bannerbanner
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Полная версия

Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

д) «Предцивияизации» Южной Америки и «империя инков»

В области Анд люди появились около 12 тыс. лет назад. Уже в 7–6 тыс. до н. э. в Андах зарождается земледелие. К 4300 г. до н. э. относится древнейшее строение в Серро-Палома, а древнейший найденный храм в Котоше относится к 2240 г. Храм построен из необработанных камней, стоит на ступенчатой платформе высотой 8 м, стены имеют ниши, в одной из которых сохранилась фигура со скрещенными руками. Вход в храм открывают ворота высотой более 2 м, главный алтарь, очевидно, находился в нише в северной стене. Около 1800 г. храм был окружен новыми стенами и на его крыше построен новый. Около 2000 г. появляются и земледельческие поселения, т. н. культура Уака-Приеты. Ее носители выращивали тыкву, красный перец, хлопок, жили в хижинах-землянках, орудия труда изготовляли из камня, умели выделывать хлопчатобумажные ткани и украшать их узорами из стилизованных человеческих фигур. Им не было еще известно гончарное ремесло, а также возделывание кукурузы и картофеля. Ко второму тысячелетию относится храм в Чукитанте и святилище в Лас-Альдас.

Первой высокой культурой Южной Америки была чавинская (около 850–200 гг. до н. э.), центром которой стала местность Ча-вин-да-Уантар. Само поселение было центром культа, жили в нем только высшие священнослужители. Главным объектом поклонения чавинян служило божество, напоминающее ягуара. В Чавине сохранился четырехэтажный храм высотой 13 м. Здание имеет форму трехступенчатой пирамиды, внутри находятся ряд молелен, система вентиляционных шахт и 24 подземных коридора. Находится в нем и ряд стел, самая известная из которых – стела Раймонди с изображением «человека-я-гуара». Сохранилась каменная галерея в Серро-Сечине, ряд камней которой украшены фризами. Примерно с IX в. до н. э. чавиняне стали выращивать кукурузу. В это же время были приручены собака и лама, чавиняне были уже знакомы с гончарным делом, а из металлов знали только золото. Подобная чавинской керамика была найдена в Тлатилько, из чего делают вывод, что чавиняне пришли с севера, тем более что ягуар никогда не обитал в Андах, зато очень почитался «ольмеками».

Традиции чавинской культуры восприняла паракасская (700 г. – вторая половина 1 тыс. до н. э.). На полуострове Паракас были обнаружены 2 места погребения около 700 г. до н. э. В подземных кельях находились мумии жителей, их черепа были деформированы и подвергнуты трепанации, что свидетельствует об искусстве врачей того времени. Отверстия в черепной кости хирурги закрывали золотыми пластинами, однако орудия труда продолжали изготовляться из камня и кости. Примитивна и паракасская керамика. Ко времени около 500 г. до н. э. относится еще одно параллельное захоронение – некрополь, открытое в 1925 г. В гробницах было найдено 429 мумий, у многих из них были золотые подвески, великолепны ткани, расписанные многоцветным орнаментом – стилизованными изображениями птиц, зверей и чудовищ.

С паракасской связана культура наска (100–500 гг.), расположенная в одноименной долине и долине Ика. От наска дошли превосходные гончарные изделия, покрытые глазурью, создававшиеся без помощи гончарного круга. С наска связаны два загадочных сооружения. Во-первых, это т. н. эстакерия, «сооружение» из стволов альгар-робы (сладкого стручечника), центром которого является четырехугольник из 12 рядов стволов по 20 «колонн» в каждом. Во-вторых, в долине Пампа-да-Пальпа находится знаменитая «галерея», сделанная около 400 г. из углублений, расположенных по прямым линиям, и покрытая рядами камней, размещенных параллельно или по спирали. При рассмотрении с самолета в долине видны изображения животных, а линии расходятся из одного центра. Непонятно, зачем сооружалась эта «галерея». Мария Райхе считала, что это календарь, фон Дэникен видел здесь «подражание аэродрому инопланетян», загадка так и остается нераскрытой.

