Руслана Визбор
Диагноз «Вознесенского»


Виктор, недолго думая, выбрал Саймона, которого он не только ненавидел всей душой, но и безумно завидовал ему. Его любовь по имени Меган никогда бы не влюбилась в него настоящего, она достойна сильного и смелого мужчины рядом с собой. Виктор часто представлял себе, как его пальцы медленно сжимаются на горле Саймона, он желал его уничтожить, сделать ему также больно как он сделал ему. Он каждую ночь убивал Саймона и протягивал руку своей красавице Меган, которая покорно уходила за ним на край света.

После эксперимента он больше не опускал лицо вниз, а постепенно и незаметно для себя начал ходить с выпрямленной головой и смотреть на мир вокруг него, от которого он раньше пытался скрыться. Зуд на коже практически исчез, так быстро и неожиданно, что Виктор поначалу даже не заметил, как его хронические болячки на лице испарились. Он ощутил себя переродившимся, словно младенец с бархатистой кожей и чистым взглядом на свет. Виктор чувствовал очищение не только души, но и тела. Он так давно ждал этого момента, что даже не заметил, как он наступил. Его пьянило чувство долгожданного освобождения от зависти и ненависти, он открыл для себя новые горизонты и мысли, ему хотелось танцевать. Теперь ему не вредило солнце, ветер и снег он желал слиться в дыхание стихий природы.

……………………………………………………………………

По коридору едва были слышны быстрые звуки шагов. Аспирантка Сара попыталась незаметно проскользнуть в аудиторию, но строгий голос профессора ее окликнул:

– Мисс Сара, пока вы еще не профессор, что бы опаздывать!

Сара ужимисто сжала губы, как бы извиняясь за свою непунктуальность. Она прошла в аудиторию на пресс-лекцию кандидата медицинских наук, декана городского университета психологии и психиатрии Вознесенского. Он был для Сары образцом для подражания, героем и наставником. Сара восхищалась работами доктора Вознесенского его талантом и успехами в лечении тяжелобольных пациентов.

Сара с детства мечтала быть детским врачом психиатром. Помогать маленьким пациентам приспособиться к окружающему миру, и вырасти полноценными людьми, избавить их от страдания и одиночества. За заслуги в учебе Сара прошла конкурсный отбор в личные помощники самого декана университета и была по факту его правой рукой. Ей осталось лишь успешно защитить диссертацию, и место преподавателя клинической психологии досталось бы ей. Это была её мечта.

Для подготовки своей диссертации Сара выбрала тему: «Проблемы адаптации и приспособления индивида в социуме», но для диссертации у нее нахватало клинической практики. После пресс-лекции Сара планировала поговорить с профессором Вознесенским о своей диссертации и как у своего наставника, попросить совета.

Профессор Вознесенский повернулся к студентам и, оканчивая читать свою лекцию, спросил:

– Если у кого-нибудь вопросы?

Сара подняла голову, не вставая, спросила у профессора:

– Доктор, скажите, что необходимо для того, чтобы исцелить пациента?

В большой темной аудитории профессор поднял голову и посмотрел на дальние ряды, где сидела Сара, и ответил ей:

– Чтобы помочь больному, необходимо для начала относится к нему как к здоровому человеку.

Профессор очень любил использовать философскую терминологию в своих лекция. Это придавало шарм и пользовалось большой популярностью среди студентов.

Сара с трепетом и восхищением смотрела на профессора Вознесенского и обожала посещать его лекции. Занятие приближались к концу, Сара подошла к профессору за советом насчет своей диссертации. Доктор Вознесенский не любил мучить студентов, в долгих поисках материалов в многочисленных библиотеках и бесконечном штудировании тонны учебной литературы. Он позволял студентам заниматься практическими поисками и непосредственно напрямую искать материалы для своих работ в лечении пациентов клинической практики.

– Чем дольше вы идете по чужой пороге, тем сложнее вам найти свой путь в жизни, – любил говорить своим студентам профессор Вознесенский, – Одни вредят себе через удовольствие, другим суждено исцелять через боль.

Профессор дал Саре совет искать вдохновение непосредственно в прямом общении с пациентами и сбором информации их диагнозов и методики лечения для своих научных трудов.

