Полная версия
История проституции
95
Karl Friedrich, Burdach, Die Physiologie als Erfahrungswissenschaft, Leipzig 1826, Bd. I, S. 360.
96
J. J. Bachofen, Das Mutterrecht, Stuttgart 1861, S. 10.
97
См. Otto Schoetensack, Die Bedeutung Australiens fur die Heranbildung des Menschen. In: Zeitschrift fur Ethnologie Bd. 33, Berlin 1901, S. 142; Friedrich von Hellwald, Die menschlrche Familie, Leipzig 1889, S. 134; Iwan Bloch. Половая жизнь нашего времени, стр. 24–25 (пер. Лурье-Гиберман).
98
См. Eduard Meyer, Ueber die Anfange des Staates und sein Verhaltnis zu den Geschlechtsverbanden und zum Volkstum. In: Sitzungsberichte der KSnigl. Preuss. Akademie der Wissenschaften, Philosoph.-histor. Klasse vom 6. Juni 1907, XXVII, S. 508–538.
99
Это не исключает, конечно, наблюдающейся и у животных «борьбы за самку», которая, напротив, именно и делает понятной частую смену составляющих пары индивидуумов.
100
М. Hoernes, Urgeschichte der bildenden Kunst in Europa. Wien 1898, S. 19.
101
Vgl. H. Klaatsch, Ergebnisse meiner australischen Reise. In: Korres pondenzblatt der Deutschen Gesellschaft fur Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte, 1907, Bd. 38, S. 82–83.
102
Klaatsch a. a. 0. S. 83.
103
Edouard Piette, Notes pour servir a l’histoire de l’art primitif. in: L’AnthropoIogie Bd. 4, Paris 1894, und «La station de Brassempouy et les statuettes humaines de la periode glyptique», там же 6, 1895, S. 129
104
Рис. 12 и 13 у Hoernes а. а. О. стр. 47.
105
Ср. рис. табл. II у Hoernes, и рис. 1 – у Ferdinand von Feitscnstein, Urgeschichte der Ehe, Stuttgart 1908, S. 8-11.
106
Szombathy, Die Aurignacienschichten im Loss von Willendorf. In: Korrespondenzblatt der Deutschen Gesellschaft fur Anthropologie usw., 1909, Bd. 40. S. 85–88 (spe2iell S. 88 und Fig. 2, S. 87).
107
Pfukl, Die Urbewohner Griechenlands. In: Korrespondenzblatt der Deutschen Gesellschaft fur Anthropologie usw., 1907, Bd. 38, S. 16.
108
Vgl. Friedrich von Hellwald, Ethnographische Rosselsprilnge, Leipzig 1891, S. 250.
109
Ferdinand v. Feitzenstein. Urgeschichte der Ehe, Stuttgart 1908, стр. 9.
110
Karl V. den Sleinen. Unter den Naturvolkern Zentral-Brasiliens, Berlin 1894, стр. 190–191. Под влиянием наивной половой радости готтентотка Нама импровизирует своему грудному младенцу следующую похвальную песню:
Ты, дитя отца с сильными бедрами,Ты будешь когда-нибудь укрощать между своими бедрами быков.Ты, имеющий сильный половой член,Ты произведешь когда-нибудь на свет сильных и многочисленных детей.См. Andree, Frauenpoesie bei Naturvolkern. В Korrespondenzblatt der deutschen Gesellschaft fur Anthropologie и т. д. 1906, т. 37, стр. 115.
111
Рис. 16 у Koernes, а. а. О., стр. 143. – Воспроизведенная у Ретценштейна (а. а. О. стр. 27, рис. 14) фигура предка с островов Теапи держит одну руку под грудью, а другую – на половых частях, указывая на них.
112
Koernes а. а. О. стр. 209.
113
О половом значении украшений на боковых частях таза см. мою книгу «Половая жизнь», стр. 117–118.
114
Abbild. 8 und 9 bei Reitzenstein a. a. O. S. 16.
