Полная версия
Маскотерапия. В поисках лица
Более того, эти «неслучайные» образы часто напоминают лицо иного и вполне конкретного человека, который оказал в свое время значительное влияние на жизнь и формирование личности портретируемого.
И что самое удивительное, эти «неслучайные» образы (маски) проявляются как при портретировании, так и при автопортретировании.
Напрашивается мысль, что они нераздельно связаны как с личностью портретируемого, так и с его лицом.
«Неслучайные» образы можно назвать масками, сопутствующими жизни личности и находящимися не только на лице, но и в душе.
Таких масок всегда несколько и они могут быть без труда названы именами конкретных людей, например, именем отца или матери, бабушки или дедушки, известного политического или культурного деятеля.
Другими словами, во время портретирования, словно из тумана, проступают лица людей, которые в свое время были запечатлены в душе и стали частью ее структуры, субличностью.
Внешне же эти запечатленные ранее лица всегда проявляются в виде биологических масок (например, в прическе, в осанке, в выражении лица) закрывая, изменяя истинное лицо человека.
Порой маска ярко выступает на первое место и становится более видима, нежели истинное лицо.
Например, в прическе и в манере держаться человек представляет собой достаточно похожего двойника своего кумира – знаменитого певца, политика или вождя.
Есть даже мнения среди ученых с мировым именем, что истинного «Я» (истинного лица) у человека и вовсе не существует.
А один из моих достаточно продвинутых пациентов однажды спросил: «А что, если там ничего нет? А что, если истинного лица, которое вы, Сергей Антонович, пытаетесь найти в каждом из нас, не существует?»
Самое удивительное в том, что обе точки зрения (есть скрытое лицо и нет лица) имеют место быть.
Первая, которой придерживаюсь я, что истинное лицо человека (настоящее «Я») существует и оно может быть найдено или создано.
Вторая – что истинного «Я» человека не существует, а есть только память и связанный с ней опыт переживаний, в нашем методе – истинного лица человека нет, а есть только маски (субличности).
Как может быть, что обе точки зрения истинны?
Примитивные автопортреты
Устранение кажущегося противоречия стало для меня возможным не так уж давно.
Суть его в том, что истинное лицо («Я» человека) – сущность нематериальная, неопределенная и мерцающая, словно квант света.
«Я» человека может быть найдено только под множеством масок, которыми человек всегда пользуется, порой не осознавая этого; оно может проявляться в подборе и стиле применения масок и в способе организации масок (субличностей) в пространстве души.
Истинное лицо может быть за пределами множества масок (субличностей).
Истинное лицо (лицо личности, психологическое лицо, самость) всегда связано с высшим и совершенно чистым состоянием души человека, которое достигается со специфическим усилием, как горная вершина, но только в одиночку.
Высшее состояние души – всегда состояние Творца, состояние творящего мир человека, а не просто подражающего другим личностям и не просто потребляющего сотворенное другими людьми.
В состоянии подражания кумирам мы невольно уподобляемся им, теряя свое лицо; в состоянии только потребления – служим своим потребностям, забывая о своей более высокой природе.
Маски (субличности) скрывают или подменяют наше истинное лицо, порой не давая ему проявиться, состояться и быть замеченным другими людьми и самим его носителем.
Более того, проявившись однажды, истинное лицо не обязательно будет оставаться всегда таковым и тем более наблюдаемым.
Чем слабее личность, тем легче она теряет свое лицо (связь с ним) в присутствии других людей, надевая маску и подстраиваясь под актуальную для ситуации роль.
Но самое важное в том, что во время психотерапевтических сеансов, которые проходят «лицом к лицу» клиента (пациента) со специалистом, участники диалога невольно отражают, принимают и впитывают лица друг друга в виде масок-двойников.
Пациент после сеанса «лицом к лицу» уносит маску (субличность) специалиста, и некоторое время она его поддерживает, а специалист – маску (субличность) пациента, от которой ему важно побыстрее избавиться.
В противном случае специалист привнесет субличность пациента в свою работу и жизнь.
В маскотерапии пациент подавляющее время сидит напротив зеркала, всматриваясь в свое лицо, и создает автопортрет, а терапевт находится на втором плане, в тени портрета, искусственно стушевываясь.
Подведем итог, отвечая на основной вопрос, почему метод имеет название «маскотерапия»?
