bannerbanner
Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения
Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения

Полная версия

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Отсюда вслед за всей христианской традицией митр. Владимир отмечает силу и значимость крестного знамения для христианина в его повседневной духовной жизни, как важного орудия в духовной борьбе с диаволом: «Налагая на себя крестное знамение, поклонимся Животворящему Кресту Господнему, который есть укрощение всех человеческих страстей, совершенное истребление греховных дел и помышлений. Недаром святитель Иоанн Златоуст учил: “Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся возле Царя”» (с. 633), «Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством креста Он подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2, 15). Когда увидят они крест, то вспоминают Распятого» (с. 523).

И потому христианин не должен стыдиться или испытывать неудобство при необходимости совершить крестное знамение публично: «говоря словами святителя Кирилла Александрийского, “… да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем – на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем. Он есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда”» (с. 522).

Столько уроков несет в себе праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, ставший живительным источником неиссякаемого любомудрия Церкви о Кресте!

В целом же ценность книги митрополита Владимира и в ее практической пользе с точки зрения постижения читателем каждодневного церковного богослужения. Перед посещением Божественной литургии читатель, тем более малознакомый или вовсе незнакомый с церковнославянским языком Евангельских и Апостольских чтений, может заглянуть в церковный календарь, узнать, какой сегодня день после Пятидесятницы, и, открыв книгу митрополита Владимира, прочесть в слове на сегодняшний день и отдельные выдержки из читаемых за литургией мест из Апостола и Евангелия на русском языке, и их доступное толкование. Усвоив вероучительный и нравственный урок, он пойдет на богослужение с четким представлением о том, чему посвящено сегодняшнее чтение, и будет осмысленно участвовать в богослужебной молитве. Небесполезной окажется данная книга и для священников, готовящих проповедь, и в целом, как надеется редакция, найдет своего благодарного читателя.


Слово 1. О хранении чистоты как условии обитания Бога в человеке

В неделю семнадцатую по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом…»

2 Кор. 6, 16

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Апостольское чтение (см. 2 Кор. 6, 16–18; 7, 1), прозвучавшее сегодня за Божественной Литургией, призывает нас к ответственной и благочестивой христианской жизни. Каждый христианин всегда должен помнить, что на него возложена особая миссия – служить Богу и людям. И всякий его поступок определяется с точки зрения Божественной целесообразности: угоден ли он Господу. Нарушая же этот высший договор, впадая в грех, он неминуемо выступает против Божественной воли и отдаляет себя от Бога. Ибо ни во что скверное и нечистое Господь вселяться Своей благодатью не станет. А ведь в этом и заключается идеал христианства: жизнь в Боге и Жизнь Бога в нас. Как это величественно и высоко! И это принадлежность одного только Православного учения. В других христианских конфессиях – католицизме и протестантизме спасение понимается как оправдание, очищение от греха, а Православие богомудрой мыслью своих святых отцов и учителей Церкви понимает спасение как обожение – как соединение с Богом при жизни (которое, конечно же, продолжится и после смерти вовеки), так что спасенные и святые становятся богами по благодати. Так учили святые отцы древности. Но для подобного соединения есть важное условие, которое объявил Сам Господь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Именно об этом писал апостол Павел коринфянам, отечески заботясь о чистоте их душ, дел и помыслов: Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом». Каждая строка Второго Послания к Коринфянам святого апостола Павла проникнута благими пожеланиями своим современникам – духовным чадам и, конечно же, адресована не только им, но и нам, и всем, исповедующим Господа Иисуса Христа, Который есть истинный Жизнодавец, Истина Божия и Свет просвещения человеческой души.

В Господе нашем мы находим все, что нам нужно и в этой жизни, и в будущей. И если христиане есть храмы Бога Живаго, то всегда должны соблюдать себя в чистоте и благости, не оскверняться греховными поступками и мыслями, держаться далеко от всего нечистого, не следовать путями суетного мира. Всякие плотские соблазны, какими бы безобидными и красивыми они нам ни казались, неизменно отдаляют человека от Бога.