115
Friedrich Ratzel, Volkerkunde, 2 Auflage, Leipzig und Wien 1894, Bd. 1, S. 111.
116
Friedrich Engels, Der Ursprung der Familie, des PrivateigentumsTund des Staates, 13. Aufl., Stuttgart 1910, S. 19.
117
Vgl. А. Vierkandt, Die Stetigkeit im Kulturwandel. Eine soziologische Studie. Leipzig 1908, S. 196.
118
Cp. схему на стр. 426–427 у Lewis В. Morgan, Die Urgesellschaft. Aus dem Englischen von W. Eichhoff und Karl Kautsky, 2. Aufi., Stuttgart 1908.
119
Engels a. a. О. S. 63.
120
«Дикой» любовью д-р Блох называет «внебрачныя половыя сношения», в основе которых нет любви, в противоположность «свободной любви», сторонником которой он является. См. его книгу «Половая жизнь», стр. 253. (Прим. пер.).
121
См. мою книгу «Половая жизнь» стр. 108, а также Viercandta. а. а. О. стр. 29–30, стр. 156. – По Madame Celine Ronooz (в «PsychologTe comparee de l’homme et de la femme», Paris, 1898, стр. 85–87. Цитир. no Rieitzenstein'y, а. а. О. стр. 104), первобытная женщина даже долгое время защищала свою наготу от чувства стыда, навязанного ей мужчиной вместе с одеждой.
122
Примеры из древних времен у Бахофена, Das Mutterrecht, стр. 11; из жизни дикарей – у Плосс-Бартельса, Das Weib in der Natur– und Volker-kunde, 8 изд., Лейпциг, 1905 г., т. I, стр. 540 и след. Во время Шамиссо жители островов Палау лишены были всякаго стыда, так что они скотски удовлетворяли свой половой инстинкт на глазах у всех». Adelbert von Chamissos Werke, Leipzig 1836, Bd. II, S. 277. – По И. P. Мукке (Horde und Familie in ihrer urgeschichtlichen Entwicklung, Stuttgart, 1895, S. 60–70) половой акт уже потому должен был совершаться в первобытные времена публично, что место, занимаемое ордой, было слишком ограниченно. При этом сказывалось также подражание. Что делал один, то делал и другой. Половой акт совершался не только публично, но и публично всеми в совокупности. Акты оплодотворения и рождения были общественным делом и потому производились coram publico.
123
Использованная нами литература главным образом следующая: Friedrich von Hellwald, Die menschliche Familie, Leipzig 1889; Friedrich Matzel, Volkerkunde, Leipzig 1894, 2 Bande; Heinrich Schurte, Urgeschichte der Kultur, Leipzig 1900; derselbe, Altersklassen und Mannerbunde, Berlin 1902; Ferdinand von Reitzenstein, Urgeschichte der Ehe, Stuttgart 1908; derselbe, Liebe und Ehe im alten Orient, Stuttgart 1909; derselbe, Liebe und Ehe in Ostasien und bei den Kulturvolkern Aitamerikas, Stuttgart 1910; Josef Kohler, Rechtliche Grundlagen der Ehe, in: Mann und Weib, herausgegeben von Kossmann Weiss, Stuttgart 1908, Bd. II, S. 251–298; H. Berkusky, Die sexuelle Moral der Naturvolker, in: Die neue Generation, herausgegeben von Helene Stocker, 1910, Heft 8 und 9, 307–317 und S. 355–368; Iwan Bloch. Половая жизнь нашего времени, стр. 165–172 (всюду цитир. изд. «Современной Медицины и Гигиены», пер. Лурье-Гиберман Zeitschrift fur Ethnologie и др.
124
Fr. Hirth, Ueber die Wilden Formosas. Aus den chinesischen Annalen (Tai-wan-fu-chih) des 17. Jahrhuriderts, in: Verhandlungen der Berliner Gesellschaft far Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte, 1893, S. 334.
