей, что они не использовали опилок, ограничиваясь лишь травами и целебными кореньями. Если же баня использовалась в лечебных целях, то тут уж на помощь приходил шаман, который окуривал вигвам, в котором происходило исцеление, «магическим» дымом и призывал на подмогу всемогущих духов.
Может сложиться такое впечатление, что бани пользовались огромной популярностью у всех народов и во все времена, но это мнение будет глубоко ошибочным. В истории человечества есть и такое время, когда бани считались чем-то крайне греховным, неугодным Богу, и, как следствие, попадали под строжайший запрет. Этот мрачный и в прямом и переносном смысле грязный период относится к средневековью и продолжается почти тысячу лет. Целое тысячелетие забота о чистоте своего тела считалась занятием греховным и недостойным того человека, который жаждет заслужить место в раю! И ради этого сомнительного преимущества – заслужить себе блаженство в загробной жизни – люди отказывались от вполне земного блаженства, зарастая грязью и всевозможными паразитами!
Такая возмутительная нечистоплотность, конечно же, объясняется тем, что примитивные умы стремились возвысить душу человеческую, принижая ее земную оболочку – тело. Дескать, чем больше пострадает тело, тем чище и лучше будет душа. Основатель одного из монашеских орденов – Антоний, позже причисленный к лику святых, провозглашал, что по-настоящему духовный человек не должен мыться вообще, отдавая все свое свободное время посту и молитве. Он выдвинул целую доктрину, согласно которой чем чище тело человека, тем грязнее его душа, и в качестве примера приводил себя, гордясь тем, что сам никогда не мыл ног и не менял одежду до тех пор, пока она не истлевала и не превращалась в настоящие лохмотья.
А по дорогам тем временем скитались самые настоящие «святые»: они не имели жилья, не меняли одежду, не мылись и даже не расчесывали волосы, а питались тем, что попадалось под ногами, то есть ягодами, кореньями и растениями. Неудивительно, что при повсеместном распространении таких вот «святых» мракобесов, на собственном примере проповедовавших настоящую религию, Европу поразили страшнейшие эпидемии холеры и чумы. Холера ведь вообще считается «болезнью грязных рук», а уж чума – «черная смерть», унесшая в 1347–1350 годах четверть всего населения Европы, приняла такой пугающий размах исключительно из-за того, что люди совершенно прекратили мыться.
Возник порочный замкнутый круг: люди не мылись, боясь заразиться чумой, но от этого их организмы слабели, иммунитет до такой степени был ослаблен, что человек не мог сопротивляться даже обыкновенной простуде, не говоря уж про более опасные заболевания. Города буквально зарастали грязью, поскольку водопровода и канализации тогда не знали совершенно, и нечистоты прямо из окон домов выливались на улицы. На городских улицах, превращенных в самые настоящие свалки, в неимоверных количествах плодились крысы и мыши, а ведь именно они являются переносчиками чумы! Остается только удивляться, как это в такой грязи выжил хоть кто-то!
Наивный читатель, вероятно, подумает, что эпидемия чумы коснулась в первую очередь бедняков, а уж представители богатых сословий были более чистоплотными, и поэтому эпидемия чумы их пощадила. Ничего подобного! Аристократы были столь же нечистоплотны, как и плебеи. Они не меняли белье, не знали о существовании мыла и носового платка, а уж о том, чтобы ходить в баню, и речи быть не могло! Единственное, что отличало аристократа от бедняка, – так это наличие в доме специального чана, который изредка использовался для того, чтобы помыться. Да и то – купания эти проходили весьма оригинально: в этот чан наливалась горячая вода, и в нем купались все, живущие в замке. Естественно, что вода при этом не менялась для каждого члена семьи: как ее налили, так она и оставалась. Потом в этой же воде стирали одежду, использовали для прочих хозяйственных нужд.
Даже высшая аристократия (вплоть до королевских семей) не была исключением: в этих семьях дело обстояло точно так же. История доносит до нас сведения, что дочь одного из французских королей даже умерла оттого, что ее заели вши и блохи. Конечно, такая жестокая смерть – это крайность, но ведь в те далекие времена не наличие, а скорее отсутствие блох и прочих паразитов было сенсацией, потому что вся без исключения аристократия была блохастой! Дошло даже до того, что каждая благородная дама носила под платьем специальную «блошиную» меховую шкурку, чтобы саму владелицу блохи кусали не так сильно (видимо, это было что-то вроде современных противоблошиных ошейников для собак). Неизвестно, насколько эффективным было это средство, но той самой королевской дочке оно, видимо, так и не помогло.
Если мы обратим свое внимание на шедевры живописи того периода, то увидим, что в те времена даже сложился особый идеал красоты: «в моде» были высокие «благородные» лбы. А кто-нибудь задумывался над тем, откуда вдруг взялся такой идеал? Между тем все объясняется довольно просто: поскольку педикулез (вши и блохи) был обыденным явлением, то волосы портились и редели. Естественно, линия роста волос как бы «отодвигалась» назад – так и возник этот противоестественный канон красоты. Думается, если бы дело сложилось так, что аристократия, заеденная блохами, стала бы катастрофически лысеть, в моду тут же вошли бы голые черепа!