Около 400–600 гг. на севере Перу возникла культура Мочика. Ее носители жили в оазисах, возникших в долинах прибрежных рек, плодородная долина давала прекрасный урожай, кукуруза созревала здесь дважды в год. Мочика, как и народы Месоамерики, сооружали «пирамиды». Самыми большими были пирамиды Солнца и Луны (рядом с Трухильо), длина пирамиды Солнца достигала четверти километра, а ширина превышала 140 м. Мочика сооружали дороги шириной в 9,8 м и каналы, хотя и не знали колеса. Керамика мочика изобилует сюжетами, отражающими быт и жизнедеятельность индейцев. У мочика был верховный военный предводитель (кич), которому подчинялись правители отдельных долин (алаэк), существовало рабство и частная собственность, на одном из рисунков на сосуде изображена ткацкая мастерская. Наиболее почитаемым богом у мочика была Луна-Си, а верховным богом Аи Апаэк – получеловек-полуягуар.

В 3—10 столетиях происходит расцвет тиауанакской культуры. Тиауанако расположен в 21 км к югу от озера Титикака на высоте почти 4 тыс. метров. Название ему дано инками и означает «Мертвый город». Город был культовым центром, в нем находилась 13-метровая ступенчатая пирамида Акапана, широкая площадь Каласайя, знаменитые ворота Солнца, вытесанные из глыбы андезита весом несколько десятков тонн и украшенные рельефом, в центре которого человеческая фигура, из головы которой расходятся солнечные лучи, заканчивающиеся изображением головы пумы. Врата пумы состоят из каменных блоков весом более 150 тонн. Каласайю украшали грандиозные каменные статуи, монолит Беннетта имеет в высоту более семи с четвертью метров. Непонятно, как транспортировались эти глыбы в горолд, так как каменоломня находилась примерно в 6 км от него. Тиауанако был центром своеобразной культуры – «мегалитической империи», о чем свидетельствуют находки подобных статуй и подземных галерей в различных местах боливийского Антиплано. Именно в Тиауанако в I в. стали возделывать картофель, наряду с этим культивировались перуанский рис и ока. Население империи говорило, судя по всему, на языке аймара. Из хроники Монтесиноса известны имена некоторых правителей Аймара, начиная с III в. Первым правителем был Пируа Пакари Манко, наиболее значительными Тупак и Корпа, введший календарь. После смерти Титу Иупанки Пачакути резиденция правителя была перенесена в Пукаритампу. После распада империи Манко Капак, основатель династии инков. Ушел на север, в область Куско, утвердив там культ бога-творца Кон Тикси Виракочи, почитавшегося, скорее всего, уже в Тиауанако. В XI–XII вв. существовала еще одна конфедерация аймара, гораздо меньше по размерам прежней «империи», известная под инкским названием Кольяо. Ее важнейшими городами были Хатунколья и Паукарколья. Аймара были завоеваны инками в XIII в. и не раз восставали против захватчиков.

Еще одной культурой Южной Америки была Чиму. В XII–XIII вв. на перуанском побережье Тихого океана появляются десятки городов, в том числе и столица империи Чиму Чан-Чан. Город был разделен на 10 кварталов, занимавших равную площадь и отделенных друг от друга десятикилометровой стеной. Между кварталами располагались поля. В Чан-Чане сохранились четыре пирамиды, одна из которых – пирамида Толедо – служила гробницей правящей династии. Население Чан-Чана составляло свыше 60 тыс. человек. Сохранились литые фризы, украшавшие стены домов, с изображением людей-птиц. Чиму строили дороги шириной в 5–8 м, существовали около 50 крепостей Чиму, стена высотой в 5 м и длиной в 64 км защищала Чиму от нападений извне. Чиму впервые стали выплавлять бронзу, золото и серебро они использовали для предметов, связанных с религиозным культом. Государство Чиму существовало до 1476 г., последний властитель Чиму Чимо Капак потерпел поражение в борьбе с Инкой Иупанки и страна была присоединена к империи Инков.

Ряд культур существовал и на территории Колумбии. Древнейшая из них – Сан-Агустинская (1 тыс. до н. э.). От нее дошло около 300 каменных фигур, двуглавые статуи с головами человека и животного, изображения каменных саламандр, головастиков и лягушек. К400—600 гг. относится культура «тьерра дентро», от которой сохранились клады в «шахтовых» гробницах. Стены склепов украшались черно-красной росписью, в гробницах стояли урны с геометрическим орнаментом. В шахтовых погребениях были найдены и золотые маски. У «тьеррадентро» перехватывают эстафету кимбайя и тайроны (800—1100 гг.), вся утварь гробниц у этих племен состояла из золота. Тайронские города занимали площадь до нескольких квадратных километров, дома строились на высоких каменных террасах, тайроны также содержали «шахтовые гробницы», заполненные золотыми изделиями.

