
Полная версия
Добро и зло в еврейской традиции. Перевел Гедалия Спинадель
Рамбам развивает идею, выраженную много столетий спустя в картине испанского художника Гойи «Спящий разум допускает чудовищ».
Перед лицом пессимизма
В этой главе мы продолжим излагать точку зрения Рамбама, но здесь противопоставим его учение другим философским системам, с которыми он спорил и боролся.
Мы уже упоминали дуалистический подход. Есть и другие системы, и я хотел бы заняться тремя из них, чтобы лучше разъяснить позицию Рамбама. Эти три системы – , или эпикурейская философия, фатализм, и наиболее трудная – пессимизм. эпикорсут
Эпикурейская философия утверждает, что все – случайно. События, выпадающие на долю человека, в действительности, только сочетание случайностей.
Нам не следует искать в них значение. Мы не имеем права интерпретировать их.
В противоположность этой системе, есть фаталистическая философия, которая утверждает, что все направлено и предопределено. История, как и жизнь каждого человека, – цепь событий, предопределенная до Творения или до рождения человека.
Существуют разные подходы и версии фаталистической философии. Можно определить фатализм, например, как твердую языческую позицию, согласно которой весь мир во власти слепого рока, и даже боги подвластны ему.
Другой вариант находим в философии стоиков, которая представляет мир, управляемым строгим детерминизмом логической и физической природы. И внутри его ограничений человек не может ничего сделать для изменения свой судьбы. Он должен принимать как факт, что находится в таком мире, в котором все предопределено, и единственное, что в его власти – это постараться узнать, как выжить с таким представлением. Это, по существу, стоическая точка зрения. Оба этих фаталистических подхода были распространены в древнем мире. Рамбаму был известен третий вариант, исламский фатализм, особенно в версии, известной нам как – одна из школ исламской теологии, известная еще под именем Калам. Аш-арья
Рамбам находится между двух подходов: согласно одному, все случайно, а согласно другому, все предопределено. Глядя на эти точки зрения, Рамбам утверждает, что человек свободен и в большой мере является создателем своей судьбы. Он несет ответственность за добро и зло в своей жизни, делая между ними выбор.
Вот пример позиции Рамбама перед лицом исламского фатализма. Наиболее сильное выражение этой позиции приведено в «Мишне Тора», в пятой главе, где он утверждает: Гилхот тешува
«У каждого человека есть выбор. Хочет обратиться на путь добра и быть праведником – может поступать так. Захочет свернуть на путь зла и стать нечестивым, тоже может. Так написано в Торе (Берешит, 3:22): Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла».
Эти слова Рамбама в классической формулировке утверждают, что у человека есть «разрешение» или свободный выбор пути, который человек осуществляет между альтернативами добра и зла, с которыми сталкивается. В той же 5-ой главе, раздел 2, Рамбам добавляет:
«Вы не должны принимать вашим умом, что говорят глупые среди язычников и многие невежественные среди Израиля, будто Бог определяет с момента рождения человека, станет он праведником или злодеем».
Человек, действительно, творец своей судьбы. Но некоторые возражают против этой точки зрения, и Рамбам использует сильные выражения против них, называя их глупцами и невеждами. В то же время, он приводит очень интересное различие, и стоит рассмотреть его.
Рамбам говорит о «глупцах среди язычников» и «невеждах () среди Израиля». Это неслучайное разделение. голмим
Рамбам осознает, что есть некоторые религии – особенно вышеупомянутые направления в исламе, которые предполагают, что человек несвободен, и все предопределяет воля Божья. Эти религии противостоят интересной дилемме монотеистической мысли. Свобода действий человека в этих религиях противопоставляется возвышенности и всемогуществу Бога. В этой идеологической борьбе считается, что могущество Бога всегда побеждает за счет человеческой свободы.
Эта позиция обозначена Рамбамом жестким именем «глупость»: есть «глупцы среди язычников». Но Рамбам знает, что и у некоторых в среде Израиля есть подобный подход, и называет их «наиболее невежественные из Израиля». Это тонкое замечание. Рамбам употребляет слово (переведенное нами как «невежда»), используемое в обсуждении религиозных законов об осквернении сосудов, которое также относится к незаконченным сосудам. В глазах Рамбама, евреи, верящие в детерминизм и фатализм, тоже «незаконченные евреи». Они еще не достигли полного понимания – их подход чужд еврейской традиции. голем
Если действительно есть евреи, верящие, что судьба фиксирована, и не в их власти ее изменить, они – «незаконченные сосуды». на иврите значит еще и «кокон» – стадию развития бабочки. Эти люди достигли промежуточного состояния в религиозном развитии, но не конечной стадии. Они еще не свободны как бабочка, а ограничены коконом. Это состояние мы должны преодолеть. Акцент здесь, несомненно, на свободе выбора и точки зрения, которая придает особое значение ответственности человека за свои поступки, ведущие его к добру или злу. Голем голема
В третьем параграфе той же главы Рамбам ясно выражает свою точку зрения. После получения Закона мы читаем в Дварим, 5:26 (во фразе, которую позже приводит сам Рамбам): «О, было бы такое сердце у них». Интересно, что эти слова произнесены самим Богом. Хотя Бог как бы говорит: «Может ли сердце сынов Израиля остаться таким, как теперь», – Рамбам учит нас отсюда, что даже в глазах Бога будущее человека не определено. В этой «молитве» Бог описан так, как если бы Он ожидал человеческого решения, при котором человек выбирает между добром и злом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В сфере закона.
