bannerbanner
Иерусалим. Взлет и крушение Великого города
Иерусалим. Взлет и крушение Великого города

Полная версия

Иерусалим. Взлет и крушение Великого города

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 9

На борьбу с повстанцами был брошен один из размещенных в Сирии легионов – 3 (Gallica) легион. Легион отправился в Палестину в 132г. под командованием легата Сирии Публиция Марцелла. На помощь из Египта отправили 22 легион (ХХII Deiotariana), он был уничтожен. Кроме него были направлены дополнительные части – подразделения египетского легиона II (Traiana) и легион III (Cyrenaica) из Аравии. Но подкрепления из соседних провинций, очевидно, были не в состоянии победить повстанцев, и были переброшены войска из более дальних стран: подразделения легиона Macedonica и легиона Claudia из Нижней Мезии, а также X (Gemina) легиона из Верхней Паннонии. Адриан после поражения Публия Марцелла должен был призвать из Британии величайшего полководца того времени, Юлия Севера и использовать военный флот. По некоторым источникам, Адриан также участвовал в этой войне. Его войска вступили в Палестину с северной стороны, и здесь они взяли населенные и хорошо укрепленные города Кабул, Сихин и Магдалу (Цебуай). Долина Бикат Яданим, исходный пункт восстания, стала ареной кровопролитного сражения. Римляне дали 54 сражения, пока, наконец, не остался только Бетар; последний был захвачен благодаря измене. Согласно Диону Кассию, на полях сражения погибло 580000 человек, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий, и мирных жителей убитых карателями. Некоторым мятежникам удалось бежать в Малую Азию и в Армению.


Дион Кассий пишет: «Много ужасного причинили евреи римлянам: ведь в гневе их племя страшно», потери римской армии в войне против евреев были столь ощутимы, что Адриан опустил в выступлении в Сенате стандартную фразу: «Надеюсь, вы, и дети ваши находятся в добром здравии. Что касается моих легионов и лично меня, то мы также в добром здравии». Адриан, в отличие от Веспасиана и Тита, не был удостоен триумфа. Провинция стала называться Сирией Филистимлян. Также считается, что до 194г. провинция Сирия была единой. Септимий Север в 194г. разделил Сирию на две провинции – Келесирию, под которой понимали северную Сирию, и провинцию Сирия-Финикия; последняя доходила на севере до Апамеи и Лаодикеи, на востоке – до Дамаска и включала Пальмиру. Главным городом Сирии-Финикии был Тир.


Вероятно, в это время Адриан решил создать на развалинах Иерусалима колонию Элиа-Капитолина (Aelia Capitolina), и на месте старого святилища воздвигнуть храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Появление в этом городе евреям было запрещено вплоть до правления Константина.

Евсевий Памфил сообщает: «Так вот, иудеи восстали вновь, и восстание их всё разрасталось. Руф, правитель Иудеи, с войском, присланным ему в помощь императором, безжалостно, пользуясь их безумием, преследовал и уничтожал их десятками тысяч: мужчин, женщин, детей – всех заодно; всю страну их, по закону войны, поработил. Вождем иудеев был тогда человек по имени Варкохеба, что значит, – убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет. На восемнадцатом году правления Адриана война была в разгаре; осада Бетферы (это был очень укрепленный городок недалеко от Иерусалима) затянулась; мятежники гибли от голода и жажды, и дошли до последней крайности. Виноватый в этом безумец понес достойное наказание; а по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места. Это пишет Аристон из Пеллы. Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана…»

Беда Достопочтенный: «О счете времен. 4069г. Траян, 19 лет, 6 месяцев и 15 дней….

Иудеи, поднявшие мятежи по различным землям, были разбиты и понесли достойную кару.

4090г. Адриан, сын двоюродной сестры Траяна, 21 год.…Вновь восставших иудеев он усмирил, предав жесточайшему избиению, и запретил им даже вступать в Иерусалим, который он восстановил в ещё лучшем виде, выстроив его стены, и велел назвать по своему имени Элией…».

После этого времени все упоминания города должны были касаться имени Aelia Capitolina, но, тем не менее, имя Иерусалим продолжает употребляться. Скорее всего, это были два различных города. К тому же римляне обычно давали новые названия похожие по звучанию на прежние, или по именам правящих императоров, сохраняя в обиходе старые. Исходя из этого, имя города должно было быть Кадеш.


