Полная версия
Хатуахвар: Взойдёт Солнце правды. Амасоранзон
7. Так в краях, расположенных между двумя частями света, закончилась эпоха жестоких вождей и их богов! После сражения, имевшего неожиданный для всех исход, всполошившихся трёх приверженцев Смугра люди изгнали из племени, а са́мого упорного из них – Анусура, убили. Друнуугрона же с этих пор ещё не раз благодарили за его поступок и восхваляли за смелость и честность.
8. Этим же днём после битвы и всех остальных событий он вскинул руки к небу и громко воззвал ко Всеведающему, и произнёс: «Великий Йор! Мы вкусили плод познания добра и зла и страдали, враждовали и умирали, а если бы мы были духовно здоровы, эпоха жестоких вождей никогда бы в наших краях не воцарилась.
9. Ныне же я прошу Тебя поставить наше племя на границу Твоих владений, чтобы мы сражались с той чернотой и серой мглой, что ходят среди нас и пытаются проникнуть в ду́ши, добрыми делами, милосердием, копьём, огнём и всем своим существом!
10. Я убивал грешников и прогонял разбойников, со лжецами и ворами не вёл беседы и с теми, кто любит отбирать, не жил в одном доме. И ныне прошу наделить нас силой, чтобы мы, как и прежде, убивали и уничтожали всех грешников, кто обманывает людей и поклоняется иным богам, нежели Тебе!»
11. В этот момент его передёрнуло. На небе вдруг появилось облако, осиянное дивным светом, и Друнуугрон посмотрел на него и услышал громкий голос, который из него доносился: «Возлюбленная обитель, Эормирова2 земля! скоро Я дарую тебе великую силу, и ты окажешься частью Моего дома, и Я благословлю тебя на сражение с падшими аменасамами и их служителями! Но ты не должна уничтожать иноверцев, ибо не тебя одну Я породил и не тебе одной Я истину открыл. А если же Я кому-то её не открыл, значит, ещё не пришло время.
12. Если ты сам едва вступил на верный путь, то как можешь осуждать того, кто ещё не нашёл этот путь? А когда найдёт, кто из вас знает, может, он пойдёт по нему намного быстрее, нежели шёл ты?
13. Поэтому если кто-то ещё не постиг истины, это не означает, что он заслуживает осуждения, а если и заслуживает, то точно не вашего.
14. Как взрослый не может осуждать ребёнка за то, что тот ещё не научился ходить и говорить, так и обретший истину не может осуждать того, кто ещё не обрёл её; а кто осуждает, тот, значит, ещё и сам её не обрёл.
15. Помните также, что есть люди, любящие постоянство, а есть те, кто с радостью принимает любые перемены: есть те, которым по природе легко отказаться от старого и принять что-то новое, а есть те, кому очень трудно отречься от прежних устоявшихся взглядов, к которым они привыкали всю жизнь и с которыми крепко сроднились. За что же вы собираетесь таких судить – за их постоянство, свойственное им по природе?»
16. Вскоре голос исчез, а облако растворилось. Неразумение Друнуугрона и его желание расправиться с иноверцами с этого момента пропали навсегда. И когда люди поняли, что новый вождь добрый и никого в своём племени насильно держать не собирается, то многие из них, в основном человеки, покинули его и продолжили поклоняться своим богам жизни и смерти, богу Авурону и прочим олицетворённым силам природы.
17. Видя всё это, Йор опечалился в сердце Своём из-за того, что в дальнейшем Ему доведётся сделать, и сказал этим людям вслед: «Идите, стадо Моё, поклоняйтесь кому хотите до тех пор, пока не пошлю Я в мир Возлюбленного Моего Избранника, но знайте, что если кто-то из вас когда-либо испытает сострадание к несчастному, накормит голодного и простит всё своему врагу, найдёт правду и обличит духов во зле, тот, пусть не осознавая это, послужит Мне».
18. Когда перед Друнуугроном предстало всё его племя и все люди, решившие остаться с ним, он простёр к ним свои руки и сказал так, как заповедал ему Йор: «Если наши убеждения заставляли нас злиться, возмущаться, с нетерпимостью относиться к иным взглядам, становились причиной чьего-то смятения и непонимания, то из-за самих этих обстоятельств наши убеждения в корне уже не могут быть верными. Ибо всё, что приводит к непониманию, вражде, беспокойству, распрям – это дела нечистого; и если вы будете навязывать какие-либо убеждения, пусть даже абсолютно правильные, с нечистым сердцем и в неправильном русле, то ничего правильного вы этим никогда не добьётесь.
