bannerbanner
Эффективное каратэ 2.0. Посвящается немногим
Эффективное каратэ 2.0. Посвящается немногим

Полная версия

Эффективное каратэ 2.0. Посвящается немногим

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 8

Бандит занес над вашей головой кусок арматуры. Что делать? Не дай Бог, если испуганное эго начнет прокручивать варианты действий. Арматура уже летит, а вы все еще размышляете.

Пусть в этой ситуации испугается тело. Тело, к счастью, не умеет думать, зато оно (наученное на тренировках) сможет резко сократить дистанцию и прихватить руки нападающего (или, на худой конец) подставить собственные руки под удар, и пришибить выродка, посмевшего взять в руки оружие, например, ударом колена в пах.

Я бы не хотел, чтобы из моих слов читатель сделал вывод о том, что мысли, ум, мышление, рассудок – это плохо. Нет! Это очень хорошо, но «всякому овощу свой сезон» или, как говорили древние – «ничего сверх меры». На экзамене по математике, во время оплаты покупок, при переходе дороги, во время деловых переговоров ум весьма и весьма важен. Здесь без него никак. Но вот уже мы не любуемся цветком, воспринимая его удивительную красоту, а думаем, как он хорош. А во время драки размышляем о способах нанесения ударов и постановки блоков.

В чем разница между размышлением о цветке и о драке? Принципиально ни в чем! Задействован один и тот же механизм. Разница только в цене вопроса. Если я упустил, не разглядел истинную красоту Природы, это, конечно, досадно, но не смертельно. А вот пропущенный удар в драке может быть и досадным, и смертельным.

Отсюда можно сделать простой вывод: любые дзенские искусства (икебана, бонсай, оригами, чайная церемония) ведут к просветлению. Однако, боевые искусства вообще, и каратэ в частности, делают это значительно быстрее. Больно все-таки, ой…

В некотором, самом возвышенном, смысле этого слова, каратэ, при правильном подходе – это «конвейер», выпускающий просветленных!!!

(При этом, обратите внимание, в обеих главках, посвященных дзен, не было сказано ни слова про ритуалы, религию, обряды и т. д. По сути дзен – это практика. Больше ничего. И выполнять данные упражнения может как материалист, так и приверженец любой религии, конфессии, философии.)


Ну ладно, а теперь давайте перейдем к практике, т.е. к упражнениям,

вынуждающим нас отказаться от думанья в бою.

Первое упражнение. Один партнер одевает две «лапы», и плавно, но быстро и в «рваном» ритме водит ими в зоне досягаемости рук второго. Задача другого каждый раз кимировать (т.е. прикладывать силу) тем или иным ударом в лапу. (рис.5.4)


рис.5.4


Второе упражнение. Один партнер берет в руки дзё (палку длиной около 1,3 м), вертикально держа её за один конец, и в рваном ритме качает ею в зоне досягаемости ног второго. Задача второго – попадать в палку разными ударами ног. (рис.5.5)

Третье упражнение. Один партнер, легко держа дзё за один конец, ведет другим концом по полу в рваном ритме. Задача второго – наступить на палку. (Внимание! Не допускайте отклонение плеч назад. Это упражнение – имитация наступания на ноги, а не детских качелей.) (рис.5.6)


рис.5.5


рис.5.6


Четвертое упражнение. Обычный мячик для большого тенниса с помощью сетчатого эластичного медицинского бинта, прикрепляется на резинке, подвязанной аналогично боксерской груше. Задача – бить мячик любимыми ударами ноги. Задача коснуться мячика. Это упражнение отлично вырабатывает реакцию, и самое главное вынуждает осознавать ту самую паузу, щель, которая у всех есть в сознании.

Пятое, наверное, самое сложное и самое важное упражнение. Ибо, как сказал один философ «между трудным и важным есть мистическая связь». Это нахождение «ски». Ски (на самом деле правильнее произносить «сУкИ», но по понятным причинам я, как и многие японисты, использую такое написание) – по-японски, это «щель, промежуток». Одно из принципиально важных понятий боевых искусств.

