bannerbanner
Решение и мудрость Али ибн Абу Талиба
Решение и мудрость Али ибн Абу Талиба

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Мухаммад Таки Тустари

Решения и мудрость Али ибн Аби Талиба

© ООО «Садра», 2016

К читателю

Уважаемый читатель! Ислам – это мировая религия, не имеющая территориальных, расовых и национальных границ. Она возникла 1400 лет назад на Аравийском полуострове и распространилась по всей планете. Сегодня более миллиарда людей придерживаются ее ценностей и возлагают на нее надежды в поиске истинного пути.

После пророка Мухаммада (С[1]) распространению Ислама способствовал его двоюродный брат и ближайший сподвижник Али ибн Аби Талиб (А[2]). Он разъяснял Коран и Сунну Пророка настолько мудро, что это признавали даже его противники.

Представленная вашему вниманию книга является трудом одного из современных ученых Мухаммада Таки Тустари. Надеемся, что перевод ее на русский язык позволит познакомить многомиллионную русскоязычную аудиторию с гением Имама Али (А) в области правоведения.

Молим Всевышнего Аллаха о том, чтобы чтение этой книги принесло вам свет знания!

Предисловие от автора

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Вся хвала Аллаху! Он правит справедливо: «Аллах судит истинно, а те, которых призывают вместо Него, не решают ничего. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий».[3]

Да благословит Аллах своего посланника, исполнителя своих истинных указаний и справедливых законов Мухаммада (С) и его благородную семью, которая живет и судит только на основании законов Аллаха!

Да благословит Аллах предводителя всех верующих Али ибн Аби Талиба (А), который говорил: «Если я сяду в кресло судьи, то последователей Торы стану судить на основании Торы, последователей Евангелия – на основании Евангелия, а по следователей Корана – на основании Корана так, что все скажут: “Да, он выносил решение на основании наших же законов”».

* * *

Даже противники признавали, что Али (А) всегда выносил четкие и верные решения. Второй халиф Умар говорил всякий раз, когда сталкивался с трудноразрешимыми задачами: «Если бы не Али, Умар бы погиб» и «никто, кроме Али, не мог обрадовать Умара в трудные минуты».

Шейх Кулайни в книге «Кафи», Садук в книге «Факих», Муфид в книге «Иршад», Туси в книге «Тахзиб», Сейид Рази в книге «Хасаис уль-‘аимма» и Сарви в книге «Манакиб» привели некоторые истории, повествующие о решениях и вердиктах Имама Али (А).

Некоторые из ученых прошлых столетий также посвятили свои труды этой теме, но до нас дошла только книга Ибрахима ибн Хашима Кумми. Шейх Туси и Наджаши в своих книгах «Фехрест», Исмаил ибн Халид, ‘Абд Аллах ибн Ахмад, Мухаммад ибн Кайс Баджли, Убайд Аллах ибн Абу Рафа также приводили такого рода данные.

Никто из современных ученых не издал отдельной книги «Али в качестве судьи». Как правило, они посвящают этой теме одну главу, взятую из таких книг, как «Бихар ал-анвар» Маджлиси и «Васаил аш-ши‘а» Шейха Амили.

В силу важности данного вопроса мы решили, следуя традиции ученых-предшественников, издать отдельную работу на данную тему. Исламский исследователь Сарви подчеркивает, что ученые суннитского мазхаба написали много книг по этому поводу. Шейх Муфид в книге «Иршад» и Сарви в книге «Манакиб» разделили вердикты Имама Али на три исторических этапа:

1 – в период деятельности Пророка (С);

2 – в период правления каждого из трех халифов;

3 – во время собственного правления.

Глава первая

В этой главе повествуется о мудрых решениях имама Али (А), вследствие которых виновные стороны признали правду

1. Женщина, отрекшаяся от сына

Один молодой человек взволнованно ходил по улицам Медины и взывал к Аллаху: «О, Справедливый из всех справедливых! Рассуди меня с матерью!»

Умар подошел к нему и спросил: «Молодой человек, почему ты причитаешь, что произошло у вас с матерью?»

Тот ответил: «Женщина, которая меня родила, кормила, вырастила и воспитала, теперь отказывается от меня и говорит, что я не ее сын».

Тогда Умар вызвал к себе женщину и спросил ее: «Что говорит этот человек?»

