Полная версия
Темпоральная психология. В измерениях времени и за его пределами
Двадцать вторая глава посвящена сознанию коллективному и общественному, где бессознательное личное и коллективное присутствуют неминуемо. Уникальный проект Глобального сознания делает теоретические конструкты прошлого наблюдаемыми в феноменах настоящего времени.
Двадцать третья глава помогает нам осознать сон, как утверждение, свободное от влияний со стороны сознания, отражающее внутреннюю правду индивида, его внутреннюю действительность – такую, «какова она на самом деле: не мои гипотетические предположения относительно этой действительности, не то, какой сам индивид хотел бы ее видеть, а именно ее самое». Сновидения и просоночные состояния продвигают нас естественным путем к тайнам собственной природы и к видению жизни в других измерениях времени. Управляемое сновидение приобщает нас к опыту диалога с бессознательным и открывает нам новые возможности.
Сферы и миры проявленные и скрытые в двадцать четвертой главе. Голографическая вселенная Девида Бома предполагает, что вселенная – сплошная «мысль», а реальность существует постольку, поскольку мы мыслим. Линейное деление времени на прошлое, настоящее и будущее есть не что иное, как очередная конструкция разума. Факт, что вы можете предсказать определенные вещи, имеет очень маленькое значение, если не считать, что мы можем что-то получить от предсказания.
Тема темпоральности подводит итог и завершает нашу книгу. У психических процессов нет пространственной представленности в этом мире, но они хорошо представлены во времени. Именно временные особенности (темпоральность) отражают их сущность. Темпоральная психология только формируется, и данная книга является первой ласточкой в этом бесконечном поле. Ее польза очевидна не только в понимании скрытых связей психики и временных измерений, но и в том, что мы уже можем применять выявленные закономерности в психотерапевтической практике и в саморазвитии.
Настоящую книгу нельзя рассматривать как завершенное исследование. Она больше напоминает заметки, записи мыслей, собрание материала из психотерапевтической практики и практики самопознания. Но очевиден факт формирования нового направления в психологии и в науке вообще. Книга ставит вопросы не только перед психологами, но и перед каждым серьезным ученым, так как вопросы времени и состояния сознания человека всегда присутствуют в каждом мгновении нашей жизни.
С.А.Кравченко перед заседанием семинара по темпорологии при МГУ. Москва, 2008 год. Фото Ю. А. Лебедева.
1. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП
Антропный принцип (АП) – это удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Во Вселенной существует точная подгонка фундаментальных физических констант, и даже малые отклонения от стандартных физических значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, что возникновение в ней человека стало бы невозможно. АП – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во Вселенной, а более конкретно – человека.
Космический человек
Космический Человек – гигантская всеобъемлющая фигура, которая персонифицирует и содержит в себе всю Вселенную, – является одной из широко распространенных форм представления Самости в мифах и сновидениях. Космическая фигура Пань-гу древних китайцев, например, изображается покрытая листьями, что должно указывать на то, что Космический Человек (или Первочеловек) еще до всякого творения просто существовал подобно растению. Образ Космического Человека появляется во многих мифах и религиозных учениях. Обычно он описывается как несущий помощь и добро. Он появляется в образе Адама, персидского Гайомарта или в образе индийского Пуруши. Иногда его даже описывают как первооснову мира.
Модель времени в ИСС
Теория создана на основе материалов Института исследований природы времени, опыта переживаний измененных состояний сознания (ИСС) и психологической практики.
В ИСС я увидел модель времени, представшую мне в виде трехмерного образа, насыщенного множеством смыслов, которые потом я пытался изложить в словах, и понял, что в психологии, да и в нашем языке, недостаточно средств для описания природы времени. Сущность времени лежит где-то на границе сознания. Там, где формируется мысль, где возникает образ мысли, где начинается все, что может начинаться быть. Дальше идет мир скрытый, непроявленный, доступный только в ИСС.
