Полная версия
Маскотерапия. В поисках лица
В психотерапевтической практике маскотерапии десятки лет ключевым понятием является «маска», которая в разных видах и на всех этапах работы над портретом или автопортретом проявляет себя.
Вокруг «масок» строится психоаналитическая работа, что и приводит нас к глубинам человеческого Я, к Лицу личности (психологическому лицу).
Физические и психологические маски можно разделить на те, которые используются сознательно, и те, что возникают и существуют в жизни человека неосознанно.
Третий вид масок – биологический. Они существуют тысячи лет и занимают место между физическими и психологическими масками.
Биологические маски до сих пор никем не выделены в особую категорию, а значит, не осознаны людьми до конца.
Биологические маски маски относительно постоянно находятся на лице и теле человека, скрывая, улучшая или разрушая его природу.
Биологические маски (биомаски) представлены прическами, татуировками, пирсингом, шрамированием и другими модификациями лица и тела.
Биомаски не так просто надеть или снять, как маски физические, а порой и невозможно.
Некоторые биомаски могут изменять человека кардинально, до неузнаваемости, например если меняется форма черепа, шеи, губ, носа, глаз, ушей и других частей тела.
Здесь невольно возникает вопрос: если физические маски скрывают физическое лицо, биологические – биологическое, а что скрывают маски психологические?
Очевидно, что за психологическими масками скрывается психологическое лицо (лицо личности), которое до сих пор не замечено в науке о душе и не выделено в отдельное понятие.
Есть исследователи, которые утверждают, что за психологическими масками ничего нет, нет лица личности, ставя под сомнение и существование Я человека.
Но что подразумевают устоявшиеся выражения «сохранить лицо» или «потерять лицо», которые присутствуют в языках различных культур? Несомненно, что говорящие имеют в виду лицо душевное, психологическое.
Если психологическое лицо можно потерять, то, по всей видимости, оно не постоянно в своей природе?
Психологическое лицо может быть, но его может и не стать при определенных условиях.
Психологическое лицо во многих культурах отождествляется с достоинством и честью, а они непостоянны.
Киборговые маски – четвертый вид масок в нашей классификации. Они возникли вместе с кибернетическим организмом (киборгом) – биологическим организмом, содержащим механические или электронные компоненты.
С каждым днем органы тела человека все чаще заменяются механическими и электронными приспособлениями (протезами, имплантатами).
Человек постепенно превращается в киборга, и киборговые маски наползают на наши тела порой незаметно – скрывая, заменяя и преобразуя нашу биологическую природу.
Мы вынуждены выделить киборговые маски в отдельную категорию и изучить их влияние на психологическую жизнь человека.
Двойниковые маски (пятый вид масок) растворены в других всевозможных видах масок, но могут быть выделены и в отдельную категорию из-за объединяющих их признаков – они копируют другого человека, подражают ему, повторяют лицо и тело другой, чаще всего более значимой и яркой личности.
Двойниковые маски могут быть физическими, биологическими и психологическими одновременно, когда, например, человек одевается, делает прическу, изменяя свое тело, поведение и образ жизни под своего кумира, словно позволяет кумиру жить в своем теле.
В наше время возник и развивается виртуальный мир – искусственно созданный мир на основе компьютерных технологий. В виртуальном мире, как и в мире реальном, появились свои маски (аватары), скрывающие лица и их имена.
Маска-аватар (шестой вид масок) – графическое представление пользователя, его альтер эго, игрового интернет-персонажа. Влияние аватарных масок на жизнь человека сложно не заметить.
Человек не просто прячется за маской-аватаром, он всецело подменяет себя ею, проявляя сущность, которая обычно скрыта в реальном мире.
В некоторых странах пытаются принять законы, ограничивающие распространение аватаров, а некоторые порталы допускают на свое пространство только лиц с паспортными данными.
Важно сказать пару слов и о масках болезни, как об отдельном виде масок (седьмом). Лица у болезни не существует, но есть маска болезни, которая и есть сама болезнь. Маски болезни напоминают маски войны, где природа человека скрыта под его ранами.
Психопатология, например, имеет свое «лицо», где субличность доминирует над личностью и может вообще отсутствовать организующий личность центр, например во множественной Личности.
Физическая или душевная болезнь всегда накладывает маски и скрывает истинное лицо или уничтожает и подменяет его.