Женщина произнесла: «Уважаемый халиф! Клянусь Аллахом, Которого человеческий глаз не способен видеть! Клянусь Мухаммадом и его благословенной семьей! Я вовсе не знаю этого человека и не ведаю, к какому роду и племени он принадлежит. Клянусь Аллахом, своими словами он хочет опорочить меня перед моими родственниками, ибо я честная девушка из племени курайшитов и никогда не была замужем».

Тогда халиф спросил у нее: «А есть ли у тебя свидетели?»

«О да!» – отвечала она. В качестве свидетелей женщина пригласила 40 человек из своей родни. Они засвидетельствовали перед Умаром, что молодой человек лжет и тем самым хочет опозорить ее перед людьми.

Тогда Умар приказал своим чиновникам: «Арестуйте этого парня до конца расследования. Если их свидетельство окажется верным, дайте ему восемьдесят ударов плетью».

Затем молодого человека повели в тюрьму. По дороге им встретился Али (А), при виде которого осужденный воззвал: «О двоюродный брат Пророка! Я несправедливо наказан. Помоги мне!» Молодой человек рассказал обо всем, что произошло. Имам Али (А) попросил отвести его обратно к Умару.

Умар же, увидев, что они вернулись, был разгневан: «Я приказал арестовать его и отвести в тюрьму! Почему вы вернулись?»

Стражники ответили: «Али ибн Аби Талиб приказал нам, и мы, зная о твоем распоряжении не уклоняться от его приказов, снова доставили этого человека к тебе».

В это время зашел Али (А) и сказал: «Приведите его мать!»

Когда привели женщину, Али (А) обратился к обвиняемому: «Рассказывай!»

Когда тот повторил все дословно, Али (А) спросил Умара: «Ты позволишь мне быть судьей в этом деле?»

Умар воскликнул: «Хвала Аллаху! Как я могу не позволить? Я от самого Пророка слышал: “Али – самый знающий среди вас!”»

Тогда Имам Али (А) обратился к женщине: «Есть ли у тебя свидетели?»

«Да», – снова ответила она.

И свидетели повторили свои слова.

«Сейчас я вынесу решение, которым Творец всего сущего останется доволен. Этому научил меня мой любимый Пророк (С)», – произнес Имам (А) и затем спросил у женщины: «А есть ли у тебя опекун?»

На что она ответила: «Да, все эти свидетели – мои братья и опекуны».

Потом Имам Али (А) обратился к ее братьям: «Будет ли вами принято мое решение относительно вашей сестры?»

«Да», – ответили все.

Имам (А) заявил: «Призывая в свидетели Аллаха и всех мусульман, присутствующих здесь, я объявляю эту женщину женой этого молодого человека и в качестве приданого отдаю из своей казны 400 дирхамов! Канбар, иди и принеси деньги!»

Канбар принес деньги. Имам (А) передал их юноше: «Отдай эти деньги женщине, веди ее к себе и обязательно приди ко мне после выполнения супружеской обязанности».

Молодой человек передал деньги женщине и приказал: «Встань!»

Но вдруг она взмолилась: «О двоюродный брат Пророка! Ты хочешь сделать меня женой сына! Клянусь, он – мой сын!» Затем она поведала о причине своего поступка: «Братья выдали меня замуж за одного негодяя и мерзавца. Этого мальчика я родила от него. Когда он вырос, братья заставили меня отдалить его от себя. Клянусь Аллахом, что он – мой сын!»

Сказав это, она взяла его за руку и ушла.

Умар остался доволен всем происшедшим и заявил: «Если бы не Али, Умар бы погиб!».[4]

2. Хозяин и слуга

Во времена правления Али (А) один горец совершал паломничество (хадж) со своим слугой. По дороге слуга провинился, и хозяин побил его. Рассерженный наказанием, слуга заявил: «Ты мне не хозяин, это я – твой хозяин, а ты – мой слуга».

Они угрожали друг другу: «Ты, враг Аллаха! Не отказывайся от своих слов до Куфы, там ты предстанешь перед Али!»

Когда они приехали в Куфу, то вместе пошли к Али (А). Хозяин сказал: «О Али! Этот человек – мой слуга, я его наказал за недостойное поведение. Из-за этого он не подчиняется мне и вдобавок объявляет меня своим слугой».

Другой заявил: «Клянусь Аллахом, он лжет! Мой отец поручил ему быть моим спутником и обучать меня условиям хаджа. Вместо этого он, чтобы завладеть моим богатством, объявляет меня своим слугой».

Имам (А) приказал им: «Ступайте, придите к согласию, а утром поведаете мне правду!»

