Полная версия
Молчание сердца. Учение о просветлении и избавлении от страданий
А потом вдруг, после долгих лет медитации и всех прошлых жизней, созреваешь настолько, что понимаешь, в чем суть этого пути. Когда я даю вам эти практики, то даю их вам не как людям. Казалось бы, вы могли бы проделывать их и как люди, но заверяю вас, что ваша человеческая натура здесь ни при чем. Когда вы вступаете в молчание, вас охватывает глубочайший покой, блаженство, чистая осознанность. Вот что такое молчание. Дело не в том, чтобы вести себя тихо и ничего не говорить. Это гораздо больше. Дело даже не в том, чтобы успокоить разум. Как я постоянно повторяю, дело в понимании, что нет никакого разума и нечего успокаивать. Когда понимаешь, что никакого разума нет, умолкаешь автоматически. А если все еще считаешь, что разум у тебя есть, то всеми силами стараешься его успокоить – и не получается. Много ли из вас считают, что разум можно заставить замолчать насильно? Это невозможно. Разум умолкает не потому, что вы прилагаете усилия для этого. Он умолкает потому, что вы умом понимаете, что у вас, прежде всего, нет никакого разума, что надо просто посидеть тихонько, и все само собой образуется. Если вам обязательно нужно медитировать, медитируйте. Наш путь не против любых других методов, поскольку все они рано или поздно приведут к просветлению. Если вам нужно что-то делать, делайте. Но у тех, кто способен понять, о чем я говорю, и осознать, что вы не имеете дела ни с разумом, ни с телом, ни с миром, ни с Богом, пробуждение наступает мгновенно, потому что некому спать. Вы следите за ходом моей мысли? Если вы думаете, что надо что-то преодолеть, надо прилагать усилия, вам же будет сложно.
Ведь кто, собственно, прилагает усилия? Эго. Кто говорит вам, что надо что-то преодолевать? Разум. Вы думаете, что вам надо побороть дурные привычки, карму прошлого, самскары. Все это обман. Я понимаю, что иногда говорю обо всем этом. На первый взгляд это противоречие, но я делюсь с вами высшей Истиной. Нет никаких самскар, ничего не надо преодолевать, поскольку их никогда и не было. И кармы тоже нет и преодолевать ее не надо, но для неопытного ученика «она» есть. Ученикам же обязательно надо над чем-то работать. Поэтому я им рассказываю, что есть карма[11], есть самскары, есть какие-то подавленные склонности, которые берут над вами верх, и их нужно перебороть. Но это я обманываю учеников, потому что на самом деле им нужно это услышать на данном этапе развития, а иначе они ни над чем больше не смогут работать. Истина состоит в том, что преодолевать вам нечего. Подумайте об этом. Если бы вам было что преодолевать, вы бы его никогда не преодолели. Ведь такова природа разума, он играет с вами в игры. Стоит вам преодолеть одно, как на его месте возникает другое, и его тоже надо перебороть. Переборешь одно – появится другое.
Как задавать Я-вопросы
Вот, например, вы алкоголик и говорите: «Надо это преодолеть». И даже преодолеваете. В результате у вас портится характер. Вы начинаете привирать. Теперь надо преодолевать привычку привирать. И так без конца. Пока не поймешь, что «я» нечего преодолевать. Тогда начинаешь работать над «я». И вот тогда наконец понимаешь, что это твое личное «я» навлекает на тебя все эти беды. Это продвинутое состояние сознания. Но и это ложь: ведь никакого личного «я» не существует. Его никогда не было и никогда не будет. Как было бы замечательно, если бы можно было просто сесть, вмиг все это осознать и освободиться! Но такого мы себе не позволяем, и на это есть причина. Мы хотим играть в преодоление. И поэтому говорим: «Мне надо поработать над собой. Надо проделывать практики. Надо медитировать. Надо побольше быть одному. Надо делать то и сё». Но я же вам говорю, что «я» ничего не должно делать. Поймите, что я вам говорю, и пробудитесь. И все. Но опять же, кто должен пробудиться? Все это сплошное вранье, но я же использую слова. Как может пробудиться Я? Ведь Я никогда и не засыпало. Теперь вы понимаете, кто вы? Вы – не простые смертные. Нет слов, чтобы выразить, что вы такое. Вам придется разбираться самим. Для этого и нужны практики. Но пока вы практикуете свою садхану, постарайтесь ни на секунду не забывать, что на самом деле практиковать ее некому. Кто, собственно, практикует? Ваше тело и ваш разум. Пожалуйста, не забывайте, что нет никакого тела, нет никакого разума, некому выполнять практику. Не забывайте об этом, когда выполняете практику.