125
Шамиссо говорит об обитателях островов Южного Океана (см. его «Reise um die Welt»: Werke, Leipzig 1836, Bd. II, S. 273): «Замужние женщины преданны исключительно своим мужьям. Незамужним же обычай позволяет пользоваться своей свободой. Они проводят ночи в собственных больших домах».
126
Ratzel, Volkerkunde, т. I, стр. 257.
127
См. мою книгу «Половая жизнь нашего времени», стр. 170–171 и Paul Wilutzky, Vorgeschichte des Rechts, Bd. I, Breslau 1903, S. 55–82.
128
Там же и Wilutzky, S. 20–21.
129
M. Krieger, Neu-Guinea, Berlin 1899, S. 298, cit. nach Berkusky a. a. O. S. 335.
130
F. t. Reitzenstein, Urgeschichte der Ehe, S. 18.
131
Deutsches Kolonialblatt, 1900, S. 417.
132
Ratzel, а. а. О., Bd. I, S 255; Schurtz а. а. О., S. 195.
133
Codrington, The Melanesians, S. 235, cit. nach Schurtz, a. a. O. S. 195, 236.
134
Ratzel, а. а. О., I, S. 254–255.
135
Thurnwald, Nachrichten aus Nissan und von den Karolinen, in: Zeitschrift fur Ethnologie, 1908, Bd. 40, S. 107–108.
136
R. Thurnwald, Im Bismarckarchipel und auf den Salomoinseln, in: Zeitschrift fur Ethnologie, 1910, Bd. 42, S. 123.
137
В. H. Purcell, Rites und customs of Australian Aborigines, in; Verhandlungen der Berliner Gesellschaft fur Anthropologie usw.,1893, S. 288.
138
Friedrich Scknurrer, Geographische Nosologie, Stuttgart 1813, S. 159.
139
Rosmann, Beschrijving van de Guinese Goud-Tand-en Sklavekust, I, S. 203, cit. nach Schurtz, S. 196.
140
W. Reade, Savage Africa, S. 425.
141
Post, Afrikanische Jurisprudenz, Bd. I, S. 463 ff., cit. nach Schurtz, a. a. O., S. 196–197.
142
Ratzel, Volkerkunde, Bd. II, S. 314.
143
Schurtz, a. a. O., S. 299.
144
F. v. Reitzenstein, Liebe und Ehe im alten Orient, S. 15.
145
Ploss-Bartels, Das Weib in der Natur– und Volkerkunde, Bd. I, S. 591.
146
Там же, стр. 591.
147
О проституции с целью добыть себе приданое, у индийских племен, см. Waitz, Anthropologie der Naturvolker, Bd. IV, S. 277.
148
Во всяком случае, они происходят от древних обитателей Малой Азии. См. Georg Buschan, Illustrierte Volkerkunde, Stuttgart 1909, S. 309
149
Ploss-Bartels, a. a. O., Bd. I, S. 590.
150
Reitzenstein, Liebe und Ehe in Ostasien und bei den Kulturvolkern Altamerikas, S. 70.
151
Там же, стр. 83.
152
Karl von den Steinen, Unter den Naturvolkern Zentral-Brasiliens, Berlin 1894, S. 480, 486, 500–502.
153
Paul Ehrenreich, Beitrage zur, Volkerkunde Brasiliens, in: Ver6ffentlichungen aus dem Kgl. Museum fur Volkerkunde, Bd. II, S. 28.
154
Иван Блох, «Половая жизнь нашего времени», изд. «Современной медицины», пер. П. И. Лурье-Гиберман, стр. 81-107. См. также основательное сочинение Георга Рунце.
155
Христианским миссионерам все это должно было, конечно, представляться в совершенно другом свете. Этим объясняется, почему францисканский патер Сахагун говорит об ацтеках, что «они почитают богиню сладострастия Тласольтеотль, которой они, однако, не каются в своем разврате, потому что не считают его грехом». «Histoire generate des choses de la Nouvelle Espagne» traduite par Jourdanet et Simeon, Paris 1880, стр. 343.