Рано утром Али (А) велел Канбару: «Сделай два отверстия в стене». А сам приступил к утренней молитве и продолжал ее до тех пор, пока свет не поднялся над горизонтом на величину стрелы. Когда пришли истцы, он молился. Люди, собравшиеся вокруг, судачили: «Сегодня Али попал в такое трудное положение, что не сможет вынести решение».

Имам (А) же, завершив молитву, обратился к истцам: «Что скажете?»

И каждый из них, как и в прошлый раз, поклялся в том, что именно он – хозяин.

Тогда Имам (А) приказал: «Встаньте, я знаю, что один из вас лжет! Суньте головы в эти отверстия!» Потом обратился к Канбару: «Неси меч Пророка! Я отрублю голову слуге».

Услышав это, один из них задрожал и отошел от отверстия, а другой не тронулся с места. Али (А) спросил у слуги: «Разве ты не хозяин?»

Он ответил: «Нет, я его слуга, но он унизил меня, поэтому я стал вести себя таким образом».

После этого Имам (А) взял у хозяина письменное обязательство о том, что тот не будет больше унижать слугу и только потом передал того в его распоряжение.[5]

* * *

Было бы уместным привести здесь схожий случай, рассказанный Шейхом Кулайни, Садуком и Туси об Имаме Садике (А).

Рассказчик говорит: «Я был в Аль-масджид аль-хараме.[6] Один человек попросил помощи у халифа Мансура из династии Аббасидов. Во время тавафа[7] мужчина сказал ему: «О халиф, эти два человека вызвали моего брата ночью, и он больше не вернулся. Клянусь Аллахом, я не знаю, что они сделали с ним, потому что никто его с тех пор не видел и не знает, где он»».

Мансур сказал им: «Завтра, как прочтем послеполуденную молитву, соберитесь здесь, я рассмотрю ваше дело».

Конфликтующие стороны собрались в назначенный час и стали ждать с нетерпением. По случайности Имам Садик (А) тоже был там.

Мансур, обратившись к Имаму (А), попросил: «Джафар, будь судьей в этом деле». Но Имам Садик (А) вежливо отклонил его просьбу. Мансур настоял и попросил во имя Аллаха вынести решение по этому делу. И тогда Имам (А) согласился.

Для Имама (А) разложили настил, сплетенный из камыша. Он сел, представители спорящих сторон расположились перед ним. Затем Имам Садик (А) обратился к истцу: «В чем состоит твоя жалоба?»

Истец сказал: «Эти двое вызвали ночью моего брата, и он не вернулся домой. Я не знаю, что с ним случилось».

Имам (А) спросил у ответчиков: «А вы что скажете?»

Они сказали: «Мы вызвали его брата, чтобы поговорить, а потом он вернулся домой».

Имам (А) обратился к мужчине, стоявшему рядом: «Пиши! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Пророк (С) сказал: «Тот, кто вызовет человека ночью из дома, несет ответственность до тех пор, пока не приведет свидетеля его возвращения». Слуга, уведи их и отруби им головы!»

Один из ответчиков воскликнул: «О потомок Пророка! Клянусь Аллахом, я его не убивал. Я только схватил его, а этот убил».

Имам Садик (А) повелел: «Я, потомок Пророка, приказываю отпустить этого человека, а другого казнить!»

Осужденный на смерть мужчина сказал: «Клянусь, я его не пытал. Я его убил одним ударом меча».

Таким образом был найден убийца, и Имам Садик (А) распорядился, чтобы брат убитого отомстил убийце, а в отношении другого виновного приказал: «Второго посадите в тюрьму пожизненно и давайте ему 50 ударов плетью каждый год».[8]

3. Две матери одного мальчика

В период правления Умара две женщины стали спорить из-за одного ребенка, и каждая заявляла, что мальчик – ее сын. Об этом поведали Умару, но он не смог вынести какого-либо решения, поэтому вызвал Имама Али (А). Имам (А) позвал женщин и стал увещевать их, но ничего не подействовало.

Тогда Имам (А) приказал принести пилу. Женщины спросили: «О Али, что ты будешь делать этой пилой?»

«Я распилю ребенка на две части, чтобы поделить его между вами», – ответил Имам (А).

Услышав это, одна из женщин даже не вздрогнула, но другая вскрикнула, заплакала и стала умолять: «О Аллах! О отец Хасана! Если прикажешь его разделить, я отказываюсь от своего права, мне не вынести его смерти!»