Я знаю, что вы сегодня уйдете домой со словами: «Ну и что мне теперь делать?» Посмотрите на это с другой стороны. Пока у вас сохраняется сознание тела, пока ваш так называемый разум властен заставить вас чувствовать то и это, без практики вам не обойтись. Иначе тело и разум возьмут над вами верх. Самая высокая практика – это атма-вичара, Поиск Я, Я-вопросы. Я говорю с вами об этом, поскольку вижу, что все вы, все, кто пришел сюда, уже испробовали разные пути, вы не новички и готовы к этому.
Конечное не может понять бесконечное
Многих по-прежнему интересует, что останется, когда все исчезнет. Какова основа? Какова первопричина? Какова первопричина всего сущего? Должно же быть что-то, на чем все держится. Кто вам сказал?! Нечему держаться. А еще не забывайте, что конечное не может понять бесконечное. Поэтому, когда я говорю, что нет ничего, на чем все держится, я имею в виду, что нет ничего такого, что можно описать словами. Когда я использую слова: блаженство, чистая осознанность, сознание, парабрахман, – это очень сильные слова, поскольку я имею в виду, что все это выше брахмана. А что выше брахмана? Молчание. Нет никакого парабрахмана. Дело в том, что когда вы о нем думаете, слово символизирует для вас объект. Например, место, где можно находиться. Парабрахман – это место, где можно молчать. Вы ошибаетесь. Нет никакого места, нет никакого молчания, нет никакого парабрахмана. Так что же есть? Разбирайтесь. Надо примириться со своей жизнью. Для этого требуется предельная честность. Нельзя и дальше себя дурачить. Посмотрите, как вы мечетесь. То туда, то сюда – вечно что-то ищете. В вечном поиске. В вечной борьбе. За что? Некоторые из вас думают, что можно найти какого-то «запредельного» учителя, какое-то особое место, и собираются искать этого учителя, пока не найдут. Но таких учителей не существует [12]. Когда вы наконец уйметесь и научитесь чаще погружаться в молчание, учитель сам придет к вам, и вы обнаружите, что это не кто-нибудь, а вы сами. Но тогда вы вправе спросить: «Что я делаю здесь, с вами?» Я – это вы. Я ясно это вижу. Между мной и вами нет никакой разницы. Когда вы огорчены и злитесь, когда вы полны света и красоты, то чувствуете еще и меня. И это и есть Я, и я и есть Оно. Некоторые из вас по-прежнему считают, что я говорю про Роберта. Роберт тут ни при чем. Я имею в виду вездесущность. Я имею в виду ничто. И думаю, что говорить и дальше – это пустая трата времени.
Вопросы учеников
Ученик: Роберт, что вы имеете в виду, когда говорите «осознавать»? Пробудиться? Я знаю очень многих, кто считает, что пробудился, потому что ощущают душевный покой или читают о чем-то таком. Это что, просто эго?
Роберт: Если человек объявляет, что что-то «осознал», значит, все наоборот! Ведь у осознавшего нет эго, которое хочет кому-то об этом объявить. Даже странно: зачем тому, кто познал Бога, тому, кто осознал свое божественное Я как свое подлинное «я», кому-то об этом рассказывать? В таких случаях от эго и следа не должно остаться. Это все равно что кричать на всех углах, что на самом деле все нереально. Это школьник может сказать, что хочет учиться в шестом классе, а не в третьем. Вы пока в третьем. Тот, кто воистину познал Бога, тот, кто пробудился, не источает ничего, кроме смирения, любви и доброты.
Ученик: Не могли бы вы описать, каково это – жить в подлинной высшей осознанности? Какие способности при этом просыпаются? Вы чувствуете присутствие святых, у вас возникают видения, вы знаете, что вами руководят свыше? Святые, например, левитируют.
Роберт: Только любовь. Любовь и доброта. Всеохватное блаженство. Однако и в самом деле кажется, что как-то острее настроен на чужие страдания, острее их осознаешь. Почему? Потому что страдать неестественно. Для святых чужие страдания – все равно что собственные. Эго ожесточается, чтобы не ощущать этого. Поэтому у некоторых и в самом деле возникает все то, о чем вы рассказываете. Это результат любви и благочестия. Понаблюдайте за этим. Это благодать. С ее помощью можно самоотверженно помогать ближним. И тогда наступает великая радость. Свобода. Она может выражаться и так, как вы описываете. Это зачастую свобода от уз физического мира. Я говорю об абсолютной истине. Так что верно и то и другое. Это логично. Я обращаюсь к реальному «вы», которое это понимает. Но вам все равно нужно пережить это на опыте.
