Полная версия
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том IV
26 июня. Присутствие на годовых экзаменах по Закону Божию в Московском коммерческом училище: задавал вопросы учащимся и преподал им наставление (МВ. 1839. № 85. С. 622).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Позвольте доложить, что мы с Святославским худы несколько меньше, нежели Вы думаете. И я не столько плох, чтобы ему позволить распечатывать что-нибудь поступающее ко мне, и он не столько дерзок и безчестен, чтобы распечатывать чужия письма, и перечищать числа. Вот в чем дело: мы, по старому веку, не привыкли на челе письма, над почтительными или дружелюбными воззваниями, ставить число, как будто клеймо на лбу преступника; а всегда ищем числа там, где в старину писывали, и где можно написать наверное: дано или писано, т. е. на конце письма. Тут не нашел я числа, и сказал Вашему родителю, что его нет, а потом когда еще раз стал читать письмо, чтобы отвечать, тогда уже увидел, что число на письме есть. Теперь простите. Надобно покончить дела на дорогу, а у меня кружится голова от того, что сегодня по утру служил в Симонове, а после обеда был на другом конце Москвы на экзамене в Коммерческом училище» (Письма. 1869. С. 70–71. № 51).
30 июня. Предложение Святейшему Синоду о включении Жития святителя Дмитрия Ростовского в начало сентябрьской книги Четьих-Миней (ДЧ. 1879. Ч. 1. № 2. С. 261).
• Резолюция на рапорте благочинного с представлением описи вновь устроенной церкви и церковного имущества: «Картина Фамари, возвращающей залог Иуде, вовсе неприлична для церкви» (Резолюции. Т. 4. С. 37–38. № 9136).
6 июля. Письмо А. Н. Муравьеву: «Рукописи Александра Скарлатовича[30] не вижу, хотя в Комитет получена, и едва ли успею теперь видеть ее, потому что поспешаю возвратиться в Москву, в надежде совершить благодарственное молебствие о совершившемся благословенном бракосочетании первородной дщери Царевы» (Письма. 1869. С. 72. № 52).
8 июля. Резолюция на прошении дочери польского дворянина о разрешении венчаться: «О безпрепятственности жениха к браку главный документ есть, то есть дозволительное свидетельство от военнаго начальства <…> Недостаток свидетельства духовнаго отца жениха и письменнаго изъявления согласия от матери мог произойти от неведения о сих потребностях, и домогаться пополнения сего недостатка неудобно, потому что военнослужащему неудобно продолжать время отлучки от должности» (Резолюции. Т. 4. С. 38. № 9137).
• Резолюция на консисторском определении о выдаче штабс-ротмистру метрического свидетельства о браке (Резолюции. Т. 4. С. 38–39. № 9138).
9 июля. Служение молебна после прочтения манифеста о бракосочетании великой княжны Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского в Успенском соборе, затем служение литургии. Проповедь произнесена архимандритом Знаменского монастыря Митрофаном (МВ. 1839. № 55. С. 379).
10 июля. Резолюция на донесении архимандрита о случайном пролитии из потира Крови Христовой (Резолюции. Т. 4. С. 39. № 9139).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Я пробыл в Лавре от 27 Июня до 7 дня сего месяца и не видал, как прошло время в экзаменах, осмотрах, в Богослужении обыкновенном, и в частных торжественных священнослужениях для праздников и для рукоположений <…>. Думаю, что на сих днях пошлю Вам проект исправления погрешительных мест в книге О ересях и расколах в Русской церкви. Нельзя ли показать графу Николаю Александровичу[31], а также и Вас прошу сказать, кажутся ли Вам исправления удовлетворительными?» (Письма. 1869. С. 73, 75. № 53).
12 июля. Резолюция на прошении запрещенного священника о возобновлении ему священнослужения (Резолюции. Т. 4. С. 39. № 9140).
• Резолюция на консисторском определении по делу о денежных расходах по Троицкой единоверческой церкви и типографии при ней: «Относительно приведенных консисториею указов 1808 и 1809 годов нужно иметь в виду, что их определенный смысл есть изъятие церквей единоверческих от высылки свечных денег, но что сими указами не отменяется древнее церковное правило о состоянии всякой церковной собственности под смотрением епископа» (Резолюции. Т. 4. С. 39–41. № 9141).