19. Нам не всегда дозволено громко кричать о правде. Если твои громкие слова станут давить на кого-то, причинят ему зло, то и твоя правда послужит во зло, а твои слова окажутся напрасны. И если ты громко кричишь о чём-то правильном для того, чтобы показаться на фоне другого, так же думающего, но тише говорящего об этом, правей, ты оказываешься не прав.
20. Поэтому скажу я вам: словами о свете нам не следует утверждать тьму; ибо Йор говорит: «Не всякий говорящий: „Господи, Господи“, совершающий чудеса, вещающий и пророчествующий от Моего имени войдёт в Мою обитель, но лишь исполняющий волю Мою».
21. Ка́к вы можете рассуждать о праведности и ждать, что вас выслушают и поймут, если сами не способны слышать и понимать, но твёрдо убеждаете сами себя в правильности неправильного, тем самым не оправдывая себя словами о праведности, но ими осуждаясь? Или как вы можете навязывать людям восприятие, на ваш взгляд, хорошего и правильного, имея не абсолютный, Божий, взгляд на суть вещей, а субъективный, ваш личный человеческий?
22. Если тебе нравится, к примеру, какое-нибудь произведение, и ты считаешь его красивым, хорошим и правильным, а кому-то другому оно не нравится, то как ты можешь навязывать его другому, когда для тебя оно просто подходит, а для другого нет, когда у тебя одни вкусы, а у другого – иные?
23. Вкусы и внешние различия не передают суть: её передаёт лишь дух, который один, но может выражаться в бессчётном количестве форм.
24. Мы не должны воевать с теми, кто иной веры или иных убеждений. Все мы – люди, и всем нам дано познать бытие лишь до определённой степени. Пусть кто-то поклоняется богам смерти и жизни – не нам его судить, ибо мы не ведаем всей правды, которая может таиться в его убеждениях; и поэтому отныне к чужим верованиям и убеждениям относитесь с терпимостью и благосклонностью, но при этом никогда не забывайте о своих.
25. В этот же цикл солнца3 давайте почтим всех умерших, а если кто из них оказался неправедным, мы не станем судить его своим судом, потому как Йор и без нас справится.
26. Отныне же давайте жить по заповедям, которые говорят нам не боги Смугра, а Йор. А Он говорит, что мы не должны судить других своим судом, потому что любой земной суд в той или иной степени лицеприятен, не должны поедать плоть наших братьев и должны стараться не думать плохо о своих соплеменниках.
27. Если же слово Йора для нас станет законом, тогда падшие учи́тели4 не смогут научить нас и́х закону; и если воля Йора станет для нас священна, тогда воля тёмного вождя не сможет распространиться на наши земли».
28. Так и осталось племя Друнуугрона обитать в холмистой земле, расположенной между двумя частями света. И не оставил Йор Своих верных эрорумиэров и дал им пищу и кров, и сделал их землю тёплой.
29. В сто сорок четыре года Друнуугрон встретил угодную его сердцу женщину – Вирми́ру, и ещё через десять лет у них родился сын, которого они нарекли Нуугровиром.
30. И когда это произошло, Йор произнёс Своему избранному вождю: «Из твоего рода Я произведу великих властителей царства, расположенного между двумя частями света на границе Небесной Обители. Как ты и просил Меня, его миссия будет заключаться в борьбе с падшими аменасамами и их происками».
Глава 5: Вышедшие из рода Друнуугрона.
1. Так было создано воинство, которому вместе с Аменасамами надлежало защищать мир от власти преисподней.
2. В эти времена в различных землях в виду множества проживавших в них народностей появлялось и множество новых верований: кто верил в олицетворённые силы природы, кто уверовал в священность животных, кто – в силу духа и способности человека (homo), кто – в красивые выдуманные образы, а кто и в Йора, лишь только называя Его другими именами, а иногда и вообще никак не называя.