С 1200 г. начинает развиваться культура муисков. К моменту прихода испанцев муиски жили в девяти отдельных племенных «королевствах» во главе с «королями», выращивали картофель, кукурузу, батат, помидоры и табак, из животных приручили собаку. Развивалось и ремесло, у муисков были десятки шахт по добыче изумрудов, кроме того, муиски добывали соль. Особенно славились муиски обработкой золота, именно поэтому их страна была названа испанцами «страной золотого короля» – Эльдорадо. У муисков были даже золотые деньги. Наиболее сильным муисским государством была Богота, правитель которой называл себя сипа. Во время коронации правителя одного из богтских «княжеств» Гуатавиты правитель на плоту выплывал на середину озера и бросал в него драгоценности, что и породило знаменитую легенду об Эльдорадо. У муисков существовали и человеческие жертвоприношения, и жертвы в виде золота и изумрудов. Обрядами руководили жрецы-шеке. Страна муисков была завоевана тремя испанскими экспедициями (Кесады, Федермана и Белалкасара) в 40-х гг. XVI в.

Наивысший в Южной Америке уровень политического и экономического развития был достигнут в государстве инков (из новой лит. см. Ю. М. Березкин. Инки. Исторический опыт империи. Л. 1991). На самом деле эта страна называлась Тауантинсуйу («земля четырех частей»), а инкой звали лишь ее правителя. Наряду с самим инкой привилегиями пользовались и члены правящего рода – капак айлью. Затем название правителя было неверно перенесено на всю страну, и в историографии возник термин «империя инков», который следовало бы заменить на Тауантинсуйу. Центром страны был город Куско с прилегающей долиной, к нему примыкали 4 провинции (Кольясуйу в окрестностях озера Титикака – современные Боливия, север Чили и часть Аргентины; Кунтинсуйу – к юго-востоку от Куско; Чинчасуйу – север Перу и Эквадор и, наконец, Антисуйу – восток страны, в том числе восточные области Анд). Это административное деление приписывается 9 инке – Пачакути Инка Иупанки. В период расцвета площадь страны достигла более 950 тыс. кв. км, а население – 5–7 млн. человек.

Основателем империи считается Манко Капак, живший во второй половине XII в. Затем правили его потомки, при этом супругой инки была его родная сестра, а браки вне рода были запрещены, поэтому число потомков инки было ограничено, в момент испанского завоевания оно достигало 518 человек. В династию входили Синчи Рока, Аьопе Иупанки, Майта Капак, Капак Испанки, Инка Рока, Иауар Уакак, Виракоча Инка, Пачакути Инка Иупанки, Тупак Инка Иупанки, Уайна Капак, Уаскар и Атауальпа, при котором произошло испанское завоевание. При испанцах правило еще несколько инков, последний из которых Тупак Амару Первый потерпел поражение в 1572 г.

Завоевания начались уже при первых инках. 7 инка – Иауар Уакак создал постоянную армию, 8 – Виракоча Инка завершил покорение племен, говоривших на языке аймара. Воспользовавшшись борьбой между племенами чайков и кечуа, инки присоединили племя кечуа к своей империи. В дальнейшем язык кечуа стал государственным языком империи. В 1437 г. чанки напали на Тауантинсуйу. Виракоча Инка бежал из Куско, однако под стенами города чанки были разбиты. В 1438 г. Иупанки, брат Виракочи, победивший чайков, свергает сына Виракочи Уркона и вступает на престол как 9 инка – Пачакути Инка Иупанки. При 10 инке – Тупаке Инка Иупанки (1471–1493 гг.) была побеждена Чиму и завоеваны территории на севере и юге Южной Америки. Страна простиралась с севера на юг на 5 тыс. км. 11 инка – Уайна Капак (1493–1527 гг.) покорил племена перуанской Монтаньи и победил чирипуанов. В 1527 г. Уайна Капак умер от чумы, правителем стал его старший сын Уаскар, однако правивший в Кито его сводный брат Атауальпа объявил себя правителем северной части государства. В начавшейся войне победил Атауальпа, однако страна понесла большие потери и в 1532 г. Атаульпа был захвачен в плен отрядом Писарро, а затем казнен. Страна прекратила свое существование.