Элия Капитолина, как и другие римские колонии, была построена по образцу римского военного лагеря (квадрат, внутри которого идут пересекающиеся под прямым углом улицы). С тех пор город не подвергался принципиальной перепланировке, так что общая схема и размеры нынешнего Старого города совпадают с теми, что сложились при Адриане.

Оросий и Евсевий говорят о «бунте евреев и самаритян» в Палестине в 194г. При Константине Великом в Палестине произошло новое возмущение евреев, желавших восстановить Храм. Новое восстание против римлян произошло при императоре Констанции в 351г., когда, евреи Ципора, Тивериады, Лиды взялись за оружие и напали на римских солдат. В самом начале восстания им удалось овладеть Сепфорисом (Diocaesarea), и окрестными пунктами, они начали разрушать соседние деревни, убивая христиан и самаритян. Во время подавления восстания в 352г. был разрушен город Бет-Шеарим. Кроме других тяжких мер, Констанций возобновил закон, запрещавший евреям вступать в Элию.


И после таких войн в Римской империи были иудеи-чиновники, иудеи-всадники, иудеи-легаты, иудеи-сенаторы, иудеи-преторы. В то же время иудеям принадлежали многие экономические преимущества, например, монополия в торговле папирусом, право брать на откуп сбор некоторых денежных пошлин. Сохранили они за собой и права и привилегии Августа. Префект Рима эти войны за войну с Иудеей не считал. И они и не были войной с Иудеей.


После войны 67—70г. Веспасиан, и Тит на монетах, выбитых в честь победы, разместили надпись «Ivdaea Capta» (Порабощённая Иудея) и «Ivdaea Devicta» (Покорённая Иудея). Монеты чеканились в Риме, Галии, Антиохии, Иберии. Во время восстания 130—33г. римляне не считали противника Иудеей. Среди монет, посвященных победе над повстанцами 130—33г., монет с однозначной надписью «Ivdaea Capta» нет.


Веспасиан. Сестерций. Ivdea Capta


Не считали себя жителями Иудеи и повстанцы. Сохранились письма и распоряжения Бар-Кохбы к живущему в полупустынных районах населению, которое вызвало гнев тем, что в нарушение его приказа не поставило провиант. Он обращается к нему с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». Талмуд упоминает «монеты Козби». Была сделана попытка открыть на монетах прозвище и отнести их к эпохе Бар-Кохбы. По монетам следует, что Бар-Кохба назывался Симоном. Имя Симона происходит только с шекелей второго года – Симон, царь Израиля, Второй год избавления Израиля. Страна за которую он воевал называлась не Иудея, а Израиль. В войну эта страна превратилась в пустыню.


Шекель. Год освобождения Израиля


А в это время иудеи в Сирии и Египте сохраняли спокойствие и даже отчеканили особые монеты, на которых были выбиты в честь посещения римским императором Иудеи слова «Adventvi Avg. Ivdaeae» (Приезд Августа. Иудея), а также «IVDEA S.C.».


Монеты «Adventvi Avg. Ivdaeae»

Глава 6 Ромеи и халифат

В 326г. при императоре Константине Иерусалим получил свое прежнее название и официально признан был христианским городом. Евсевий Памфил в сочинении «О жизни блаженного василевса Константина» сообщает: «Книга 4. глава 40: О том, что на протяжении трех десятилетий провозгласив трех своих сыновей василевсами, он праздновал освящение храма, созданного им в Иерусалиме».

«Похвала Константину» составлена по поводу тридцатилетия царствования императора в 335г. Но «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Некоторые исследователи обвиняют его в фальсификации документов.

Население продолжало называть город Кудс. В официальных документах он продолжал именоваться Элия. «Деяние шестнадцатое Халкедонского собора»: «Шестое правило 318-ти святых отцов. … Так как утвердилось обыкновение и есть древнее предание, чтобы чтить и епископа, пребывающего в Элии, то пусть он имеет подобающую честь, а митрополия сохранит собственное достоинство».

Кроме того, историки упускают из виду, тот факт, что Константин переименовывал многие города. Так Филосторгий в «Сокращении Церковной истории» пишет: «Пишет еще, что Константин на 28-м году своего управления перестроил Византию в Константинополь… Константин, построив город, дал ему имя Alma Roma, что по-латыни означает „Славный Рим“, учредил в нем сенат, назначил для граждан щедрую раздачу годовых хлебных припасов и весь прочий государственный порядок устроил столь великолепно, что Константинополь почетом и славой мог соперничать со старейшим Римом». Под именем Roma Константинополь существовал в официальной переписке Оттоманской Порты еще в 18 веке.