156
Paul Wilutzky, Vorgeschichte des Rechts, Bd. I, S. 26.
157
Slarсke, Die primitive Familie. Leipzig 1888, S. 92.
158
Wilutzky, a. a. 0., S. 26.
159
Там же.
160
Knappe, Mitteilungen aus den deutschen Schutzgebieten, Bd. I, S. 76.
161
Wilutzky, a. a. O., S. 27.
162
Josef Kohler, in: Zeitschrift fur vergleichende Rechtswissenschaft. Bd. X, S. 120ff.
163
Ploss-Bartels, Bd. I, S. 544.
164
R. Poch, Reisen in Neu-Guinea, in: Zeitchrift fur Ethnologie, 1907, Bd. 39, S. 392.
165
Fr. S. Krauss, Beischlafausubung als Kulthandlung, in: Anthropophyteia, 1906, Bd. Ill, S. 28–30.
166
Ploss-Bartels, Bd. I, S. 190.
167
См. J. A. Dulaure, Les divinites generatrices ou du culte du Phallus chez les anciens et chez les modernes. Paris, 1805, 1825, 1885 и 1905, а также немецкое расширенное издание, «Die Zeugung in Glauben, Sitten und Brauchen der Vdl– ker», von Friedrich S. Krauss und Karl Rieiskel, Leipzig, 1909 (с более новой литературой).
168
См. «Половая жизнь нашего времени» И. Блоха, стр. 86–87.
169
Zeitschrift fur vergleichende Rechtswissenschaft, Bd. XIV, S. 153–154.
170
a. a. O., S. 25.
171
J. Kohler, in: Zeitschrift fur vergleichende Rechtswissenschaft, Bd. XII, S. 315–316.
172
Kohler, ebend., Bd. V, S. 345.
173
Wilutzky, a. a. O., S. 36.
174
Vgl. Wilutzky, a. a. O., S. 34–37.
175
См. И. Блоха «Половая жизнь наш. врем.», стр. 86, 88–89.
176
Vgl. Schurtz, Altersklassen und Mannerbunde, S. 198.
177
Vgl. Iwап Bloch, Beitrage zur Aetiologie der Psychopathia sexualis, Dresden 1902, Bd. I, S. 79 ff.
178
Iwan Bloch, Beitrage usw., 1902, Bd. I, S. 88–89.
179
Согласно вере индусов, например, всякое божество имеет свой гарем. См. Е. Hardy, Indische Religionsgeschichte, Leipzig 1898, стр. 43.
180
Paul Nucke, Die angeblichen sexueilen Wurzeln der Religion, in: Bres– lers Zeitschrift fUr Religionspsychologie, 1908, Bd. II, S. 4. ff.
181
Иван Блох, «Половая жизнь нашего времени», стр. 81-107.
182
Lou Andreas Salome, Erotik und Religion, in: Die Erotik, Frankfurt a. M. 1910, S. 32–37.
183
Драмы Roswilha V. Gandersheim. Немецк. перев. Ottomar Piltz, Leipzig (Reclam), стр. 123. По аналогичным мотивам, раскаявшаяся грешница Тайс сжигает свои сокровища в драме «Paphnutius».