Во сне я увидел модель времени, представшую мне в виде трехмерного образа
На первом рисунке изображена модель времени, а на втором – рисунок Леонардо да Винчи «Мудрец, изучающий время» (Leonardo da Vinci, Old Man Seated and Swirling Water, 1513, Royal Library, Windsor).
Рисунок Леонардо да Винчи «Мудрец, изучающий время»
Понятия, применяемые в основной схеме:
1. Материальный мир.
2. ИСС-мир, подсознание, мир смыслов и идей. Данный мир в обычном состоянии бодрствования как бы и не существует. Но стоит нам войти в ИСС, как этот мир заявляет о себе в полную силу. Здесь вполне уместно вспомнить и о теории многомирия Эверетта.
3. Точка перехода, диалога двух миров, трансцендентальной функции (психологическая функция, которая возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания).
4. Стрела времени имеет многостороннюю направленность, изгибается, делает кольца. Можно ли вообще ее называть стрелой? В настоящей модели стрела времени существует только на небольших отрезках времени.
5. Архетип, с его временной многомерностью.
Время, переживаемое в ИСС, выходит за пределы «разумного». В ИСС время порой граничит с «помешательством», так как человек переживает себя во множестве миров и времен, где ему сложно себя идентифицировать, где он может потерять ощущение себя. Да и сами ИСС есть та сфера человеческой жизни, которая, с одной стороны человеку изначально знакома и присуща (например, сон), а с другой – необъяснима с точки зрения бодрствующего сознания и опасна.
В современной психотерапии есть средства, чтобы возвратить человека в состояние «здесь и сейчас», потому путешествие в ИСС (в другие миры и времена) становится для нас менее опасным. Психотерапевтический метод «Лицо личности», организующий процесс вокруг человеческого лица, как уникальной формы, может сконцентрировать человека в настоящем времени и в настоящем пространстве, что устраняет возможное психическое расстройство.
Многие психические расстройства объясняются тем, что в человеческом сознании доминирует будущее или прошедшее, но не настоящее. Вместе с этим, способность человека жить, например, будущим открывает для нас уникальную возможность в познании будущего, что недостаточно используется в современной прогностике.
Ощущение измерения времени в ИСС часто отсутствует, так как сознание захвачено переживанием незнакомых ему событий прошлого и/или будущего, что часто происходит и в обычном состоянии бодрствования, когда люди просто теряют ощущение времени в моменты отвлечения внимания на воспоминания или на мечты.
Время есть элемент бытия, так как именно оно дает ощущение порядка, последовательности, структуры мира. Время и сознание пересекаются, и даже совпадают по своей природе. ИСС дает возможность пережить иное время, иную скорость движения времени. Время не конструкт человеческого мышления, а подобное по природе явление, так как мысль не существует без времени, а время – без своего содержания.
Смыслы времени и ток сознания очень похожи между собой, возможно, даже подменяют друг друга без нашего на то согласия и понимания.
Вселенная пронизана структурой, где смыслы и времена явлены в со-знании человечества. Но не потому, что им больше негде себя проявить, а потому, что человек подобен им, и может их все пережить. Если создавать модель времени, то человек, с его способностью к восприятию непроявленного мира с помощью ИСС, должен быть необходимым элементом данной структуры, который потенциально содержит в себе всю модель.
Развитие диалога с мирами
Наши диалоги с физическим, проявленным миром и миром скрытым, непроявленным в значительной степени разнятся. Более того, можно утверждать, что ощущения и восприятия этих миров от человека к человеку столь различны по степени качества и насыщенности, что их можно классифицировать по пятибалльной системе от нуля до пяти.
Всем известно, что иногда люди рождаются совершенно слепы или глухи, другими словами, им недоступен в ощущениях свет или звук. В противоположность им есть люди одаренные с рождения к тонкому восприятию мира визуально или аудиально. Более того, способность к боле точному и тонкому восприятию тренируется. В зависимости от природной предрасположенности и/или от вида деятельности, от тренированности ощущения и восприятия в значительной степени могут приближаться к экстрасенсорным параметрам.
