Полная версия
Города-призраки
Аурика Луковкина
Города-призраки
Введение
Перед вами книга «Города-призраки». Что такое мертвые города, спросите вы? Мертвые города – это города, исчезнувшие с лица земли, оставившие о себе лишь память. Если сравнить современную географическую карту с географической картой столетней давности, то можно заметить определенные изменения. А в частности – отсутствие на современной карте некоторых населенных пунктов.
Что стало с великим Вавилоном, загадочной Чарондой, величественными Помпеями? Почему не стало Карфагена, как пали Троя и Фивы? О том, как погибли эти и многие другие не менее важные в истории человечества города, вы сможете прочитать в нашей книге. Мы постарались наиболее полно описать историю каждого города. Рассказать не только о его смерти, но также и о его жизни до исчезновения.
Однако в книге вы сможете прочитать не только о городах, более не существующих, но и о прогнозах, которые ученые делают на будущее некоторых городов, которые существуют в настоящее время.
Пожалуй, наиболее поражающим и печальным фактом является то, что гибнут в основном города особенные, не похожие на другие, отличавшиеся своим могуществом и славой. Почему так происходит? Кто виноват? А может, виновных и вовсе нет? Что ж, кто знает. Мы не беремся судить историю и выводить причинно-следственные связи. Мы всего лишь констатируем факты и приоткрываем завесу исторических тайн.
Итак, впереди вас ждет удивительное путешествие и экскурс в географию прошлого. Возможно, вы сможете сделать некоторые прогнозы на будущее. Надеемся, что из нашей книги вы сможете почерпнуть много интересной и полезной для себя информации.
Глава 1. Легендарные города
Помпеи
История города Помпеи, входившего в состав Римской империи, оборвалась в 79 г. н. э. Причиной тому стал вулкан Везувий, проснувшийся настолько неожиданно, что многие жители города не успели покинуть зону извержения. Город был изначально основан осками, а затем вошел в состав Римской империи. Помпеи образовались в результате объединения пяти небольших поселений, располагавшихся рядом друг с другом. Есть, однако, и другая версия об основании города. Некоторые исследователи считают, что город построили греки. На это указывает миф о битве Геракла с великаном Герионом. В VI в. до н. э. город входил в состав союза городов, главным из которых был Капуйя. Этруски были выгнаны с этих земель самнитами, а затем уже город завоевали римляне. В 90-е гг. до н. э. Помпеи участвовали в восстании против Рима. После подавления этого восстания город был сильно ограничен в самоуправлении. Помпеи играли ключевую роль в торговле между Римом и югом империи. В 59 г. н. э. Помпеи погрязли в беспорядках. На гладиаторских боях у жителей города произошел конфликт с приезжими нуперийцами. В результате массовой драки погибло очень много гостей города. После этого сенат запретил в городе бои гладиаторов.
Как уже было сказано, Помпеи погибли в огне, а вернее, в пепле Везувия. Гибель легендарного города подвигла художника Карла Брюллова написать в 1833 г. картину «Последний день Помпеи». Извержение Везувия было не первым катаклизмом в тех краях. В 62 г. случилось сильное землетрясение. Эту катастрофу описывает в своих трудах историк Тацит. Он указывает на жертвы и большие разрушения. Возможно, это землетрясение было предвестником будущей катастрофы. Подземные толчки могли разбудить спящий вулкан. 24 августа 79 г. Везувий начал извергать потоки лавы и тонны пепла. Именно пепел и стал причиной гибели городов Помпеи и Геркуланум.
Города были погребены под трехметровым слоем пепла. Извержение Везувия считается одним из сильнейших в мировой истории. Пепел добрался даже до берегов Египта. Большинство людей думает, что при извержении погибли все жители города. Это не так, большинству удалось убежать из опасной зоны. В Помпеях погибло только две тысячи человек, но это, по меркам того времени, безусловно, много. Погиб в городе ученый Плиний-старший. Во время извержения он приблизился к Везувию, чтобы изучить извержение. Внезапно хлынувшие из вулканического жерла потоки лавы поглотили его.
