bannerbanner
Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сборник документов
Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сборник документов

Полная версия

Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сборник документов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

В своей речи Преосвященнейший Владыко указал на нежелательные и отрицательные стороны, небрежное отношение к своим обязанностям и нетерпимое зазорное поведение некоторых священнослужителей

Крымской епархии. Отдельные священнослужители уже наказаны запрещением в священнослужении.

Следует обратить внимание на совершение Таинства Крещения и под строгую ответственность о.о. настоятелей при совершении крещения соблюдать основное правило троекратного погружения в воду, не допуская обливания или окропления св. водой. Необходимо для этого иметь при каждом храме купель и кадушку для крещения детей и подростков, а при благочиннинских храмах соответствующие водоемы для крещения взрослых.

При совершении Таинства Миропомазания не помазывать ладони рук и подошвы ног, а только лицевые стороны рук и ног.

Необходимо иметь в храмах в алтаре запрестольные иконы: с правой стороны Св. Крест, а с левой стороны икону Богоматери.

Кроме имеющегося за Престолом семисвечника, во время богослужений должна быть на престоле зажженная свеча согласно требованиям Учительного известия.

Категорически запрещается в великие и двунадесятые праздники за богослужениями совершать поминовения усопших, панихиды и литии об усопших.

Обратить серьезное внимание на правильное произношение слов тропаря и кондака Св. Кресту, формула которых вручена о.о. благочинным для распространения по благочиниям.

Особенно строго следует относиться к совершению Таинств Покаяния и Причащения Св. Таинств, приучая верующих к благоговейному отношению и приготовлению, согласно устава Св. Церкви.

При одном священнике исповедь должна совершаться накануне или до начала литургии, а при двух священниках – во время литургии исповедовать можно только до Херувимской песни.

ПОСТАНОВИЛИ: По распоряжению Его Преосвященства Владыки Архиепископа Луки обязать о.о. благочинных при обследовании своих благочиннинских округов выявлять все недочеты о.о. настоятелей вверенного им благочиния. Проверять, как о.о. настоятели совершают богослужения и отправляют церковные требы, а также совершают Св. Таинства, и, кроме того, знать нравственные качества настоятелей.


Святитель Лука в церкви Феодора Тирона. Ялта. Середина 1950-х гг.


Иметь представление о членах Церковного совета, их религиозных настроениях и отношениях к выполнению церковных обязанностей.

Проверять состояние храмов, церковной утвари и всего церковного имущества.

О всех выявленных недочетах немедленно сообщать правящему Архиепископу.

2. СЛУШАЛИ: Доклад о. И.Крашановского относительно %% обложения церквей.

В своем докладе о. протоиерей Крашановский отметил, что до настоящего времени 20 % отчислений с валового дохода на нужды Патриархии, а до 1 января 1946 года плюс еще 10 % отчислений от свечной продажи на приобретение епархиального дома привело к разорению почти всех храмов Крымской епархии, лишило возможности производить текущие ремонты храмов, содержать церковные хоры и проч.

Грубо выражаясь, в процентном отношении на расходы по покупке свечей и на взносы уходило до 75 %, а на содержание местных храмов оставалось не более 25%

ПОСТАНОВИЛИ: С согласия Его Преосвященства снизить %% отчисления с 20 % до 5 % с валового дохода с 1 июля 1946 года.

На содержание о.о. благочинных отчислять по 500 р. на каждого из епархиальных средств.

3. СЛУШАЛИ: О кандидатах на священников из мирян.

ПОСТАНОВИЛИ: По предложению Его Преосвященства Архиепископа Луки обязать о.о. благочинных и настоятелей отдельных приходов выявлять желающих быть священниками из числа ревностных и религиозно настроенных мирян и докладывать о них Преосвященному Владыке.

4. СЛУШАЛИ: Доклад по свечному заводу.

Докладчик епархиальный ревизор Ельцов В.В. сообщил данные о произведенной работе свечного завода за период с начала организации 1 октября 1945 года и по настоящее время.

Из отчетного доклада установлено, что на 1 июня 1946 года свечное производство имеет чистой прибыли в сумме руб. 245.835-02 и наличных денег в данное время имеется в сумме руб. 242.043-14.