13 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю, Отец Наместник, за сведения о сопровождении тела князя Багратиона[32]. Иеромонах Филарет отдал мне письмо через других, а он, говорят, болен» (Письма преподобному Антонию. С. 196. № 234).
15 июля. Письмо матери: «Покоримся, Милостивая Государыня Матушка, судьбам Божиим[33]. Утешайте скорбь Вашу надеждою на Бога. Советуйте то же невестке. С трудом могу, но желаю, если Господь устроит, быть у Вас» (Письма. 1882. С. 348. № 398).
16 июля. Письмо матери: «Прилагаемое при сем прикажите, Милостивая Государыня Матушка, употребить завтра на нищих» (Письма. 1882. С. 348. № 399).
17 июля. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову): «Родственник мой села Раменок Священник Иосиф Афанасьев, имея нужду пристроить к приличному месту сына своего, обучавшагося в Семинарии, просит моего предстательства пред Вашим Высокопреосвященством. Как он приемлет участие в скорбях присных, то и я не мог отказать ему в участии. Посему покорнейше прошу оказать сыну его милость, какую он, по мере своего достоинства, получить способен» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 46–47).
19 июля. Резолюция на рапорте благочинного о том, что вследствие пристрастия к вину, из-за дрожания рук священник неспособен к безопасному священнослужению (Резолюции. Т. 4. С. 41. № 9142).
• Резолюция на консисторской справке по делу об увольнении от должности просфорницы и об определении на ее место вдовы дьячка (Резолюции. Т. 4. С. 42. № 9143).
20 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Прошу, Отец Наместник, чтобы приносимы были в Лавре четыредесятидневные молитвы о новопреставленном протоиерее Никите и о плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения» (Письма преподобному Антонию. С. 196. № 235).
21 июля. Посещение Лужецкого монастыря г. Можайска.
22 июля. Освящение церкви Смоленской иконы Богородицы в с. Бородино.
23 июля. Освящение храма святого праведного Филарета в Спасо-Бородинском монастыре. Произнесение Слова по освящении храма: «Добрая была мысль, посвятить храм Богу на месте, где столь многия тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь, в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву, в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству, достойны мученическаго венца, и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась Мученикам, посвящением Богу храмов над их гробами. Если же некоторыя из сих душ, оставляя тело, понесли на себе некоторыя тяготы грехов, некоторыя нечистоты страстей, и, к своему облегчению и очищению, требуют силы церковных молитв и безкровной жертвы, за них приносимой: то за свой подвиг паче других усопших достойны они получить сию помощь» (Сочинения. Т. 4. С. 106–107).
25 июля. Донесение Святейшему Синоду об обозрении некоторых учреждений Московской епархии: «В конце прошедшаго и в начале текущаго месяца посещена Свято-Троицкая Сергиева лавра, Вифанский монастырь, духовная Академия и Вифанская семинария и, наконец, заведенное в лавре училище первоначальнаго обучения для служительских и прочих детей светскаго звания <…> Лаврское училище первоначальнаго обучения имеет успех. Число учащихся, по представленному списку, простирается до 155 <…> Прилагается старание обучить их нужнейшим молитвам и благоговейному вниманию в богослужении и особенно благоговейному приготовлению к принятию Святых Таин в установленное церковью время. Благодарение Богу, все сие имеет на детей такое впечатление, что сие малолетнее многолюдство не производит в Лавре молвы, а имеет скромный и приятный вид <…>. В половине текущаго месяца посещены мною города: Бронницы и Коломна, монастыри: Новоголутвин и Староголутвин и некоторыя церкви городския и сельския в сей стороне <…> 21 сего июля посещен мною город Можайск и Лужецкий монастырь <…> 22 дня в селе Бородине верхняя, с 1812 года неосвященная, церковь освящена мною, с соизволения Его Императорскаго Высочества Государя Цесаревича, наследника престола, во имя Божией Матери, в честь иконы ея Смоленския. При сем внесены в сей храм благолепные священнослужебные сосуды, дар Его Императорскаго Высочества Государя Наследника. 23 дня, в Спасо-Бородинском монастыре освящен мною храм во имя св. праведнаго Филарета, и с тем вместе совершено обновление и освящение сей новоустроенной обители. Для чего совершено с молебным пением крестное хождение около ограды ея. Ограда сия отстроена окончательно, с особыми симметриальными на углах зданиями вместо башен. Только колокольня внутри монастыря остается еще низкою деревянною; впрочем, монастырь имеет чистый и благообразный вид. По нахождению моему в стороне епархии 24 дня имел я случай лично исполнить главнейшее по предписанию Святейшаго Синода относительно положения тела генерала от инфантерии, князя Багратиона[34], на месте высочайше назначенном» (Резолюции. Т. 4. С. 86–88. № 9242).
