bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь – более небесную, чем само земное небо, … эту бесконечную друг пред другом покорность – мы считаем творческим содержанием Троицы. Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни – деревом и земля – скалою, – все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви. Все – лишь около нее и для нее, ибо она – своею голубизною, музыкой своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений – есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего.

Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собою небесный первообраз, а вокруг себя – земное отображение, – быть в среде духовной, в среде умиренной. Андрей Рублев питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублев, духовный внук преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской – Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти»11.

Перед нами – два отклика, два размышления, два описания иконы Рублева. Каждое, по-своему, замечательно. Автор статьи в «Википедии» детально описал образ Живоначальной Троицы, сообщая читателю массу важных фактов культурологического характера, пленяя ум множеством интересных подробностей. Но сердце читателя остается холодным и безучастным. И совсем другое действие производит статья о. Павла Флоренского, которая и сама наполнена сопереживанием и нас заставляет печалиться и радоваться вместе с автором.

Почему? Потому что несмотря на кажущуюся энциклопедичность статьи автора «Википедии», он умолчал о главном – о том, что Рублев, творчески переработав опыт своих предшественников, изобразил Святую Троицу в величайший момент истории мироздания, когда Бог Отец, желая спасти мiр, «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Зная, что мiр Его не познает, а свои Его не примут (Ин. 1: 10—11), Сын Божий будет предан, унижен и распят. Поэтому смысловым центром иконы Рублева является чаша на жертвеннике – прообраз Крестной жертвы Христа Спасителя. Бог Отец жестом благословляет эту чашу, а Сын взглядом и наклоном головы выражает согласие, словно говоря: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39)12

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. URL: http://rusbible.ru/books/mf.fb.html.

2

Житие св. Валтасара волхва. В изложении святителя Димитрия Ростовского. URL: http://pravicon.com/sv-349.

3

Там же.

4

Имена волхвов впервые встречаются у Беды Достопочтенного (+735). В западных преданиях говорится о рукоположении волхвов св. апостолом Фомой в епископов, а также о том, что мощи волхвов в 4 веке были обретены св. царицей Еленой и положены в Константинополе, а в 5 веке в г. Медиолан (Милан). В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в соборе г. Кельна. Дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным Успением она передала их Иерусалимской Церкви. Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь и поместил в храме Св. Софии. Ныне Дары Волхвов благоговейно хранятся в монастыре Ватопед на св. горе Афон в нескольких небольших мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным, орнаментом. Это – золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого хранится около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти сильно благоухают. URL: http://www.pravoslavie.ru/answers/6883.htm.

5

Первая строчка стихотворения Иосифа Бродского «24 декабря 1971 г.».

6

Осипов А. И. Бог. 3-е изд., доп. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С.20.

7

Вифлеемская звезда. URL: [битая ссылка] http://ru.wikipedia.org/wiki/Вифлеемская звезда.

8

Такова жизнь.

9

Выражение из статьи И. Канта «Что такое просвещение?», изданной в 1784 г.

10

Андрей Рублев. Мировоззрение. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Рублев.

11

Флоренский Павел Александрович. «Троица» Рублева. URL: http://andrey-rublev.ru/antology-florenskii.php.

12

Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.,1966. С. 61—62.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2