ПОСТАНОВИЛИ: С благословения Его Преосвященства Архиепископа Луки, вследствие тяжелого материального положения церквей Крымской епархии снизить отпускную цену свечей с 4 июня 1946 года с 700 руб. до 500 руб. за килограмм, а с 1 июля с.г. вновь пересмотреть отпускную стоимость свечей в сторону снижения по усмотрению Преосвященного Архиепископа Луки.

Прием воска на свечное производство производить по ранее установленным ценам: т. е. 1-й сорт 400 руб., 2-й сорт 350 руб. и 3-й сорт 300 руб.

Вменить в обязанность о.о. благочинных и настоятелей всех церквей производить покупку воска на местах по вышеустановленным ценам.

Заведующим свечным производством назначить о. Иоанна Крашановского с месячным окладом в руб. 1000.

5. СЛУШАЛИ: Доклад по просфорному делу.

(Докладчик о. протодиакон Осипов)

ПОСТАНОВИЛИ: С разрешения Его Преосвященства продолжать для городских церквей гор. Симферополя выпечку просфор, сохранив прежнее их качество и вес – 25-100 грамм.

Отпускную цену просфор оставить прежнюю, т. е. 3 рубля, а продажную в храмах 5 руб.

6. СЛУШАЛИ: О псаломщиках.

В Крымской епархии до сего времени мало было псаломщиков и диаконов-псаломщиков, а обязанности таковых в большинстве случаев выполнялись монашками или лицами, приглашенными о.о. настоятелями без ведома Владыки.

ПОСТАНОВИЛИ: По указанию Преосвященнейшего Архиепископа Луки предоставить право, где это возможно, занимать вакантные места псаломщиков лицами, достойными этого звания, путем подачи прошения Правящему Архиепископу.

7. СЛУШАЛИ: Об уплате налогов за священно-церковнослужителей из церковных средств (в смысле запрещения).

ПОСТАНОВИЛИ: Категорически запретить оплату из церковных средств личных налогов священно-церковнослужителей приходских храмов.

8. СЛУШАЛИ: Доклады с мест.

Некоторые священнослужители продолжают подстригать волосы и бороды.

ПОСТАНОВИЛИ: По распоряжению Его Преосвященства не допускать пострижение волос. Духовные лица, не подчиняющиеся этому решению, будут подвергаться административному взысканию, вплоть до снятия с приходов.

Обязать о.о. благочинных собрать сведения о предстоящих ремонтах во всех храмах благочиния с указанием стоимости ремонтов и донести об этом Правящему Архиепископу в ближайший срок.

Подлинный подписали:

Председатель собрания Преосвященный Архиепископ Лука, Симферопольский и Крымский

Секретарь собрания благочинный гор. Ялты протоиерей Иоанн Нефедов.

Там же, оп. 5, д. 65, л. 97–98.

№ 3

Из информационного доклада уполномоченного за 2-й квартал 1946 года

3 июля 1946 г.


<…> Характеристика первых встреч с архиепископом Лукой

Архиепископ Лука прилетел на самолете в Симферополь 24 мая с/г. На следующий день он прислал ко мне благочинного г. Симферополя священника Милославова1 сообщить, что он прибыл и вступил в управление епархией.

Я священника Милославова просил передать архиепископу Луке, что ожидаю его самого.

27 мая Лука явился ко мне и представился – «Архиепископ Лука».

Приглашая его сесть на стул, я назвал его по имени и отчеству – «Валентин Феликсович».

Он ответил:

«Я был Валентин Феликсович 25 лет тому назад, а сейчас архиепископ Лука».

На это я ему ничего не ответил, беседа продолжалась минут 15–20. Лука спросил меня, давно ли я работаю уполномоченным. Когда я ответил, что с 1944 г., он сказал:

«Вы, видимо, хорошо знаете священников Крыма, попрошу Вас охарактеризовать их, если не всех, то хотя бы часть из них, так как я никого не знаю».