184
Касательно этого вполне установленного факта мы приведем еще интересное объяснение знаменитого теолога I. I. Деллингера («Heidenthum und Judenthum, Vorhalle zur Geschichte des Christenthums, Regensburg 1857, стр. 398–399). «Где сексуальность приписывалась самому божеству, где стояли друг против друга два божества, одно мужское и одно женское, там половые отношения казались чем-то, опирающимся на самое божество. Половой инстинкт и удовлетворение его были тем, что и в человекевсего больше соответствовало божеству. Таким образом, сладострастие само превратилось в богослужение. Так как основная мысль жертвы в том, что человек отдавался божеству не непосредственно, а через заместителей божества, то женщина не могла ничем лучше служить богин е, чем проституцией. Вот почему так распространен был обычай, по которому девушки перед своей свадьбой должны были один раз отдаться в храме богини. Это была в своем роде такая же жертва, как жертва первых полевых продуктов». В почитании богинь проституции решающая роль принадлежит матриархату и материнскому праву, как это доказали Бахофен, Гелльвалъд и др. (См. J. J. Bachofen, Die Sage von Tanaquil, Heidelberg 1870, стр. 40 и след.; Fr. v. Hellwald, Die menschliche Familie, стр. 40). Отцовское право, патриархат, лежащий в основе религии Моисея, Заратустры, Христа, Будды, Магомета, враждебен женскому культу. Все названныt религии боролись и частью победили религиозную проституцию.
185
Schurtz, а. а. О., S. 209.
186
А. Raffray, Voyage а la cote nord de la Nouvelle-Guinee, in: Bulletin de la Societe de Geographie, 1878, Bd. XV, S. 393.
187
Zundel, Land und Volk der Eweer auf der Sklavenkuste in West-afrika (Z. der G. f. Erdkunde zu Berlin, 1877, Bd. XII. S. 416 bis 417).
188
Adolf Bastian, Der Mensch in der Geschichte, Leipzig 1860, Bd. Ill, S. 306
189
Adolf Bastian, Die deutsche Expedition an der Loangokuste, Jena 1874, Bd. I, S. 176. – Цена эта считается установленной божеством.
190
Bastian, Der Mensch in der Geschichte, Bd. III, S. 316.
191
Julius Lippert, «Allgemeine Geschichte des Priestertums», Berlin 1883–1884, Bd. I, S. 522, Bd. II, S. 314, und «Kulturgeschichte der Menschheit in ihrem organischen Aufbau», Stuttgart 1887, Bd. II, S. 13–14.
192
Vgl. Bastian, Loangokгste, Bd. I, S. 152, S. 175–177.
193
Bastian, Der Mensch in der Geschichte, Bd. III, S. 321.
194
v. Beitzenstein, Liebe und Ehe bei den Kulturvolkern Altamerikas, S. 70.
195
J. J. Bachofen, Die Sage von Tanaquil, Heidelberg 1870, S. 43.
196
Милитта (от ассирийского «mu’allidat»=родильница) – богиня родов.
197
V. Reitzenstein, Liebe und Ehe im alten Orient, S. 54.
198
Vgl. Iwап Bloch, Der Ursprung der Syphilis, Jena 1911, Bd. II, S. 479–481.
199
Fridrich von Sontheim. Geschichte der Liebe, Stuttgart 1855, S. 24.
200
Vgl. Julius Preuss, Prostitution und sexuelle Perversitaten nachBibel und Talmud, in: Monatshefte fur prakt Dermatologie, 1906, Bd. 43, S. 11.
201
«Здравый смысл будет охранять тебя… чтобы спасти тебя от жены чужой… речи которой льстивы» (Притчи Соломона, 2, 16). «И для чего, сын мой, хочешь искать себе радостей от чужой и хочешь иметь в своих объятиях не принадлежащую тебе»? (Притчи 5, 20). «Жена блудная – глубокий ров, и чужая – тесный колодезь» (Притчи, 23, 27).
202
J. Lippert, Allgemeine Geschichte des Priestertums, Bd, II, S. 314.
203
Julius Rosenbaum. Geschichte der Lustseuche im Altertum, 6. Aufl., Halle 1893, S. 88.
204
Vgl. Preuss, a. a. 0., S. 7.
205
Цит. no Rosenbaum, a. a. O., S. 52.
206
Bachofen. Tanaquil, S. 45 (и указания источников).
207
Augustinus (De civitate dei IV, 10): Финикияне перед тем, как отдавать дочерей своих замуж, приносили Венере блудниц подарок на деньги, вырученныя проституцией дочерей.