Полная версия
Миссия России. Национальная доктрина
Конечно, коммунисты не могли помыслить о том, чтобы тратить такие громадные суммы на пропаганду. Само собой разумеется, они развешивали лозунги, но по сравнению с нынешними рекламными плакатами их количество было мизерно, они были все одинаковы и практически не привлекали внимания. Цвет плакатов был всегда красный, буквы белые, шрифт один и тот же, места вывески одни и те же, лозунги не менялись 70 лет.
Задача рекламы больше не сводится к продвижению товара, ее цель – вдолбить в подсознание новую потребность и заставить человека купить продукт. Уже все знают, что жевательная резинка «Дирол» очищает зубы и нормализует кислотно-щелочной баланс, но рекламы от этого не стало меньше, потому что не за знание идет борьба, а за наши души.
Задача бизнеса – раздувать наши потребности и не давать соскочить с крючка их удовлетворения. Если производители «Дирола» перестанут рекламировать свою жевательную резинку, компания разорится, а ее место займет «Орбит», поэтому останавливаться нельзя. Остановиться – значит погибнуть. Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете. И мы, люди, стали ареной схватки между крупными компаниями, цель которых – наши души.
Изначально реклама – это не что иное, как сообщение о наличии и потребительских свойствах некоторого товара. Разумеется, эта информация могла в той или иной мере соответствовать реальности: от полной правды до полной лжи. Но в своей сущности реклама была именно информацией относительно свойств, качеств, цены товара и места его возможного приобретения.
Постепенно это информационное сообщение стало сначала совмещаться, а затем и заменяться на яркий сенсорный образ, притягательный сам по себе. Между тем в создание этого образа вкладываются средства, сначала сопоставимые с ценой самого вещественного продукта, а затем и существенно превосходящие его. Существует целая группа товаров, цена которых состоит более чем на 99 % из затрат на их продвижение, главным образом, на рекламу. Речь прежде всего идет о парфюмерии.
Американский публицист И. Шехтман в статье «Секреты рекламного бизнеса, или Как заставить вас сказать “да”» пишет:
«В чем, собственно, цель каждой рекламы? Заставить вас сказать “да” и вынуть кошелек. Не думайте, что это просто. В рекламном бизнесе заняты десятки тысяч специалистов – писателей, дизайнеров, фотографов, редакторов… Но начинается все с психолога… Вы разочарованы, дорогой читатель? Чувствуете себя обманутым? Зря. Это вовсе не обман, а профессиональная работа тех, кому за это платят деньги».
Вся статья посвящена восхвалению труда профессионалов от маркетинга, но завершает ее очень знаковая фраза, в которой содержится ответ на вопрос, зачем все это делается:
«Хватит у вас силы воли не поддаться на приманки и уловки – ваша взяла. Но что тогда будет с американской (и мировой) экономикой?»[85]. Чья возьмет – сегодня так предельно просто формулируется вопрос. За каждой профессионально сделанной рекламой стоят люди, вооруженные множеством методик, цель у которых одна – подчинить ваше сознание. Никогда за историю человечества не осуществлялась столь масштабная операция по манипулированию нашим сознанием.
Отнять самое главное
Почему развитые капиталистические страны – это страны с самым высоким показателем числа самоубийств? Потому что потребность человека в осмысленности своего существования, потребность в осознании себя как человека никак нельзя обратить в звонкую монету. Человек направлен внутрь себя. Человек направлен на осмысление и раскрытие внутренней своей сущности, а не на потребление товаров и услуг. Такое поведение человека уменьшает совокупную прибыль, а прибыль священна для цивилизации денег и является основной целью функционирования. Человек, который не стремится максимизировать свое потребление, и, не дай бог, призывает к этому других, является заклятым врагом общества потребления. Попытка достроить себя внутренними дарованиями, а не вещами должна быть пресечена с помощью высмеивания, навязывания иных ценностей. Вера в идеалы, поиск смысла своего существования, стремление к самоактуализации, формирование эстетически и гармонично развитых вкусов – это убыточная для капиталистической цивилизации модель поведения, и поэтому она уничтожается. Согласно заключению известного американского психолога Абрахама Маслоу, в современном обществе менее 1 % людей самоактуализируют свой потенциал[86].