ЕСЛИ ЛЮБОВЬ, СОСТРАДАНИЕ И СМИРЕНИЕ – ЭТО КОНЕЧНЫЙ ИТОГ ОСОЗНАНИЯ, ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ВЫРАБОТАТЬ У СЕБЯ ЭТИ КАЧЕСТВА ПРЯМО СЕЙЧАС!
Глава шестая
Разве Я – это тело и разум?
Я – местоимение первого лица. Есть – глагол бытия.
Когда понимаешь, что Я Есть, обретаешь свободу.
Это называется Быть.
Не быть кем-то или чем-то, а просто Быть.
Я Есть.
Когда не отождествляешься с телом, все становится совсем иначе. Тело будет все воспринимать по-прежнему, а вы – нет. Вы будете свободны от всей этой канители. Но окружающим будет казаться, что вы по-прежнему делаете свои дела.
Со стороны кажется, будто все, что вы делаете, реально. Но когда узнаешь истину о себе и пробуждаешься, то перестаешь быть привязанным к телу. Однако окружающим видится, будто вы и есть тело. Они видят, в какие игры вы играете. Но сами вы от этого освободитесь. При этом тело будет по-прежнему играть в свои игры. Это парадокс. Ваше тело – оно как вода в мираже. Как змея в извивах веревки. Но когда вы пробудитесь, то перестанете быть телом. Никакого тела нет. А окружающим кажется, будто тело реально. Вот почему, когда умирает просветленный учитель – джняна, – или когда кажется, будто он страдает, с самим джняной на самом деле ничего не происходит. А с аджнянами происходит все, что угодно. Они страдают, отождествляются с горем, смертью, со всем остальным. Поэтому я говорю вам: пусть все это вас не беспокоит. Задайте вопрос: «С кем все это происходит?» И освободитесь.
Что будет, если вы выйдете за пределы физического мира? Я же вам говорю – вы не то, чем кажетесь
Что будет, если вы проснетесь однажды утром и обнаружите, что у вас нет тела? Как вы поступите? Никого нет. Вы заглядываете под одеяло. Ищете тело, но не можете найти. А еще вы понимаете, что мысли, которые обо всем этом думают, – это не вы. Вы где-то есть – ведь это вы свидетели мысли, что вы никто и нет никакого тела. Но при этом вы чувствуете свою сущность во всем вокруг. В мебели, в кровати, в окнах, во всей вселенной. А когда входит ваша жена, или муж, или дети, они видят вас как тело.
Но при этом вы на сто процентов уверены, что вы не тело. И никогда не были телом. Никакого тела нет. Это и есть пробуждение. Парадокс в том, что вы уверены, что никакого тела нет. Однако его видно. И когда вы приспосабливаетесь к себе, то видите тело, которое должно быть вами, – но его нет. Вы знаете, что нет никакого тела, нет никаких мыслей, – но кто-то ведь думает все это. И есть какая-то видимость тела. Это великий парадокс, который мы называем «майя». Великая иллюзия.
Вот сейчас вы считаете, что вы – это тело. Вы в этом не сомневаетесь. Но я могу заверить вас, что это не так. Вы не тело и никогда им не были. И никогда не будете. Однако вы отождествляетесь с тем, что называете телом, вы переживаете все треволнения жизни, вы счастливы, вы грустите, вы плачете, вы смеетесь, вы больны, вы здоровы, вы бедны, вы богаты.
И вы преодолеваете все жизненные неурядицы, строите какую-то там карьеру, добиваетесь разных должностей, отстаиваете свои права, боретесь за жизнь и делаете все, чего на самом деле не существует. Таковы вы сейчас. Такова Истина о том, каковы вы сейчас. Все выглядит так, будто у вас есть две руки и две ноги, и вы двигаетесь, делаете разные дела, у вас возникают разные чувства, вы переживаете разные жизненные ситуации. Но так ли это на самом деле?
Могу вас заверить, что нет. Этого не было и не будет. Когда вы поймете это, вам невозможно будет причинить боль и обиду. Больше ничего никогда вам не навредит. Никто и ничто не оскорбит ваши чувства. Ведь у вас нет никаких чувств, вы просто существуете как чистое сознание, чистая осознанность[13].