Потому, что на сеансах маскотерапии мы всегда и везде работаем не столько с лицами, сколько с масками лиц (с субличностями), стараясь пробиться к истинному лицу личности, способствуем восстановлению психологического лица или его формированию.
Истинные лица личностей тоже могут нам порой встречаться в работе.
Истинные лица личности, как драгоценные камни, могут быть найдены совершенно случайно и в самых неожиданных местах, но они всегда очень редки.
И этому есть причины, так как общество более нуждается в масках (в социальных ролях), оно любит маски (человека в роли) и усиленно распространяет их, а человек изначально создан так, чтобы эти маски эффективно принимать для использования, для эффективной адаптации в обществе.
Маскотерапия помогает изучить маски человека и стоящие за ними субличности, установить и развить внутренние диалоги, которые всегда невольно текут между субличностями.
В идеальном случае, когда выявлены основные маски личности, человек может научиться осознанно вести с ними гармоничный внутренний диалог.
В самых тяжелых случаях, которые хорошо описаны в работах Г. М. Назлояна, внутренний диалог на первоначальных этапах работы у пациента разрушен, подавлен или совершенно отсутствует, что и является основой его душевного расстройства – патологическим одиночеством.
Когда же с помощью портрета/автопортрета и отраженных в нем масок, зеркального двойника, терапевта и пациента диалог внешний зарождается, он постепенно, отражаясь в душе, возникает и между субличностями как диалог внутренний.
Образное понятие «маска» (ключевое в методе маскотерапии) не является только теоретическим конструктом, а может наблюдаться внешне и посторонним наблюдателем в каждом случае применения маскотерапии, когда возникают ассоциации с прообразами субличностей.
Более того, проявляющиеся в портретах маски не всегда носят положительный характер и часто являются причиной тяжелых переживаний, но в портрете они уже частично внешние объекты наблюдения, что облегчает их осознание и начало диалога с ними.
С субличностями и их масками можно вести и внешние диалоги, что будет отражать всецело внутренние отношения.
В формирующиеся диалоги можно вносить новые элементы, стили, приемы, новых участников и наблюдателей, совершенствовать их, тем самым совершенствуя внутренний диалог и структуру души.
Если психотерапевтический метод работает с масками и среди масок, если метод выявляет маски, делает их осознанными, гармонизирует отношения с ними, то как он может называться еще, как не маскотерапия?
Копия древней театральной маски Зевса
ВВЕДЕНИЕ
Маскотерапия в моей практике представляет собой комплекс психотерапевтических технологий по методу Г.М.Назлояна, адаптированный к психологической диагностике, консультированию и психотерапии отдельной личности и/или группы людей.
С.А.Кравченко в кабинете маскотерапии. 2014 г.
Маскотерапия родственна современным методам арт-терапии, и вместе с этим, значительно отличается и, на мой взгляд, несомненно превосходит их по своей эффективности.
В истории цивилизации неосознанно накоплен огромный опыт взаимодействия человека с портретом, познания, развития и коррекции личности с помощью портретирования.
Обобщая исторический опыт, маскотерапия использует его в современном психологической практике и благодаря ему находит объяснения многим на первый взгляд необычным эффектам воздействия портрета на жизнь человека.
Психотерапевтическое портретирование является естественным и интуитивно понятным, так как в огромной степени черпает материал для своих методов из истории культуры и эволюции человечества.
Маскотерапия, развиваясь в профессиональной среде психологов, психиатров и психотерапевтов, объединяет в себе достижения современной науки о душе человека и искусства.
Автопортрет Ф. Шаляпина
1. Суть
Маскотерапия – развивающая, диагностическая, психотерапевтическая или консультативная работа, в центре которой, создается скульптурный или графический портрет или автопортрет, как основной символ личности, вызывающий ряд ассоциаций и стимулирующий процесс познания или самопознания души портретируемого.
Синхронно с портретом иногда происходит роспись лица театральным гримом, фото портретирование или киносъемка диалога клиента с психологом-психотерапевтом и со своим портретом или автопортретом.
Маскотерапия способствует развитию истинного (адекватного) видения человеком самого себя, открывая, дополняя и развивая видение тех пластов психики, которые были ранее скрыты от восприятия или их восприятие было искажено.
