Полная версия
Драгоценная сокровищница устных наставлений
Они не впадают в уныние или скуку, но проявляют терпимость, чтобы принести подлинное благо.
Невозмутимые на уровнях тела, речи и ума, они поддерживают свои самаи и обязательства.
Таковые – счастливые получатели нектара дхармы.
* * *Необходимо рассмотреть шесть с трудом обретенных возможностей:
Трудно обрести рождение человеком, так используй его правильно.
Трудно найти гуру, поэтому получай пользу [от общения с ним], развивая свои положительные качества.
Трудно встретиться с дхармой, посему усердно претворяй ее в жизнь.
Трудно услышать глубочайшее, посему сосредоточь свою практику на самой сути устной передачи.
Трудно прорваться сквозь замороченное восприятие, посему упрочивайся в недвойственности.
Трудно обрести обстоятельства, в которых бы объединились разные благоприятные факторы, посему интенсивно практикуй всякий раз, когда это происходит.
Таково наставление, как поступать, чтобы быть счастливым в этой и будущих жизнях.
* * *Шесть качеств первостепенны для духовной практики:
Великодушие первостепенно для того, чтобы достичь результатов, которые перейдут в следующие жизни.
Соблюдение нравственности первостепенно для того, чтобы взойти по лестнице перерождений к более высоким уделам.
Доспехи и оружие терпимости первостепенны в развитии силы духа.
Усердие первостепенно как источник благих качеств.
Медитативная стабильность первостепенна для предотвращения отвлечения внимания.
Высшее постижение – непосредственная удостоверенность в том, что твоя цель естественно достигнута.
Практикуй, чтобы взрастить эти главные качества и быстро пройти путь к освобождению.
* * *Утверждается, что недостаток главных качеств имеет шесть страшных последствий:
Если не проявляешь щедрость, тебя ждет рождение в мире прет.
Если не соблюдаешь нравственную дисциплину, тебя ждет рождение в мире животных.
Если не проявляешь терпимость, тебя ждет мир ада.
Если не проявляешь усердия, тебя ожидает рождение в несвободных состояниях[11];
Если не культивируешь медитативную стабильность, тебя ожидают полчища четырех мар.
Если не развиваешь высшее постижение, тебя ожидают состояния обусловленного существования.
Вот что ожидает тебя при недостатке главных качеств.
* * *Если привносишь в свою жизнь учения, эти шесть становятся ненужными:
Если твои благие качества расцветают там, где ты есть, нет нужды пребывать в уединенности.
Если переживаешь освобождение представлений в их собственной основе, нет нужды отвергать «самсару».
Если способен не выпадать из естественного [безвременного] осознавания, нет нужды пытаться успокаивать умы «других».
Если постиг, что Cознание как таковое не «нарабатывается», нет нужды изучать священные писания.
Если постиг, что все воспринимаемое иллюзорно, нет нужды пытаться отсечь фиксации.
Если распознал, что естественное пребывание и есть твоя истинная природа, нет нужды искать «состояние будды».
Тот, для кого все это более не нужно, воистину возвышен.
* * *Есть шесть превосходных опор для духовной практики:
Почитай своего гуру и три драгоценности, поскольку они – наилучшее для почитания.
Отпусти дела этой жизни – это наилучшее «отдавание».
Опирайся на изучение, размышление и веру, поскольку они – самое главное «богатство».
Распознай, что Сознание как таковое – твоя истинная природа – и есть наилучшая «компания».
Избегай пут «я»-центрированности – это и есть наилучший способ пробудить бодхичитту.
Смотри на своего гуру как на будду – это наилучший способ успешной практики.
Если будешь опираться на это, два блага естественно придут к тебе.
* * *Есть шесть неподобающих действий, которых следует избегать:
Не поноси и не умаляй других, поскольку поистине не можешь судить о них.
Не соблазняй людей безнравственными способами достижения средств к существованию.
Не веди себя опрометчиво, шокируя людей чудачествами, напоминающими поведение сумасшедшего.