Какова была структура империи? Основной ячейкой государства был род-айлью, в эпоху последних инков бывший уже территориальной общиной. За ним была закреплена определенная площадь угодий. В деревне было несколько айлью. Несколько деревень образовывали округ, управлявшийся куракой, назначаемым инкой. Несколько округов составляли провинцию, управлявшуюся any. Каждый мужчина получал из общинной земли надел-тупу. На ребенка-мальчика семья получала дополнительно 1 тупу, на девочку – пол-тупу. Земля разделялась на 3 части: доходы с первой части шли на содержание жрецов, со второй – государству и инке, с третьей – земледельцу. Основными культурами были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Обработка полей начиналась в августе. Сезон открывал сам инка на «поле правителя» в Куско ударом золотой мотыги. Для орошения полей была создана сложная система каналов. В скотоводстве главным занятием было раз-ведение лам. Женщины занимались прядением и ткачеством. Государство заботилось о хранении и доставке продуктов. В каждой провинции было два склада-зернохранилища – «божий» для снабжения жрецов и «государственный». Существовала в империи и обязательная трудовая повинность (мита) для подданных на работу на государственных стройках и в рудниках. Народ (хатунруна) разделялся на 12 возрастных групп, люди старше 60 лет освобождались от всякой повинности. Существовали в империи и патриархальные рабы – янакуна, составлявшие 3–3 % населения, при испанцах их количество достигало свыше 47 тыс. Сословие янакуна было наследственным, однако некоторые из них занимали высокие посты, один из янакуна был поставлен Уайна Капаком управлять областью Чачапояс.

Главным правителем страны был инка, называвшийся сапа (единственным) и считавшийся потомком божественного Солнца. Инка-наследник престола готовился к своей должности и сдавал экзамен – уаранчикой. Официально инка мог иметь одну жену – собственную сестру койю, однако у него были множество наложниц, а также специально отбиравшиеся на «конкурсах красоты» девственницы из монастыря «невест солнца». Тело умершего инки бальзамировали, мумию оставляли во дворце, усаживали на трон, а возле трона устанавливалась золотая статуя почившего инки. Новый инка строил себе новый дворец. К правящей элите принадлежали члены рода инки, называвшиеся пакайоку («большие уши»).

Столицей империи был Куско. Перестройка города приписывается 10 инке – Тупак Инка Иупанки, призвавшей по мите в столицу до 20 тыс. человек. Город делился на две части – Верхнее Куско и Нижнее Куско. В Верхнем Куско был расположен центр города, на площади ко времени прихода испанцев возвышались три дворца правителей инков. Главной достопримечательностью Куско был ансамбль храмов Кориканча (Золотой двор). Главным сооружением его был храм божества солнца Инти, в котором находилось изображение Инти в виде огромного диска из чистого золота, украшенного изумрудами. Весь инвентарь в храме был также из золота. Доступ в храм имел только сам инка. К храму примыкало несколько часовен – в честь грома и молнии, радуги, Венеры и Луны. Часовня Луны предназначалась для жены инки, здесь находились мумии умерших жен инков, все убранство этих часовен было из серебра. Внутренний двор ансамбля назывался Солнечное поле (Интипампа). Здесь из золота были изображены различные растения, животные, пастухи, пасущие лам, поле кукурузы. В 1534 г. в Куско жило около 200 тыс. жителей.

Высшим из богов инков был Кон Тикси Виракоча, он считался творцом мира и создателем других богов. В различных городах империи стояли золотые статуи Виракочи. Предком правящей династии считался Инти – золотое солнце, его супругой была Мама Килья – богиня Луны. Важное место занимали культы бога Ильяпа, заведовавшего погодой, в частности громом и молнией, богинь матери-земли и матери-моря – Мама Пача и Мама Кочи. Во главе жрецов, осуществлявших ритуал, стоял первосвященник вильяк-уму. Календарь состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, в нем было много различных праздников – праздник матери-кукурузы, божественного солнца, воды, праздник в честь созревания кукурузы и т. д. Инки приносили человеческие жертвы (о чем свидетельствуют недавние находки мумий детей в Чили), однако в целом их обряды были значительно гуманнее, чем в Месоамерике.

