bannerbanner
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

• Донесение Святейшему Синоду о том, что в некоторых церквах на всенощных в праздничные дни во время каждения пред чтением Евангелия прихожане подают священнику в руку, а диакону кладут в чашу мелкия даяния: «Полагаю учинить следующее. Предписать, чтобы принятие причтом от прихожан даяний при каждении и после каждения, где оно не прекратилось, прекращено было отныне <…> Есть ли где прихожане, зная нужды своего причта и желая по древнему обычаю дать ему приношение ради праздника, разсудят по окончании службы полагать что-либо в общую кружку доходов причта: сего не возбранять» (Резолюции. Т. 4. С. 88–89. № 9243).

21 августа. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в годовщину коронования императора Николая Павловича. Проповедь произнесена архимандритом Заиконоспасского монастыря, ректором МДС Иосифом[36] (МВ. 1839. № 68. С. 485).

• Резолюция на прошении диакона о переводе его к Космодамианской церкви: «Преосвященный имеет разсмотреть, не будет ли сообразно с удобностию сего перевесть, а на его место произвесть просимаго прихожанами, которому при отце священнике быть диаконом было бы не согласно с правилами» (Резолюции. Т. 4. С. 47–48. № 9157).

22 августа. Резолюция на рапорте благочинного о том, что во время всенощного бдения крестьянин, страдающий падучей болезнью, упал и испустил на пол мочу: «Пол, где была нечистота, вымыть, освятить воду, окропить всю церковь и служить. Благочинный мог сам распорядиться таким образом, не прерывая на долгое время службы, ибо алтарь остался неприкосновен, и случай произошел не от порока или преступления, а от болезни» (Резолюции. Т. 4. С. 48. № 9158).

• Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о том, возможно ли найденную в лаврской библиотеке рукопись 1406 года «Пятокнижие Моисеево» отослать в правление для передачи синодальному обер-прокурору и от него министру народного просвещения для передачи в археографическую комиссию: «Есть ли рукопись лаврская, то собор представит ее ко мне, да и отношение о ней истребует к своему делу, а по времени напомнит, чтобы требовать ея возвращения; ибо не раз уже взимаемыя из духовных мест древности погибали в чужих руках» (Резолюции. Т. 4. С. 69. № 9209).

• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Помолитесь, Отец Наместник, Преподобному Сергию, да благословит путь мой в Бородино, предполагаемый вскоре после следующей полночи, и да благоуправится тамошнее служение в мире и благоугождении Богу. Молитва при открытии памятника здесь у места более, нежели когда-либо, потому что памятник имеет христианский характер: на нем образ Спасителя, род главы и крест <…> Письмо Ваше от 13 дня прекращает наши взаимные недоразумения. Господь да простит нам непокойные помыслы и да поможет совершеннее разумевать друг друга в любви» (Письма преподобному Антонию. С. 199. № 238).

26 августа. Празднование Бородинских торжеств в связи с 25-летием окончания военных действий в Европе. Освящение на Бородинском поле памятника-часовни.

27 августа. Резолюция на консисторском определении по делу о неприготовлении священником проповеди к произнесению в Большом Успенском соборе ко дню рождения великого князя Константина Николаевича (Резолюции. Т. 4. С. 26–27. № 9113).

28 августа. Резолюция на показании священника об оправдании, что он не мог вовремя принять ризницу: «Оправдание неудовлетворительно. В две недели принял ризницу; а шесть месяцев не мог подписать рапорта, как будто болезнь тотчас по окончании приема отняла руку и не дала написать строки» (Резолюции. Т. 4. С. 48. № 9159).

