Полная версия
Сны говорят. Толкование и исправление снов
Сны говорят
Толкование и исправление снов
Йоэль Шварц
Переводчик Лея Мендельсон
Переводчик Давид-Шломо Мендельсон
Редактор Евгения Алиевская
Оформление обложки Шмуэль Гольдин
© Йоэль Шварц, 2018
© Лея Мендельсон, перевод, 2018
© Давид-Шломо Мендельсон, перевод, 2018
ISBN 978-5-4490-5012-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О снах
Суть снов, их толкование и способы изменить послание «плохого» сна.
О важности сна сказано: «И сказал Он: слушайте слова Мои: если есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним» (Бемидбар 12:6).
Того, кто неделю не видел снов, называют плохим человеком, как сказано в Мишлей, 19:23. В Талмуде (Брахот 14а) Раши комментирует: «Не обращались к нему с Небес во сне – значит, он нехороший, и из-за этого не посылают ему снов с Неба».
О толковании снов написано: «И он истолковал нам сны наши, каждому его сон. И как истолковал, так сбылось» (Берешит 41:12—13).
Цель этой книги:
1) разъяснение снов и их значения в жизни человека;
2) толкование и исправление «плохих» снов.
ВСТУПЛЕНИЕ
Важность и сила снов
В трактате Брахот (55б) написано: «Сновидение – одна шестидесятая часть пророчества».
В Берешит раба (раздел 17) написано: «Сновидение – малая часть пророчества».
Предсказание будущего при помощи сна
В книге Зоар (Ваешев) сказано: все, что происходило в нашем мире, Всевышний сообщал миру заранее через пророков, когда они были. Когда пророков в мире не стало, открытие будущего происходит с помощью мудрецов, ведь они важнее пророков. А также при помощи снов, пения и щебета птиц1. Ведь все, что произойдет в мире, открывает Всевышний и возглашает на небесах, а затем это разносится по всему свету.
О способности снов открывать будущее мы узнаем из ответа Шауля пророку Шмуэлю, когда пророк рассердился на царя, потревожившего его после смерти: «Б-г отступился от меня и больше не отвечает мне ни через пророков, ни через сновидения» (Шмуэль I 28:15). А вот обещание на будущее, данное через пророка: «И будет после того, изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видения» (Йоэль 3:1).
В книге р. Реувена Маргалиота «Вопросы и ответы с Небес» рассказывается о выдающихся людях из еврейского народа, которые получили предупреждения о грядущей опасности при помощи снов. Вот несколько случаев из этой книги.
А. Установление закона (алахи) при помощи сна. Р. Ицхак Моена не был уверен, как писать имя «Акива» в разводном письме, с буквой «алеф» или ה на конце. Ночью приснился ему отрывок из псалмов Давида, причем из последних букв каждого слова складывалось имя «Акива» с буквой ה на конце. И на основании этого постановил, что нужно писать имя «Акива» именно так.
Б. Предупреждение во сне раву, который по ошибке вывел неправильный закон (алаху). В книге «Ташбец катан» приводится от имени р. Баруха, что однажды р. Эфраим ел рыбу, чешуя с которой снимается, в отличие от чешуи обычной рыбы. Ночью приснился ему старец с седой бородой. Протянул банку, полную ползающих гадов, и сказал: «Вставай, ешь!» Р. Эфраим очень испугался и возразил: «Ведь эти ползающие гады некошерны». Старец ему ответил: «Они так же разрешены, как то, что ты ел сегодня». Проснувшись утром, р. Эфраим понял, что старец, приходивший к нему – Илья-пророк, благословенна его память. С того дня больше не ел эту рыбу.
В. Предупреждение о надвигающейся опасности. В книге «Ташбец» написано: «Однажды р. Ицхак Бар Шешет (Риваш) постановил поститься, руководствуясь словами человека, на которого нельзя было всецело положиться. Тот рассказал, что ему приснился сон, и в нем говорилось, что община должна поститься три дня. Р. Ицхак поэтому назначил в общине три дня поста, хотя община была недовольна, поскольку все исходило от человека, на которого не могли положиться. Рав объяснил, почему, несмотря ни на что, назначил пост. В его родном городе Калинсии пришел к нему Шломо и велел назначить пост из-за того, что видел во сне пожар в доме рава. Не придал значения этому предупреждению, вскоре случился пожар, и то, что было предсказано во сне, сбылось».