Не злословь на людей, ведь это твое желание чувствовать превосходство над ними.
Не оставляй священную дхарму ради яств и одеяний.
Не игнорируй глубокий смысл взаимозависимости причин и следствий.
Cторонясь таких действий, станешь праведным.
* * *Эти шесть необходимы для духовной практики:
Удерживай [образ] своих гуру, йидама и дакинь над своей головой.
Трансформируй все, что ты делаешь – физически, вербально и ментально – в путь к просветлению.
Откажись от верования в «я», существование «вещей» как таковых и от полагания их чем‑то постоянным.
Не ведись на мысли, направленные исключительно на мирское.
Используй противоядия, чтобы нейтрализовать пять ядов-эмоций.
Наполняй свое сознание богатством слушания духовных учений, размышления и медитации над ними.
Так стяжаешь поистине великую участь.
* * *Эти шесть обязательны для духовной практики:
Поскольку ты, несомненно, умрешь, оставь все мирское.
Поскольку апатия [к практике] наступает очень быстро, не уступай лени.
Поскольку обстоятельства могут ослабить твое усердие, применяй противоядия от них.
Поскольку веру и преданность можно легко подорвать, не впадай в самонадеянность.
Поскольку трудно прорваться сквозь замороченное восприятие, необходимо постичь, что ничто как таковое поистине не существует.
Поскольку легко развить дурные привычки, не сближайся с мирскими людьми.
* * *Есть шесть путей, которыми буддийский практик принимает прибежище:
Принимая прибежище в трех каях состояния будды как цели.
В трех духовных подходах как пути.
В шраваках, пратьекабуддах и бодхисаттвах как духовных спутниках.
В знающих и достигших совершенства гуру как опорах.
В йидаме как источнике духовных обретений.
И в дакинях безвременного осознавания как источниках благословений.
Это жизненно необходимо в начале и в течение предварительной стадии духовной практики.
* * *Есть шесть знаний, которые открываются наделенному верой:
Он распознает, как объединить личный интерес с дхармой.
Он распознает, как отказаться и избавить себя от фиксации на замороченном восприятии.
Он распознает, как слушать советы своего гуру и следовать им.
Он распознает, как прекратить вредоносные действия тела, речи и ума.
Он распознает, что делать и как следовать духовной практике, сосредоточенной на глубочайших учениях.
Он распознает, что следует искать, и сосредоточивается на самом Сознании.
Распознав это, близко подойдешь к глубочайшей сути.
* * *Есть шесть ключевых принципов, с которыми начинают знакомиться удачливые:
Естественное пребывание таково, что нет нужды делать что‑либо, поэтому ключевой принцип здесь – простота.
Медитация – это состояние абсолютной ясности, поэтому ключевой принцип здесь – неотвлечение.
Поведение – это участие в иллюзорном представлении, поэтому ключевой принцип здесь – ничто как таковое поистине не существует.
Плод[12] уже естественно присутствует, поэтому ключевой принцип здесь – удостовериться в его неотъемлемости.
Негативные обстоятельства никого не связывают[13], поэтому ключевой принцип здесь – не быть «зафиксированным».
Удовольствие и боль – в твоем собственном сознании, поэтому ключевой принцип здесь – развитие духовной практики.
Придерживаясь этих принципов, естественно осуществишь все свои цели.
* * *Есть шесть советов себе, которые представляются разумными:
Жизнь непостоянна, поэтому приложи усилие[14].
Прочувствуй разочарование в страданиях самсары.
Проявляй сострадание к бесчисленным существам шести разновидностей.
Всегда чувствуй преданность своему гуру.
Претворяй глубокие духовные наставления в жизнь.
Распознав свою истинную природу[15], пребывай в уединенности[16].
Следующий этим советам – наилучший духовный практик.
* * *Есть шесть способов понять основополагающие принципы различных духовных подходов:
Необходимо понять, что негативные эмоции поверхностны и заурядны.
Необходимо понять, что подходы шраваков и пратьекабудд призваны устранить негативные эмоции.