В процессе маскотерапии, например, когда пациент создает скульптурный автопортрет, сидя у зеркала, способность видеть свое лицо во всех деталях обычно открывается ему через пару недель работы. Тогда как до автопортрета пациент, судя по всему, воспринимал свое лицо, как и все окружающие его люди, достаточно посредственно, стереотипно и в значительной степени недостаточно хорошо для того, чтобы отразить его в пластилине. Более детально можно прочесть в книге С.А.Кравченко «Маскотерапия».
Развитие видения внутренних образов, восприятие внутреннего потока сознания, с его чувствами и переживаниями, видимо, управляется теми же законами. Есть врожденные способности, есть улучшающиеся благодаря особым видам деятельности и образу жизни, а есть специально развитые. Мой первый научный руководитель, например, почти не видел сновидений, в чем он откровенно и признавался мне, когда я обсуждал с ним тему своей диссертации по предвидению будущего с помощью трансовых состояний. Мои сновидения и образы других измененных состояний сознания были столь многочисленны и значимы в моей жизни, что я невольно задумался о их содержании и смыслах в сознательной жизни человека и психолога. Он же не придавал им какого-либо значения, так как они не играли в его жизни никакой роли. Изучая книги по психологии, где человек видит сновидения только в одной из фаз сна, называемой «фазой быстрого движения глаз», я понимал, что моя способность к видению символов и знаков бессознательного превосходит средние показатели, так как я вижу образы сновидений сразу же, как только закрываю глаза. А когда достаточно уставший еду в метро, то в промежутках между станциями в 2—3 минуты успеваю увидеть отдельное сновидение. И если по дороге домой мне предстоит проехать с дюжину станций, то и сновидений будет приблизительно столько же.
Развитие способности выходить за пределы сознания, в той же мере, как и другие способности человека, может быть врожденной и развивающейся в процессе жизни. Другое дело способность сознательно останавливать поток сознания и взаимодействовать с бессознательным. Более того, как показывает опыт психотерапевтической практики, неконтролируемый выход за пределы сознания и бессознательные импульсы могут приводить к болезненным состояниям и к деперсонализации. Потому какие-либо самостоятельные практики с сознанием вне рамок проверенных духовных практик небезопасны и мной не приветствуются.
Не менее значимой в жизни человека является способность чувствовать время, ток времени и его измерения. Например, прошлое или будущее. Что касается прошлого, то здесь, казалось бы, все ясно, пока не подойдешь к изучению индивидуальной памяти, или памяти семьи более основательно. И тогда выясняется, что память наша недостаточно точна, а порой и вовсе ложна. Что же касается будущего, то здесь традиционным является переживание будущего как шестого чувства. Еще более сложным является переживание безвременья и вечности. Эти способности вовсе не развиваются, нет и методов их развития.
Редко кто может поделиться опытом переживания остановки тока времени, или его отсутствием как такового. Еще более редки переживания особых чувств времени, выходящих за пределы физического, где время нелинейно, где оно может ветвиться, замыкаться само на себя, быть фрактальным или что-то еще в этом роде.
Начало всего и всегда
Все началось с безвременья. Все начинается с безвременья. Безвременье – первый опыт всего живого. Безвременье постоянно преодолевается каждым человеком и всем человечеством. В преодолении безвременья проявляется истинная сущность человека.
2. БЕЗВРЕМЕНЬЕ
Безвременье – удел всего, что не имеет Лица своего.
Безвременье – одно из состояний атемпоральности (вневременья) жизни, не содержащее ощущений времени, его хода и измерений. Вторым состоянием атемпоральности является состояние вечности. Первое отличается от второго тем, что не содержит в себе вечных образов-сущностей, которые приобщают нас к смыслам вечной жизни.
Безвременье является одним из ключевых понятий темпоральной психологии личности и социальной психологии, в том числе психологии коммуникаций, диалога.
В словарях существуют следующие определения понятия «безвременье», которые в общих чертах охватывают его общезначимый в повседневной жизни смысл:
– Безвременье – тяжелое время, пора невзгод, беда, несчастье, горе, неудача. Эпоха общественной пассивности, застоя.
