Полная версия
Кладезь компиляций. Писательский самоучитель. Том 2
38.10. На высших уровнях в искусстве…
В любом творчестве отсутствие знаний невосполнимо. Художественный талант может раскрыться в полную силу, только опираясь на знание той области, в которой он ищет себе применение. Хотя объём информации и подготовительного труда в зависимости от жанра разный, но без знания предмета и гений не создаст ничего значительного. Талант не заменяет знаний. Относительно учёного это очевидно, но мысль верна и применительно к художнику. Гениального уровня в искусстве невозможно достичь без овладения огромной массой знаний в той области, которая стала центром внимания художника. На высших уровнях в искусстве это так же невозможно, как и в науке. Отсюда огромная роль труда в овладении знаниями, в приобретении мастерства, и в применении того и другого в непосредственной работе над своими произведениями. Николай Гончаренко. // Чем отличается Вольтер от всех наших молодых литераторов? Вольтер знает весьма много, а наши молодые литераторы часто невежественны. Произведения Вольтера богаты мыслями, опусы же новейших писателей пусты. Они хотят петь, и у них хорошая глотка, но за отсутствием достаточных знаний они поют лишь милые слуху пустячки. Дени Дидро. // Для философски образованного писательского ума виден целый мир в малейшем индивидуальном создании. Сергей Сергеев-Ценский. // Вероятность того, что неосведомлённый человек выскажет глубокую мысль, так же мала, как возможность попасть в сапоги, спрыгнув с колокольни. Карел Чапек. // Рвение без знания – что огонь без света. Томас Фуллер. // Войти в сонм богов доступно только любителю знания. Платон. // Одним из парадоксов творчества представляется то, что оригинальное мышление требует ознакомления с идеями других людей. Джордж Неллер. // Вячеслав Иванов говорит об эпохе Возрождения так, словно явился оттуда. Рассказывает о Петрарке так запросто, будто вчера расстался с поэтом. Фома Аквинский ему знакомее, чем мне Брюсов, а расписание Данте он знает с точностью свидетеля. Я впервые встретился с таким учёным, эрудированным человеком. Вадим Шершеневич. // Луи Арагон обладает огромной культурой. Он прочитал всё, что читают все, и всё, чего никто не читает. Андре Моруа. // Казалось, будто бы каждый предмет, случайно затронутый в разговоре, был именно тот, который Джеймс Уатт, английский изобретатель, специально изучал. // Он мог удивить знаниями и умением вроде очень далёким от него. Знал, как выделывается любая домашняя вещь или как, например, нарядить невесту на крестьянской свадьбе. Мог обмыть и обчистить ребёнка и тяжелобольного. Имел большой запас самых разнообразных познаний. Однажды чернорабочие в его квартире передвигали тяжёлый шкаф; кряхтели, ругались, двигали неумело. Максим Горький долго смотрел, плюнул на руки, подошёл. Да так повёл плечом, что шкаф в одну минуту встал в нужное место. Мужики лишь руками развели. Исаак Бабель. // Как о наиболее учёном из беллетристов и лучшем беллетристе среди учёных говорили в своё время о Жюль Верне. // Всякая значительная вещь требует многого, и прежде всего – творческого проникновения в материал, большого труда и соответственной культуры. Леонид Леонов. // Для меня великий художник являет собой великий интеллект. Ему свойственны наиболее тонкие, едва уловимые чувства и толкования мысли. Поль Гоген. // Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться. Менандр.