Сара пришла в кабинет и села возле компьютера. Перед ней горами и стопками по всему столу были раскиданы книги, брошюры, заметки из газет все то, что она использовала для написания своей работы. Сара облокотилась на спинку стула и усталыми глазами уткнулась в окно. Она металась в мыслях, переживала по поводу своего проекта и диссертации, она была в поисках самого интересного по ее мнению клинического случая и разработки лечения. Сара перебирала на столе литературу, как ее внимание привлекла старая заметка из газеты семилетней давности. В газете описывался грант, присужденный еще никому не известному доктору Вознесенскому за выдающиеся заслуги в медицины и открытие нового метода лечения тяжелобольных детей под названием «Зазеркалье». На фотографии к заметке Сара увидела молодого профессора Вознесенского с тремя подростками в обнимку Элис, Семом и Виктором, а внизу под фото красовалась глубокая афоризма от Доктора: «От того, что ты берешь на себя грехи других, ходить по воде ты от этого не станешь. Я всего лишь человек, им и останусь».

Сару вдохновляет этот проект, она решает поближе ознакомиться с проектом «Зазеркалье» и вложить его в основу своей диссертации. Девушка отправляется в маленький пригород, где когда-то давно доктор Вознесенский открыл миру свою гениальную методологию лечения и начинал работать. Сара собирается в долгую дорогу и уезжает из центра в пригородный городок. Она устраивается на практику в школу, где профессор начинал работать простым школьным психотерапевтом и где учились его первые пациенты Элис, Сем и Виктор. Школьный директор с большой радостью принимает на стажировку молодого и амбициозного аспиранта Сару в свой небольшой, но очень дружный рабочий коллектив. В маленьком пригороде новый человек всегда заметен, Сара не стала исключением. Жители городка доброжелательно и приветливо встретили молодую девушку, которая разбавляла спокойный и привычный колорит тихого городка.

Практически с первых дней своей стажировки Сара знакомится с молодой учительницей литературы Клер. Клер работа в школе почти 17 лет после окончания колледжа. Она всю жизнь прожила в этом городке и практически никогда не выезжала путешествовать за его пределы. Её мать тяжело болела и Клер практически с малых лет обязана была за ней ухаживать, скованная бременем сиделки, своей семьи она так и не смогла создать. Ей очень была интересна новая и современная девушка из большого города, ее стиль одежды и городской сленг. Мать Клер была строгим консерватором, с ранних лет она воспитывала её в строгости и скромности, но юную Клер все равно тянула красивая и яркая жизнь, которую она никогда не видела. Она собирала отрезки из модных журналов и мечтала, когда-нибудь пройтись по дизайнерским магазинам одежды и накупить себе много красивых и современных вещей.

Клер пришла раньше обычного в школу и с нетерпением ожидала прихода Сары, чтобы первой с ней познакомиться. Сара зашла в учительскую комнату и увидела перед собой приветливо улыбающуюся Клер.

– Здравствуйте, Сара! – звонким голосом, прокричала улыбающаяся Клер от радости.

Сара легко сходилась с людьми, поэтому Клер стала для нее очень приятной знакомой. Она с радостью приняла ее в свое окружение.

Первым делом Сара начала копаться в старом школьном архиве, кабинет школьного психотерапевта много лет пустовал, от того в нем было много пыли и старых документов. Клер после занятий с радость оставалась помогать Саре и с любопытством и интересом общалась с ней.

– Что тебя привел в этот захудалый городок? – спросила Клер.

– Я ищу научный материал для своей диссертации, – ответила Сара и добавила, – Много лет назад, здесь работал мой преподаватель доктор Вознесенский, он был психотерапевтом в этой школе, я хочу найти его труды и научные работы.

Клер ненадолго задумалась и вспомнила, что когда, то в их школе действительно работал доктор Вознесенский, но от того, что он был очень сильно погружен в свой проект, он практически ни с кем не общался из коллектива, мало кто знал о его личной жизни. Клер рассказала, что школа давным-давно отказалась от постоянной должности детского психолога и лишь изредка на выездные мероприятия приглашает специалиста. Сара поинтересовалась, почему исключили из рабочего штата психотерапевта. Клер мало, что знала по этому поводу, но вспомнила, что раньше в городе было много сложных подростков, годы шли, многие жители уехали, детей стало мало и школе пришлось отказаться от многих специалистов, в том числе и от некоторых учителей. Доктор Вознесенский был последним штатным специалистом в этой школе, после его перевода в городской университет в его кабинете всё осталось как при нём в старые времена, когда он раньше там работал.

