bannerbanner
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Полная версия

Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Египтологи объединили династии Манефона в «царства»: Раннее царство (1–2 династии), Старое или Древнее царство (3–6 династии), 1 переходный период (7—10 династии), Среднее царство (11–12 династии), 2 переходный период (13–17 династии), Новое царство (18–20 династия) и Поздняя эпоха (21–31 династии). Однако на «Палермском камне» упоминаются имена царей до династического периода, которых можно выделить в «нулевую» династию (В. М. Флиндерс Питри), соответствующую полубогам Манефона, правившим якобы в 5900–5688 гг.

Египетская хронология, как и вообще хронология Древнего Востока 3–2 тыс., вызывает множество споров. Количество реальных дат (поциклу Сириуса и т. д.) очень невелико, большую роль играют синхронизмы. В области египетской хронологии существуют редукционистские (начинающие историю Египта около 2850 или 2782 гг.) и гиперредукционистские (Великовский, Роль), вычеркивающие из нее еще несколько столетий, течения. С другой стороны, калиброванные согласно дендрохронологии даты радиоуглеродного анализа требуют сдвинуть начало египетской и месопотамской истории примерно к 3400 г. На этом фоне хронология, принятая Перепелкиным, с началом египетской истории около 3000 г., выглядит наиболее умеренной. В дальнейшем мы будем следовать ей, сознавая условность всех «точных» дат (как минимум + /-10 лет). По этой хронологии, вторая династия заканчивается около 2778 г. Таким образом, ко времени нашего 1 периода относится правление «нулевой» и первых двух династий, называемых тинисски-ми (так как согласно Манефону, легендарный царь 1 династии Менее и 2 династия происходили из города Тина в 8 верхнеегипетском номе), т. е. вся эпоха т. н. Раннего царства. Согласно Манефону, эти династии правят в 5900–5131 гг. (полубоги – 5900–5688 гг., 1 династия – 5688–5433 гг., 2 династия – 5433–5131 гг.).

Начнем с «нулевой» династии. К ней относятся цари (название «фараон» – великий дом употреблялось в Египте лишь с 18 дин.) Хор Скорпион, Хор Двойник, Хор Сом (или Нармер). 1 династию следует начинать с Хора Бойца (Аха), которого, возможно, следует сопоставить с засвидельствованным греками легендарным Миной. От этих царей сохранились палетки с рисунками и иероглифами, обозначающими имя царя. Гробницы царей «нулевой», 1 и 2 династий находились возле Абидоса. Возможно, что уже эти цари владели и Верхним, и Нижним Египтом, и поэтому неправильно традиционное представление о Менесе (Хоре Бойце) как объединителе страны. Возможно, что идея о первом царе Менесе родилась вследствие того, что первым царем, при котором стало вестись «летописание», был Хор Боец. Со времени 1 династии появляются деревянные и костяные ярлыки-дощечки, помеченные наименованием (в честь какого-либо выдающегося события) того или иного года. Древнейшие из них относятся к эпохе Хора Бойца.

Иероглифические надписи с именами царей дошли уже от «нулевой» династии (см. Р. Kaplony. Die Inschriften der agyptischen Frtihzeit. Bd. I–III+Supplementbd. Wiesbaden 1963—64). Ранняя иероглифика предстает перед нами уже в готовой форме и с самого начала имеет фонетические чтения (хотя форма иероглифов несколько архаична и окончательный канон устанавливается к 4 династии), что странным образом совпадает с утверждениями египтян и греков о том, что иероглифы были изобретены одним человеком (или богом) Тотом (Гермесом Трисмегистом). Египетские иероглифы представляют собой во многом уникальную систему (что исключает возможность их происхождения от шумерской пиктографии), не очень удобную с современной точки зрения, однако свидетельствующую о том, что у египтян происходит переход от образного мышления к логическому. Своему названию «иероглифы» (священные знаки) они обязаны грекам, греки же считали, что каждый иероглиф означает отдельное слово и имеет символическое значение. После дешифровки иероглифов в XIX в. стало понятно, что система иероглифов не является ни в строгом смысле «иероглифической» (или идеографической: один знак – одно понятие), ни чисто фонетической. Чуть более 730 иероглифов (по Гардинеру, в эллинистическую эпоху их число выросло до нескольких тысяч) можно разделить на несколько групп:

1) фонограммы (одно-, двух- и трехконсонантные), позволяющие передавать согласные звуки слова, при этом двух- и трехконсонантные знаки могли дублироваться одноконсонантными. Называемые уже Плутархом «алфавитными» 25 знаков никогда не использовались как алфавит самими египтянами, однако, судя по всему, послужили основой для семитского квазиалфавитного письма, из которого появился и первый настоящий алфавит – греческий). Они были заимствованы нубийцами (Мероэ) в 1 тыс. до н. э. и использовались ими в качестве алфавита, что навело Диодора (3 кн.) на мысль о том, что египтяне заимствовали письмо у эфиопов, т. к. все эфиопы владеют иероглифами;

2) детерминативы, ставившиеся для различения слов, имеющих одинаковый консонантный состав, но разное значение (таких слов было довольно много, так как гласные не передавались). Кроме обозначения родовых понятий, детерминативы существовали даже для понятия «абстрактное», что свидетельствует о высокой степени осознания египтянами абстракции (и абстрактного мышления) и их развитом чувстве языка. Уже в 1 династию появляются изображения чисел до 1 миллиона;

3) идеограммы, обозначавшие изображенные предметы. Часто один и тот же иероглиф мог выступать во всех трех функциях.

Если необходимость детерминативов нам понятна (они, хотя и не в таком количестве, встречаются и в других системах письма, например, в шумерской), то большую проблему для современного человека (в том числе первых дешифровщиков иероглифов) представляют на первый взгляд избыточное дублирование египтянами двух- и трехконсонантных знаков одноконсонантными и «фонетические» детерминативы. Но нужно помнить, что иероглифы несли и эстетическую функцию (что вызывало их перестановки местами для красоты), и магическую (Тот был также богом магии). Возможно, что одноконсонантные знаки считались более вульгарными и менее священными, чем остальные, так как в Текстах Пирамид идеограммы заменяются (для ослабления их магической силы) фонетическими знаками. В таком случае получается, что двух- и трехконсонантные знаки в подобных дублирующих написаниях несли декоративную и магическую функции, а одноконсонантные – фонетическую. Не исключено, что изначально знаки обозначали согласный + любой гласный, т. е. были квазислоговыми знаками. Отсутствие обозначения гласных привело к тому, что фонетика древнеегипетского языка до сих пор плохо известна. Реконструкции на основании отстоящего на несколько тысячелетий коптского (уже Шампольон), клинописных параллелей (Перепелкин) или афразийских соотношений (Шенкель) далеко не всегда убедительны. Египетский язык входил в т. н. афразийскую (семито-хамитскую) семью народов, внутри которой он более всего был родствен семитским, а также берберским языкам, с которыми его иногда объединяли (Мерсер и др.) в «семитскую в широком смысле» группу языков.

К царям 1 династии относятся Аха (Хор Боец), которого, возможно, следует отождествить с Менесом, Джер (Хор Хват), Уаджи (Хор Змея), Ден или Удиму (Хор Простиратель), Аджиб (Хор, целостный сердцем), Семерхет (Хор, дружественный утробой) и Каа или Кебху (Хор, высокий рукою). Уже Геродот приписывал Менесу основание Мемфиса (Меннефер). Мемфис, действительно, оставался главным центром Египта с этой эпохи вплоть до 7–8 династий. Гробницы царей со временем усложняются, выходы большинства гробниц, имеющих форму усеченной пирамиды, начиная с гробницы Хора Простирателя, ведут на восток – к восходящему солнцу, но гробница последнего царя имеет выход на север – к незаходящим звездам северной половины неба, как в последующем Старом царстве. А на надгробьях царских приближенных появляются уже перечни должностных званий этих чиновников. Изображенный на длинной кости пленник из Азии, возможно, свидетельствует о том, что Египет в это время вел войны с синнайскими кочевниками. Во времена 1 династии был учрежден праздник Хеб-сед, праздник обновления царя, отмечавшийся при 30-летии его правления.

О царях 2 династии известно гораздо меньше. Один из царей (Перибсен) объявил себя не Хором, а Сетом. Вслед за ним Хасехемуи (Воссиявший двумя жезлами) объявил себя одновременно и Хором, и Сетом. В Нижнем Египте в это время произошло большое восстание, которое подавил Хасехем (Хор, воссиявший жезлом), погибло около 47–48 тыс. повстанцев. Манефон говорит, что при втором царе 2 династии Кеехосе божествами были провозглашены быки Апис в Мемфисе и Мневис в Гелиуполе, а также Мендесский козел. Третий царь Бинофрис якобы распространил на женщин право на царский сан. Кладбище в Абидосе во времена 2 династии было заброшено.