Г. Возможность сна раскрыть человеку его суть и жизненное предназначение. Если человек испытывает отвращение к кому-то или стесняется чего-то, он как бы пытается стереть это из своего сознания. В результате не понимает, что именно эти скрытые проблемы ему нужно исправить. В Зоаре (Берешит, 194) сказано: человеку посылают сны в зависимости от того, что он собой представляет. Так и душа его во время сна поднимается в Высшие Миры в соответствии с ее уровнем. При помощи снов человек может понять свою настоящую суть.
Какова роль вещего сна?
Такой сон показывает, что произойдет в другом месте и в будущем. Или во сне души мертвых приходят к живым, чтобы помогли исправить их проступки из прошлой жизни. Или приходят к близким сообщить о своей кончине, которая происходит в тот момент. И если душа спящего будет готова, получит это известие. Были случаи, когда мертвые приходили во сне к живым, чтобы предупредить о грозящей опасности или удержать от греха.
Вот несколько примеров, когда мертвые просили во сне за самих себя.
В книге «Мир моего отца» автор пишет, что с ним произошло. В молодости он был раввином в маленьком местечке. Там жил рыбак, у которого не было сыновей (которые должны читать Кадиш три раза в день в течение года после смерти родителей). И он предложил раввину, что будет приносить ему каждый день по пять рыб бесплатно, чтобы тот читал по нему Кадиш, когда он уйдет в «лучший мир». Прошло время, рав переехал в большой город и потерял связь с этим рыбаком. Однажды ночью рыбак пришел к раву во сне и сказал, что сегодня умер и рав должен выполнить свое обещание. Рав позвонил в это местечко: оказалось, что, действительно, рыбак умер в тот самый день.
О подобном писал и р. Корман в книге «Заповеди, действующие в наше время»: «Многому я сам был свидетелем. В Галиции, в местечке Тернов, жил скромный богобоязненный еврей, у которого была мясная лавка. Его звали Овадия-кацав (мясник). Он часто читал псалмы Давида, когда сидел в сквере Гольдвассера. Однажды к нему подсел молодой парень крайне левых взглядов и стал издеваться над религиозностью раби Овадии. В разгаре обвинений у него случайно вырвалось, что он готов продать все свои мицвот (исполненные заповеди и добрые дела) за 10 копеек. Р. Овадия простодушно вытащил из кармана 10 копеек и дал ему.
Спустя некоторое время этот молодой человек заболел и умер. Через два дня после похорон молодая вдова предстала перед религиозным судом и рассказала, что две ночи подряд ее муж приходит к ней во сне (она обрисовала его в самых мрачных красках) и требует, чтобы она выкупила назад его мицвот у раби Овадии. Женщина заявила, что прежде не слышала об истории с продажей мицвот. Глава религиозного суда успокоил несчастную вдову и сказал, что все это ее фантазии. Но через день вдова снова появилась и сообщила, что муж обещал задушить ее, если не выполнит его поручения. По этому поводу раввинский суд собрался в большом помещении хасидов Цанз. Пришли сотни людей, настолько велик был интерес к происходящему. Самого р. Овадию втянули через окно. Раввинский суд постановил, что мицву невозможно продать. Продажа была недействительной. А исправление ситуации произойдет путем оглашения этого случая».
Случаи, когда мертвые пришли во сне помочь живым
Из книги А. Цейтлина:
Во времена Катастрофы еврейского народа еврейская женщина, убегая из родного города, чуть не замерзла в дороге. Местные крестьяне принесли ее к себе домой, но когда узнали, что она еврейка, приказали уйти из их дома. Ночью ей снится сон: ее пришел проводить отец. На просьбу остаться с ней отвечает, что торопится: «И не говори ничего». Хозяйка дома услышала, как женщина разговаривает во сне. Узнав, о чем был сон, она объяснила, что отец посоветовал дочери притвориться немой. Так та и сделала. Все время Катастрофы эта женщина прикидывалась немой и спаслась.
В книге по парапсихологии описывается случай, когда женщина не могла разродиться, а муж не мог ее оставить, чтобы бежать за помощью. Телефона у них не было. Вдруг среди ночи – стук в дверь. Входит племянница роженицы – акушерка. Рассказала, что во сне к ней пришли ее бабушка и две тети, одна из которых умерла в этом месяце. Они велели ей встать и пойти помочь своей тете. Сначала женщина не обратила внимания на этот приказ и продолжала спать, но сон повторился еще два раза. Она встала и пошла к тете, и, как небесный ангел, спасла ее и ребенка.
Причина в том, что во сне человек видит то, чего наяву ему не дано видеть.
