bannerbannerbanner
Накапливаемая внезапность
Накапливаемая внезапность

Полная версия

Накапливаемая внезапность

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Когда приходят мысли

Я смотрел на морской прибой, на пламя в камине, на ползущие по стеклу капли дождя, на плывущие в небе облака, на падающие листья… но все мысли приходили за письменным столом.


Откуда мысли

– Откуда ты берешь мысли?

– Смотрю в окно.

– Что там показывают?

– Ничего. Поэтому приходится все самому придумывать.


Чтение

– Ты смог бы читать произведения писателей, чьи жизненные позиции не совпадают с твоими?

– Я это делаю постоянно. Альтернатива – не читать никого. Ведь с моими позициями согласен только я сам.


Сказки

Хорошие концы у сказок – только для одного или двух героев. Остальные персонажи остаются или становятся несчастными.

Можно ли вообще построить счастье без несчастья других?


К вопросу о…

В былые времена многие статьи начинались со скромных слов: «К вопросу о…».

Теперь можно увидеть названия со словами «Новый взгляд на…»

Мир не стал скромнее.


Повторы

В одной своей книге нашел две одинаковых фразы. Это автоплагиат.

Как придумывают сказки

Как придумывают сказки?

Сначала надо помечтать и понять, чего тебе хочется.

Многим сказочникам хочется полцарства и принцессу в придачу.

Почему половину, а не целое царство?

Потому что совесть?

Ладно, пусть будет полцарства.

А принцессу-то зачем, если у тебя полцарства?

Сказочники явно не жили с принцессами, если о таком мечтают.

Принцессу приятно взять за руку и пройти с ней по сверкающему паркету от одной двери бального зала до другой.

За дверью надо раскланяться, прыгнуть в седло и бешеным галопом умчаться через поля и леса.

За что я так принцессу обидел?

Нет, я не против принцесс.

Иначе сказка сразу закончится.

Сказки всегда на свадьбе кончаются.

Особенно с принцессами.


А как надо писать другие сказки? Чтобы со счастливым концом.

Это и проблема – про счастье писать непросто.

Женить Иванушку-дурака на принцессе и забыть про него – это просто.

А как сделать его счастливым?

Чтобы он пять дней в неделю ходил на работу и был при этом счастлив.

Чтобы каждый день делал что-то хорошее для своей принцессы.

Чтобы постоянно думал о ней, ревновал, страдал, но не представлял себе жизни без нее.

Чтобы молчал о своих болячках, но искренне переживал о сопливом носе возлюбленной.

Чтобы каждый день с тревогой проверял, не подложил ли кто горошину под ее перину.

Чтобы день по-настоящему начинался только после того, как он скажет «доброе утро, любимая принцесса!»

И чтобы другие принцессы не казались лучше.


Как написать такую сказку?

Чтобы было интересно и читателям хотелось так жить.

Наверное, невозможно.

Я не видел таких сказок.

Про Бабу Ягу и Кощея – сколько угодно.

Про глупых медведей и умную Машеньку – читал.

И про кота в сапогах и про цветочек аленький.

А вот про усталую принцессу, которую надо срочно поить кофе и кормить мороженым – таких сказок нет.

Может, и правда это слишком фантастично даже для сказки?

Монологи о литературе

Поговорил со знакомыми о литературе. Послушал их монологи.


Монолог первый

Ты знаешь, почему в СССР читали книги? Там искали намеки на возможность что-то изменить. И чтобы поговорить в приличной трезвой компании. Ведь больше говорить было не о чем. Все тихо ехали по своим колеям: кто спивался, кто в начальники лез, кто клубнику выращивал. И каждый знал, что будет с ним лет эдак через десять.

Сейчас мы не знаем, что будет завтра. И это интереснее, чем выдуманные истории.


Монолог второй

Я сейчас не читаю художественную литературу. Пустая трата времени. У меня интересная работа, жена, дети, любовница. Мне бы успеть почитать книги по специальности, исторические, научные, философские… В общем, то, что содержит непридуманную информацию.

А что мне даст книга про любовь? Я любил три раза, и каждая любовь была не похожа на предыдущую. Я приобретал новый опыт, делая новые ошибки. И что? Искать в книгах инструкции, чтобы не наступать на грабли любви снова и снова? Такую книгу написать нельзя. И если мне будет суждено влюбиться в четвертый раз, то это будет новое.

Ты сейчас скажешь, что литература – это не справочник жизни. Я согласен. Но мне неинтересна жизнь вымышленных людей, пусть даже аранжированная внутренним миром писателя. У меня своя жизнь, и я прекрасно разберусь в ней без посторонней помощи. И учиться буду на своих ошибках – по-другому нельзя.

Я помню, как в школе девчонки выписывали в блокнот цитаты из Бальзака, думая, что это пригодится в жизни. Ну вот выписала одна: «Женщины влюбляются в ум прежде, чем в красоту». И что? Все равно она влюбится в того, кто будет играть на гитаре и таинственно поглядывать на нее. Или в того, кто скажет ей, что она красивая. И никакие бальзаки и мопассаны ей не помогут.