Я ему рассказал о некоторых священниках, о их положительных и отрицательных сторонах, а в общем ему сказал, что все священники Крымской епархии, кроме одного, находились на оккупированной немцами территории и что большинство из них священниками стали при немцах.

В конце нашей беседы архиепископ Лука просил меня устроить ему встречу с председателем Облисполкома, которому он хочет представиться, и рассказал, что ему в Москве обещали машину, что должен получить, как лауреат Сталинской премии2, диплом и значок, что в Министерстве здравоохранения его просили не забывать медицинской работы.

После его ухода я передал председателю Облисполкома тов. Кривошеину желание архиепископа ему представиться. Тов. Кривошеин дал согласие его принять 1-го июня.

1-го июня я позвонил Луке и просил его зайти ко мне, он же стал меня спрашивать: зачем он должен зайти? И не может ли вместо него прийти ко мне его секретарь?

Я ответил:

«Если я Вас прошу зайти, то, видимо, у меня есть такие вопросы, о которых могу только с Вами лично говорить. Кроме того, Вы же в прошлой беседе просили меня, чтобы Вас принял председатель Облисполкома, так вот сегодня он сможет Вас принять».

Через некоторое время Лука явился ко мне, и, когда мы один другого приветствовали, я его назвал по имени и отчеству, тогда он сказал:

«Вы, Яков Иванович, все же упорно настаиваете на том, чтобы называть меня светским именем».

Я ответил:

«Иначе называть Вас не могу, являюсь представителем государственной власти. Здесь Вы у меня находитесь в государственном учреждении, и мне, да и Вам, было бы неудобно, если бы я у себя здесь, в кабинете, называл Вас «Владыко», или «Ваше Преосвященство», или просто «архиепископ».

Затем я ему сказал:

«Вы имеете советский документ – паспорт, как Вы там записаны?».

Он ответил:

«Ну, конечно, как Вы называете».

Я отвечаю: «Ну вот и правильно, только так я и могу Вас называть».

Он рассмеялся и все же мне сказал:

«Вы привыкнете меня называть иначе».

После этого перешли к деловому разговору, я заметил Луке: мне стало известно, что Вы допустили совершать богослужения в соборе архимандриту Тихону Богославец3, даже его командировали в Бахчисарай для этой же цели, тогда как архимандрит Тихон, по его же просьбе, епископом Иоасафом4 уволен в заштат на покой и в связи с этим мною снят с регистрации, и моей справки, дающей ему право совершать богослужения, он не имеет, а Вам должно быть известно, что ни один священнослужитель без справки уполномоченного о регистрации совершать богослужения и требы не может.

Архиепископ Лука стал меня убеждать, чтобы я зарегистрировал Тихона или просто разрешил служить последнему с ним, когда он совершает богослужения, и не обращать внимания, что не зарегистрирован. Все же я отказал в регистрации и сказал: «Не обращать внимания не могу».

Тихон Богославец – дряхлый старец около 90 лет, ему самому будет лучше, если он будет на покое.

Затем Лука был мною представлен председателю Облисполкома тов. Кривошеину.

Третий раз архиепископ Лука пришел ко мне 14 июня с/г после закрытия им совещания благочинных, которое им проводилось с 12 по 14/VI. В первый день совещания через своего управделами Милославова архиепископ приглашал меня присутствовать на этом совещании. Я Милославову на это приглашение ответил так:

«Вы на совещании будете разрешать вопросы внутрицерковной жизни, и мое присутствие на нем необязательно (имея в виду п. 6 раздела IX Инструкции5), но если же на совещании благочинных возникнут какие-либо вопросы, которые необходимо будет решить со мной, то после совещания я могу их принять, только прошу архиепископа предупредить меня, когда они смогут ко мне прийти».