Ребенок, находясь в чреве матери, видит и наблюдает весь мир из конца в конец. В книге Иова написано, что душа человека – духовная сущность, она может видеть мир из конца в конец, и видит будущее, не пользуясь физическими глазами и ушами, возможности которых ограничены. Так Всевышний устроил, поставив для восприятия человека материальную преграду тела. Иначе с помощью души человек видел бы все и знал будущее, и тогда потерял бы свободу выбора. А когда образуется «щелочка» в материальном покрытии нашей души и есть сообщение между душой и сознанием, человек может видеть то, что в обычном состоянии ему не дано видеть. Это доказано с помощью гипноза.
Более того, сон – как бы окно в душу. Во время сна душа освобождается от оков бренного тела, поднимается в высшие миры и там слышит и видит, что должно произойти. Гаон из Вильно поясняет, почему человеку нужно спать: чтобы постичь то, чего не может постичь наяву. И не только праведники удостаиваются этого, но и обычные люди. Поэтому человек может видеть во сне то, что находится на другом конце света, или то, что произойдет в будущем. Также душа может получать сообщения, которые приходят от мертвых или от других людей.
Яркий пример приведен в книге о психологии. Мать увидела во сне сына-солдата. Он спал в палатке, рядом с палаткой была большая пальма, которую очень сильно раскачивал ветер, так что она могла в любую минуту упасть на палатку, где спал сын. Во сне женщина стала очень громко кричать. Сын, который тоже спал в это время, услышал во сне крики матери и поэтому встал и вышел из палатки. В тот же момент пальма упала на палатку и подмяла под себя постель солдата. Крик матери во сне спас жизнь сына.
Раньше уже говорилось, что сон – шестидесятая часть пророчества. Пророчество не сойдет на человека, пока не перестанут действовать его физические силы и не исчезнет критичность мышления. Это и происходит во сне: духовная сила возрастает, а физические силы тают. Поэтому сны не приходят наяву, когда человек интеллектуально и физически наиболее активен. Во время сна ощущения и физическая активность минимальны, и говорится, что сон – шестидесятая часть смерти.
Отличие в отношении к снам в разных поколениях
Мы видим большую разницу в отношении к снам в Торе, в Танахе, у мудрецов и у последующих поколений. Мудрецы первых поколений относились к снам с большой серьезностью. Важную роль снов мы видим в Торе: сон Яакова, сны Йосефа, разгадка снов фараона. В те времена и у других народов отношение к снам было очень серьезным. Лаван, Авимелех и фараон придавали снам большое значение. Главный виночерпий и хлебопек в Египте беспокоились из-за снов, которые им приснились, и праведный Йосеф разгадал их. Фараон был поражен глубиной мудрости праведного Йосефа при разгадке его сна.
Навуходоносор, царь Вавилона, забыл сон, который ему приснился. Это возмутило его, и он приказал казнить всех своих мудрецов за то, что не смогли открыть царю секрет его сна. И только Даниэль, у которого был руах кодеш (дух святости – некий уровень пророчества), смог все разъяснить.
В древние времена была особая профессия – толкование снов. В Иерусалиме в конце эпохи Второго Храма были 24 толкователя снов (Брахот). Были великие мудрецы танаим, которые умели разгадывать сны. Один из них – раби Йоси бар Халафта. В трактате Брахот подробно рассказывается о р. Абая и Раба, как они пошли к толкователю снов и что он им поведал.
Раби Иегуда ѓе-Хасид писал в книге «Сефер а-Хасидим» («Книга благочестивых»): «Знайте, первые мудрецы очень верили в силу снов – больше, чем в разные знамения».
Лжепророки тоже пользовались снами, чтобы повлиять на окружающих. «Слышал Я, что говорят пророки, именем Моим пророчествующие ложь; они говорят: „мне снилось, мне снилось“» (Ирмиягу 23:25). «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает (его как) сон… Вот, Я – на пророков… на тех, кто прорицает ложные сны… и вводит в заблуждение народ Мой вымыслами» (там же, 28—32).
Р. Элмоли пишет в книге «Прорицатель снов» (ст. 9): «Первые мудрецы Торы написали много книг о снах. Из Талмуда видно, что Бар Гадеа толковал сны для р. Абая и Ровы, и у него была для этого особая книга. Там было написано, что сны действуют так, как их объясняют».
Во времена мудрецов, благословенна их память, были разные подходы в отношении снов.
В целом в поколениях первых мудрецов Торы отношение к снам было серьезней, чем в последующих поколениях, когда к снам стали относиться с растущим пренебрежением, по двум причинам:
1) Мудрецы первых поколений стояли на гораздо более высоком духовном уровне, поэтому удостоились более правдивых снов, чем последующие поколения.