29 августа. Донесение Св. Синоду о торжестве открытия и освящения памятника на Бородинском поле: «Утром того дня в церкви Божией Матери, иконы Ея Смоленския, в селе Бородине, принадлежащем ныне Государю Цесаревичу, наследнику престола, совершено освящение воды и божественная литургия по-рану, потому что в 8 часов назначено быть крестному ходу к памятнику. Пред наступлением сего времени Государь Император внезапно прибыл в церковь, в сопровождении немногих, дабы, как он сам благоволил изъясниться, призвать благословение Божие на начатие праздника. Помолясь, он возвратился, изъявив мне свою высочайшую волю, что повелит дать знать, когда благовременно будет начать крестный ход. Вскоре потом Государь Император выехал из дворца, в сопровождении блистательной свиты, к войску и памятнику, сретаемый, сверх военных почестей, торжественными кликами войска и народа <…> Государь Император, обозрев готовность всего, послал повеление к начатию крестнаго хода, который немедленно и выступил от церкви в преднесении хоругвей и креста, при пении стиха: Спаси Господи люди Твоя. В шествии было два архиерея, четыре архимандрита, протоиереев и иереев епархиального и армейскаго ведомства 98, диаконов и прочих клириков 36<…> Государь Император собственною особою изволил дать повеление войску, или, как говорят военные, командовал на молитву: и сто двадцать тысяч воинов стали в молитвенное положение пред Богом. Тогда началось благодарственное молебное пение Господу Богу, по вере царя и вернаго воинства и народа, спасшему Россию в годину искушения. Молитва пред окончанием онаго была коленопреклонная. По окончании ея воспето: Тебе Бога хвалим; и в сие время приблизился я к памятнику и кропил святою водою сперва к образу Христа Спасителя, а потом и весь памятник, обходя вокруг онаго» (Мнения. Т. доп. С. 54–56. № 15).

30 августа. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в день тезоименитства наследника и в день рождения великой княжны Ольги Николаевны. Проповедь произнесена архимандритом Знаменского монастыря Митрофаном (МВ. 1839. № 70. С. 503).

31 августа. Резолюция на представлении правления Московской духовной академии по делу обозрения архиепископом Аркадием (Федоровым) Пермской семинарии: «Записав в журнале не исполнять предложение преосвященнаго, якобы потому, что не нужно, семинарское Правление совсем вышло из пределов послушания и приличия. Есть ли же и подлинно было не нужно, семинарское Правление исполнением соблюло бы добродетель послушания, а зла никакого не было бы. Есть ли же предложением требовалось что-либо не согласное с уставом, и тогда семинарское Правление не имело бы права отказать само собою в исполнении предложения, а обязано было просить разрешения высшаго начальства» (Резолюции. Т. 4. С. 77–78. № 9224).

• Письмо матери: «На вопрос Ваш, когда Вам приехать, умедлил я ответом, быв озабочен путешествием в Бородино и распоряжениями для тамошней церемонии. Слава Богу, и распоряжения устроились, и сил моих достало; да и не было служение так трудно, как опасаться можно было. Торжество было величественное. 120 тысяч воинов (сие число изволил мне сказать сам Государь ИМПЕРАТОР) молились с нами. Государь ИМПЕРАТОР был в вожделенном здравии, весел и милостив. Теперь в Москве предстоит сретение Государя ИМПЕРАТОРА и заложение храма Христа Спасителя» (Письма. 1882. С. 348–349. № 400).

1 сентября. Резолюция на прошении крестьянина об увольнении его из Знаменского монастыря, куда он был послан для очищения совести за слабое наблюдение за ямщиком, задавившим дилижансом московскую мещанку: «Кондуктор смотрит за порядком путешествия; а править лошадьми дело извозчика: и потому его ближайшая вина, есть ли худо правил и задавил человека» (Резолюции. Т. 4. С. 48–49. № 9160).

• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Слава Богу, Отец Наместник, бородинское богослужение совершилось в мире, и нетрудно было. Мне вздумалось послать Вам список рапорта моего Св. Синоду, чтобы Вы могли несколько видеть день и дело» (Письма преподобному Антонию. С. 200. № 239).

4 сентября. Встреча в Успенском соборе императора Николая Павловича, наследника Александра Николаевича, великого князя Михаила Павловича, герцога Максимилиана Лейхтенбергского и др., затем произнесено Слово Николаю Павловичу пред вступлением его в Успенский собор после открытия Бородинского памятника: «Благочестивейший Государь! С благоговением слышал Твой древлепрестольный град, как ты, воздая честь подвигам рода минувшаго, в то же время поучал подвигам род настоящий и грядущий, – как освящал славу благочестием, – как чуждую неги жизнь воинскаго стана услаждал для воинов– Твоим примером. Наконец и видит Тебя Твой древлепрестольный Град, и радостными взорами особенно ищет теперь увидеть во взорах Твоих отсвет радости, озарившей недавно Твой Благословенный Дом» (Сочинения. Т. 4. С. 112) – и отслужен молебен. Императору преподнесена икона Христа Спасителя (МВ. 1839. № 71. С. 507).

5 сентября. Служение молебна в Успенском соборе в день тезоименитства великой княжны Елизаветы Михайловны. Литургию служил викарный епископ Дмитровский Виталий, проповедь произнесена священником Михаилом Терновским (МВ. 1839. № 72. С. 515).

