bannerbanner
Москва православная. Все храмы и часовни
Москва православная. Все храмы и часовни

Полная версия

Москва православная. Все храмы и часовни

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Благовещения Пресвятой Богородицы при Гренадерском саперном батальоне церковь (уничтожена).

Храм освятили 27 октября 1906 г. при казармах Гренадерского саперного батальона (5-я Сокольническая улица). Четырехугольный одноглавый храм имел форму длинного зала, вмещавшего около тысячи молящихся. В мраморном иконостасе находились 24 иконы в металлических медальонах. Царские врата, северные и южные двери сверкали бронзовыми литыми украшениями. Офицеры и солдаты особо чтили две иконы Божьей Матери – привезенную со Святой горы Афон и писанную на полотне с образа из Владимирского собора в Киеве.

После Октябрьской революции 1917 г. Благовещенский храм стал приходским, и при нем образовалась община верующих. В 1926 г. он был закрыт и передан под клуб 1-го полка связи. Судьба церковного имущества храма неизвестна. В советские годы храм был обезглавлен, верх колокольни сломан. Помещение бывшего храма военные до сих пор используют для своих нужд (Матросская Тишина улица, дом № 10).


Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе в Кремле церковь (уничтожена).

Издревле в Кремле, между Тайницкими воротами и Водовзводной башней существовал Житный царский двор, где хранились запасы зерна. Житницы примыкали к безымянной башне-темнице, куда, по преданию, во времена царя Ивана IV Грозного заточили оклеветанного воеводу.



С верою в милосердие Божие проводил он все время в молитвах, и в одну из ночей ему явилась Пресвятая Богородица с советом – просить царя о даровании ему свободы. Но лишь после повторного видения несчастный уверовал в заботу о нем Пресвятой Девы и внял Ее словам. Стражникам, что должны были доставить воеводу к царю, была явлена на стене башни икона Благовещение Пресвятой Богородицы. Узнав об этом, Иван Грозный отпустил воеводу на свободу, а при явившемся образе велел устроить деревянную часовню. В 1731 г. ее заменили на каменную Благовещенскую церковь. Через шесть лет церковь сильно пострадала от пожара, осталась невредимой лишь явленная икона, для которой в 1742 г. изготовили новую серебряную ризу. В 1816 г. по распоряжению московского архиепископа Августина из упраздненной церкви Иоанна Милостивого в Кисловке в Благовещенский храм на Житном дворе перенесли медный позолоченный ковчег, в который был вложен золотой ковчежец с частицей мощей от главы святителя Иоанна Милостивого. В середине XIX века графом Д.Н. Шереметевым, купцами Грачевыми и Зуреевыми храму были подарены замечательные по живописи иконы святителя Димитрия Ростовского, преподобного Сергия Радонежского и другие. А дмитровский купец И.Н. Короваев пожертвовал большое деревянное распятие, сделанное по образцу находящегося в городском соборе Дмитрова. Среди достопамятных святынь находилась и Тихвинская икона Божией Матери, риза которой, по преданию, была исполнена собственноручно императрицей Анной Ивановной, и особо чтимая икона Божьей Матери «Нечаянная Радость», писанная на стене при входе и украшенная в 1888 г. медной вызолоченной сенью.



В 1891–1892 гг. безымянную башню (бывшую темницу) отремонтировали, соединили с храмом и перенесли в нее из трапезной придел святителя Иоанна Милостивого, который был задуман на новом месте как своеобразный памятник чудесному спасению от покушений на императоров Александра III и Николая II. Стены расписал по древним образцам Успенского собора во Владимире художник Л.И. Парилов. В куполе над алтарем была изображена коленопреклоненно молящаяся Божия Матерь с омофором в руках, на западной стене – Великого Совета Ангел с многочисленным сонмом святых, соименных жертвователям по устройству придела. На южной стене – изведение ангелом из темницы апостола Петра, и рядом был помещен рассказ о чудесном явлении воеводе Богоматери. В изящном иконостасе итальянского мрамора с Царскими вратами, обложенными по кипарису вызолоченной медью (архитектор Н.А. Вознесенский), поместили образы святых, тезоименных семье императора Александра III, и святых, чья память празднуется 17 октября (день чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе 1888 г.). В специальный киот возле иконостаса поместили образ святителя Николая (художник Чистяков), в память о спасении, как гласила надпись, наследника престола Николая Александровича от покушения 19 апреля 1891 г. в Японии. Мемориальный характер носили и установленные около солеи две изящные хоругви, сделанные в мастерской И.П. Хлебникова. Освящение новоустроенного придела состоялось в ноябре 1892 г., а спустя два года обновили весь храм.