– Безвременный – несвоевременный, не в свою пору делаемый или случающийся; некстати, не в пору, не к нужде, не так или неладно происходящий; нежеланный, неприязненный; несчастливый, бедственный. Безвременность – неуместность чего-либо, по времени или по делу.
– Безвременье, безвременница – непогода, ненастье; || невзгодье, несгода, бедовое время, случай, злыдни; беда, несчастье, горе, неудача. Время красит, безвременье старит. Было время, осталось одно безвременье. Безвременье прийдет – все добро как мылом возьмет. Безвременьеце пришло тяжкое. В те поры холопу время, когда господину безвременье. Не радуйся чужому безвременью, сам под Богом ходишь. Старина спорина, новизна безвременщина. Безвременник, безвременница, бедовик, несчастливец, которому ни в чем нет счастья. Безвременничать, безвременствовать, жить в невзгодье, в безвременье.
Толкование пословицы «Старина спорина, новизна безвременщина». «Новизна безвременщина» потому, что в новом нет пока связей, связанных со временем. При этом человек при восприятии нового не может его ни с чем сравнить. Новому только предстоит создать связи со временем, создать уникальные ассоциации, мысли и чувства в сознании людей, создать свои архетипы, проникая во все сферы сознания.
Исходя из того, что время и психика подобны по своей природе, слиты во едино, а может и взаимозаменяемы, можем утверждать следующее: безвременье – это и бездушие (бездуховность, нечеловечность), отсутствие психических процессов. Если мы переживаем поток сознания, то мы чувствуем и ток времени, а если мы чувствуем время, то мы при сознании. Полоса состояния безвременья отграничивает сознание от бессознательного. Патологическое просоночное состояние.
Сон – как маленькая смерть. Гипнос – божество сна, согласно мифам, живёт на краю мира, и на него никогда не взирает Солнце. И эта маленькая смерть страшит детей, когда они, везде и всегда, не хотят ложиться спать.
Безвременье подобно тому состоянию Вселенной, из которого все произошло, сотворилось, и такие состояния периодически людям свойственны, если они выходят за поток привычного сознания. Более того, при развитии диалога с бессознательным, в любой практике с измененными состояниями сознания мы неминуемо ступаем на полосу безвременья. И проходят ее только те, кто способен начать творить мир в диалоге с себе подобным.
Безвременье – не вечность
Время красит, а безвременье старит.
Психология взаимодействия человека с безвременьем.
В безвременье – душа, словно не существует, притом что тело – продолжает жить.
Картина взаимодействий человека с четырьмя измерениями времени (прошедшее, настоящее, будущее и вечность) натолкнула меня на мысль о безвременьи, которое оказалось по своей природе не менее сложным, нежели каждое из четырех измерений времени, или даже все измерения вместе взятые. Стало ясным, что изначальная патологичность самой сути безвременья сродни с патологиями взаимодействия человека со временем. Другими словами, разного рода нарушения нормальных (идеальных) взаимодействий со временем приводят к переживанию состояний безвременья в разной степени. Глобально же, состояние безвременья может быть пережито человеком при полном разрыве его взаимодействий со всеми измерениями времени.
Патология отношений со временем была очерчена в понятии темпорального невроза, что призывало меня к осмыслению и соответствующей психотерапии. Темпоральную психотерапию я построил, опираясь на метод «Лицо личности», который изначально создавался как техника безопасности для исследователя предвестников будущего в измененных состояний сознания. Если данный метод был пригоден для психотерапевтической помощи при разрушающем воздействии предвестников будущего на человека, то он мог оказаться вполне эффективным и для других измерений времени.
Представить себе «безвременье» как особое состояние души, и обстоятельства, приводящие к такому состоянию, нам поможет следующее описание.
Состояние безвременья
Если не практиковать состояние безвременья в духовных практиках, то оно приходит само по себе, маскируясь в депрессивные состояния.
