Полная версия
Практика речи. Жизнь и творчество русских композиторов. Учебное пособие
Н. Н. Левшина
Практика речи. Жизнь и творчество русских композиторов: учебное пособие
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям
032900 – Русский язык и литература и
032906 – Русский язык как иностранный
Предисловие
Пособие «О музыке и музыкантах» является книгой для чтения, из которой иностранный учащийся сможет почерпнуть интересные сведения о жизни и деятельности великих русских композиторов XIX и XX веков, познакомиться с произведениями, созданными этими композиторами, прочитать письма или высказывания современников и таким образом обогатить свои знания о русской культуре. Изучая язык, иностранец не может не знакомиться с русской культурой или хотя бы с некоторыми ее элементами, а читая книги о деятелях русской культуры, не может не совершенствовать свои знания по русскому языку.
Автор представляет лучших композиторов России прошлого, композиторов, имена которых вошли в сокровищницу мировой художественной культуры: М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, СВ. Рахманинов, А.Н. Скрябин и др.
В пособие включены небольшие по объему тексты биографического характера, письма и воспоминания современников, сюжеты опер и балетов на музыку того или иного композитора, краткие справки об истории создания музыкального произведения и т. п. В конце пособия приведен краткий толковый словарь музыкальных терминов, к которому учащиеся должны обращаться после того, как прочитают текст.
После каждого текста даются вопросы на проверку понимания и пересказ прочитанного. Многие вопросы составлены так, чтобы учащиеся могли выразить свое мнение по поводу прочитанного текста. Например, вопрос может формулироваться таким образом: «Прочитайте отрывок из письма Чайковского, в котором он размышляет о творчестве Глинки, и скажите, согласны ли вы с изложенными в тексте положениями и почему?» В некоторых случаях задания формулируются в форме, инициирующей свободное высказывание, например: «Скажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему?»; «Выразите своими словами следующую мысль: „Музыка рождается как плод неясного чувства: она даёт возможность сосредоточиться в уединении, построить несуществующий, но реальный мир, проникнуть в сферы, которые слову почти недоступны“.»
Общее представление о жизни и творчестве композитора складывается у иностранного учащегося постепенно, по мере того как он прочитает все предлагаемые в конкретном разделе тексты. Например, в блок о Модесте Петровиче Мусоргском включены девять небольших текстов: «Мусоргский Модест Петрович»; «Судьба Мусоргского»; «Юность композитора»; «Внешность Мусоргского»; «Мусоргский и Бородин»; «Письма Мусоргского к Балакиреву»; «Сюжет оперы Мусоргского „Борис Годунов“;» «Последние годы жизни М. Мусоргского»; «О музыке Мусоргского».
Преподаватель или учащийся может выбрать для чтения любой блок в зависимости от своих личных интересов и пристрастий, причем преподаватель может предложить учащимся прочитать все тексты или же дать им возможность выбрать для прочтения один из предлагаемых в блоке текстов. Если студенты читают все тексты, то преподавателю целесообразно на завершающем этапе провести широкое обсуждение прочитанных материалов. В некоторых случаях преподаватель предлагает студентам для прочтения один общий текст и еще по одному тексту для индивидуального прочтения, после чего в аудитории организуется обсуждение по форме круглого стола, где каждый учащийся пересказывает прочитанный им текст, а слушатели задают ему вопросы или высказывают свою точку зрения. Таким образом, материалы пособия служат основой для развития навыков устной речи учащихся.
Пособие рассчитано на средний и продвинутый этапы обучения.
Глинка Михаил Иванович (1804—1857)
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепьяно и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий композитор усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. В 1829 году его сочинения были впервые опубликованы.
В 1830—1834 годах Глинка жил за границей: в Италии, Австрии и Германии. Знакомясь с музыкальной культурой этих стран, он совершенствовал свои познания в области теории музыки. В этот период им были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил свой заветный замысел – написал национальную героическую оперу. Опера «Жизнь за царя» была поставлена в 1836 году. Это имело огромное значение для дальнейшего развития русской культуры.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.