Полная версия
Рейки и восточная медицина. Серия «Саморазвитие»
Рейки и восточная медицина
Серия «Саморазвитие»
Ма Анурати Вайядеви
Редактор Елена Наумова
Художник Юлианна Пикушина
© Ма Анурати Вайядеви, 2024
ISBN 978-5-4485-7211-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Это первая книга Ма Анурати Вайядеви, из серии «Саморазвитие», которая дает возможность узнать об основных принципах восточной медицины и соединить их с Японской традицией Рейки, направленной на оздоровление человека. Эта книга для тех, кто хочет быть здоровым физически и духовно. Методики и упражнения, приведенные в ней, доступны для самостоятельной практики и повышают жизненный тонус, помогают восстановить и сохранить здоровье.
«То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно. О чем невозможно говорить, о том следует молчать».
Л. Витгенштейн.Жизнь на Земле появилась благодаря Солнцу. Солнце поддерживает и питает все, что есть на Земле, и саму Землю. Солнечный свет стимулирует развитие жизни. Мы все купаемся в солнечном свете. Можно сказать, что мы живем внутри Солнца. Обитаем внутри тела Солнца, пусть не в его центральной обжигающей части, а на прохладной периферии, но внутри. Ведь свет – это электромагнитное поле, неразрывное со своим источником – Солнцем. И мы живем внутри этого поля. Свет – это самое тонкое и чистое, что есть в физическом мире на Земле.
Рейки – это тоже свет, но еще более тонкий и чистый, чем свет Солнца, невидимый свет. Он также пронизывает все живое на Земле, наполняя жизненной силой. Сила и энергия невидимого света призваны поддерживать и улучшать жизнь человека на Земле.
Рейки – это чистая энергия света.
Свами Прем АмритТем, кто в пути…
Где живут боги? В моей комнате, сейчас и здесь.
Вокруг меня раскрывается бесконечность.
Моя душа свежа и чиста.
В неподвижности я ощущаю пустоту,
Где обитают солнце и луна.
Достигнув такого уровня восприятия реальности,
Осознаешь бренность человеческих дерзаний.
Шао Юн
Создание этой книги было очень долгим. Не потому, что это было трудно. Просто я ждала, когда во мне укрепится решимость поделиться своим пониманием Рейки, своим опытом и когда во мне созреет готовность объединить еще большее количество людей, соединивших свою жизнь с потоком Рейки. Данная книга, в первую очередь, предназначена для тех, кто уже знаком с традицией Рейки и работает в ее пространстве. Сочетание основ восточной медицины с искусством Рейки дает удивительные результаты и открывает большие возможности для работы с собой и другими, хотя бы потому что у практикующих появляется возможность воздействовать на энергетическую систему человека более осознанно. Данная книга ни в коем случае не является учебником по восточной медицине, в ней кратко даны основы восточной медицины и способы сочетания этих знаний с традицией Рейки. Эта книга позволяет прикоснуться к целительской мудрости древнего Китая и побуждает к дальнейшему изучению этой темы. Также в ней представлены медитации цигуна и другие методики для работы с энергией физического и тонких тел. Надеюсь, что мой опыт поможет новичкам разобраться в основах восточной медицины и разбудит интерес к дальнейшему, более глубокому ее изучению. А так же даст возможность отправиться в удивительное путешествие в свою Малую Вселенную.
Ма Анурати Вайядеви.
ЧАСТЬ I Волшебство Рейки
Есть один общий поток, одно общее дыхание.
Все сущее взаимосвязано.
Гиппократ
Мне часто приходиться отвечать на вопрос: «Что такое Рейки?» И я с улыбкой отвечаю, что это искусство быть счастливым… быть собой, быть хозяином своей жизни. В ответ я нередко вижу скептические взгляды и недоверие. Такова природа человека, он всегда не доверяет тому, что для него ново…
К сожалению, многие люди относятся к Рейки только как к способу лечения физического тела. Более того, многие считают, что Рейки – это канал, к которому можно подключиться и подключение происходит во время посвящений, через макушку. Это огромное заблуждение.
