bannerbanner
Александр Македонский. Становление
Александр Македонский. Становление

Полная версия

Александр Македонский. Становление

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3
И что же?Что дальше было? Дальше что?

Филократ

А дальше? Что ж могло ещё!Царевич мать забралИ прочь ушёл из Пеллы.Она сестра Эпирского царя.И род её идёт от Ахиллеса…

Демосфен

Ещё одна хвалебная стезя…

Эвбул

Оставим времени завесу.А Демосфену только бы затеять спор!У нас тут интересный разговор.

Демосфен

(С иронией)

Помилуйте, какой тут спор?Но коль божественный царёнокЗахочет впрямь героем стать,А мы для этого признатьДолжны его происхождение?Извольте! Нам не привыкать!И отпрыск царственного домаПускай считает свой животОт Зевса или Посейдона,Иль сразу от двоих ведёт…Мне это лично – безразлично.

Гесиод

Ну и прекрасно! И отлично!Дай нам дослушать! Мы хотим!

Демосфен

(Не обращаясь ни к кому.

Про себя.)

Суровый рок неотвратим.Грядёт на нас Арей кровавый,Зевс, громовержец! Боже правый!Сожрет нас этот нелюдим.

Авксентий

(Тибулу о Демосфене)

И не берёт его ничто,Ни страх пред силой, ни угрозы.Упрям и крепок Демосфен.

Тибул

(Авксентию)

Да, он покрепче этих стен.Они со временем хиреют,А он, как видно не стареет.

Гесиод

А что же дальше, Филократ?

Филократ

Отец одумался, проспался,Решил вернуть к себе назадОпору-сына, чуя горе.Посольство выслал, дал наряд,Просил скорее возвратиться,Не помнить зла, забыть беду,Обид былую череду.И снова горькая размолвка,На этот раз брат АридейПричиной стал. Раздор! Кручина!И череда враждебных дней!Царь Карии хотел с ФилиппомРодством скрепить союз державИ дочь отдать за Аридея,Приобретая много прав.Брат Александра – слабоумен,Зато имел хороший нрав.Всё дело сладили, довольныФилипп и Карий Пиксодар,Бьют по рукам!Но АлександрУвидел злое умышленьеПо отношению к нему,Решив, что царской брачной связьюОни закроют трон ему.И он Филиппу ни полслова,А к Пиксодару шлёт посла —Любимца, трагика Фессала,Уговорить её отца,Ни с полоумным Аридеем,А с ним достойно заключитьСоюз. И деву получить.Царь Пиксодар до слёз растроган,Своё согласие даёт.Отец об этом узнаёт —Филипп Всесильный. Он зовётК себе упрямца Александра.Он рвёт, и мечет, и коритЕго за выходки такие.Его безумцем-гордецом,И эгоистом, и лжецомНазвал без совести и чести.И прочь прогнал его друзей:Гарпал, Неарх и Птолемей —В изгнанье посланы,А с ними и их приятель – Эригей.Фессала в цепи заковали,А Александра к нам сюда,С почетной миссией послали,Чтоб с глаз долой. И та бедаПока затихла.

Ликург

Вот дела!Выходит он у нас в изгнании?А может нам против отцаЕго использовать умело?Попробуем пригреть птенца!

Демосфен

Ты что же? Думаешь, что голубьЕго отец и голубок, что так естественно, сынок?Увы, Ликург! Не кроткий голубь,А крови жаждущий АрейВ том сердце юноши. Скорей,Волчонок он, с копья вскормлённый,На войны с детства заострённый.В 16 лет, оставшись дома,Страною править, как отецУшел с войною на Византий.И этот самый вот, стервец,Забрал в кольцо восставших медов.Разбил! Их город штурмом взял!И всех, кто был, без сожаления,Из города того изгнал —Детей и жён, хоть стар, хоть мал.А в город тот переселенцевИз Македонии послал.Александрополем назвал —Тот город. Маленький шакал!

Ликург

(Растерявшись от изумления)

Милый ребёночек!

Гиперид

(С удивлением)

Весь в папу!В 16 лет такая спесь!Подумаешь и станет жутко!