Необходимо понять, что подход бодхисаттв – использование негативных эмоций.
Необходимо понять, что подход тайной мантры – преобразование негативных эмоций.
Необходимо понять, что совершенное распознавание своей истинной природы – это переживание естественно происходящего безвременного осознавания.
Необходимо понять, что лишь избегая преднамеренных усилий, станешь свободным от суждений.
С таким пониманием негативные эмоции тебя не запятнают.
* * *Есть шесть аналогий для размышления практикующих:
Выявление скрытого изъяна самсары подобно обнаружению пороков злокозненного человека.
Намерение покинуть самсару подобно намерению солдата, отказывающегося воевать в безнадежном сражении.
Намерение выбраться из [самсары] без возврата подобно намерению лиса, убегающего из западни.
Намерение отказаться от самсары подобно намерению слуги отказаться служить жестокому хозяину.
Опасение дальнейших скитаний подобно усилиям путника найти надежную горную дорогу.
Намерение освободиться от самсары подобно свойству льда таять, возвращаясь в состояние воды.
* * *Есть шесть описаний, как воплотить дхарму в свою жизнь:
Если изучаешь дхарму, твое намерение должно быть подобным намерению пчелы, собирающей нектар.
Если размышляешь над ней, твое намерение должно быть подобным намерению ищущего золото в руде.
Если стяжаешь прозрение [в истинную природу], твое намерение должно быть подобным намерению не потерять уже обнаруженное золото.
Если развиваешь упроченность в этом, твое намерение должно быть подобным намерению отполировать золото [до блеска].
Если переживаешь расцвет благих качеств, твое намерение должно быть подобным намерению того, кто делает украшения из золота.
Если твое непосредственное переживание дхармы становится полностью очевидным, твое намерение должно быть подобным намерению владеющего источником всего, что только можно пожелать.
* * *Существует шесть связей, необходимых согласно подходу махаяны:
Чтобы отсечь фиксацию на вещах как на чем‑то реальном, положись на связь между воззрением и претворением его в жизнь.
Чтобы покончить с леностью, положись на связь между верой и усердием.
Чтобы не скатиться к низшим подходам, положись на связь между искусными средствами и возвышенным постижением.
Чтобы искоренить раздражительность, посмотри на связь между твоей виной и невиновностью других.
Для того чтобы следовать стопам далеко продвинувшихся, положись на связь между вдохновением и бесстрашием.
Чтобы прорваться сквозь возможные ошибки, положись на связь между изучением духовных учений и размышлением над ними и фактическим их осуществлением.
Хотя люди следуют этим советам очень редко, все эти связи совершенно необходимы.
* * *Есть шесть наставлений о непревзойденном:
Постигни естественность пребывания, никакое другое изучение не превосходит это наставление.
Отсеки все под корень, никакое размышление не может превзойти это наставление.
Позволь переживанию безвременного осознавания пробудиться в тебе, никакой путь искусных средств не может превзойти это.
Позволь дхарме обуздать тебя, никакое другое благословение не превосходит этого пожелания.
Постигни состояние, которое ни возникает, ни прекращается, никакое другое духовное достижение не превосходит этого состояния.
Пойми наконец, что достигать нечего, никакое измерение достигаемого «внутреннего Присутствия» не превосходит этого.
Если внемлешь этим наставлениям, состояние будды обнаружится в тебе.
* * *Есть шесть влияний, которых следует избегать, предаваясь духовной практике:
Не поддаваться отвлекающему влиянию спутников.
Не поддаваться лести и не искушаться особыми яствами.
Не поддаваться отвлечениям на разные обязанности и социальные связи.
Не поддаваться могущественной притягательности возлюбленных друзей.
Не поддаваться воздействию учащих тебя мирскому.
Не поддаваться искушению копить богатство и имущество.
Если учтешь эти шесть предупреждений, пройдешь духовным путем к завершенности.
