bannerbanner
Операция «Эмин-паша». Том II. Германский конкистадор в Восточной Африке
Операция «Эмин-паша». Том II. Германский конкистадор в Восточной Африке

Полная версия

Операция «Эмин-паша». Том II. Германский конкистадор в Восточной Африке

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Мистер Маккей добавляет свои собственные соображения:


«Конечно, миссионеры не могут помочь Мванге в борьбе, но их присутствие может добавить престиж его имени,. Протестанты и католики вместе насчитывают около полутора тысяч человек. У них, я считаю, одна тысяча старых дульнозарядных ружей, но очень мало пороха. Помимо этого, Мванга имеет несколько тысяч приверженцев среди язычников, вооруженных копьями и щитами, в то время как у Калемы более двух тысяч ружей, а все арабы и их рабы обеспечивают его тыл. Но Калема, как я считаю, не склонен к исламу, и использует партию магометан только в качестве своего главного средства защиты. Некоторое время назад он убил всех принцев и принцесс среди своих родственников, до которых мог дотянуть свои руки, опасаясь, что тот или иной из них выступит как соперник в борьбе за трон.



Это не повысило его популярности, и я слышал, что некоторые из его главных приверженцев готовят заговор, но они боятся присоединяться к Мванге, поскольку он жесток со всеми, кто принял ислам. Я считаю, что Мванга в настоящее время должен спокойно оставаться в своем владении на островах Сесе и с помощью многочисленных каноэ, которыми он обладает (в то время как у Калемы их нет) блокировать побережье Уганды и помешать арабам получить подкрепления, таким образом, он постепенно наберет много приверженцев. На самом деле большинство вождей, оскорбленных Калемой, уже присоединяются к Мванге, хотя, конечно, с небольшим количеством последователей».

Далее мистер Маккейн делает письменное предложение Эмин-паше напасть с имеющимися у того силами на Калему и помочь Мванге занять трон. Мванга расценивается англичанами, как послушный в дальнейшем инструмент для установления фактического протектората в Уганде.

Письмо действительно дает очень четкую картину положения дел в Уганде и особенно английских замыслов на этих землях.

Из других документов, имеющихся в Ква Сунду, я также узнал, что при содействии мистера Стокса Мванга, по сути, истреблял последователей Калемы и 4 октября 1889 года вернулся на трон. Первое, что он сделал – отправил два посольства к начальнику английской станции в Кавирондо с просьбой к мистеру Джексону оказать ему помощь, заявив, что он готов, в этом случае, не только предоставить Британской Восточно-африканской компании монополию на торговлю в Уганде и во всех его землях, но и на подчинить себя британскому протекторату.

Подлинность просьб и предложений Мванги была заверена английскими миссионерами, а также французским миссионером Перу Лурделем. Из серии писем я смог убедиться, что мистер Джексон поначалу тянул с ответом, а затем в письменной форме вообще отказался от каких-либо действий. Он с его пятью сотнями «ремингтонов» не считал себя достаточно сильным, чтобы идти на Уганду, где, по всему, что он знал, враждующие стороны были довольно равносильными. Вместо того, чтобы своим мощным отрядом создать несомненный перевес в пользу Мванги и, не приложив больших усилий, подарить Уганду британской короне, мистер Джексон предпочел отправиться на охоту на север, где он был в настоящее время. Из последнего письма, подписанного Перу Лурделем, датированного 1 декабря с острова Булингогве, выясняется, что армия Мванги снова была разбита 22 ноября, что христиане снова укрылись на островах озера Виктория, и оттуда посылали более настоятельную, чем когда-либо, мольбу в английскую станцию за помощью. Этот документ я воспроизвожу:


«Дорогой сэр, мы с болью услышали, что Вы не смогли прийти, по крайней мере, сейчас, чтобы оказать помощь Мванге и христианам Уганды, как мы надеялись.

Король Мванга поручил мне написать Вам от его имени письмо, которое я отправил Вам, когда он ЕЩЕ НЕ ПОЛУЧИЛ НОВОСТИ О ПОРАЖЕНИИ ЕГО АРМИИ.

Будучи вынужденным укрыться на острове Булингогве, он более чем когда-либо настоятельно просит о Вашей помощи. Взамен, помимо монополии на торговлю в Уганде, он предлагает вам в подарок сто пасилей слоновой кости (3500 фунтов), которые Вы получите, когда он будет восстановлен на троне. Он также берет на себя обеспечение Ваших людей и принимает Ваш флаг. Со своей стороны, мы, католические миссионеры, будем очень рады и очень благодарны.

Окажите помощь и защиту, которые Вы, я надеюсь, можете предоставить миссионерам и христианам этой страны, если Вам удастся изгнать мусульман. Я молю Бога и продолжаю благословлять и поддерживать Ваше предприятие. Соизвольте принять мое глубокое уважение, с которым я имею честь быть Вашим скромным слугой,

Симеон Лурдель, глава католических миссий в Уганде».