• Резолюция на мнении преосвященного викария о разрешении запрещенному священнику искать сельское священническое место: «Известен язык одобрения. Осуждать не хочется, и потому, чтобы не сказать совсем неправды, отнимают от одобрения малую частицу и говорят: довольно хорошаго поведения, подразумевая, что несправедливо было бы решительно сказать– хорошаго» (Резолюции. Т. 4. С. 49. № 9161).

• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Слава Богу, Отец Наместник, Государя Императора сретили мы в Москве благополучно. Остается для меня трудный день заложения храма[37]. Помолитесь, да благословит Господь и сему служению совершиться в мире» (Письма преподобному Антонию. С. 200. № 240).

6 сентября. Резолюция на прошении церковного старосты и прихожан с просьбой выдать им книги для сбора пожертвований на новый колокол: «Нельзя обременять усердствующих множеством сборных книг, чтобы не охладело утомленное усердие» (Резолюции. Т. 4. С. 49. № 9162).

• Резолюция на допросе дьячка, который отказывается от покупки дома, который якобы не стоит назначенной цены по своей ветхости (Резолюции. Т. 4. С. 49–50. № 9163).

7 сентября. Резолюция на прошении игумении о разрешении взять из сохранной казны пятьсот рублей, положенных по завещанию на поминовение души, и использовать эту сумму на ремонт домов причта (Резолюции. Т. 4. С. 50. № 9164).

• Резолюция о строительстве часовен: «Закон не позволяет строить часовни, где их не было; да и древний обычай допускал построение их по уважительным причинам, а не просто по произволу или для выгоды. Дела благочестия совершать должно по благочестивым, а не корыстным видам» (ДЧ. 1879. Ч. 2. № 5. С. 125).

9 сентября. Предложение консистории: для торжества заложения храма во имя Христа Спасителя собраться московскому духовенству в Успенском соборе к крестному ходу (Резолюции. Т. 4. С. 50. № 9165).

• Резолюция на консисторском определении о взыскании со священника денег (Резолюции. Т. 4. С. 50–51. № 9166).

• Резолюция на консисторской справке с просьбой об избрании дьячка (продолжение резолюции от 12 августа): «Как проситель взял одобрение незаконным порядком и сам не знает, все ли прихожане согласны принять его, то внушить ему, чтобы неправильным искательством прихожан и начальство не затруднял» (Резолюции. Т. 4. С. 46–47. № 9153–9154).

10 сентября. Совершена закладка храма Христа Спасителя[38], на месте закладки произнесено Слово в присутствии императора Николая Павловича, наследника-цесаревича великого князя Александра Николаевича, великого князя Михаила Павловича и др. (МВ. 1839. № 74. С. 553): «Есть для некоторых важных дел особенная судьба Провидения Божия, по которой одному избранному дается возвышенная мысль, а другому предоставляется величественное исполнение<…> Так Давид, благодарный Богу за утверждение своего царства, помышляет создать Ему храм в Иерусалиме и в сем утверждается совещанием с Нафаном. Мысль прекрасна; Пророк изобрел ее; Пророк одобрил, однако и два Пророка не угадали судьбы Провидения, пока она им не явилась. Исполнителем мысли Давидовой Бог назначает Соломона. Той созиждет дом имени Моему, и управлю престол его до века

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Парфений (Чертков, ум. 1853) – архиепископ Воронежский и Задонский.

2

Георгий (Машурин, ум. 1836).

3

Новая редакция Пространного и Краткого Катехизисов, издана в 1839 г.

4

Виталий (Щепетев, ум. 1846) – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, впоследствии епископ Костромской.

5

Василий Ефимович Световидов– магистр XI курса (1834–1838) МДА, наставник Вифанской семинарии.

6

А. Н. Муравьев (ум. 1874) – церковный писатель и публицист.

7

Филарет (Амфитеатров, ум. 1857) – митрополит Киевский и Галицкий.

8

Иннокентий (Смирнов, ум. 1819) – епископ Пензенский и Саратовский, на выражения которого ссылался цензор в оправдание того, что он пропустил в сочинении Руднева фразу «церковь разделенная».

9

Святитель Филарет говорит о себе.

10

Этот текст был предложен митрополитом Филаретом А. Н. Муравьеву для вставки в его письма «О спасении мира Сыном Божиим».

11

Алексей Петрович Ахматов– будущий обер-прокурор Святейшего Синода с 1862 г.