2) Последние поколения находились под большим влиянием греческого мировоззрения и материализма: не верили ни в духовность, ни в душу. Даже занятия «антидуховными» вещами, такими, как колдовство и магия, почти исчезли. Эти поколения верили только в материализм. Большую роль здесь сыграли известные психологи, которые убеждали своих пациентов, видевших правдивые сны, что это пустые фантазии под влиянием происходивших событий. И только потому, что не хотели верить в большую силу души.
Разные виды снов
Есть правдивые сны и пустые сны (халом шав). В Брахот 55 разъясняется: «Правдивые сны приходят при помощи ангела, а лживые сны – от беса». В комментарии сказано, что мудрецы первых поколений объясняли это так: «ангел» и «бес» означают просто «наблюдение с небес».
А) Натуральный сон. Такой сон приходит к человеку с сильным темпераментом. Чувства обуревают его, и снится ему, что его жжет огонь или он находится в горячем водоеме. А когда чувства охладевают, снится снег или что-то холодное. И нет в этих снах ничего настоящего.
Об этом сказано у Ишайи (29:8): «И будет: как снится голодному (сон), что ест он, но пробуждается, и пуста душа его, и как снится жаждущему, что пьет, но пробуждается, и вот томится он, и душа его жаждет…»
Захария (10:2): «Ибо идолы говорят пустое, и чародеи прорицают ложь и рассказывают сновидения ложные…»
Раби Меир сказал: «Сны не повышают и не понижают». То есть, по мнению мудрецов, не приносят пользы и не вредят.
Экклезиаст (Коэлет) (5:2): «Как сон возникает из множества дел, так речь глупца – из множества слов». Здесь сон сравнивается с глупостью (Абарбанель к «Микец»).
О натуральном сне написано в книге «Сефер а-Хасидим»: «Если чья-то душа обращена к какому-то месту, чтобы совершить какое-то дело, то человек всей душой там и даже во сне будет там. Такие сны не от небесного посланца, а из-за постоянного обдумывания, занятости определенным делом. О таких снах сказано: „сны пустое говорят“. Но если сон приходит от небесного посланца, хотя человек не думал и не говорил об этой ситуации, обычно он снится незадолго до пробуждения, когда нет уже мыслей и сомнений».
В Брахот 54б сказано: показывают человеку во сне то, о чем думает в своем сердце.
Наши мудрецы знали об этом и пользовались этим, когда к ним приходили советоваться в отношении снов. Там же, в Брахот 56а: «Однажды римский император сказал раби Иегошуа: „Вы говорите о себе, что вы очень умные, а если так, что мне приснится сегодняшней ночью?“ Ответил ему раби Иегошуа: „Персы (с ними римляне уже долго воевали), они захватят тебя в плен и поставят пасти всякую мерзость (видимо, „пасти свиней“), и будешь делать это с помощью золотого посоха (жезла) “. Слова раби Иегошуа показались римскому императору очень странными, и он думал о них в течение всего дня. В результате ночью ему все это приснилось».
Персидский царь сказал амораю Шмуэлю: «Вы считаете себя очень умными, вот скажи, что мне приснится этой ночью?» Ответил ему Шмуэль: «Приснится тебе, что римляне захватят тебя в плен и поставят молоть зерна фиников золотыми жерновами». И в этом случае слова мудреца показались царю такими странными, что он без конца думал о них, а ночью ему это приснилось.
Б) Второй вид снов – вещие сны. Это правдивые сны, в них передается послание с небес. Снятся они только людям праведным, натурам цельным, например, Йосефу. Иногда такой сон может присниться и злодею, служащему идолам, но не чтобы принести ему пользу, а для помощи другим. Например, Авимелеху приснился сон ради Авраама и его единственного сын Ицхака, и Лавану открылось о спасении Яакова, виночерпию и хлебопеку царя в Египте приснились сны, чтобы прославить и поднять Йосефа на вершину власти, а Навуходоносору – чтобы утешил народ свой.
Из сказанного ясно, что вещие сны снятся людям праведным и натурам цельным. Из многих свидетельств видно, что и простым людям снятся вещие сны, которые сбываются. Но у праведников это происходит чаще.
Вот несколько примеров, когда вещие сны спасли людям жизнь. Были сны, которые предупредили о том, что произойдет с близкими им людьми.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В книге А. Цейтлина «Другая действительность» рассказывается об известном хасиде, к которому приходили за советом или помощью. Давая ответы он «извлекал информацию» из щебета птиц на крыше своего дома.