Имам (А) сказал: «Аллах Велик! Этот ребенок твой. Если бы он был сыном другой женщины, она поступила бы так же и не согласилась бы с моим решением».

Вторая женщина признала свою вину и взяла свои слова обратно.

Вердикт Имама (А) очень обрадовал Умара, и тот помолился за него.[9]

* * *

В книге «‘Азкийа» ибн Джаузи пишет: «Один человек купил служанку. После торга, обнаружив ее тугодумство, он захотел аннулировать контракт. Однако продавец не соглашался. Об этом конфликте поведали Али (А).

Али (А), рассмотрев служанку, спросил: «Какая из твоих ног длиннее?»

«Вот эта», – ответила она.

«А помнишь ли ты ночь своего рождения?», – спросил Али (А).

«Да», – сказала служанка.

После этого Али (А) обратился к покупателю: «Верни ее!»

* * *

Некий человек оставил товар на сбережение у одного мужчины. Через некоторое время он пришел за своим товаром. Однако тот мужчина стал отказываться и не отдавал то, что хранил у себя, хозяину. Об этом рассказали Али (А).

Истец заявил: «Я оставил свой товар у этого человека».

Али (А) спросил: «А находился ли кто-нибудь тогда рядом с тобой?»

На что последовал ответ: «Я отдал товар в одном месте, но в то время там никого не было».

«А вообще рядом хоть что-нибудь было?» – спросил судья.

«Это случилось под деревом», – ответил истец.

Тогда Али (А) порекомендовал ему: «Иди туда и осмотрись. Возможно, ты спрятал свой товар там и позабыл, а увидев дерево, все вспомнишь».

После того как он ушел, Али (А) обратился ко второму: «А ты пока здесь подожди его возвращения», – а сам стал заниматься другими судебными делами. Через некоторое время он снова обратился к нему: «Как по-твоему, он дошел до того дерева или нет?»

«Нет еще», – ответил ожидающий.

Тогда Али (А) воскликнул: «О ты, враг Аллаха! О ты, вероломный!»

И мужчина признал свою вину: «Прости меня!»

«Да простит тебя Аллах!» – ответил Али (А).

Он распорядился задержать мужчину до возвращения истца, а когда тот вернулся, радостно сообщил ему: «Этот человек признался, получай свой товар обратно!».[10]

Глава вторая

Вердикты, раскрывающие коварство хитрецов

1. Разоблачение сговора

В период правления Умара двое мужчин оставили у одной женщины на сбережение свой товар и договорились, что она вернет его только в присутствии обоих. Через какое-то время один из них пришел и попросил товар обратно. Женщина сначала отказала ему, но мужчина стал настоятельно требовать, заявляя при этом, что второй умер. Поэтому ей пришлось вернуть товар.

А через два-три дня пришел второй мужчина и, в свою очередь, потребовал товар. Женщина рассказала ему о случившемся. Дело дошло до скандала, и в результате об этом рассказали Умару.

Он заявил женщине: «Ты понесешь ответственность!»

По случайности Имам Али (А) находился рядом. Недовольная таким исходом, женщина попросила Умара, чтобы Али (А) был судьей в этом деле. И тогда Умар обратился к нему: «Али, пожалуйста, стань их судьей».

Имам (А) начал опрос с мужчины: «Разве вы с другом не условились с этой женщиной, что она отдаст товар в присутствии обоих? Теперь этот товар у меня. Иди приведи своего друга и получай свой товар».

Имам (А) не объявил женщину ответственной и так раскрыл их хитрый сговор, согласно которому мужчины оба по отдельности хотели получить с женщины стоимость товара.[11]

2. Коварство хитрой женщины

Одна женщина испачкала яичным белком постель второй жены своего мужа и сказала ему: «Она была с другим мужчиной».

Умар, услышав о случившемся, захотел наказать блудницу. Но Имам Али (А) остановил его, попросил горячей воды и полил пятно. Яичный белок мгновенно затвердел. Имам (А) отбросил простыню в сторону и сказал: «Это одна из хитростей женщин!»

Затем он обратился к мужу обвиненной женщины: «Не бросай свою вторую жену, это коварство твоей первой жены!»

А потом он повелел, чтобы женщину наказали за клевету.[12]

Глава третья

В этой главе рассказывается, как Имам Али (А), создавая атмосферу недоверия между лжесвидетелями, получал от них признания, таким образом выявляя их коварство. Надо отметить, что современная следственно-юридическая система широко использует подобные способы работы

1. Выявление виновного путем раздора между лжесвидетелями

Однажды благочестивую девушку привели к Умару и засвидетельствовали ее прелюбодеяние. Здесь приводится подробный рассказ об этом случае.