Почему бы ему не присвоить было имя городу в Палестине, хотя многие постройки, осуществленные в Иерусалиме при Константине, находятся в Риме. Известен римский монастырь Св. Феклы или Иерусалим.

Всеобщая хроника Эккехарда: «376 год Господень. Магненция, она же Фекла, благороднейшая римская дама, придя в Иерусалим, славилась многочисленными чудесами и смирением».

Император Константин основал в Риме базилику Santa Croce in Gerusalemme.


Базилика Santa Croce in Gerusalemme


В 614г. город в Палестине был завоеван персидским шахиншахом Хозроем 2. В 628г. император Гераклий вернул его, но в 637г. Палестина была захвачена арабами халифа Омара. При этом арабы считали, что заняли не Иерусалим, а Эль-Кудс.

Считается, что при Харуне-ар-Рашиде (786—809г.) некоторые имения в Палестинe были покинуты земледельцами. Одной из причин запустения земель была чума, свирепствовавшая в Палестине в начале царствования ар-Рашида; часть населения вымерла, многие бежали. Кроме чумы, их побуждала бежать война арабов мударитов и теменитов в Сирии в 796—98г. Хотя эта борьба велась главным образом в дамасском округе, но в ней участвовали жители Урдунна и Палестины. Арабское правление не внесло спокойствия в страну.


Во время царствования халифа Ал-Амина (809—13г.) не прекращались смуты и восстания, вызванные борьбой ал-Амина со своим братом ал-Мамуном. Смуты в Палестине и Сирии были настолько велики, что правитель Египта, должен был ехать в Ирак через Хиджаз. К 810г. относится сообщение о захвате власти разными вождями в Сирии, Дамаске, Урдунне и Палестине. Этими смутами и сопровождавшим их голодом воспользовался Фома, патриарх Иерусалимский. Он возобновил обветшавший купол церкви Воскресения в Иерусалиме. Незадолго до этого, христиане подверглись гонению, и многие их новопостроенные церкви были разрушены. В 832г. халиф ал-Мамун (813—33г.) проехал через Сирию и Палестину в Египет. Ему приходилось бороться против целого ряда претендентов на престол и усмирять восстания. В 879г. при Ал-Мутамиде (870—92г.) в Палестине возникла междоусобная война между лахмитами и джузамитами.

В 947г. (932г.) мусульмане в Иерусалиме разорили церковь св. Константина и храм Воскресения. В 976г. (961г.) множество людей бежало в Дамаск, Рамлу и другие города, спасаясь от нашествия греков и голода в северной Сирии. Такое переполнение Палестины озлобленными против греков мусульманами возбудило фанатизм населения и повело в следующем году к разгрому церкви Воскресения в Иерусалиме. Высшее начальство защищало христиан. Правитель Сирии послал одного из своих воевод для охраны патриарха и христиан. Вскоре после этого карматы вторглись в Сирию, овладели Дамаском, его округами, заняли Палестину. Первые четыре года царствования халифа Ал-Азиза (975—96г.) были заняты борьбой в Сирии и Палестине против засевшего в Дамаске турка Алф-текина.

Переход Палестины в 969г. под власть египетской династии Фатимидов, не внес какого-либо существенного изменения в благоприятное положение восточных христиан. Однако в 11 веке обстоятельства изменились. Фатимидский халиф ал-Хаким, открыл в 1002г. жестокое гонение на христиан и иудеев на всем пространстве своих владений. В 1012 году вождь кочевников Муфарридж-ибн-ал-Джаррах восстал против халифа, захватил Сирию, обязал христиан восстановить храм Рождества в Иерусалиме и назвал одного епископа по своему выбору патриархом Иерусалимским.

В 1025г. было заключено перемирие халифа с царем румов, который признал аз-Захира главой мусульман в стране румов и восстановил соборную мечеть в Царьграде. За это аз-Захир восстановил церковь Воскресения в Иерусалиме, разрушенную в 1002г. при ал-Хакиме. Часть церкви уже была восстановлена Муфарриджем-ибн-ал-Джаррахом около 1012г. В 1032г. сильное землетрясение разрушило треть Рамлы; обрушилась часть иерусалимских стен, большие куски отвалились от михраба Давида в Иepyсалиме. В 1067г. во время землетрясения в Палестине и Египте море отступило от берега на расстояние одного дня пути и затем хлынуло обратно, была разрушена Рамла. Скала в Иерусалиме раскололась, но затем приняла свой прежний вид.