К пластам психики человека можно отнести следующие:
– животная основа личности и сопутствующие ей инстинкты и потребности,
– антропный пласт природы человека и его связь с миром,
– этно-родовой пласт личности и его связи с памятью предков,
– социальный пласт,
– пласт индивидуальных особенностей,
– личностный пласт,
– лидерский пласт.
Маскотерапия охватывает первые пять пластов психики до пласта индивидуальных особенностей включительно. С двумя последними пластами психики (личностный и лидерский) призван работать метод «Лицо личности», который выходит за рамки обычной маскотерапии.
Плавное развитие скульптурного портрета от примитивной формы до полного сходства с натурой позволяет через ассоциации выделить пласт психики и, сосредоточившись на нем, раскрыть те душевные особенности и силы личности, которые до этого могли быть скрыты, забыты, ущемлены или полностью заблокированы.
Раскрывая душевные силы с помощью портрета, маскотерапия увеличивает психическую энергию и проявляет скрытые способности личности, что в свою очередь изменяет особенности восприятия и взаимодействия с миром, людьми и самим собой, улучшает адаптацию к жизни, выводит из патологического одиночества, устраняя душевные расстройства.
Сеансы маскотерапии отличаются по своему характеру, длительности и частоте. Сеанс может проходить от нескольких минут до нескольких часов и всецело зависит от психологических особенностей пациента и характера взаимодействия с терапевтом в настоящий момент.
Развитие терапевтического портрета или автопортрета происходит синхронно с диагностическими, консультативными или психотерапевтическими беседами, что не исключает и длительного молчаливого сосредоточения клиента на своем портрете.
Портрет может развиваться в течение нескольких терапевтических встреч на протяжении месяца или года. Общее количество встреч варьирует от 5—10 до 10—20 и более, в зависимости от случая, внутреннего потенциала клиента, терапевта и других условий. В любом случае, чаще всего именно клиент и/или его опекуны определяют свою готовность к встрече с психологом терапевтом и со своим новым лицом, что открывается в портрете.
Маскотерапия имеет свои естественные корни в искусстве скульптурного, живописного и графического портретирования, которые берут начала в древних культурах.
Изображения уникальных лиц дошли до наших дней и отразили особенности своего времени, своеобразие и уровень развития людей, их отношения к себе, друг к другу и к мирам (реальным и вымышленным).
Люди культуры и художники всегда подспудно понимали силу портрета, который мог придать человеку дополнительные силы и стойкость в жизни.
Портрет чаще всего переживал своего хозяина и нес через века сконцентрированную память о нем потомкам, сохраняя своеобразный образ человека и его времени в вечности, формируя нить родовых, этнических, культурных отношений.
Соединение с силой вечности (с вечными ценностями) изначально заложено в любом портретном искусстве, что позволяет нам использовать эту связь и в искусстве психологического консультирования в процессе маскотерапии.
Суть маскотерапии и ее эффективность в том, чтобы при создании портрета подвести клиента к тем особым состояниям силы души, которые преображают личность и дают ей код доступа к великой сущности Человека.
Опыт переживания чувства вечности невольно способствует развитию отношений со всеми измерениями времени (настоящим, прошедшим, будущим и безвременьем), расширяя горизонты и источники жизни.
Наиболее важным для силы личности опытом становится опыт преодолении ловушек безвременья, характеризующихся состояниями безобразности и депрессии, с помощью создания образа своего и подобия из праха земного; созидания чего-то из того, что есть здесь и сейчас.1
Важно подчеркнуть, что маскотерапия не всегда есть психотерапия.
Маскотерапия может быть просто развивающей или корректирующей методикой; выступать и как центр организации других методов психотерапии, педагогики или психологии с целью самопознания, диагностики, развития, коррекции, совершенствования личности, открытия способностей и талантов, поиска своего жизненного пути и уникального психологического лица.
Маскотерапия работает до индивидуального уровня (пятый пласт психики), но особенно она показана для работы с патологией, например когда человек не принимает свое тело или его часть, считая себя иной личностью, и плохо осознает окружающую его жизнь.
Для дальнейшего познания, развития и коррекции личности можно использовать метод «Лицо личности», разработанный на основании маскотерапии.
Метод «Лицо личности» идет дальше и выводит нас на личностный уровень и на уровень лидера.
В этих пластах психики тоже не исключены патологические состояния, но они уже совершенно другой природы.
И об этом важно упомянуть в настоящей книге, анонсируя книгу «Лицо личности», которая, возможно, в скором времени будет издана.
