Полная версия
Письма Булгакову. Роман. Избранное. Т. 3
Потом оказалось, враги —
Это лучшие люди планеты!
Ты знаешь – Есенина и Гумилёва
Твоими словами
Убили!
Как же ты быстро
Забыл про это?
Вы спросите, почему «товарисч»? Это современная транскрипция слова «товарищ» – прежняя утрачена вместе с революционными идеалами.
О любителях простых подходов или простота хуже воровства
Николаю Т.: Категорически не согласна с Вами. Ваша критика не выдерживает никакой критики. Данной статьёй Вы просто продемонстрировали своё собственное незнание многих вещей в области поэзии. Я могла бы конкретизировать своё замечание, но скажу лишь, что современная поэзия это совсем не пушкинская строка. И если уж обращаться к классикам, то тут скорее можно сослаться на Андрея Белого, Валерия Брюсова или Николая Гумилёва. Современная поэзия – это сложнейшая метрострофика (пеоны, гиперпеоны, ритмическая нерифмованная и рифмованная поэзия, нарратив, верлибр и др.). Если же говорить о поэзии Дмитрия Мизгулина, то на примерах Вашей критики можно лишь сожалеть о том, что критикующий не знаком со всем богатством поэтического инструментария (тропы, инверсии, ассоциации и пр.) и даже не владеет литературоведческими терминами, поэтому критик остаётся лишь на уровне рассуждений, сообразуясь только с собственной логикой. Логика же у каждого поэта – своя, особенная.
Дмитрий Мизгулин – большой российский поэт. Его поэзия (почти вся!) – рукотворная молитва. Что касается техники дела, то Дмитрий Мизгулин – мастер. Он как раз владеет всей палитрой поэтического инструментария. Он – человек, закончивший кроме экономического ВУЗа, Литературный институт им. А. М. Горького С его поэзией я хорошо знакома, а вот Вы – всего лишь выдернули пару строк и решили, что этого достаточно для критики. Попробуйте вот с такими же мерками подойти к своим стихам. Как Вы думаете, что из этого получится?
Татьяне А.: Поэзия не ставит перед собой задачи быть понятной. Поэзия это диалог с Богом и с людьми (поэтами, читателями), равными самому поэту по уровню интеллекта. А «понятно-не понятно» – это подход тёти Маши, главное занятие которой сидеть на скамеечке у подъезда и лузгать семечки. Любители «простых стихов», в частности, вы – возражают, что де вот Пушкин понятен и тёте Маше, а он – гений. Следует спросить таких граждан – а вы уверены, что Пушкин понятен этой самой тёте Маше? Даю миллион за то, что тётя Маша читала Пушкина только в начальной школе по принуждению – на уроках проходили два-три стихотворения, которые разжевала и подала в готовом виде учительница. Сама же тётя Маша прекрасно обходится без таких сложностей, как Пушкин. Тётя Маша вообще ничего не читает, кроме ценников в магазине. И если вдруг тётя Маша сидит где-нибудь на лавочке в городском саду (пришла развлечься) и слушает чтецов – поэтов, то будьте уверены – оценивает она не стихи (в них она – ни уха, ни рыла!), оценивает читающего. И говорит – хороший поэт или плохой поэт. Ну, иногда скажет коронную фразу – вот у этого де всё понятно, а у того – тёмный лес! А что ей там понятно – только бесу известно. Так что опираться на «народное» восприятие поэзии – всё равно, что требовать от козла молока.
Михаил Афанасьевич, это всё ваши персонажи, любители жить и действовать по-простому, потомки незабвенного шарикова.
Что такое опытное знание
Из писем – диалогов с М. П. А.
1—2 это высказывания М.П.А:
«То, о чем я не могу знать, вообще ирреально по отношению к опытному знанию.