Как можно подключиться к энергии Солнца? В энергии Солнца можно быть, использовать ее. Энергией Рейки понизано все на Земле как энергией Солнца. Это жизненная энергия, которая наполняет собой каждую клетку человека, это энергия любви, без которой не может существовать все живое.
В современном мире все чаще звучат утверждения, что Бог един. Что важно не какому Богу молится человек, а то, как он это делает. Если человек признает, что есть высшая сила, которая управляет жизнью на земле, то логично признать, что существует способ для этого управления. И этот способ – энергия. Человек дает Богу разные имена, по-разному ему служит, но смысл остается единым. Разные люди, на разных концах земли нарекли Солнце своим именем, на своем языке, но качество света при этом не меняется. Также и энергия, благодаря которой протекает жизнь на Земле. Ее можно называть по-разному: прана (йога, Индия), ци (цигун, Китай), чи (тай-чи, Китай), святой дух (христианство), Ки (айкидо, рейки, Япония) и так далее – смысл и качество энергии при этом не меняется. Ее качество может изменить только сам человек, окрасив ее в свои эгоистические оттенки.
Ки течет в человеке с рождения до смерти, не зависимо от того получил он посвящение в Рейки или нет. Зачем же тогда настройки в Рейки? Что происходит во время общения Мастера и ученика?
1. Мастер, не подключает ни к какому потоку, лучу, эгрегору и т. д. Все проще. Мастер своей работой выводит верхние центры ученика на новый уровень работы. Они получают возможность брать из окружающего пространства энергию более тонкой вибрации и частоты, таким образом, постепенно перестраивая вибрацию тонких тел и соответственно физического тела человека. Практикуя, человек имеет возможность не только жить на более тонких энергиях, но и в последствии уже вырабатывать их сам. После инициаций, в течение 21 дня, верхние центры переводят на новый уровень работы ниже стоящие. Поэтому говорить о том, что посвящение в Рейки – это подключение к чему-то – не верно. Человек впитывает энергию всеми центрами, тонкими телами, точками акупунктуры, он наполняется ею, и по горизонтали, и по вертикали.
2. Во время посвящений, Мастер выполняет лишь физическую часть работы. Все остальное от него не зависит. Основная работа происходит на тонком уровне между той силой, которая ведет Мастера и той, которая помогает ученику. Чем меньше Мастер проявляет свою личность, тем выше его уровень, т.к. он выступает проводником высших энергий. И очень важно понять, что сила Мастера зависит не оттого, что он получил мастерскую ступень в Рейки, а от его духовности, от уровня развития, от того, что он ставит конечной целью: помощь другим в духовном росте или деньги и самоутверждение.
3. Рост в Рейки зависит не от получения ступеней, а от веры человека и от практики. Не зависимо от того, к какой религии человек принадлежит, вера – фундамент в Рейки. Только каждодневная практика, которая основана на вере и чистоте духа и тела, дает возможность увеличивать силу того потока энергии, проводником которой человек является. Получая ступени, человек получает знания и дальнейшую возможность увеличивать частоту вибраций на уровне центров. Именно поэтому, если человек не готов ко 2 или 3 ступени, но прошел посвящение, в его жизни возникают проблемы. Почему? Центры были выведены на новый уровень работы, а тонкие тела не изменились – духовность человека не изменилась. Он берет из окружающего мира более тонкие энергии, а сам создает более низкие – возникает несоответствие. Прийти в гармонию с собой и миром в такой ситуации невозможно. Поэтому, чаще в таких случаях, люди, получив более высокую ступень в Рейки, просто не работают в ее потоке.
Важно понять, что Рейки – это не только лечение физического тела. Это, прежде всего, развитие. Это возможность очень быстрого духовного роста и расширения сознания человека, возможность быстрого выхода за рамки своей личности, через работу с Эго. Есть несколько моментов, на которых хочется остановиться:
1. Соблюдение принципов и философии Рейки, дает возможность для быстрого духовного роста.
2. Совершенствование духа и тела, создает условия для развития способностей человека. Сложно работать с символами не видя и не чувствуя их.
3. Развитие ясновидения и ясночувствования, дает возможность работы с тонкими телами, аурой, центрами, меридианами.