Исократ

Не спесь, а цель! И цель – не шутка!Да, в нём воинственный АрейНамного крепче утвердился,Чем все забавы у детей.И тяга юношей обычныхДо афродитыных затей.(Далее с издёвкой)Какой скандал! Восстали меды!А он их с силой подавил,На головы обрушил беды…(Далее серьёзно)Он попросту вопрос решил,Как взрослый муж.В державе бунт! Это серьёзно!В проблеме это – первый пункт!Они решили отделиться…А он за это им – разгром!И мне сдаётся – поделом!Иначе не могло случиться!Отец оставил управлять.Вот он и правил так, как взрослый!Что? Было б лучше позволятьРазброд с крамолой учинять?Кто б разрешил такой подход?По-моему – разумный ход.А сам Филипп – что? Тоже бы возился?Как безобидная овца!Да он бы всех их продал в рабство,Довёл до чёткого конца!Вы насмехаетесь: «Малютка!»И говорите: «Это спесь!»А я вам – цель! И цель не шутка!И в этом, кажется, он весь.Весь Александр с его стремлениемОбъединить наш дряхлый мир —Афины, Фивы, и Эпир,И Македонию, и Тир.И этот мальчик, словно взрослый,Давным давно уже прозрелИ понял, что народ раздроблен.И ждёт нас всех один удел —Дрожать от страха перед сильным,Пока не будем сплоченыПод знаменем одной страны.Ему сегодня 18.Умён, красив, честолюбив.В сражениях, как вепрь бесстрашный,В поступках честен, незлоблив.И род ведёт от наших древнихПочётных предков и богов…(Родство на зависть – будь здоров!)В роду Геракл и Ахиллес.Он может волею небесГероя нового являет.Может, как чудо из чудес,Нам боги шанс предоставляют.Его воспитывал великийНаш Аристотель Стагирит.И ныне взор его горит,Зажжённый факелом познанья.Не каждый подчинит желаньяСуровой воле, как гранит.Да, с детских лет своё ученьеОн подчинил лишь одному,Тому, что станется емуНеобходимым для свершеньяВеликих подвигов. Тому,Что знать, уметь и делать долженГерой, подобный самому,Его кумиру – Ахиллесу.И говорят, кто знал и видел,С какой серьёзностью к делам,К ученью с детства относился.Что даже Аристотель сам,Глядя на мальчика, дивился.Как он решения принималИ как серьёзно относилсяК беседам мудрым и словам.

Филократ

И чем взрослее он теперь,Тем ревностнее наблюдаетЗа действиями своего отца.И мысль ревнивая толкаетЕго на ссоры без конца.Отца он горестно коритЗа превосходные победы,Друзьям с обидой говорит,Что на его лихие беды,Отец всех недругов сразит.Ему ж свой век сидеть в той Пелле.А он мечтает совершитьБессмертный подвиг,В самом деле.

Демосфен

(Глядя поверх голов, видит приближающийся эскорт

Все остальные ещё заняты своими делами

и не замечают приближение Александра

в сопровождении друзей и охраны.

Демосфен обращается к своим соратникам.)

Ну что ж, законченный портретЦаря грядущего. ПриветИ масса добрых пожеланий…Уходим, милые друзья.Тут все в восторге, но глухие!И все на логике скользят.С нас царедворцы – никакие…А вот все прочие – хотят!(Уходят)

Эвбул

Что там за шум! Я слышу крики!Звучат приветствия. Да, да!

Тибул

Я вижу всадников. И пики!

Авксентий

То подъезжает Александр!

Эсхин

Остановились. Сходят наземь.И направляются сюда.

Исократ

Ну, дорогие господа,Гостеприимно надо встретить.

Тибул

И справедливо бы заметить,Что не заносчив, видно, он.И не как царь Агамемнон —Помпезно, шумно, под литавры!И все на конях… Что те тавры…Охраной верной окружён,Но сам-то не вооружён.Как равный, к равным, прибыл к нам.Эскорт оставил свой на месте.А сам с коня – и прямикомСюда к собранию пешком.Ну что ж, хорошее начало.

Глава 3. Встреча Александра в Афинах

(Встречающие. Входит Александр. С ним его друзья: Гефестион, Неарх, Птолемей, Гарпал и Эридей. Сопровождавшие его воины, по просьбе Александра, остались на месте. Друзья должны были находиться по месту своей ссылки. Но они выехали на встречу Александру и вместе с ним въехали в город.)


Александр

(Взглядом охватывает панораму города,

храмы составляющие гордость афинян.)