Здесь апостол Павел приводит слова Ветхозаветного Писания (см. Ис. 52, 11), чтобы указать на важность преемственности веры Христовой, заключая все словами пророка Исаии: И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас (2 Кор. 6, 17).

Еще в Ветхом Завете Бог обетовал иудейскому народу покровительство и помощь, но – если иудеи сохранят верность заповедям Божиим: Буду им Богом, и они будут Моим народом особым, выделенным из всех по благодати (Лев. 26, 12). Однако иудеи – народ избранный – не оправдали своего высшего предназначения.

Теперь же миссия эта в полной мере осуществляется в христианах, которые есть народ особенный, народ святой. Сам Господь говорил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Вот почему так важно, если мы хотим всегда пребывать с Богом, отринуться от всех греховных и пагубных привычек и страстей, решительно отвергнуть все нечистое и скверное, что мешает нам жить в святости и чистоте, что нарушает заповеди Господни.

И когда это удается, – тогда свершается на нас и слово Божие (см. Иер. 3, 19; Ос. 1, 10), гласящее: И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18).

Древнее пророчество стало видимой действительностью, тем, что мы в любви Божией по благости и милости Господа нашего имеем, ибо сегодня все верные Богу не просто рабы, но – возлюбленные чада Его. Это усыновление произошло не случайно и не само собой, но через спасительное Домостроительство Господа нашего Иисуса Христа. В Нем мы, весь человеческий род, усыновлен Богу Отцу. Только во Христе мы получили это великое право именоваться и становиться сынами Божиими по благодати и обращаться в молитве к Богу со словами, которые подчас, к сожалению, произносим механически, не вникая в их глубокий смысл: «Отче наш», то есть «Отец наш». В Воплощенном Сыне Божием, ставшем Сыном Человеческим, и мы стали сынами Божиими по благодати. При этом, естественно, Небесное родство требует от нас и особой ответственности, потому что дети Всевышнего должны быть достойны своего Отца.

Но как можно нам, грешным и несовершенным, впадающим в различные беззакония, достичь столь высочайшего достоинства?!

Господь же открыл для всех верных единственно правильный путь – путь искреннего покаяния. Мы должны сознательно возненавидеть грехи свои, оставить дурные сообщества и привычки, открыть душу и распахнуть сердце Господу в желании обрести Спасение, в уповании на Божию милость. Вот тогда и свершиться то, о чем говорит сегодня в Апостольском чтении святой Павел: Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).

Духом апостол называет здесь душу человеческую, которая, безусловно, нуждается в постоянном очищении и нашей особой заботе, ибо только после этого способна она стать храмом Божиим и вместить в себя Невместимого всею вселенной Господа. Скверну же плоти следует понимать всесторонне, поскольку сюда включается все то земное, мирское, временное и тленное, что отдаляет нас от Бога, плюс ненасытное проявление плотских потребностей, страстей и пороков, того греховного, что еще в нас живет и тянет нашу свободную волю к духовной бездне. Слова – совершая святыню в страхе Божием – означают ограничение себя в проявлении всяких плотских чувств, чтобы служить Богу, принимать благодать Святого Духа со страхом Божиим и благоговением, ради Христа воздерживаясь от согрешений, дабы постепенно, преобразуясь духовно, достичь истинной святости и праведности. Это целый путь неустанного жизненного делания. Ведь по словам святителя Иоанна Златоуста, «…одно неприкосновение к нечистому еще не делает нас чистыми, но чтобы нам стать святыми, требуется и нечто другое: ревность, бодрствование и благочестие».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостол Павел в сегодняшнем Апостольском чтении призывает духовных чад выйти из среды нечестивых, не общаться с теми, кто совращает с пути спасения. О том же он говорит и в другом своем Послании: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Общение со злонравными людьми разрушает человеческую душу. Потому всем нам, при развитии и формировании собственной души, следует быть весьма осмотрительными и разборчивыми в выборе тех, с кем имеем отношения в жизни.

