Полная версия
Хроники аномальных явлений. Записки думающего наблюдателя (том 1)
Наличие у аномального явления под названием «полтергейст» психофизической компоненты позволяет с большим пониманием отнестись к такому эффекту, как полтергейстный психотеррор. Чаще всего характер психотеррора приобретают голосовые полтергейсты. Здесь следует пояснить, что голосовые полтергейсты – это не те явления, которые в современной психиатрии принято причислять к психическим болезням – так называемые «голоса»). Полтергейстные «голоса ниоткуда» могут быть слышны не только человеку – жертве такой напасти, но и другим обитателям его жилища (если полтергейст разыгрался в домашних условиях), и случайным прохожим, и даже представителям органов охраны правопорядка. Что характерно, источник этого «голоса ниоткуда» обладает достаточной осведомленностью о делах всех тех, кто попадает в эпицентр голосового полтергейста, и не обладает достаточной скромностью, чтобы умолчать о некоторых деталях этих дел – личные и даже интимные подробности выносятся на публику. Но иногда (и вышеприведенные случаи это хорошо показывают) характер полтергейстного психотеррора приобретают и обычные полтергейсты, тогда он выражается в причинении физических неприятностей человеку (уколы, щипки, удары, избирательное бросание в человека предметов и другие формы издевательства).
При любом полтергейсте рекомендуется прежде всего воздерживаться от мысленной и словесной агрессии в адрес предполагаемого источника полтергейста, так как отмечались случаи ответной агрессии и усиления полтергейстных явлений. Иногда агрессия человека (даже выраженная мысленно) приводила к тому, что вялотекущий спокойный полтергейстный процесс становился активным, более того, агрессивным.
Кроме того, присущие полтергейсту характерные особенности позволяют с большой долей уверенности считать, что так называемые телепатические контакты есть не что иное, как одна из разновидностей полтергейста.
Нейтрализация полтергейста
Прежде, чем выбирать метод нейтрализации полтергейста, необходимо провести точный учет событий, происходящих «внутри» полтергейстного процесса. В это время фиксируются характер события, время его возникновения, участники или очевидцы события и другие детали, позволяющие уточнить механизм явления, установить, имеется ли фокальное лицо или предмет. Точное наблюдение за полтергейстными явлениями и поиск возможных естественных механизмов их происхождения поможет установить, действительно ли с аномальным явлением вы имеете дело, или же это явление имеет совершенно реальную естественную причину (например, щелчки от рассыхающихся обоев – это не полтергейст). Если же установлено, что это полтергейст, и ничто иное, то нужно постараться выбрать именно те методы, которые помогут его нейтрализовать.
С сожалением нужно отметить, что не обнаружено пока такого метода нейтрализации полтергейста, который стопроцентно помогал бы избавиться от этой досады. Но некоторые рекомендации все-таки можно дать.
Прежде всего, необходимо позаботиться о восстановлении физического здоровья и душевного спокойствия обитателей места происшествия. Здесь не противопоказаны и целебные травы, и физиотерапевтические процедуры, и временная смена места жительства. Если же есть основания предполагать, что причиной полтергейста стали действия неких третьих лиц, то целесообразно прежде всего поискать и избавиться от фокальных предметов.
Во-вторых (и особенно часто это помогает, когда полтергейст инициирован нестабильными энергетическими полями на геопатогенных зонах), надо сделать вокруг места происшествия замкнутый контур из медной проволоки, заземлив его хотя бы через зачищенный участок батареи центрального отопления.
Кроме этого, желательно изменить геометрию и цветовую гамму помещения, сделав ремонт и перестановку мебели – этот способ помогает почти всегда.
Из доступных средств можно порекомендовать установку трубчатых или сотовых структур. В качестве таковых в народе использовались все доступные подручные средства – снопы сжатой соломы, засушенные цветы чертополоха, воскурение некоторых сильно пахнущих смол (сосновой, ладана, пихтового масла и др.)
Примерно в 10—15 процентах всех случаев помогает традиционное церковное освящение помещения с соблюдением всех ритуалов, но есть также и случаи резкого усиления полтергейста после того, как на этом месте побывал служитель церкви.