Девушка в детстве потеряла своих родителей, и один мужчина, постоянно бывавший в разъездах, стал ее опекуном. Наконец, она достигла совершеннолетия. Жена этого мужчины боялась, что он когда-нибудь возьмет девушку в жены, и поэтому, позвав соседских женщин, с их помощью пальцем лишила ее девственности.

Когда муж вернулся, она сказала ему: «Эта девица занимается проституцией!» Соседки, принимавшие участие в деле, подтвердили ее слова. Мужчина обратился с этим к Умару. Умар же отправил их к Имаму Али (А).

Тогда они пришли к Имаму (А) и рассказали ему обо всем. Али (А) спросил у женщины: «Есть ли свидетели?»

«Да, некоторые мои соседки», – ответила она и позвала их.

Имам (А), вынув из ножен свой меч, приказал женщинам заходить к нему по одной.

Потом, вызвав жену того мужчины, провел очень детальный допрос. Но женщина не хотела отказываться от своего заявления.

Переведя ее в другую комнату, он вызвал одну из свидетельниц и сказал: «Знаешь меня? Я Али ибн Абу Талиб, а это мой меч. Жена того мужчины рассказала нам правду, и я отпустил ее с миром. Если ты не будешь говорить правду, я отрублю тебе голову». Женщина, дрожа от страха, сказала: «О! Сжалься, я расскажу всю правду!»

«Говори!» – приказал Имам (А).

И та рассказала: «Клянусь Аллахом, все случилось так: жена того мужчины очень боялась, что ее муж захочет жениться на такой красивой девушке, и поэтому позвала нас к себе. Мы схватили девушку, и она испортила ее».

Выяснив таким образом истину, Имам (А) воскликнул: «Аллах Велик! Я первый после пророка Данияла,[13] выявивший правду путем размежевания свидетелей!»

Потом он распорядился наказать женщин за клевету, а главную виновницу заставил выплатить 400 дирхамов пострадавшей девушке. Мужчине же приказал развестись с коварной женой и жениться на той девушке, приданое для которой Имам Али (А) дал из своей казны.

По завершению дела Умар сказал: «О Аб аль-Хасан! Расскажи нам о пророке Данияле».

Вот что рассказал Имам Али (А): «Даниял был сиротой: одна старуха из израильтян держала его под своей опекой.

В то время было двое судей, имевших одного друга, а жена этого друга была известна своей красотой. Однажды правителю понадобился добросовестный человек, чтобы совершить сделку, поэтому он обратился к судьям: «Найдите мне такого порядочного человека, которому можно было бы доверять».

Судьи привели своего друга к правителю и представили его в качестве надежного человека. Правитель поручил ему задание, для выполнения которого необходимо было отправиться в путь. На время своего отсутствия этот честный человек оставил свою жену под опекой судей. После того, как он уехал, судьи часто заходили в его дом. Они влюбились в его жену и сказали ей о своем желании, но женщина категорически отказала им. Судьи стали угрожать ей: «Если не согласишься, мы опозорим тебя перед правителем, и ты будешь закидана камнями!» На это женщина отвечала: «Делайте, что хотите».

Тогда они заявили о ее прелюбодеянии правителю. Правитель очень огорчился, услышав об этом. Удивленный поведением женщины, он сказал судьям: «Я верю вам, но не торопитесь. Вы закидаете ее камнями через три дня».

В течение этих трех дней глашатай по приказу правителя объявлял по всему городу: «О люди! Собирайтесь вместе, нужно закидать камнями жену служителя, ибо она оступилась. Двое уважаемых судей засвидетельствовали это!»

После такого объявления в народе стали ходить разного рода слухи. Правитель обратился к своему визирю: «Ты сможешь разрешить эту проблему?»

«Нет», – ответил тот.

На третий день визирь вышел из дома прогуляться. Его внимание случайно заняли дети, играющие на улице. Визирь не знал Данияла, а Даниял специально собрал мальчишек и устроил эту необычную шумную игру, чтобы привлечь внимание визиря.

«Я падишах, один из вас – жена служителя, а двое других – судьи» – говорил мальчик. Соорудив маленький бугорок из земли и взяв меч, он повелел: «Уведите этих двух!»