Особую роль в жизни человека играет маска Смерти (восьмой вид масок), которая связана с глубинными структурами человеческой души и с сущностями, которые древние люди назвали Танатосом (богом смерти).
Специалисту в психологии познания, развития и совершенствования личности важно уметь замечать маски болезни и смерти наряду с другими вышеупомянутыми масками.
Но это еще не все! Маски могут существовать и без человека, привнося в нашу жизнь отдельные смыслы, и являться объектом отношений в культуре людей.
Такие маски иногда называют декоративными, и среди них есть исключительные маски, которые можно назвать масками-сущностями.
Маски-сущности (девятый вид масок) отражают скрытые миры, бессознательные структуры человеческого сознания или сознания коллективного, глобального.
Более того, в настоящее время человек стремится создать похожего на себя робота, который со временем сможет принять в себя сознание человека, оставаясь при этом его маской, маской-роботом (десятый вид масок).8
8.1. Маска, Лицо и Лик
Маскотерапия в полной степени возможна только при хорошем знании всех видов масок и при понимании их особенной роли в жизни человека. Но масками человеческое лицо чаще всего не ограничивается. За масками всегда стоит настоящее лицо – я человека.
Настоящее (правдивое) лицо появляется только при полном отсутствии масок, что бывает при жизни очень редко, так как человек всегда находится в одной из социальных ролей.
Выходя за пределы всех ролей, человек приближается к своему лицу, но мгновенно возникает обескураживающий вопрос: кто он есть, если находится вне социальных ролей?
Душа не терпит пустоты и потому, в момент освобождения от каких-либо навязанных обществом ролей, душа наполняется сущностями подсознания, архетипическими образами, инстинктивными силами и может ужаснуться открывшемуся.
Человечество давно проторило дорожку по бессознательным мирам и выработало множество инструментов поддержки для путешественников в рамках духовных школ.
Целью любой духовной школы является приближение человеческого лица к Лику, где нет масок, но есть Лицо, имеющее силы вести постоянный и эффективный диалог с силами бессознательного и осознавать первопричины своих состояний, мыслей, чувств и поступков.9
8.2. Взгляд на маску и сквозь нее
На маску человек может смотреть с нескольких сторон.
Человек может прикрываться маской, прятаться за ней и смотреть на мир сквозь нее, отождествлять себя с образом маски и вести с миром диалог от имени маски.
Человек может смотреть на маску, которая прикрывает, прячет другого человека, и вести с ним диалог, осознавая или нет, что за маской есть настоящее лицо.
Человек может смотреть на маску, которая не прикрывает лицо и не скрывает никого, и в этом случае, словно весь мир смотрит сквозь маску, а она имеет самодостаточную сущность, влияющую на человека и на мир.
Маска – видимая часть человека и мира.
Не только человек смотрит на мир сквозь маску, но и отдельные сущности мира могут смотреть на человека с помощью маски.
Мы являем себя миру с помощью масок и мир часто проявляется для нас с помощью масок.
Мы вновь открываем древнюю мудрость, научаясь познавать маски, использовать их и вести с ними диалог с целью приближения к человеку.
Взгляд на маску и сквозь нее
8.3. Психологические маски
Наиболее распространенная форма отчаяния – не быть тем, кем вы являетесь.
Сорен Кьеркегор
При умозрительных попытках выявить весь перечень психологических масок (псимасок) список окажется неполным.
Для выявления исчерпывающего списка псимасок мы будем опираться на материальное множество физических, биологических и других масок, которые были выделены ранее.
Нет таких масок внешних (физических, биологических и других), которые не смогли бы стать масками внутренними (психологическими).
Нет таких внутренних (психологических) масок, которые не были бы ранее у кого-то масками внешними.
Внешнее становится внутренним и наоборот.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Процесс экстериоризации является противоположным интериоризации. Внешнее становится внутренним и наоборот.
Есть классическое определение психологической маски, основная функция которой скрывать что-либо у человека и обеспечивать условия для общения и взаимодействия с людьми и животными, что не является полным.
Как мы увидим далее, список функций у психологических масок гораздо шире.
Маска (Персона) – архетип, представляющий собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращенные к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими.
Название для архетипа К. Г. Юнг взял из античного театра, где актеры называли персоной прикладываемую к лицу маску.