Сохранились крепости инков, в числе которых овеянная легендами крепость Ольянтайтамбо, крепости Саксаукан, Сенка и знаменитый город Мачу-Пикчу, ставший последним оплотом инков после испанского завоевания. Империю пересекали две дороги, идущие с севера на юг, длина главной из них достигала 5250 км. Дороги обрамлялись каменным барьерчиком, над реками навешивались мосты, сплетенные из волокон агавы. На расстояниях дневного перехода были построены постоялые дворы и склады провианта – тамбо (тампу). В империи существовала и государственная почта, почтовую службу несли бегуны-часки. Скорость эстафеты составляла 400 км в день.

Письменность у инков заменяли кипу – веревочки различного цвета с узлами, при помощи которых можно было передавать сообщение о количестве времени, предметов, воинов и т. д. Государственным языком был кечуа, однако члены правящей династии говорили между собой на родном языке (скорее всего, древнеаймарском). У инков существовали различные фольклорные произведения, эпические песни. В 1775 г. был издан текст драмы «Ольянтай», восходящей к древней устной традиции. Действие драмы происходит во времена Пачакути

Иупанки, полководец Ольянтай влюбился в дочь инки Коси Койлюр. В конце концов любовь побеждает все преграды, а следующий инка Ту-пак Иупанки освобождает Ольянтая из уз и назначает своим наместником. Об истории империи инков свидетельствуют испанские хроники: «Подлинные комментарии, рассказывающие о происхождении инков» Гарсиласо де ла Веги, «Хроника Перу» Педро Сьера де Лесна, «Собрание сообщений об инках» Бетанаса, «Сообщение о легендах и обычаях инков» Кристобаля де Молина и др.

В целом империя инков ярко демонстрирует грань между «пред-цивилизацией» и цивилизацией. Развитие индейцев Южной Америки, шедшее с большим опозданием даже по сравнению с Месоамерикой (не говоря уже о Старом Свете) привело их к созданию сначала предгосударств, а затем и великого государства. Здесь было почти все, необходимое для цивилизации – наследственная царская власть, государственная религия, государственный и общинный секторы в экономике, постоянная армия. Не хватало только письменности, однако, вероятно, она возникла бы в скором времени, не помешай испанские завоеватели (по преданию она существовала, но была запрещена).

Империя инков очень напоминает древний Египет на грани конца 4 тыс. Та же неограниченная власть божественного правителя, поклонение солнцу, мумифицирование умершего правителя, похоже и социальное строение. Когда-то эти факты даже приводились в качестве подтверждения идеи о наследии Атлантиды. Однако здесь мы встречаемся с типологической общностью – Египет в конце 4 тыс. до н. э. и инки в XV–XVI вв. н. э. находились на самом пороге цивилизации. По сравнению с Месоамерикой инки и другие южноамериканские племена также не уступают во многих областях, хотя и не достигли ступени цивилизации. и в этот момент инки встречаются с конкистадорами, вступившими в 1 период Нового времени (XIX период). Не будь конкистадоров, возможно, что развитие индейцев Южной Америки пошло бы по тому же пути, что и в Месоамерике, и возник бы еще один мощный центр цивилизации, однако этому уже не суждено было произойти…

Подводя итог нашему выборочному обзору «предцивилизации», можно отметить, что в эту эпоху происходит переход к земледелию, уже существуют города, значительно имущественное неравенство, заметно наличие довольно сложных религиозных культов и представлений. Однако в целом общество еще остается во многом традиционным, материальная культура находится на сравнительно низком уровне и нет особых оснований считать, что цивилизация автоматически вырастает из «предцивилизации». Появление цивилизации – результат резкого «скачка», разрушающего привычный уклад жизни.

Ранняя архаика (протодревность)

I период (Старый свет – 3050–2800 гг. до н. э., Новый свет – 50 г. до н. э. – 200 г. н. э.)