Постарайтесь понять, что я имею в виду. Такова ваша подлинная природа в данный момент. Чистая осознанность в данный момент.
Вы выше тела
У вас никогда не было тела, которым нужно было заниматься. Однако у многих из вас сложилось настолько сильное впечатление, что они есть тело, что эта мысль ни на миг не покидает вас, вы ни на миг не задумываетесь о том, что вы не тело. Эта мысль всегда с вами, но Я – не тело, Я – не разум, Я – не воспринимающее. Все духовные учения приводят к этому пониманию. Даже священники, раввины, жрецы и йоги и все прочие. Они пытаются изложить и втолковать вам эту Абсолютную Истину, что вы – не тело; просто они сами еще не до конца это поняли. Однако цель всех духовных учений именно такова.
Все хорошо, все ради вашего же блага
Эти слова никогда не приходили мне в голову. Но ведь есть что-то, что знает, что все хорошо. Это какая-то загадочная сила, которую ощущаешь постоянно. Разумеется, эта сила – Я, сознание. Она выше сознания, выше Я. То, что мы называем «я», – лишь образ, спроецированный на эту силу.
Поэтому я могу одновременно быть и силой и телом. И тело может плакать и смеяться. Оно может преодолевать всевозможные неурядицы, но при этом они никого не затрагивают. Жизненный опыт – как сгоревшая веревка. Ничего не стоит. Нет слов, чтобы это объяснить. Но я вас заверяю, что все развивается так, как должно. Неважно, что происходит в вашей жизни – или кажется, что происходит, – поверьте мне, все для вашего же блага.
В этой Вселенной нет ничего, что способно вам навредить, как бы все не выглядело, каким бы все ни казалось. Прежде всего, вы – не ваше тело. В вас нет ничего, чему можно навредить. Вы – не ваш разум. Так что нет никаких мыслей, которые могут вас увлечь, погубить или напугать. Вы оставили это позади. Вы выше этого.
Новая реальность
Пока вы думаете, что вы феномен тела-разума, вам не миновать трудностей. Так уж все устроено. Мне все равно, какие там у вас, по вашему мнению, сложности, мне все равно, насколько они серьезны. Возможно, вам кажется, что вы их заслужили. А возможно, вы считаете, что ни в чем не виноваты. Или что такова ваша карма. Вам кажется все, что угодно, но пока вы считаете, что вы тело-разум, или так чувствуете, у вас будут жизненные трудности, потому что так устроен мир, в котором мы живем, мир, которого не существует. Большинству из нас он кажется реальным. Но если мы считаем, что мы тело-разум, то считаем, что мир реален, и убеждены, что нужно молиться Богу, чтобы он решил наши проблемы. Все это мы делаем, когда страдаем. Страдание прекратится лишь тогда, когда вы пробудитесь и осознаете истину собственного бытия. Тогда вы, так сказать, родитесь заново, в новой реальности, и все будет хорошо. Когда вы поймете, что такое пробудиться, мир не изменится. Вы просто увидите его по-новому. Вот и всё. У вас появится чувство, что вы бессмертны. Ощущение небесного блаженства, так сказать. Когда на вас больше ничего не сможет повлиять. Иными словами, в состоянии просветления для вас перестанут существовать причинно-следственные связи, но те, кто живет в мире, проходят через свою карму и везде, куда ни посмотрят, видят себя. Ведь мир – всего лишь проекция вашего разума, не забывайте! Что же это за проекция? Зависит от вашего состояния, от точки зрения. Все мы смотрим на мир, но каждый видит свое. Все, что мы видим, – это мы сами. Никаких сложностей не бывает. Они не существуют. Их никогда не будет. На свете есть только одна проблема – какая? Кто мне скажет?
Ученик: Кувейт.
Тепло! Что я всегда говорю? Откуда берутся сложности? Дело в носу. Да-да! Дело в том, что вы подпустили мысли ближе носа. Это единственная причина всех сложностей. Если вы быстро спохватитесь, пока мысль не подошла ближе носа, где эта проблема окажется? Она окажется в вашей мысли. И только в ней. Когда разум замедляется, когда мыслительный процесс замедляется, где оказывается проблема? Ее не существует. Но стоит вам подпустить мысль ближе носа, как у вас возникают самые разные проблемы. Вам и то не нравится, и сё не по душе, и это обидно, вас одолевают сомнения, подозрительность, дурные предчувствия, страх и так далее. А все потому, что вы думаете. Тут вы, наверное, спросите, как жить, не думая. Спасибо, отлично! Деревьям не нужно думать. Траве не нужно думать. Миру не нужно думать о себе.
