Полная версия
Творчество Д. Д. Шостаковича и русская музыкальная культура середины XX века. IV том учебного курса «Отечественная музыкальная литература XX – первой половины XXI века»
Творчество Д. Д. Шостаковича и русская музыкальная культура середины XX века
IV том учебного курса «Отечественная музыкальная литература XX – первой половины XXI века»
С. В. Венчакова
Редактор Павел Вячеславович Венчаков
© С. В. Венчакова, 2022
ISBN 978-5-4490-8991-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ОТЗЫВ
Доктора искусствоведения, доцента, профессора кафедры симфонической и камерной музыки ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», члена союза композиторов России, члена Правления Московского музыкального общества Радзецкой О. В.
РЕЦЕНЗЕНТ
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Молоствова И. Е.
ОТ АВТОРА
Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX – XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ (специальности: 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.03 «Инструментальное исполнительство», 53.02.07 «Теория музыки»), явилась, прежде всего, систематизация исследовательской, а также художественной литературы (в том числе современной), представляющей личность и творчество русского композитора XX века – Д. Д. Шостаковича.
Следует отметить, что учебники по указанному предмету в течение долгого периода времени не переиздавались. Учебная литература, появившаяся в последние годы, содержит необходимые базовые сведения по темам курса, но объём учебных изданий не способен отразить многие актуальные проблемы композиторского творчества, а также представить целостный анализ музыкальных произведений.
Цикл методических разработок явился результатом многолетнего преподавания вышеуказанного курса. Работы включают значительный по своему масштабу объём образовательного материала, в основе которого – подробный обзор важнейших аспектов творческой деятельности композитора, а также анализ большого количества авторских сочинений. Последовательность работ и их объем, а также общие эстетико-стилевые проблемы музыки XX – первой половины XXI веков, представленные в лекционных курсах, могут варьироваться в зависимости от специализации студентов. Строгая логическая последовательность каждой методической разработки наглядно демонстрирует план урока, ключевые тематические вопросы, итоговые требования к аттестации учащихся. К каждой работе прилагается обновлённый список научно-исследовательской литературы и нотное приложение, что может послужить добавочным учебно-методическим материалом для студентов-музыкантов в изучении произведений названного автора, также фигурировать в процессе написания рефератов, курсовых и творческих работ. Каждая тема курса продемонстрирована в виде открытых уроков с созданием мультимедийной презентации, содержит итоговые вопросы и текстовый материал для ответов.
Реализуя задачу сохранения и развития русской национальной культуры, автор усматривает настоятельную необходимость в обращении к значимым произведениям литературного и музыкального творчества. В число задач современного музыковедения входит создание специальных учебных пособий и других видов интеллектуальной продукции, обладающей новизной и практической целесообразностью для объективного рассмотрения многих исторических ситуаций XX века, индивидуально «спроецировавших» появление образцов композиторского творчества.
Целостный охват культурной проблематики XX века обуславливает диалектический подход в анализе многих художественных явлений. Этот факт послужит обоснованию понятия системности в объективных критериях оценки различных музыкальных явлений и художественных стилей.
Как известно, музыковедческая и научно-исследовательская литература, посвященная творчеству Д. Д. Шостаковича (1906 – 1975) обширна, но определенная временная дистанция выявляет некоторые новые аспекты в анализе его музыки.
Творчество Д. Д. Шостаковича – эпоха не только в русской, но и в мировом искусстве XX века. Многие произведения композитора сейчас нуждаются в дополнительной «дешифровке», в целях восполнения нового слышания звуковых реалий. Музыка Шостаковича демонстрирует его истинную личностную суть – он всегда оставался «художником своей эпохи». Композитор являет собой пример высочайшего интеллектуала, сумевшего постичь сложнейшие современные исторические коллизии. Парадоксально, что наряду с музыкой, обладающей философской глубиной и значимостью, композитор широко использовал известные широкой массе слушателей популярные жанры, «говоря на языке народа».
Сферы центральной проблематики в анализе музыкального наследия Шостаковича составляют: рассмотрение одной из вечных тем в искусстве – «художник и время»; эволюция стиля композитора, образная сфера, новаторство в оперном, камерно-вокальном и камерно-инструментальном жанрах и др. Особого внимания в творчестве Шостаковича заслуживает анализ его уникального симфонического творчества.