Афины славные мои!Как я мечтал о встрече с вами.Увидеть вас моя мечтаИ давнее моё желанье.Доселе был лишь только сон,А ныне вижу наяву я:Акрополь, дивную Сову,3С копьём Афину, как живую,На той незыблемой скале.Как я мечтал об этом дне!Я знал, что я сюда приеду,Сквозь Пропилеев череду,Взойду на холм сей утром рано,Увижу чудо-панорамуИ к храму дивному приду.Как странник выну из сумыСвоё, от сердца, приношеньеИ положу его к ногам,Вдыхая тонкий фимиамБожественного воскурения.Увидеть строгий Парфенон,И храм Афины Полиады,4Божественный Эрехтейон,Дарящий взору свет и радость.Я был без памяти влюблёнВ красоты эти с малолетства.Их не любить вообще нельзя.Я рад приветствовать, друзья,Всех, кто пришёл на эту встречу,Ведь мы – единая семья.Я рад приветствовать всех вас,Хоть и не все в сплошном восторге,Но вы враждебность отстраняИ зла в душе не сохраняя,Как гостя доброго меняК себе примите. Извещаю:Я прибыл мир установитьИ узы дружбы закрепить.А сверх того, ещё меж делом,Святыни ваши посетить,Места сражений навестить,Где даже греков поруганье,Погибель персам возвелоИ Ксеркс был сломлен в назидание,Иным захватчикам на зло.Труды философов великих,В старинных свитках изучить,Театры ваши посетить,Без опасения и рискаВ соседстве дружеском пожить.

Исократ

Будь нашим гостем, сын Филиппа,И ты, и все твои друзья.И чувствуй здесь себя, как дома,На этих улицах. И я,Да впрочем, как и все Афины,Рады приветствовать тебя.И будь нам, грекам, добрым сыном.

Филократ

А для того, кто с тонким чувством,Искусству дивному вниматьОбучен, трудно подыскатьДругое место в целом свете,Где были б собраны творенияРедчайших гениев земли,Великой греческой семьи.Есть что увидеть, изучить,Беседы с мудрыми мужами,А захотите посетитьОракула – так воля с вами.Певцов, поэтов наших цвет,На следующем симпосионе…Благословляем и туда…Их много в нынешнем сезоне.И к Дионису загляни,На состязания атлетов,И сам участие прими,Не чужд ты доблести и этой.И это всё известно нам.Удачи, всем твоим делам.

Исократ

Ну, словом все, что здесь в АфинахТебе придется по душе —Внимай кифаре при луне,Смотри, любуйся, изучайИ отдыхать не забывай.Мы устремления твоиК единству знаем, любим, ценим.Иди на зов своей мечты.И ты достигнешь высоты,Той, о которой ты мечтаешь.Ты здесь друзей приобретаешь!

Александр

Спасибо, люди. Я готовПойти в поход на грозных персов.Но чем-то видимо боговПрогневал я и воля ЗевсаНе расположена ко мне.(Далее, в шутливой форме)Отец мой доблестный, в броне,Пройдёт, все земли сокрушая,Возьмёт и Персию. А мне,Чтоб я на благо всей странеСмог хоть когда-то, что-то сделать,Не будет места на земле.

Эвбул

На жизнь твою сражений хватит,Об этом можешь не тужить,Громадна Азия, ФилиппуОдним броском не победить.И враг ещё покажет прыть.А то что сделано – лишь крохи!И жизнь – не мёд, – одни подвохи!Так что готовься долго жить,Коль хочешь подвиг совершить.(Далее, обращаяськ присутствующим)Но это будет всё потом.А ныне пир во славу гостя!Прошу присутствием почтитьДостойнейших!С почётом! Просим!

Филократ

Будь нашим гостем, Александр!Народ наш встречей восхищен,Нас ждёт большой симпосион.5(Уходят)

Глава 4. На ассамблее

(Александр посещает собрание афинских философов. На это собрание сошелся весь цвет афинской публики: ученые, философы, зодчие, музыканты, поэты, литераторы. Они пришли посмотреть на Александра, заинтересованные громкими слухами о нём, пришли поговорить, послушать, «копнуть его», чтобы убедиться в правильности того, что о нём говорят. Председательствует философ Тимей.)


Тимей

Приветствую тебя царевич!