Худлит – это для тех, кому некуда девать свое время. Не мой случай.


Монолог третий

Ты не сможешь писать для детей. Будет мешать твоя зацикленность на том, что в каждом рассказе должна быть умная мысль. А в детских книжках мысль ненавязчиво растворена в ситуации, в действии. И эти мысли не обязательно должны быть умными. Детям надо показывать, что жизнь бывает разной, не только такой, как дома с мамой, в садике или в классе.


Монолог четвертый

Вот представь: ты встречаешься с девушкой, прочитавшей «Библиотеку Всемирной Литературы» и еще до кучи – Маканина, Пелевина, Сорокина, Липскерова и Лукьяненко. А ты «Войну и Мир» изучил по Википедии, да еще по складам одолел «Москва – Петушки».

Сможете ли вы общаться? Запросто! Если ты смотришь на мир глазами не зомбированного телеящиком «индивидуя», то ей с тобой будет интересно, даже если ты не знаешь, чем дневной дозор отличается от ночного.


Монолог пятый

А я читаю только детективы и идиотскую фантастику. Насобачишься за день, нахлебаешься неустроенности нашего мира и хочется, чтобы мозг переключился на что-нибудь интеллектуально необременительное, как поиск серийного убийцы или проблемы общения с вурдалаками до крика первых петухов.


Монолог шестой

А мне нравятся книги, где есть готовые мысли-цитаты! Набредешь на что-нибудь заковыристое, скопируешь к себе в Твиттер – и как будто умнее стал!


Монолог седьмой

Почему-то меня раздражают почти все современные писатели. Ну, написал он про несчастную любовь, про бандита из соседнего подъезда, про вора-банкира, про хама в трамвае… И что? Это я сам вижу каждый день! Было бы время, я тоже смог бы про это написать. Может, не так красиво, но суть не в этом. Я хочу знать пружины, которые сделали Ваську бандитом, а Петьку – вором. А пружины те высоко и далеко. Чтобы все понять, нужно с 1917-го года начинать. Понятно, что не каждому такое под силу. Так хоть коснись вопроса, копни хоть на штык лопаты! Ан нет, силенок умственных не хватает. Проблема загадочного пятна на рубашке обсуждается, а почему эту рубашку сшили не у нас, а в Китае – никого не волнует.


Монолог восьмой

Знаешь… мне почему-то нравятся книги про те места, где я никогда не был и про то, что я не испытал. Я никогда не стану китобоем, не буду мыть золото на Юконе, не буду плавать на плоту через океан… А прочитаешь про это и поймешь, что мир не такой простой, как у меня: дом, метро, работа, магазин…

Зачем мне это – не знаю. Может, для того, чтобы ценить свою устоявшуюся жизнь. Или для того, чтобы набраться сил и выскочить из колеи.


Монолог девятый

Вот есть же мастера! Вроде написано просто, сюжет летит, проглатываешь книгу за ночь, а потом думаешь о прочитанном неделю. Помню, прочитал я «Понедельник начинается в субботу» и дошло до меня, что я чучело необразованное! Про короля Артура ничего не знаю, о «демонах Максвелла» даже не слышал… Пришлось полазить, поискать. Вот так немного и образовался.

А недавно взял рассказы Дениса Драгунского – того самого, из Денискиных рассказов… Ну переспал он с одной барышней, с другой, встретил кого-то, про штаны подумал… Закрыл я эту книгу и забыл про нее.


Монолог десятый

А я так скажу: хорошие книги как одежда – ты все на себя примеряешь. Если подходит, если с твоими мыслями перекликается, значит – книга твоя. И будешь ты ее перечитывать и открывать что-то новое, заставляющее думать про свою жизнь. Может книга и не научит тебя, но заставит думать. Самому-то напрягать мозг лень бывает. А тут как смачный пинок под зад!

Бумагомарание

«Страсть к бумагомаранию является признаком развращенности века». – Монтень.


Он же: «Следовало бы иметь установленные законами меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак».


Это было написано в 16-м веке. Ничто сейчас не ново: луна, солнце, человеческая природа.

Я наконец-то дочитал три книги «Опытов» Монтеня, получая удовольствие почти на каждой странице. На некоторых главах я застрял. Монтень, например, пишет, что любил учиться у плохих наставников – их неумелость прямо кричит, что надо делать лучше, чем они.

А ведь в этом что-то есть! У меня было много плохих учителей. Они говорили умные слова, путались в аргументах, подчеркивали, что их опыт позволяет вещать истины, а мне надо принимать это на веру.

Результат? Я чувствовал себя тупым, никчемным тормозом. Чтобы хоть как-то продвинуться, приходилось читать и думать самому. И это было здорово. За письменным столом нет давления авторитетов. Только ты, книги и медленно шевелящиеся мысли.

Хороших учителей слушаешь, открыв рот, веришь им. Ты зашорен, твои мысли такие же, как у других. Тебя вогнали в колею, научили простейшим приемам, твой путь ясен, прям и стандартен. Тебе все понятно, разложено по полочкам, расписано от школы до пенсии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3