В это время Сара копаясь на антресолях большого пыльного шкафа, натыкается на картонную коробку с документами. Спускаясь с лестницы, она кладет коробку перед собой. Они вместе с Клер копаются в старых документах, где упоминается проект «Зазеркалье» и испытуемые Элис, Сем и Виктор. Сара рада найденному кладу научных трудов и черновиков для своей работы и рассказывает Клер о гениальном ученом и враче Вознесенском. Молодая девушка решает изучить досконально проект «Зазеркалье» написать о нем очерк и сделать на защите диссертации своеобразный сюрприз своему любимому преподавателю.

В документах Сара и Клер натыкаются на анкеты ребят, участвовавших в эксперименте семилетней давности. Им приходит идея разыскать этих ребят и провести собственные исследования результатов проекта после окончания проекта.

Клер втягивается в интересную задумку вместе с Сарой и решает ей помочь. Девушки внимательно разбирали и составляли очерки всего, что касается эксперимента и обнаружили старые анкеты пациентов проекта Элис, Сема и Виктора с их фотографиями. Клер задумчиво протянула руку к анкете пациента Сема и вытянула тонкими пальцами его фотографию. Сара обратила внимание, что Клер внимательно всматривается в фото Сема, будто бы она с ним знакома.

Клер с сомнением пояснила, что изредка видела Сема возле школы, он вечерами встречает учительницу математики Терезу после занятий и провожает ее домой. Сара не совсем понимала, что в этом поступке может быть неожиданным. Клер объяснила, что ее удивило, что по проекту «Зазеркалье» Сем выбрал в свои прототипы Джона – сына Терезы, который три года назад утонул в бассейне университета, в котором учился. Сара взяла в руки дело Сема и в подшивках к документу нашла видео негативы сеансов гипноза. Сара и Клер решили просмотреть все видеозаписи проекта, но у них не было старого проигрывателя, чтобы прочитать пленку от видеозаписи. Школьный аппарат давно сломался, но у Клер дома в подвале ее матери хранился точно такой же и девушки собрав материалы, решили просмотреть их в гостях у Клер.

Девушки пришли к дому Клер и вошли в прихожую. Сара сразу же при входе почувствовала затхлый и въевшийся запах кошачьей и человеческой мочи смешанный с запахом лекарств. В соседней комнате Клер окликнула её парализованная мать, и девушка, пригласив Сару пройти в гостиную подождать пока, она будет менять памперс своей матери.

Клер удалилась в комнату, а Сара прошла в гостиную. Сама по себе комната была большой, но из-за огромного количества старых ненужных вещей, которые годами копились в доме, места было практически очень мало. Сара села на диван старый и засаленный временем. Свет из окон затмевали, заставленные на окне горшки от цветов и растений. Тонкие лучики света ели просачивались сквозь дыры от съеденной молью занавески. Сара не стала подавать вида, что ей неприятно находится в столь запушенном помещении, чтобы не смутить столь добродушную хозяйку.

Клер уловила небольшое смущение городской гостьи от увиденного образа ее жизни и, пытаясь немного оправдаться, пояснила, что ее мать категорически запрещает выбрасывать старые вещи, даже сломанные из дома. Поэтому за столько лет дом превратился в свалку старых забытых вещей. Клер много раз пыталась сделать ремонт и перестановку, чтобы освежить интерьер, но ее мать истерически реагировала на любые изменения. Ее пугали перемены и внеплановые мероприятия, она чувствовала опасность, от того, что теряет контроль.

Сара не стала осуждать Клер за деспотичный и старческий маразм ее матери и девушки приняли устанавливать видеопроектор для просмотра пленок с сеансов гипноза. Через пару часов чудо ретро машина подала признаки жизни. Разобравшись с непростым аппаратом, Сара и Клер, наконец, смогли просмотреть съёмки.