4. Также саморазвитие в Рейки дает возможность работать на клеточном уровне. Это значительно сокращает время воздействия и повышает эффективность.
Что могут дать ступени Рейки для развития человека
Первая ступень дает возможность развить умение слышать, чувствовать энергию, управлять ею внутри и снаружи своего тела и тела другого человека, строить свое жизненное пространство. На первой ступени Рейки, кроме всего прочего, человек проходит опыт, который учит его правильно выстраивать свои желания и брать на себя ответственность за то, что он пожелал. Когда человек открывает для себя мир энергий первой ступени, кажется, будто вся вселенная поворачивается к нему со своим рогом изобилия. Начинают сбываться все желания, которыми наполнен человек. Благодаря этому возникает и укрепляется вера в высшее и в собственные силы. Но в тоже время, человек быстро понимает, что многие его желания иллюзорны и мелки, и их осуществление приносит в его жизнь лишь хаос и проблемы: то, что казалось очень важным вчера, через наделю уже не только становится не нужным, но и превращается в обузу. Таким образом человек учится правильно желать, он становится мудрее.
Вторая ступень создает условия для развития ясновидения и ясночувствования, необходимых для работы с символами, тонкими телами, меридианами и т. д. Очень важно видеть, что ты делаешь, как управляешь энергией или хотя бы чувствовать ее движение в своем теле. А так же дает быстрый духовный рост за счет опыта, который проходит человек на второй ступени. Опыт состоит в том, что вселенная очень быстро возвращает назад все то, что человек отправляет в мир, к тому же, в усиленном варианте. Если человек наполнен любовью и желанием служения миру – это же он и получает в ответ. Если человек наполнен злобой, завистью, гневом – он и в этом случае получает все назад. В пространстве Рейки невозможно навредить другому, это один из законов энергии. Поэтому все отрицательные мысли и пожелания в отношении других людей не доходят до них, а возвращаются к хозяину в виде ситуаций. Таким образом, если человек не готов ко второй ступени, его жизнь может сильно усложниться. И такие люди перестают работать в пространстве Рейки, пытаясь найти виноватых. Те же, кто понимает, что причина происходящего в них самих, начинают активно работать над собой, что приводит к быстрому духовному росту и расширению сознания.
Третья ступень погружает в глубокое осознание служения, когда человек учиться полностью забывать о себе. И служение всегда начинается с близкого окружения. Служить близким, ничего не требуя взамен, всегда сложнее, чем служить людям вообще. Так же третья ступень готовит к достижению такого уровня, когда не надо создавать символ, когда ты сам являешься символом, транслируя его энергию в окружающее пространство. Твоего присутствия достаточно, чтобы у людей происходили процессы на уровне тонких тел и жизненных событий. Наполняя свое поле энергией символа, практикующий транслирует ее на все, что находится в зоне поля. Но для этого мало научиться создавать символ, необходимо уметь соединяться с ним, образуя общий поток.
Мастерская ступень утверждает изменения, произошедшие на третьей ступени и делает их привычными качествами личности. Так же дает расширение сознания, развитие яснознания, умение структурировать пространство на тонком уровне относительно себя, других, мира. Но главный опыт Мастерской ступени – это ощущение себя сотворцом с высшим пространством. Таким образом, Мастер Рейки существенно отличается от основной массы людей, как впрочем и любой Мастер восточных практик.
Никто не в состоянии изменить жизнь конкретного человека к лучшему, только он сам. Для этого ему нужно поменять свое отношение к жизни с пассивно – ожидательного на активно – созидающее. В том случае, если человек не творит свою жизнь каждую минуту, а ждет что за него это сделает кто-то другой, он просто разрушает себя, свою жизнь, жизнь своих близких.
Рейки дает возможность все изменить, но только в том случае, если человек меняет сам, а не ждет этого от Рейки.
Рейки в руках невежественных людей может превратиться из искусства преобразования сознания и жизни в лекарство для лечения физических тел от лени, переедания и волнений.
Часть II ОСНОВЫ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ
Хорошее здоровье организма – это следствие равновесия действующих в нем сил.