Маска (Персона) скрывает уязвимые и болезненные места, слабости, недостатки, интимные подробности, а иногда и суть личности человека.
Архетип Персоны необходим для общения и взаимодействия с людьми и животными. Маска (Персона) – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой.
Маска (Персона) представляет собой маску коллективной психики. Она – компромисс между индивидуумом и социальностью.
Она выступает в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают участие гораздо больше, чем он сам. Она есть видимость, двумерная действительность, равновесный результат взаимодействия архетипов Персон индивидуума и взаимодействующих с ним людей.
Каждый человек обладает не одной, а целой системой масок, необходимых для исполнения всех выполняемых им социальных ролей: семейных, профессиональных, политических и т. д.
Маска (Персона) может рассматриваться как граница между психикой и социальным миром, существенно различающаяся для разных частей мира, образующая интерфейсы, через которые психика и мир взаимодействуют, обмениваясь информацией, эмоциями и энергией.
Через архетип Персоны формируются маски образов других архетипов, например маска дурачества Трикстера.
По мнению М. Якоби, у личности, находящейся в согласии как со средой, так и с собственной жизнью, Маска – это всего лишь защитная оболочка, помогающая естественным отношениям с миром.
Джеймс А. Холл говорит, что неразвитая Персона делает человека очень чувствительным, он ощущает угрозу даже в обычных взаимодействиях с окружающими.
Осознаваемые и неосознаваемые псимаски.
Осознаваемые псимаски, в свою очередь, делятся на добровольно одеваемые и на невольно одеваемые.
Если с добровольными все ясно, то невольные могут появляться вопреки воле человека, который их надевает и носит. Например, симпатия, возникающая между жертвой и агрессором в процессе применения угрозы или насилия (стокгольмский синдром).
Под воздействием сильного переживания жертвы начинают сочувствовать своим агрессорам, оправдывать их действия и в конечном счете отождествлять себя с ними, что означает – невольно надеть маску другого человека.
Неосознаваемые маски всегда невольно носимые, по определению.
Они возникают и исчезают по каким-то своим, таинственным для личности причинам, подменяя собой истинное лицо личности.
По мере осознания масок появляется и возможность освободиться от них, если они мешают человеку жить.
Например, во время создания автопортрета на сеансе маскотерапии пациентка осознала в себе маску Клеопатры – царицы Египта. Образ царицы стал для нее образцом для подражания еще в подростковом возрасте. Потом он вытеснился в подсознание, но продолжал влиять на образ жизни женщины. В жизненных ситуациях, когда надо было проявить женственность, она невольно и неосознанно подражала своему кумиру Клеопатре, что привело ее ко множеству травмирующих событий.10
Лицо личности не возникает само по себе в начале жизни, а формируется на определенном этапе развития индивидуальности, подобно вторичным половым признакам.
Лицо личности может и не сформироваться либо сформироваться частично.
Лицо личности (Я личности) всегда скрыто за масками, и его не так просто отыскать.
Псимаска пола стоит особняком и подчеркивает животные инстинкты человека.
Маска противоположного пола может возникнуть еще до рождения или сразу же после него, если родители хотели ребенка иного пола.
Они одевают свое дитя в соответствии со своими желаниями и приобщают к видам деятельности желаемого пола.
В дальнейшем ребенок уже сам подстраивается под симпатии родителей. Например, девочка становится «мужиком в юбке», а мальчик – «бабой».
Псимаска нечеловека вообще выходит за рамки всего человеческого.
Ребенку иногда навешивают и маски животных, называя его именем животного, что, например, внешне выражается в ушках или рожках на головных уборах.
Уши и рога животных можно наблюдать и на головах у взрослых в виде головных уборов.
Барбара Киал – автор натуралистичных «звериных» шапок.
Не только головной убор служит символом существующей псимаски, но и множество других физических, биологических, двойниковых и других масок, например прически, элементы одежды, украшения.
Псимаски могут быть мультяшными и сказочными, реалистичными и мифологическими, трагическими и комическими.
Функции психологических масок
Разбираться в психологических масках мы будем с опорой на опыт познания масок физических, биологических, киборговых, двойниковых и масок-аватаров.
Обобщая наши знания, мы получаем следующие десять родов психологических масок:
1. Индивидуальные, удовлетворяющие потребности отдельного человека.