Александр

Без званий можно – Александр!Я с детства не люблю чванливость.Мне простота, куда милей.Но, перебил тебя Тимей,На том прошу простить меня.Молчу и слушаю тебя.

Тимей

(Продолжает)

Тебя, я знаю, АристотельУчил познанию вещей.А он совсем не по ПлатонуНам поясняет мир идей.Платон, великий наш философ,Создатель сущностных идей,Учил нас всех познанью мира.О том, что свойства всех вещейЛишь при раскрытии даются.Они в понятии о ней,О вещи, как бы создаются!Но в виде сущностных идей,Самой природою даютсяВне наших действий и затей —Бытуют вечно.И если мир идей возьмём,И с ним пойдём прямым путём,То с неизбежностью придёмК тому, что нет богов на свете.А то, что ярко солнце светит,За зимней стужей небосводНа нашу землю благо льёт.Порядок в мире, хороводСветил на небе мерно движет,Земля живёт, цветёт и дышит,За днём приходит тихо ночь…Чей разум в этом, чья тут мощь?Кто мирозданию начало?Кто злому хаосу конец?Порядка стройного творец?Не боги разве?

Александр

Ясно, боги!И мой учитель, Стагирит,6В своём учении гласит:Что мир реальный нам являет —Многообразие вещей.А этот самый мир идей —Всего лишь – метод изучения.На этом знание стоит.А нет идей – нет и ученья,И это каждый подтвердит.Но этот самый мир идей,Приблизит нас к познанью мира,Не более самих идей,Внемлите разуму людей!Принятье сущностей ПлатонаУдвоит попросту весь мир:И твердь, и звёзды и эфир,Всё продублировано будет.И не прибавит ничегоК познанью нашему того,Что окружает в жизни нас.Коль коротко – такой вот сказ!И потому, скорее вредноУченье мудрое его.Коль не прибавит ничегоК познанью нашему о мире.И мой учитель не считает,Что погрузившись в мир идей,Мы тотчас ввергнем всех людейВ неверье, смуты или хаос.Зайдите в храм, через пронаос7И вы найдете там людей,Перед богами преклоненных,Совсем не знающих «идей»,Платоном мудрым привнесённых.Мы в храмах зрим Учителей!Учёных, очень просвещённых,Их там не меньше, чем иных,Причём, нисколько не смущённых.Так что безбожие не страшноИ хаосом нам не грозит,И мир устойчиво стоит.

Тимей

Все так! Но как же с мудрецами?Как просвещенных убедить?Ведь разум здравым должен быть!

Александр

А мудрецы познают сами:Что как устроено, живёт,Как движется? Куда идёт?И здесь «Идеи» – не подмога!И Аристотель говорит:Что сущность в вещи состоит.Сама в себе! И не стоитВо вне от вещи и отдельно.Мир вечно движется.Движенье,То без начала и конца.А перводвигатель в покое —То разум нашего творца.Ты видишь сам, что не безбожноУченье мудрое егоИ не содержит ничего,Что было бы для нас во вред.И это будет мой ответ.

Тимей

(Улыбнувшись)

Спасибо юноша! Доволен!Да, мир идеями удвоенТолько в сознании людей.И мы оставим мир «Идей».А Стагирит должно не зряУчил познанию тебя,Вложил в тебя, и труд, и разум.Ну, в общем, чувствуется база.Учителю – большая честь!Дерзайте, вьюнош! База есть!

Эсхин

(Литератор)

Есть у меня вопрос к тебе.Скажи мне юноша без лести,Что ты о данной нам душеСерьёзно думаешь? По чести!

Александр

Бог – высший разум, а душаИ разум наш – его частицы.Мы ходим, спим, живём дыша,А та бессмертная крупицаВ нас постоянна и онаЕсть наша сущность, пока дышим.Нам данная, пока живём.Ну а потом, когда умрём,Частица наша снова в нём!В Создателе!(И усмехнувшись, добавил)Она – даётся нам внаём,Пока мы дышим и живём!

Эсхин

Ну не совсем, как Аристотель,А в общем, правильно. Но я,В вопросе, этом буду ближеСкорей к Платону. Да, друзья!