Но самое главное, что следует знать, это то, что полтергейсты, как правило, явление временное, и подавляющая их часть заканчивается самопроизвольно через некоторое время.
Хроники тольяттинских полтергейстов
А теперь – то, что происходит не в стародавние времена, а сегодня и сейчас, рядом с нами.
Первая заметка о полтергейстном процессе в нашем городе появилась в 1990 году в газете «Площадь Свободы». Вот как это было.
Долгими осенними ночами 1990 года сторожа одного из вазовских подразделений стали замечать странные вещи. В стены охраняемого ими помещения как будто кто-то изредка, но довольно сильно стучал. Удары эти были разными по силе, что само по себе не объясняло их происхождения. Дело в том, что помещение это, находившееся на северной стороне ВА3а, стоит одиноко, смежных стен с другими зданиями у него нет. Предполагая, что кто-то из людей может так странно «шутить», охранявшие здание люди неоднократно выходили на улицу и осматривали его снаружи. Осмотр показывал, что прохожих вокруг и в помине не было. Да если бы только стуки в стены – их еще можно было бы как-то объяснить. Но положение осложнялось тем. Что на крыше этого одноэтажного здания кто-то как будто устраивал «пешне прогулки»: топал и шаркал так, словно там действительно прохаживалась целая толпа. Осмотр крыши (а сделать его было легко, поскольку здание одноэтажное) и окружающей территории показывал, что никаких физических лиц, могущих производить подобные действия, рядом опять же не было.
Эта история продолжалась около полугода, к ней постепенно стали привыкать, на стуки уже почти не обращали внимания, и все было бы хорошо. Если бы события не стали развиваться дальше.
В очередную ночь сторож, находившийся на дежурстве, отметил, что самопроизвольно включилась вентиляция в одном из цехов, освещение и фары у трактора в гараже. Отмечалось также выключение телевизора из сети без участия находившегося рядом человека. Такое самоуправство сторожам надоело, и один из них, обладающий экстрасенсорными способностями, решил своими методами обнаружить причину происходящих событий. Заступив на дежурство, он обошел все помещения охраняемого им здания – все было в порядке. Затем, сосредоточившись, начал мысленно лоцировать внутреннее пространство здания. Сначала все было спокойно, он не ощущал постороннего присутствия. Но когда он направил луч своего «локатора» в тот зал, где в последнее время происходили самые активные события, его мысленному взгляду предстали два странных существа – человекоподобные, только серого цвета, ростом 1,2–1,3 м. Более точно их внешность описать затруднительно. Равно как и подтвердить факт их существования (в отличие от полтергейстных происшествий).
Дальше события приняли самый неожиданный оборот. Перед находившимся в состоянии сосредоточения человеком возникла воронка, раструбом обращенная вниз, а конец ее, изгибаясь, уходил куда-то вверх в пространство. Переместившись, воронка оказалась широкой своей стороной прямо над головой у этого человека и, как пылесос, стала затягивать его в себя. Ощущение притяжения было чисто физическим – у него волосы в прямом смысле встали дыбом, и рубашка поползла па телу вверх. Интуитивно почувствовав, каким образом можно прекратить это явление, сторож несколько раз выстрелил вверх, в раструб воронки. По идее, следы от пуль должны были остаться на потолке, над тем местом, где он сидел, хотя бы потому, что искры от ударов пуль о бетонную плиту он видел именно там, где воронка уходила в потолок. Но при последующем осмотре их там не оказалось.
Прием помог, и воронка исчезла. Самих пуль, как и следов от них, нигде не было, хотя гильзы нашлись на полу все до одной. После событий этой ночи обстановка в этом здании вернулась на прежний, относительно спокойный уровень.
Так в чем же заключалась причина этого полтергейста? Тогда этого не удалось не только понять, но даже и сделать какие-то предположения. Однако интерес к событиям, выходящим за рамки общепринятого мировоззрения, был настолько велик, что даже в официальной городской газете «За коммунизм» появилась статья «Барабашка… в Тольятти». Слово ее автору, Валерию Лисачеву, который вместе с нами беседовал с хозяйкой квартиры, в которой поселился «шумный дух», удивлялся и пытался найти причину всего случившегося.
