Полная версия
Москва православная. Все храмы и часовни
Александра Невского, благоверного князя, при Мещанской богадельне церковь (Бакунинская улица, дом № 81/55).
Местность, где была создана Мещанская (Покровская) богадельня – Покровская улица, – получила свое название по храму Покрова Пресвятой Богородицы у Яузского моста. Покровская улица вела из центра города к загородному дворцовому селу Рубцову, где в 1619–1626 гг. был возведен храм Покрова Божией Матери. От наименования храма Рубцово носило второе название – Покровское. Известно, что в этом селе останавливалась и жила великая княгиня Елизавета Петровна, что нашло отражение в песенном фольклоре.
Корпуса Покровской богадельни, предназначенной для престарелых и неспособных к труду мещан, располагались рядом с Покровским храмом, который в XIX веке принадлежал Владычно-Покровской общине сестер милосердия. Она была основана в 1840 г. и считалась одним из наиболее крупных благотворительных заведений города. Строительство жилых корпусов было начато в 1850-е гг. В начале XX века в богадельне призревалось свыше тысячи человек. Здесь же существовал и детский приют для сирот мещанского происхождения, учрежденный в память священного коронования Николая II и Александры Федоровны. Он был сооружен Московским мещанским обществом на собственные средства в 1898 г. Здесь содержали тридцать человек и еще десять человек на именную стипендию княжны Марии Николаевны.
Домовая церковь во имя святого Александра Невского была освящена в декабре 1858 г. Позже с севера пристроили придел преподобной Ксении Миласской, освященный в ноябре 1883 г. во имя небесной покровительницы великой княгини Ксении Александровны. О деятельности богадельни и приюта, церковной жизни в них известно мало. Неизвестны архитекторы, по проектам которых возведены постройки. Историк С.К. Романюк отмечает, что здание приюта по Переведенскому переулку принадлежит архитектору В.Ф. Жигардловичу, и дата его постройки – 1890 год.
Здания богадельни не отличаются особой роскошью отделки и планировки. Все подчинялось конкретным целям и задачам – разместить в надлежащих условиях как можно больше престарелых и неспособных к труду мещан обоего пола. До наших дней хорошо видны по боковому фасаду две массивные полукруглые апсиды храма благоверного князя Александра Невского и придела преподобной Ксении. Этот архитектурный элемент – единственный, который напоминает о культовом предназначении данной части здания. Постройка из кирпича в два этажа украшена по фасаду только профилированным карнизом над окнами первого этажа и простыми сандриками (наличниками) над окнами второго. Монотонный ритм довольно протяженного фасада нарушают рустованные выступы по плоскости стен на равном расстоянии друг от друга. Внутреннее пространство также не отличалось оригинальностью композиционного решения: длинный коридор с множеством маленьких комнат по обеим сторонам от него. После упразднения приюта и закрытия церкви в 1920-х гг. эти помещения использовались и как жилые, и как административные. В результате этого, внутреннее убранство было полностью уничтожено. В 1998 г. часть комплекса богадельни была возвращена Русской Православной Церкви и начались работы по ее возрождению.
Александра Невского, благоверного князя, на Миусской площади собор (уничтожен).
Храм-памятник во имя благоверного князя Александра Невского был задуман в память исторического события – отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. императором Александром II, в честь его святого покровителя. Правительствующий Синод 30 мая 1861 г. издал указ о постройке храма, в котором, кроме прочего, говорилось, что органы власти обязывались «изыскать для будущего храма место, на котором бы он преимущественно был виден народу как памятник, и с тем вместе, если можно, соответствовал наилучшей потребности». На основании указа при Чудовом монастыре создали Комитет для принятия и хранения приношений на сооружение в Москве храма Александра Невского. К 1894 г. сборы составили сто тысяч рублей серебром, что было меньше пятой части необходимой суммы. После длительных обсуждений будущего месторасположения храма (предлагались места на площади Старых Триумфальных ворот или у Ильинских ворот) московское городское управление в 1895 г. безвозмездно предоставило землю – три тысячи квадратных сажен в южной части Миусской площади.