Математические абстракции хороши как инструменты решения поставленных задач, но задаваться физическим смыслом этих абстракций – дурной вкус»
Я ОТВЕЧАЮ: В понятие опытного знания входят не только экспериментальные подтверждения того или иного предположения или суждения о явлениях природы, но и математические вычисления и математические доказательства. Если некое предположение (например, догадка о том, что фотон – это и частица, и одновременно волна) можно изобразить математической функцией (формулой), то это и есть доказательство того, что фотон в реальности имеет именно такую дискретно-волновую природу. Провести опыт с помощью каких-то инструментов, который бы подтвердил существование фотона, невозможно. Здесь математика и есть тот самый инструмент опытного знания. Фотон никто не видел. И что? Разве это ирреальная частица? Ничего подобного. Это самая что ни на есть материальная частица, которая одновременно является волной. Так что математические абстракции – это инструмент опытного знания. Это и есть их физический смысл.
Увы, многие высказывания М. П. А. – это суждения человека, который много читал, имеет хорошую память, постоянно ссылается на авторитеты (будь то наука или религия), но совершенно не умеет мыслить самостоятельно. Он версификатор, компилятор. Умелый, но компилятор. Сказывается его необразованность – отсутствие системных знаний. Кажется, он и десятилетку не смог закончить. Отсюда его агрессия к инакомыслящим – это, т.н. «умный потомок шарикова», всегда готовый кричать: «Ату!». Что он и делает азартно по любому подходящему поводу.
Я иногда пытаюсь достучаться до его мозгов, но тщетно. Одна цитата за другой выскакивают из его «чужого» сознания.
И Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди!
Дела в стране, развернувшей лицо в плюс-квамперфектум, туда, где в мавзолее лежит и прекрасно сохраняется мумия вождя, становятся всё хуже – рубль падает, цены на продукты растут, репрессивные законы множатся, как слепни в урожайный год, две войны затягивают всех в трясину непомерных военных расходов и следующей за ними по пятам нищеты. Всех, кто не хотят в сталинский СССР, поименовали пятой колонной. И верный нукер здравствующего вождя с удовольствием разместил на их виртуальных лбах виртуальный прицел. Так что теперь у нас в буквальном смысле – и Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди!
А ещё дальше, в самых прекрасных перспективах – возвращение царя. Кто бы мог подумать, что движение назад может быть столь захватывающим! Ваш мессир явно присутствует в этом замечательном ретро. Движение вспять, оказывается, точно попадает в парадигму великого Ленина: «Шаг вперёд, два шага назад!». Всё идёт по плану. Одна беда – главный мыслитель вдруг (ни с того, ни с сего!) объявил великого Ленина виновным в развале государства. Дескать, заложил Ильич – основатель пролетарского государства – мину, которая и рванула в незабвенном присно 91 году. Мистика!
А Ильич-то, оказывается, мощнее любого Ильи Муромца будет. Спустя 67 лет после смерти сумел-таки развалить великое государство! Ай, да Ильич! Это вам не пустячный триллер «Мумия возвращается»! Это, друзья мои, оказывается, сакральная жертва тому, кто живее всех живых!
Но тот, кто живее всех живых, не может существовать без подпитки энергией новых жертв. И кто (или что) будет следующей жертвой? Видимо, то самое государство, которое возникло на руинах прежнего. Мумия требует продолжения банкета. Жутковато заглядывать в перспективы этого процесса. Но их, в общем-то, вполне реалистично нарисовал нынешний вождь. Случайно ли вырвалась у него тайная информация или намеренно – неизвестно. Но в точности прогноза можно не сомневаться. Вспомним тех идолов, которые строили мир на жертвоприношениях. Где они все? И где тот мир, который они строили?
Дрон или чертовщина?
Странную картину пришлось наблюдать мне несколько дней назад. Вечерело. Вначале мимо окна в южном направлении прошла дама в норковой шапке, в драном ватнике и растоптанных пимах. Норковый головной убор, конечно, украшал даму, но красота легко сходила на нет, ибо ватник и пимы не только затмевали меха, но и отменяли смысл жизни вообще.
Затем в северном направлении, то есть навстречу даме в ватнике, низко над крышами домов пролетело нечто. На первый взгляд показалось – летит торпеда, тело напоминало акулу в небе. Но хвостовое оперение этого летучего объекта светилось – несколько огоньков разного цвета были закреплены на хвосте, похожем на метлу. Сам объект имел тёмный цвет и оставил какое-то неприятное ощущение, подобное тому, что возникает от вида большого насекомого.