38.11. Знание смежных областей…
Искусство едино, видов его множество. Античный афоризм. // Ни одно искусство не замыкается в самом себе. Цицерон. // Все науки настолько связаны, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну в отдельности от прочих. Рене Декарт. // Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. Уильям Блейк. // При всех обстоятельствах лучше знать немного больше, чем немного меньше. Владимир Солоухин. // Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить. Сенека. // Знание всех смежных областей искусства – поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика. Придаёт особую выразительность его прозе, наполняя её светом и красками живописи, ёмкостью и свежестью слов, свойственными поэзии, ясной соразмерностью архитектуры и объёмностью скульптуры, ритмом и мелодичностью музыки. Всё это как бы добавочные цвета прозы. Константин Паустовский. // Ведь очень мало для жизни знать одну русскую литературу и быть, в сущности, односторонне развитым человеком. Иван Бунин. // Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно. Георг Лихтенберг. // Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как физика – химии, физике – математика, нравоучительная наука и история – стихотворству. Михаил Ломоносов. // Все знают Рихарда Вагнера как композитора и автора текстов либретто, а он ещё написал десять томов интереснейших статей. Один историк даже спросил Валентина Пикуля: «Как вам удалось из докторской диссертации сделать роман?» // …в Гёте рядом с поэтом прекрасно уживался естественник. Антон Чехов. // Литератор не учёный, но он более чем учёный. Он не так фундаментально образован, как последний, но он всестороннее его. Николай Лесков. // Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были учёные люди. Александр Бестужев-Марлинский. // По образованию я учёный, а по призванию – писатель. Чарльз Сноу. // Следуя завету великих учителей искусства, писателю, повествователю нужно обширное образование. Надо читать, читать всю жизнь и все литературы, а главное – работать неустанно. Иван Гончаров. // Ярослав Гашек мог с увлечением погрузиться в поваренную книгу или в статистический справочник. Везде находил нужное ему. Много и беспорядочно читал, и всё время писал. Карл Брюллов выправлял однокашникам их работы, а в качестве платы просил читать ему вслух, пока сам рисует. Постигал другие науки, не отрываясь от главного – творчества. // Помни, знание не зарождается внутри человека, если каждый день он не повторяет, не слышит, всю жизнь не отстаивает задуманное. Эпиктет. // Душа, как и тело, живёт тем, чем питается. Я человек, предпочитающий духовную пищу телесной. Конфуций. // Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании. Фалес.
38.12. Учебник парашютного дела…
Кто хочет писать, изображать людей и жизнь, должен её знать и лично, а не по книгам постоянно изучать. Наше дело – учиться и учиться. Стараться накоплять возможно больше знаний. Писателю нужно всё изучать и знать, чтобы не впадать в ошибки. Чтобы избегнуть фальши, которая коробит читателя и подрывает наш авторитет. Удел писателя наблюдать, следить за всем. Антон Чехов, пристально рассматривая цветы в корзине. // Книжная учёность – украшение, а не фундамент. Мишель Монтень. // Выслушав всё и выучившись всему, вернись к жизни и будь романтиком. Франк Райт, американский архитектор. // Искусство требует знаний. Бертольд Брехт. // Художники должны знать гораздо больше, чем это необходимо по роду занятий многим людям других специальностей. Всестороннее образование, большие знания для художника обязательны. Максим Горький. // Если тебе не хватает знаний, используй не только собственные мозги, но и все те, которые сможешь позаимствовать. Вудро Вильсон. // За многое я благодарен Хршановскому и как наставнику. Помню, зашёл к нему в редакторский кабинет, на столе лежит учебник по парашютному делу. Зная, что он прыжками не увлечён, я наивно спросил – зачем? «А затем, что знание не зазорно добавить из любого источника. Писателю следует знать обо всём: о работе сердца, токах Фуко и вивисекциях, о тайнах дипломатии и сортах пшеницы. Ты можешь этим похвастать? Тогда не задавай идиотских вопросов!» Разговор я запомнил. Начал собирать библиотеку по всем отраслям знаний, с ответом на любой мой вопрос. Я – самоучка, учусь всякий день. На протяжении жизни вошло в привычку. Делаюсь размагниченным, если не получу дозу свежей и полезной мне информации. Валентин Пикуль. // Духовной жаждою томим. Александр Пушкин. // Есть три ступени знания: огонь жжёт потому, что мне об этом сказали; огонь жжёт, потому что я видел, как люди обжигались; огонь жжёт, потому что я сам горел в огне. Есть и четвертая ступень: огонь жжёт, потому что я сам был огнём. Василий Тропинин. // Знания бывают двух видов: мы сами знаем предмет, или же знаем, где найти о нём сведения. Самуэль Джонсон. // Я не упускаю случая познакомиться с какой угодно наукой. Если она мне и не принесёт прямой пользы, хоть чуточку расширит круг мышления, а это всегда на пользу. Александр Серов. // Сила воображения увеличивается по мере роста знаний. Константин Паустовский. // Когда я умру, эта книга достанется кому-нибудь, и он подумает, зачем я интересовался подобными предметами? Благодаря разносторонности интересов я и стал писателем. Валентин Пикуль. // Писать я научился только потому, что занимался многим из того, к чему у меня не лежала душа. Скотт Фицджеральд. // Тот, кто желает творить, должен всё познать. Оноре Бальзак. // Если ты намерен стать литератором, ориентируй себя на обширные, универсальные знания, без этого писать нельзя. Всеволод Рождественский. // Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен. Блез Паскаль. // Дерзай знать. Девиз духа просвещения.