2. Коллективные, соответствующие потребностям общества (основная функция по определению К. Г. Юнга).
3. Мировые, расширяющие границы реальности и способствующие диалогу с сущностями иных миров.
4. Двойниковые, придающие сходство с прототипом.
5. Киборговые, изменяющие личность в сторону киборга.
6. Аватарные, уподобляющие индивидуальность маскам-аватарам.
7. Маски болезни.
8. Маски смерти.
9. Маски-сущности.
10. Маски-роботы.
Теперь определим более подробно виды психологических масок в каждом из родов.
К первым (индивидуальным) относятся маски, которые:
– Скрывают;
– Защищают;
– Совершенствуют;
– Ограничивают возможности;
– Улучшают сексуальные переживания;
– Снимают напряжение, дают отдых и силы;
– Развлекают, дают опыт и стимул к саморазвитию;
– Свидетельствуют о поступках и событиях в прошлом;
– Определяют состояние, вселяя силу и отвагу;
– Разрушают лицо личности, идентичность;
– Стимулируют изменения и лечат;
– Представляют иную сущность;
– Готовят к инициациям;
– Сохраняют ценности.
Ко вторым (коллективным) можно отнести маски, которые:
– Украшают;
– Привлекают;
– Объединяют людей;
– Наказывают, отчуждают;
– Определяют статус и успех;
– Скрывают лицо, социальную роль;
– Являются признаком гражданской чести;
– Создают или разрушают диалоги с другими;
– Снимают ответственность, выводя за рамки морали,
– Подчеркивают намерения, воздействуя на наблюдателя;
– Помогают понять отношения с животными, людьми и богами;
– Способствуют самоидентификации и самовыражению;
– Запечатлевают качества человека и события жизни;
– Отражают признаки субкультуры или протест;
– Напоминают мифы и предания предков;
– Меняют человека под гендерную роль;
– Являются символом посвящений.
К третьим (мировым) отнесем маски, которые:
– Подражают духам;
– Меняют восприятие мира;
– Способствуют переходу в иной мир;
– Подготавливают в религиозные сообщества;
– Перевоплощают в существа сакральных миров;
– Размывают границу между вымыслом и реальностью;
– Помогают вести диалоги за пределами времени и пространства;
– Формируют мировоззрение, что мир – театр, а лица – маски героев;
– Символизируют религиозные конфессии, духовные школы или иные миры;
– Участвуют в ритуалах культа предков и в связях с загробной жизнью;
– Несут след участия в сакральных обрядах, подчинения богам;
– Являются обиталищем жизни души умершего;
– Играют роль талисмана, оберега;
– Свидетельствуют о грехах.
К четвертым (двойниковым) относятся маски, которые:
– Копируют другого человека;
– Подавляют индивидуальность носителя;
– Являются живой рекламой другого существа;
– Имитируют иных существ, личностей или богов;
– Способствуют напоминанию и уважению двойника;
– Воскрешают двойников, позволяя им жить в своем теле;
– Являются особым условием бессмертия другого;
– Становятся вместилищем сознания двойника;
– Отражают неосознанные лица.
К пятым (киборговым) можно отнести маски, которые:
– Являются протезом;
– Дополняют сведения об окружении;
– Выполняют дополнительные функции кибернетического организма;
– Удостоверяют личность во время избирательных компаний, переписи населения;
– Помогают борьбе с терроризмом, наркомафией, контрабандой, работорговлей и т.д.;
– Способствуют идентификации личности, защите малолетних детей, поиску пропавших-потерявшихся, больных и недееспособных, малолетних, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
К шестым (аватарным) относятся те псимаски, которые:
– Придают новые качества;
– Выражают основные черты характера;
– Представляют альтернативную личность;
– Воплощают человека в более простых формах;
– Способствуют самореализации;
– Отражают тень личности.
К седьмым (болезни) относятся те маски, которые:
– Есть сама болезнь;
– Скрывают личность;
– Уничтожают и подменяют личность.
К восьмым (смерти) относят те маски, которые:
– Придают оттенок смерти;
– Предвосхищают смерть;
– Приносят смерть.
К девятым (сущностным) относят те маски, которые:
– Отражают скрытые миры;
– Содержат бессознательные структуры человеческого сознания
– Напоминают структуры сознания коллективного, глобального.