Я привел здесь эти факты, признавая возможность осуждения за нарушение секретности писем в Кавирондо; но я надеюсь, что такой упрек будет считаться необоснованным. Во-первых, речь идет не об открытии писем с моей стороны, а о документах, которые были переданы мне действующим официальным начальником английской станции. Во-вторых, должна быть учтена степень той ответственности, которую я нес за экспедицию и моих людей, что сделало моим долгом получить все сведения о землях, которые лежали перед нами.

После того, как я ознакомился с имевшейся информацией, появился васога, который принес последнюю угандийскую почту в английский лагерь, и положил ее передо мной.


«Ты – васога. Кто послал тебя сюда?»


«Ваганда заставили показать им путь в английский лагерь в Кавирондо».


«Какие у вас новости из Уганды? Кто там хозяин?»


«В Уганде идет война. Несколько лет назад Мванга перебил арабов, но Калема снова стал королем, а Мванга и его люди бежали на острова».


«Что за страна Усога? Вы принадлежите Уганде, или у вас есть собственные вожди?»


«У нас есть наши вожди, но все они подчиняются кабаке (королю) Уганды».


«Иноземцам разрешено путешествовать через Усогу без разрешения кабаки Уганды?»


«Если чужеземец приходит в Усогу, наши вожди должны сообщать об этом кабаке Уганды».


«Есть еда в Усоге?»


«Пищи, как песка у моря»


«Какая еда?»


«Бананы, зерно и мясо всех видов».


«Васога любят белых, или они нападают на них?»


«Васога любят белых, но они должны выполнять то, что им говорят ваганда (основной народ Уганды)».


«Ваганда есть в Усоге?»


«Да, они приходят каждый год, чтобы взять дань оттуда, а теперь многие из них бежали из-за войны в Уганде».


«Неужели васога принадлежат партии Мванги, или они вместе с Калемой?»


«Мванга – это кабака Уганды, а Калема – всего лишь злой человек, который нападает на него».


Затем я послал за султаном и его свитой и спросил его: «Ты знаешь страну под названием Уньоро?»


Он указал в северо-западном направлении.


«Эти ваньоро твои друзья или твои враги?»


«Ваньоро – наши друзья, ваганда – наши враги».


«Если вы хотите отправиться в Уньоро, вы должны пройти через Усого или Уганду?»


«Нет, если мы хотим отправиться в Уньоро, нам нужно идти через Ква Тельесу. Оттуда мы отправляемся в Акор или Аколу, а уже оттуда идем в Уньоро. Для достижения Акора требуется четыре дня, а еще четыре дня до Нила в Уньоро, и после этого мы переходим через Нил. Так что, от этого места до Уньоро – девятидневный марш».


«Много ли вы общаетесь с ваньоро?»


«Да, ваньоро приходят в Ква Телесса и приносят нам порох и боеприпасы. Мы отдаем скот и кукурузу, и получаем порох в обмен».


«Ква Телесса большое селение?»


«Ква Телесса – большой город, и там вы услышите новости о всех странах Запада».


«Можете ли вы дать мне проводника до Телессы?»


«Конечно, я твой друг, и ты можешь командовать здесь. Если тебе нужны проводники, я дам тебе их».


«Сколько дней проходит марш отсюда до Ква Телессы?»


«Мы спим первый день в Ква Тинди, второй в Ква Сургу, а на третий день мы добираемся до Ква Телессы»


«Какие люди живут в этих странах?»


«Там живут валукума»


«Вы дружите с ними, или вы живете с ними в войне».


«Валукума – наши друзья, а рядом с ними живут валунда. Они очень плохие люди, и с ними мы воюем».


«Тогда, когда я пойду в Ква Телессу, а оттуда в Уньоро, мне не следует идти ни через Усогу, ни через Уганду?»


«Нет. Ты оставляешь эти страны слева и направляешься прямо в Уньоро».


«Тогда приведи мне несколько проводников в Ква Телессу. Завтра я останусь здесь, а на следующий день я пойду отсюда в Уньоро. Когда я вернусь, я побью для тебя ваших врагов мансати».


На следующий день переговоры были продолжены, и окончательный результат их состоял в том, что я получил трех проводников (Гассию, Амокваджу и Ващитобу), чтобы провести нас к Ква Телессе.

3 февраля был одним из самых трагичных дней во всей экспедиции. Мне, конечно, было приятно видеть г-на фон Тидеманна полностью восстановившего свое здоровье; но в этот день произошел инцидент, который угрожал расстроить все мои планы на будущее и заставил меня, к моему ужасу, убедиться, что мне не стоило быть настолько уверенным в своих собственных людях. Утром Али Сомаль пришел ко мне с Хуссейном, пытаясь убедить меня не совершать марш к западу.


«Доктор очень увлеченный человек, это всеобщее мнение, – сказал Али Сомаль – он не боится, но он приведет вас всех к гибели. Молитесь и ждите, пока мистер Джексон и его три джентльмена не вернутся с нашими людьми. Тогда вы можете все вместе посоветоваться, и я уверен, что мистер Джексон будет очень рад выполнить ваш план вместе с вами».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5