26 июля. Предписание Богоявленскому протоиерею обозреть церкви внутри и снаружи и по необходимости исправить недостатки по случаю предполагаемого высочайшего шествия государя императора по тракту к Можайску чрез Клин, Воскресенск, Саввин монастырь и село Кубинское (Резолюции. Т. 4. С. 42. № 9144).
• Письмо обер-прокурору Святейшего Синода, графу Н. А. Протасову об обозрении в летние месяцы некоторых учреждений Московской епархии (Мнения. Т. доп. С. 47–49. № 13).
27 июля. Резолюция на рапорте игумена о поведении поднадзорного запрещенного священника (Резолюции. Т. 4. С. 42–43. № 9145).
• Резолюция на журнальном определении консистории с предписанием местному благочинному сдать по описи Покровский собор назначенным от Строительного комитета чиновникам и расписку о принятии собора представить в консисторию (Резолюции. Т. 4. С. 43. № 9146).
• Резолюция на донесении священника о том, что у него вместе с другими вещами похищен магистерский крест: «Как магистерский крест есть знак, даваемый от начальства, частно художниками не производимый и в продаже не обращающийся, и потому весьма приметный, то отнестись от меня к г. Обер-полицеймейстеру, дабы благоволено было поручить кому следует, обратя внимание на сии обстоятельства, употребить старание об отыскании самаго знака, когда похитители уже открыты» (Резолюции. Т. 4. С. 43. № 9147).
26–28 июля. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову об освящении памятника на Бородинском поле: «Памятник стоит в открытом поле, на возвышении, на разстоянии около трех четвертей версты от церкви села Бородина. На лицевой стороне его к полю находится нерукотворенный образ Спасителя, а наверху крест. Он не закрыт, и, сказывают, нет приготовлений к закрытию его, до времени торжественнаго открытия. Мне кажется, что это и сообразно с характером памятника. С памятником чисто гражданскаго характера нечего более сделать, как открыть его; памятник, в котором есть характер священный, прилично освятить. Так же, по воле благочестивейшаго Государя Императора, поступлено с александровскою колонною <…> Проект церемониала духовных обрядов, при открытии памятника на Бородинском поле. 1) В 26 день августа, поутру, при памятнике, пред находящимся на нем образом Спасителя, с западной стороны, поставлен будет облаченный стол с водосвятною чашею, и при нем два клирика в стихарях для охранения. 2) Духовенство соберется заблаговременно в Смоленской церкви села Бородина. 3) В котором часу из сей церкви произведен будет с молебным пением крестный ход к памятнику. 4) В начале процессии будет две хоругви церкви села Бородина, две Спасо-бородинскаго монастыря и две можайскаго собора. Затем несены будут крест и образ Богоматери, запрестольные. В процессии будет также храмовая бородинской церкви икона Божией Матери Смоленская, по тому, между прочим, уважению, что икона сего имени была во время Бородинскаго сражения при армии и пред сражением носима была по полкам. 5) Хор, 20 диаконов, 24 священника, 6 протоиереев и 4 архимандрита в единообразном облачении, по обычаю, идти должны по два в ряд, за ними архиерей. 6) По прибытии на место процессия расположится в два ряда по сторонам памятника и совершено будет освящение воды. 7) Когда воспето будет: Спаси Господи люди Твоя, и погрузится крест: архиерей поднесет Государю Императору крест для целования и святую воду для окропления. 8)Тогда для освящения памятника архиерей обойдет вокруг его, окропляя оный святою водою» (Мнения. Т. доп. С. 51–53. № 14).