В 1070г. в Сирии появился турок Атсиз, один из воевод Мелик-Шаха. Вступив в Палестину, он сначала взял Рамлу, потом Эль-Кудс и овладел всей страной, за исключением Аскалана. Вскоре после этого город восстал, так что Атсиз вынужден был начать осаду города снова. Эль-Кудс был взят вторично, и подвергнут страшному разграблению. В 1085г. когда египетское войско, вступив в Сирию, осадило Дамаск, города Палестины не были заняты гарнизонами турок. В 1086г. Эль-Кудс был в руках турок Ортока, прибрежные города принадлежали египтянам, и власть Ортока, владетеля Эль-Кудса, распространялась не на всю Палестину. В 1097г. при халифе ал-Мустали (1094—1101г.) полководец ал-Афдаль отнял Эль-Кудс у Сукмана и Ильгази, сыновей Ортока. 15 июля 1099г. город был завоеван крестоносцами и сделался столицей Иерусалимского королевства.


В это время написано достаточно много произведений, в которых дается указание на Иерусалим. Но в одних тестах сведения относятся к более поздним ситуациям, а в других название относится явно к другим городам. Иерусалим в Риме, Новый Иерусалим, город в Болгарии и Константинополь и т. д. При этом арабское имя Эль-Кудс при переводах передают как Иерусалим, так что два города смешиваются.

Ал-Белазурий. «Книга завоевания стран» (890г.): «И взял Амр город Рафах на таких же условиях. В то время как он в 16-м году (637—38 г.) осаждал Илию… и два или три дня спустя жители Илии просили у Абу-Убейды пощады и мира на том же условии уплаты поголовной подати и хараджа, на каком сдались жители городов сирийских, и еще с условием быть на таком же положении, как и равные им, и с тем, чтобы договор с ними заключил сам Омар… Омар приехал, остановился в ал-Джабии, что в округе дамасском, затем пошел в Илию, заключил мир с ее жителями и написал им в том грамоту». Город назван Илия.

Aл-Якубий. «Китаб-ал-Булдан» (890г.): «И вернулся Абу-Убейда в Урдунн и осадил жителей Илии, – а это Иерусалим. Они оказали ему сопротивление и задержали его… И написал Абу-Убейда Омару, извещая его о задержке, причиняемой жителями Илии и о их стойкости. Некоторые говорят, что жители Илии просили Абу-Убейду, чтобы с ними заключил мир сам халиф.

Палестинский военный округ. От урдуннского военного округа до палестинского три перехода. Древним главным городом Палестины был город Лудд. Сулейман-ибн-Абд-ал-Мелик, вступив на престол, построил город Рамлу, обезлюдил Лудд и выселил жителей Лудда в Рамлу, которая теперь главный город Палестины… Население этого города состоит из смеси арабов и персов. Зиммии этого города самаритяне. К округам Палестины принадлежат: округ Илии, т. е. Бейт-ал-Макдис, в котором находятся святыни, свидетельствующие о пребывании пророков – спасение да будет над ними!

…Население палестинского военного округа состоит из смеси арабов, принадлежащих к племенам: Лахм, Джузам, Амила, Кинда, Кайс, Кинана. Завоевана была Палестина в 16-м году, после долгого сопротивления, когда прибыл сам Омар-ибн-ал-Хаттаб и заключил договор с жителями округа Илии, т. е. Бейт-ал-Макдиса, которые объявили, что заключат мир только с самим халифом… Кто хочет ехать из Сирии через Палестину в Мекку, должен пройти через дикие, наводящие уныние горы, пока не дойдет до Айлы, а затем до Мадьяна. Дальше он пойдет по дороге, идущих из Египта и Магриба».

Ибн-Рустэ. «Книга драгоценных камней» (903г.): «Округа сирийские: Халеб, Киннесрин, Антакия, Шейзар, Хама, Химс, Фамия, Балабекк, Дамаск, Табария, Рамла, Илия…».

Ал-Масуди. «Книга возбуждения внимания» (948—57г.): «…в Кур-Селаме, а это Иерусалим; этот дом остался до нашего настоящего времени, т. е. до 332-го г., и известен под именем Михраба Давидова. В настоящее время это самое высокое здание в Иерусалиме. С его вершины видны Зловонное Озеро и река Иордан, о которой говорилось выше в этой книге…

Соломон первый построил Бейт-ал-Макдис (священный дом), т. е. ту Месджид-ал-Аксу… Соломон построил дом для себя; это тот дом, который в наше настоящее время известен под названием Кенисет-ал-Кумамы…».