Архимандрит Тихон Богославец


14/VI, в последний день совещания, примерно часов в 12, мне передали, что архиепископ просил у меня узнать – буду ли я у себя в 4 часа дня и смогу ли его принять. Я ответил, что буду и смогу принять. Ровно в 4 часа он пришел ко мне вместе с благочинным Милославовым и сообщил, что на совещании благочинных стал вопрос о необходимости ему при епархии иметь разъездного священника ввиду того, что он дал указание благочинным чаще бывать в приходах своего благочиния в целях проверки деятельности приходских священников, а вследствие того, что благочинные в своих приходах являются в одном лице, не имеют вторых священников, а выезжать в другие приходы своего благочиния могут только в воскресные или праздничные дни, то в отсутствие их храмы остаются в эти дни без богослужения, но для того, чтобы этого не было и в храмах благочинных в дни их отсутствия совершались богослужения, для этого необходимо ему иметь хотя бы одного разъездного священника, который бы заменял благочинного в дни его отсутствия, и просил меня, чтобы я разрешил ему иметь такового.

Я не советовал ему иметь такового разъездного священника и сказал, что регистрировать его не могу, потому что каждый священник мною регистрируется к определенному приходу и в выдаваемой мною справке указывается и наименование храма, в котором ему разрешается совершать богослужения.

Он отвечает, что ему такого священника иметь необходимо, если Вы не хотите или не можете разрешить этого вопроса, то он просит поставить вопрос перед Советом по делам Русской Православной Церкви.

Я ответил, что запрошу Совет, но Вас прошу изложить мне этот вопрос в письменном виде, подробно указать причины необходимости иметь такого священника.

Лука обещал написать. Это было 14/VI, но до сих пор никакого письма от него о разъездном священнике мне не поступило.

Затем во время беседы были затронуты вопросы о налогообложении священников, он спрашивает меня – нет ли больших переобложений, если есть, то как они исправляются с моим участием, и здесь же заявил, что в Тамбове в этом отношении уполномоченный делал немало, прямо местным работникам вправлял мозги.

Я ответил, если и были у нас какие-либо недоразумения или ошибки на местах со стороны местных работников, то они быстро исправлялись, и священники жаловаться не могут, чтобы их переоблагали налогами или в какой-либо мере преследовали, и привел ему пример со священником Тумановым (указано выше6), последний пожаловался на переобложение налогами, а на проверку вышло, что он был даже недообложен. В связи с тем, что архиепископ Лука с первых дней своего приезда стал проводить ряд мероприятий, как-то: вызов священников из других епархий, увольнение в заштат священников, их перемещение из одного прихода в другой и др. без предварительного согласования со мною, в конце беседы я ему сказал: «Валентин Феликсович! Вы провели ряд перемещений, увольнений, вызвали из других епархий ряд священников, и я узнаю об этом только тогда, когда приходят ко мне с вашими приказами для получения у меня регистрационной справки. В дальнейшем прошу Вас о всех мероприятиях, проводимых Вами, предварительно извещать меня и даже согласовывать».

Он удивленно сказал:

«А зачем это нужно, разве недостаточно того, что сам это буду проводить?», и добавил: «В Тамбове этого не было, и все там делалось проще».

Я ему ответил, что в Тамбове – одно положение, а в Крыму – другое, и привел пример:

«Возьмем Севастополь, город военный, не всякого можно туда послать, Вы назначите какого-либо туда священника, а [я] его не зарегистрирую, Вам же будет неприятно».

И я его предупреждаю: чтобы не было каких-либо у нас с Вами недоразумений в дальнейшем, прошу Вас все вопросы назначения священников, вызовы из других епархий, увольнений, перемещений предварительно согласовывать со мной.

С этим он согласился, и сейчас все вопросы, касающиеся перемещения, назначения и увольнения, предварительно со мной согласовывает, но это он делает не сам лично, как это делал епископ Иоасаф, по каждому случаю перемещения приходил сам, а этот делает через своего управделами протоиерея Милославова и с моими замечаниями или советами не считается. <…>


Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР при Крымском облисполкоме Я. Жданов

Там же, оп. 1, д. 1, л. 39–42.

№ 4

Из информационного доклада уполномоченного за 3-й квартал 1946 года

11 сентября 1946 г.

<…> Взаимоотношения с архиепископом Лукой В предыдущем информационном докладе мной отдельным разделом была приведена характеристика первых встреч с Лукой после его приезда в Симферополь, и в заключение которой я писал, что у нас с ним как будто установились нормальные отношения.