Александр

Я не везде и не во всёмС моим учителем согласен.Есть ряд вопросов, по какимУ нас сплошные разногласия.Он рабство наше каждый разУмно и дельно утверждает.Он женщину, красу земли —Созданьем низменным считает.Я не согласен в этом с ним.И разделение народов —На эллинов и варваров,Надменный дух изобличает.Делить людей по племенам,Достоинство определяя,По принадлежности их к нам,Иль чуждыми совсем считая,Коль их культура не от нас —Неверно просто. Это раз.Второе – варваров рабами,Нам данными самой судьбой,Считать нельзя. Подход такойСнаружи, может быть, и красен,Внутри же словно плод гнилой.Посев такой дать может всходыНе в пользу нашей стороне.Коль где-нибудь в иной земле,Вдруг поменяются местамиНегреки с греками.Рабами объявят греков!Что тогда?Что делать грекам, господа?А кто рождён в земле Египта?Те – что? В неведении живут?Искусство есть! И знают труд!Ремёсла их умелых рук —Известны всем. Есть ряд наук.Иль это всё – порожний звук?Не чтут богов? Не поощряютНарод свой к подвигам, к делам?Герои здравствуют и там!Вполне достойные свободных!И гнусным низменным рабамЕсть множество везде подобных.И здесь – не менее, чем там!Ценить людей по их уму,Их мужеству в борьбе с врагами,Гораздо лучше, чтоб понять,Кого из них назвать рабами.И по стремлению ценитьСиянье тонкое искусства,И по уменью проявитьУмно воспитанные чувства.По знаниям больших наук,Ремёсел тонких, мореходства,Поэзии, механики…Вот показатель превосходства!

Гиперид

(Философ.

Антимакедонская партия)

Но это эллина черты.Они имеют с нами сходство.

Александр

Не будем брать в расчёт уродство!Мы видим, люди все равны!И нужно видеть это сходство,Здесь лишь достоинства важны.А не кричать о превосходстве!Ведь есть же множество достойныхИ восхитительных людейВ различных землях и народах.Так точно в каждой из земель —Есть также множество уродов,По всем параметрам плохих.И по всем признакам ничтожных.А если всё на чистоту,То я и вовсе не считаю,Что рабство должно быть всегда.Когда заменят труд рабаМашинами, то вот тогдаИ раб становится ненужным.Но это в будущем. ПокаВсе это просто невозможно.

Полибий

(Философ)

Мой юный друг! Все это сложно!

Александр

Да, в наше время невозможноРаба машиной заменить.И знаю я, что это сложно.И то, что рабство должно быть.Сейчас его нам не изжить.И все ж, со временем, – возможно!И я мечтаю о единстве,Об общем равенстве людей,О гомонойе8всех народов,От праотеческих корней,Идущих к нам.О них забыли.С тех пор как стали враждовать.И покоряться только силе.Но дальше, в будущем… Как знать?Найдутся и иные формыСуществования людей,Не вечно царствует злодей!

Каллисфен9

(Философ, племяник Аристотеля

в дальнейшем участник похода в Персию,

активный противник Александровых дел)

И как же вы её создатьНамереваетесь в натуре?Послушать можно? Как её,Ту – эту, вашу гомонойю?Практически-то, как создать?Тут можно голову сломать.В уме её, я верю, можно!Но вот – практически-то как?Я думаю, что невозможно.Ни так, ни эдак! И никак!

Александр

(Не желая преждевременно раскрывать свои замыслы

и идеи, чтобы не отпугнуть радикальностью взглядов

своих возможных союзников и понимая,

что это дело будущего, решил прекратить

ненужные споры и перевести разговор на другую тему.

Поэтому согласился.)

Ты прав, все это очень сложно.

Полибий

Разумность в действиях природыВы признаёте или нет?Хотел бы знать, каков ответ?

Александр

Разумность в действиях природыЯ не могу признать ни в чём.Конечно целесообразностьВ ней всё же есть, почти во всём.Но разума не вижу я.Ведь разум в действиях бывает,Когда ты мозгом наделён,А это только мы да Он!

Полибий

Пожалуй так. Но есть иные,Те кто считают божий мир…Что он разумен.

Александр

Где примеры?В чем её разум? А где бог?Здесь очень каверзный порог.Если она сама разумна,Тогда зачем природе бог?

Один из философов

Да, здесь безбожия порог!

Апеллес

(Художник.

Обращается к философам

с весёлым сарказмом.)