29 июля. Резолюция на рапорте протоиерея кафедрального Архангельского собора о том, что во время благовеста в соборе пытался раздеться юродствующий: «По месту жительства [юродствующего] протоиерею, с содействием приходскаго священника, негласно дознать, по каким обстоятельствам и давно ли… признается юродствующим, находится ли он в состоянии здравомыслия, православный ли он и исполняет ли христианския обязанности, не говорил ли он чего о происшедшем с ним в соборе и не должно ли опасаться от него новых приключений» (Резолюции. Т. 4. С. 43–44. № 9148).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Простите меня, Отец Наместник, если я буду говорить бред. Бывший казначей Анастасий более заслуживает одобрения, нежели прочие члены Собора. Он нарушал порядок и грешил для своей выгоды; прочие без всякой, даже незаконной, пользы помогали ему нарушать порядок и грешить. Скажут: по снисхождению. Никакое снисхождение не велит приобщаться чужим грехам и помогать им. Если бы вы исполняли предписанное, то есть верно каждый месяц поверяли деньги и приходные и расходные записи, то или предохранили бы его от греха, или остановили бы на сотнях, а теперь, по милости вашего снисхождения, он опутан тысячами, и если не будет иметь чем платить, то доплатите вы, неверно поверявшие <…> Сие написано в первые минуты по известии о недочете у бывшего казначея. Теперь я желал бы, чтобы говорено было тише. Но так уже и быть. Прочитайте написанное, по крайней мере, как исповедь, что я думал по получении известия» (Письма преподобному Антонию. С. 196–197. № 236).
30 июля. Резолюция на мнении епископа об определении на священническое место диакона из учеников среднего отделения семинарии, поющего по нотам с ошибками: «Диакон, поющий ошибочно, не знает, следственно, причетническаго дела. Порядок требует прежде узнать причетническое дело, чтобы годну быть в священническое» (Резолюции. Т. 4. С. 44. № 9149).
31 июля. Резолюция на рапорте благочинного о том, что пономарь во время крестного хода, нарушив благочиние, прошел с узлом в святые ворота Новодевичьего монастыря: «По тому, что было в моих глазах, показание пономаря не совсем справедливо. Одно можно предположить, что, попавши в положение затруднительное, по замешательству, он переходил к положению еще более нелепому <…> Благочинным иметь бдительное наблюдение, чтобы священники, диаконы и причетники, идущие в крестном ходе, в облачении, ненарушимо соблюдали порядок и непрерывность хода, не позволяли себе развлекаться посторонними предметами или разговорами между собой, чтобы порядок тщательно соблюдаем был и при возвратном шествии крестнаго хода всемерно сохраняем был непрерываемый посторонними лицами, наконец, чтобы причетники, не находящиеся в крестном ходе, а несущие принадлежности священников, шли совсем отдельно от хода– или впереди, или позади онаго» (Резолюции. Т. 4. С. 44–45. № 9150).
Июль. Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «Меня перечислили на чреду священнослужений и проповеди. Я вступил в эту новую службу в июле 1839 года и продолжал ее (или меня держали) целых два года <…> В это время не раз я огорчал митрополита Филарета. Прокурор дает мне ученую порученность. Янапишу, подам ему. Дело мое ему понравится, предложит Синоду. Синод огорчится: либо мне нехорошо, либо не вовремя, либо не нужно мое дело, либо кого-нибудь или что-нибудь задеваю неприязненно. Филарет позовет меня. “Ты зачем это написал?” Объяснюсь. “Но это не хорошо, вот потому-то”– скажет Филарет. Я молчу. Потом Филарет: “Ты что же не пришел ко мне? Что же не спросил? Что же не показал мне своего сочинения?” Я молчал. Здесь, кажется, Филарет думал, что я ослушник его, что я искатель протекций у светских. Совсем нет. Я просто был глуп, не думал, что нужно, думал, что исполняю приказ. Тут я между прочим задевал нередко и Московскую Духовную академию. Это очень досадно было Владыке, и он часто упрекал меня в неблагодарности к академии, которая воспитала меня» (Неизданная статья епископа Никодима Казанцева. С. 100).
1 августа. Резолюция на письме профессора Московской духовной академии и цензора протоиерея Голубинского с представлением замечаний, сделанных на книгу Стурдзы «Письма о должностях священнаго сана, с приложением рукописи»: «Есть еще места в книге, которыя нельзя оставить, как они есть. Например, неужели подлинно развитие похоти естественно предшествует развитию совести? Что за “наследственный праздный приход?” <…> Славянская Библия не говорит: услышу, что речет во мне Господь» (Резолюции. Т. 4. С. 81–82. № 9236).