Настоящая работа ориентирована на тщательный отбор музыкального материала, что, несомненно, будет способствовать возможности полноценного изучения и научно-творческого осознания художественных проблем музыки композитора. Как уже было отмечено, в зависимости от специализации возможна гибкая система профильного обучения, что послужит углублению профессиональных навыков и творческой активизации студентов в процессе работы.
Цикл методических разработок, посвящённый творчеству Д. Шостаковича:
1. «Творчество Д. Д. Шостаковича. Некоторые этапы творческого стиля» – в работе отражены наиболее актуальные проблемы композиторского творчества – эволюция стиля, процессы взаимодействия музыкальных форм, жанров; последовательный «отбор» собственных стилевых критериев и жанров; периодизация творчества, представлен обширный список сочинений. Автор также рассматривает проблемы «авторской» аккордики, особенности сонатной формы, некоторые принципы оркестрового письма.
2. «Д. Д. Шостакович. Симфонии №1, №5, №7» – представлен краткий обзор всего симфонического наследия композитора, но, прежде всего, сделан акцент на трех симфониях, созданных в разные периоды творчества. Анализ симфоний выполнен с позиции истории создания, драматургических принципов, особенностей сонатной формы.
3. «Д. Д. Шостакович. Симфонии №8, №11» – в работе продолжается изучение симфонического творчества композитора. Анализ произведения направлен на выявление основополагающих драматургических принципов, особенностей компоновки симфонического цикла, специфики тематизма, ладогармонических и тембровых решений.
4. «Д. Д. Шостакович. Симфония №14. Комментарии к текстам» – анализ произведения выявляет центральный аспект проблемы – влияние жанровой интеграции оперы, камерно-вокальных циклов, музыки к кинофильмам на драматургию и структурную логику симфонии. Творческое мышление автора демонстрирует свое видение одной из вечных тем в искусстве – философское осмысление темы Смерти.
5. «Д. Д. Шостакович. Симфонии №13, №15» – в работе завершается обзор симфонического наследия композитора. Анализ симфоний выполнен с позиции истории создания, стилистики, драматургии, структурной логики. Можно утверждать, что в симфоническом наследии Шостаковича отражены многие этапы русской истории; обращение к вечным философским проблемам приводит к необходимости использования определенной семантики, дающей возможность представить модель художественного замысла.
6. «Д. Д. Шостакович. Камерно-инструментальное и камерно-вокальное творчество» – цель работы: рассмотрение специфических черт жанра квартета, наличие классических и новаторских тенденций, полифонических принципов мышления. К жанру вокальной лирики Шостакович обращался на всем протяжении творческого пути. В мировую культуру композитор вошел, прежде всего, как величайший симфонист, и симфонизм как принцип мышления распространяется на остальные жанры. Вокальная лирика Шостаковича уникальна и разнообразна; прежде всего, в мастерстве воплощения слова в музыке композитор выступает наследником традиций Даргомыжского и Мусоргского. Проблематика вокального творчества Шостаковича многообразна, во многих случаях продемонстрировано философское обоснование важнейших проблем.
7. «Д. Д. Шостакович Оперное творчество» – в работе представлен анализ опер «Нос» по Н. Гоголю и «Катерина Измайлова» по Н. Лескову. Анализ произведения выполнен с позиции текстовых комментариев, драматургических и структурных принципов. Опера «Катерина Измайлова» иллюстрирует применение приема «очуждения» (термин Б. Брехта).
8. «Полифония Д. Д. Шостаковича» – в музыке композитора полифония выступает как принцип мышления и активный фактор развития тематического материала. Так, в условиях сонатной формы полифония ориентирована на реализацию сложных драматургических задач. Специфические черты отличают полифоническую технику в цикле «24 прелюдии и фуги». Самобытный полифонических стиль Шостаковича является одним и высших достижений мирового музыкального искусства.
Светлана Вячеславовна Венчакова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин ГБПОУ Республики Мордовия «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова», член Союза композиторов России.
Автор выражает благодарность Венчакову П. В. за помощь в подготовке материала рукописи.