«Конец просвещенного двадцатого века. Казалось бы, со всеми суевериями и предрассудками покончено навсегда, и вдруг какая-то чертовщина. Да не единичный случай, а поток самых невероятных сообщений из разных мест. Явления, прямо скажем, из ряда вон выходящие: летают предметы, меняя самым противоестественным образом траекторию, из стен вырывается поток огня, откуда-то падают записки с угрозами жильцам квартиры, слышатся стуки и голоса… все эти явления для общности теперь называют старинным немецким словом «Полтергейст» – «шумный дух»…
Нечто похожее происходит сейчас и у нас в Тольятти. Смею заверить, это не досужие вымыслы: явление, происходящее в квартире одной женщины, официально зарегистрировано и наблюдается специалистами по полтергейсту.
По известным причинам я не называю подлинного имени женщины, которая живет на Московском проспекте.
– Летом 1983 года, разменявшись с мужем, я переехала в эту двухкомнатную, – рассказывает Надежда Николаевна. – Чудеса начались в первую же ночь. Мы с восемнадцатилетней дочерью расположились на ночь в разных комнатах, некоторое время переговаривались. И вдруг услышали: кто-то неторопливо разгуливает из комнаты в комнату, царапая по полу ногтями. Дочь мне: «Мама, ты слышишь?» – «Слышу, Томочка». Я почему-то сразу решила, что это что-то сверхъестественное, но, чтобы не пугать дочь, наигранно-спокойным тоном ответила: «Я думаю, что это крыса». Зажгли свет, но так и не спали до утра.
Вскоре Тамара вышла замуж, и Надежда Николаевна стала жить одна. Вечерами она замечала, что у нее возникает ощущение, будто за ней кто-то наблюдает. А когда Надежда Николаевна открывала книгу, ей казалось, что этот «кто-то», стоя у нее за спиной, тоже интересуется содержанием книги. При этом раздавался легкий треск.
– Иногда поражал звук, идущий от раскрытого зонта, – говорит Надежда Николаевна. – Порой проходило несколько часов, как я оставляла сушиться раскрытый зонт, и вдруг ни с того, ни с сего раздавался громкий стук сбегающих с него крупных капель. Это стало происходить и днем, и ночью (Прим. – мы проверяли всю квартиру, но возможные реальные источники подобных звуков так и не были обнаружены). Я внимательно рассматривала зонт и пол: совершенно сухо. Было ощущение, что со мною как бы играли, проверяя мою реакцию на происходящее.
Однажды, едва легла спать, за телевизором раздались невнятные звуки, возня. Меня обуял ужас, я мысленно обратилась с мольбой к небесным силам защитить меня. Повернуться и посмотреть в сторону телевизора – что же там происходило, – не хватило духу.
Затем проявления полтергейста в квартире Надежды Николаевны почти прекратились. Хозяйка квартиры уже думала, что шумный дух если не исчез вовсе, то, во всяком случае, очень присмирел и стал вести себя вполне прилично.
– Но в июне прошлого года, накануне моего отъезда на курорт, во внутреннюю стену, между кухней и большой комнатой, раздались два стука, – продолжала свой рассказ Надежда Николаевна. – Меня о чем-то «предупреждали». Затем вечером стали монотонно беспрерывно стучать в дверь туалета. Я уехала на курорт, где иногда думала: как мне жить в такой квартире?
Возвратившись, двое суток жила спокойно. Я уже надеялась, что мой Барабашка исчез, но не тут-то было. Стук в стену возобновился.
Затем заметила, что, когда я раздевалась в ванной, звуки замирали. Возникло ощущение, что за мной подсматривают…
– Однажды я отважилась поговорить с «ним» и заметила, что эта некая сущность прислушивается, прекращает стучать, – отметила Надежда Николаевна. Тогда я обратилась к нему с такой мольбой: «Барабашечка, ну чего ты так сильно стучишь? Зачем пугаешь? Я очень тебя прошу – стучи потише». Я была поражена: с той поры барабашка переменил поведение – стучал только по утрам и недолго. Иногда устанавливалась тишина на целые сутки. Как-то я даже спросила: «Барабашка, ты где?» Постучи мне». Иногда отвечал, иногда – нет. Я чувствовала, что характер у него довольно независимый. Повелевать им невозможно, можно только хорошо попросить, а дальше – как он сочтет нужным.