38.13. Хитрость мудрецов…
Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано. Яков Княжнин. // Исполненные вдохновения частности величавого творения недоступны пошлому пониманию толпы. Жорж Санд. // Что характеризует истинных мыслителей – это смесь таинственности и ясности. Виктор Гюго. // Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане. Не демонстрируй их, как вынимают часы без всякого повода, лишь бы показать их наличие. Филипп Честерфилд. // Если имеешь дело с достойным писателем, ты не вдруг нападёшь на главную его мысль. О, нет! Будешь долго до неё добираться. Не потому, что он не умеет выразиться ясно. Говорит иносказательно и уклончиво, чтобы именно удостовериться, что ты нуждаешься в его истине. Я не могу удовлетворительно истолковать эту безжалостную хитрость мудрецов, вечно заставляющую их глубже прятать свои мысли. Они не дают их как милостыню, но как награду достойным. Джон Рёскин. // Платон, великий мудрец, не позволял себе демонстрировать знания и раскрывать их всем людям. Он избрал метод символов и загадок, сокрытий, чтобы не достались знания тому, кто их не оценит или использует не по назначению. И делал он правильно. Аль-Фараби. // Величайшие учителя богословия соглашаются, что почти все древние книги написаны символическим языком, понятным только посвящённым. Елена Блаватская. // Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него. Иоганн Гёте. // Я долго колебался выпускать в свет мои сочинения, написанные для доказательства движения Земли. Не лучше ли последовать примеру пифагорейцев, передававших тайны философии непечатно, а из рук в руки, и только родным и друзьям. Они делали это не из ревности к сообщаемым учениям, как полагают некоторые, а чтобы прекраснейшие исследования, полученные большим трудом великих людей, не подверглись остракизму и презрению тех, кто гонится только за прибылью. Николай Коперник. // Прямая передача учения вне писаний. Дзэнская заповедь. // Гёте признавался другу, что всеми своими трудами не мог заработать право сказать то, что думает. Да, этот сильный, независимый человек в своих замечательных писаниях мог лишь давать намёки. Мудрая бережность и целесообразность лишь доказывают размеры мыслителя. Иначе он не был бы воспринят современниками и мог быть заточён в темницу, надолго лишив мир полезных достижений. В соизмерении возможностей он сходен со многими мыслителями Востока и Эллады. И теперь встречаются такие много знающие, но не скажущие словами. Даже при доверии многое покроется молчанием, ибо ведом вред разбрасывания знаний в неверные руки. Николай Рерих. // Знание в руках плохого человека подобно острому мечу в руках пьяного. Таджикское изречение. // Иного – никому нельзя сказать. Лев Толстой молчит внушительно и умело, как настоящий отшельник мира сего. Хотя и много говорит на свои обязательные темы, но чуется, что молчит ещё больше. У него, наверное, есть мысли, которых он боится. Максим Горький. // …порок знанья – прекрасная метафора. // Остерегайтесь художника, который в придачу – интеллектуал. Скотт Фицджеральд.