Уже при Скорпионе и Хоре Соме изображения располагаются на плоскости четкими поясами, одни над другими, а не беспорядочно, как раньше. При раскопках 1 династии обнаружено огромное количество медных орудий, употреблялось в Раннем царстве и золото в сплаве с серебром, но не ля изготовления орудий. Однако и кремневые орудия также употреблялись и даже совершенствовались. Камень использовали при строительстве гробниц, дошло и несколько каменных изваяний. Посуду производили из обожженной глины, из египетского фаянса и из меди. Посуда из камня, особенно из алебастра, была тоже широко распространена. Непонятно, был ли тогда уже известен гончарный круг. Строили в основном из кирпича-сырца, уже в конце 1 династии был известен кирпичный свод. Широко использовалось в Раннем царстве и дерево. Дошло огромное количество изделий из слоновой кости. Таким образом, Египет жил еще в медно-каменном веке.

Жители Египта занимались также земледелием и скотоводством. В гробницах найдены ячмень и пшеница-двузернянка. В письменах 2 династии засвидетельствован плуг с коротким дышлом. Существовали знаки для мотыги, серпа, гумна, обнесенного стеной. Найдены десятки деревянных серпов со вставными вкладышами из кусочков кремня. Льняные веревки и полотна свидетельствуют о развитом льноводстве и ткацком деле. Многочисленные винные сосуды указывают на цветущее состояние виноградарства. Финиковая пальма изображена на булаве Хора Скорпиона. В эпоху Раннего царства были известны почти все виды домашнего скота. На изображениях встречаются два похода охотников.

Медные месторождения были на Синайском полуострове, возможно, что к концу 2 династии у египтян были медные рудники в Эфиопии. Золото добывали в пустыне между Нилом и Красным морем. Черное дерево привозили также из Эфиопии.

Имущественная разница в дошедших захоронениях свидетельствует об общественном расслоении уже во времена 1 династии. От середины 1 династии дошел свиток папируса. На печатях 2 династии неоднократно упоминается должность писца. При 2 династии каждые два года проводили «переучет». Уже при Хоре Соме египтяне оперировали громадными цифрами. Велись погодные записи, в том числе и об уровне разлива Нила.

Основные черты египетской цивилизации становятся понятными уже в эту эпоху: мощное единое государство (хотя и были восстания непокорного Низовья) под властью царя, преемника верхнеегипетских завоевателей, у которого было два венца – белый верхнеегипетский и красный нижнееегипетский, царя именовали nsw bit «владыка южного растения sw и пчелы, т. е. Нижнего Египта». Уже создано иероглифическое письмо, построена столица Мемфис, существует постоянная армия, ведущая войны с соседними народами. Засвидетельствованы культы большинства богов, почитавшихся на протяжении последующих тысячелетий. Египет надолго становится наиболее цивилизованной страной древности, о культуре которой с восторгом отзывались принявшие у нее эстафету греки.

§ 9. Протописьменный период в Шумере

О народе шумеров не упоминают ни греки, ни другие древние авторы. Впрочем, в Библии (Быт. 10) упоминается Сеннаар, который современный исследователи сопоставляют с Шумером. Однако и авторы Библии повествуют лишь о вавилонянах и ассирийцах, но не о шумерах. Следы этого народа впервые были обнаружены в 1877 г. де Сарзеком. В 1893 г. в Ниппуре Дж. Хейнсом было найдено более 8000 шумерских табличек, затем они были обнаружены и в других городах Двуречья. В 1907 г. шумерское письмо было дешифровано Ф. Тюро-Данженом, однако чтения знаков и грамматика уточняются и до настоящего времени. Лучшими современными шумерскими грамматиками являются: M.-L. Thomsen. The Sumerian Language. Copenhagen 1984 и И. T. Канева. Шумерский язык. СПб. 1996.