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса «Музыкальная литература» направлена на формирование музыкального мышления учащихся, на развитие навыков анализа музыкальных произведений, на приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, специфики музыкального языка.
Предмет «Отечественная музыкальная литература XX – первой половины XXI веков» является важнейшей частью профессиональной подготовки студентов теоретических и исполнительских отделений музыкальных училищ и училищ искусств.
В процессе изучения курса происходит процесс анализа и систематизации различных особенностей музыкальных и художественных явлений, знание которых имеет непосредственное значение для последующей исполнительской и педагогической практики студентов. Создаются условия для научно-творческого осознания художественных проблем и осмысления различных исполнительских интерпретаций современных музыкальных стилей. В целом создаётся гибкая система профильного обучения, без критерия «узкой специализации», способствующая углублению профессиональных навыков, активизации творческой заинтересованности студентов в работе.
Целостное изучение художественно-эстетических направлений, стилей базируется на интеграции знаний студентов в различных областях: истории зарубежной и русской музыки (до XX – первой половины XXI веков), мировой художественной культуры, анализа музыкальных произведений, исполнительской практики, что обеспечивает формирование нового профессионально обобщённого знания.
Методическая разработка на тему: «Творчество Д. Д. Шостаковича. Некоторые этапы творческого стиля»
Цель урока: проследить некоторые этапы творческого стиля выдающегося русского композитора ХХ века Д. Д. Шостаковича (1906 – 1975) в контексте традиции и новаторства.
План урока:
1. Д. Д. Шостакович: художник и время
Творчество Д. Шостаковича являет очень значимый период и в искусстве, и в жизни. Произведения любого великого художника можно понять лишь в контексте его эпохи. Но и время, отразившееся в искусстве художника, трудно понять вне творчества. Искусство обнажает его истинную суть, характер и противоречия. Оставаясь художником своей эпохи, Шостакович мыслит, строит свой художественный мир в тех формах и теми методами, которые складываются в культуре.
Шостакович, обращаясь ко всем музыкальным жанрам, переосмыслил поэтику музыкально-выразительных средств. Его музыка с одинаковой силой отображает и внешний, и внутренний мир человека, противостояние злу во всех проявлениях, силу духа – как отдельного человека, так и целого народа, – через резко контрастные сопоставления, неожиданные «вторжения» и смены планов. Шостакович относился к художникам, в полной мере испытавшим на себе давление советского тоталитаризма. Выраженное им в музыке не всегда соответствовало его подлинным мыслям и чувствам, но такова была единственная возможность творить и быть услышанным. Шостакович – мастер зашифрованного высказывания, его музыка содержит истину о прошлом и настоящем, которую нельзя выразить словами.
2. К проблеме периодизации творчества Д. Шостаковича
Периодизация творчества Д. Д. Шостаковича – один из важнейших вопросов в музыковедческой литературе, не имеющий однозначного ответа. В многочисленных монографических работах о композиторе существуют различные мнения, анализ которых позволяет обнаружить главный критерий их различия – принцип, взятый за основу периодизации.
С точки зрения становления и эволюции стиля искусство Шостаковича принято делить на три фазы: формирование собственного стиля, зрелость и мастерство художника, последние годы жизни и творчества. Однако музыковеды, предлагающие данную периодизацию, указывают различные временные рамки. М. Сабинина [16] выделяет 1920-е – середина 1930-х гг. (до создания Четвертой симфонии в 1936 г.), 1936 – 1968 и 1968 – 1975 гг. С. Хентова [23, 24] поздним периодом называет тридцатилетие 1945 – 1975. Совершенно иной позиции придерживается Л. Данилевич [5]. Принимая за основу идейно-смысловое содержание музыки Шостаковича, исследователь представляет семь этапов: ранние годы – 1920-е; гуманистическая тема представлена в 1930-х; годы Великой Отечественной войны – 1941 – 1945 (создание Седьмой и Восьмой симфоний); послевоенное время – 1945 – 1954 (создание Десятой симфонии в 1953 г.); история и современность второй половины 1950-х – начала 1960-х – до создания Девятого квартета в 1964 г.; обращение к вечным проблемам искусства со второй половины 1960-х и последние 1970-е. Исследователь Л. Акопян, рассматривая творческий путь композитора в контексте советской эпохи [1, с. 25 – 26], обосновывает наличие восьми периодов творчества:
• 1920-е годы (до Третьей симфонии; ключевое произведение – опера «Нос»);
• начало 1930-х – 1936 – год появления статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» в «Правде» (до Четвертой симфонии);
• 1937 – 1940 – перелом и кризис в творчестве, вызванный идеологическим влиянием (от Пятой симфонии до Квинтета);
• 1941 – 1946/47 – военные годы (от Седьмой симфонии до Третьего струнного квартета);
• 1948 – 1952 – первые послевоенные годы. В 1948 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских композиторов, а также вышло постановление об опере «Великая дружба» В. Мурадели, послужившие вторым публичным «уничтожением» Шостаковича (от Первого скрипичного концерта до Пятого струнного квартета);
• 1953 – 1961 – «оттепель» послесталинской эпохи (от Десятой симфонии до Двенадцатой);
• 1962 – 1969 – кульминация творчества и время тяжелой болезни композитора (от Тринадцатой симфонии до Четырнадцатой);
• 1970 – 1975 – завершение творческого пути.
