Полная версия
История проституции
Как и у евреев, религиозная проституция была также введена в Месопотамии. Отец церкви, Эфраим Сирус (350 лет Р. X.),[205] дает по этому поводу следующие указания, из которых видно, что обычай этот, несомненно, вытекал из первобытной религии.
«Венера ввела в соблазн своих почитателей Израильтян. Она пришла и в нашу страну, и теперь ее почитают главным образом сыны Агари.
Уличной женщиной (они называют) луну,Подобной блуднице они изображают Венеру,Двух они называют женщинами среди звезд.И это не только имена,Имена без смысла, эти женские имена, —Полны сладострастия они сами.Будучи женами всех —Кто из них может отличаться нравственностью?Кто из них целомудрен,Кто не ведет себя в браке подобно птицам?Кто (кроме Халдеев) ввел чествование той безумной богини, на празднествах которой женщины предаются разврату?» – Здесь ясно указано на основное положение полового смешения, как на ядро религиозной проституции.
К странам, находившимся под влиянием ассирийской культуры, принадлежала и Лидия, в которой мы точно также находим религиозную проституцию, причем женщины, по Атенею (кн. XII, стр. 515 и след.), публично проституировались в «священном месте», в так называемом «Hagneon». То же самое совершалось в находившемся в связи с Лидией храмом Венеры в Абидосе, посвященном «Aphrodite Porne», Венере блудниц (Athen., т. XIII, стр. 572).
Далее, как мы видели выше, уже Геродот (I, 199) указывал на родство религиозной проституции на Кипре и в Вавилоне, что вполне подтверждается указаниями позднейших авторов, как Арнобий, Фирмикус, Матерн, Клеменс Александрийский, Юстин и Атеней. Основателем служения Милитте на Кипре и ее развратных мистерий называют Цинираса. Ему приписывают учреждение храма в Пафосе и в Аматусе. Поводом для культа религиозной проституции послужила для короля любовь его к одной проститутке,[206] которую король будто бы боготворил. В слове Метарме – дочери Пигмалиона, с которой Цинирас произвел на свет развратного Адониса, известного на Кипре под именем – даже прямо указано обозначение «священная блудница». Интересно указание в «Adelphi» (Братья) Теренция (действие II, сцена IV), что на Кипре для рекрутирования религиозной проституции велась оживленная торговля девушками. С другой стороны, дочь финикийского короля, Элисса или Дидона, основательница Карфагена, как говорят, увезла 80 проституток с острова Кипр (Юстин, 18,5), где они занимались религиозной проституцией в святилище Sicca Venerea (Валерий Максим, II, 6, 16). По Августину,[207]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Перепечатана в книге Гирта «Wege zur Heimat». München, 1909 г., с. 477–478.
2
См. его статью «Сексуальная психология» в «Tag» № 168 от 4 апреля 1907 г.
3
Собственно основателя современной половой патологии.
4
Werke Bd. VII, S. 655, а также Gustav von Stryk, Wilhelm von Humboldts Ästhetik als Versuch einer Neubegründung der Sozialwissenschaft, Berlin 1911, S. 16–46.
5
Ueber den Geschlechtsunterschied und dessen Einfluss auf die organische Natur». Neudruck in der Akademieausgabe, Berlin 1903, Bd, I, S. 311–334.
6
«Ueber die männliche und weibliche Form». Там же, стр. 335–369.
7
Freud сам называет меня основателем антропологической теории сексуалогии (см. его сочинение по сексуальной психологии, «Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie», Wien 1905, S. 80). Последователь Freud'a, Wilhelm Stekel также говорит («Nervöse Angstzustande und ihre Behandlung», Berlin-Wien 1908, S. 311): «Исследования Ивана Блоха дали нам точные доказательства того, что извращения не являются продуктом вырождения и что они существуют у диких народов даже гораздо чаще, чем у якобы рафинированных людей декаданса, которые, пресыщенные нормальными наслаждениями, будто жаждут новых ощущений». Я должен указать на это, потому что в последнее время замечается стремление выдвинуть вперед Freud'а, как инициатора антропологического метода, между тем как его сексуальный «психоанализ» представляет ведь только специальное применение и, – несмотря на преувеличенный символизм – несомненно, важное практическое использование моего антропологического метода.