Ранее мы говорили о качествах идеального олигарха и выяснили, что основным его качеством является алчность. А каковы должны быть качества идеального человека в современном обществе.
Основным желательным качеством современного идеального человека является неуемная тяга к потреблению. Если это качество вытеснит абсолютно все остальные качества, то такой человек будет идеален для общества потребления. Этот человек должен максимально «достраивать» себя внешним миром.
Духовно развитый человек, умеющий самостоятельно мыслить, не нужен цивилизации денег. Ей вообще не нужен человек, ей нужен потребитель. Поэтому всеми силами, стирая различия между нациями, полами, религиями, человечество стараются превратить в серую безликую массу. Все подлинно великое, индивидуальное уничтожается, высмеивается, отторгается.
Раньше производство материальных благ удовлетворяло человеческие нужды – теперь оно стало самоцелью. Все чаще люди живут, чтобы потреблять, а не потребляют, чтобы жить. Основатель и президент такой авторитетной на Западе организации, как «Римский клуб», Аурелио Печчеи заявляет, что следовало бы устроить человеческую революцию и изменить качества человека, с целью приспособления его к новому обществу и быстрым темпам развития. Не цивилизацию предлагается приспособить к нуждам человека, а наоборот. Так кто же хозяин нашей планеты – люди или вещи? Разве человек должен быть придатком товара? Почему мы должны подстраиваться под экономику, а не экономика под нас?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Меньшиков М. О. Письма к русской нации. – М., 2000. – С. 178–179.
2
Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. – М., 2003. – С. 42.
3
Здесь мы сознательно упростили картину, опустив сравнительный анализ витальных и сверхвитальных потребностей, далее мы вернемся к этому вопросу.
4
Материальность и духовность были предметом подробного анализа в предыдущем труде (См. подробнее. Вальцев С. В. Закат человечества. – М.: Книжный мир. 2008).
5
Психология. Учебник для экономических вузов. Под общ. ред. В. Н. Дружинина – СПб., 2002. – С. 128–129.
6
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
7
Диета, применяющаяся для лечения или обретения стройной фигуры, проявлением аскетизма считаться не может.
8
БСЭ [Аскетизм].
9
Конечно, термин «аскетизм» можно было бы заменить на иной, менее резкий, но делать мы это не станем, т. к. проблема кроется не в терминах, а в их сути.
10
От (греч. axia – ценность). Учение о природе ценностей именуется аксиология.
11
ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 675 Русское счастье: свой дом, счастливый брак, высокооплачиваемая работа. 17.04.2007.
12
Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии. – М., 2000. С. 99.
13
Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии. – М., 2000. С. 99.
14
В кавказских и среднеазиатских республиках ситуация была несколько иной.
15
Кановская М. Николай Бердяев за 90 минут. – М., 2006 – С. 23.
16
Психические потребности – это потребности, обусловленные поддержать нормальное функционирование психики. Сюда входят потребности в сенсорной стимуляции (например, потребность информационной новизне, в ярких переживаниях, интеллектуальной тренировки), сне.
17
Понятие «культура» обычно понимается шире.
18
В социальных науках уже много лет ведется спор о том, что составляет основу общества – люди или их взаимоотношения? В контексте нашего исследования спор этот можно считать не очень принципиальным, т. к. взаимоотношения не бывают без людей, а люди в обществе не существуют без взаимоотношений.
19
Цит. по Ашин Г. К. Основы политической элитологии. – М., 1999. – С. 26.
20
Конечно, пример гипотетический. У вождя нет полной власти над всеми членами племени, да и настолько бесправного, чтобы никто его не слушал, члена племени, как правило, не бывает. Но не в этом суть, а суть в том, что индекс власти может колебаться от 0 % до 100 %, и чем ближе к 100 % тем с большим основанием можно сказать: этот человек принадлежит к господствующему классу.