Первая мысль и сформулировалась именно так: «Кажется, какой-то таракан здоровенный летит!» Вспомнилось собственное стихотворение о скорпионе – Лейурус Квинкестреатус:
Эпоха Лейурус Квинкестреатус
Человек в летаргическом сне
и не выйдет из комы.
Надвигается мир потепления,
мир насекомых.
Синий дождь на высоких ногах
через горы шагает —
День, неделю и месяц шагает, и два.
Наступает вода.
Наступает эпоха другая.
Что ж, готовься – тебе пригодится
твоя голова.
Мир переменится, друг мой,
до атомов и до ионов,
Динозавры проснутся
сквозь времени каменный треск.
И в новейшие крылья обрядится
род скорпионов —
Их фантомное облако
станет кошмаром небес.
***
Пролетел странный объект беззвучно и довольно быстро, низко над крышами, следуя по складкам местности. И только спустя несколько мгновений, подумалось – это был дрон. Что, скорее всего, близко к истине. Что за дрон? Откуда взялся? Видел ли кто-то ещё сумеречный полёт этого фантастического объекта? Что это – мистика или реальность каких-либо новых технологий? Летел он с юга – может быть, из Китая (граница рядом)? Или с какой-нибудь военной базы Афгана?
Реальность становится всё фантастичнее, Михаил Афанасьевич. Прогресс электроники неоспорим, а человек при этом мельчает и духовно и физически. Скоро планета наша превратится в планету насекомых – вот таких лейурусов квинкестриатусов.
Поэзия вертикального взлёта
Как-то так сложилось, что поэтов стали делить на тех, кто принимает стихи Цветаевой, и тех, кто боготворит Ахматову. Но ничего случайного в мире не случается – да простят мне читатели сию тавтологию.
Если отойти от конкретных имён, то в поэтическом поле рисуются три направления. Одно – душевная поэзия (Цветаева), другое – духовная поэзия (Ахматова – речь идёт не о религии, но о понятиях «душа» и «дух»). Третье направление – то, что может быть условно определено как тексты акына (что вижу, то пою). Постмодернизм в поэзии, практически весь, является текстами акына.
Обратимся к понятиям «душа» и «дух». Душа – это горизонтальная составляющая человека. Душа – всё то, что соединяет тело с окружающим миром с помощью органов чувств, посредством ощущений, желаний, мыслей, рождённых ощущениями и т. д. Душевная поэзия, таким образом, рождена играми тела. Я определяю её как истерическую поэзию. Есть более техничное название – суггестивная поэзия.
Многие поэты употребляют словосочетание – тёплые стихи. Душевная поэзия, действительно, тёплая, т..к. рождена играми тела.
Дух – это то, что соединяет человека с Творцом, Абсолютом, Высшими силами. Назовите хоть как, но Дух – это то, что делает человека человеком, выделяет его из мира животных. Дух – это вертикальная составляющая человека. Поэты вертикального взлёта пишут духовные стихи, которые кажутся тем, кто живёт в горизонтали (т.е. душой) – холодными. Идущим по горизонтали кажется, что в духовных стихах нет жизни. Но это не так. Поэты вертикального взлёта пишут стихи, в которых не только есть жизнь, но в них именно – настоящая жизнь, жизнь духа. Однако творцам душевной поэзии дух недоступен (пока недоступен или по их природе – вообще недоступен). Они просто не понимают духовной поэзии (у них нет инструмента для этого) и не принимают её.
Поэты вертикального взлёта понимают душевную поэзию, но относятся к ней как к творениям детей. Душевная поэзия – это детство поэзии. Творец душевной поэзии может повзрослеть и тогда он начнёт «видеть» духовные стихи. Он может и сам перейти в состояние вертикального взлёта.
Но творцы духовной поэзии никогда не вернутся в детство, не станут писать душевные стихи. Для них это – деградация. Хотя умение писать т.н. тёплые стихи есть у каждого поэта вертикального взлёта. Но душевные стихи для них – слишком простая задача. Иногда они могут это легко продемонстрировать, но лишь в качестве показательного примера.