8
См. также мою речь «Есть ли проституция необходимое зло?», сказанную мною на 11-м общем собрании немецкого союза в защиту матерей 16 апреля 1909 г. (Neue Generation 1909, S. 179–190, 224–236), а также мою речь «Половой вопрос в древности и его значение для современности» на интернациональном конгрессе в защиту матерей и половой реформы 29 сентября 1911 г. (Neue Generation 1912, стр. 21–29, 87–99). Я и здесь также подчеркиваю даты (1906, 1909, 1911 гг.), потому что в начале 1912 г. один автор, совершенно умалчивая о моем приоритете касательно идеи о связи половой жизни с трудом, выдает ее, как теперь только им открытую».
9
По этому вопросу см. мою книгу «Половая жизнь нашего времени», перев. врача Лурье-Гиберман, изд. «Современной медицины и гигиены» глава 17-ая.
10
Например, сочинение Поля Лакруа, под псевдонимом Пьера Дюфура, обнимающее только древнюю эпоху и историю проституции во Франции до 17-го века.
11
Friedrich Christian Benedikt АVё-Lallcmant, Das deutsche Gaunertum, Leipzig 1862, Bd. III, S. 166.
12
Первый эскиз содержит мой доклад, прочитанный на втором общем собрании «Немецкого союза для защиты матерей» в Гамбурге (15 апреля 1909 г.): «Есть ли проституция необходимое зло?» (Напечатан в «Die neue Generation», 1909 г., № 5, стр. 170–190 и № 6, стр. 224–236.)
13
М. Rabutaux, De Lа prostitution en Europe depuis l’antiquite jusqu’a la fin du XVI siecle, Paris, 1865, стр. 119.
14
Овидий, т. 1, Элегия 10, стр. 121–122, перев. А. Клеванова, 1874 г. Изд. бр. Салаевых.
15
Alexander V. Oettingen, Die Moralstatistik in ihrer Bedeutung fur eine Sozialethik. 3. Aufl. Erlangen, стр. 81.
16
Даже и в фундаментальной книге Роберта Мюллера, «Sexualbiologie. Vergleichend – entwicklungsgeschichtliche Studien über das Geschlechtsleben des Menschen und der höheren Thiere» (Berlin 1907), я не нашел ничего об этом.
17
Gould, Handbook to the Birds of Australia, London, 1865, т. 1, стр. 300, 308, 444–461.
18
Изображение такой беседки имеется в сочинении Дарвина «Происхождение человека и половой подбор», т. II, рис. 46 (к стр. 262). Перев. проф. Сеченова, 1896 г.
19
Geheimnisse der Prostitution. Enthullungen aus dem Leben der Boherne galante aller Lander. Von Dr. d’Henri, Leipzig 1871, стр. 5.
20
Athenaei Deipnosophistae e recognitione Augusti Meineke, Leipzig 1859. Vol. Ill, p. 26 (книга XIII, стр. 569e).
21
Noni Marcelli Compendiosa Doctrina emendavit et adnotavit Lucianus Muller, Leipzig 1888, Bd. II, S. 4–5: Inter menetricem et prostibulum hoc interest, menetrix honestioris loci est et quaestus; nam menetrices a manendo dictae sunt, quod copiom sui tantum modo noctu facerent; prostibula, quod ante stabulu-i starent quaestus diumi et nocturni causa. Plautus in Cistellaria manifestissime discrevit: intro ibo, nempe meretricem adstare in via solam prostibuli sanest.
22
Titus Maccius Plautus, Lustspiele deutsch v. Dr. W. Bunder. Stuttgart 1867, Bd. II. Der junge Carthager (Poenulus), S. 42
23
Corpus inscriptionum Latinarum Vol. IV; Inscriptiones parietariae Pompejanae etc. ed. Carolus Zangemeister, Берлин 1871, стр. 125 № 1948 (стенная надпись одной базилики).
24
Цитировано по изданию «Corpus juris civilis» A. M. Kriegel, E. Hermann u. Ed. Osenbruggen, Leipzig, 1858, Bd. I, S. 370.