В первом приближении «ски» означает щель в обороне, т.е. часть тела, открытую для поражения, которую боец не защищает. Это происходит потому, что человеку сложно осознавать, чувствовать все свое тело. Вот и получается, что боец как бы «забывает» о части своего тела. (Простейшей иллюстрацией подобной ситуации будет удар в область коленного сустава после 3—5 ударов в голову. Атакуемый, скорее всего, с удивлением обратит внимание на пропущенный удар в колено: «А что, у меня еще и ноги есть?» – будет его первой мыслью.)

В более глубоком, дзенском смысле, «ски» означает промежуток времени между двумя действиями: событием и реакцией на него. В нашем случае – промежуток времени между летящим ударом и вашим блоком, например.

И, как вы уже наверняка догадались, наше упражнение с листиком бумаги позволяет столкнуться с собственным «ски». Но, вернемся к внешнему проявлению ски, как щели в обороне.

Задача следующего упражнения как раз и состоит в том, чтобы осознать наличие ски у себя и у противника. А добившись этого, убрать «щель» у себя (т.е., научиться постоянно осознавать, чувствовать все тело целиком) и научиться атаковать ски противника.

Ну, а для достижения наилучшего результата, необходимо также обращать внимание и на обстановку вокруг себя (в идеале на 360°) Т.е. на людей, предметы, здания, вокруг себя, на поверхность, на которой вы стоите, на положение солнца и т. д.

Как же понять, что удар пришелся именно в ски противника? Для этого необходимо попадать в него медленным ударом. Забудьте про обычные способы ведения боя, про «раздергивание» противника, про отвлекающие маневры, про «входы» и резкие скоростные удары. Это упражнение не спарринг совсем!

Самым лучшим критерием его успешного выполнения будет удивление партнера. Таким образом, он постепенно станет учиться расширять свое сознание на все тело. А нападая на вас, будет способствовать убиранию ваших ски.

Как почувствовать ски противника в статье не расскажешь. Лично у меня как-то интуитивно получается почувствовать область тела противника, если таковая, конечно, имеется, которую он «забыл». Возникает весьма своеобразное ощущение «пустоты», недостатка в этом месте. Поэтому, как говорил дедушка Ленин: «Практика – критерий истины».

Ну что, наверное, пора подводить итог. Устранению «зазора», ски между действиями, вызванного думаньем или эго, служат практически все дзэнские искусства: бонсай, чайная церемония, оригами, икебана и т. д. Однако, боевое искусство позволяет достигнуть просветления быстрее и эффективнее, просто потому что бывает очень больно.

Бдительность – готовность отразить внезапное нападение

Очень важно отработать реакцию на неожиданное нападение, также весьма часто встречающееся на улице. И свести к минимуму элемент дуэльности и спортивности практически всегда присутствующий в спортивных или учебных боях. (Противники готовы к взаимной атаке, примерно одинаковы в весе, должны соблюдать одни и те же правила, и, вообще, изначально имеют равные шансы на победу. На улице же так никогда не бывает – вряд ли кто-то будет «наезжать» на вас, если существует большая вероятность «огрести» самому).

Одним из важнейших элементов тренировочного процесса является отражение атаки в момент открытия глаз. Другими словами, обороняющийся стоит с закрытыми глазами, нападающий (-щие) занимает (-ют) любое положение на расстоянии 2—3 шага. Нападающий издает крик и сразу начинает атаковать, обороняющийся, только в этот момент открывая глаза (!), должен адекватно прореагировать, приведя, в итоге, врага (-ов) к иккен хисацу.

По мере прогресса в этом упражнении кричит ученик с закрытыми глазами. Таким образом достигается эффект неожиданного направления атаки. Обороняющийся не может определить по голосу даже направление атаки, но может сам определить момент атаки, исходя из внутренней готовности.

На высшем уровне сложности – кричит либо сторонний наблюдатель (в случае если упражнение отрабатывается «один на один», команду подает 3-й участник, стоящий в стороне и не участвующий в нападении), либо, в случае, когда нападающих несколько, любой из них (не обязательно нападающий первым. То есть крикнул один, а первым начал нападение другой.)