21
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – с. 697.
22
Если быть точным, то формационный подход – наиболее известная форма подхода, который некоторые истории называют унитарно-стадиальным, а цивилизационный наиболее известная форма плюрально-циклического подхода. Одна из самых обстоятельных книги по философии истории, материалы которой использованы при написании данного параграфа – Семенов Ю. И. Философия и общая теория истории. Основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. – М., 2003.
23
В следующем труде «Сверхдержава: национальная доктрина России» мы увидим, что общественно-экономическая формация неточно отражает суть структуры общества, а более адекватным является понятие «общественно-властная формация».
24
North D. Structure and change in economic history. – N.Y., 1981. – P. 32.
25
Азиатский способ производства [БСЭ].
26
G. Images of Savages. Ancient Roots of Modern Prejudice in Western Culture. London, 1998.
27
См. подробнее о евроцентризме Маркса: Кара-Мурза С. Маркс против русской революции. – М., 2008.
28
Здесь привычнее и более красиво выглядит термин «народы». Но наука не поэзия, красота изложения здесь второстепенна. В следующем труде мы поясним различия между постоянно путаемыми понятиями: «народ», «нация», «этнос», «племя», «народность».
29
Кара-Мурза С. Г. Маркс против русской революции. – М., 2008 – С. 192.
30
Тойнби А. Постижение истории. – М., 1997. – С. 59.
31
Цит. по: Рассел. Б. История западной философии. Кн. 3. – М., 2007.– С. 253.
32
Существуют и психологические аналогии данного закона. В настоящее время биологическая интерпретация данного закона в научном сообществе вызывает определенные споры.
33
Его именуют также Эридуг, Урудуг, Эреду. Некоторые ученые считают самым древним городом нашей планеты другой шумерский город – Ур, время расцвета которого относят к 3800–3700 г. до н. э.
34
Материалом для письма служили таблички из сырой глины, на которые с помощью остроконечной палочки наносили характерные клинообразные знаки. Отсюда происходит название этой системы письма.
35
Месопотамия, древняя цивилизация [Энциклопедия Кругосвет].
36
Белох Ю. История Греции, Т. 1. – М., 1905 – С. 21.
37
Маркс К., Энгельс Ф., Т. 20. – С. 369.
38
Слово многонациональное здесь излишне, оно лишний раз подчеркивает специфику данного этапа развития человечества.
39
СПРАВКА. Буддизм возник в древней Индии в 6–5 вв. до н. э. и в. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого. Буддизм наиболее распространён в Китае, Японии, Монголии, Вьетнаме, Корее, Мьянме, Таиланде, Камбодже. В Индии буддизм исповедуют всего около 1 % населения, распространен также буддизм у сингал Шри-Ланки.
40
Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1996. – С. 131–132.
41
Семенов Ю. И. Философия и общая теория истории. Основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. – М., 2003. – С. 373.
42
Мейнстрим (англ. mainstream – основное течение) – преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определённого периода времени.
43
Шушарин А. С. Политология современного мира (Критика запущенной социологии). – М., 2005.
44
Панарин А. Духовные катастрофы нашей эпохи в свете современного философского знания. 2004. № 3.
45
Проблема становления тоталитарного капитализма, будет разобрана в следующей главе, посвященной анализу становления западной цивилизации, т. к. эволюция данной цивилизации неразрывно связана с формированием тоталитарного капитализма.
46
Мунье Э. Манифест персонализма. – М., 1999. – С. 111.
47
СПРАВКА. Адам Смит (1723–1790) – экономист и философ. Многие ошибочно называют его английским экономистом. В действительности А. Смит – шотландский экономист, родившийся и умерший в Шотландии. Автор известного понятия «невидимая рука рынка». Нередко именно А. Смита называют родоначальником теории трудовой стоимости.
48
Подобные теории существовали и раньше, но пышным цветом они расцвели именно после появления марксизма.