Стефан Палош
В древнем Китае человеческий организм рассматривался как уменьшенное подобие вселенной. В те времена многие философы по всему миру придерживались таких взглядов. Согласно древней китайской философии, все процессы, происходящие в организме человека, включая заболевания, связаны с взаимодействием пяти элементов природы. Именно поэтому человека нельзя рассматривать отдельно от природы. Он является ее органичной частью и тесно связан со Вселенной. Природа как макрокосм и человек как микрокосм подчиняются одним и тем же законам. Отталкиваясь от этого положения возникло несколько учений, которые легли в основу Китайской медицины. Далее мы коротко рассмотрим эти учения.
Учение о инь и ян.
Учение о инь и ян является основной моделью мировоззрения медицины древнего Китая. Эти иероглифы отражают различные явления повседневной жизни. Ян – символ мужской энергии, олицетворяет свет, солнце, движение, развитие, день, небо и т. д. Инь – символ женской энергии, олицетворяющей тьму, луну, покой, ночь, землю и т. д. Это два потока энергии противоположные друг другу, но взаимодополняющие, поддерживающие и уравновешивающие друг друга. Согласно Китайским представлениям все, что движется и устремляется вверх, ясно определимо и активно, относится к ян. Все, что неподвижно, опускается вниз, является смутным и скрытным, пассивным – относится к инь. Человеческий организм тоже делится на две противоположности. К ян относится правая половина тела (если его разделять вдоль), верхняя часть тела (если его разделять поперек), его поверхность, спина, пять полых органов, энергия. К инь относится левая половина тела (если его разделять вдоль), нижняя часть тела (если его разделять поперек), внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь. Как ян, так и инь могут быть разделены на составляющие практически до бесконечности. Например, день – это ян, а ночь – это инь. Но первая половина дня, активная, считается ян, а вторая половина дня, когда солнце начинает опускаться – инь. Таким образом, все явления мира, а так же все процессы происходящие в человеке, могут быть разделены и классифицированы между двумя этими противоположностями. В свою очередь, каждое из этих явлений может быть разбито на подгруппы инь и ян. Сбалансированные и уравновешенные между собой, они дают крепкое здоровье. Если же энергия смещена в каком – либо из направлений, это приводит к болезни. Переизбыток ян дает чрезмерную активность организма, переизбыток инь – гипофункцию.
Инь и Ян – две составляющие единой энергии.
В совокупности эти силы составляют целое, которое называется «знаком великого предела». Весь мир наполнен потоками энергии. Эта энергия циркулирует в природе, изменяясь от слабой до сильной и от сильной до слабой.
Ци, пребывающая в равновесии, самодостаточна, – такова суть Дао. Но эта самодостаточность собрана из двух половин – «женской» энергии Инь и «мужской» энергии Ян.
Энергия Ци всё время меняет свои качества от Инь к Ян и от Ян к Инь. Изгиб линии, разделяющей две половины круга, подчёркивает динамику взаимодействия сил Ян и Инь, готовность перехода одной в другую. Белая точка на чёрном фоне и чёрная точка на белом фоне означают, что Инь содержит в себе Ян, а Ян содержит в себе Инь.
Даосский круг нельзя разъять, разложить на два, т.к. он внутри себя содержит идеал. Всё происходит в пределах одного круга, который одновременно и светлый и тёмный, и нет нужды выходить их него, выпадать из естественного мира.
В современном Китае официально признано, что принцип Инь – ян представляет собой прогрессивный способ мышления, основанный на изначально простом диалектическом, материалистическом учении, не имеющим ничего общего с предрассудками.
Действие начал инъ – ян заключается в следующем:
– каждое из них стремится подавить другое;
– оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала – в инь есть ян, в ян есть инь;
– борьба и взаимное превращение инъ и ян являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования;
– нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к нарушению всякого движения и развития;
– ян превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру). Рассмотрим эти положения подробнее.
Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения, при этом инъ и ян сменяют друг друга. Оба начала никогда не остаются без взаимодействия, и их стремление к вытеснению друг друга является движущей силой развития вещей и явлений.