38.14. Меридиан Знания…
Если ты считаешь, что многое знаешь, это доказывает, что ты знаешь очень мало. Кена-упанишада. // Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, это ощущение таинственности. Оно лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то слепым. Альберт Эйнштейн. // Как это мелко – знать лишь то, что известно! Чжуан-Цзы. // Некоторые истины искусства должны быть инстинктивно угадываемы чувством, и эти истины, может быть, составляют основу всех прочих. Соломон Гесснер. // …меридиан Знания не проходит через книги, но только через непосредственное божественное откровение. Джон Глэдхилл. // В живописи, как и в других жанрах искусства, нет ни единого приёма, который можно было бы подогнать под словесную формулировку. Огюст Ренуар. // Если только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведёт к возникновению сомнений и непостоянства. Конфуций. // Я ходил в Люксембургский музей почти каждый день из-за Сезанна и чтобы посмотреть полотна Мане и Моне, а также других импрессионистов. Живопись Сезанна учила меня тому, что одних настоящих простых фраз мало, чтобы придать рассказу ту объёмность и глубину, какой я пытался достичь. Я учился у него очень многому. Но не мог бы внятно объяснить, чему именно. Кроме того, это тайна. Эрнест Хемингуэй. // Начало и конец всякого писания есть воспроизведение мира. Посредством внутреннего механизма, который всё в себя вбирает, перемешивает, пересоздаёт и вновь отдаёт в своеобразной форме, в ином виде. Это остаётся вечной тайной, и я не собираюсь раскрывать её бездельникам и болтунам. Иоганн Гёте. // Роман – это не только и не просто роман. Это тайник, где можно припрятать два-три важных слова в надежде, что читатель их отыщет. Генрих Бёлль. // Большое искусство всегда тайна, а большой мастер – неподкупный мудрец. Передать другому можно знание, но не мудрость. В житиях святых часты эпизоды, когда святой приказывал молчать свидетелям сотворённого им чуда. Они имели право рассказать о нём только после смерти святого. Так нередко поступал Серафим Саровский. И современные православные иерархи иногда скрывают то, что простым людям знать неполезно. Чтобы быть истинным, знание должно остаться тайным. // Есть истины, которые доступны всем; есть истины, которые понятны некоторым; есть такие, которые поддаются только одному твоему разумению и никто тебя им научить не может. Талмуд. // В погоне за знаниями мы утратили мудрость. Томас Элиот. // Если можно быть учёным чужой учёностью, то мудрым можно быть лишь собственной мудростью. Мишель Монтень. // Старайся прежде быть мудрым, а учёным, – когда будешь иметь свободное время. Пифагор. // Учёный человек – сосуд, мудрец – источник. У. Олджер. // Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью. Лев Толстой.
38.15. Тайные знания…
Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь. Из Библии. // Знание делает человека свободным, но несчастным. Эрих Ремарк. // Чем культурнее, тем несчастнее. Антон Чехов. // Когда будет уничтожена учёность, тогда не будет и печали. Лао-Цзы. // Все мы невежды, только в разных областях. Уилл Роджерс. // Один человек не может быть всезнающим. Плавт. // Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чём нельзя удостовериться: чувства ограниченны, разум слаб, жизнь коротка. Анаксагор. // Я всесторонне необразован. Роберт Музиль. // Настоящий мудрец говорит: «Мой горизонт ограничен, а мои знания поверхностны. Китайская пословица. // Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. Антон Чехов. // В относительной необразованности можно упрекнуть всякого, не исключая самых образованных. Иван Гончаров. // Ignoramus et ignorabimus (лат.) «Мы не знаем и не узнаем» – древняя доктрина. // Мы живём на тихом островке невежества посреди тёмного моря бесконечности, нам вовсе не следует плавать на далёкие расстояния. Говард Лавкрафт. // «Как мало я знаю», – удручённо заметил мудрый старик. Юноша удивился такому уверению при столь очевидных познаниях. Тогда старец начертил круг малый – знание юноши, и второй большой – свои знания. «Периферия каждого круга принадлежит знанию и тому, что ещё нам неведомо. Как видишь, больше не постигнутого за мной». // То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего мы не знаем, – бесконечно. Пьер Лаплас. // Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. Константин Ушинский. // Знать, что знания невозможно познать, есть наивысшее знание. Чжуан-Цзы. // Меня научили, а кто – не скажу, ходить между змей, по огню, по ножу. Самое главное в жизни мне дали встречи с неизвестными миру людьми. Евгений Евтушенко. // Лекции, которые на самом деле учат, не могут быть популярными. Майкл Фарадей. // Сильные мира сего имеют беспочвенные и бесплодные показные нравственные правила, служащие прикрытием для других, тайных и жестоких, составленных для внутреннего обихода посвящённых. Жан-Жак Руссо. // Великая тайна держится в секрете, но есть группа людей, которым она известна. Они никогда не признаются, что такое дада. Тристан Тцара. // Те, кто знает, не говорят. Те, кто говорит, не знают. Лао-Цзы. // В этой жизни кто больше знает, меньше доверяется словам. Уалдер. // Истинное знание есть знание причин. Галилео Галилей. // Не один талант погиб в этом мире безвестным и жалким, а то и нищим только от того, что сведения, добытые великими усилиями большого ума, не умел хранить в тайне. Африкан Бальбуров. // Знание – это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. Джозеф Аддисон. // Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Эдмон Абу. // Общее правило: наиболее успешен в жизни тот, кто лучше всех информирован. Бенджамин Дизраэли. // Мы столько можем, сколько знаем. Знание – сила. Френсис Бэкон. // Знание – орудие, а не цель. Алексей Н. Толстой. // Кто владеет информацией, тот владеет миром! Силу можно определить, как организованные и разумно направленные знания. Стратегическое преимущество обеспечивается за счёт применения знаний. // Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие. Николай Чернышевский. ///
39. ЗАПИСНАЯ КНИЖКА
Никогда не забывай, что главное в твоей жизни это – твои мысли.