* * *Есть шесть недостатков характера, которые необходимо устранить:
Явно негативные эмоции, опустошающие и заставляющие плохо относиться к другим.
Очевидное отвлечение внимания на обывательское и неблагоразумное.
Зачарованность бессмысленными проектами, обязанностями и социальными связями.
Упертое сопротивление, препятствующее тому, чтобы дхарма смирила тебя.
Алчный поиск важного положения, непостоянство и откладывание «на потом».
Наконец, допущение несправедливости по отношению к другим, злонамеренные обманы и хитрость.
Исследуй свою практику священной дхармы с целью выявить не только достоинства, но и недостатки, и устрани последние.
* * *Существует шесть видов низменного поведения – недостатков низшего характера:
Быть неблагодарным и платить злом за добро.
Потакать своим желаниям, требуя чего‑либо от других.
Быть непостоянным и легко впадающим в уныние из‑за непостоянства вещей.
Быть лицемерным и двуличным.
Поистине не понимать саму суть и при этом оперировать заимствованными суждениями, стараясь излагать их как можно более изощренно.
Соглашаться с важностью высоких целей и при этом ничего не делать, чтобы реализовать их.
Таковые, обделенные удачей, сами себе не позволяют непредубежденно воспринять священную дхарму.
* * *Есть шесть способов полностью освободиться от ошибок:
Быть устойчивым в добродетели и выполнении своих обязанностей.
Сохранять силу духа, решимость и терпимость.
Быть неустрашимым перед обстоятельствами и непоколебимым ими.
Быть постоянным и твердым в искренней вере и преданности.
Иметь благородные устремления, подкрепленные глубокими наставлениями, и быть искусным в используемых средствах.
Не осуждать ошибки других, но искоренять свои собственные скрытые недостатки.
Благородные, наделенные такими качествами, должны стать твоими постоянными духовными спутниками вплоть до достижения просветления.
* * *У завистливых практикующих шесть недостатков:
Они хотят, чтобы выгоды, богатства и возможностей у них было больше, чем у других.
Они хотят, чтобы у них было большое окружение и множество учеников.
Независимо от того, сколько «заслуг» они уже имеют, они хотят их еще больше.
Они хотят, чтобы стяг их славы развевался над всей землей.
Они хотят быть особенными и бесспорно превосходящими всех остальных.
Они не хотят, чтобы у других было хоть что‑нибудь хорошее, чего бы не было у них.
Таких практиков поразили цветочные стрелы Камадевы[17].
* * *Есть шесть первичных признаков, по которым можно выявить склонность впадать в вышеперечисленные ошибочные состояния:
Стремление совершать правильные действия напоказ.
Осуждение ошибок более опытных практикующих.
Ощущение жгучего негодования, когда видишь, что другие преуспевают.
Злословие на тех, кто любяще заботится о благе других.
Принижение тех, чья медитация и практика приводят их к духовным достижениям.
Приближение к себе тех, кто духовно не зрел и держится ошибочных взглядов.
* * *У общения с такими неблагородными практикующими шесть недостатков:
Одно лишь их лицезрение подрывает твою отрешенность [от мирского] и веру.
Одно лишь слушание таких «практикующих» отдаляет от пути освобождения.
Одно лишь думание о них сеет семена самсары.
Один лишь контакт с ними приводит к тому, что благословения и духовные обретения блекнут.
Один лишь разговор с ними замутняет чистоту твоего воззрения и преданности.
Они отравляют все твои духовные связи «благословением» мар.
После смерти они низвергаются в адское состояние постоянной муки. Поэтому избегай таких «практикующих».
* * *Есть шесть признаков, характеризующих такого рода «практикующих»:
Они далеки от духовности, и потому их положение более плачевно, чем положение обывателей.
Они вовсе не следуют учениям, а потому хуже самых нечестных людей.
Они далеки от практики махаяны, а потому хуже придерживающихся крайних воззрений.
Они далеки от практики подхода тайной мантры, а потому хуже пораженных извращенными желаниями.