Место, на котором к концу XIX века начали создавать Миусскую площадь, хотя и было внутри Камер-Коллежского вала, но только начиналось застраиваться, а до этого здесь были обширные дровяные склады и рынок, где торговали лесом. В конце XIX века площадь постепенно стала приобретать значение культурного и общественного центра северо-западной части города. В это время сложилась сеть улиц, связавших ее с Тверской-Ямской и Новослободской улицами.
Первые участки Миусской площади в виде прямоугольных кварталов были отданы для сооружения храма Александра Невского и Промышленного училища (в настоящее время Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева). Первоначальный проект собора был составлен архитектором А.А. Латковым, но так как в основу плана был принят круг, церковные власти его отвергли как не канонический. В 1890 г. известным архитектором Александром Никаноровичем Померанцевым, профессором Императорской Академии художеств, был предложен проект собора, который он разработал, используя рисунок художника В.М. Васнецова. В 1900 г. А.Н. Померанцев представил второй проект храма Александра Невского, менее дорогой в исполнении. Этот вариант и был принят.
По проекту собор Александра Невского должен был стать вторым по размерам после храма Христа Спасителя, высотой около сорока пяти метров и квадратный в плане. Фасады завершались закомарами, с востока он имел семь алтарных апсид, так что казалось, что храм семинефный, что не соответствовало внутреннему пространству. Оно должно было быть единым и грандиозным. Огромный, сложной конструкции свод опирался только на стены и не имел внутренних опор. Вдоль южной и северной стен внутри шли галереи с аркадами, над которыми располагались хоры по образцу древних византийских храмов, в частности Святой Софии в Константинополе. Архитектурный стиль, в котором проектировался собор, был древнерусским, но в нем были элементы византийской и даже средневековой итальянской архитектуры. Число куполов предполагалось самое большое из всех русских храмов – двадцать один. В центре помещался главный купол с самым высоким и широким барабаном. Вокруг него на стороны света – четыре купола поменьше. По диагонали здания еще четыре, чуть меньше предыдущих. Всего девять больших куполов. По краям здания, между закамарами располагалось тринадцать небольших маковок на тонких шеях. Предполагалось строить собор из современных материалов: бетона и цемента в сочетании с кирпичом, а облицовывать камнем. Новые материалы давали возможности создать столь сложную конструкцию завершения храма, построить его быстро и дешево, и получить при этом грандиозный и эффектный собор.
К сожалению, собранных денег было недостаточно, поэтому строительство откладывалось.
Митрополит Московский Владимир (Богоявленский) освятил место закладки собора только в 1904 г. Строительство началось 22 сентября 1913 г. Такое промедление оказалось роковым, так как начало войны в 1914 г. замедлило темпы возведения собора. К 1915 г. основной объем храма без куполов и детальной отделки был закончен. Архитектор А.Н. Померанцев считал возведение собора, посвященного его святому покровителю, делом всей своей жизни, стремился ускорить работы, даже передал свои сбережения на строительство.
К октябрю 1917 г. огромный храм выглядел почти законченным, за исключением нескольких глав и внутренней отделки. Через год после начала строительства в подклете был устроен придел апостола Архипа, память которого совершается 19 февраля. Год спустя этот придел, по всей вероятности, был заменен новым, более обширным. 16 ноября 1915 г. освятили придел святителя Тихона Воронежского. Он был устроен по инициативе бывшего председателя строительного комитета епископа Верейского Модеста. Придел размещался под южным отделением главного алтаря, вмещал до четырехсот богомольцев. Храм святителя Тихона Воронежского должен был иметь отдельный причт, в нем предполагалось ежедневно служить литургии и панихиды по православным воинам, на поле брани убиенным, а также по почившим жертвователям. Вход в него был устроен отдельный с улицы. Указом Синода от 30 апреля 1916 г. был открыт самостоятельный приход при строящемся Александро-Невском храме на Миусской площади, со штатным причтом из священника и псаломщика и отнесением содержания его на местные средства. Тогда же в храме был оформлен и освящен северный придел во имя святителя Николая. Он был сделан временным с одноярусным деревянным иконостасом и иконами на холстах в рамах, прикрепленными на неоштукатуренные стены. В алтаре помещалось изображение Божиего Ока, а под ним – Богоматерь Покровительница, копия с работы В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.