Отмечая политизацию всей культурной жизни советской эпохи, Л. Акопян считает Шостаковича единственным, кто сумел «пронести свой дар… через все острые и хронические стадии, сдвиги и ремиссии своей эпохи» [1, с. 25].
Перечисленные подходы в равной степени имеют право на существование: их авторы, рассматривая искусство Шостаковича в различных ракурсах, охватывают важнейшие аспекты творчества художника.
Ряд этапов выделяют и при характеристике конкретных жанров. Так, М. Сабинина [15] периодизацию симфоний связывает с особенностями ее интерпретации композитором. В результате музыковед обозначает следующие этапы: «становление» жанра связано с созданием симфоний №1, №2, №3, №4; «поиски в сфере архитектоники и развития музыкального материала» – период создания симфоний №5, №6, №7, №8, №9, №10; интенсивные новации в области трактовки жанра – программные симфонии №11, №12, №13, №14; Пятнадцатую симфонию исследователь причисляет ко второму периоду [3].
3. Список сочинений Д. Д. Шостаковича
Ор. 1. Скерцо для оркестра. 1919;
Ор. 2. Восемь прелюдий для фортепиано. 1919 – 1920;
Op. 3. Тема с вариациями для оркестра. 1921 – 1922;
Op. 4. Две басни Крылова для голоса с оркестром. «Стрекоза и Муравей», «Осел и Соловей». 1922;
Op. 5. Три фантастических танца для фортепиано. 1922;
Op. 6. Сюита для двух фортепиано. 1922;
Op. 7. Скерцо для оркестра. 1923;
Op. 8. Первое трио для скрипки, виолончели и фортепиано. 1923;
Op. 9. Три пьесы для виолончели и фортепиано. Фантазия, Прелюдия, Скерцо. 1923 – 1924;
Op. 10. Первая симфония. 1924 – 1925;
Op. 11. Две пьесы для струнного октета. Прелюдия, Скерцо. 1924 – 1925;
Op. 12. Первая соната для фортепиано. 1926;
Op. 13. Афоризмы. Десять пьес для фортепиано. Речитатив, Серенада, Ноктюрн, Элегия, Похоронный марш, Этюд, «Пляска смерти», Канон, «Легенда», Колыбельная песня. 1927;
Op. 14. Вторая симфония «Посвящение Октябрю». Для оркестра и хора. 1927;
Op. 15. «Нос». Опера в 3 действиях, 10 картинах. 1927 – 1928;
Op. 16. «Таити-трот». Оркестровая транскрипция песни В. Юманса. 1928;
Op. 17. Две пьесы Скарлатти. Транскрипция для духового оркестра. 1928;
Op. 18. Музыка к кинофильму «Новый Вавилон». 1928 – 1929;
Op. 19. Музыка к пьесе В. Маяковского «Клоп». 1929;
Op. 20. Симфония №3 «Первомайская». Для оркестра и хора. 1929;
Op. 21. Шесть романсов на слова японских поэтов для голоса с оркестром. «Любовь», «Перед самоубийством», «Нескромный взгляд», «В первый и последний раз», «Безнадежная любовь», «Смерть». 1928 – 1932;
Op. 22. «Золотой век». Балет в 3 действиях. 1929 – 1930;
Op. 23. Две пьесы для оркестра. Антракт, Финал. 1929;
Op. 24. Музыка к пьесе А. Безыменского «Выстрел». 1929
Op. 25. Музыка к пьесе А. Горбенко и Н. Львова «Целина». 1930;
Ор. 26. Музыка к кинофильму «Одна». 1930;
Ор. 27. «Болт». Балет в 3 действиях. 1930 – 1931;
Ор. 28. Музыка к пьесе А. Пиотровского «Правь, Британия». 1931;