3. Люди же племени Друнуугрона поклонялись Одному лишь Йору, и вскоре в честь Него они построили шатёр Всевышнего – сооружение, напоминавшее огромный шалаш и предназначенное для молитв, просьб и различных обращений к Высшим Силам. Также в этом шатре священнослужители часто играли на флейте, водной свирели и других музыкальных инструментах; и самое интересное – когда они переставали играть, казалось, что чудная музыка по-прежнему распространялась на очень дальние территории.
4. Однажды случилось нечто, из-за чего всё племя объял страх. К шатру, в котором служители в очередной раз играли на музыкальных инструментах, приблизился огромный шерстистый зверь – носорог. В этот момент многим припомнился тот страшный день, когда разъярённый шабурэшон (мамонт) разметал почти треть воинов племени. Все испугались и подумали, что и этот зверь пришёл совершить то же самое, но ошибались. Носорог просто постоял рядом с источником плавной мелодии и, никого не тронув, удалился. Многие восприняли это как знак свыше; служители же просто продолжали играть.
5. В связи с многочисленностью народов, рас и даже видов людей, обитавших в Средиземье – а стоит отметить, что в этой стране сожительствовало, по крайней мере, три различных вида – эрорумиэры, человеки и гровуливы, здесь возникало множество всяких учений, воззрений и верований.
6. Йор же наш всемогущий, дабы прекратить все распри и раздоры и примирить всех между собою, благословил почти все верования и учения этой страны, и простёр над ней Свои руки, и воззвал к народам, постучавшись в их сердца, и сказал им: «Освящаю всякую душу искателя правды и верующего во что-либо, потому что кто ищет веру и кому не безразлична истина, тот ищет путь к Моему Царству.
7. Благословлю того, кто называет себя безверным, но в глубине души сохраняет верность.
8. Благословлю осуждающего в себе всякое лицеприятие, какого бы верования и учения он ни придерживался.
9. Благословлю верящего в силы природы, чьё сердце не покинуло милосердие.
10. Благословлю почитателей животных, ибо Я сотворил всякую живую скотину для того, чтобы о ней заботились.
11. В то же время Я никогда не благословлю тех, кто разрушает шатры, построенные в честь Меня, и тех, кто попирает Моих служителей и подталкивает народ к поклонению лжи.
12. Не благословлю тех, кто мучает чужую плоть для удовлетворения своей жестокости и ненасытности, кто сеет интриги, распри и искушения.
13. Не благословлю тех, кто безразличен, теплохладен к Моим словам. Всякий временно пытающийся их оспорить находится в поисках правды, и когда настанет время ему всё уразуметь, он поймёт, что ничего неправильного Я никогда не делал и не говорил: в споре, в борении со Мной на все вопросы он получит ответы. Теплохладный же к Моим словам никогда не познает правды.
14. Ибо если Я постучусь в дом первому, он, будучи неравнодушен ко Мне, откроет дверь, побранит Меня, попытается разобраться, с какими намерениями Я стучусь к нему, а затем, не увидев во Мне ничего злого, после долгого борения со Мной и с самим собой, в конце концов впустит Меня. Второй же, равнодушный, просто не захочет слышать Моего стука и, не обращая на него никакого внимания, не откликнется и оставит Меня стоять за дверью своего сердца».
15. Так Средиземье вновь услышало голос истины и уже позабыло о насаждаемых беспощадными правителями учениях и богах.
16. Друнуугрон же после свержения жестокого вождя жил ещё долго и в итоге прожил триста девяносто три года и отошёл в иной мир, перед этим завещав своему сыну управление племенем.
17. Сын Друнуугрона, Нуугровир, ходил сто двадцать лет по холмистым краям, воспевая имя Йора, улучшая жизнь племени и совершая благие дела, а после этого периода родил дочь Угровелию, которая, прожив девяносто шесть лет, родила Гроверумна.
18. Гроверумн к своим ста сорока годам родил Ровери́му, Грори́ма и Верумни́му. Увидев множество благодеяний Верумнимы, Йор дал ходить ей по холмистой земле более четырёхсот лет. В её роду по прошествии девяти тысяч двухсот восьмидесяти лет со дня рождения Гроверумна на свет появился Вирумгровир, новый владыка и воин, которому предстояло сражаться с «мумровыми эрорумиэрами».