После Октябрьской революции строительство было прервано. Тогда же упразднили Комитет для принятия и хранения приношений на созидание храма, работавший с 1861 г. В книге «Красное колесо» А. И. Солженицын написал, что москвичи предлагали использовать «грандиозный недостроенный собор на Миусской площади, внутри без единой колонны» для заседаний Учредительного собрания, в надежде, что оно соберется в Москве, а не в Петербурге. В 1920-е гг. службы в соборе прекратились, и его стали использовать как склад. В частности, в нем хранилась после сноса здания панорамы на Чистых прудах свернутая в рулоны Бородинская панорама художника Ф.А. Рубо. В 1930-е гг. обсуждались разные проекты достройки здания: для Дома Радио (проект архитекторов А.Н. Душкина и А.Г. Мордвинова, 1934 г.), проведения экспериментов по разработке акустических систем для Дворца Советов, так как бесстолпное внутреннее пространство было в три раза больше, чем объем зала Большого театра. Пока шло обсуждение, как приспособить храм, в нем разместили склад, в который свезли чугунные детали Триумфальной арки после ее сноса в 1934 г. Детали (колесница Победы, воины, рельефы и прочие работы скульптора И.П. Витали) потом перевезли в Музей Всесоюзной академии архитектуры, расположенный в Донском монастыре. В 1950-е гг. стены храма, частично уже разрушавшиеся от времени, были взорваны. На месте собора с использованием частично его стен и кирпича в 1960 г. был поставлен Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю. Шевердяева и К.Д. Пехояна.
Александра Невского, благоверного князя, у Никольских ворот Кремля часовня (уничтожена).
Традиция ставить храмы или часовни над воротами города, отдавая свой город под святую защиту, известна на Руси издревле. Позднее, в XVIII–XIX веках, их начали ставить около ворот, что показывает изменение функции крепостей. Крепости, в частности Московский Кремль, потеряли свою оборонительную функцию, а остались только как символ, как священное место. Кремлевские ворота, выходящие на Красную площадь, имели по две фланкирующие их часовни. У Спасской башни были часовни «Великого Совета Ангел» и «Великого Совета Откровение». У Никольской башни – часовни святителя Николая и благоверного князя Александра Невского.
Часовни у Спасской башни были поставлены в 1820-е гг., а часовни у Никольской башни – в 1884 г., хотя в некоторых источниках имеются сведения об их постройке в 1824 г. Но на гравюрах середины XIX века часовен у Никольской башни не изображено. Обе часовни находились в ведении Казанского собора на Красной площади. Они были поставлены симметрично по обеим сторонам ворот, их главные фасады находились на одной линии с фасадом ворот. Часовни были очень похожи между собой: кирпичные, кубические, с шатровым завершением и небольшой изящной главкой. Декор был минимален, только ряд небольших кокошников у основания шатра. Строгая простая форма часовен гармонировала с формами Кремлевской стены. Их небольшой размер подчеркивал монументальность Никольской башни. Внутри часовни во имя Александра Невского хранилась чтимая икона этого благоверного князя.
Часовни при Никольской башне, как и сама башня, сильно пострадали в октябре 1917 г. во время артиллерийского обстрела Кремля, удерживаемого юнкерами. Никольские ворота были разбиты орудийными залпами, и через них в Кремль ворвалась вооруженная толпа. Особенно пострадал образ святителя Николая, находившийся над воротами Никольской башни. Был сломан навес над образом, пулями изрешечена стена, фон и даже фигура святого; нетронутым остался только его лик.