История археологических раскопок Помпеев берет начало с 1592 г., когда знаменитый архитектор Доминик Фонтан прокладывал канал от реки Сарно. При проведении работ он наткнулся на часть оборонительной стены. Через сто лет на этом месте вновь начались строительные работы. В 1689 г. рядом с каналом копали колодец. Под землей было найдено строение, на стене которого было написано «Помпеи». Никто не посчитал, что найденное здание – часть большого города. Из-за своей роскошности оно было названо виллой Помпея Великого. Лишь только еще через почти сто лет начались настоящие раскопки великого города. Начал раскопки в 1748 г. Р. Дж. Алькубьерре. Он полагал, что раскапывает город Стабии. Правда, и Алькубьерре не показал миру Помпеи. Большая часть раскопок проводилась в Геркулануме. В Помпеях были раскопаны лишь три маленьких участка, не дававшие представления о городе. В те годы археология была наукой молодой. Археологов тогда интересовали лишь ценности и предметы быта, сам же город отходил на второй план. Алькубьерре отправлял все ценности в музей Неаполя. Стоит ли говорить, что к архитектурным памятникам в те времена относились небрежно, многие здания были порушены в процессе раскопок. Вскоре появились ученые, противостоявшие работе Алькубьерре на территории Помпеев. Ему в вину вменяли нежелание работать с находками, не представлявшими денежной ценности, но, несомненно, являвшимися культурным достоянием. С 1760 по 1804 г. раскопками руководил Ф. Ле Бега. Если его предшественник после исследования вновь заваливал здания, то Ле Бега вывозил землю за пределы раскопок, тем самым откапывая город. Он также пробовал реставрировать некоторые здания Помпеев. После того как большая часть города «восстала из пепла», на раскопки стали съезжаться туристы. Ле Бега даже разработал систему туристических экскурсий. В 1763 г. на месте раскопок была обнаружена статуя. На ней имелась надпись, из которой стало ясно, что найденный город является Помпеями. После смерти Ле Беги раскопки прервались на четыре года. С 1808 по 1814 г. их возглавлял археолог И. Мюрат. Говорят, немалую долю в финансировании раскопок внесла сама Каролина Бонапарт. В 1863 г. раскопки на территории Помпеев начинает Джузеппе Фиорелли. В 1870 г. он сделал немаловажное открытие. Выяснилось, что на месте разложившихся тел погибших людей образовались пустоты. Археолог стал заливать их гипсом и в итоге получил картину гибели города. Жители Помпеев предстали перед миром в своих предсмертных позах. Раскопки Помпеев, как ни странно, продолжаются и по сей день. В 1980 г. произошло новое сильное землетрясение. Оно разрушило часть культурных памятников города. До сих пор ведутся реставрационные работы, которые начались после землетрясения. Восстановив разрушенные новой стихией здания, ученые решили, что способны восстановить и сооружения, погибшие много веков назад.
Благодаря раскопкам городов Помпеи, Геркуланум и Стабии были досконально изучены римские фрески. Фресками в те времена покрывали стены сооружений, чаще всего – изнутри. В 1882 г. археолог Август Мау разделил римские фрески на четыре основных типа. Эти четыре типа характерны лишь для Помпеев, в других римских городах они встречаются реже. Это обусловлено гибелью города и остановкой его развития.
Первый стиль – инкрустационный – или структуральный. Широко применялся со 150 г. по 80 г. до н. э. Стены облицовывались камнями с грубой поверхностью. Расписывались камни с целью имитации мраморного покрытия. В этом стиле прослеживаются черты греческой культуры, встречаются даже рисунки из греческого эпоса.
Архитектурный стиль. Существовал с 80 г. до н. э. по 14 г. н. э. Рисунки создавались прямо на гладких стенах здания. Уже тогда художники экспериментировали с перспективой, преломлением света и объемностью изображения. Преобладают изображения людей, а также рисунки, рассказывающие о римских героях.
Египетский, или орнаментальный, стиль. Существовал с 14 г. н. э. до самых последних дней Помпеи. Происходит полный переход на плоский орнамент. Тематика становится более абстрактной. На первый план выносится общество.