Все уже улажено
Есть сила, которая знает, как все уладить, и она же возьмет на себя заботы о вашем так называемом теле, если вы перестанете думать. Но пока вы думаете «Я есть тело», вам приходится заботиться о нем самостоятельно, присматривать за ним, кормить его аспирином, лекарствами от простуды и здоровой пищей и вообще вытворять с ним разные странности. Но ваше тело и ваш разум вам не друзья. Они живут по своим законам. Вот, например, разве сегодня утром тело спросило вас, когда пора просыпаться? Оно просто проснулось. Оно просило у вас разрешения? Нет, оно что хочет, то и делает. У вас нет ничего общего ни с телом, ни с разумом. Когда вы подавлены, спрашивает ли у вас разум, можно ли ему ощущать подавленность? Нет, он что хочет, то и делает. Когда вам страшно, спрашивает он у вас разрешения? Нет, он что хочет, то и делает. Но какое вы имеете ко всему этому отношения? Сегодня утром мне позвонила одна дама из Санта-Круз и спросила: «Сколько я должна ходить на сатсанги (беседы), чтобы осознать свое Я»? Я ей говорю: «Прежде чем я отвечу, позвольте поинтересоваться, что вы имеете в виду под своим Я? И что вы имеете в виду под сатсангом?» А она повесила трубку. Не понимаю – почему. Но это что-то такое, о чем мы можем поговорить – о чем я могу поговорить. Больше мне нечего делать. «Сколько „я“ должна ходить на сатсанги?» В самом деле – сколько? А надо ли «мне» вообще ходить на сатсанги? Что это такое – это неуловимое Я?
Сатсанг – это не место, куда ходят, а образ жизни
Что это значит – «Сколько я должна ходить на сатсанги?» Когда говоришь «я», это потому, что ты неверно толкуешь, что такое «я». Отождествляешь «я» с телом. Потому и спрашиваешь: «Сколько я должен? Сколько я должна?» А что такое сатсанг? «Сат» означает бытие, бытие с Я. Выходит, Я и сатсанг – одно и то же. А значит, сатсанг – это повседневная жизнь. А не место, куда ходят. Это образ жизни.
«Я» проводит грань, но на самом деле никакой грани нет. Это единое целое, вы – Оно. Но пока вы отделяете «я» от Я, у вас постоянно возникают сомнения. Я болею. Я счастлив. Я подавлен. Я чувствую то и это. Кто он, этот я? Откуда он взялся? Кто его породил? Каков его источник? Разбирайтесь. Погрузитесь поглубже в себя и узнайте, откуда берется «я». Это хорошо делать перед сном. Скажите себе: «Когда я проснусь, то найду свое Я».
Ловите свое подлинное сознание перед самым пробуждением
Перед тем как проснешься, прежде чем начнешь думать, «я» проявляется как «Я Есть», как чистое сознание. Тогда-то и надо его ловить. Это лучший момент, чтобы поймать Я, – в тот миг, когда просыпаешься утром, в долю секунды перед тем, как окончательно проснуться и начать думать. Прежде чем из мира на тебя нахлынут мысли, самое время уловить «Я Есть», абсолютную реальность. Ведь в этот самый миг вы именно то, что вы есть, чистая осознанность, а стоит прийти мысли, как она все затуманивает. Так что запомните. Если перед сном сказать себе: «Завтра утром, когда я открою глаза, я отождествлюсь с моим Истоком, с „Я Есть“», так и будет. Пусть всего на секунду. Это перевернет вашу жизнь! И если повторять это каждое утро – каждое, каждое, каждое утро – в тот миг, когда вы уже проснулись, но на вас еще не нахлынули мысли, – этот миг будет все удлиняться и удлиняться. Вы будете ощущать чистую осознанность все дольше, и дольше, и дольше – и в конце концов научитесь удерживать это ощущение. Попробуйте! Все надо исследовать. Надо заставить свой ум осознанно погрузиться в себя и найти источник вашего Я. Не принимайте чувств. Не принимайте мыслей. Не смотрите, как вы несчастны и ничего по этому поводу не делаете. Впрочем, можете стать свидетелем. Это тоже полезно. Но лучше спросить: «Почему я несчастен?» – и понять, что вы опять спросили про «я». Я отождествляюсь со своим телом как «я»? Снова ошибка.
Что такое Я?