Но в первой половине июля м-ца эти отношения у нас с ним стали обостряться в связи с тем, что я не зарегистрировал иеромонаха Ермолая Решетникова, прибывшего из Ставрополя, хотя Лука очень просил меня о его регистрации, для чего приходил сам.

Когда я ему окончательно сказал, что регистрировать Решетникова не могу, к тому же он не был и прописан органами милиции, Лука ответил: «Ну что же, Вы хотите портить со мной отношения».

После этого через несколько дней мне необходимо было с Лукой побеседовать по ряду вопросов. Позвонил ему и спросил, не сможет ли он зайти ко мне, так как у меня имеются такие вопросы, которые необходимо решить с ним лично. Лука ответил – он сильно занят и ходить ко мне не может и не будет и все вопросы он со мной может решать только по телефону. На это я ему ответил, что не все вопросы можно разрешать по телефону. На этом у нас с ним разговор и кончился, он так и не пришел.

Затем Лука, будучи у председателя Облисполкома тов. Кривошеина, и в беседе с последним, жалуясь на плохие квартирные условия, пожаловался на меня, что я ему мешаю работать, отказывая в регистрации священников, приезжающих из других епархий.

Будучи на совещании уполномоченных в Ростове, обо всем этом я информировал члена Совета тов. Иванова И.И.

По приезде из Ростова я заметил изменившиеся отношения Луки ко мне, ни одного перемещения, назначения священников не стал проводить без предварительного согласования со мной, а также не стал давать согласия священникам других епархий на приезд в Крым, предварительно не проинформировав меня и не получив моего согласия.

А после того, как я его посетил на квартире, отношения его резко изменились, а было это так. Когда я получил из Совета указания о составлении списков священников для представления к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», я позвонил ему и спросил, не получил ли он указания из Патриархии о составлении списков священников.

Он мне ответил, что получил, но не знает, что делать, так как он здесь новый человек, никого из священников не знает, и кого представлять к награждению медалью, не имеет никакого представления, и просил меня, не помогу ли я ему в этом деле.

Я ответил: «Хорошо, помогу, только нужно нам встретиться и побеседовать на эту тему», и [спросил], когда он сможет зайти ко мне. Лука сказал, что мог бы зайти и сейчас, но чувствует себя сильно утомленным. Тогда я сказал, что могу зайти к нему, только когда? Он ответил – в любое время, и он очень будет рад видеть меня у себя.

На следующий день я был у него, встретил меня хорошо, рассыпался в любезностях, что он очень доволен и рад видеть меня у себя и т. д.

Побеседовали мы с ним примерно с час, в отношении списка договорились, что он поручит составить его протоиерею Милославову – управделами епархии и Крашановскому – зав. свечным производством, которые хорошо знают всех священников.

Когда я уходил, он обратился ко мне со словами:

«Теперь я надеюсь, Яков Иванович, что у нас с Вами будут хорошие взаимоотношения и никаких у нас с Вами не будет недоразумений».

Я ему на это ответил: «Я в этом, Валентин Феликсович, не сомневаюсь и не сомневался».

Тогда же во время беседы он рассказал, что у него плохие квартирные условия – нет уборной, в одном коридоре с ним живут посторонние женщины, нет никакого транспорта – никуда не может поехать, а обещанную ему тов. Карповым машину, видимо, не скоро получит.

Я ему тут же порекомендовал машину купить, да купить и домик, поскольку в епархии на это имеются средства, т. к. епископ Иоасаф оставил для этой цели свыше 500 тыс. руб. Он сказал: «Да, видимо, так и придется сделать».

На днях Лука мне звонит по телефону и говорит, что он покупает машину и вот он хочет проехать на этой машине посмотреть, какова она в ходу, и не могу ли я с ним также проехать и посмотреть машину. Я согласился, и через несколько минут он заехал за мной. Проехали до села Мазанка, в 12 километрах от Симферополя, где имеется действующая церковь.

После всего этого как будто у нас с ним установились нормальные отношения. Если имеются какие-либо неправильные действия с моей стороны, как-то: посещение квартиры, поездки с ним в машине – прошу разъяснить.