В каком порядке излагать историю? Традиционно, уже с эпохи Диодора (I в. до н. э.), ее начинают с Египта. То же мы видим и в старом советском учебнике истории древнего мира для 5 класса средних школ. В более новой исторической литературе (Дьяконов, Заблоцка, Васильев) изложение часто начинают с Месопотамии. При этом не всегда высказывается, но часто подразумевается, что именно там и «начинается история» (ср. заголовок книги Крамера «В начале был Шумер»). Разуму свойственно пытаться свести все к единому источнику, а первыми «вавилоноцентристами» были уже авторы Библии, создавшие рассказ о Вавилонской башне (Быт. 11). Мы придерживаемся мнения, что различные цивилизации возникают независимо друг от друга, хотя вскоре и подвергаются взаимным влияниям. Поэтому мы предпочитаем формальный «географический» принцип изложения истории цивилизации – с запада на восток. Вначале мы будем излагать историю цивилизаций Старого света, затем – Нового, что тоже довольно условно. Преимуществом такого подхода является то, что для каждой цивилизации в таком случае находится соответствующее место во времени (по оси времени) и в пространстве (по линии запад-восток, начиная с Гринвича). В 3 тыс. наиболее западной цивилизацией была египетская, поэтому с нее и начнем.

§ 8. Мифическая и реальная история Египта Раннего царства

Уже древнегреческие историки (Геродот, Диодор) оставили описание истории Египта. Они сохранили имена наиболее известных царей, однако, наряду с реальными фактами, в их описаниях содержались различные мифические истории, а в последовательности царствований были допущены анахронизмы. Сохранилось, хотя и неполностью, также написанное по-гречески сочинение египетского жреца и историка Манефона (около 300 г. дон. э.), в котором история Египта разделялась на 3 томоса и 31 династию. В списке перечислялись имена царей и называлось количество лет их правления, иногда давались краткие сообщения о них. Отрывки из Манефона сохранились у раннехристианских историков – Секста Юлия Африкана, Варвара, Евсевия, в них содержатся противоречия в именах царей и количестве лет их правления. Манефону приписывалась также книга «Сотис», носящая следы христианской правки. Дошла и хронология царей Фив (Псевдо-Эратосфен). Мы считаем более достоверным текстологически список Африкана, хотя уже и в нем есть неточности. Подобный список царей существовал уже во времена Геродота, о чем свидетельствует его упоминание о 341 царе Египта, правивших до персов, что близко к Манефону в версии Африкана (343 царя). Существуют также иероглифические египетские списки царей и погодные записи об их деятельности – «Палермкий камень», «Туринский папирус», «Таблици из Саккары», «Царские списки» Нового царства и т. д., однако их использование затрудняется тем, что каждый правитель имел в своей титулатуре по нескольку имен (до 5), поэтому идентификация отдельных царей оказывается весьма трудной.

По Манефону, вначале правят 7 богов, начиная с Гефеста (Птаха), затем 9 полубогов, начиная с Хора. Диодор приписывал Исиде изобретение земледелия, Тоту – письменности и государственного устройства, Осирису – завоевание всего мира.

Возможно, что начало правления богов (у Африкана – 6963 г.) изначально связывалось с началом цикла Сириуса в 7162 г., правление полубогов начиналось в 5900 г., а 1 династия Менеса – в 5688 г. (очевидно, изначально в 5702 г. – начало нового цикла Сотис). В т. н. «Старой хронике» начало правления богов относят к 6710 г., что также достаточно близко к апокатастису 7162 г. В. В. Струве в своей реконструкции текста Манефона (Манефон и его время. Л. 1927) опирался на болюю позднюю дату цикла Сириуса – 4242 г.

Тем не менее, столь раннее начало государственности в Египте не соответствует археологическим данным. Как уже отмечалось выше, в 4 тыс. Египет находится на стадии «предцивилизации», которую, при желании, можно сопоставить с правлением божественных династий. Поэтому начало 1 династии приходится переносить в конец 4 – начало 3 тыс., тем более что археологические данные показывают, что герзейская культура в Египте существовала одновременно с поздним периодом культуры Джемдет-Наср в Месопотамии, об этом свидетельствуют обнаруженный и в Египте, и в Месопотамии мотив переплетающихся змей, изображения лодок с высокой кормой, «владыки зверей» на нноже из Джебель-эль-Арака и печати из Джемдет-Насра, найденные среди инвентаря в захоронениях герзейской культуры. Трудно сказать, шла ли речь о вторжении новых племен или о культурной диффузии, во всяком случае, следы месопотамского влияния в Египте вскоре исчезают.

На страницу:
3 из 5