Что касается третьего вида поэзии – текстов акына, то такие тексты сможет написать любой грамотный человек, даже не имеющий литературного дара. Вот поэтому сейчас поэзия массово превратилась в сплошные тексты акына. Миллионы пишущих тексты – миллионы акынов.
Вот, приходится объяснять разницу между тем, что принадлежит душе и духу. За более чем семь десятилетий советской власти и безбожия люди забыли о том, что такое душа и дух. Придумали для душевной поэзии метафору – тёплая поэзия. И пролеткульт канонизировал эту т.н. тёплую поэзию. Вот и получилось, что товарищ Пупкин пишет тёплые стихи, так как они бередят народную душу, а Борис Пастернак, Анна Ахматова, Александр Блок – холодные, т.е. чуждые народу стихи. Вы, Михаил Афанасьевич прекрасно знаете, чем закончилась Ваша эпопея написания романов, в которых дышит Дух. Вам этого не простили!
О, дивный новый мир!
Информационная война ещё только началась, ибо мы лишь в начале цифрового мира, который и есть инструмент новой войны. А вот интеллект как раз почти полностью завоёван. Интеллект каждого человека и всего человечества полным ходом работают на информационную войну. А закончится она лишь тогда, когда вся людская масса будет полностью управляема из одного центра. Мир сейчас находится на стадии атомизации человеческой массы – то есть, запущены в работу технологии взращивания крайнего индивидуализма, когда идёт отчуждение человека от государства, от семьи, от любого центра притяжения – будь то корпоративная, родовая, этническая или национальная общность. Технологии очень эффективные, и мы это видим. За последние 25 лет люди в РФ изменились настолько, что даже самый необразованный человек знает об этом. Люди деградировали, и криминал стал нормой везде – начиная с самых верхов и заканчивая сторожем на кладбище. И это всего лишь начальная стадия информационной войны. Сейчас реализуются самые мрачные антиутопии, типа «1984» Оруэлла или Хаксли. Но пока эти сценарии находятся в отправной точке, поэтому люди в большинстве своём не видят направления, в котором движутся.
Впереди человечество ждёт планетарный муравейник. Счастьем, видимо, будет считаться состояние, когда человек-муравьишка не осознаёт своего положения. В нашей стране люди умеют отключать сознание, как это не может ни один народ в мире. Они прожили века в крепостном праве, потом прошли живодёрню советского гулага, и теперь при любой опасности впадают в анабиоз. Живут, не включая сознание. Может быть, они переживут всех в этом мире. А, может быть, вымрут от деградации мозга, который веками существует без употребления. Скоро, Михаил Афанасьевич, некому будет читать Ваши романы. Но я очень, очень надеюсь, что хотя бы несколько мыслящих человек останутся в качестве поселенцев в Новом Ковчеге, который непременно пришлёт Воланд.
Заигралась
Есть среди моих знакомых одна красотка лет 60-ти с хвостиком – такая, типа сохранившая детское восприятие, а точнее – детский эгоизм, когда всё время хочется на ручки. К кому – безразлично, лишь бы гражданин согласился тащить на себе дамочку со всеми её заботами. Ну, само собой, заботами о себе, любимой.
Метода простая. В разговоре постоянно как-то нечаянно ронять фразы, типа:
– Как хорошо, что у меня есть настоящие друзья!
– Хорошо, что у меня есть о ком заботиться (в противовес мне – одинокой, например).
– Не представляю, как бы я жила, если бы всё доставалось только мне одной!
В переводе с её языка это означает:
– Как хорошо, что у меня есть настоящие друзья, у которых всегда можно чем-то поживиться!
– Хорошо, что у меня есть о ком заботиться, а вот кто-то живёт один и, значит, должен позаботиться обо мне!
– Не представляю, как бы я жила, если бы всё доставалось только мне одной! Не пора ли тебе поделиться со мной!? Например, дать денежек взаймы, тебе-то всё равно некуда их тратить. Чем выпускать какой-то там журнал, не лучше ли отдать денежки мне, ведь мне-то они нужнее.