Ор. 29. «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Опера в 4 действиях, 9 картинах. 1930—1932;
Ор. 30. Музыка к кинофильму «Златые горы». 1931;
Ор. 31. Музыка к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый» В. Воеводина и Е. Рысса. 1931;
Ор. 32. Музыка к трагедии В. Шекспира «Гамлет». 1931 – 1932;
Ор. 33. Музыка к кинофильму «Встречный». 1932;
Ор. 34. Двадцать четыре прелюдии для фортепиано. 1932 – 1933;
Ор. 35. Первый концерт для фортепиано с оркестром. 1933;
Ор. 36. Музыка к мультипликационному фильму «Сказка о попе и о работнике его Балде». 1936;
Ор. 37. Музыка к спектаклю «Человеческая комедия» по Бальзаку. 1933—1934;
Ор. 38. Музыка к кинофильму «Любовь и ненависть». 1934;
Ор. 39. «Светлый ручей». Балет в 3 действиях, 4 картинах. 1934 – 1935;
Ор. 40. Соната для виолончели и фортепиано. 1934;
Ор. 41. Музыка к кинофильму «Юность Максима». 1934;
Ор. 41. Музыка к кинофильму «Подруги». 1934 – 1935;
Op. 42. Пять фрагментов для оркестра. 1935;
Ор. 43. Симфония №4. 1935 – 1936;
Ор. 44. Музыка к пьесе А. Афиногенова «Салют, Испания». 1936;
Ор. 45. Музыка к кинофильму «Возвращение Максима». 1936 – 1937;
Ор. 46. Четыре романса для голоса и фортепиано на слова Пушкина. «Возрождение», «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила». «Предчувствие», «Стансы». 1936;
Ор. 47. Пятая симфония. 1937;
Ор. 48. Музыка к кинофильму «Волочаевские дни». 1936 – 1937;
Ор. 49. Первый струнный квартет. 1938;
Ор. 50. Музыка к кинофильму «Выборгская сторона». 1938;
Ор. 51. Музыка к кинофильму «Друзья». 1938;
Ор. 52. Музыка к кинофильму «Великий гражданин» (первая серия). 1938;
Ор. 53. Музыка к кинофильму «Человек с ружьем». 1938;
Ор. 54. Шестая симфония. 1939;
Ор. 55. Музыка к кинофильму «Великий гражданин» (вторая серия). 1939;
Ор. 56. Музыка к мультипликационному фильму «Глупый мышонок». 1939;
Ор. 57. Квинтет для фортепиано и струнного квартета. 1940;
Ор. 58. Инструментовка оперы Мусоргского «Борис Годунов». 1939 – 1940;
Ор. 58а. Музыка к трагедии Шекспира «Король Лир». 1940;
Ор. 59. Музыка к кинофильму «Приключения Корзинкиной». 1940;
Ор. 60. Седьмая симфония. 1941;
Ор. 61. Вторая соната для фортепиано. 1942;
Ор. 62. Шесть романсов для голоса и фортепиано на слова Ралея, Бернса и Шекспира. «Сыну», «В полях под снегом и дождем», «Макферсон перед казнью», «Дженни», «Сонет 66», «Королевский поход». 1942;
Ор. 63. «Родной Ленинград». Вокально-оркестровая сюита в спектакле «Отчизна». 1942;
Ор. 64. Музыка к кинофильму «Зоя». 1944;
Ор. 65. Восьмая симфония. 1943;
Ор. 66. Музыка к спектаклю «Русская река». 1944;
Ор. 67. Второе трио для фортепиано, скрипки и виолончели. 1944;
Ор. 68. Второй струнный квартет. 1944;
Ор. 69. Детская тетрадь. Шесть пьес для фортепиано. Марш, Вальс, «Медведь», «Веселая сказка», «Грустная сказка», «Заводная кукла». 1944 – 1945;
Ор. 70. Девятая симфония. 1945;
Ор. 71. Музыка к кинофильму «Простые люди». 1945;
Ор. 72. Две песни для голоса с фортепиано на слова М. Светлова. Колыбельная, «Фонарики». 1945;
