Полная версия
Решение и мудрость Али ибн Абу Талиба
Имам (А) приказал: «Немедленно вернитесь к Шурайху, я сам буду вести дело этого молодого человека».
Все вернулись. Али (А) пришел к Шурайху и спросил: «Как ты рассудил это дело?»
Шурайх ответил: «О Имам! Этот молодой человек заявляет, что его отец уезжал с людьми, и у него с собой было много товара. Но он так и не вернулся вместе с ними, а когда его спутников спросили о нем, то они сказали, что он умер. Я спросил у молодого человека: «Есть ли у тебя свидетель?» «Нет», – был его ответ. Люди, сопровождающие в пути его отца, поклялись в своей честности, и я отпустил их».
Имам (А) сказал Шурайху: «Очень сожалею, что ты вынес такое решение».
Шурайх сказал: «А какое еще может быть здесь решение?»
Имам (А) ответил: «Клянусь Аллахом, я рассужу так, как до меня никто не судил, кроме пророка Дауда[16]*. Канбар, приведи сюда охранников!»
Канбар привел их. Имам (А) приставил к каждому подследственному по одному охраннику и сказал им: «Вы что, думаете, я не знаю о преступлении, совершенном вами против отца этого человека? Если так, то я был бы невеждой».
Потом приказал охранникам: «Завяжите им глаза и разделите всех!»
Их рассадили с завязанными глазами по разным углам мечети. Потом Имам (А) обратился к своему секретарю ‘Абд Аллаху ибн Абу Рафе: «Принеси бумагу и карандаш!» А сам сел на место судьи и обратился к народу: «Каждый раз, когда я произнесу «Аллах Велик!», вы должны повторить за мной!»
По приказу Имама Али (А) всех вывели из мечети. Затем Имам (А) позвал одного из подследственных, а ‘Абд Аллаху ибн Абу Рафе повелел, чтобы он записывал показания.
Начав следствие, Али (А) спросил у одного из спутников отца молодого человека: «Когда вы отправились в путь с отцом этого юноши?»
«В такой-то день», – ответил тот.
«А в каком месяце?» – далее спрашивал судья.
«В таком-то», – отвечал подсудимый.
«В каком году?» – продолжал судья.
«В таком-то», – продолжал и подсудимый.
«Где вы были, когда умер отец этого молодого человека?» – спросил Имам Али (А).
«В таком-то месте», – был дан ответ.
«У кого?» – продолжил судья.
«В доме такого-то», – отвечал подсудимый.
«От какой болезни он умер?» – спросил Имам (А).
«От такой-то», – назвал болезнь ответчик.
«Сколько дней длилась его болезнь?» – судья продолжал последовательно и детально выяснять все, что хоть как-то относилось к делу.
«Столько-то», – отвечал подсудимый.
«В какой день он умер? Кто его омыл и покрыл саваном? Кто совершил заупокойную молитву? Кто положил его тело в могилу?» – допрос продолжался…
По окончании дознания послышалось: «Аллах Велик!» Народ повторил эти слова. Подследственные же, услышав этот возглас, подумали, что их товарищ признался и раскрыл тайну.
По приказу Имама (А) первому ответчику снова завязали глаза и увели.
Потом Али (А) позвал второго ответчика и, посадив его перед собой, сказал: «Вы думали, что я не знаю о вашем преступлении и вероломстве?» Естественно, что после возгласов «Аллах Велик!» и таких слов судьи второй ответчик даже не усомнился в том, что первый признался во всем и поэтому, не находя другого выхода, сказал: «О, Имам! Я был только одним из них и не хотел его убивать». Тем самым он признал свою вину.
Имам (А), таким образом, добился признания в том, как обвиняемые убили этого человека и завладели его имуществом. Потом все рассказал и первый допрашиваемый, который до этого ни в чем не сознавался.
Имам (А) обязал виновников выплатить компенсацию за убийство и вернуть все состояние мужчины его сыну.
Но этим дело не закончилось. По поводу компенсации ущерба разразился скандал: все родственники убитого потребовали определенной суммы для каждого. Имам (А) же, смешав свое кольцо с кольцами спорящих, сказал: «Тот, кто найдет мое кольцо, прав в своих претензиях, потому что мое кольцо – Божий дар, а, как известно, с ним и истина».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сокращенная форма фразы «Да благословит Аллах его и род его!» (прим. ред.).
2
Сокращенная форма, применяемая в значении «мир ему (ей)!» либо «мир им!» (прим. ред.).
3
Сура «Гафир» (Прощающий) – 40:20.
4
«Фуру‘ аль-кафи», раздел «Аль-кадайа ва аль-ахкам», хадис 6.
5
Там же, хадис 8.
6
Аль-масджид аль-харам (араб: запретная мечеть) – мечеть в Мекке, во дворе которой находиться Кааба (прим. ред.).
7
Таваф – обход вокруг Каабы во время хаджа (прим. ред.).
8
Там же, книга «Дийат», хадис 3.
9
«Иршад» (Шейх Муфид), раздел «Кадайаху фи хилафати Умар»
10
«Азкийа», аль-баб ас-сани ‘ашар, стр. 66.
11
«Фуру‘ ал-кафи», «китаб аль-кадайа ва аль-ахкам», раздел «Навадир», хадис 12; «Тахзиб» – «баб уз-зийадати фи алькадайа ва аль-ахкам», хадис 11.
12
«Манакиб» (Сарви), «Кадайаху фи ахд ас-сани».
13
Даниял – библ.: Даниил (прим. ред.)
14
«Фуру‘ ал-кафи», «китаб аль-кадайа ва аль-ахкам», хадис 9.
15
Там же, книга «Худуд», хадис 12.
16
Давуд – библ.: Давид (прим. ред.).