Я само по себе – чистая гармония, счастье и радость. Но если начать отождествлять высшее Я со своим телом-разумом, оно превращается в личное «я», которого не существует (вечно). Но вы заставляете его существовать. Вы с ним отождествляетесь. Зачем вам отождествляться со своим личным «я»? Ведь вашего личного «я» никогда не было. Зачем вам с ним дружить? Зачем вам вливать в него силы? Зачем отращивать его? Верните себе власть над ним. Явите свое Я, настоящих себя, и забудьте все эти глупости про тело и разум, про мысли и мир, про все на свете, что только видится реальным. Ни с кем себя не сравнивайте. Будьте верны своему Я. Мало ли кто чего достиг. Забудьте про всех святых и пророков, про всех прочих. Кроме вас, никого никогда не было и нет, на свете есть только вы. Вы – все святые, пророки и провидцы. Вы – все. Все – Я. А вы – Оно. Пора пробудиться и осознать это. Хватит играть в эти игры с самими собой!
Если вы верите в реинкарнацию, то возвращаетесь в мир снова и снова, уповая на то, что в следующий раз жизнь будет лучше. Но жизнь не может быть лучше: если вы рождены во плоти, то обречены на страдания. Таков плотский путь. Не пытайтесь улучшить свою жизнь – это большая ошибка, тут нет никаких сомнений; если вы умеете настраивать разум на позитивное мышление, может показаться, будто ваша жизнь улучшилась. Но не забывайте, что мир, в котором вы живете, – это мир двойственности. На каждый взлет есть свое падение. На каждый шаг вперед – шаг назад. На все хорошее найдется плохое.
Поэтому, даже если ваша жизнь улучшится, это ненадолго, а потом станет хуже и вы снова будете несчастны. Потом снова станете счастливы и снова несчастны. Начнете бороться за свои права, бороться за жизнь. Потом получите, что хотели, и снова станете счастливы. Как йо-йо. Вверх-вниз, вверх-вниз. И вы будете это делать, сколько бы я с вами ни разговаривал. Тогда зачем я с вами разговариваю? Сам не знаю. Нет выбора. Знаете, я на это не напрашивался. Удивительно, как все обернулось. А теперь уже поздно.
Счастье – ваша истинная природа
Я знаю только одно: все хорошо, все идет как надо. Я знаю только одно: счастье – ваша истинная природа. И что вы не то, чем кажетесь, и все не то, чем кажется. С вами никогда ничего не может случиться. Зачем же так тревожиться? Чего вы боитесь? Жизни? Нет у вас никакой жизни, то, что вы называете жизнью, – ничто. Его нет. Это ничто. Вас тревожит, что у вас выпадают волосы? Тревожит, что надо купить новые ботинки? Вы толстеете? Какая пустая трата сил! Это все равно что кормить дохлую лошадь. Лучше направьте свои силы на что-нибудь конструктивное. Обратите внимание, это не обязательно значит, что вы пренебрегаете нуждами своего тела. Тело само о себе позаботится. На самом деле, чем больше вы практикуете садхану, чем лучше осознаете свою подлинную сущность, тем лучше ваше тело заботится о себе, – вы все равно никогда не умели так хорошо за ним ухаживать, потому что оно подчиняется другим законам. Оно само знает, что делать. И будет делать все, ради чего пришло в этот мир, но это не имеет к вам абсолютно никакого отношения. Пробудитесь и осознайте этот факт.
Хватит так много думать о себе! О повышении, об увольнении, о том, чтобы работать или не работать. Никто никогда не бывает счастливым: те, кто не работает, несчастны, потому что не могут найти работу. А когда находят, пополняют ряды тех несчастных, кто терпеть не может работать. Где обрести покой? Покой – ваша подлинная природа. Он заключен в вас. Поглядите хорошенько – и найдете. Ищите – и обрящете. Даже в религии все пытаются сосредоточиться на своем Боге при помощи медитации – то есть сосредоточиться на каком-то объекте. Это не пробудит вас: научит концентрироваться, придаст целеустремленности – но все же не пробудит. Пробудиться удается только тогда, когда разум разрушен. Надо, чтобы никакого разума у вас не осталось. Когда он разрушен, сознание появляется само собой. Когда я говорю, что вам надо утратить разум, я имею в виду, что надо добиться пустоты мыслей. Надо, чтобы разум аннигилировал. Его надо полностью, полностью преобразить. Не изменить, не превратить во что-то другое. Ведь на самом деле вы уже Оно.