Язык шумеров оказался непохожим ни на один из существующих или древних языков. По своей грамматической структуре (агглютинативность, эргативный строй и т. д.) он напоминает кавказские языки, однако его можно сопоставить и с финно-угорскими, и с дравидскими, и даже с тюркскими и монгольскими языками. В материальном плане также немало совпадений с кавказскими (точнее картвельскими, т. е. южнокавказскими) языками, что могло бы свидетельствовать об их отдаленном родстве и о существовании в прошлом некоей картвело-шумерской семьи языков (Церетели, Ребрик), однако за пределами Грузии эта идея почти не получила признания (что связано прежде всего с неразработанностью шумерской лексикографии, пока что отсутствует не только этимологический, но и хороший современный словарь шумерского языка). В этом случае шумерский язык можно было бы отнести к т. н. «ностратическим» (Иллыч-Свитыч) языкам, к которым относятся также индоевропейские, урало-алтайские, картвельские, дравидские и афразийские языки.

Названием «Шумер» мы обязаны семитоязычным аккадцам, однако в аккадском оно не этимологизируется и поэтому считается заимствованным из шумерского. По-шумерски, впрочем, оно записывается знаками KI. EN. GI. Возможно, что именно таково и было первоначальное название страны, а слово «Шумер» возникло или в т. н. «женском языке», или в каком-либо другом шумерском диалекте и было заимствовано аккадцами.

Откуда и когда шумеры пришли в Месопотамию? в языке шумеров, кроме заимствований из аккадского языка, есть еще и третий пласт – следы т. н. «бананового» или «прототигридского» языка, из которого шумеры заимствовали, в частности, термины, связанные с металлургией. Очевидно, что шумерам предшествовала в Месопотамии довольно высокоразвитая цивилизация. Время прихода можно датировать по-разному, связывая шумеров с убайдской или, может быть, еще урукской культурой, однако очевидно, что шумеры появились в Месопотамии уже в 4 тыс. до н. э., на несколько столетий раньше аккадцев (отделение восточносемитского, т. е. аккадского языка от семитского праязыка, согласно Фрондзароли, можно датировать уже 3300 г. до н. э.). В исторический период и шумеры, и аккадцы жили уже оседло (о чем свидетельствует архив Раннединастического периода из Ура и более поздние архивы) и в свою очередь, подвергались набегам различных кочевых племен.

Еще сложнее ответить на вопрос о происхождении шумеров. Сами шумеры рассматривали в качестве своей прародины остров блаженства Дильмун, обычно отождествляемый с Бахрейном в Персидском заливе, однако, согласно шумерским мифам, находящийся далеко на востоке. Шумеров обычно считают изобретателями письма, однако и это нельзя гарантировать, так как надписи на глиняных сосудах из Винчи (недалеко от Белграда) датируются на несколько тысячелетий ранее (впрочем, может быть это еще не письмо, а гадательные знаки, как считал Винн), а древнейшие пиктографические таблички, относящиеся к середине 4 тыс., найдены вовсе не в Месопотамии, а на территории нынешнего Пакистана и Восточного Ирана, и лишь затем письмо появляется в Западном Иране и Месопотамии. Можно было бы предположить миграцию протошумеров из долины Инда в Иран и Месопотамию, однако возможно, что эти письменности принадлежали уже разным народам (шумерской, эламской и протоиндийской цивилизации).

Источником исследования шумерской истории являются, прежде всего, сами шумерские таблички. История вавилонянина Бэроса, написанная по-гречески в III в. до н. э., полностью не сохранилась, однако дошли фрагменты о сотворении мира, допотопных царях и потопе, а также о более поздней истории Двуречья. Диодор в «Исторической библиотеке» (2 книга) указывает, что до Вавилона в Междуречье были другие города, однако ничего о них не сообщает. Шумерский список царей, сохранившийся в нескольких редакциях и восходящий к концу 3 – началу 2 тыс. до н. э., конечно же, отличается тенденциозностью. Он разделяет историю Шумера на допотопную и послепотопную. О потопа правят 8 царей в 5 городах: вначале Алулим – 28800 лет и Алалгар 36000 лет в Эреду (у Б эроса – Алор и Алапар), затем 3 царя правят в Бадтибира (Энмелуана – 43200 лет, Энмегалана – 28800 лет и Думузи 36000 лет, у Б эроса – Амелон, Амменон и Магалар), затем в Лараке 28800 лет правит Энсипазианна (Даон), а в Сиппаре – Зиме дуранки (Эдоранх) 21000 лет, последним в Шуруппаке правит Убар-туту 18600 лет (у Бэроса Отиарт). В одной из копий последним царем Шуруппака назван Зиусудра (Ксисутр Бэроса), герой легенды о потопе. Б эрос (вернее, его источник) добавляет еще одного царя с явно семитским названием Амемпсин (человек бога Сина) между Эдоранхом и Отиартом. Даты правления царей не совпадают в «Списке царей» и у Бэроса, не совпадает и конечная сумма лет – 241 200 лет в списке и 432 000 у Бэроса, но большинство дат и здесь, и там кратны т. н. саросу (шум. шар) – периоду в 3600 лет (6о на 60).