Еще одним весьма эффективным способом отработки бдительности является «не прятаться за условия упражнения». Что это значит?

Допустим, в парах отрабатывается защита от удара кулаком в голову (цки): задача атакующего нанести (контролируемо!) удар в голову защищающемуся, который в свою очередь должен отрабатывать блок.

Так вот, на 10 ударов рукой в голову, атакующий наносит (аккуратно!) 1—2 удара (не более, иначе отработка превратится в сумбур и хаос), например мае-гери в колено, или маваши- гери в корпус, или уракен в висок. Это очень важный способ повышения бдительности обоих тренирующихся.

Сплошь и рядом в додзё можно видеть «роботообразные» пары «тарабанящие» как заводные какие-то упражнения. Их мысли уже давно где-то в другом месте. Один делает вид, что наносит удар, другой делает вид, что защищается. Говорить в этом случае о присутствии, внимании просто абсурдно. Нанесение ударов, отличных от оговоренных в условиях данного упражнения, вынуждает обоих участников поддерживать бдительность в течение всего тренировочного времени.

Ну и «король» тренировки внимания – это упражнение «атака в любой момент». Что это означает? Все тренирующиеся, включая наставника, договариваются, что, начиная с момента входа в раздевалку перед началом тренировки, и до момента выхода из нее после окончания занятий, любой может «напасть» на любого. Здесь, конечно же, речь не идет о кимированных ударах, скорее о касаниях. Понятно, что задача не врезать, а вынудить всех практиков поддерживать внимание. В начале это упражнение приводит к косым взглядам на окружающих, нервному дерганию и т. д. Однако достаточно быстро эти первоначальные реакции проходят, и занимающиеся поддерживают необходимый уровень внимания вполне естественно.

Другие способы, служащие отработке внимания, подробно будут разобраны ниже.

Ритуал в додзё

Я не являюсь сторонником японского подхода к ритуалу, где все жестко регламентировано и обосновано традицией. Давайте подходить к нему более прагматично, если можно так выразиться. Из ритуала я рекомендую вам поклон на входе и выходе в зал, медитацию в начале и конце тренировки, и поклоны друг другу в процессе исполнения тех или иных упражнений. Объясню в чем суть предлагаемого мною подхода.

Итак, поклон при входе в зал. На мой взгляд, основная цель данного ритуала заключается в том, чтобы провести психологическую черту между внешним миром и временем, отведенным на тренировку. Другими словами, оставить за дверями додзё все проблемы, задачи, мысли, ситуации, не относящиеся к тренировке. Таким образом, те полтора, два или три часа, которые вы занимаетесь, необходимо полностью посвятить каратэ, не думая о каких-то иных, посторонних, не относящихся к боевым искусствам ситуациям.

Ту же цель преследует и ритуал выхода из додзё. Возможную агрессивность, обиды или какие-то иные негативные эмоциональные проявления необходимо оставить внутри зала и выходя из него, вернуться к привычному отношению к миру и людям. Таким образом, вход и выход из додзё это скорее психологические, чем физические врата, которые занимающийся переступает.

Также, на мой взгляд, архиважными являются поклоны во время выполнения тех или иных упражнений. Очень важно, чтобы этот ритуал соблюдался. Его цель – демонстрация партнеру, что в зале все равны. Вначале один партнер ассистирует другому, после этого они меняются ролями. Кроме того, бывают ситуации, когда один партнер наносит ушиб, травму, ссадину другому. Очень важно незамедлительно извиниться, для этого поклон является хорошей формой. Если кому-то поклоны претят, вы можете обнять своего партнера и извиниться таким образом. Или пожимать руки в начале и конце упражнения. Важна не форма, а суть.

Так же очень важным является предложение руки партнеру, на котором вы только что провели бросок. После этого протягивается рука, для того, чтобы предложить помощь при вставании. Один из моих хороших друзей по этому поводу заметил, что подобного рода привычка может привести к тому, что во время реальной драки на улице, вы, проведя бросок и добивание, на автомате предложите врагу руку, для того, чтобы он поднялся. Этим он может воспользоваться для проведения каких-то контрдействий.