2
Аллегории мудрецов.
3
Счастье для галактики не всегда совпадает со счастьем людей и прогресс науки, как мы видим, не решает проблему зла. – Г.С.
4
Кстати, понятие философ параллельно термину – изучающий мудрость или ученик мудреца. С той разницей, что в наших источниках говорится: «Есть у (есть мудрость, знание у неевреев), но нет у них Торы». изучает учение, данное Творцом мира, у мудрецов Торы. – талмид хахам хохма гоим Талмид хахам Г.С.
5
Реш Лакиш был, согласно разным мнениям, предводителем шайки разбойников или гладиатором. Он хорошо знал, что такое зло, на своем опыте, но встреча с раби Йохананом изменила его судьбу. Он сделал – вернулся к Богу – все свои колоссальные силы направил на изучение Торы, женился на сестре раби Йоханана и стал одним из великих мудрецов еврейского народа. Простой смысл его слов: Сатан, «зло» – посланник Бога. Он испытывает человека, чтобы Бог мог дать ему по заслугам вечную награду в будущем мире. Для этого он искушает его нарушить заповеди, данные для совершенствования человека, – желания Бога, который весь Добро. Искуситель, обвинитель и смерть – одно. Если человек поддается, этот ангел обвиняет его на Небесном суде, а потом забирает его душу. А если не поддается и, несмотря на страдания, не сходит с Пути и продолжает благодарить за все и славить Творца, человек получает награду. Далее автор разбирает еще один уровень его слов. – тшуву Г.С.
6
Фактически, это просто распространенное неправильное словоупотребление, оно показывает, что добро и зло являются исходными для людей понятиями, с которыми мы подходим ко всему. – Г.С.
7
аа – аббревиатура оры (Пятикнижия Моисея), евиим (Пророков) и тувим (Писаний) – еврейская Библия. – Т н х Т Н К Г.С.
8
Первая фраза Шма Исраэль, взята из Торы.
9
См. в приложении пример, разбор Агады о персидском подходе в соответствии с учением Гаона из Вильно. – Г.С.
10
Двойственность, как учит традиция, – основное свойство этого мира: творение начинается с буквы , числовое значение которой 2, в первом слове Торы Берешит – « начале». Бог один, но мир Он создает на противоположностях: мужское и женское, добро и зло, и так далее. Только рная логика (как в слове – Понимание, основанное на анализе и сравнении, то есть вербализации) позволяет нам дробить истину континуума мыслеобразов в нашем сознании, , Мудрость, на дискретные единицы, слова, создать язык для общения, ограничивая понятия, как делает компьютер, противопоставляя нули и единицы. – . бет бина Бина Хохму Г.С в
11
Кстати, она сохранилась и снова стала популярной в прошлом веке и сегодня – Г.С.
12
Смотри, например, статью об этом учении Филона в изданном мной сборнике «Еврей среди других религий», стр. 282—333. – Г.С.
13
Автор затронул важную проблему: «Человек есть то, что он ест». Какими же мы хотим видеть своих детей? Какую пищу, материальную и духовную, мы им должны давать? Это ответственность родителей, и религиозные евреи относятся к ней очень серьезно. Перечитайте сегодня, например, сказки братьев Гримм, и вы увидите почву, на которой мог вырасти немецкий характер и его проявление в двадцатом веке (о чем предупреждал за полтора века до этого еще Гейне, книги которого сжигали нацисты). Разве вы хотели бы, чтобы ваши дети подражали героям немецкого фольклора? – Г.С.
14
Зато чувство важности того, что он делал, преодолевая великие трудности, делает его счастливым потом. И счастье это не преходяще. Многие пожилые фронтовики говорили мне, что годы Второй Мировой войны были самым счастливым временем их жизни. Разве не замечательный пример того, что нас ждет в будущем мире? – Г.С.
15
Допущение о двух властях позволяет человеку подняться над ними обеими, ибо он выбирает, на какую лошадку ему лучше ставить. Но тогда возникает парадокс, человеку приходится защищать своего идола, а не Бог защищает человека, что Онкелос объясняет римским солдатам. Этот дуализм снимает и вопрос о конечном суде, ответственности за свои поступки после смерти и еще в этой жизни, отбрасывая как нерелевантные муки совести, души, которая подсказывает единственную истину. Об этом прямо говорил Гитлер, призывая уничтожить еврейский народ, который ослабил человечество, внеся в мир болезнь – идею совести. Так восклицает и Сальери в пьесе Пушкина: «Нет правды на земле и нет ее и выше», – открывая себе дорогу к убийству. Относительность понятий, отсутствие единственного Высшего Судьи и критерия, позволяет убить ради «высшего блага» старуху-процентщицу. Только признание Одного Бога, Творца и Источника всей жизни, может сделать целостным человека и человечество. – Г.С.
16
Как у Лао Цзы: закон рождает беззаконие, и так далее. Вопрос – что делать? Ничто, полное беззаконие, отсутствие власти, которое ограничивает свободу людей, приводит к тому, как говорят мудрецы, что люди начинают живьем глотать друг друга. Как было, например, недавно в Грузии при приходе к власти Гамсахурдии, что привело в шок интеллигентных грузин, не представляющих себе природы людей, своего народа. – Г.С.