Затем маленький падишах вызвал одного из «судей» и пригрозил: «Если не скажешь правду, мы тебя убьем!» (Визирь внимательно следил за всем происходящим и ловил каждое слово). На что «свидетель» ответил: «Заверяю вас, эта женщина изменила своему мужу!»

«Когда?» – был следующий вопрос Данияла.

«В такой-то день», – сказал допрашиваемый.

«Уведите этого человека и приведите второго!» – приказал «падишах».

Дети увели первого и привели второго свидетеля для допроса.

Даниял сначала спросил у него: «Ты будешь свидетельствовать?»

«Да, я свидетельствую об ее измене!» – заявил «судья».

«Когда это произошло?» – спросил у него маленький падишах.

«В такой-то день», – ответил второй свидетель.

«И с кем же?» – спросил Даниял.

«С таким-то», – был дан ответ.

«Где?» – продолжал «падишах».

«В таком-то месте», – продолжал свой ответ и второй «свидетель».

В результате показания свидетелей оказались разными. И тогда Даниял воскликнул: «Аллах Велик! Они оба лжесвидетели!»

Потом он поручил детям, чтобы они объявляли народу: «Эти судьи опозорили честную женщину. Соберитесь вместе, чтобы казнить их!»

Когда визирь рассказал своему государю обо всем увиденном, падишах вызвал судей к себе и допросил их по вышеприведенному методу и обнаружил несоответствие между их показаниями. Затем падишах объявил о невиновности женщины и отдал приказ казнить судей, оклеветавших ее».[14]

* * *

О сходном случае Кулайни в книге «Кафи» приводит такую притчу: «Во времена халифата Имама Али (А) двое поклялись быть братьями. Когда один из них умер, то перед смертью завещал своему другу, чтобы тот стал опекуном его дочери. Исполняя волю умершего, мужчина привел девочку к себе в дом и растил ее как родную дочь. Когда ему пришлось уехать по делам, он попросил свою жену присматривать за девочкой. Его поездка затянулась, и за это время девочка выросла, став очень красивой девушкой. Мужчина в письмах просил заботиться о ней. Поскольку жена боялась того, что муж вернется, увидит ее красоту и захочет жениться на ней, то она задумала хитрость: вызвала соседок и с их помощью лишила девочку невинности.

Когда же мужчина вернулся из поездки и позвал девушку к себе, то она постеснялась из-за случившегося выйти к нему. Не понимая причины такого поведения девушки, тот настоял, чтобы жена рассказала ему обо всем.

"Да не связывайся ты с ней! Она совершила грех, и потому ей стыдно подойти к тебе", – объяснила жена и обвинила ее в прелюбодеянии. Услышав это, мужчина разгневался. В ярости он вошел к ней со словами: "Как тебе не стыдно? Как же ты могла пренебречь моей добротой? Клянусь Аллахом, я считал тебя своим ребенком, и ты себя считала моей дочерью. Как же ты могла так низко пасть?!"

Девушка, плача, отвечала: "Клянусь, я никогда не совершала прелюбодеяния, ваша жена лжет!" – и рассказала обо всем случившемся.

Тогда мужчине ничего не оставалось, как привести жену и девушку к Имаму Али (А) и поведать обо всем.

В результате женщина призналась в содеянном.

Имам Хасан присутствовал во время слушания дела. Али (А) сказал ему: "Определи, каким должно быть наказание!"

Имам Хасан (А) сказал: "Женщина получит два наказания. Во-первых, она должна нести ответ за клевету, во-вторых, ей необходимо денежно возместить нанесенный девушке ущерб".

На что Имам Али (А) с радостью произнес: "Все верно!"».[15]

2. Поездка без возвращения

Предводитель всех верующих Али (А) при входе в мечеть увидел плачущего молодого человека и нескольких людей, успокаивающих его. Имам (А) подошел к нему и спросил: «Отчего ты плачешь?»

Юноша сказал: «О, Али! Я плачу из-за вердикта, вынесенного мне судьей Шурайхом. Не знаю, на каком основании он вынес такое решение. Мой отец отправился в поездку с несколькими другими людьми, у него было с собой много вещей. Они вернулись из поездки, но моего отца с ними не было. Когда я спросил у этих людей об отце, они сказали, что он умер там. Когда же я спросил о его вещах, они отвечали, что у него с собой ничего не было. Я повел их к Шурайху, который взял с них клятву и отпустил. Но я точно знаю, что мой отец брал с собой в поездку много вещей».

На страницу:
1 из 2