Более того, другой мой знакомый рассказывал, что на улице возник инцидент, и он ударил своего обидчика, тот упал и заплакал. Для него это было настолько неожиданным, что он рефлекторно протянул ему руку. Обидчик, воспользовавшись этим, схватил, «натянул» его на удар, сломав ему нос. Эта история подтверждает, достаточную серьезность этого опасения.

Однако, мне кажется, из-за возможности таких происшествий на улице, не стоит пренебрегать психологическим микроклиматом внутри зала. Хотя в реальной ситуации, безусловно, необходимо сохранять бдительность и ни в коем случае не предлагать поверженному врагу руку для того, чтобы он мог встать. (Наоборот, очень важно отрабатывать эффективные способы добивания поверженного агрессора.) Таким образом, я предлагаю относиться к ритуалу более прагматично и искать в нем какие-то психологические составляющие, нежели дань абстрактным традициям.

Начало и конец тренировок сопровождаются положением «сейдза», которое принимается всеми тренирующимися по команде старшего в зале, то есть ведущего тренировку, после чего происходит два поклона. Первый поклон – это поклон тренера, который благодарит участников за то, что они пришли в зал, уделили время, потратили свои силы и эмоции для того, чтобы преодолеть себя и достигнуть мастерства в боевых искусствах.

В ответ на это зал кланяется наставнику. Благодаря его за проведенную тренировку, за то, что он потратил свое время, силы, за то, что он поделился своими знаниями.

Второй поклон обращен друг к другу, так называемый, «отагани рей». Смысл его заключается в том, что ученики кланяются друг другу, выражая свое уважение и признание того, что между ними не существует более высоких или менее высоких.

Учитель также кланяется в знак того, что не существует неравенства. Не существует лучших или худших в зале, а существуют лишь люди, которые чуть лучше, или чуть хуже владеют боевыми искусствами.

В след за командой «рей» и двумя поклонами, в начале и конце тренировки подается команда «мокусо». Суть этого упражнения я подробно опишу в следующем разделе.

Медитация

В начале тренировки, после выполнения команд «сейдза» и «рэй» (поклон), наставник произносит «мокусо». Целью этой команды является начало упражнений на сосредоточение, на латыни «медитации». Главная задача этого упражнения – «погружение» сознания в тело. Другими словами, практикующий должен почувствовать сначала кисти, потом предплечья, плечи, голову, корпус, таз, паховую область, бедра, голени, ступни. То есть полностью почувствовать свое тело, не думать о нем, не заниматься аутотренингом (внушая себе ощущения, думая о них), а ощутить позу, в которой оно находится.

При этом следует обратить внимание на один важнейший аспект! Медитируйте всегда (!) с ощущением внутренней улыбки. Посылайте радость органу, который вы в данный момент ощущаете! Вообще не стоит относиться к сосредоточению как чему-то очень нудному и серьезному. Попробуйте испытывать примерно такие же чувства, как вызывает у вас закат или восход Солнца, или красивейший пейзаж. В подобных случаях вы радуетесь изнутри. Постарайтесь испытывать такие же чувства во время медитации!

Простейшим подводящим упражнением является ощущение неподвижной кисти руки с закрытыми глазами. Закрыв глаза, и направив улыбчивое внимание на кисть руки, вы откуда-то знаете, что она у вас есть. При этом не стоит шевелить пальцами или касаться ими чего-то. Постепенно расширяя поле внимания, вы охватываете им все свое тело. (Отсюда уже совсем не далеко до наблюдения своих мыслей и растворения эго. А именно это состояние и называют «просветлением». Но об этом я уже писал раньше.)