19. Отныне племя Друнуугрона, восправившего эрорумиэрами по завершению эпохи жестоких вождей, не могло погубить ни стихийное бедствие – будь то потоп или ледниковый период, ни вражеские племена – будь то бругры́ши, ко́рыши или кукши́хи, ни кочующие гровуливы.
20. Ещё через несколько тысяч лет в роду Друнуугрона родился Я́улус – тот, кому было предначертано совершить одно из самых великих дел в холмистых краях Средиземья – возвести Спасительную твердыню.
21. И благословил Йор Яулуса и землю, по которой он ходил, и сказал ему: «Именно тебе назначено совершить особую миссию на юге ряда холмов, которые когда-то являлись высочайшими горами, созданными Мною в честь слияния твердей. Благословляю тебя и твою твердыню, имя которой – Со (Спасительная), и завещаю тебе пасти агнцев Моих и овец Моих».
22. Спустя почти тысячу лет со времён Яулуса на свет появился Кеременосаваар – эрорумиэр, написавший эту книгу и засвидетельствовавший историю своих предков не на одно тысячелетие.
Книга Спантадва́ра (Священная Дверь)
Преддверие.
1. Всё предопределено, но вместе с тем события могут развиваться бесконечным множеством путей.
2. Мы имеем свободную волю между добром и злом, но вместе с тем мы не имеем никакой воли, так как она обусловлена инстинктами и самопроизвольной работой ума.
3. Мы можем стать лучше, но лишь в пределах себя.
4. Если кто-то не рождён, это ни плохо, ни хорошо, но если кто-то рождён, вместе с ним рождается и зло и добро.
5. Мы единожды рождаемся и умираем, но что-то в нас рождается и что-то умирает постоянно.
6. Человек один раз рождается и умирает, но вместе с тем множество раз перерождается.
7. Человек умирает, но вместе с тем не умирает, потому что смерть – это несуществующая грань, которую рисует наше сознание – подобно тому, как если бы ты направлялся к горизонту в надежде достигнуть края Земли.
8. В то же время мы, являющие собой сингулярность – этот момент в этом месте пространства, перерождаемся постоянно, и оттого глупо говорить, что жизни после смерти нет, ибо, хоть и будем постоянно умирать, каждый раз будем перерождаться.
9. В нашей жизни возможен лишь один ход событий, но вместе с тем мы одновременно живём и бесконечным множеством событий.
10. Мы смертны и бессмертны, имеем выбор и не имеем его, волевые и немощные, разумные и неразумные.
11. Лишь совершенный Бог обладает бессмертием, и если бы Он сотворил нас бессмертными, Он сотворил бы Себя. В то же время сотворив нас смертными, Он Сам оказался бы виновником недолговечности Своего творения, что противоречит Его совершенству. И оттого мы ни смертны, ни бессмертны, но ступая с Ним в один шаг, наследуем Его бессмертие; отступая же от Его заповедей, перестаём быть Его творением, утрачивая бессмертие, и оттого умираем.
12. Инерционностью бытия объясняется отсутствие у нас всякого выбора, но в то же время мы являемся проявлением абсолютно разумного духа.
13. Мы немощны без Бога и подобны лучам, которые исчезают без источаемого их светила, но с Ним теряются пределы нашей силы.
14. Мы мыслим, потому что разумны, но в то же время наши мысли сформированы действием основополагающих физических законов, и оттого мы так же неразумны, как и любая другая материя, нас окружающая.
15. Мы разграничиваем противоположные вещи и считаем их несовместимыми из-за несуществующих граней, которые рисует наше сознание, обременённое сосудом неведения, хотя на самом деле всё едино, последовательно и нераздельно.
16. Мы судим необъективно, ориентируясь на точку зрения своего «я» (эго), при этом отклоняясь от безотносительно истинной точки зрения «Я вселенной» – совершенного Абсолюта, производящего созидания и разрушения и судящего непредвзято.
17. Нам по природе свойственно судить других предвзято, по их врождённым качествам – мы осуждаем предрасположенных к воровству, жадности, злости, клевете, похоти. Суд же Божий таков, что каждый наделённый тем или иным врождённым или приобретённым качеством, пусть, на первый взгляд, далеко не благородным, имеет возможность переродиться и освободиться от греховности своего пристрастия даже в том случае, если он не может от него освободиться. Вернее сказать, это путь видоизменения своих качеств и путь трансформации своих изъянов в преимущества.