Звук превратился в шум помех, изображение почти выцвело, девушки с трудом различали силуэты и слова записи. Маленький пациент Сем на видео лежал на кушетке и рассказывал про то, как над ним каждый день смеются одноклассники, как он ненавидит своего отца и мечтает убежать из дома, они с доктором много разговаривают про Джона, сына учительницы математике Терезы. Сем ненавидел Джона, он считал несправедливым, что ему досталась хорошая жизнь, а Сем должен был каждый день проклинать свое существование. Что жизнь не справедливая штука, одним она дает все, у других она забирает последнее. Если бы он мог выбирать, то никогда бы не появился на свет, существовать в мире для него было по сравнению, подобно как гореть в аду. В конце разговора Сем добавил, что желал бы утопить Джона в реке и смотреть, как он медленно задыхается. Пленка прерывается. Сара и Клер сидели, молча в недоумении от увиденного, не решаясь первыми начать разговор.

У Сары закрадываются сомнения по поводу увиденного, она мысленно сопоставляет информацию о таинственной смерти Джона и фантазиями юного Сема на видеопленке. Клер советует Саре попробовать поговорить о Джоне с его матерью Терезой. После смерти сына она ушла из университета, где преподавала и вернулась обратно работать в школу. Саре нравится эта идея, и она на следующий день пытается встретиться с Терезой в школе.

Дерзкая девушка увидела в школьной столовой учительницу Терезу, одиноко сидящую за обеденным столом для учителей.

Тереза ни с кем практически не общалась, она была замкнутой и пугливой. Ее худощавое белое тело просвечивалось на свету. Сара подсела к Терезе за стол и поздоровалась с ней. Тереза на мгновение подняла глаза и пугливо поприветствовала смелую городскую девушку. Сара попыталась расположить к себе Терезу и объяснила, что она приехала на практику в их школу для того, чтобы собрать материал для своей научной работы в университете и попросила Терезу ей помочь в этом. Тереза робко поинтересовалась, чем она может помочь. Сара объяснила, что несколько лет назад ее муж Сем учился здесь и участвовал в одном из экспериментов Доктора Вознесенского. Сара попросила рассказать о ее муже Семе и если это возможно попросить Сема тоже дать небольшое интервью по этому вопросу. Тереза, услышав имя Сема, невольно вздрогнула. Она с неохотой и нежеланием комментировать свою семейную жизнь, лишь сказала, что после смерти своего единственного и любимого сына осталась одна на всем свете, родственников у нее не было, а Джон был смыслом ее жизни. Она тяжело переживала свою утрату. В этот тяжелый для нее период, Сем очень сильно поддержал ее, он практически заменил ей Джона и умолял стать его женой. Тереза боялась одиночества, ее смущал брак с ее бывшим учеником, к которому она не испытывала влияния и любви, но Сем был очень настойчив и в конечно итоге слабая и истерзанная Тереза приняла его предложение. О терапии доктора Вознесенского она ничего не знала, он с ней не делился этим событием никогда. Пока Тереза рассказывала, Сара мельком обратила внимание на ее тонкие запястья рук, точнее на едва заметные синяки. Тереза уловила взгляд Сары на свои руки, и, потянув длинные рукава, быстро попрощалась и ушла из-за стола.

Сара анализировала рассказ Терезы, на первый взгляд в нем не было ничего не обычного, но все же, что-то в этой замученной и скрытной женщине не давало ей покоя. Сара задумчиво вернула в свой кабинет и села на стул. Она долго смотрела в окно на школьный двор и обратила внимание на высокого, мускулистого парня курящего возле дерева. Черты его лицо, показались ей чем-то знакомы, она внимательно изучала его. Вскоре к молодому человеку быстрым шагом подошла учительница математики Тереза. Молодой человек по жестикуляции нагло и грубо о чем-то говорил с Терезой, сжимая пальцами ее запястье. Сара узнала в молодом человеке бывшего пациента проекта «Зазеркалье» Сема. В этот момент к ней в кабинет вбегает Клер, Сара зовет её к окну и спрашивает о молодом человеке, с которым общается Тереза. Клер подтверждает, что это муж Терезы Сем, но сама Тереза никогда не рассказывает о нем, по слухам между учителями Сем частенько бьет Терезу и деспотично к ней относится. Он патологический ревнивец, ему мерещиться, что в почти женском коллективе, Тереза может ему изменить, и каждый день встречает ее возле школы и ведет домой. Без Сема Тереза никуда не выходит и проводит время дома. У нее нет друзей и родственников, она не приглашает к себе в гости и живет очень замкнутой жизнью.