Приветствовал меня непродолжительным стуком, когда возвращалась с работы. Заметила, что ему нравится, если говорят с ним или о нем. Если я, занятая своими мыслями или работой на кухне, не обращаю на его стук внимания – может стучать целый час. Но как только заговоришь с ним, – постучит еще немного и успокоится.
Казалось бы, в отношениях между «хозяином» квартиры и ее постоялицей установился мир. Но однажды ночью раздался взрыв на балконе (Прим. – конечно, взрыва не было, был только пугающий звук). Через несколько дней сильно затрещал выключенный полчаса назад телевизор. Надежда Николаевна увидела на экране светящийся «огонек» размером с пятикопеечную монету, который горел до рассвета. Оказалось впоследствии, что таким образом Барабашка предупреждал ее о возможности пожара из-за неисправностей в электропроводке.
Временами на стене над диваном возникало свечение – круг диаметром 12 сантиметров, затем стал светиться ковер. В моменты сильной активности «шумного духа» ковер «горел» ярким пламенем. Находящиеся вблизи него ощущают сильную головную боль, «звенит» в ушах, мысли путаются…
– Как-то остались ночевать дочь с внучкой, – вспоминает Надежда Николаевна, – мне стало душно, и я приоткрыла балконную дверь. И вдруг стало сильно трещать. Я спросила: «Чего тебе надо, почему ты трещишь?» Треск не умолкает. И тогда я поняла, что он будет беспокоиться до тех пор, пока я не закрою балконную дверь: на подоконнике, рядом с дверью, стоят цветы, температура на улице минусовая. Цветы, очевидно, издают сигнал, и Барабашка их пожалел. Закрыла дверь, и наступила тишина.
У Надежды Николаевны с Барабашкой установился своеобразный диалог посредством прямых вопросов со стороны женщины и кратких стуков в ответ: если «да» – то два стука, если «нет» – один. И так продолжалось до тех пор, пока Надежда Николаевна не спросила: «Ты желаешь мне добра или зла?» Барабашка ничего не ответил, и больше доверительного диалога не получалось.
После этого самочувствие Надежды Николаевны стало ухудшаться, а тем временем Барабашка стал издавать разные звуки в ванной, трещать, словно что-то рушится.
Специалист по полтергейсту Владимир Бондарев несколько раз ночевал в доме Надежды Николаевны. Он рассказывает:
– В первый вечер хозяйка квартиры пригласила меня пить чай. Только разлили его по чашкам, как кто-то начал стучать снизу по столешнице.
Глубокой ночью, как ни старался не спать, все же задремал и проснулся от шороха. Было впечатление, будто кто-то волочит по полу ворох бумаги.
Я встал, затем подошел к проему в дверях и увидел в темноте, в зеркале напротив, отражение своего, как я вначале подумал, силуэта. Но, когда я поднял руку и помахал ею, чтобы удостовериться, что и отражаемый в зеркале силуэт делает то же самое, – оторопел: силуэт в зеркале был недвижим. Я наклонился, продолжая вести наблюдение. Силуэт стоял как вкопанный. Вот тогда-то мне, признаться, стало не по себе. Я включил свет…»
Полтергейст в этой квартире постепенно затих. Но на этом современная история полтергейстов в Тольятти вовсе не закончилась. Не прошло и нескольких месяцев, как вспыхнул еще более сильный полтергейстный процесс. Замечателен он был еще и тем, что локализовался в одной из средних школ Автозаводского района.
Я – не «домовой», я – «школьный»…
Начало лета 1991 года. Закончился учебный год, школьники с удовольствием предвкушали каникулы, уставшие учителя мечтали об отпуске. И только одна школа была озабочена совсем другими событиями – в школе начался полтергейст.
Прежде всего с необычными явлениями столкнулись школьники. Например, в классе во время предэкзаменационной консультации могли дружно взлететь в воздух горшки с цветами, а потом плавно опуститься на место. Или, направляясь к актовому залу, чтобы начать репетицию к праздничному вечеру, ребята видели, как дверь перед ними сама собой захлопывается, а торчащий в ней ключ поворачивается в замочной скважине.