«Золотые копи и россыпи самоцветов» (948—57г.): В правление ал-Мансура 771г. «Сказал ал-Кахир: «Ты сказал, и получилось хорошо, растолковал и объяснил. Сообщи мне об ал-Махди – каковы были нравы его?» Я сказал: «Был он добрым, расточительным, благородным, щедрым. И люди следовали пути его и подражали поведению его, и устремились ко многому. Выезжая, брал он с собой кошельки динарами и дирхамами. Кто бы ни просил него, давал он тому. А если молчал, то раздавались милости шедшими перед – и так он одаривал. Увлекся убиением безбожников и отступившихся от религии, так как появились они в дни его и провозглашать учения свои из-за распространения книг Мани, Ибн Дайсана, Маркийуна, что передали Абдаллах б. ал-Мукаффа и иные. Книги эти были переведены с персидского и ал-фахлавиййа на арабский и сочинены были Ибн Абу-л-Ауджой, Хаммадом Аджрадом, Йахйей б. Зийадом, Мути б. Ийасом в поддержку учений манихейства, ад-дайсаниййа и ал-маркийуниййа. И умножились из-за этого еретики и распространились воззрения их среди людей. Был ал-Махди первым, кто приказал диалектикам-богословам сочинять книги против безбожников и прочих. И они выдвинули доводы против упорствующих, опровергли прелесть и очевидной сделали правду для верных. Принялся отстраивать Запретную мечеть и Мечеть Пророка, да пребудет с ним приветствие и благословение Аллаха, в каком пребывают они до сих пор. Отстроил он Иерусалим, разрушенный землетрясениями».

Ал-Мансур отстроил Багдад и разрушенные землетрясениями 752г. города в Египте и Палестине. По ал-Мекину, в рамадане 752г. произошло страшное землетрясение, разрушившее до 600 городов.

Ибн-Хордадбех. «Книга о путях и царствах» (900г.): «Округ Палестинский. Округ Рамлы; округ Илии, а это есть Бейт-ал-Макдис; между ней и Рамлой 10 миль. Бейт-ал-Макдис был столицей Давида и Соломона – спасение да будет над ними! – Ровоама, сына Соломонова, и потомства Соломона».

Кудама. «Книги о харадже» (10в.): «К округам химсским прилегают области военного округа Дамаска, что в Сирии; они дают 110 тысяч динаров; затем области военного округа Урдунна, что в Сирии; они дают 109 тысяч динаров; затем области военного округа Палестины, что в Сирии, город Рамла и Бейт-ал-Макдис; они дают денег 195 тысяч динаров».

Насири-Хосрау. «Книга путешествия» (1047г.): «От Рамлы до Иерусалима. 3-го Рамадана мы отправились из Рамлы и дошли до селения, которое называется Хатун, а оттуда дошли до другого селения, которое называется Кариет-ал-Инаб. По дороге мы видели много руты растущей в диком состоянии на горах и равнинах. В Кариет-ал-Инабе мы видели вытекающий из скалы источник хорошей, вкусной воды. Там были сделаны колоды и построены здания. Отправясь оттуда, мы стали подниматься и думали, что, взойдя на гору и опустясь по другому ее скату, мы увидим город. Но когда мы поднялись на известную вышину, перед нами развернулась большая равнина, покрытая частью камнем, частью голой землей, и вот на горе раскинулся Бейт-ал-Муккаддас. От прибрежного города Тарабулуса до Иepyсалима 56 фарсахов, а от Балха до Иерусалима 876 фарсахов.

…Жители Сирии и этой окраины называют Иерусалим – Кудс… Много христиан и евреев приходят сюда из областей румов и иных стран для посещения церкви и храма, которые здесь находятся. Здешняя большая церковь будет описана в своем месте. Bсе окрестности Иерусалима и его область состоят из гор, покрытых посевами, оливковыми деревьями, смоковницами и другими растениями. Местность вся безводна; тем не менее продукты изобильны и дешевы. Есть хозяева, из которых каждый сливает по 50,000 менов оливкового масла в колодцы и цистерны. Отсюда его вывозят во все страны света. Говорят, что в Сирии никогда не было голода…