Закрыли Благовещенскую церковь на Житном дворе, как и другие кремлевские храмы, в 1918–1919 гг., а уничтожили в 1932 г., не тронув лишь безымянную башню, но лишив ее внутреннего благолепия.


Благовещения Пресвятой Богородицы в Златоустовском монастыре церковь (уничтожена).

Первое упоминание о монастыре во имя Иоанна Златоуста на московском посаде относится к 1412 г. К началу XX века в нем в окрестностях Златоустовских переулков существовало четыре храма (разрушены в 1933–1934 гг.). Благовещенская церковь выстроена по желанию и тщанием знаменитого адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина, сподвижника Петра I, над могилами своих родственников, чьей усыпальницей был Златоустовский монастырь.



До начала 1930-х годов в ней сохранялись надгробия П.Н. Апраксина († 1635), К.Н. Апраксина († 1636), В.П. Апраксина († 1654), М.В. Апраксина († 1668) и других. В 1728 г. в подклете храма был похоронен и сам его устроитель. Перед празднованием в 1914 г. 200-летия победы в Гангутском морском сражении, в котором принимал участие Ф.М. Апраксин, его надгробие и склеп были отреставрированы по проекту архитектора С.К. Родионова.




В 1920-х годах на первом этаже церковного здания разместили склад ОГПУ и семьи рабочих; на втором этаже до конца 1920-х годов проживало пятеро монахов, в подклете же, среди белокаменных саркофагов устроили столярную мастерскую. Храм уничтожили вместе с другими постройками обители.


Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле собор (Благовещенский собор) (Соборная площадь).

Благовещенский собор считался домовым храмом московских великих князей, и в документах XV–XVII веков его именовали «у великого государя на Верху» или «на сенех», так как он был соединен переходом с государевыми палатами. Настоятель Благовещенского собора был духовником царя и царской семьи.

Первоначальный храм был возведен на этом месте в 1395 г. В 1416 г. он пострадал от пожара, а в 1475 г. был перестроен. В 1484–1489 гг. новое здание на старом, семиметровом подклете выстроили псковские мастера. Первоначально четырехстолпный Благовещенский собор имел три главы и был окружен со всех сторон открытыми галереями-папертями. Освятил церковь 9 августа 1489 г. митрополит Геронтий. Во время пожара 1547 г., как и другие кремлевские храмы, Благовещенский собор сильно пострадал. В 1552–1564 гг. собор восстановили, галереи перекрыли сводами, над которыми поставили четыре главки, обозначавшие место приделов, над центральной частью возвели еще две главы. В результате этой перестройки собор стал девятиглавым. Четыре угловые придела, соединявшиеся между собой террасами, освятили в честь Собора архангела Гавриила, Входа Господня в Иерусалим, Собора Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия Победоносца. Вероятно, посвящение приделов было связано с известными государственными событиями XVI века – венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, взятием Полоцка… В 1570-е гг. с юго-восточной стороны пристроили белокаменное резное крыльцо. По преданию, один из приделов стал личной молельной царя Ивана IV Грозного, на которого после четвертой женитьбы церковный собор наложил наказание – запретив присутствовать на церковной службе.