В 1918–1920 гг. была проведена реставрация кремлевских построек, в частности стен и башен. Никольскую башню отреставрировали, но икона не была восстановлена. Часовни остались не реставрированными, их просто закрыли и сняли кресты. В 1924 г. на фотографиях строительства деревянного мавзолея можно видеть сиротливые шатры часовен. А в 1929 г. башни стоят уже без них, только чуть более светлый тон кирпича на стене башни показывает места, где к ней примыкали часовни. Они были разобраны по решению реставрационного совета в 1925 г., как поздние постройки, «искажающие древний облик здания».
Александра Невского, благоверного князя, при Ново-Екатерининской больнице церковь (Страстной бульвар, дом № 15).
Небольшое одноэтажное здание с кубическим притвором и круглой звонницей (башенкой) над ним завершено куполом. Декор стен лаконичен: полукружья над прямоугольными окнами образуют легкую волнистую линию под карнизом сооружения, окрашенного в традиционный желтоватый цвет. Таков ныне внешний облик второго храма Ново-Екатерининской больницы, сооруженного в 1872 г. для отпевания умерших в больнице, первоначально использовавшегося как часовня. Архитектор постройки неизвестен, как нет информации и о внутреннем убранстве. Можно лишь предположить, что в храме, где обыкновенно оставляли на ночь усопших, интерьер был достаточно скромным; тем более что располагался он на территории императорской клиники, а не частного благотворительного сооружения, как правило, хорошо финансировавшегося жертвователями.
После закрытия церкви в 1920-е гг., ее здание претерпело сильные изменения и перепланировки: утрачены главки, внутреннее пространство приспособлено под технические нужды больницы. Ныне оно находится во дворе 24-й клинической больницы.
Александра Невского, благоверного князя, у Охотного ряда часовня (уничтожена).
На углу Тверской и Моховой улиц еще в 1930-х гг. была небольшая Моисеевская площадь, названная так по стоявшему в этом месте в древности женскому Моисеевскому монастырю, упраздненному в 1764 г. Монастырь существовал здесь с XVI века. В XVII веке был построен каменный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом пророка Моисея Боговидца. Все здания обители, включая собор, были снесены еще в XVIII веке, и в 1789 г. на месте монастыря уже была небольшая площадь, но памятного знака на месте снесенного монастырского храма не было сделано. После закрытия обители некоторое время Благовещенский храм был приходским. Основные прихожане его – гарнизонные чины (военные), которых перевели в другие места в 1786 г. В 1787 г. церковь разобрали; иконы, церковную утварь, священнические одежды и прочее передали в различные храмы Москвы. Больше всего икон и утвари было передано в строящийся храм Вознесения Господня на Гороховом поле, в котором устроили придел во имя пророка Моисея.
К концу XIX века москвичи забыли о монастыре настолько, что в газетах за 1883 год даже перепутали название, называя его Алексеевским. Территория монастыря осталась незастроенной, а вокруг были построены, в основном, здания с торговыми лавками и гостиницами. Рядом проходила главная улица города – Тверская, отделяя Моисеевскую площадь от знаменитого Охотного ряда – самого бойкого торгового места старой Москвы. Охотнорядцы считали площадь частью Охотного ряда, хотя торговли на ней почти не проводилось. На стороне площади, там, куда выходила Моховая улица, располагалась одна из самых шикарных гостиниц Москвы «Националь». Напротив нее стоял большой четырехэтажный дом купца Корзинкина, обхватывавший площадь с двух сторон. В нем размещались магазины, дешевые трактиры, дешевые меблированные комнаты и даже общежития для подсобных рабочих лавок Охотного ряда. Но фасады здания, выходившие на площадь, были достаточно репрезентабельными.