Теперь я опишу Иерусалим. Это город, построенный на вершине горы. Другой воды, кромe дождевой, нет. В окрестностях есть источники, но в самом городе их нет. Город окружен крепкой стеной, построенной из камня с известью, с железными воротами. Вблизи от города нет ни одного дерева, так как Иepycaлим построен на скале. Город велик; в то время, когда я увидал его, в нем было двадцать тысяч мужчин. Базары прекрасны, здания высоки, почва вся устлана каменными плитами; все скалы и неровности почвы срезаны и сглажены, так что когда идет дождь, то вся мостовая города омывается начисто. В этом городе много ремесленников; для каждого ремесла отведен особый ряд лавок. Джамия находится в восточной части города; восточная стена города вместе с тем служит и стеною джамии. Если миновать джамию, то перед вами большая, обширная, гладкая равнина, называемая Сахира. …Между джамией и этим полем, Сахирой, простирается большая, глубокая долина. В этой долине, которая похожа на ров, находятся большие строения, построенные так, как строили древние; я видел домик с вытесанным из камня куполом… Ходит молва, что это дом Фараона. … Если отойти на полфарсаха от города к югу и спуститься в овраг, то встретится источник, бьющий из скалы. Его называют Айн-Сулван (Selwan, Sulwan). Над этим источником возведено много зданий; его вода протекает через селение. Там много построек и садов… Вот что было до времени Соломона, при котором вокруг Сахры, служившей киблой, выстроили мечеть, так что Сахра оказалась в средине храма и служила михрабом для молящихся. До времени нашего Пророка, Мухаммеда Избранника, на Сахру смотрели, как на киблу, и совершали намаз, обращаясь в ее сторону… Co стороны восточной стены в середине площади мечети есть громадный вход, тщательно отделанный, выстроенный из тщательно пригнанных камней, точно высеченный из одного камня, имеющий в вышину пятьдесят гезов и тридцать в ширину. Он покрыт узорами и резьбой. В нем десять красивых дверей, так что между каждой парой дверей находится не более одного столпа. Двери старательно украшены железом и желтой дамасской медью, снабжены кольцами и обиты гвоздями. Говорят, что этот портик соорудил для своего отца Соломон, сын Давида…

В почве Харама вырыто множество цистерн и водоемов; Харам целиком расположен на скале, и сколько бы ни упало дождя, ни одна капля воды не утекает за пределы Харама и не пропадает: вся вода стекает в водоемы, и люди приходят брать ее. Устроены свинцовые водосточные трубы, по которым сбегает вода, а под ними – каменные бассейны с отверстием на дне, так что вода течет через это отверстие и попадает в цистерну не загрязненной и без дурного запаха. В трех фарсахах от Иерусалима я видел громадный водоем, в который собирается вода, стекающая с горы. Из этого водоема, с помощью водопровода, вода доходит до Харама, который есть самое обильное водой место города. В каждом здании есть цистерна, в которую собирают дождевую воду; другой воды там нет; каждый собирает ту воду, которая попала на его крышу. Бани и другие заведения пользуются только дождевой водой. Бассейны, находящиеся в Xapaме, никогда не требуют ремонта, потому что они высечены в сплошной скале; если и были скважины или щели, то oни так прочно заделаны, что никогда не потребуют поправки. Говорят, что эти бассейны сооружены Соломоном. Верхняя часть водоемов имеет вид таннура, а отверстие колодца покрыто камнем, чтобы в него ничто не могло упасть. Вода этого города вкуснее и чище всякой другой воды. Даже после небольшого дождя в течение двух-трех дней из водосточных труб стекает вода, так что небо прояснилось и не осталось и следа, а капли дождя все еще падают. Я сказал, что город Иерусалим построен на горе и что местность, которую он занимает, неровна. Но в Хараме почва выровнена и гладка… Над этим проходом выстроено крытое помещение Месджид. Проход так прочен, что возведение над ним такого громадного здания нисколько не отразилось на нем. Здесь для постройки пользовались такими глыбами, что ум отказывается верить, чтобы хватило сил человеческих для их передвижения и постановки на место. Это сооружение приписывается Соломону, сыну Давида… В середине помещается терраса; эта терраса была сооружена потому, что Сахра (Скала) высока, и ее невозможно было перенести в крытое помещение… Когда поднимаются на террасу, то становится видна крыша Месджид. В середине этой террасы под почвой вырыта цистерна, в которую собирается по водостокам вся дождевая вода, падающая на эту часть Харама. В этой цистерне находится самая чистая и вкусная вода всего Харама. На этой террасе находятся четыре покрытых куполом здания…

На страницу:
5 из 9