Они далеки от того, чтобы быть настоящими практикующими, а потому хуже предающихся вредоносным действиям.
Они далеки от культивирования воззрения и медитации и столь же далеки от дхармы, как земля от небес.
Они – воры учений, лишь симулирующие практику дхармы.
Избегай их, они охмуряют доверчивых и совращают на ложный путь, ведущий в низшие состояния.
* * *Есть шесть вариантов непоследовательности на пути духовного осуществления:
Даже если пробудился к бодхичитте, но не прилагаешь духовного усилия, не сможешь даже начать очищать себя от омрачений, и это препятствует достижению рупакаи.
Даже если у тебя есть сострадание, но не устранил «я»-центрированность, это значит, что ты еще не присоединился к практикующим махаяну, действующим во благо других.
Даже если твои действия гармоничны, но бездействуешь, когда нужно действовать, не принесешь никакой пользы другим, но лишь подорвешь свои собственные достижения.
Даже если пребываешь в уединении в горах, но не обращаешь внимание внутрь себя, нелегко освободиться от связей с «другими», основанных на привязанности и неприязни.
Даже если возносишь тысячу молитв, но делаешь это без веры и преданности, на тебя не падет ни капли того дождя благословений, который обыкновенно вызывается молитвой.
Даже если обладаешь многими знаниями, но не освободился от привычки к умопостроениям, не сможешь различать самсару и нирвану и окажешься пойманным в ловушку мудрствования.
Поэтому необходимо претворять сущностные наставления в свою практику.
* * *Существует шесть важнейших принципов для практикующего дхарму:
Испытывать такой же страх перед самсарой, какой испытывает убегающий от убийцы.
Стремиться ко всему благому так же, как иной стремится к власти.
Применять противоядия так же, как больной принимает лекарства.
Стремиться приносить пользу другим так же, как люди заботятся о маленьких детях.
Уметь «прорабатывать» свой собственный опыт так же хорошо, как скорняк умеет выделывать кожу.
Убивать своего врага – «я»-центрированность – так же, как иные убивают из мести.
Необходимо твердо придерживаться этих принципов, всегда помня о них.
* * *Существует шесть идеалов, которым нужно следовать, практикуя обуздание ума:
Следуй идеалу арестанта – откажись от привязанностей и неприязни.
Следуй идеалу торговца – вкладывай свои усилия в благие дела.
Следуй идеалу доверия, вверяясь лишь достойному доверия – естественному пребыванию.
Следуй идеалу охранителя, отказываясь от «я»-центрированности и собственничества.
Следуй идеалу победоносности – ты выигрываешь, когда преодолеваешь пять ядов-эмоций.
Следуй идеалу духовной практики – придерживайся [естественного] неотвлекающегося осознавания.
Следуя этим идеалам, придешь к удовлетворенности и к завершенности всех «своих» желаний.
* * *Существует шесть опасностей, подстерегающих на пути дхармы:
Если обладаешь верой, но не отказался от славы и богатства, опасность в том, что со временем вновь впадешь в мирское – остерегайся этого!
Если ведешь жизнь отшельника, но не имеешь должной решимости, опасность в том, что со временем дойдешь до безумия – остерегайся этого!
Если обнаруживаешь признаки духовного достижения и оттого впадаешь в гордыню, опасность в том, что со временем поддашься марам – остерегайся этого!
Если привлек связанных клятвой охранителей [дхармы], но лишен сострадания, опасность в том, что со временем совершишь непростительный поступок [и будешь наказан ими] – остерегайся этого!
Если намерения твои высоки, но еще не покончил со своими фиксациями, опасность в том, что со временем станешь невосприимчивым к дхарме – остерегайся этого!
Если стремишься приносить пользу живым существам, но остаешься опутанным «я»-центрированностью, опасность в том, что со временем станешь шарлатаном – остерегайся этого!
* * *Существует шесть омрачений, которые необходимо уничтожить:
Не следовать священной дхарме, а отвергать ее – омрачение.
Не узнавать воздействия мар, – омрачение.