Сару смущает и удивляет жестокость Сема, она считает, что по итогам лечения сложные подростки должны были адаптироваться в обществе и избавиться от своих комплексов. Сара решает изучить дело Сема и ищет в кабинете и архивах школы все документы, которые хоть как-то связаны с проектом «Зазеркалье». Ей на глаза попадается интересная заметка некролога в газете. Молодой и успешный студент Джон (сын Терезы) при странных обстоятельствах утонул в университетском бассейне. В газете говорилось, что его тело было найдено на следующий день его другом и однокурсником по имени Сем. Оказалось, что Сем и Джон вместе учились и жили в одном университете. Сара решат ехать в университет, где учились ребята и попробовать найти очевидцев, друзей и знакомых, того кто сможет пролить свет на причины гибели Джона. Дорога занимала почти пять часов, но Сара отправилась в путь не теряя времени.

Сара робко вошла в вестибюль университета. Ее внимание привлекла справочная доска, где располагалась информация об университете, преподавателях и студентах. На доске была прикреплена фотография Джона с пометкой о годах его жизни и фразой: «В память лучшему студенту и президенту студенческого сообщества посвящается».

Завидев новое лицо, комендант университета Тим подошел к Саре и спросил:

– Вы кого-то ищите?

Сара повернулась к Тиму и представилась корреспондентом в городке, в котором раньше жил погибший студент Джон. Она рассказала, что собирает материал про него для школы, где он когда-то учился в память как о лучшем ученике. Тим доброжелательно предложил свою помощь и рассказал, что неплохо знал Джона, его мать Тереза несколько лет назад пришла работать в университет учителем вместе с поступлением сына. Джон был открытый и очень перспективный студент, он даже получал грант в виде премии декана по результатам олимпиады. Но, к большому сожалению, Джон погиб. Сара показала Тиму некролог из газеты о Джоне и фотографию Сема и спросила, действительно ли они были друзьями. Тим с серьезным видом надвинул очки на нос и внимательно посмотрел на фотографию.

– Да, я часто видел этого молодого человека в обществе Джона, – ответил Тим, – Они не то чтобы дружили, а скорее были лишь соседями по комнате в общежитии.

Тим посоветовал обратиться в студенческое общежитие, Джон жил в комнате номер 17 на втором этаже. Сара последовала совету Тима и отправилась в студенческий корпус, где жил Джон и Сем. Она тихо шла по темному коридору пока не наткнулась на комнату номер 17. Дверь была не заперта и девушка тихонько прошла внутрь давно пустующей комнаты. По слою пыли ей стало ясно, что в ней давно никто не жил после трагедии. На окне стояли засохшие цветы лилий с фотографией Джона. Сара подошла к окну, как услышала позади себя скрип двери. Она обернулась и увидела на пороге комнаты худенькую девушку в больших очках.

– Кто Вы? – спросила девушка в очках.

Сара не растерялась и объяснила, что она корреспондент и пишет об утонувшем студенте. Она спросила девушку, была ли она знакома с ребятами, которые здесь когда-то жили. Девушка в очках представилась именем Ли, она была японкой по национальности и рассказала, что когда-то они с Джоном встречались и планировали пожениться. После трагедии она каждую неделю приходит в его комнату и ставит на окно свежие розы в память о нем. Ли подошла к окну и взяла фотографию Джона. Она рассказала, что в тот трагический вечер ничего не предвещало беды. Они вернулись с лекции и планировали встретиться погулять вечером. Джон так и не пришел на свидание, а на утро его тело нашли в бассейне. Сара спросила, знает ли она, что-нибудь про его соседа Сема. Ли рассказала, что Джон часто жаловался на Сема, у них нередко возникали конфликты. У Сема был придирчивый характер, он постоянно дёргал Джона. Ли запрещала Джону с ним общаться, но он упорно не избавлялся от него. Немного подумав, девушка добавила, Сем подсадил его на эти таблетки.