Не окрепшие в вере души способны уклониться во всякую ересь, способны искать правду там, где ее просто нет, не существует, потому что Божия Истина одна, та, которую несет Господь, все же остальное – плод тщеславного и эгоистического людского воображения или конкретных обольстительных целей. Вот почему каждому последователю Христа примером жизни своей важно иметь Самого Господа Иисуса Христа по Его человеческой природе, ибо лучшего Человека и Наставника не существует. В Нем заключена вся праведность и все благочестие, истинно добрые правила жизни и людских отношений. Господь учит нас любви, состраданию, благости, милости, человеколюбию, кротости, смирению, терпению, всем тем добродетелям, без которых христианин – не христианин. Ведь именно это делает нас храмами Бога Живого, чадами Божиими. После Господа Иисуса Христа следует подражать и Его святым, но, конечно, нужно знать, что они подражали именно Ему в своей жизни. И уж в последнюю по степени ценности очередь обращаться за примером к окружающим нас людям.

Но как часто в греховности своей мы увлекаемся дурными примерами, слушаем не те советы, влечемся не на те дела. Отчего это происходит? От недостатка веры в Господа, от слабохарактерности и малодушия, от отсутствия твердой воли и решимости ко спасению. Общаясь с Божиими отступниками, среди которых могут быть не только противоборствующие или еретики, не только незнающие Бога или отвергающие Божественную

Истину, но и живущие во грехах по потребностям плоти, люди суетного мира, – мы сначала только слушаем их речи, но потом, зараженные дурным примером, охладеваем к добродетели и молитве. Да и к церковной жизни вообще. Мы становимся равнодушными, пассивными, безучастными. В нас все более заглушаются внутренние внушения совести. И постепенно происходит духовная деградация – страшный процесс, которому подвергнется каждый, кто невнимателен или ленив в своей духовной жизни. Но человек сам несет ответственность за это. Ведь мы сами подчас отказываем себе в питании своей души лучшими и подобающими примерами из жизни Господа Иисуса Христа и Его святых. Потому что не читаем регулярно Евангелие и жития святых, а черпаем примеры для жизненного поведения из телевизора и мирских сплетен.

Таким образом, все мы, братья и сестры, нуждаемся в духовном наставлении, в отеческом предостережении, в словах апостольских, которые звучат и по сей день весомо и актуально.

Не прикасайтесь к нечистому, берегитесь оскверниться! Коснитесь, например, смолы руками, долго потом придется очищаться от черноты. Человек, пребывающий в дурном обществе, незаметно и сам начинает перенимать душевную скверну, жить греховными пороками, постепенно забывая о Боге, становясь более восприимчивым не к добрым, а к злым впечатлениям. Такова уж человеческая немощь… Мы очень легко впитываем дурное и скверное, не задумываясь о том, что губим при этом собственную душу, попадаем в рабство греху и врагу рода человеческого. Заболеть легко, вылечиться куда как труднее. Как писал свт. Григорий Богослов: «Человеческая природа всегда удобопреклонна ко злу, и большая часть людей готовы и способны принимать в себя худое, подобно тростнику, который, по сухости своей, легко воспламеняется и сгорает при ветре от искры». Сколько потом потребуется лекарств, терпения и тщательного исполнения предписаний духовного врача!

Будем же избегать порочных связей – того общения, которое не полезно нашей душе и болезненно для нашего сердца.

Осуждая же пороки других людей, не осудим, но пожалеем их, видя в каждом создание Божие и помня о себе самих, согрешающих иногда так же, а иногда даже хуже, – только такое отношение позволит нам просветиться в истинной христианской любви, любви совершенной, способной распространяться не только на доброжелателей и друзей наших, но и на врагов. Плесень скверны способна обезобразить любую, самую светлую человеческую душу. Когда же мы научимся помнить об этом, удаляться зла и греховной тьмы, то обретем неизреченный свет Христов. И Господь примет нас. И будет нам Отцем и мы будем Его сынами и дщерями.

Безмерно милосердие Божие к нам, грешным и недостойным, и Господь говорит, что верой своей, отдалением от злых, неправедных мы сможем достичь высшего – быть принятыми в вечное Небесное родство! Так стоит ли что-либо земное этой Господней к нам благости?!