Фантастический, или перспективно-орнаментальный, стиль. Появился перед самой гибелью города, в год, когда произошло то самое землетрясение. Изображения становятся живее, на них можно отыскать рисунки фантастических существ.
Что же мы можем увидеть на территории раскопок города?
Главной достопримечательностью Помпеев является, несомненно, форум. Форумы в древнеримском государстве объединяли духовную и политическую жизни городов. Выстроен форум был еще самнитами на площади 3 х 75 м. Окружен форум был дорическими колоннами. Римляне вымостили всю территорию форума травертином. На обширной площади располагались все здания городского управления, основные храмы и различные учреждения. На территории форума могло разместиться все население тогдашних Помпеев.
Неподалеку от площади, к югу, находится трибунал. Он открывается двойным портиком с пятью входами. Трибунал был выстроен около 100 г. до н. э. Он занимает площадь 25 х 55 м. В центре трибунала установлены тридцать восемь коринфских колонн. Колонны эти имеют чуть больше метра в диаметре и десять метров в высоту. Изначально это здание строилось как большой городской рынок и лишь потом переквалифицировалось в зал суда. Именно после принятия такого решения был выстроен двухэтажный трибунал в центре базилики. Большая часть здания трибунала прекрасно сохранилась до наших дней. Изнутри стена базилики покрыта надписями разного рода. Очень много шутливых и философских, написанных на стене жителями города. В южной части форума имеются три не очень больших здания. Однако каждое из них богато украшено. Стены их были отделаны мрамором, в комнатах стояли скульптуры. Западное здание было построено для двух эдилов, восточное занимали дуумвиры, а в центральном (и по совместительству самом роскошном) находился муниципалитет. Прямо напротив базилики с трибуналом располагалось одно из ключевых зданий для жителей Помпеев. Это было здание комиции, т. е., по сути, избирательный участок. В тридцатые годы нашей эры жрица Евмахия руководила строительством здания. Она строила его для ткачей и красильщиков, представителей одних из самых востребованных профессий в те времена. Здание это было размером с базилику. В нем происходила торговля тканями. В дальней стене здания стояли три абсиды со статуями Ливия, Тиберия и Друза. За зданием была поставлена статуя Евмахии, основательницы строительства. После раскопок эту статую привезли в музей Неаполя, где она и по сей день стоит. Есть в Помпеях и небольшой храм Веспасиана, украшенный портиком с четырьмя колоннами. Храм, как ясно написано, посвящен Веспасиану. Перед зданием стояла статуя императора. Некоторые ученые-скептики считают, что храм построен в честь Августа. После правления каждый император называл храм в свою честь – и так до Веспасиана. Перед храмом стоял алтарь, на котором в жертву богам приносился священный бык. После землетрясения 62 г. рядом с храмом Веспасиана был выстроен храм ларов. Некоторые ученые считают, что это сооружение существовало и раньше, но было местом поклонения императору. Площадь храма – 18 х 21 м. В нишах храма стоят статуи ларов, а посередине – большой алтарь.
Имелся в городе центральный рынок, так называемый мацеллум. В центре рынка стояла ротонда из двенадцати колонн. Ротонда подпирала крышу, имевшую коническую форму. Под крышей имелся бассейн, в котором плавала живая рыба. Вокруг мацеллума располагались мелкие торговые лавки. В самом центре мацеллума есть три больших зала. В одном из них стоят статуи сестры Августа Октавии и Марка Клавдия Марцелла. С каждой стороны от статуй велась торговля мясом и рыбой.
Главным религиозным сооружением города являлся храм бога Юпитера. Он располагался в центре северной части форума. Возник храм Юпитера на месте бывшего этрусского храма в 150 г. до н. э. Стоит храм на подиуме высотой три метра. К портику длиной в пять колонн и шириной в шесть колонн ведет двойная лестница. За портиком имеется помещение, в которое был разрешен доступ только верховным жрецам. По бокам помещение было украшено колоннами. В нишах располагались статуи богов Юпитера, Юноны и Минервы. От статуи верховного бога римлян ныне осталась только одна голова. Пол храма выложен каменными плитами. Плиты имеют ромбическую форму и придают объемность изображению. Считается, что в подвалах храма Юпитера хранились городские сокровища. В 62 г. землетрясение сильно повредило это грандиозное сооружение. По бокам от храма стояли две триумфальные арки. Та, что стояла на востоке, по невыясненным причинам была разобрана, западная же посвящалась Германику. Рядом с храмом стоит еще одна арка, посвященная Тиберию. В нишах этой арки стояли статуи Друза и Нерона.