Да прекратите, сумасброды,Ваш – мракобесия поток!Давайте лучше о прекрасном.Прекрасное – всему исток!(Далее, обращается к Александру)Скажи мне лучше, юный друг,Как ты относишься к театру?

Александр

Люблю.

Апеллес

А более того?

Александр

Я обожаю Эврипида.Могила скромная егоУ нас. И чтится, как святыня.Я перед ним своё чело,Как перед гением склоняю.Эсхил! Софокла обожаю!И «Персов» битвы…, и Орест,Гонимый девами в Тавриду…10И «Прометей», к скале, как крест,В горах прикованный Кавказа…Гомер…! Способный до экстазаСвоей поэмой довести…11Да мало ли… Пусть Феб12 простит,Если запамятовал что-то…А без театра – путь в болото.Театр – великий чародей!И, видимо, на много дней!Театр мечтаю посетить!Увидеть – ваши представления,О ваших трагиках своёСоставить собственное мнение.(Подумал, молча постоялИ тихо произнёс: «…Фессал!»)

Исократ

Что Александр?

Александр

Да я сказал…Я вспомнил только что о друге.Из-за меня он пострадал —В немилость чёрную попал.

Исократ

(Понимая, о ком идёт речь)

Театр ты можешь посетить.На днях вот будет «Антигона».13А после, кажется «Эдип».Потом и до «Агамемнона»Черед со временем дойдёт.Здесь всё известно наперёд!Мы ожидаем два прогона.

Фалек

(Поэт)

Кто из поэтов вам любезен?

Александр

Алкей и Сапфо, Симонид,И Антимах, и Бакхилид,Ион Эфесский, и Солон,Конечно же – Анакреонт.И много более того.Но я не знаю никогоПрекрасней нашего Гомера,Певца эпических былин,Творца гармонии и меры.

Тимей

Ну что ж… Прекрасные примеры!Довольно, право, господа!Отпустим нашего героя.Беседа славною была,Проблемной в чем-то и не скроюПолезной очень. В добрый путь!(С лёгким юмором)Успехов в вашей гомонойе.Сейчас же лучше отдохнуть,В Афинах есть на что взглянуть!Друзьям и спутникам успехов,Театр дружно посетить,Побольше с юмором дружить…Пока ещё не до доспехов…14В Симпосион! Иль на Пирей —Среди гуляющих людей!Смелее милые ступайте.И с наслажденьем отдыхайте.

Александр

Благодарю вас, господа,За ваш приём и за беседы,Услышать мудрые словаИ вашей мудрости отведать…Мне только жаль, что ДиогенНе пожелал сюда прийти.Придётся мне к нему идти.

Фалек

(С нескрываемым юмором)

А он здесь больше не живёт.В Коринфе ныне проживает,Близ Крания преподаётИ в винной бочке обитает.

Александр

Жаль, я хотел поговорить.Коль буду в тех краях когда-то,Тогда смогу и навестить.(Обращаясь ко всем)Была приятною беседа!Я искренне благодарю,Все ваши мысли в своём сердцеЯ непременно сохраню.Прощайте, мудрые! До встречи!(Александр и его друзья уходят)