25
Palam questum facere dicemus non tantum earn, quae in Iupanario se prostituit, verum etiam si qua, ut assolet, in taberna cauponia, qua alia pudori suo non parcit. § 1. Palam autem sic accipimus, passim, hoc est sine delectu; non si qua adulteris vel stupratqribus se commitit, sed quae vicem prostitutae sustinet. § 2. Item, quod cum uno et altero pecunia accepta commiscuit, non videtur pa– am corpore quaestum facere. § 3. Octavenus tamen rectissime ait, etiam earn, quae sine quaestu palam se prostituerit, debuisse his connumerari».
26
J. Jeannel, Die Prostitution in den grossen Städten im XIX Jahrhundert und die Vernichtung der venerischen Krankheiten, übers. von F. W. Muller, Erlangen, 1869, стр. 76.
27
Gespräche Friedrichs des Grossen mit Henri de Cat, Leipzig, 1885, стр. 11.
28
Dig. libr. XXIII, Tit. II, 41: Probrum intelligitur etiam in his mulieribus esse, quae turpiter viverent, vulgoque quaestum facerent, etiamsi non palam.
29
Ср., например, J. A. Gerstlacher, Tractatus medico-legalis de stupro in usum eorum qui jurisprudentiae et medicinae operam dant praecipue eorum qui in toro versantur, Erlangen 1772, S. 30: «Per leges et Jureconsultos ne foemina quidem mercede conducta meretrix iudicatur, modo suum non vulget corpus et quibuscunque praebeat passim petentibus, quamvis enim femina ista, mercede conducta, usuram ex suo accipiat corpore, ex usu tamen non quorumcunque auorum, sed souus conductoris est, ad essentiam autem fceminae meretricis per leges et Jureconsultos simpliciter necessarium esse videtur, ut non uni tantum, sed quibus– cunque et passim petentibus suum offerat corpus, pudicitiamque in propatulo habeat. Ista autem Jureconsultorum definitio, qua meretricem appellant foeminam, quae formam passim exhibet venalem, manca certe mihi quidem videtur; non sola enim foemina ista, quae suum vendit corpus, et venalem exhibet quaestus gratia formam sed ista etiam, quae ex Iibidine passim petentibus sui facit copiam».
30
Dig. XXIII, Tit. II, 43, § 6–9: § 6. Lenocinium facere non minus est, quam corpore quaestum exercere. § 7. Lenas autem eas dicimus, quae mulieres quaestuarias prostituunt. § 8. Lenam accipiemus et earn, quae alterius nomine hoc vitae genus exercet. § 9. Si qua cauponam exercens in ea corpora quaestuaria habeat, ut multae assojent sub praetextu instrumenti cauponu prostitutas mulieres habere, dicendum, hanc quoque lenae appellatione contineri.
31
Die attischen Nachte des Aulus Gellius, übersetzt von Fritz Weiss, Leipzig 1875, Bd. I, S. 231 (Buch IV, Kap. 3 § 3).
32
Р. Dufour (Paul Lacroix), Histoire de la prostitution, Bruxelles 1861, Bd. III, S. 108.
33
M. Rdbutaux a. a. O. S. 120–121 (Glossa ad Can. 16. distinct. 34). Cp. также Benedicius Carpzov, Practicae novae imperialis Saxonicae rerum criminalium editio nona, Lipsiae 1695 Pars II quaest. 70 no. 2, p. 159. – S. Chr. Ursinus de quaestu meretricio, Halle 1737, S. 5.
34
Cp. напр. замечательные выводы у Jо. Henr. Berger, Electa Jurisprudentiae criminalis, Leipzig 1721, S. 419 (Observatio CLV): Ab uno tribus vicibus, quantumvis intercedente quaestu, stuprata pro meretrice habenda non est. – Ut meretrix dicatur, minime tres actus, uque dixerti ratione agentium, requiruntur, quanquam Glossa (numerum certum ponens pro incerto) earn demum meretricem vocat, quae 23.000 homines admisit. Ex quo consequitur, respiciendum esse non tam ad freguentiam actus, qxiam ad agentium plurdlitatem. lta ab uno stuprata trinis vicibus et amplius, etiam quaestu intercedente, pro meretrice haberi nequit, atque adeo nec stuprator liberatur a dotatione et alimentatione infant's, quamvis stupatra deinceps in matrimonio, cum alio inito,pepererit infan tern.
35
Scortatio corruptio est propru corporis, quae non adhibetur ad generationem filiorum, sed tota ad voluptatem spectat, quod est indicium incontinentiae non autem virtutis signuum. – Zitiert nach Dufour a. a. 0. Bd. III, S. 111.