9 августа. Резолюция на прошении солдатки о разводе с мужем, о котором она просила восемь лет назад: «По взятии дела из консистории, оказалось, что оно решено 11 февраля; что исполнения до сих пор не сделано… учинить следующее: наблюсти за немедленным исполнением решения; по сему прошению учинить законное разсмотрение» (Резолюции. Т. 4. С. 46. № 9151).
• Резолюция на рапорте благочинного о буйных поступках дьячка при разделе сена: «Священник не отвергает, что причетническая трава скошена в пользу его. Следственно, причетники обижены, и священнику надлежало их удовлетворить, чем и распря была бы предупреждена. Велеть разобрать дело словесным судом, и впредь доносы делать с осмотрительностию» (Резолюции. Т. 4. С. 46. № 9152).
• Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о том, что бывший казначей заявил о недоимке денег и представил заемное письмо отставного гвардии штабс-капитана с обязательством в шестимесячный срок заплатить деньги: «Побудить иеромонаха Анастасия, чтобы он, не затрудняя себя и начальство, очистил недоимку деньгами, и потом заемное письмо употребил для себя по своему усмотрению или по крайней мере передачу письма привел в законную точность <…> Между тем имение его (о котором он безстыдно говорит, что оно ему надобно: на что надобна ему электрическая машина или глобус и ландкарты?) удержать под секвестром неослабно. Заслуженное им жалованье и доходы немедленно обратить и обращать в пополнение недоимки» (Резолюции. Т. 4. С. 67–68. № 9206).
• Резолюция на рапорте учрежденного при Лавре собора о том, что собор рассмотрел представленные бывшим лаврским казначеем, соборным иеромонахом, ведомости о приходе, расходе сумм и обнаружил недостачу: «От иеромонаха Анастасия взять объяснение, в какия времена и по каким случаям забрал он столь значительное количество лаврских сумм» (Резолюции. Т. 4. С. 68–69. № 9207).
• Резолюция на прошении вдовы диакона о выдаче ей и ее дочери пособия из попечительства: «Имеет сына причетника. Оставить сию неискреннюю и незаконную просьбу без действия» (Резолюции. Т. 4. С. 79. № 9228).
• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Осуждать Вас не желаю и за совет: не гневаться– благодарю. Письмо, по случаю которого сие пишете, писал я, сколько себя чувствую, вовсе без гнева, и даже без большаго огорчения; хотел только представить Вам вид дела, и когда заметил, что выражения жестки, тогда же в сем признался. Письмо, на которое теперь отвечаю, мне показалось прискорбным более дела» (Письма преподобному Антонию. С. 198. № 237).
11 августа. Совершено освящение внутреннего убранства пещеры Гроба Господня в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, затем отслужена литургия и молебен (МВ. 1839. № 69. С. 492).
12 августа. Резолюция на консисторской справке с просьбой об избрании дьячка: «Спросить просителя: 1) В церкви ли, как закон велит, происходило избрание? 2) Все ли точно прихожане были согласны?» (Резолюции. Т. 4. С. 46–47. № 9153–9154).
13 августа. Резолюция на прошении священника о переводе его по бедности прихожан на другое место: «Священник заботится о себе и только мимоходом проговаривается о деле службы. Консистории поручить благочинному дознать, почему 900 человек в сем приходе не было на исповеди, нерадение ли священника сему причиною, и употреблял ли священник старание вразумить их и привести к таинству, и о последующем представить» (Резолюции. Т. 4. С. 47. № 9155).
14 августа. Предложение консистории на место казначея при Иверской часовне Чудова монастыря назначить лаврского иеромонаха (Резолюции. Т. 4. С. 69. № 9208).
• Письмо архимандриту Макарию (Глухареву): «Что вы просите моего прощения, в том отдаю справедливость вашему смиренномыслию. Прощать вас душа моя не требует, будучи, по благости Божией, всегда в мире с вашею, несмотря на то что я не согласен был с некоторыми вашими мнениями и предположениями. Если есть какая погрешность ваша пред очами Божиими, молюся вместе с вами, да простится, и разрешится, и изгладится благодатию Христовою» (ЧОЛДПр. 1872. Кн. 6. С. 98–99.– Материалы).