49
Идеологи светлого капиталистического завтра пошли дальше, и если мы сегодня откроем учебник по экономике, то увидим, что теперь появился новый, четвертый фактор производства – предпринимательская способность. Появление данного фактора на страницах отечественных учебников обусловлено бездумным переписыванием западных учебных пособий. Порой совпадения достигают не абзацев, а целых страниц. Но это пусть останется на совести «авторов». В действительности, труд как совокупность разнообразных качеств человека, используемых в производстве, уже включает в себя предпринимательскую способность, как и многие другие способности. Или западные экономисты хотят сказать, что предприниматель не трудится? Утверждать, что в производстве участвует труд и еще отдельно предпринимательская способность, – бессмыслица, аналогичная той, как если бы мы говорили, что по небу летит самолет и его крыло.
50
Рахманьков В. Режим отжима. Интернет-газета «Курсив», Иваново.
51
Шумпетер. Й. Капитализм, социализм и демократия. – М., 1995. – С. 175.
52
Mises L. Bureaucracy. – Р. 108.
53
Череш Р. Ответ Джо Соросу или изучение мудрости. – СПб., 2000. – С. 464–465.
54
СПРАВКА. Британская газета Sandy Express, опубликовавшая список 100 богатейших людей века, признала первым из них Джона Рокфеллера. Его состояние в момент смерти в 1937 г. составило (в пересчете на современный курс) 124,8 млрд фунтов стерлингов.
55
Тимошенко С. Джон Рокфеллер: «Я обречен стать богатым!» Комсомольская правда. 31.05.2006.
56
http://www.rockefeller.ru/
57
Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. – М., 2004. – С. 23.
58
Фромм Э. Иметь или быть? – Киев, 1998. – С. 199–200.
59
Аристотель. Афинская полития. – Л., 1936. – С. 90.
60
Л. Бромфилд.
61
В 2006 году журнал Forbes оценил состояние Сороса в 6,9 млрд долл. и поставил его на 37-е место среди самых богатых людей в мире.
62
Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. – М., 1999. – С. 12.
63
Проект Россия. http://www.projectrussia.ru/text
64
Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. – М., 2007.
65
Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. – М., 2007.
66
Шафаревич И. Р. Зачем России Запад? – М., 2005. – С. 59–60.
67
Проблемы мира и социализма. 1980. № 11, – С. 79.
68
Петухов В. Деградация нравов или вербализация страхов? // Политический класс, 01.09.2005.
69
Стейплз Л. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. – М., 1992. – С. 4.
70
Stoetzel. J. Op. cit. P. 57, 65.
71
Упадок веры на Британских островах. 28.11.2000, NEWSru.com.
72
Атеистическая «розово-голубая» Голландия – модель будущего мира. 08.02.2008.
73
Уайнфилд Н. Папа Римский в своей книге называет капитализм злом. 01.04.2008, InoPressa.ru.
74
Джон де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. – М., 2003. – С. 77.
75
Рыков К. Люди мы или роботы? 12.09.2006, деловая газета «Взгляд».
76
Ф. Бэкон
77
Мунье Э. Манифест персонализма. – М., 1999. – с. 141.
78
В США каждые 17 минут люди кончают жизнь самоубийством. 17.11.2006, NEWSru.com.
79
Эвола Ю. Языческий империализм. – М., 1994. – С. 88–89.
80
Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1997. – С. 14–15.
81
Энциклопедия социологии. Сост. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О.В., М., 2003. [Капитализм].
82
Артемьева З. «Ирония судьбы» проиграла Голливуду. rb.ru. 25.12.2007.
83
Дональд М. Основы социологии и политологии. – М., 2001. – С. 39.
84
Джон де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. – М., 2003. – С. 242.
85
Шехтман И Секреты рекламного бизнеса. // Мы и Америка, № 59, 08. 2002.
86
Хьелл Л., Зингер Д. Теория личности. 3-е изд. – СПб., 2005. – С. 495–496.