18. Если ты рождён вором и не смог удержаться от воровства – это грех; если ты рождён вором и не смог удержаться от воровства, но украл у богатого вора, чтобы вернуть украденное законному владельцу, этот поступок достоин чести.
19. Если ты рождён жадным и не в состоянии избавиться от жадности – это грех, но если ты трансформируешь свою жадность в экономию и направишь её на то, чтобы неимущие могли позволить себе приобретать различные блага по снисходительной стоимости, этот поступок весьма благороден.
20. Если ты рождён злым и не в состоянии избавиться от своей злости, то злись в первую очередь на свои пороки.
21. Если ты рождён клеветником и не в состоянии избавиться от своего желания клеветать, то клевещи не на людей, а на неправильный порядок вещей, а если уж клевещешь на людей, то подумай – может, тебе и о самом себе есть что сказать?
22. Иногда нам попускаются прегрешения, чтобы мы не совершали чего похуже, будучи уличены совестью, произнося в самом себе: «Я итак достаточно согрешил, если совершу ещё и этот грех, это будет слишком». Ибо любой грех берёт своё начало не от слабости и безволия, а от гордыни; смирение же и совесть помогают любой грех побороть.
23. Итак, сожительствуя и не имея силы побороть в себе какой-либо порок или изъян, не обязательно совершать в себе революцию, в конечном итоге часто приводящую к другому злу, а достаточно лишь плавно поменять течение своих устремлений. Ибо каждый может стать лучше лишь в пределах себя, но это уже́ является большим достижением.
24. Подобно этому и в любом обществе следует в первую очередь не устраивать революцию, после которой к власти, как правило, приходят ещё более алчные и злые властители, а плавно видоизменять его и трансформировать – подобно тому, что когда приидет Спаситель, Он не станет убивать никого злого, но многое зло в нас умертвится само.
25. Ибо стоит помнить, что всё во вселенной часто имеет грани там, где наше сознание их не видит, и вместе с тем граней не существует там, где наше сознание их рисует.
Глава 1: Алора́вэ.
1. – «Алоравэ, существовала ли смерть до появления разумного человека?» – долго прислушивалась она к этому голосу в глубине себя.
2. – «Материя распадается, и жизнь, состоящая из неё, отмирает. Гибнут звёзды, гибнут вещи, гибнут растения, но можно ли это назвать полноценной смертью? Смерть растёт, но созревает лишь с появлением у нас выбора, который определяет, мертвы мы или живы».
3. – «Алоравэ, в своей юности ты мечтала о чистых искренних чувствах, мечтала обрести счастье и найти свою любовь. Но повзрослев, ты поняла, что земное счастье, любовь и радость – это иллюзия, и твои чувства – это пустота – точно такая же, какая была до твоего рождения и останется после смерти.
4. В ином месте, в иной реальности, в иной вселенной, где всё расставлено по своим местам, где правителем является Вождь правды, а не духи лжи, всё это было бы достигнуто, но в сем несовершенном мире это пустота. И нельзя сказать, что сегодня это так, а завтра, если повезёт, ты поверишь в любовь: это уже не будет так, потому что не различные события в жизни устанавливают фундаментальные законы, а события являются следствием тех или иных изначальных законов, согласно которым земные счастье и любовь – это иллюзия, и здесь, чтобы ни происходило, не может быть другого ответа.
5. Теперь же ты странствуешь, учишь страдающих людей не чувствовать боль, не испытывать разочарование. Какие же ты для себя теперь сделаешь выводы?»
6. – «Великое разочарование открывает новые горизонты. Ощущение лживости, иллюзорности этой реальности пробуждает в тебе стремление её покинуть и, покидая обречённую, устремляться к лучшим.
7. Истинные законы мироздания и смысл жизни познаются сердцем, которое выше эмоций, и разумом, который выше ума. А те законы, которые сформировали сей иллюзорный мир, познаются умом и эмоциями. И разве останемся мы во тьме, если станем руководствоваться разумом и сердцем?»
8. – «Алоравэ, падшие ангелы есмь демоны. Но вы, люди, почему-то признаёте это лишь в определённые моменты жизни».