В 1878 г. Общество поощрения трудолюбия в Москве задумало создать приют для увечных воинов, ветеранов русско-турецкой войны и сиротский дом для детей, чьи отцы погибли на войне. Оно же предложило построить часовню в память о войне, и личном участии в ней императора Александра II. Часовня должна была носить имя святого покровителя императора благоверного князя Александра Невского. Члены Общества поощрения трудолюбия в Москве, находившегося под покровительством императрицы Марии Федоровны, обратились через московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова за разрешением к императору Александру II, который инициативу одобрил. Московский митрополит Макарий благословил начинание.
В декабре 1879 г. составили комиссию для создания часовни под председательством князя В.А. Долгорукова, при участии членов Общества поощрения трудолюбия А.Н. Стрекаловой (председателя общества), С.П. Катковой, В.И. Ахшарумова, В.К. фон Мекка, С.М. Третьякова и других. Эта комиссия нашла место для часовни на Моисеевской площади, разработала программу для конкурса проектов, занималась сбором средств на строительство. Было собрано 25 044 рубля добровольных пожертвований.
В 1880 г. прошел конкурс на проект часовни Александра Невского, на который представили двадцать девять проектов. Первую премию получил академик архитектуры В.А. Коссов, вторую – проект редакции журнала «Жилой и хозяйственный строитель», третью – архитектор А.И. Вальберх. Проект В.А. Коссова оказался очень дорогостоящим. Автор письменно отказался от участия в строительстве, если требовалось изменить проект для его удешевления. После этого из представленных на конкурс работ стали выбирать проект, подходящий по средствам, и подошел архитектора Д.Н. Чичагова.
Закладка была совершена 31 июля 1882 г. в два часа дня епископом Дмитровским Амвросием, московским викарием. Освящение с крестным ходом из церкви Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду, произошло 26 ноября 1883 г. Оно было приурочено к празднованию шестилетия взятия Плевны. Часовня была приписана к церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Службы в ней проходили ежедневно в 12 часов дня – молебен, а в 6 часов вечера – панихида по погибшим в русско-турецкой войне.
Часовня имела форму высокой четырехугольной пирамиды, на каждой стороне которой имелся полукруглый портал. Завершалась часовня шапкой Мономаха и крестом. Вход в нее был один и обращен к Тверской улице, то есть с востока, что не вполне канонично, но для часовен допустимо. По углам часовни стояли столбы, завершенные двуглавыми орлами. Внутри были образа Спасителя, Цареградской иконы Божией Матери и святого Александра Невского, пожертвованные художником Ф.А. Соколовым.
В 1887 год в часовню поместили икону преподобного Михаила Малеина, святого покровителя царя Михаила Федоровича Романова, в ознаменование 300-летие со дня его рождения. Тогда же были позолочены крест, завершающий часовню, и двуглавые орлы на столбах. Доходы от часовни поступал на содержание приюта увечных воинов Русско-турецкой войны во Всехсвятском и в детский сиротский дом, созданные Обществом поощрения трудолюбия в Москве.
Часовню Александра Невского снесли в 1922 г. Это было первое уничтожение церковного здания в Москве. Против ее сноса, как памятника русско-турецкой войны, выступали сотрудники отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Первый раз ее смогли отстоять в 1919 г., когда сноса часовни требовал П.А. Красиков, заведующий VIII отделом Наркомюста. Снос был приурочен к пятой годовщине Октябрьской революции. В конце 1930-х годов в два этапа была уничтожена и вся Моисеевская площадь. Она влилась в огромную Манежную площадь. В 1990-е гг. во время археологических работ были найдены фундамент часовни и остатки Моисеевского монастыря. К сожалению, это место находится сейчас на проезжей части Манежной площади.
Александра Невского, благоверного князя, на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря церковь (2-я Тверская-Ямская улица, дом № 52).