Что еще происходило? В закрытом на замок актовом зале сдвигались все стулья (тяжелые сами по себе, да еще сбитые по четыре штуки в ряд), опять-таки в запертом зале сам собой включался свет и цветомузыкальная установка. Особенно любил полтергейст баловаться с ультрафиолетовыми лампами. Ну, и еще всякие мелочи вроде холодных дуновений в закрытых помещениях, где сквозняков быть, по идее, не должно…
Когда предел удивления был достигнут, школьники решились пожаловаться директору школы. Какая, вы думаете, была реакция на рассказ? Конечно! «Не говорите ерунду, ничего такого нет и быть не может!» И вот в этот самый момент вынесения вердикта «нечто» взяло и толкнуло директрису прямо в сторону стайки ребят, стоявших рядом. Такой аргумент оказался весьма убедительным…
По стечению обстоятельств, один из педагогов этой школы Владимир Бондарев (тот самый, упомянутый в статье В. Лисачева) был членом нашей исследовательской группы. Он-то и помог организовать наблюдения. Для наблюдений было выбрано ночное время, когда в школе оставался только сторож. Это нужно было и еще в силу одной причины – чтобы не создавать дополнительный ажиотаж среди школьников и тем самым не активизировать полтергейст (такое влияние отмечено не раз).
Помня об опыте московского «барабашки» и полтергейста в квартире Надежды Николаевны, мы пытались по такому же принципу организовать диалог с тем «нечто» или «некто», который был причиной полтергейстных событий в этой школе. Но нас постигла неудача – «поговорить» не удалось.
Надо сказать, что никаких особых методических наработок по изучению полтергейстных явлений у нас на тот момент времени еще не было (прошло чуть более года со времени создания группы). Поэтому приходилось изобретать на ходу и пользоваться подручными средствами. Фотографирование в различных режимах и с различными фильтрами результатов не дало, «ловушек» в виде дорожек из талька и натянутых нитей полтергейст также благополучно избежал. В ход пошли и иные приемы из прочитанных на досуге детективов, и элементарные логические рассуждения.
Скажем, если этот Некто обладает такой физической силой, что способен «уронить» человека или включить свет, то не оставит ли он отпечаток своей руки (или того, чем он воздействовал на выключатели) на тонком слое пластилина? Во время очередного дежурства кнопки в актовом зале (а именно его облюбовал полтергейст) были соответствующим образом обработаны, зал опечатан. Несколько экспериментов прошли безрезультатно – опечатанный зал примерно через час вскрывали, свет горел, но пластилин оставался нетронутым. Но один раз это «нечто» все-таки оставило след! Тонкий слой пластилина на нужной кнопке был прочерчен до пластмассы неровной линией. Конечно, это был не отпечаток пальца с дактилоскопическими линиями, но не лишним будет напоминать, что в опечатанном зале в тот момент времени никого не было…
Один из экспериментов показал, что школьный «шумный дух» обладает способностью не только закрывать двери на ключ, но и открывать. Перед очередным экспериментом, точно зафиксировав положение всех предметов в зале и тщательно проверив, чтобы там не спрятался никто посторонний (проверили и кулисы, и подсобное помещение, в котором хранилась музыкальная аппаратура и кое-какая хозяйственная мелочь), собственноручно закрыв все окна и входную дверь (снаружи и на ключ), мы оставили зал в тишине и темноте на очередной час дежурства. Сразу скажу, что даже несмотря на все эти проверки, вход в зал всегда был у нас под наблюдением, так что проникнуть туда незамеченным не мог никто. Разве что «шумный дух»…
Час прошел. Открыв дверь, начинаем осмотр в надежде обнаружить следы активности полтергейста. Внимание привлек достаточно сильный ветерок, который на полтергейст уж никак не спишешь… Оказалось, что наполовину открыта одна из оконных фрамуг. А открыть ее можно было только изнутри… А в зале никого не было.