Но поскольку этого не произошло, а аристократия все-таки придавала довольно большое значение своему внешнему виду, то примерно в это время какой-то умелец-парикмахер изобрел и ввел в моду парики. Это и в самом деле было спасением для придворной знати: теперь можно было вовсе не мыть голову, ведь под париком все равно ничего не видно! Но это уже было на исходе этого нечистоплотного периода, почти на рубеже с периодом Ренессанса. Примерно к этому же времени относится и расцвет парфюмерии: во время балов и празднеств, когда в одном непроветриваемом помещении собиралось все высшее общество, посещавшее купальни не чаще раза в два-три месяца, запах от немытых тел был таким сильным, что его пытались «заглушить» с помощью благовоний. Вот ведь странно: сейчас даже ребенок прекрасно понимает, что гораздо эффективнее не пытаться заглушить запах пота какими-либо резкими ароматами, а просто смыть его с помощью мыла и горячей воды. Но в те времена все обстояло иначе, и парфюмеры и изготовители духов процветали!
К счастью, этот период истории наконец закончился, а то человечество просто вымерло бы от грязи! В эпоху Ренессанса интересы плоти возобладали над интересами духа, и народ стал мыться несколько чаще. Конечно, до такого расцвета банного обычая, как это было в Древнем Риме, дело еще не дошло, но аристократия стала мыться гораздо чаще в своих семейных чанах, да и воду при купании начали менять для каждого члена семьи. Войдя во вкус, аристократия вспомнила про бани, и банное действо стало потихоньку возрождаться. В Англии парламентом даже был издан специальный билль, согласно которому надлежало не только строить бани, но и удешевить стоимость банных услуг в целом и воды – в частности.
Уже в конце XVII – начале XVII веков в Европе повсеместно строились бани; правда, чаны для купания в них так и оставались «общими», в них мылись одновременно до пяти человек. А вот в банях для аристократии каждому предлагалась индивидуальная кадушка, и это было настоящей роскошью! Вода для купания в таких банях нагревалась довольно хлопотливым способом: в специальном помещении располагались огромные котлы, наполненные холодной водой. В этом же помещении в специальных печах нагревались большие камни. Когда камни раскалялись добела, банщики вытаскивали их клещами из печи и опускали в чан с водой. Для того чтобы нагреть до необходимой температуры котел воды, требовалось погрузить в него не один десяток раскаленных валунов, а на всю процедуру уходило не менее часа тяжелого труда.
Вот с такими сложностями сталкивались тогда европейцы, желавшие смыть с себя грязь; видимо, по этой причине посещение бань было хотя и регулярным, но тем не менее все еще недостаточным. Так что парфюмеры и мастера по изготовлению париков все еще продолжали процветать. Несколько иным было только положение в северных странах – Финляндии, Норвегии и Швеции. Там парились в баньках и делали это с большим удовольствием невзирая на религиозные предписания или запреты.
Финская баня (сауна)
Среди любителей и ценителей бани родилась такая теория: баня возникла и стала неотъемлемой приметой быта в первую очередь в тех странах, где либо очень жаркий климат, либо наоборот, царят морозы. И эта теория не лишена разумного зерна! Ведь в странах с жарким климатом баня была необходима для поддержания чистоты и для борьбы с болезнями, вызываемыми бактериями (кожные заболевания). А в большинстве северных стран баня не только боролась с болезнями, вызываемыми вирусами (простудные заболевания), но и служила, быть может, единственным действенным способом по-настоящему согреться. Наибольшую известность получила финская баня, или, как ее еще называют, сауна.
У финнов существует такая легенда о происхождении сауны: однажды двое братьев, отправившись на охоту, попали в снежную бурю. Почти утратив надежду на спасение, брели они во тьме и уже не надеялись спастись. Ледяной ветер дул им в лицо и сбивал с ног, братья устали и даже начали замерзать.
Но тут они набрели на заброшенный охотничий домик, и надежда затеплилась в их сердцах. Разведя в очаге огонь, братья пытались согреться, но несмотря на то что в печке жарко пылал огонь, они дрожали от холода. Домик был такой старый, что сквозь щели в стенах свистел ветер, а через дыры в потолке падал снег. И вот снег начал попадать в очаг, но не затушил огня, а растаял и превратился в пар. Жаркий пар наполнил весь домик, окутал замерзавших братьев ласковыми объятиями и не дал им погибнуть от холода. А когда братья вернулись домой, они решили выстроить отдельный домик, в котором впредь могли бы согреваться с помощью горячего пара. Так и возникла сауна, без которой ни один финн не мыслит теперь своей жизни.
Вот такая история, и кто знает, может быть, это совсем не легенда, а самая настоящая быль. Но как бы то ни было, сауны получили повсеместное распространение, любовь и безоговорочное признание их достоинств. В саунах не только парились и не только лечились от простуды. Древний финский фольклор свидетельствует, что в саунах принято было «встречать» новую жизнь и «провожать» старую (то есть в саунах рожали детей – и туда же приносили умирать стариков). Невесты перед свадьбой обязательно парились в сауне, там же проводились древние обряды изгнания злых духов. Считалось, что особый «покровитель рода», некий дух предков, тоже обитает в сауне, так что все родовые сходы обычно проходили в саунах, чтобы можно было посоветоваться с предками перед принятием важных решений. Практически вся жизнь финского рода проходила «вокруг сауны», сауна считалась неким олицетворением дома и домашнего очага. Парились в сауне тоже всей семьей, не делая различий по полу и возрасту.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.