Древнейшим храмом Помпеев ученые считают храм Аполлона. Он был построен примерно в пятисотых годах до н. э. Во II в. до н. э. храм перестраивался, но сохранил греческий стиль, в котором был построен. По всему периметру храма Аполлона располагаются колонны. Всего двадцать восемь коринфских колонн. Две из этих колонн сохранились до наших дней полностью. Портик храма расписан эпизодами Троянской войны. Пол храма Аполлона выстроен в том же стиле, что и храма Юпитера. Перед лестницей располагается алтарь. В храме также были найдены бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы. Эти находки были переданы в музей Неаполя. Слева от алтаря располагается самое оригинальное устройство во всем городе – солнечные часы. Они были сооружены при императоре Августе.
От храма Тиберия на север уходит главная улица форума. На другой ее оконечности стоит храм Фортуны Августа и арка Калигулы. Размеры храма, прямо скажем, малые. Фасад – всего из четырех колонн. Храм был выстроен на деньги Марка Туллия, владельца земли. В храме имелись ниши для статуй Августа, а также ниша для самого Туллия. Сразу за храмом начинается улица Меркурия. Именно в ее начале стоит кирпичная триумфальная арка, построенная в честь Калигулы. Арка плохо сохранилась, облицовка осталась лишь у основания. Рядом с аркой была найдена статуя императора на коне. Археологи считают, это изваяние стояло на триумфальной арке. На юго-западе от храма Юпитера располагались хозяйственные постройки вроде складов и торговых мест. Сейчас в одном из таких складов археологи оставляют свои основные находки. Главным зданием среди всех этих складов, безусловно, является весовая. В ней находятся все эталоны Римской империи. Именно по этим эталонам продавцы были обязаны отпускать товары и получать за них плату. Существует в Помпеях и так называемый треугольный форум. Он окружен 95 каналами. В северном углу располагается пропилен. Длинная лестница соединяет храм с квадрипортиком. На площади стоит храм, построенный в честь подвига древнегреческого героя Геракла, по легенде, основавшего город. Храм выстроен из туфа, и к нему ведет не очень большая лестница. За храмом имелись еще одни солнечные часы. Храм окружен тридцатью шестью колоннами и выполнен в греческом стиле.
Еще одним важным объектом в городе считается самнитская палестра. Надпись на палестре гласит, что она была выстроена дуумвиром Вивием Виницием. Палестру с трех сторон украшал портик. В южной части находился пьедестал для награждений. По бокам палестры имелись служебные помещения. Размеры палестры невелики, и Август Первый повелел построить новую, так называемую большую палестру.
Имеется в Помпеях и отголосок египетской культуры. Стоял со II в. до н. э. в центре города храм Исиды. В 62 г. он, как и многие здания города, был разрушен землетрясением, после чего был восстановлен Попидием Амплиатом в честь своего шестилетнего сына Попидия Цельсиния. В храме имелись ниши для статуй Анубиса и Гарпократа. Также в храме стояла некая емкость с водой, привезенной с Нила.
В III в. до н. э. в городе был выстроен храм Зевса. В начале I в. до н. э. храм перешел в руки служителей культа Юпитера, после чего был перестроен. Построен храм из туфа, а обложен мрамором. Внутри сильно напоминает храм Исиды, однако святилище его гораздо больше и глубже. Есть версия, что этот храм был выстроен в честь Асклепия.
Квадрипортиком в Римской империи называли место, куда зрители сходились перед театральной постановкой и где собирались в антракты. После землетрясения в квадрипортик перебрались гладиаторы, лишившиеся казарм.