Ну что ж, занесли событие в протокол наблюдений, задвинули опять оконную щеколду, зафиксировали положение зального имущества, опечатали в который уже раз актовый зал и удалились на очередной час. Следующий осмотр показал такое, что даже нам стало жутковато. Из зала исчез стол весьма внушительных размеров. Осмотрели все, но стола нигде не было. Оставалось только одно место в пределах этого помещения, куда никто еще не заглядывал – подсобка. Из нее было два выхода: один через прорезанный в полу самой подсобки и закрытый крышкой узкий люк и почти вертикальную лестницу – но по размерам стол туда, ну, никак не мог пролезть, разве что в распиленном виде… И второй выход был в окно, которое располагалось практически под потолком этого зала. Но к нему не было никаких лестниц, да и закрыто оно было двумя створками ставней, заложенными изнутри толстым деревянным бруском. Поскольку никакая логика не могла бы привести к заключению о том, что стол находится в подсобке, мы и обратили на нее внимание в самую последую очередь. Однако оказалось, что стол там и находится. И ставни закрыты изнутри все тем же деревянным бруском. Да еще одна ножка стола придавила люк, закрывавший второй выход, так, что открыть подсобку удалось, только изрядно попотев.
На прежнее место стол возвращали по приставной лестнице силами четырех мужчин – троих наших и еще школьного сторожа, который в ту ночь получил, думаю, незабываемые впечатления.
Пытаясь нащупать причину начала полтергейстных событий, мы опрашивали школьников. Интересовало все: были ли крупные конфликты до начала изучаемых нами событий, или какие-то иные ЧП, не замечены ли подобные происшествия раньше? ЧП действительно было – месяца за два до этого трагически погиб один из старшеклассников, один из признанных школьных лидеров, да еще и ведущий школьных дискотек. Связь между этим несчастным случаем и началом полтергейста ни доказать, ни проверить на тот момент было невозможно, но все же мы решили попробовать способ, о котором случайно услышали от кого-то из столичных коллег, основанный на принципе «Феномена электронного голоса». Суть его заключается в использовании возможностей современной записывающей аппаратуры, чувствительность которой к воздействию несколько больше, чем чувствительность человеческого уха, что позволяет улавливать и переводить в разряд слышимых крайне слабые звуки, которые находятся за физиологическими пределами слышимости. А мировоззренческое основание для изучения ФЭГ пришло из глубокой древности, и заключается оно в представлениях о том, что биологическое тело человека – это лишь временное пристанище, своего рода «сосуд» для той субстанции, которая хранит в себе человеческую личность и называется душой.
Примечание к теме: официально «феномен электронного голоса» был открыт шведским искусствоведом и кинорежиссёром Фридрихом Юргенсоном летом 1959 года. Как и всё великое, это явление было открыто случайно. Наслаждаясь уединением на природе, записав пару кассет с птичьими голосами, Юргенсон решил их на досуге прослушать. Его удивлению не было конца, когда среди свиста и чириканья он различил чей-то навязчивый шёпот. Мужской голос читал лекцию на норвежском языке об особенностях птичьего пения (Юргенсон разбирался не только в норвежском языке, но и в радиотехнике.) Так как во время прогулки он не встретил ни одной живой души, то поначалу он решил, что его маленький переносной магнитофон случайно поймал и записал передачу какой-то из соседних радиостанций. Такое явление бывает, когда чувствительные предметы бытовой музыкальной аппаратуры: проигрыватели, магнитофоны, а порой и другие электроприборы, ловят и воспроизводят сигнал близлежащей радиостанции. Чтобы подтвердить свою догадку, Юргенсон проверил транслируемые в тот день программы. Но ни одна из станций, вещающих на норвежском языке, ничего подобного в эфир не передавала. Так начался период экспериментов, давший ряд новых записей. На базе данных многолетней работы им была написана книга «Радиосвязь с запредельным миром» – первая в этой области.
Почему бы не предположить, что в ночной тишине школьного зала не звучат какие-то, не слышимые нами, звуки? Может быть этот Некто хочет что-то сказать людям, но не может – слишком тих для нас его голос?
Время для эксперимента было выбрано самое беззвучное – три часа ночи. Ночной город спал, а в школьном зале был включен на запись магнитофон. Рядом безмолвно сидел наш наблюдатель, который фиксировал с точностью до минут и секунд каждый доносившийся с улицы звук. Вот проехала машина… Вот спросонья каркнула ворона…