Глава 5. Александр. Рождение, юность, учёба и возмужание

Рожденье его под счастливой звездойСвершилось в столице – Пелле.Рожденье ребенка да в царской семье —Это большое веселье!Праздновал царь, веселился народ,Маленький принц в колыбелиСпал себе тихо, не зная заботИ не внимая веселью.Царь македонский, Филипп II,Жертвы богам могучимВ храмах торжественно приносил,Под фимиам летучий.Вот он наследник. И род не помрёт:Вырастет – в сильные рукиЦарство из рук ослабевших возьмёт.А там и появятся внуки…Имя ему нарекли Александр,В храме жрецы и пророки.Мальчик здоровеньким стал подрастать,Опережая все сроки,Славный и умненький не по годам.(Как это всё преподнесено нам!)Имя должно освещать ему путь,Быть его предначертанием.Его выбирали – большие жрецы,Сопровождая гаданием.Род его шел по преданью царейОт самого Геркулеса.И с материнской другой стороны,Предок не меньшего веса —Через великих Эпирских царей,От самого Ахиллеса.Так ничего себе, в общем, родство:Мощный Геракл – сын Зевса!И Ахиллес, сын Фетиды морской, —Предок не меньшего веса.В общем, герой Илиады – АхиллБыл Александру предком!И Александр его боготворил,И чтил почитанием редким.Он подрастал с потаённой мечтой —Вырастет, станет героем.И славные подвиги совершит,Как под стенами Трои.В древних развалинах Трои былой,Где-то в дворце Приама,Мальчику найден был воинский щит,Что по семейным данным,Будто Ахиллу принадлежал.Мальчик безумно тот щит обожал.И почерневший от старости щит,Веря, что щит тот – Ахилла,Он с помощью старших над ложем прибил.И гордость его возносила!Он в детских мечтаниях твёрдо решил,Как под стенами Трои,С этим щитом обойдёт целый мирИ станет отважным героем!Его воспитанием руководилСам Стагирит Аристотель.Филипп Македонский его пригласилДля постоянной работы.Тот близ Миезы ликей учредил,Сына учил и работал,Там и великой науке служил,Там же всю жизнь до конца и прожил.Он-то воспитанника и приучилК чёткой, системной работе,С умным подбором числа дисциплин,Чтоб обучался в той школе с охотой.Учил пониманию сути вещей,Он землю, огонь и водуРасставил, как сущности, по местам,Учил пониманью природы!А там – метафизика! Музыка! Театр!Недаром прошли эти годы.У пылкого юноши он возбудилК познаниям страсть и к походам!И всё это с детства ему заложил,На все его зрелые годы.Тот впитывал жадно! Хватал налету!И всё без нытья и нудоты.А стимулом было:«Всё это тебе,Сгодится в боях и походах!»Он верил, что это сгодится ему,Как в битвах героя Тезея,Героя Ахилла, Геракла со львом,На службе царя Эврисфея.И к чести его, надо твёрдо сказать,Герой из него получился,Он всё от учителя получилИ многому научился.А всё, что касалось другой стороны —Расизма античных греков…Надменности греков ко всем остальным,То тут – ни малейших успехов!Надменности греков он напрочь не взял,Отринул как мусор негодный.Хоть это и было основой тех дней,Элитным учением модным.Среди племенных и расистских страстей,Где был Стагирит «громогласен»…Для мальчика не было близких идейИ труд оказался напрасен.А чтобы представить ту древнюю жизнь,Без льстивости и без прикрасы…Напомним, что наш, современный нацизм,Немногим, чем этот вот, древний, ужасен.Да! Древние греки! Поэзии взлёт!Театры! Скульптура! А храмы!И как не прикинешь —Гомер! Гесиод!То вам не какие-то хамы!А сплошь тебе милый,Культурный народ…Однако ж – нацизм!Это драма.А дело всё в том, что  творили  они —Всё только для праведных греков.А вот к остальным относились они,Как к варварам – нечеловекам.И все те изящные, милые штуки —Для эллинов славных! Шедевры их рук!(А варвары – скот для тяжёлой работы)И варвар для грека – не брат и не друг!Ведь варвар, по сути своей, – несвободный,А раз несвободный, то значит он – раб!И значит, он должен на грека работать…Он думать не может и духом он слаб.Об этом бы можно и не говорить,Но всё, что в дальнейшем по жизни случится,За всем и учитель великий стоит,И то, с чем учитель – не достучитсяДо своенравного ученика.С чем тот – так и не согласится!Просьба к любителям древней культуры —Не возмущаться и не враждовать.Ведь даже, при всём изложении этом,Я тут и не думал её оскорблять.И всё, что касается древней культуры —Всё истинно верно! Она велика!Ещё несомненно, она и прекрасна!И кто же тут спорит?Да только пока…Пока это всё – лишь для эллинов славных!Самых великих и истинно главных!