Лев Толстой.
39.1 – 39.10: Думал, запишу после. – Протез памяти. – Обязан носить с собой. – Действительное внимание. – Записывай на месте. – Бумага прочнее памяти. – Исчезнувший год. – Жанр старинный и достойный. – Не считая обязательными. – Первобытное собирательство.
39.1. Думал, запишу после…
Стихи во сне… Сказал: да ладно!.. Запомню… Утром запишу… Отнёсся больно уж прохладно к листочку и карандашу. Вновь задремал, объятый ленью, утратив начисто запал. Возможное стихотворенье так непростительно заспал. Константин Ваншенкин. // Нынче, лёжа в постели, пришла мысль, очень мне показавшаяся важной. Думал, запишу после. И забыл, забыл и не могу вспомнить. Лев Толстой. // Так бывало и в молодости: прилетит неведомо откуда счастливая и радужная мысль, такая неожиданная, что сам удивляешься, как она пришла тебе в голову. Думаешь, уж такую-то золотую мысль не забудешь. Глядь, через десять шагов забыл. Улетела! Силишься вспомнить, вернуть её, вертишь прошедший поток мыслей в обратную сторону. Тщетно, пропала навек! Виктор Розов. // Мысли походят на перелётных птиц: если не изловить сейчас же, быть может, уже никогда не поймать. Пьер Буаст. // Надо успеть записать. Малейшая задержка – и мысль, блеснув, исчезнет. Константин Паустовский. // …у Толстого читал, и по себе знаю, что мысль надо схватывать в тот самый миг, когда она к тебе пришла, иначе мысль потеряет свою силу, будет сформулирована менее точно. Александр Солженицын. // Во всякое время у постели Вольтера и на его письменном столе была чернильница с пером и несколько листов бумаги. Исаак Дизраэли. // На ночном столике Льва Толстого всегда лежала маленькая записная книжка, носившая название «ночной». // Я пользуюсь специальным пюпитром для письма с подсветкой, на этот случай он всегда у изголовья. Джон Максвелл. // Александр Поп не упускал ни одной идеи, явись она даже среди ночи. Немедленно вставал, зажигал огонь и записывал. Иоганн Гёте не давал ускользнуть ни одной мысли, тотчас занося на бумагу. Удостоенный посещения монарха, однажды прервал беседу, удалился в другую комнату записать мелькнувшую мысль для «Фауста». Самуэль Смайлс. // У меня в доме на всех столах письменные принадлежности и таблички. Нередко я даже просыпаюсь ночью, впотьмах нашариваю перо у моего изголовья и – пока не исчезла мысль – записываю. Франческо Петрарка. // И самой прекрасной мысли, если её не записать, угрожает опасность быть безвременно забытой. Артур Шопенгауэр.