В 1812 г. наполеоновские солдаты превратили собор в казарму. Долгие годы после этого исправляли последствия разорения храма. Победа в Отечественной войне 1812 года была отмечена устройством придела благоверного князя Александра Невского. Последний придел – святителя Николая – создали в 1836 г. в южной паперти. В его иконостасе поместили храмовую икону святителя Николая, сопутствовавшую царю Ивану Грозному в его походе на Казань. В 1840-е гг. собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлевского дворца. В 1863 г. начали реставрировать крышу, колонны, окна, восстанавливать стенную живопись XVI века.

В соборе сохранился старинный иконостас. Иконы его пяти ярусов относятся, в основном, к XIV–XVI векам. Огромную духовную и художественную ценность представляют образа деисусного чина, большинство которых приписывалось Феофану Греку («Спас в силах», «Божия Матерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст»), а две иконы – «Архангел Михаил» и «Апостол Петр» – Андрею Рублеву. Семь икон праздничного чина также считали творениями великого русского иконописца. Но исследования последних лет говорят о возможном появлении этих икон в соборе после пожара 1547 г. Также после этого времени написаны псковскими мастерами иконы пророческого чина, а праотеческого чина – частью в XVI–XVII веках, частью в XIX веке. Великие святыни находятся и в нижнем местном ряду иконостаса: иконы Божией Матери Тихвинская и Смоленская, «Спас на Престоле», «Спас Смоленский» и другие. Каждая из этих старинных икон имеет свою историю, связанную с историческими событиями XIV–XVI веков. Две главнейших святыни храма – чудотворные иконы «Всемилостивый Спас» (1337 г.) и «Донская икона Божией Матери» (1392 г.), написанная Феофаном Греком, также происходящие из местного ряда иконостаса, – в настоящее время находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Из существовавших до 1917 г. шести приделов сохранились иконостасы лишь трех: Собора Пресвятой Богородицы, Собора архангела Гавриила и Входа Господня в Иерусалим. Пол в храме выстлан квадратными и прямоугольными плитками из агатовидной яшмы, привезенной по приказанию царя Ивана IV Грозного из собора Ростова Великого.



Роспись стен собора, выполненная сыном прославленного живописца XV в. Дионисия, Феодосием и его помощниками, а затем поновлявшаяся другими мастерами, иллюстрирует идею объединения Руси в единое государство (святые патроны Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова, Чернигова), приемственность власти Москвы от Константинополя (византийские императоры, киевские, владимирские и московские князья), летопись крепнущего московского княжества (московские князья Даниил Александрович, Дмитрий Донской, Василий I Дмитриевич, Иван III, Василий III). Считается, что Феодосий был автором композиций «Изведение Петра из темницы», «Преполоновение», «Чудо архангела Михаила в Хонех» и «Сорок мучеников севастийских», а также изображений Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Кроме того, в соборе сохранились редкие для русской церковной живописи настенные изображения греческих философов, поэтов и писателей: Платона, Аристотеля, Фукидида, Анахарсиса, Гомера, Вергилия и других. Над каждым из мудрецов античности помещено его имя, а в руках они держат свитки с цитатами из Священного Писания или изречениями из их сочинений. Центром росписи обширных галерей является «Древо Иессеево» – генеалогическое древо Христа.



Во время октябрьских боев в Москве в 1917 г. Благовещенский собор подвергся разрушениям. Снарядом была уничтожена крытая галерея XVI века. В начале 1918 г. собор был закрыт, богатейшее собрание соборной ризницы частью вывезли в Гохран на утилизацию, частью распределили между кремлевскими музеями. В 1930-е гг. уничтожили Красное крыльцо, находившиеся между собором и Грановитой палатой и служившее для торжественных выходов государя. В 1990-е гг. оно было восстановлено. В 1955 г. собор вошел в систему кремлевских музеев и был открыт для посетителей. С 1992 г. в соборе возобновлены праздничные богослужения в день Благовещенья Пресвятой Богородицы. В остальное время он открыт, как музей Московского Кремля.


Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке церковь (Красноармейская улица, дом № 2, строение 2).

Построена в русском стиле в 1844–1847 гг. по проекту видного архитектора и реставратора Ф.Ф. Рихтера на средства А.Д. Нарышкиной. К началу XX века церковь имела три придела – Боголюбской иконы Божией Матери, преподобных Ксенофонта и Марии и их чад Аркадия и Иоанна, праведных Симеона и Анны. В июле 1899 г. освятили верхнюю Благовещенскую церковь. Здание перестраивали в 1904 г. по проекту В.П. Гаврилова – к нижнему храму была сделана пристройка, в которой 29 ноября 1904 г. освятили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери.



Храм закрыли в середине 1930-х годов, сломали купол и верх колокольни, помещение использовали под склад Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1991 г. изуродованное церковное здание вернули общине верующих. Освятили храм в сентябре 1997 г. К 2001 г. были завершены восстановительные и реставрационные работы. Среди святынь храма чтимая икона XVII века «Господь – Вседержитель мира».


Благовещения Пресвятой Богородицы в Старом Ваганькове у Государева двора церковь (уничтожена).

Этот храм был возведен в начале XV в. итальянским зодчим Алевизом Новым. Уже в XVIII в. церковь была закрыта и уничтожена. Сохранилась литография XIX в. с более раннего оригинала, передающая облик этого храма. Церковь имела архитектурные формы, близкие к храмам Св. Трифона в Напрудном и Зачатия Анны, что в Углу. Позднее (в XVI–XVII вв.) была выстроена трапезная, а в XVIII в. – колокольня. В настоящее время на месте этого храма (Староваганьковский переулок, дом № 21) находится жилой дом, на котором установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что в этом доме жил художник В.А. Серов.


Благовещения Пресвятой Богородицы на Тверской церковь (уничтожена).



Время постройки деревянного храма на месте, где сходятся Тверская улица и Благовещенский переулок, неизвестно. Каменная Благовещенская церковь на этом месте была освящена в 1662 г. В первой половине XVIII века были заново отстроены алтарь и купол, сооружен придел преподобных Зосимы и Савватия. Новый каменный храм на прежнем месте появился в 1868 г., с приделами преподобных Зосимы и Савватия и святителя Николая. Среди икон выделялись стариной и искусным письмом: Тихвинская Богоматерь с чудесами, Благовещение Пресвятой Богородицы, Московские святители (все – XVII века), пророк Илия с житием (XVIII век). В храме сохранялись Евангелие XVII века, серебряные богослужебные сосуды середины XVIII века, древние серебряные кресты.

В июле 1929 г. президиум ВЦИК дал разрешение на снос Благовещенской церкви. Большинство церковных святынь поступило в государственные хранилища, а на месте храма выстроили восьмиэтажный дом.


Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине церковь (Лукинская улица, дом № 11, корпус 1).

Первоначально в селе выстроили деревянную Преображенскую церковь, которую в 1736 г. заменили другим деревянным храмом. Ныне существующий каменный храм с одной главой выстроили в формах эклектики в 1844–1854 гг. Настенная живопись 1886 г. частично сохранялась до 1980-х годов. В 1937 г. храм закрыли. Его настоятель протоиерей Димитрий Остроумов был расстрелян. В 1988 г. церковь определили к сносу.

В 1991 г. наполовину разрушенную Благовещенскую церковь вернули верующим. Среди храмовых святынь – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, частицы мощей мучеников Игнатия Богоносца, Ермолая, Трифона, Феодора Стратилата, Евстафия Плакиды, преподобномученицы Евпраксии.


Благовещения Пресвятой Богородицы при 4-й мужской гимназии на Покровке церковь (уничтожена).

Эта гимназия была открыта в 1849 г. в дому Пашкова на Моховой улице, но в 1861 г. уступила это уникальное здание переведенному из Петербурга в Москву Румянцевскому музею. Она переехала на Покровку, в городскую усадьбу Апраксиных-Трубецких (дом № 22), привлекавшую особое внимание москвичей пышными барочными украшениями, оригинальной колоннадой, наличниками с декоративной лепниной, и получившую наименование «Дом-комод».