Лечение с помощью масок через их определение и вербализация диалогов между ними наиболее реально именно в скульптурном портретировании.
Если же снять одну примитивную маску из папье-маше с лица, как это делают некоторые специалисты, то этого будет недостаточно, так как у человека масок гораздо больше, чем социальных ролей.
В идеальном итоге маскотерапии наступает гармонизация отношений субличностей, решение внутренних конфликтов и определение «Я», что непременно приводит к решению конфликтов внешних и налаживанию здоровых отношений с людьми и с миром.2
Завершающий этап работы.
2. Методология
Основная особенность маскотерапии в том, что пациент изначально рассматривается не как носитель психопатологических симптомов, а просто как личность, имеющая ряд различных психологических проблем, приводящих к социальной дезадаптации.
Основные психологические проблемы:
– внутриличностные конфликты,
– нарушения самоидентификации,
– патологическое одиночество.
По Г. М. Назлояну – патологическое одиночество – общий симптом для всех психических расстройств, где отсутствие или остановка внутреннего диалога – одна из основных причин такого одиночества.
Личность в современной культуре перестала быть объектом достаточного внимания.
В мире существует тенденция к распространению обезличивании, бессубъектности, что приводит к возрастанию проблем самоидентификации и к нарушениям внутреннего диалога, психологическим проблемам и психическим расстройствам.
Люди «теряют свои лица», что приводит к искажению самосознания и понимания других людей, к искажению восприятия себя, своего тела и лица и своей жизни во времени (настоящем, прошедшем и будущем), мира вообще и своего места в искаженном мире.
При «потере лица» происходит разрыв адекватных взаимодействий с самим собой, с людьми и со всем материальным миром.
Человек, «потерявший лицо», приобретает проблемы в личной, семейной, профессиональной и/или общественной жизни.
Портреты и автопортреты пациентов (2012—2017 гг.)
Нарушения самоидентификации при «потере лица» могут достигать следующих крайних форм:
– человек отрицает свою сущность,
– предпочитает называться другим именем,
– воспринимает себя представителем другого этноса, культуры, религии, пола,
– выходит за пределы человеческой сущности в воображаемые миры иных измерений пространства и времен.
С помощью маскотерапии, концентрируясь на своем реально существующем лице, пациент получает возможность восстановить адекватное восприятие мира и гармонию между единой для всех людей реальностью и своим подсознанием.
Такой способ реконструкции утраченного образа «Я», позволяет пациенту наладить внутренний диалог с самим собой, а впоследствии – с другими людьми и окружающим миром, что приводит к уменьшению или полному исчезновению болезненных симптомов.
В маскотерапии преимущественно применяется скульптурный портрет (автопортрет) обладающий неоспоримым преимуществом по сравнению с живописным или графическим портретом (автопортретом).
Портрет (автопортрет) с постепенно проявляющимся сходством, позволяет воссоздать лицо больного в реальных формах и объемах, тогда как живопись или графика не дают достаточно объемного изображения и затрудняют процесс отождествления пациента со своим портретом и лицом.
В особенных случаях, когда невозможно выполнять скульптурный портрет, может быть использован портрет графический и живописный, фотопортрет, портрет по живому лицу с помощью театрального грима или видеосъемка со стоп-кадрами на характерных выражениях и состояниях лица.
Особенностью маскотерапии, по сравнению с другими видами психотерапии, является и тот факт, что в процессе реабилитации участвуют психотерапевт, пациент и его портрет, что позволяет врачу не навязывать свою волю, а лишь направлять его эмоциональные и рациональные переживания в нужном направлении.
Терапия, основанная на равноправии и доверии, позволяет добиться лучших результатов, чем директивные методы.
Автор, являясь учеником и последователем Г.М.Назлояна, адаптировал маскотерапию к психологической практики и модифицировал его.
Маскотерапия в моей практике осуществляется поэтапно, согласно уровней структуры личности аналитической психологии К. Юнга (животный, общечеловеческий, родовой, семейный и индивидуальный уровни), и в привязке к измерениям времени (прошлое, настоящее, будущее, безвременье и вечность), что более подробно изложено в книге С.А.Кравченко «Темпоральная психология».
Методы терапевтического портретирования по мере усложнения:
– словесный портрет;
– портрет по живому лицу (боди-арт)
– фотопортрет;
– графический портрет;
– живописный портрет;
– скульптурный портрет.