39.2. Протез памяти…
Человеческая память обладает пока ещё необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки, в то время как самые важные события оставляют еле заметный след. Валентин Катаев. // Каждому писателю, и в особенности начинающему, я очень рекомендую записную книжку. Антон Макаренко. // У меня в кармане всегда были две книжки, одну я читал, в другой писал. Роберт Стивенсон. // …вдруг Алексей Силыч (Новиков-Прибой) вынул записную книжку, что-то быстро записал. Похлопывая по ней ладонью, сказал: «Зафиксировал фразу, которая стоит ста. Народец вы пишущий, не скажу. Не успею до Москвы доехать, как самый ушлый за неё и деньги получит!..» // Эта записная книжка и записи в ней нужны мне, как выхлопная трубка для автомобиля, как стон для больного. Эффенди Капиев. // У кого – машина, у кого – домишко, у меня в кармане записная книжка! Владимир Уфлянд. // Бунин рассказал, как однажды застал Бальмонта, что-то вписывающего своим чётким почерком в книжечку. Спросил, не стихи ли? Тот ответил, что записывает «сладостные слова». Вера Муромцева-Бунина. // Одно из главных условий делания настоящей вещи. Записная книжка годами валяется в хламе, печатается посмертно и после «законченных вещей», но для писателя эта книга – всё. Владимир Маяковский. // Иногда вынимал Чехов из стола свою записную книжку, потрясал ею в воздухе и говорил: «Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета молодым! Работник! Хотите, парочку продам?» Иван Бунин. // Я относился к своей записной книжке как к складу заготовок на будущее. Мои записные книжки насчитывают пятнадцать солидных томов. Сомерсет Моэм. // Записная книжка – протез памяти. Владимир Солоухин. // Результаты неопубликованных работ Ферми записал в краткой форме в многочисленных тетрадках, составлявших, как он говорил, его искусственную память. // В эту записную книжку я больше десяти лет заношу все свои заметки, впечатления. Листов на пятьсот ещё неиспользованного материала. Лет на пять работы. Антон Чехов.
39.3. Обязан носить с собой…
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. Френсис Бэкон. // Лев Николаевич записывает в разные записные книжечки всё, что может понадобиться для верного описания нравов, привычек, платья, жилья, различных сторон обыденной жизни. А в другие записывает всё, что пришло в голову касательно типов, движения, поэтических картин и прочего. Эта работа мозаичная. Софья Толстая. // Повседневная наблюдательность может заменить порою глубину гения и удивить его самого. Луи Мерсье. // Будучи на прогулке, позаботься наблюдать и обдумывать позы и поступки других людей. Как они говорят, смеются, спорят или дерутся, как ведут себя сами, их сотоварищи и просто зеваки. Несколькими штрихами пометь свои наблюдения в записной книжице, которую ты обязан носить с собой. Леонардо да Винчи. // Не терять первого впечатления от увиденного. Камиль Коро. // И куда бы ни шёл – хоть в столовку, хоть в оперу, – брал с собой альбом для этюдов и при малейшей возможности (порою на ветру, на морозе) заносил туда, что бросалось в глаза. Рисовать было для Репина всё равно, что дышать. Хотя большие картины давались ему ценой величайших усилий, рисование с натуры было таким же естественным проявлением его организма, как, скажем, еда или сон. Корней Чуковский. // Карманы вечно набиты небольшими альбомами в холщовой обложке, которые он специально заказывал в размер записной книжки. Для беглых зарисовок «непостижимых комичных ситуаций» и прочего, что приметит внимательный глаз. Для того чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать с жизни. Архип Куинджи. // Выходя из дома, Лев Толстой проверял, в кармане ли «дневная» записная книжка. Много мыслей, новых впечатлений рождали дальние прогулки. Нередко сходил с коня и где-нибудь на пеньке заносил наскоро неожиданную мысль, мелькнувший сюжет, свежее сравнение, яркую подробность: «Тень орла бежит по скату горы… Въезжая в лес, лошади бодро фыркают. Пригодится для «Хаджи-Мурата». // Леонардо да Винчи оставил после себя множество маленьких записных книжек, которые он всегда носил на своём поясе, чтобы иметь возможность тотчас же набросать то, что впоследствии ему нужно было припомнить. Гайдн аккуратно отмечал в своей записной книжке все пассажи и идеи, которые приходили ему в голову во время его прогулок или посреди общества. Многие из великих произведений подобных людей были обдуманы во время шумного пира или при звуках музыки в каком-нибудь концерте. Исаак Дизраэли.