9. – «Когда-то я верила в любовь, верила в бога любви А́нхру, и когда-то в моей вере виделся смысл. Я считала, что для любого должен найтись тот, кто способен разрушить его одиночество. Но осознав, что из-за моих телесных недостатков и моей ауры неудачницы я, скорее всего, обречена до конца своих дней быть одинокой и странствовать по свету лишь со своими гнетущими чувствами, я поняла – Анхра потерял в моих глазах смысл, обратился во тьму и стал преследовать меня, добиваясь моего мучения и гибели. Вместо бога любви, доброго и созидательного начала, он оказался злым архонтом, которому была попущена власть над чувствами. Вместе с Анхрой подобным образом и другие начала пали во тьму, а вернее – они в ней и находились, но это было для нас не раскрыто.
10. Некогда я верила и почитала бога здоровья Ду́гфа и считала, что он избавляет нас от нестерпимой боли. В моих глазах он виделся светлым началом, но когда я сильно заболела, то поняла, что вера в него потеряла смысл: он наслал на меня болезни, проявил свою падшую природу и увлёк за собой и множество других аменасамов».
11. – «Алоравэ, из-за своей скромности ты всегда боялась просить у людей то, что тебе нужно, и поэтому никогда ничего не получала, при том что наглые всегда не стесняясь просили и получали всё, что хотели.
12. Из-за всего этого тебе надлежит пострадать, но наравне с этим тебя ждёт и вознаграждение. Какую же молитву ты хочешь вознести ко Вселюбящему на данной жизненной ступени? С людьми ты можешь скромничать и не говорить им что-либо в открытую, а вот просить у Вселюбящего ты можешь всё, чего пожелаешь, ибо при общении с Ним Он никогда не заставит тебя ни смущаться, ни рдеть, ни стесняться».
13. – «Мне не нужны ни богатства, ни слава, ни почести, мне нужно всего лишь простое душевное спокойствие и свобода от страданий. Я разочаровалась в началах, но мои мечты остаются прежними».
14. – «Ты станешь просить Его вернуть унесённое с собой в бездну нечистыми духами?» – испытывал женщину внутренний голос.
15. – «Я стану просить Его о помощи вернуть всего лишь то, что забирает враг рода человеческого», – не сдавалась Алоравэ.
16. – «Все, рождённые здесь, изначально стремятся быть счастливыми в жизни, но ведь этим миром, где существует страдание, и духи управляют те, которые желают населяющим землю страдания. А потому как они распорядятся, так и будет, хочешь ты этого или нет».
17. Женщина чувствовала себя беззащитной и не знала, что ответить, так как эти слова её смутили. Но видя её беспомощность, Вселюбящий простёр к ней Свои руки и произнёс: «Нет бо́льшей защиты, нежели Я», – и послал двух святых Властей, Ашшмуве́рга и Дхо́ррума, для укрощения угнетающих Алоравэ архонтов и их послов.
18. Так святые Власти взялись за своё должное дело, какое они привыкли совершать во всей вселенной, так бесчинства Анхры и Дугфа были пресечены, и они потеряли свою власть над Алоравэ и многими другими. Однако прежде чем сгинуть, они вспомнили о своих детях от земных женщин – о полурулосамах, зачатых в первую очередь не от мужского семени, а от злого духа. Желая отомстить за своё изгнание, Анхра и Дугф приказали своим отпрыскам отыскать Алоравэ и убить.
Глава 2: Явление Благовестника.
1. С тех пор как Вселюбящий отправил двух святых Властей укрощать нечестивые орды, эрорумиэрша явно ощутила, как архонты преисподней перестали повелевать ею. Правда, одновременно с этим она также заметила, что её начали преследовать другие существа, имеющие более земную природу и стоящие ниже по рангу в иерархии зла, нежели архонты, но тем не менее представляющие собой большу́ю опасность.
2. Это, да ещё и то, что она ходила по неизведанным местам в одиночестве, держало Алоравэ в постоянном напряжении и заставляло её оборачиваться чуть ли не на каждом шагу; но однажды ей повезло.
3. Во время странствия по земле Врумаджо́хе5 она встретила такую же одинокую, как и она сама, бродячую женщину – гру́нишу6 по имени Хруу́ш, и подружилась с нею. Поскольку обе женщины неплохо владели людским языком, через какое-то время они стали хорошо понимать друг друга и разговаривать на всевозможные темы.