Добившись устойчивого ощущения всего своего тела, переходят к дыхательным упражнениям. Целью которых является постановка нижнего дыхания, то есть живот дышит, а все остальное тело не шевелится. Овладев этой ступенью, постепенно интегрируют все тело: то есть вдох идет в заднюю часть спины в область над почками. (Не так сложно научиться расширять эту зону на вдохе и втягивать на выдохе.) Затем необходимо интегрировать всю спину в дыхательный процесс. (На вдохе вы ощущаете, как весь корпус, включая спину, расширяется. А на выдохе – сужается. Понятно, что реальные возможности расширения и сужения тела ограничены физиологией, однако, здесь речь идет о ярких, отчетливых, реалистичных, но все-таки ощущениях, а не движениях тела).

Постепенно необходимо научиться дышать во все тело. Таким образом, на вдохе у вас должно возникать четкое и ясное ощущение того, что ваше тело расширяется, как воздушный шарик, в который вдувают воздух. На выдохе, соответственно, ваше тело сужается, как воздушный шарик, из которого воздух откачивают. При этом ваше тело расширяется на все шесть сторон. Направо-налево-вверх- вниз-вперед и назад.

Вначале медитации подается команда «мокусо». В переводе с японского это слово означает «закрыть глаза». Пусть вас эта команда не вводит в заблуждение. Вначале вы действительно закрываете глаза, потому что так проще ощутить свое тело. Почувствовать дыхание. Но по мере роста мастерства, по мере освоения этого упражнения вы будете его выполнять с открытыми глазами. Более того, предпочтительным является изменение положения глаз. Перевод взгляда с одного предмета на другой, повороты головы и прочее. Стремитесь к тому, чтобы ваша медитация стала частью повседневной жизни, а не просто неким экзотическим упражнением, которому отводится 5 минут во время тренировки. Весьма разумно ощущать свое тело во время повседневных занятий так долго, как это возможно. И так часто – как вспомните. Не стоит заниматься медитацией, стремитесь сделать ее частью собственной жизни, одним из естественных процессов для вас, как вы не занимаетесь ходьбой или дыханием.

Завершается медитация по команде «мокусо ямэ» («открыть глаза»). Аналогичный ритуал совершается и в конце тренировки.

Правильное дыхание

Не хочется пересказывать других авторов (о дыхании написаны горы литературы). Поэтому здесь я сформулирую только самые главные постулаты. А вместо теории я лучше предложу вам, уважаемые читатели, несколько весьма эффективных упражнений.

Итак.

Условно все способы дыхания можно разделить на 4 типа:

– Медленный вдох, медленный выдох

– Медленный вдох, быстрый выдох

– Быстрый вдох, медленный выдох

– Быстрый вдох, быстрый выдох

К слову сказать, в каратэ существует во многих смыслах удивительное ката – Сейсан. Одним из ее отличительных свойств как раз и является то, что она содержит в себе все 4 типа дыхания.

Самым главным «секретом» является связь дыхания, энергии и внимания (сознания). Связаны они очень просто: там, где дыхание, там же и энергия, а где энергия, там и внимание.

В этом разделе речь пойдет о физическом аспекте дыхания, то есть о вдохе и выдохе воздуха. Энергетический и медитативный аспекты будут разобраны чуть ниже.

Пожалуйста, соблюдайте технику собственной безопасности! В дыхательных практиках очень важно найти меру. Выполняя избыточное количество упражнений, слишком легко нанести серьезный вред своему телу или даже психике!!! При малейшем головокружении, вызванном дыхательными упражнениями, необходимо, завершив цикл, немедленно остановиться!!!

Инструктора, ведущие тренировки, очень внимательно наблюдайте за состоянием ваших учеников! Донесите до них мысль, что не стоит шутить с дыхательными практиками! Здесь не может быть никаких мыслей типа, «что мне слабО?»

Меня приятно удивили слова 10 дана стиля Окинава Шорин-рю Сэйкити Иха: «… в принципы каратэ стиля Сёрин-рю входит принцип „Естественного дыхания“, т.е. в нем отсутствует метод резких выдохов при выполнении техник или „шумового“ дыхания. Всё совсем наоборот, дыхание осуществляется по возможности настолько незаметно, чтобы противник не смог „вычислить“ ваши намерения по ритму вашего дыхания.»