В списке не упоминаются важные шумерские города – Урук, Лагаш, Киш и др., и наоборот, из упоминаемых в нем городов далеко нне все играли важную роль в истории Месопотамии. Однако, поскольку послепотопных царей можно сопоставить с т. н. Ранне династическим периодом, начинающимся примерно в середине XXVIII в., то становится понятным, что «допотопная» часть относится к рассматриваемому нами т. н. Протописьменному периоду (письменность, согласно Бэросу, существовала уже до потопа), а если уменьшить цифры списка в 1000 раз, то мы получим 241 год, т. е. примерно продолжительность выделяемого нами периода в 230 лет. Археологические следы «потопа» найдены в различных городах Месопотамии, урский «потоп», следы которого были найдены Вулли, относится еще к 4 тыс. (урукский период), а вот шуруппакский «потоп» (согласно мифам, последний допотопный царь Зиусудра правил в Шуруппаке) произошел, действительно, в конце Протописьменного периода, около 2800 г.

Месопотамские хронологии, как и египетские, для 3–2 тыс. весьма неточны и спорны, надежные астрономические даты (затмение Аммисадуки и др.) появляются лишь во 2 тыс. Мы следуем «средней хронологии», а для 3 тыс. до Саргона – периодизации И. И. Дьяконова.

Он датировал Протописьменный период 3000–2750 гг., что дает сдвиг всего на 50 лет по сравнению с выделяемым нами 1 периодом архаики, и разделил его на два этапа: 1) 3000–2850 гг. и 2) 2850–2750 гг. до н. э.

Само название периода указывает на главное достижение шумеров в это время: ими была изобретена письменность. Древнейшие письменные памятники относятся к периоду около 3000 г. до н. э. Часто пишут, что шумеры были первым народом, изобретшим письменность. Не умаляя достижений шумеров, это скорее всего не так, о чем уже говорилось выше. Одновременно с шумерами письменность изобрели египтяне. Сходства в отдельных знаках (по количеству очень незначительные) следует считать случайными, т. к. египетская и шумерская системы письма весьма различны по своим принципам, поэтому следует исключить заимствование с какой-либо стороны (заимствование самой идеи письма ввиду контактов цивилизаций нельзя полностью исключить, однако она реализовывалась по-разному даже у близлежащих цивилизаций). Подобным же образом эламскую, протоиндийскую и позднейшую китайскую письменность нельзя считать заимствованной у шумеров. В отличие от египетской системы письма, возникшей как бы мгновенно, шумерская проходит длительный период становления и совершенствования. Начинается они с пиктографии, насчитывавшей около 900 рисуночных знаков (A. Falkenstein, Archaische Texte aus Uruk. 1936), затем знаки поворачиваются на 90 градусов и приобретают «клинописный» облик, а впоследствии (у аккадцев) их число сокращается до 330. Пиктография перерастает в идеографию, как и в Египте, появляются детерминативы, количество которых в Шумере было гораздо меньше (около 40). В отличие от египетской письменности, в которой были и чисто алфавитные, и иероглифические знаки, но не передавались согласные, в шумерской каждому знаку соответствовало слово или слог, поэтому в ней передавались и согласные. Чтение затруднялось тем, что одному знаку могло соответствовать несколько вариантов звучания (в египетском письме это встречалось гораздо реже), а слова, звучавшие одинаково, записывались разными знаками согласно смыслу. Такой характер письма дает возможность «озвучить» шумерские тексты, в отличие от египетских, но хорошо читаемые шумерские тексты на полтысячелетия моложе египетских, т. к. чтение пиктографии до сих пор вызывает затруднение, да и в более поздние времена флексии часто не выписывались. В отличие от Египта, в Шумере сохранилось огромное количество хозяйственных текстов, что дает возможность судить о социально-экономических отношениях.