А все остальные – лишь только рабы.Ну и конечно – клеймённые лбы!Мир тогда чётко весь подразделялся —Только на греческий и остальной.И долгое время таким оставался!Словом, покуда там «меч» и «кинжал»С силой всё это не перемешал!Вы может скажете: «Это неправда!»Но всё это – правда! Включите мозги!И вспомните: Гитлер все бредни построил…Всё взявши от греков! Античных! Увы!Да, даже и «Хайре!» – на «Хайль!» переделал,Вот и скажите, что мы не правы.Хайре! И взлёт устремлённой руки!Греческий! (Ну и нацистский, увы!)Что? Голословно? Вот вам подтверждение!То мудрые греки давали ему,Мальчику юному, при воспитании —Гебельс в рейхстаге! Один к одному!Вот вам известный и мудрый Платон!А вот изречение – истинно, в тон!«Варвары все – это наши враги!Они всей природой своей созданы,Чтоб быть для эллинов – рабами!И мы естественно должны,Как с богом данными врагамиНепримиримо воеватьИ беспощадно убивать!И наша ненависть священна!Она естественна для нас…»Ответьте честно: Was ist das?По-моему, нацизм чистейший!Хоть изречение в стихах,А потому, оно примерно.Но вот изложено всё верно!И передано не за страх,За совесть, вы уж мне поверьте.Ну, а не верите – проверьте!И это вам не Йозеф Гебельс!Две с половиной тем словам!То Древней Греции законыИ не дай бог такого вам.Все те слова сказал когда-тоНормальный грек, четвертый век,Философ, умный человек!А вот другой великий грек.И тоже умный человек,Сам Аристотель Стагирит.И не разбойник, не бандит.И то не Мюнхена  пивнушки,Когда боролся там за власть,А позже, канцлером в Рейхстаге,С трибуны ненависть и страстьРаспространял наш бравый фюрер,Уже имея эту власть.Всё это, милые, – в Трактате!Умно, научно говорил!К тому ж ещё и очень дельно…(Он это там – наворотил!)«О государстве»… Почитайте…Что? Почитали? Отрезвил?«Все варвары самой природой,Рабами грекам созданы.Они для нашего народа —На услужение даны.Они должны на нас работать,А мы должны повелевать,Наказывать всех нерадивых,А если нужно – убивать!»Это расистское ученьеИ неприкрашенный нацизмЦарили в греческом сознании,Такой вот – «маленький цинизм»!И вызывал он в душах греков —Тот стопроцентнейший нацизм.И он царил тогда у греков,Меж миром греков и иным,Другим, не греческим. Потеха?То не потеха, то – «Стена!»Или иначе скажем – «Пропасть»,Что всё равно – цена одна!В таких условиях суровых,Противу мнений, АлександрВозглавил новое ученье,Уйдя за Граник, за Скамандр15.Он там приветствовал иноеВзаимодействие людей,Назвав его, как гомонойя —Единство разума людей!И среди множества народов,Уйдя от рассовых идей,Он жестко пресекал уродов —Любимцев рассовых цепей.А Аристотелевы мысли…(Прочтите всё ж его трактат!)В котором гений Аристотель…И был же вроде – демократ…Там выдавал такие «перлы»,Не просто, так вот, напрокат…Он поучал там Александра.Он там – от рабства адвокат!И поучал там очень дельно,Как государство создавать!В натуре думал «обкатать»Свои «идеи» за Скамандром.Да был отвергнут Александром,Когда пошёл за Бычий Брод,16Не взяв его с собой в поход.Как обращаться им с рабами…?Умно, научно поучал:«Да, как с животными скотами!»При этом мудро добавлял,Дескать работать все должны,Но мы должны – повелевать!А те – лишь только исполнять.«Рабы – это скот, их как диких зверей,Держать нужно лишь для работы.Их можно наказывать и убивать.Без гнева! Без слёз! Без заботы!»Вот так-вот любезнейший наш СтагиритБез хитрых лакун и изъятий звучит.Не слишком дословно и строго наверно,Но вот, в основном и по замыслу, верно.А вот Александр – принял общность людей,Разведенных прежде по расам,И он осознал, что их разум един,Присущ он и грекам и парсам.Но каждый из них ценит только своё!И только различия сеет:«Мы, греки! Мы, греки! А это они!Вы гляньте-ка! Овцами блеют!»А это – мы, персы! (Одно только – Мы!)Красивые, сильные персы!А это не наши – чужие они!На этом и царствуют «Ксерксы»!Нацистские бредни, мы в наши годаУспели познать – это наша беда.А древние нормой считали ту жизнь!И слова такого не знали – нацизм.Столетья прошли чередою с тех пор,А это зловоние живо и ныне!Но он среди первых когда-то решилУбрать это всё, не оставив в помине,Ни спеси племён и ни славы царей…Ни местных пиявок, ни злых упырей.Не ставьте в вину неудачу ему.Он честно своё отработал.Прогресс человека на том и стоит,Что кто-то, когда-то работал.
На страницу:
2 из 3