К десятым (роботам) относят те маски, которые:
– Пытаются принять в себя сознание человека;
– Тиражируют упрощенные версии человека,
– Пытаются продлить жизнь сознания и тела человека.
Таким образом, множество психологических масок мы разделили на десять классов, которые частично подобны маскам, что способствовали их определению.
В начале исследований функция увековечивания лица отсутствовала среди психологических масок, так как маска по определению не может увековечить то, что она собой подменяет.
Роль увековечивания лица брал на себя портрет.
Но потом был обнаружен отдельный вид масок – «двойниковый».
Двойниковые маски придают сходство с прототипом, тем самым способствуя его увековечиванию. Например, двойники Ленина, Сталина и Маркса, которых можно встретить и в наше время на Красной площади Москвы.
Нет масок внешних, которые не бывают масками внутренними. Таким образом, можно быть уверенными, что двойниковые маски существуют и среди психологических масок, увековечивая тем самым лица других людей.
Несомненно, что для каждого человека важно научиться видеть себя настоящего; знать, понимать и принимать все свои субличности и маски.
Соответствие внутреннего состояния и внешней формы жизни характеризует искренность. В противном случае приходит фальшь и бессмысленность.
Истинные лица могут проявиться сами по себе в кризисных состояниях, когда человек выражает сильные эмоции и чувства.
Но иногда имитация другой личности становится самоцелью, актом самореализации.
В этой связи уместно вспомнить, когда великие имитаторы вписывали свои имена в историю, тем самым увековечивая свое истинное лицо. Например, Фердинанд Уолдо Демара – «Великий самозванец». Выдавал себя за монаха, директора тюрьмы, судового врача, эксперта по уходу за ребенком, инженера-строителя, заместителя шерифа, дипломированного психолога, адвоката, санитара, учителя, редактора и ученого, ищущего лекарства от рака. Но никогда не старался заработать на этом. Все, что ему было нужно – уважение окружающих. Обладал фотографической памятью и высоким IQ. В 1982 году умер от сердечной недостаточности. О нем было написано несколько книг и снят фильм и сериал «Притворщик».
К имитаторам можно отнести и великих актеров, чьи имена вошли в мировую культуру, например Чарли Чаплин11, но кто узнает его лицо без маски? Маска – образ бродяги Чарли – вошла в культуру, подменив собой лицо, за ней стоявшее.
Образ бродяги Чарли и Чарльз Спенсер Чаплин
Проявление некоторых психологических масок
Индивидуальные маски
– Маска защиты от неблагоприятных условий, например, от агрессии с помощью дурашливости.
– Маска украшения и совершенства, например, при делании выражения лица перед зеркалом.
– Маска ограничения возможностей, например, скованность и зажатость.
– Маска хранения ценности, например, концентрация на своей опытности в чем-либо.
– Маска, изменяющая форму поведения, влияя на работоспособность мозга, например, избыточная суетность как повышенная работоспособность.
– Маска изменения самовосприятия, например, деланная веселость при депрессии.
– Маска самопознания, например, во время очищения сознания от каких бы то ни было субличностей.
Коллективные маски
– Маска сокрытия, сохранения анонимности, например, состояние отстраненности от любых контактов.
– Маска улучшения сексуальных переживаний, например, во время подстройки под партнера и сдерживания своих влечений.
– Маска привлечения других с целью прибыли, например, подстройка под клиента, что выражается в принципе «клиент всегда прав».
– Маска свидетельства об особых поступках и событиях, например, избыточная невозмутимость в конфликте или в бою.
– Маска имитации черт характера, например, демонстративная горделивая осанка.
– Маска, приводящая гендерную роль в соответствие с внутренним самоощущением, например, женская мужественность или мужская женственность.
– Маска, символизирующая отличительное поведение в прошлом, например, важность во время празднования Дня Победы.
– Маска, снимающая напряжение, дающая возможность отдохнуть и набраться сил, излечиться, например, детское поведение.
– Маска развлечения дает пищу для самопознания в особом опыте взаимодействия, например, при игривости в быту.
– Маска готовности к инициации, например, вызываемая отрешенность.
– Маска пробуждения к жизни скрытых сил, например, имитация энтузиазма и одержимости.
– Маска сокрытия личности придает новые качества, например, при имитации полного или частичного непонимания.
– Маска наказания и пресечения диалогов с другими и отчуждения, например, при напускной грубости.