Дамочка любую свою фразу старается повернуть так, чтобы надавить собеседнику на совесть, хотя совесть-то тут, конечно, ни при чём! И я вначале, действительно, постоянно давала ей деньги взаймы. Она отдавала долги, но мелкими частями и так долго, что в пору уже было и забыть обо всём.
Прекрасно понимая, что красавица пытается мной манипулировать, я, в конце концов, отказалась ей вспомоществовать, тем более что у неё в доме два здоровенных мужика – сын и внук. И такая же дочурка. Если иметь родственников для неё – неземное благо, то почему они, столь любимые ею, никогда о ней не заботятся? Почему-то заботиться о них всё время приходится ей, а не наоборот. И столь прекрасные друзья тоже ведут себя так же, как и родственники. А свои заботы она всё время пытается переложить на кого-то другого, например, на меня.
Постепенно от общения с этой любительницей родственников и друзей возникло стойкое ощущение присоски, которая не прочь питаться тобой, т.е. приспособить твою жизнь под её личные нужды.
Дамочка пыталась манипулировать не только мной. То же она долгое время пыталась проделывать с медиками, от которых ей нужна была группа инвалидности – для увеличения пенсии. Но эта страдалица не учла одного: медики – люди жёсткие.
Её поведенческие приёмы, её прилипчивость – всё это говорит о том, что, скорее всего, дамочка командирована работать «портянкой» от небезызвестной конторы. «Портянка» – это тот (или та), кто не даёт тебе житья, не даёт что-либо делать общественно-полезное, да и вообще, не даёт ничего делать, заставляя постоянно вникать в его личные проблемы.
Наша героиня в этом – великий мастер, такая дли-и-нная портянка, путающаяся под ногами и не дающая и шагу ступить – типа Швондера с его командой медуз, всегда готовых запустить щупальца в чужую жизнь.
Доигрались
Хорошо известное народу ведомство в последние годы советской власти наплодило множество «чудес». Чего стоит, например, экспериментальный цех т.н. экстрасенсов. Не обошла чаша сия и нашего города. «Обучение» в небезызвестных структурах, применение на практике, то есть на людях, сомнительных методик управления сознанием и т. д. Персонажи, якобы овладевшие сакральными знаниями, размножились и преисполнились важностью момента. Действовали открыто – знали, что ненаказуемы.
Ну, как тут не вспомнить слова Воланда: «Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишён возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, – тут неизвестный повернулся к Берлиозу, – вообразите, что вы, например, начнёте управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома лёгкого, – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме лёгкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось!»
Вот таких управителей чужой жизнью образовалось множество, а посему и довелось мне быть свидетелем историй, которые, словно нарочно, укладывались в сценарий Воланда.
Некая дамочка, вообразившая себя «управителем судеб», практиковала на всех, кто попадался под руку. Загадочные пассы над головой испытуемого, глубокомысленные рекомендации для исправления «кармы», захватывающие беседы о том, как устроен мир иной, в который придётся отбыть рано или поздно, сеансы «лечения» болезней – дамочка бралась лечить даже неизлечимых. Театр продолжался лет пятнадцать, до тех пор, пока… (вспомним вышеозвученный сценарий!) гражданку-управительницу не хватил сначала микроинсульт, а потом и инфаркт. И та самая рука, которой она совершала жизнеопределяющие пассы, из-за нарушения кровообращения вдруг почернела и приняла вид нежизнеспособного придатка.
Другой «управитель», который мнил себя судьёй и палачом инакомыслящих, действительно, вершил, вплоть до их перехода в мир иной, судьбы «молодых да ранних» поэтов. Не брезговал и не столь молодыми, но всё же талантливыми. В общем, трагически вершил судьбы всех, кто попадался под руку. Сам же при этом любил пожить на широкую ногу – водочка, женщины и прочие удовольствия для утешения бренного тела. Видимо, «труд» его хорошо оплачивался. Однако… и для него пробил тот самый час. С очередной «белочкой» попал в печальный приют для расставшихся с адекватным восприятием мира, которым он так умело управлял. Далее след его затерялся. Обнаружилась лишь весть о том, что де похоронен в г. О. Как туда попал и где обрёл последний приют – тайна за семью печатями. Квартира и имущество его (как говорится, всё, что нажито непосильным трудом) отошли неизвестным людям.