Квадрипортик, само собой, располагался непосредственно перед театром. В III в. до н. э. был выстроен большой театр. Для удобства был выбран природный склон – так проще рассаживать зрителей. Архитектор Марк Арторий в эпоху правления Августа получил задание расширить количество зрительских мест. Деньги на строительство были выделены зажиточными гражданами города Марком Олконием Руфом и Марком Олконием Целлером. После реконструкции театр мог вмещать около пяти тысяч человек. Театр можно было закрыть навесом от палящего солнца или холодного дождя. До сих пор в театре сохранились кольца, предназначенные для крепления навеса. Нижние ряды театра предназначались для известных людей и зажиточных граждан. Над обоими входами в театр располагались балконы для жриц и хозяев театра. В те времена не было декораций, сцена была украшена колоннами и статуями. В 80 г. до н. э. в Помпеях был построен так называемый малый театр. Это было крытое черепичной кровлей здание, внутри которого располагались сцена, семнадцать верхних рядов и четыре нижних. До наших дней сохранилась лишь половина здания. Одновременно со строительством малого театра в городе начинается строительство амфитеатра, способного вместить 20 тыс. зрителей. Помимо театральных представлений, в нем проводились гладиаторские бои, которые позднее стали единственным зрелищем в амфитеатре. Амфитеатр Помпеев является самым первым римским амфитеатром. У него отсутствуют подвальные помещения, а вход находится вверху зрительного зала. Гладиаторы попадали на арену прямо с улицы, а раненых и убитых уносили через черный ход. Рассмотрим устройство зрительных мест амфитеатра. Зрительный зал делился на три части. Первые пять рядов, располагавшихся возле сцены, предназначались для знатных гостей. Следующие двенадцать рядов были построены для так называемого среднего класса, а последние восемнадцать – для бедноты. Во времена правления императора Августа была также достроена специальная ложа для женщин. Во время непогоды амфитеатр накрывали тентом. В амфитеатре имелись туалеты и бассейн для зрителей. При раскопках сооружения на одной из колонн была найдена христианская криптограмма. Это свидетельствует о том, что христианство уже тогда было распространено далеко за пределами Рима.
Помимо гладиаторских боев, было у граждан Римской империи еще одно излюбленное увлечение. Зажиточные граждане городов любили попариться в так называемых термах, аналогах современной сауны. Стабиевы термы в Помпеях уступают по размерам лишь термам Каракаллы, что в Риме. Термы в Помпеях – одни из самых древних в империи, выстроены в III в. до н. э. Комплекс включал в себя дорожку для бега и бассейн. Многие жители города, по всей видимости, следили за своей физической составляющей. Небольшая арена, расположенная на территории терм, указывает либо на то, что там тренировались гладиаторы, либо там проводились состязания борцов. До наших дней дошли многие элементы интерьера терм. Сохранились античные статуи Юпитера, Геракла и сатира. Сразу за входом в термы располагается большое помещение, служившее в древности гардеробом. Аподитерий (так называлось данное помещение) был украшен фресками, относящимися к эпохе Флавиев и изображающими вакханок и амуров. Одежду посетителей хранили в специальных нишах, сберегали ее специально приставленные для этого рабы. Из аподитерия можно было попасть в два зала: зал для горячих ванн (тепидарий) и зал для холодного купания (фригидарий). Имелся также зал, где совмещали горячее купание с холодным (кальдарий). Женские термы располагались отдельно от мужских, и в них отсутствовал фригидарий. На территории форума также располагались термы. Они были гораздо меньшими по размеру и предназначались для приезжих. Построены они были в I в. до н. э. Термы форума, как и большинство римских терм, включали в себя кальдарий, тепидарий и фригидарий. В женской половине отсутствовал кальдарий, зато женщинам был доступен аккуратный садик, расположенный внутри терм. Термы форума практически не пострадали от стихии и времени. После землетрясения было начато строительство центральных терм города. За семнадцать лет были выстроены большие залы, проложены трубы и заложен бассейн, однако извержение Везувия прервало грандиозное строительство. Располагались термы и за пределами города. За морскими воротами были построены красивейшие термы с видами на море. Все залы украшены цветными фресками, львиную долю которых составляют фрески эротического характера. Фрески эти были обнаружены сравнительно недавно, в 1990 г., при раскопках аподитерия терм. Сразу же возникла версия о том, что термы по совместительству были еще и лупанарием (публичным домом). Эту версию не приняли археологи, долгое время работавшие на месте раскопок. Историки также не считают такое соседство возможным, так как в самом городе имелся большой лупанарий. В 1862 г. он был раскопан археологами, а затем не раз реставрировался. Здание лупанария состоит из двух этажей. Нижний этаж – для обычных горожан, а верхний – для знати. Изнутри все здание было отделано эротическими фресками. В Помпеях найдено еще двадцать пять одиночных комнат, в которых оказывались интимные услуги. Для этих целей использовали рабынь-гречанок, реже – рабынь, привезенных с Востока.