Ор. 73. Третий струнный квартет. 1946;
Ор. 74. «Поэма о Родине» – для солистов, хора и оркестра. 1947;
Ор. 75. Музыка к кинофильму «Молодая гвардия» (две серии). 1947 – 1948;
Ор. 76. Музыка к кинофильму «Пирогов». 1947;
Ор. 77. Концерт для скрипки с оркестром. 1947 – 1948;
Ор. 78. Музыка к кинофильму «Мичурин». 1948;
Ор. 79. «Из еврейской народной поэзии». Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора с сопровождением фортепиано. «Плач об умершем младенце», «Заботливые мама и тетя», «Колыбельная», «Перед долгой разлукой», «Предостережение», «Брошенный отец», «Песня о нужде», «Зима», «Хорошая жизнь», «Песня девушки», «Счастье». 1948;
Ор. 80. Музыка к кинофильму «Встреча на Эльбе». 1948;
Ор. 81. «Песнь о лесах». Оратория для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на слова Е. Долматовского. 1949;
Ор. 82. Музыка к кинофильму «Падение Берлина». 1949;
Ор. 83. Четвертый струнный квартет. 1949;
Ор. 84. Два романса на слова Лермонтова для голоса с фортепиано. «Баллада», «Утро Кавказа». 1950;
Ор. 85. Музыка к кинофильму «Белинский». 1950;
Ор. 86. Четыре песни для голоса и фортепиано на слова Е. Долматовского. «Родина слышит, родина знает», «Любит, не любит», «Выручи меня», «Спи, мой хороший». 1951;
Ор. 87. Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано. 1950 – 1951;
Ор. 88. Десять поэм для смешанного хора без сопровождения на слова революционных поэтов конца XIX-начала XX столетия. «Смелей, друзья, идем вперед!», «Один из многих», «На улицу!», «При встрече во время пересылки», «Казненным», «Девятое января», «Смолкли залпы запоздалые», «Они победили», «Майская песнь», «Песня». 1951;
Ор. 89. Музыка к кинофильму «Незабываемый 1919-й». 1951;
Ор. 90. «Над Родиной нашей солнце сияет». Кантата для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на слова Е. Долматовского. 1952;
Ор. 91. Четыре монолога на слова Пушкина для голоса и фортепиано. «Отрывок», «Что в имени тебе моем», «Во глубине сибирских руд», «Прощание». 1952;
Ор. 92. Пятый струнный квартет. 1952;
Ор. 93. Десятая симфония. 1953;
Ор. 94. Концертино для двух фортепиано. 1953;
Ор. 95. Музыка к документальному кинофильму «Песня великих рек». 1954;
Ор. 96. Праздничная увертюра. 1954;
Ор. 97. Музыка к кинофильму «Овод». 1955;
Ор. 98. Пять романсов для голоса и фортепиано на стихи Е. Долматовского. «День встречи», «День признаний», «День обид», «День радости», «День воспоминаний». 1954;
Ор. 99. Музыка к кинофильму «Первый эшелон». 1955 – 1956;
Ор. 100. Испанские песни для голоса и фортепиано. «Прощай, Гренада», «Звездочки», «Первая встреча», «Ронда», «Черноокая», «Сон». 1956;
Ор. 101. Шестой струнный квартет. 1956;
Ор. 102. Второй концерт для фортепиано с оркестром. 1957;
Ор. 103. Одиннадцатая симфония. 1957;
Ор. 104. Две обработки русских народных песен для смешанного хора без сопровождения. «Венули ветры», «Как меня, младешеньку, муж больно бил». 1957;