Около 3000 г. в жизни шумеров происходят значительные перемены. Появляются длинные магистральные каналы, вдоль которых вырастают города, и продуманная система орошения полей, на смену мотыге приходит простейший плуг, в который, возможно, запрягали ослов. Каналы служили одновременно и транспортными путями. Жители общин переселяются из мелких деревень поближе к центральному храму. В слоях V и IV b Варки (будущий Урук) содержатся остатки храмов. Один из них, вероятно, храм Инанны, имел размеры 75 на 29 м. В слое IV а содержатся остатки двух храмов, датированных по радиоуглеродному методу 2815+/-85 лет. Храмы имели хозяйства, выделенные им общиной. Хозяйства вели учет, большинство сохранившихся документов – расходные записи. Анализируя различные знаки, можно установить, что шумеры сеяли ячмень, эммер (полбу) и пшеницу, сажали финиковую пальму, разводили крупный рогатый скот, овец, ослов, коз, свиней, собак, ловили рыбу, охотились на оленей, газелей, тура, льва. Сохранились изображения металлических орудий, горна, примитивного плуга, мотыг с деревянными рукоятями и других орудий труда. Шумеры той эпохи не знали оборонительного оружия, из наступательного применялись каменные булавы и медные топорики или тяпки, дротики, метательные палицы и медные кинжалы. Лук со стрелами использовался редко.

Второй этап Протописьменного периода (примерно 2850–2750 гг.) представлен на городище Варка слоями III и II. Тогда же существовало городище Джемдет-Наср, на севере городище Телль-Укайр, с храмом на возвышенной террасе и со стенными росписями, изображающими зверей и культовую процессию. Сохранились храмы в поселениях долины Диялы – в Эшнуне и Тутубе.

На месте храмов IV и V слоев в Варке был воздвигнут храм на платформе, по видимому, посвященный богу неба Ану. В хозяйственных документах в числе получателей различных выдач часто встречаются названия кузнецов, плотников, камнерезов, строителей и других ремесленников. Сохранились документы о выдаче земельных наделов. Из одного мы узнаем, что 2/3 земли, т. е. около 1000 га были выделены верховному жрецу-правителю, из оставшейся трети верховной жрице выделено около 122 га, прорицателю – около 64 га, главному торговому посреднику – около 103 га, главному судье – около 95 га и еще около 100 га выделено некоему начальнику. Подобные размеры наделов, обрабатывавшихся, очевидно, десятками или сотнями работников, свидетельствуют о том, что уже существовало значительное имущественное расслоение. Правителем города-государства был верховный жрец, представлявший общину перед божеством и возглавлявший ирригационную и культовую деятельность общины для обеспечения плодородия. Вся плодородная земля и вода считались собственностью общины, кроме храма, земля, очевидно, могла передаваться и частным лицам. В то время сложился культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, в котором находился храм Э-кур бога Энлиля. Знаки письменности были идентичны на всей территории Шумера, общим было и самоназвание «черноголовые».

Изменения происходят и в области культуры. Трудно судить о религии того времени, однако несомненно, что во всех городах существовало поклонение божествам плодородия. Расписная, монохромная убайдская керамика с белым или зеленоватым фоном, сделанная вручную или на медленно вращающемся гончарном круге, сменяется нерасписной красной, серой или желтовато-серой посудой, покрытой стекловидным поливом (ангобом), выполненной на быстро вращающемся гончарном круге, убайдские сосуды в виде «чайника» и «черепахи» сменяются чашками и сосудами с ручками. В керамике можно отметить некоторый упадок по сравнению с предыдущим периодом, однако несомненен расцвет строительства храмов и искусства глиптики (резьбы на печатях), появляются новые приемы пластики, новые принципы изобразительности. От этого периода сохранилось немало храмов на платформах, отличавшихся от убайдских размерами и более сложной планировкой. Уже в период Варки IV начинают применяться плоские, тонкие кирпичи «римхены», тогда же появляются кирпичные колонны и полуколонны, украшенные мозаикой из каменных или глиняных раскрашенных обожженных конусов, вставленных в сырцовые стены. В слое Варки V появляются цилиндрические печати, разделяющиеся на 4 группы. На печатях изображаются культовые сцены перед храмом, домашние животные, дикие звери, фантастические существа, женщины, занятые работой, встречаются геометрический или цветочный орнамент. Иногда большая цилиндрическая печать увенчивается фигуркой животного, такие фигурки встречаются и отдельно. На культовом алебастровом сосуде из Урука размером около 1 м в три ряда изображены культовое празднество, обнаженные люди с дарами и жертвами и идущие бараны. Существуют и другие изображения людей. Возможно, что уже тогда начинает формироваться изобразительный канон.

На страницу:
4 из 5