Как противоположности, инъ и ян зависят друг от друга и не мыслятся один без другого. Ян является верхом, а инъ – низом (без верха не может быть низа, и наоборот); правая сторона тела – это ян, левая – инъ (без правой стороны нет левой, и наоборот); жара соответствует ян, а холод инь (без жары не может быть холода, и наоборот); переполнение (избыток) соответствует ян, опорожнение (недостаток) – инъ (без переполнения нет опорожнения, и наоборот). Оба служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: инь не может произвести себя без ян, и наоборот.
При этом каждое начало содержит в себе обе противоположности – дополнения, то есть каждое ян может быть разложено на ян ян и инь ян, а каждое инь – на инь инь и ян инъ. Все субстанции и проявления нашего мира могут быть отнесены к тому или другому началу, которое, в свою очередь, несет в себе и ян, и инь, и каждый из них составлен из инъ и ян; дробление этих распределений можно производить бесконечно. Например, вся верхняя часть тела относится к ян, при этом спина соответствует ян, а живот и передняя часть грудной клетки – инь;
В отношении структур и функций организма человека инь характеризует материальные составляющие тела, а ян – его функции. Таким образом, инь охраняет ян. Если что-либо имеет свойства функции, «энергии», то оно относится к ян, если это имеет структуру и форму, то оно относится к инь. Ци имеет характер ян, кровь – характер инь. Часть внутренних органов (см. ниже раздел «Учение о внутренних органах – чжан – фу») относится к инь, другая часть – к ян. Всю сложную структуру человеческого организма и его функции китайская медицина классифицирует и объясняет на основе принципа инь – ян. Физиологические процессы, постоянно протекающие в организме на клеточном, тканевом и органном уровне, взаимодействие его разных частей, вся жизненная активность является результатом борющихся в неразрывном взаимодействии сил инъ – ян. Разъединение этих сил ведет к прекращению активности организма и жизни.
Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изменяют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь; если же отступает инь, то увеличивается ян. Например, зима является вершиной холода (инъ), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается тепло и приходит лето – ян; весна, лето – это ян, зима, осень – инь. Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. В этом выражается взаимный контроль покоя и движения, то есть инъ и ян.
Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инъ. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества энергии (як); тогда происходит усиление инь и ослабление ян. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.
Модель инь-ян служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или ян.
Любое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность – к инъ-состояниям. Жар – это ян-состояние, озноб – инь-состояние; полнота – ян-состояние, пустота – инь-состояние. Таким образом, все симптомы различных заболеваний можно разделить на две группы – ян-синдромы и инь-синдромы. Розовая и чистая кожа, блестящие глаза, звучный голос, наполненный, сильный, ускоренный, поверхностный, скользящий пульс – это ян-состояние; темная и вялая кожа, тусклые глаза, тихий и прерывающийся голос, слабый, медленный, неровный, слабо наполненный пульс – это инь-синдромы. Для постановки диагноза в китайской медицине необходимо, прежде всего, правильно оценить состояние инь и ян, лишь после этого можно определить причину болезни.
Исходя из принципа равновесия инь и ян, главным в лечении является восстановление нарушенного баланса инь – ян, то есть гармонии. В европейских понятиях это можно выразить как задачу по восстановлению гомеостаза организма, стимуляцию его защитных сил и реактивной способности.
В терапии китайская медицина руководствуется принципом взаимодополнения: к инь надо добавлять ян, к ян надо добавлять инь, значит при ян-болезни следует использовать инь, и наоборот. Всякое терапевтическое действие должно быть направлено на регуляцию соотношений инь и ян как в функциях отдельных систем, так и всего организма, на восстановление равновесия между ними. Цельность характера китайской медицины отражается и в том, что учение об инь и ян распространяется и на совокупность всех терапевтических средств, на свойства и действие растительных препаратов и других медикаментозных средств, на пищу (лечебным свойствам которой придается определяющее значение), на акупунктуру, массаж, дыхательную и лечебную гимнастику и так далее. После диагностики и классификации характера патологии выбирается соответствующее средство воздействия, которое должно восстановить гармонию инь и ян и излечить больного.