36
«Meretrix est quae multorum libidini patet cujus publice venalis est turpitudo» (Corpus juris canonci ed. Lipsiensis secunda. ed. Aemilius Friedberg, Leipzig 1879, Pars prior col. 1130 (Decreti secunda pars causa XXXII Quaest IV. c 11); vgl. ferner Decretum Gratiani emendatum una cum glossis Gregroru XIII. Pont. Max. Jussu editum ed. ultima, Taurini 1620, col. 1618).
37
Quoad meretricium, istud fornicationis genus est concubitus cum prostituta, id est cum muliere omni viro occurrenti parata, publica et communiter venali. (Moechialogie par le Рёге Debreyne. 5me edition, Paris 1874, S. 92 bis. 93). Ebenso J. B. Bouvier, Dissertatio in sextum decalogi praeceptum Cap. II. § 3 (12. Aufl., Paris 1850);. Lupellus, Tractatus de castitate, Paris 1858, Bd. II, S. 27; D. Craisson, De rebus venereis ad usum confessariorum, Paris 1870, S. 23.
38
Так, в епитимиях проститутками неоднократно называются просто женщины, которые потеряли девственность при внебрачных половых сношениях. В Roenitentiale Hubertense (франкского монастыря, св. Губертуса в Арденнах), например, сказано: «Be meretricibus. Si quis fomicaverit сип his feminis,qui cum alus fornicaverunt et virginitatem amiserunt vel viduis, III annis poeniteat, monachus vero VII». (Цит. no F. W. 3. Wasserschleben. Die Bussordnungen der abendlandischen Kirche, Halle 1851, S. 379). – Cp., напротив, весьма обстоятельное определение в «Corrector» Burchard V. Worms'a, (у Wasserschleben'a а. а. О. стр. 663), который обозначает, как проституцию, «сводничество своим собственным или чужим телом, продажу своего собственного или чужого тела» многим любовникам (amatores).
39
См. статью «Ниге» в: Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm, В. IV, zweite Abtheilung, bearbeitet von Moritz Heine, Leipzig 1877, Spalte 1958–1960. – Далее: W. E. Wilda, Das Strafrecht der Germanen. Halle 1842, S. 809. – Des Schwabenspiegels Landrechtsbuch, herausgeg. v. E. G. Gengler, Erlangen 1853, S. 119. (Cap. 173, § 13).
40
Deutsches Wörterbuch von Grimm, a. a. O., Spalte1960. – И в Капитулах Жарла Великого также fornicatio обнимает «adulter, luxuriosi и meretrices» (Capitula с. VI, tit. 312 в Codex Legum antiquarum ed. Lindenbrog, Frankf. 1613, S. 1032–1033).
41
«Si aliqua puella ingenua sive mulier, in civitate publice fornicationem exercens, meretrix' agnoscatur, et frequenter deprehensa in adulterio, nullo modo erubescens, iugiter multos viros per turpem suam consuetudinem adtrahere cognoscitur, hujusmodi a Comite civitatis comprehensa trecentis flagellis publics verberetur… Et si forte contingat, ut cum conscientia patris sui vel matris adulterium admittat, ut quasi per turpem consuetudinem et conversati'onem vic– tum sibi vel parentibus suis acquirere videatur… singuli eorum centena flagella suscipiant». Leges Wisigothorum, Lib. Ill tit 4 no. 17. (in: Codex Legum antiquarum ed. Frid. Lindenbrog, Frankfurt, 1613, S. 67).
42
«Si vero ancilla cuiuscunque in civitate simili coriversatione habitare dinoscitur, a iudice correpta trecentis flageuis publice verberetur, et decalvata domino reformetur, sub ea conditione, ut earn longius a civitate faciat conyersari; aut certe tali loco transvendant, ubi penitus ad civitatem accessum non habeat Quod si forsitan nec ad villam transmittere, nec vendere voluerit, et haec iterum ad civitatem reversa fuerit, huiusmodi dominaf in conventu publice quinquaginta flagella suscipiet. Quod si contigerit, ut cum domini voluntate adulterium commisisset, adquirens per fornicationem pecuniam domino suo, et ex hoc publice fuerit convictus, ipse dominus eundem numerum flagellorum, qui superius de eadem continetur ancilla, suscipiat Similiter et de ipsis praecipimus custodiri, quae per vicos et villas iu adulteru eonsuetudine fuerint deprehensae». A. a. O. S. 67–68.