12

Врач митрополита Филарета.

13

Иерофей (ум. 1885) – впоследствии Патриарх Антиохийский.

14

Афанасий V (ум. 1844).

15

Никодим (Казанцев, ум. 1874) – впоследствии епископ Енисейский.

16

Евлампий (Пятницкий, ум. 1862) – впоследствии архиепископ Тобольский и Сибирский.

17

Каменец-Подольская и Брацлавская епархия.

18

Кириллу (Богословскому-Платонову, ум. 1841).

19

А. П. Святославский.

20

Иосиф (Семашко, ум. 1868) – впоследствии митрополит Литовский и Виленский, в 1833–1839 гг., будучи еще греко-католическим епископом, содействовал движению Греко-Католической Церкви в России к воссоединению с Православной Церковью. Во время его совместного служения с двумя униатскими архиереями в Полоцке, 12 февраля 1839 г., был принят акт о присоединении униатской церкви к Православной.

21

Владимир (Ужинский, ум. 1855) – архиепископ Казанский и Свияжский.

22

Консисторий.

23

Московский дом для умалишенных.

24

Издание Катехизиса 1823 года, расширенное и дополненное.

25

А. Н. Муравьева.

26

Награждению орденом Святого равноапостольного князя Владимира I степени.

27

В 1837 г. этот монастырь переведен в Красное Село возле Сокольничьего поля, а на прежнем месте воздвигнут храм во имя Христа Спасителя.

28

Великая княгиня Мария Николаевна (1819–1876) – старшая дочь императора Николая I Павловича, в 1839 г. вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

29

Аграфена Ивановна Жадовская (ум. в конце 1840-х) – духовная дочь архимандрита Фотия, посвятила себя девству и молитвенной жизни. Поселилась в Москве, чтобы иметь возможность жить в одном городе с митрополитом Филаретом. Тетка Н. И. Сушкова.

30

Рукопись Стурдзы– перевод пространного Катехизиса на новогреческий язык. Александр Скарлатович Стурдза (1791–1854) – дипломат и писатель, исследователь политических и религиозных вопросов.

31

Протасову.

32

Петр Иванович Багратион (1765–1812), князь, генерал от инфантерии.

33

14 июля 1839 г. скончался на 40-м году жизни Никита Михайлович Дроздов, родной брат святителя Филарета, служивший в сане протоиерея в Коломне.

34

Князь Багратион, получив в битве при Бородине тяжелое ранение, отправился на лечение в имение своего друга князя П. А. Голицына в с. Симу Юрьевского уезда Владимирской губернии, где скончался. Погребен внутри приходской церкви. В 1839 г. останки князя по высочайшему повелению императора перенесены на Бородинское поле, где был воздвигнут памятник в честь павших героев.

35

Речь идет о скончавшемся недавно брате Никите Михайловиче.

36

Иосиф (Кобыльский-Богословский, ум. 1892) – хиротонисан в 1842 г. во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; впоследствии архиепископ Воронежский.

37

Закладка храма Христа Спасителя в Москве состоялась 10 сентября 1839 г. в присутствии государя императора Николая I.

38

«После литургии в Успенском соборе Кремля на Красной площади начали собираться участники торжественного шествия. В 11.30 на Соборную площадь прибыл Николай I со свитой, и крестный ход двинулся к месту закладки храма. Во главе процессии шли инвалиды Отечественной войны 1812 г. За ними, позади чудотворных икон Иверской и Владимирской Богоматери, шли чиновники Комиссии по постройке храма, генералы, участвовавшие в войне 1812 г., сто диаконов, священников и протоиереев, девять архимандритов и три епископа. Далее шел митрополит Филарет, за которым следовал верхом император, наследник престола, другие члены августейшей фамилии, члены Государственного Совета, министры, дворцовые чины, генералы. Звонили колокола. Пели лучшие в России хоры– придворный и синодальный. На месте закладки митрополит Филарет обратился к присутствующим со словом. Затем после пения «Тебе Бога хвалим» и провозглашения многая лета всей императорской фамилии артиллерия на набережной произвела пальбу, а в московских церквах начался колокольный звон. Процессия в обратном порядке двинулась в Кремль. В торжествах участвовало более 10 тысяч человек, три сводных батальона гвардейских полков, 21 пехотный батальон, 6 эскадронов кавалерии, батальон кадетов Московского корпуса» (Храм Христа спасителя в Москве. М.: Планета, 1992. С. 50).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5