Маскотерапия является развивающим и корректирующим методом.
В клинике Rehab Family (2012—2017гг.), например, мы эффективно использовали данный метод для лечения депрессий, неврозов и различных форм зависимостей.
Значительное улучшение эмоционального фона, например, при депрессии достигается уже после 3—4 сеансов маскотерапии.
Эффективность метода позволяет значительно снизить потребность пациента в базовой медикаментозной терапии и повышает ее эффективность.
Уже на первой встрече с терапевтом, в течение 1—2 часов пациент пробует воспроизвести себя (используя скульптурный пластилин), начинает моделировать образ своего лица, являющийся образом его души, восстанавливая утраченный образ «Я».
Важной частью маскотерапии является групповая работа.
В группе другие пациенты могут участвовать в создании портретов друг друга, проговаривать, ставить акценты, фиксировать заметные черты характера в портрете, что развивает объективное восприятие личности.
Работа проходит при открытых дверях, чтобы и родственники или сотрудники клиники, при случае, могли войти, понаблюдать и подтвердить сходство скульптурного изображения с пациентом, что ускоряет процессы обретения «своего лица».
Модификацией метода маскотерапии Г.М.Назлояна являются не только выделение определенных этапов процесса восстановления, но и способствование осознанию пациентом на каждом этапе основных субличностей (структурных элементов души), что дает ему сили перейти на следующий уровень развития через кризисные состояния.
Автопортрет пациентки, 2014 г.
2.1. Пять этапов маскотерапии
Этапы маскотерапии, соответствующие уровням структуры личности аналитической психологии К. Юнга
Этапы маскотерапии, соответствующие уровням структуры личности аналитической психологии К. Юнга
Первый этап (животный уровень) невольно связывается с пренатальными и постнатальными вредностями, родовыми травмами, и на физиологическом уровне человек интуитивно отражает проблемы раннего возраста в первой пластилиновой пробе в виде яйца (символа живого мира).
Второй этап (общечеловеческий уровень) начинается тогда, когда слепок напоминает примитивные скульптуры древних людей, и решает задачи выявления и коррекция отношения человека ко всему человечеству.
Третий этап (родовой уровень) начинается тогда, когда в скульптурном изображении появляются признаки пола, что помогает выявить и начать коррекцию в отношениях к полам, очертить проблемы, трудности и конфликты в психосексуальной сфере (полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций).
Четвертый этап (семейный) начинается тогда, когда в скульптуре проступают семейные признаки, черты бабы, деда, матери, отца и др. родных людей, что помогает выявить и скорректировать отношения к ним.
У зависимых людей, например, всегда наблюдается трагический разрыв отношений с некоторыми представителями рода, преждевременная, насильственная смерть одного из них.
Пятый этап (индивидуальный) начинается в том случае, если появляется достаточно большое сходство портрета с натурой, и считается завершением лечения, так как наступает стадия душевного благополучия – открытие своего лица.
На пятом этапе отдельной задачей может быть выявление и коррекция отношений пациента к самому себе во всех измерениях времени (прошлое, настоящее, будущее, безвременье и вечность).
Нежелание видеть себя и мыслить о себе в одном из временных измерений может свидетельствовать о темпоральном неврозе, о конфликте с измерением времени.
Во время психологической практики, особенно когда портрет был призван решать не психотерапевтические проблемы пациента, а его экзистенциальные вопросы, нами были добавлены еще два этапа портретирования: личностный и лидерский.
Личностный и лидерский этапы выходят за рамки традиционной маскотерапии и подробно рассматриваются только в процессе обучения психологов, психотерапевтов и психиатров методу маскотерапии.3
2.2. Начало работы над портретом
Предыдущее изображение не уничтожается, а остается внутри
Начинается маскотерапия с изготовления из пластилина маленького яйца, близкого к куриному.
Пройдя все этапы с маленькой формой, её закрывают слоем пластилина, увеличивая в два раза, при этом предыдущее изображение не уничтожается, а остается внутри.
Переход к следующему кругу происходит только после успешного воплощения образа в предыдущем.
К окончанию работы размер портрета должен совпадать с натуральным объемом головы.
Основой для психотерапевтической работы на сеансах маскотерапии являются образы и ассоциации, возникающие во время создания скульптурного портрета, автопортрета.