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР при Крымском облисполкоме Я. Жданов

Там же, оп. 1, д. 4, л. 57–60.

№ 5

Протокол собрания благочинных Крымской епархии, состоявшегося в г. Симферополе

24 октября 1946 г.

Председатель собрания: Его Высокопреосвященство Преосвященный Лука, Архиепископ Симферопольский и Крымский.

Присутствовали: о.о. благочинные 7-ми благочиннинских округов из 8-ми округов, отсутствовал благочинный Феодосийского округа протоиерей о. Виктор Куцепалов.

Секретарем собрания избран: благочинный Советского округа протоиерей о. Евтихий Левицкий. ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Об исповеди.

2. Тезисы для проповеди 7 ноября 1946 года.

3. О соревновании в произнесении церковных проповедей.

4. Разное.

1. СЛУШАЛИ: Вступительную речь Его Высокопреосвященства, в которой он указал на величайшее значение исповеди, каковое придавали ей о.о. церкви и придают ей католики. У нас же к исповеди относятся большею частью формально, тогда как за некоторые преступления, выявленные при исповеди, по правилам Василия Великого полагалось отлучение от чаши: за совершенное убийство 20 лет, за прелюбодеяние 18 лет. Общая исповедь, разрешенная только почившему о. Иоанну Кронштадтскому, допускается некоторыми священниками. Таковая, по распоряжению Патриарха Алексия, недопустима и за допущение ее впредь виновные священники будут подвергаться запрещению в священнослужении на 3 месяца.

Владыко указал на пример отношения к исповеди у католического священника, впоследствии канонизированного католическим духовенством.

В Константинополе был Патриарх Иоанн Постник, который заменил наказания, установленные Святыми Отцами и Собором, более легкими требованиями к исповеди, коими мы и должны руководствоваться. За неисполнение этого требования священники будут подвергаться запрещению на один месяц.

(Правила Патриарха Иоанна Постника розданы всем благочинным для рассылки всем настоятелям церквей.)

ПОСТАНОВИЛИ: В отношении исповеди строго руководствоваться указанными правилами Патриарха Иоанна Постника.

2. СЛУШАЛИ: В праздник революции 7 ноября в городских соборных храмах должно быть совершено после литургии благодарственное молебствие с обязательным произнесением соответствующей проповеди. Тезисы этой проповеди вручены о.о. благочинным. В селах настоятели могут ограничиться одним молебном.

ПОСТАНОВИЛИ: В городских соборах совершить 7 ноября соборную литургию и молебен с проповедью, а в селах ограничиться одним молебном.

3. СЛУШАЛИ: О соревнованиях в проповедях.

Священник о. Дубинин письменно предлагает о.о. сослуживцам произвести соревнование в произнесении проповедей.

ПОСТАНОВИЛИ: Каждый священник сознает важное значение проповеди при служении и выполняет эту обязанность по мере возможности. Заводить же соревнование в этом отношении находим излишним.

4. СЛУШАЛИ: В текущих вопросах Владыко предложил о.о. благочинным самим поближе ознакомиться с Учительным известием и требовать того же от настоятелей церквей округа и при объездах приходов испытывать знание священником Учительных известий.

Составить список излишних богослужебных книг и священных сосудов и представить таковой Архиепископу для изъятия дубликатов из церквей и передачи таковых в те церкви, где в них ощущается нужда.

Наблюдать, чтобы южные и северные двери иконостаса были закрыты при богослужениях.

Во избежание пролития Святых Даров во время причащения рядом со священником должен стоять кто-либо из членов клира или церковного совета и удерживать за руку крестящихся, ибо словесное предупреждение не достигает цели.

Изжить в практике прикосновение к Святым Потирам глав верующих на Великом входе.

Составить список о.о., лишенных наград, и разослать по благочиниям и проверить, не пользуются ли священники отмененными наградами.

В Двунадесятые праздники Евангелие на середину церкви для целования не выносить.

Проповедь на литургии говорить не после чтения Евангелия, а в конце литургии.

Проверить, приготовлены ли соответствующие купели для воды для погружения в них крещаемых.

На страницу:
2 из 5