• Письмо Е. В. Новосильцевой: «Смиренное ваше признание повинности пред Богом и неспособности к добру без благодати Христовой да примет Сердцеведец Господь, и прощение грехов, и благодать благоделания да подаст вам, и наипаче в общении Божественной трапезы Его. Но не обеспечивая себя общим признанием повинности, да упражняемся в самопознании, и да уловляем себя в помыслах греховных и страстных, чтобы умерщвлять их, каждый соответственным ударом самоосуждения и покаяния, направляя себя непрестанно к помыслам чистым и к достижению безстрастия… не возмущайте себя мнительностию; но просто со смирением приносите покаяние в несовершенстве молитвы или в нарушении порядка оной и старайтесь загладить случившееся вниманием впредь к молитве и порядку ея» (Письма. 1911. С. 202).
Между 10 июля и 17 августа (без даты). Письмо А. Н. Муравьеву: «Прочитал “Письма к ставленнику”. В них есть доброе, и особенно в тех, в которых приметно заимствование. А иной сучец есть ли урежет цензура, не должно гневаться. Например: хорошо ли рекомендовать священнику Мосгейма или Неандра, и даже Тертуллиана и Оригена рекомендовать хорошо ли? <…> Был я в Бородине. Не знаю, буду ли иметь довольно силы для бытности там еще. Помолитесь, чтобы я имел силу исполнить должное» (Письма. 1869. С. 77–78. № 54).
17 августа. Письмо А. Н. Муравьеву: «Брата[35] проводить с миром не было бы мне трудно: он жил и служил, как подобает иерею Божию, и надеюсь, что еще будет молиться за меня. Он опоздал лечиться от того, что не хотел оставить своей должности в важное время великаго поста. Последния слова, которыя у него могли разслушать пред его кончиною, были: благодарю Тебя, Господи <…> Когда буду я отдыхать, не знаю. После труднаго путешествия в Коломну был я в Бородине и в Саввине, и в Воскресенске. Устроение пещеры гроба Господня кончено, и, по моему мнению, хорошо. 12 дня сего месяца мы освятили оное с крестным ходом и молитвою, которую с миром и любовию принесли за Благочестивейшаго Государя, возлюбленного Наследника, и весь благословенный Царский дом <…> Не знаю откуда, вероятно от ученаго управления, получил я два экземпляра Церковно-библейской истории и Церковной истории преосвященного Иннокентия, новаго издания. Тотчас обратил я внимание на поправки и нашел, что во введении не сделано их. Яобратился к директору типографии, войдя в сомнение, все ли мои листы он получил. Листы мои оказались в целости, а в невнесении поправок виноват корректор. Теперь две или три осмушки перепечатывают. Сие да будет Вам ведомо, на случай, есть ли встретите неисправный экземпляр в Петербурге» (Письма. 1869. С. 79–81. № 55).
20 августа. Резолюция на донесении Коломенского духовного правления о сдаче бывшим ключарем коломенского Успенского собора священником вновь определенному ключарю соборной ризницы и церковного имущества: «Поступки ключаря лишают его доверия. Принимал ризницу очень долго, следственно, имел возможность осмотреться, но подписал общий рапорт о принятии, не говоря о ветхостях, а вскоре потом вошел рапортом о ветхостях, не объясняя, в каких вещах и какия, и прося глухого разрешения отметить ветхими вещи, какия ему вздумается» (Резолюции. Т. 4. С. 47. № 9156).
• Резолюция на представлении от Правления Московской духовной семинарии мнения по делу о неуплате денег мещанину ректором Коломенского духовного училища, что оказалось клеветой (Резолюции. Т. 4. С. 76–77. № 9223).
• Письмо обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову с отзывом по содержанию записки, заключавшей в себе некоторые замечания относительно духовных лиц и церквей в Москве:
«…Препровождена ко мне, с требованием уведомления о заключении и распоряжении, записка, заключающая в себе замечания относительно духовных лиц и церквей в Москве. В ней, между прочим, замечено, что во многих церквях в Москве, во время всенощной, прихожане кадящему священнику кладут, как нищему, в руку по копейке и по грошу. В пример поставлены церкви: Смоленская, на Смоленском рынке, и Троицкая, на Арбате. По сему предмету, бывшему во внимании и прежде, взяты мною вновь, частию словесныя, частию письменныя, показания от благочинных и некоторых местных священников» (Мнения. Т. доп. С. 57–58. № 16).