Домовый гимназический храм занимал одно из помещений верхнего этажа. В резном иконостасе находилось восемнадцать больших и малых икон, часть из них древнего письма и в серебряных ризах. А для старинной иконы «Двенадцать праздников» был сооружен специальный золоченый киот. Из церковных реликвий особо ценились Евангелие 1730 г. с серебряным черневым окладом 1802 г., серебряный потир 1768 г. с финифтяными украшениями, священные сосуды конца XVIII – начала XIX века.

Вскоре после Октябрьской революции 4-ю мужскую гимназии переименовали в 49-ю советскую трудовую школу 2-й ступени. Гимназическую церковь ликвидировали в ноябре 1918 г. Наиболее ценные иконы и церковную утварь передали в находящийся неподалеку храм Воскресения Словущего в Барашах. Дубовый иконостас, храмовую икону Благовещение Пресвятой Богородицы, некоторые предметы церковной утвари передали в церковь села Спасское Коломенского уезда Московской губернии. Здание усадьбы занимали коммунальные квартиры, общежитие студентов Московского института инженеров транспорта (МИИТ), Дом пионеров и школьников Красногвардейского района и другие учреждения; внутри оно было полностью перепланировано.


Благовещения Пресвятой Богородицы в резиденции Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Серебряный бор, 2-я линия, дом № 52).

Этот храм был создан в резиденции Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) в Серебряном бору по инициативе его председателя митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в 1960-е гг.


Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот часовня (уничтожена).

Боголюбская икона Божией Матери находилась с XVIII века на наружной стене Варварских ворот Китай-города и особенно почиталась москвичами. Во время чумы 1771 г. прошла молва об исцелениях от Боголюбской иконы, однако, опасаясь распространения болезни, московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) запретил молебны у образа, что привело к печально известному «чумному бунту».

К 1880 г. специально для почитаемого образа в древней башне Варварских ворот была устроена часовня. Ее выстроил в русском стиле с маленькой главкой и крыльцом архитектор и реставратор Н.В. Никитин, знаток русской церковной старины. Окончание работ приурочили к ежегодному празднованию Боголюбской иконы Божией Матери, проходившему с 17 по 20 июня. Чудотворный образ 20 июня 1880 г. благоговейно внесли в новоустроенную часовню и поставили в иконостас. По окончании молебна на стену башни подняли новонаписанный список с чудотворной иконы и поместили его на том же месте, где ранее находилась древняя святыня. Ежегодно вечером 17 июня совершалось перенесение чудотворной иконы в особый, убранный цветами шатер возле Варварских ворот, где московские архиереи совершали молебствие с чтением акафиста Божией Матери и водосвятием. Толпы молящихся переполняли Варварскую площадь до поздней ночи, а иеромонахи Покровского монастыря, которому принадлежала часовня, беспрерывно служили молебны перед святыней. После трехдневного пребывания в шатре чудотворную икону торжественно возвращали на прежнее место.



Внутри Варварской башни, на третьем этаже к стенам примыкали кельи, а центральная часть была превращена в трапезную. В 1894 г. на список Боголюбской иконы, находившийся на башне, надели новую драгоценную серебряную вызолоченную ризу весом около двух пудов. На чудотворной же была серебряная риза, изготовленная в 1820 г. В часовне находилось еще два списка с чудотворной, другие иконы, 28 серебряных лампад.



Вскоре после Октябрьской революции закрыли Покровский монастырь, которому принадлежала часовня. Саму часовню закрыли в 1923 г. Большинство икон перенесли в расположенный неподалеку Георгиевский храм на Псковской горке. Через некоторое время часовню заняли под склад Оружейной палаты Кремля. Разрушили Варварские ворота с Боголюбской часовней осенью 1933 г. Выходя из станции метро «Китай-город» в подземный переход в сторону Москвы-реки можно увидеть фрагмент белокаменного цоколя разрушенной Варварской башни. Сам же чудотворный Боголюбский образ Божией Матери в настоящее время находится в церкви апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.