Ну, и последнее. Дыхание – это наиболее яркий пример бесформенного. Эта одна из причин повышенного внимания к дыханию в различных мистических и духовных практиках.

Дыхательные упражнения

– Полный цикл вдоха выдоха.


рис.5.7


На вдохе необходимо поднять через стороны руки к небу. Соедините указательные и большие пальцы в равносторонний треугольник, и посмотрите вверх через него. Затем на выдохе также плавно опустите руки вниз. Стремитесь делать вдох и выдох как можно медленнее, тем самым увеличивая продолжительность дыхательного цикла. (рис.5.7)

Во время выдоха старайтесь, чтобы из вас выходил воздух, а энергия оставалась внутри. Объяснить словами эти ощущения довольно сложно. Но если, в момент выдоха, обращать внимание на выходящий воздух, то возникает чувство, что внутри осталось нечто. Вот это самое нечто я вам и предлагаю считать энергетической составляющей дыхания.


– Максимально полный выдох


рис.5.8


Начало этого упражнения такое же как и в предыдущем. То есть на вдох поднимаются руки к небу, на выдох руки так же через стороны опускаются вниз. При этом к концу движения рук вы должны полностью выдохнуть весь воздух, который у вас находится в легких. (Не волнуйтесь, весь воздух вам все равно выдохнуть не удастся. В легких всегда имеется запас, препятствующий их схлопыванию.) В этот момент вы касаетесь внутренними сторонами запястий обеих рук. Когда вам кажется, что вы выдохнули весь воздух, начинайте опускать корпус вниз, стоя на прямых ногах и перевернув руки, слегка

постукивая, внешней стороной запястья, друг об друга.

В этот момент вы, покашливаете, как бы выдавливая, «выплевывая» из своих легких воздух. После чего делаете вдох, распрямляясь в пояснице, при этом руки идут к грудным мышцам, затем с выдохом они опускаются вниз. Это полный цикл упражнения. (рис.5.8) Не стоит злоупотреблять этим упражнением: 3—5 полных циклов вполне достаточно.


Эффективность этого упражнения сложно переоценить. Это, пожалуй, лучшее упражнение для восстановления сбитого дыхания. 2-3-х раз будет вполне достаточно, что начать нормально дышать после сколь угодно больших физических нагрузок.

С помощью этого упражнения можно в сжатые сроки (3- 5 полных циклов) набрать энергию и восстановить физические силы организма.

И на конец, это упражнение имеет огромный оздоравливающий, медицинский, терапевтический эффект. Что я имею в виду? В нижней части легких, из-за отсутствия нормальной вентиляции, застаивается воздух. Не буду описывать весь букет возможных легочных заболеваний, которые могут возникнуть. Думаю, что проблема понятна и так.

Убедиться в ее наличие можно на собственном опыте. Если в течение дня (даже утром) некоторое время находится в помещении с непривычным резким запахом (например, некурящий в компании курящих, или в свежевыкрашенном помещении), то, вечером

ложась спать, вы почувствуете этот запах. Осевший за день в легких воздух, выходит наружу. Выходит, да не весь. (Это одно из объяснений пользы йоговских поз вниз головой.)

Значит, активизируя вентиляцию воздуха, вы занимаетесь профилактикой легочных заболеваний.


– Постановка дыхания с помощью «шаолиньского принципа»


Можно бесконечно долго говорить о важности постановки дыхания, учить всех правильно дышать и т. д. и т. п. Но лучше вспомнить про «шаолиньский подход» и научить всех правильно дышать автоматически. Или другими словами вынудить всех дышать правильно.

О чем идет речь? Необходимо выполнить любое ударное действие, будь то рукой, ногой, локтем, коленом 50 и более раз. Для того, чтобы не задохнуться обучающийся будет вынужден начать правильно дышать. То есть успевать сделать короткий вдох и достаточно долгий выдох. А именно такой способ дыхания является предпочтительным, если бой не завершается сразу же «иккен хисацу».

На страницу:
7 из 8