43
Что несвободные рабыни или служанки представляют у германцев старейший элемент проституции, мы докажем ниже этимологически и исторически.
44
Перепечатано у Rabutaux а. а. О. стр. 250–256.
45
Nutzbares, galantes und curioses Frauenzimmer – Lexicon. Vermehrte und verbesserte Auflage, Frankfurt und Leipzig, 1739, Spalte 732.
46
Simonis Christophi Ursini Commentatio juridica tie Quaestu meretricio, Halle 1737, S. 15: ut si quae tarn nocturno quam diurno tempore Viros promiscue in domum suam admiserit.
47
Etenim non locus, sed vitae genus meretricem facit. (Ursinus a. a. O. S. 6).
48
Cp. L. Craisson, De rebus venereis ad usum confessariorum, Paris 1870. S. 23.
49
Цит. у Ursinus a. a. O. S. 6.
50
Там речь идет только о противоестественном разврате, кровосмешении, соблазнении, изнасиловании, прелюбодеянии, двоеженстве, сводничестве с замужними женщинами и детьми. См. «Hals-Oder Peinliche Gerichtsordnung Kaiser Karls V, vom Jahre 1553». Herausg. v. Curt Muller, Leipzig (Reclam). S. 57–59 (§§ 116–123).
51
Так, например, у J. J. Beck, Tractatus de eo quod justum est circa stuprum, Nürnberg 1743, стр. 8, в дословном переводе.
52
Wolfgang Mittermaier, Die Sittlichkeitsdelikte im schweizerischen Strafgesetzbuch. In: Schweizerische Zeitschrift für Strafrecht, 1907, Bd. 20, S. 229.
53
Outrage public aux moeurs et prostitution. Extrait du Rapport de la Commission legislative de Neuchatel sur un projet de Code penal. In: Revue de morale progressive, Geneve, 1892, Nr. 16–17. S. 187.
54
Цит. по О. Commenge, La prostitution clandestine а Paris, Paris 1897. S. 2.
55
Ralph Wardlaw, Lectures on female prostitution, Glasgow 1843. S. 17–18.
56
Cp. Theodor Mommsen, Das Romische Strafrecht, Leipzig 1899. S. 694.
57
W. Mittermaier, Verbrechen und Vergehen wider die Sittlichkeit. In: Vergleichende Darstellung des deutschen und auslandischen Strafrechts. Besonderer Teil Band IV. Berlin 1906. S. 158.
58
Franz von Lisst, Lehrbuch des deutschen Strafrechts, 16. u. 17. Aufl. Berlin 1908. S. 376.
59
Mittermaier а. а. О. S. 158.
60
а. Lisst а. а. О. S. 376.
61
D. Benk, Artikel «Prostitution» im Handwörterbuch der Staatswissen-schaften von Conrad, 2. Aufl, Jena 1901. S. 257.
62
Gustav Behrend, Artikel «Prostitution» in Eulenburgs Real-Enzyklopadie der gesammten Heilkunde. 3. Aufl. Bd. XIX, Berlin-Wien 1898. S. 436.
63
Reuss, La Prostitution au point de vue de l’hygiene et de Fadmimstration. Paris 1889, S. 2.
64
Cp. Craisson a. a. O. S. 23; Debreyne a. a. 0. S. 93.
65
«Dans toute prostitution i! у a de la venalite». Leo Taxil, La prostitution contemporaine. Paris 1884. S. 7.
66
A. Blaschko, Hygiene der Prostitution und der venerischen Krankheiten. Jena 1900. S. 36.
67
Cp. Frans V. Lissi а. а. О. S. 376.
68
W. Mittermaier, Verbrechen und Vergehen wider die Sittlichkeit a. a. O. S. 158.
69
Поэтому определение Yves Guyot (La prostitution, Paris 1882, S. 8): «Est prostituee toute personne pour qui les rapports sexuels sont subordonnes a la question de gain», слишком неопределенно и широко.
70
William Tail, Magdalenism. An inquiry into the extent, causes and consequences of prostitution in Edinburgh, Edinburgh 1842, S. 2: «The prostitute is generally a person who openly delivers herself up to a life of impurity and licentiousness, who is indiscriminate in the selection of her lovers, and who depends for her livelihood upon the proceeds arising from a life et prostitution».