Боголюбской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском (Высокопетровском) монастыре церковь (улица Петровка, дом № 28/2).

Строительство этого храма было завершено в 1685 г. Церковь являлась усыпальницей Нарышкиных, боярского и дворянского рода, из которого вышла мать Петра I царица Наталья Кирилловна. Ансамбль пятиглавого храма в яркой стилистике московского (нарышкинского) барокко был нарушен в 1805 г. пристройкой с запада в стиле классицизма. В шестиярусном иконостасе имелось немало икон XVII и XVIII веков. Большие работы по благоустройству храма проводились в 1874–1877 гг. На фронтоне трапезной с лицевой стороны было написано изображение явления Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому, а по сторонам – святителя Митрофана Воронежского и преподобного Сергия Радонежского. Стены внутри храма расписал художник Н. Сушкин. В трапезной, где находились гробницы Нарышкиных, появились изображения Иоанна Предтечи – ангела-хранителя царя Ивана Алексеевича, апостолов Петра и Павла – в память царя Петра I, явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, в обители которого молодой Петр I укрывался в 1689 г., преподобного Исаакия Далматского – в память дня рождения Петра I (30 мая 1672 г.), мученицы Наталии – в память царицы Натальи Кирилловны.



Украшением храма стал также новый шестиярусный иконостас с новыми иконами, написанными по старинным рисункам. В большом киоте за клиросом находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перенесенная в 1905 г. в специально устроенную в колокольне Казанскую часовню. В 1920-е гг. Боголюбский храм являлся последним действовавшим в монастыре. В 1929 г. церковь была закрыта. В настоящее время используется Министерством культуры Российской Федерации как хранилище картин.


Богоявления Господня в Богоявленском монастыре собор (Богоявленский переулок, дом № 2, строение 4).

Богоявленский монастырь – одна из древнейших московских обителей. Согласно археологическим исследованиям, проведенным в конце 1980-х гг., он возник на месте деревянного храма и погоста второй половины XIII в. Монастырь возник в конце XIII в., и, согласно легенде, был основан московским князем Даниилом Александровичем. При Иване Калите был построен каменный храм, создание которого стало делом московского тысяцкого Протасия, родоначальника боярского рода Вельяминовых. В дальнейшем Вельяминовы были ктиторами монастыря; здесь находилась их родовая усыпальница. В XIV в. в Богоявленском храме принял постриг боярский сын Елевферий, будущий – святой митрополит Московский Алексий; здесь же был игуменом и преподобный Стефан, старший брат Сергия Радонежского, духовник великого князя Семена Гордого, московского тысяцкого Василия Вельяминова и других старейших бояр.

В 1624 г. на месте храма XIV в. был построен новый, который, в свою очередь перестроили в современном виде в 1693–1697 гг. в стиле нарышкинское барокко. При этом прежний храм вошел в состав нового в качестве нижнего храма с приделом Казанской иконы Божией Матери. Монументальное здание собора представляет собой типичный для конца XVII в. храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный одной главой и украшенный колонками, картушами, наличниками и др. В 1747 г. собор перестраивался, с северной стороны, под папертью верхнего храма был сооружен придел во имя Святого Георгия Победоносца, а в 1754 г. южный придел нижнего храма во имя св. апостола Иакова был обращен в ризницу. В 1904 г. на его месте освятили храм во имя святителя Феодосия Черниговского. Новый придел Тихвинской Божией Матери был создан в 1868 г. в верхнем храме, в 1873 г. в трапезной соорудили придел во имя великомученика Пантелеймона, в 1910 г. – в северо-восточной части верхней галереи был образован придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. Небольшая, двухъярусная колокольня со шпилем была построена в середине XVIII в.

На страницу:
5 из 7