Как видите, с отдыхом у жителей Помпеев все было в порядке. Рассмотрим теперь, какие еще сооружения дошли до наших дней. Так, в городе обнаружены тридцать четыре пекарни, обеспечивавшие население хлебом. Хлеб также развозился по расположенным в окрестностях города поселениям. Самыми крупными являлись пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий. Именно в пекарне на улице Стабий были найдены рабочие экспонаты мельниц. Зерно засыпалось на огромные жернова, которые двигали чаще всего рабы, реже – животные. Жернова изготавливались из вулканических пород. Хлеб в Помпеях обычно продавали на улицах специальные торговцы либо разносили по домам. В Помпеях производили и так называемый «эксклюзивный товар» – соус «гарум». Был обнаружен целый комплекс, созданный для производства соуса. Рыбу очищали от костей, растирали, добавляли пряности и вино, а затем оставляли на несколько недель. Полученный соус по большей части шел на экспорт в другие города. Помпеи можно назвать первым городом в мировой истории, в котором появилась система доставки продуктов питания на дом. В Помпеях функционировало около сотни так называемых термополиумов, в которых пища готовилась и развозилась по домам зажиточных граждан. Любой житель Помпеев мог также сам прийти в термополиум и запастись необходимыми продуктами.
Главным ремеслом Помпеев принято считать производство тканей. Для этих целей в городе имелись дюжина мастерских по обработке шерсти, девять красилен и семь прядильных и ткацких мастерских. Помимо производства тканей, большая часть мастерских обслуживала горожан, выполняя функции прачечных. Самой крупной мастерской по выделке шерсти являлась мастерская Стефания. Стефаний имел постоянную прибыль от продажи шерсти и стирки одежды горожан. На службе у Стефания было несколько рабочих (фуллонов), которые трудились с утра до вечера не покладая рук. Для очистки шерсти и стирки грязной одежды в Римской империи использовалась сода либо моча. В здании Евмахии был обнаружен огромный чан, использовавшийся для сбора мочи. Фрески, найденные в одной из мастерских, открыли нам все секреты древних технологий. Так, стало известно, что туники горожане отглаживали при помощи специальных прессов. А вот стирку производили вручную, забивая в чан одежду или шерсть, а затем утаптывая ее ногами.
Человек, которому доведется побывать на раскопках Помпеев, просто обязан посетить дома зажиточных горожан. Напротив терм форума расположен так называемый дом трагического поэта. Здание названо так из-за найденной в нем мозаики, изображающей репетицию трагедии. Интересная мозаика встречает гостей дома. У порога изображен лохматый пес, а рядом красуется надпись «остерегайся собаки». С обеих сторон от входной двери расположены торговые помещения. Внутренние стены дома украшены в основном фресками, иллюстрирующими Троянскую войну.
Еще один довольно-таки богатый дом, обнаруженный при раскопках, относится к IV в. до н. э. Внутри дома были найдены многочисленные инструменты медицинского предназначения. Благодаря этой находке здание было названо домом хирурга. Хорошо сохранившийся фасад сложен из больших известняковых блоков. Дом украшен фресками первого типа, нанесенными еще при строительстве. Но в некоторых местах они заменены фресками четвертого типа, видимо, таким образом заменялись износившиеся элементы интерьера.