71
O. Commenge, La prostitution clandestine a Paris, Paris 1897, S. 4: «La prostitution est I’acte par lequel une femme, faisant commerce de son corps, se livre au premier venu, moyennant renumeration et n'a d’autres moyens d'existence que ceux que lui proeurent les relations passageres qu’elle. entretient avec un plus on moms grand nombre d'individus».
72
Равнозначные выражения в остальных местных законах немецких государств собрал Шмёльдер: «Die Bestrafung und polizeiliche Behandlung der gewerbsmassigen Unzucht». Düsseldorf, 1892, стр. 9-10.
73
Vgl. J. D. H. Temme, Lehrbuch des Preussischen Strafrechts, Berlin 1853, S. 718; v. Iiszt a. a. 0. S. 376; Mittermaier a. a. O. S. 158.
74
D. Renk a. a. O. S. 257.
75
A. Neisser, Nach welcher Richtung lasst sich die Reglementierung der Prostitution reformieren? In: Zeitschrift für Bekämpfung der Geschlechtskrankheiten Bd. I, Leipz. 1903, S. 164.
76
Josef Schrank, Die Prostitution in Wien, Wien 1886, Bd. I, S. 1.
77
Franz W. Krassel, Privatrecht und Prostitution. Eine sozial-juristische Studie, Leipzig und Wien 1894. S. 15.
78
Дословную выписку из этого знаменитого послания см. у А. J. Parent dи Chatelet, De la prostitution dans la ville de Paris, 3-me edition par Trebuchet, 1857, т. I, стр. 20–23.
79
Rabutaux, а. а. О., S. 123.
80
L. Martinean, La prostitution clandestine, Paris 1885, S. 36.
81
Seneca, De beneficus I, 14 (Opera ed. Frider. Haase, Leipzig 1877, Bd. II, S. 13): «Meretrix ita inter multos se dividit, ut nemo non aliquod signum familiaris animi ferat».
82
F. W. Krassel, Privatrecht und Prostitution, – S. 15.
83
F. H. Pradier, Histoire statistique, medicale et administrative de la prostitution dans la ville de Clermont-Ferrand, Clermont-Ferrand 1859, стр. 1: «La prostitution, dans l’acception la plus large du mot, est l’acte par lequel une personne fait servir son corps aux plaisirs d’une autre, dans les cas defendus par les moeurs».
84
Entscheidungen des Reichsgerichts in Strafsahen Bd. XI, S. 4, (Leipzig 1885), und Bd. 37, S. 303–306 (Leipzig 1905).
85
Vgl. Mittermaier, а. а. О. S. 158.
86
Mittermaier, а. а. О. S. 158.
87
Alfred VierJcandt, Naturvolker und Kulturvolker. Ein Beitrag zur Sozial– psychologie. Leipzig 1896. S. 336.
88
Cp. две превосходные, напечатанные в одной книге статьи: Albrecht Dietcrich, Ueber Wesen und Ziele der Volkskunde, и Hermann Usener, Ueber vergleichende Sitten und Rechtsgeschichte– Leipzig, 1902.
89
Так нужно понимать выражение «incerta Venus» (книга 1, сатира 3, ютах 109). Cp. Q. Boratius Flaccus Satiren erklart von Hermann Schute. Berlin, 1881, стр. 43.
90
Цинтия – возлюбленная поэта Проперция, а оплакивающая смерть воробья Лесбия – возлюбленная поэта Катулла.
91
Сатиры Ювенала, перевод Фета (сатира VI, стихи 1-10).
92
См. об этом Блох, «Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре», пер. врача П.И. Лурье-Гиберман, изд. журнала «Современная медицина и гигиена», стр. 406–413.
93
Половой аморализм первобытных народов отмечает Герхарт Гауптман в отдающейся всем и каждому Герзинде, которой он влагает в уста следующие слова:
«Я дитя – не вашей Евы,Не вашего Адама, и моиНе ели прародители от древаГреховнаго, а потому и яДобра и зла не различаю».(Перев. А. М. Федорова).
94
Pierre Dufour (=Paul Lacroix), Geschichte der Prostitution. Gross-Lichterfelde. Bd. I, Teil 1, S. VII–VIII.