27 июля 1900 г. настоятель Валаамского Спасо-Преображенского монастыря игумен Гавриил с братией совершил закладку монастырского подворья. Четырехэтажное здание было построено на углу 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского, ведущего к Миусской площади. Автором проекта был архитектор А.Н. Рооп. Здание было облицовано валаамским гранитом. В нем на верхнем этаже была устроена церковь во имя валаамских чудотворцев Сергия и Германа, небесных покровителей монахов (освящена 18 октября 1901 г.). В честь этих же святых 8 октября 1900 г. освятили часовню на первом этаже подворья. Помещение часовни находилось в углу здания, вход в нее был украшен тремя арками с луковичными главками на стене, сохранившимися до наших дней. На крыше здания над часовней была поставлена небольшая звонница. В 1901 г. освятили придел Иерусалимской Божией Матери. Храм Валаамского подворья был весьма обширным и мог вмещать до 1000 молящихся.
Подворье было закрыто вместе с храмом и часовней в 1926 г., насельники разогнаны, многие арестованы и впоследствии погибли мученической смертью. Колокольня на углу здания была сломана. В здание вселили жильцов. Позже здесь разместилась поликлиника № 36 Фрунзенского района Москвы, во время войны переоборудованная в госпиталь. В 1944–1945 гг. несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор Священного Синода. К началу 1990-х годов здание пришло в аварийное состояние, ставился вопрос о его сносе. На ступенях при входе в бывшую часовню цвели дикорастущие кусты. Но в апреле 1992 г. подворье было возвращено Валаамскому монастырю, возобновилась монашеская жизнь. На месте часовни на первом этаже был обустроен и освящен малым чином 1 августа 1993 г. храм во имя благоверного князя Александра Невского, в память находившегося по соседству на Миусской площади большого собора Александра Невского.
По мере благоустройства всего здания постепенно преображался и небольшой Александровский храм. Потолок и стены были очищены от извести, под которой сохранилась прежняя роспись. Полным чином он был освящен 9 июля 1997 г. В 1999 г. после восстановления верхнего храма во имя преподобных Сергия и Германа священнослужители подворья стали проводить основные службы на втором этаже. Александровскую церковь можно посетить по будням и поклониться иконе святого Александра Невского с частицей его мощей.
Александра Невского, благоверного князя, в Практической академии коммерческих наук церковь (Покровский бульвар, дом № 11).
Императорская Практическая академия коммерческих наук, основанная в 1810 г., первоначально размещалась в доме на Солянке. В 1844 г. она переместилась в дом богатых дворян Дурасовых, построенный в 1801 г. архитектором М.Ф. Казаковым. Церковь благоверного князя Александра Невского освятили 4 ноября 1851 г. в главном здании.
После Октябрьской революции 1917 г. дом был занят Институтом гражданских инженеров, который позже слился с Московским Высшим Техническим училищем. В 1920-е гг. церковь была закрыта и уничтожена. В 1932 г. в усадьбу на Покровском бульваре переехала из Ленинграда Военно-инженерная академия – одно из старейших военно-учебных заведений страны (основано в 1819 г.), которая занимает этот комплекс и поныне. В 1951–1952 гг. фасад здания был частично реставрирован архитектором Р. Подольским; дом вновь обрел казаковские балконы и медальоны. Здание бывшей Практической академии вместе с оградой и белокаменными пилонами ворот стоит на государственной охране. Однако следов храма, находившегося в одном из внутренних помещений, в нем уже нет.
Александра Невского, благоверного князя, в приюте имени императора Александра II церковь (улица Большая Якиманка, дом № 25).
Ремесленный приют на 25 девочек и 122 неизлечимо больных женщин имени Александра II был основан в Замоскворечье в 1857 г. Дамским попечительством о бедных в Москве. Домовая церковь по имя благоверного князя Александра Невского была устроена в приюте в 1889 г. В начале 1920-х гг. церковь ликвидировали.
В последующие годы дом приюта перестроили и надстроили, превратив его вместе с соседним зданием в шестиэтажный жилой дом.
Александра Невского, благоверного князя, при приюте для неизлечимо больных и калек имени императора Александра II церковь (Борисоглебский переулок, дом № 9).