Не быть преданным своему гуру – омрачение.
Не уважать своих духовных братьев и сестер – омрачение.
Принижать следующих высшему духовному пути – омрачение.
Причинять вред и обманывать других в мыслях, словах или поступках – омрачение.
На пути к освобождению очень важно избавиться от этих омрачений и не отклоняться от практики [дхармы].
* * *Существует шесть драгоценнейших путей избавления от омрачений:
Быть щедрым без предвзятости и без надежды на вознаграждение.
Безукоризненно соблюдать дисциплину, не ставя перед собой цели получить лучшее рождение в обычных сферах существования[18].
Пробуждать любовь и сострадание, никогда не отвергать живых существ.
Неустанно стремиться постичь священную дхарму.
Правильно обучать дхарме, не стремясь к почестям.
Быть доброжелательным ко всем без предубеждений.
Такое безупречное поведение воистину праведно.
* * *В учении махаяны говорится о шести положительных качествах:
Непоколебимое доверие духовным наставникам.
Стойкая решимость действовать на благо всех живых существ.
Отсутствие гордыни, даже если и осознал естественное пребывание.
Отказ от стремления к достижениям, не служащим высшим целям.
Бесстрашие, невзирая на глубокие последствия, которые влечет за собой обучение.
Приверженность духовной практике, укрепляющей благородные качества.
* * *Шесть принципов, касающихся твоих величайших врагов – дурных чувств:
Несколько дней духовной практики не избавят тебя от дурных чувств, поэтому очень важно не падать духом, но упорно продолжать практику.
Дурные чувства, не имеющие начала, трудно держать под контролем, поэтому так важно полагаться на противоядия, используя их огромную силу.
Лелеемое «я» тяжело искоренить, а у сознания двойственности огромная инерция, поэтому очень важно стремиться ко Всеблагому[19], вкладывая много труда в двойное накопление.
Тяжело излечиться от застарелой, изнуряющей болезни самсары, поэтому так важно всегда полагаться на своего гуру как на заслуживающего доверия целителя.
Трудно погасить пламя пяти ядов-эмоций, поэтому так важно пробуждать бодхичитту в широком масштабе[20].
Самое легкое – катиться под откос путем накопления дурной кармы, поэтому так важно следовать вверх, восходя по лестнице, ведущей к освобождению.
* * *У «Трех Сводов учений»[21] и связанных с ними практик шесть особых признаков:
Объединенные учения пути шравак основаны на словах Учителя[22].
Пути пратьекабудды присуще осознание (пустотности) взаимосвязей, возникающее изнутри[23].
В учениях пути бодхисаттв говорится, что «мне» и «другим» присуще безграничное, бессмертное осознавание.
Практика шравак вовлекает лишь в сосредоточение на своем собственном уме.
Практика пратьекабудд происходит на промежуточной ступени, где он все еще следует лишь своим интересам[24].
Практика бодхисаттв посвящена состраданию и стремлению освободить все живые существа от самсары.
* * *Существует шесть способов увидеть недостатки мирской жизни:
Слава подобна [скоротечному] раскату грома – не гоняйся за ней.
Богатство уносится прочь, подобно облакам, – не питай пристрастия к нему.
Слуги и свита подобны детям престарелых[25] – не надейся на них.
«Твой» дом и «твоя» родина – лишь забытье ночлежки на пути, – оставайся в уединении в горах.
Радость и счастье подобны сну – не приписывай им реального существования.
Оставь все, вычеркнув из «своего собственного», отпусти привязанности и фиксации.
Реализовывая это, будешь становиться все счастливее и счастливее.
* * *Практикуя дхарму, необходимо совершать шесть действий:
Добиваться благого для других независимо от обстоятельств твоего рождения, поэтому учись ставить себе благородные цели и создавать высокие устремления.
Если счастлив, необходимо осознавать, что твое счастье – плод благословенной дхармы, поэтому размышляй о ее достоинствах и пользе, неустанно старайся претворять ее в жизнь.