Третий персонаж драмы, имеющий, между прочим, хорошее гуманитарное образование, был отправлен этой самой «конторой» в пожизненную командировку – в рабочую среду на рабочую должность для тайного «стука» и явного идеологического воздействия на работяг. До этого знаменательного момента гражданин писал неплохие стихи. А после – канул в небытие, ведь он должен был (по своей задаче) стать ровней пролетариату, вызывать доверие у окружающих его собратьев. Так и прошла вся жизнь – в непрерывном «стуке» и в идеологически выверенных рамках. Выйдя на пенсию, гражданин вновь вернулся к писательству. Но пролетарская командировка длиною в жизнь сыграла с ним плохую шутку – развитие его способностей остановилось, видимо, ещё тогда, когда он старательно принялся играть свою неблаговидную роль. Так и пишет немудрёные стишата, камуфлируясь под работягу, под некоего крестьянствующего персонажа. Но «контора» упорно продвигает его нехитрые сочинения, рекламирует его как «известного поэта». Жалкая жизнь, жалкая роль, картонные тексты, дутая дешёвая слава. Кроме того, видимо, по причине «долгов» перед теми, на кого писались доносы, и во избежание расплаты от кого-либо из обиженных, гражданину пришлось покинуть город и уехать за тысячи километров от родины. Хотя и на юг, но всё-таки туда, где его никто не ждал. Уехать пришлось после потери сына, который погиб якобы от болезни, но… всё-таки, в странных обстоятельствах. Так закончилась ещё одна история «управления» чужими судьбами.
Так же, как и в предыдущих случаях, оказалось, что «управляющий» на самом деле был управляемым, но за игру чужими жизнями всегда приходится платить – и не где-то там, на небесах, а здесь – на грешной земле.
Любитель шопинга
Вот ещё одна история из той же серии, но несколько иного плана. Это комедийный водевиль про глупого молодца, который даже грамотой овладеть не сумел в своё время, но, выйдя на пенсию, решил стать знаменитым писателем.
Сей творец издал две-три книжицы с бессмертным текстовым продуктом и выставил их содержание на литературном сайте. Хозяева сей интернет-площадки только этого и дожидались, ибо ресурс занимался получением дохода из неудовлетворённых амбиций неизвестных гениев. Наш добрый молодец тут же получил приглашение вступить в писательский союз, который якобы вёл отсчёт от императорского дома. Дело оказалось простым и понятным – заплати кругленькую сумму, и корочки, удостоверяющие, что ты – писатель, уже в твоём распоряжении. Заплати ещё раз – и ты уже тысячный автор некоего сборника, где обитают номинированные на премию «Писатель года». А если не пожадничаешь, отвалишь ещё разок кругленькую сумму, то и до финалиста недалеко! Ну, уж если ты выложил немалую сумму, чтобы именоваться финалистом, то просто грешно не отдать очередной платёж за поездку в столицу, где тебе дадут… некий диплом (то есть бумажку)!
Дело пошло! Наш творец быстро приобрёл солидность – купил удостоверение, на лацкан пиджачка прикрепил красивый значочек (дескать, ошибки нет – я писатель!), обложился дипломами, открыл студию, где происходило обучение всех желающих пройти такой же славный путь в литературу. Весьма споро и скоро в городе возникла могучая кучка великих писателей. Тем, что нужно хотя бы вспомнить правила русского языка, никто не озаботился. Все добрые молодцы императорского союза уважали друг друга и так – без всяких там заморочек, типа грамотности.
И что более всего удивительно, городская власть тоже присоединилась к почитанию императорского дома. Вернее, союза, отпочковавшегося от имперских якобы традиций – союза любителей шопинга и рыночных столичных закромов, где всё можно купить – были бы деньги. Эпохальный коллектив выглядел весело и задорно – кот Бегемот, факир Коровьев и компания! Творцы даже основали альманах «Эпоха», где на тех же имперских условиях (то есть за хорошую плату) публиковали гениальные творения бывших двоечников, мечтавших встать в ряд с Толстым и Пушкиным.