Представим себе картину:
В холодном сумрачном поле движется тело человека. Возможно, он даже не мыслит, что он человек. Сложно сказать и то, что он знает куда идет. Да он и не идет собственно никуда. Его движения иногда кругообразны, иногда – противоположны. Иногда он садится на землю, или ложиться. Дует ветер, холодный и порывистый, срывается снег. Небо покрыто плотными облаками так, что не видно даже признаков солнечного света. Человек не знает кто он, где он, и какое время, когда и что он ел, какого он возраста и пола. Порой он даже не может осознать свое Я, как отдельное от окружающего его мира. Он даже не может почувствовать свое тело отдельным от этого поля, ветра и холода. Потому он иногда падает навзничь в сухую траву и так лежит с полуоткрытыми глазами. Ночи нет, нет и дня, есть только сумрак, так как это широта полярного круга летом.
Что могло привести человека к такому состоянию? Вначале он не знал в чем себя реализовать, и потому брался за любую работу. Настоящее казалось бессмысленным, будущее – бесперспективным, в прошлом он не видел ничего ценного. Потом он потерял потребность к познанию и чувство прекрасного. Так сложилось, что все отвергли и унизили его. Его никто не любил, да и он потерял всякие положительные чувства к людям. Он был атеистом и все вокруг ему казалось угрожающим. Потому он убежал ото всех в мертвое поле, где не было даже животных. Его тело отказалось от пищи и сна. Постепенно он потерял память и физиологические потребности стушевались. Поток сознания у него остановился, и только тело его еще было живо и сохранило остатки рефлексивных движений.
Да это же патология, скажет мне читатель! Да, это глубочайшее патологическое состояние, так как оно не достаточно адаптивно, и приводит к смерти. Если же смерть не наступает, то оно может длиться достаточно долго, что и происходит в психиатрических клиниках, когда к ним поступают люди в некоторой степени приближенные к описанному состоянию. Причины, приводящие к подобным состояниям безвременья, в значительной степени присутствуют в любом обществе, и потому иногда справедливо считать социальную среду первопричиной душевных расстройств. К социальной среде прибавляются психологические особенности человека, и физиологические первопричины.
Не будем вдаваться пока в подробности отдельных причин и подобных случаев душевных расстройств. На данном этапе рассуждения разумно определить основные принципы и подходы для помощи человеку, оказавшемуся в состоянии безвременья, которое было описано выше. Конечно же, они должны быть выдержаны в духе темпоральной психотерапии.
Представим, что рядом с уже знакомим нам движущимся по мертвому полю человеком, появился психотерапевт. Что он должен и может сделать в этом случае? Конечно же, у него есть для этого достаточно ресурсов и опыта. Итак, что произойдет?
Психотерапевт достаточно длительное время находится рядом с человеком, пребывающим в состоянии безвременья. Достаточно для того, чтобы почувствовать своего клиента, и частично перевоплотиться в него, двигаясь рядом с ним в том же ритме, дыша тем же ритмом, останавливаясь вместе с его телом, и останавливая поток собственного сознания и чувств. Через некоторое время клиенту понадобиться физическая помощь, и она должна быть оказана, например, в тепле, в воде, в защите от ветра и снега. Постепенно они начнут не только двигаться рядом, пить, есть, отдыхать, но и оказывать друг другу какие-то еще услуги, например, клиент – споткнулся, и ему помогли подняться. Через некоторое время клиент выделит психотерапевта из окружающего мира, понимая, что ему кто-то помогает жить. Между ними установится первый диалог, в результате которого клиент поймет, что он такой же человек, как и психотерапевт. На этом этапе в работу входят зеркала, отражения лиц, роспись краской по лицу и созданные из глины портреты и автопортреты. Именно здесь уже может начаться работа методом Лицо личности. Диалог будет продолжаться, и наступит осознание своего пола, что вызовет и волну переживаний о своем роде, о предках, детях и других представителях семьи и этноса, что восстановит опыт переживания прошлого.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.