Будем же внимательными, чтобы не овладевала нами ни скверна плоти, ни скверна духа (ср. 2 Кор. 7, 1).

Скверной плоти апостол Павел назвал здесь тяжкие плотские грехи, а скверной духа – не менее губительные внутренние прегрешения человеческой души.

Время земной нашей жизни ограничено. Никто не знает своего жизненного срока. И правда в том, что время это имеет для каждого особую ценность, потому что именно в нем мы призваны определить свою будущую вечную участь.

По нашей собственной злой воле и греховной самости допускается трата земного бытия на пустые дела и порочные связи, на удовлетворение временных страстей и удовольствий. Между тем годы проходят… И проходят для нас невозвратимо. Душа же все более оскверняется, отягчаясь нераскаянными грехами.

Апостол Павел призывает коринфян, а в их лице всех нас, последователей Христа, очнуться – пока не поздно – и задуматься: так ли мы живем, имеем ли в себе Бога или далеко от Него пребываем? Ради чего творим дела свои? Ради людской славы и ложных почестей от греховного общества?

Или ради Господа нашего Иисуса Христа?!

Еще есть время найти ответы на эти вопросы… Важно почувствовать: есть ли в нас любовь к Богу, есть ли страх Божий? Страх не раба перед Господином, но – любящего сына перед Любящим Отцом, Которого он боится огорчить своим недостойным поведением. Будем же устраивать свою жизнь на истинном христианском благочестии, не поддаваясь ложному мудрованию или недобрым советам глупцов, не ведающих и не желающих ведать Бога.

Задумаемся же над тем, что мы, будучи православными христианами и находясь под покровом Божиим, делаем, что совершаем и творим, пребывая в объятиях неизреченной любви Божией, в благости Святого Духа, которую невозможно объяснить и описать никакими словами. Убоимся лишиться этого покровительства из-за своих грехов! Иначе, оставляя и лишаясь Бога, мы попадаем в лапы его противника – диавола.

Обретая же Господа нашего Иисуса Христа, мы всё в этой жизни обретаем. Мы становимся сильными, потому что сильны своей верой и пребываем в любви. Мы – Божии чада, Небесный Отец никогда не оставит нас, если мы сами от Него не удалимся и не отвергнемся грехами и беззакониями. Богу же все возможно (Мф. 19, 26). А значит, – и нам, если мы пребываем с Богом, возможно все!

Об этом и свидетельствовал сегодня апостол Павел, призывая всех нас, братья и сестры, к чистой жизни, к отрицанию всего недоброго и греховного, ибо Господь еще с древних времен есть Бог всех верных, пребывающих в вере, любви, праведности и благочестии.

Небесный Отец ждет каждого из нас и каждого же готов принять в спасительные объятия Своей Божественной любви. Обретем же и мы эту готовность – выступить навстречу Богу, очистившись от всякой скверны плоти и духа, в несомненной вере обретая благодать подлинной святости и торжество неизреченного Небесного родства.

Святитель Григорий Богослов так описывал идеал христианской жизни: «Христиане живут на земле, но выше всего земного; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всенадмирным; живут сугубой жизнью и одну презирают, а о другой заботятся; через умерщвление – бессмертны; через отрешение от твари – соединены с Богом. Они не знают любви страстной, но горят любовью Божественной, бесстрастной. Их наследие – Источник света и еще здесь Его озарения, ангельские псалмопения, всенощное стояние, переселение к Богу превосхищаемого ума; чистота и непрестанное очищение как не знающих меры в восхождении и обожении; их утесы и небеса, низложения и престолы; нагота и риза нетления; пустыня и торжество на Небесах; попрание удовольствий и наслаждение нескончаемое, неизреченное». Вот все те блага, которые через веру в Господа мы призваны иметь, коими можем в полной мере пользоваться.

Христианство налагает на нас большую ответственность за каждый сделанный в жизни шаг. По сути, сознательно греша, мы предаем Бога и как бы вновь распинаем на кресте нашего Спасителя каждым временным отступлением к греховному – к скверне и плоти, и души.

Однако мы призваны следовать не суетному и греховному миру, но внушениям благодати Божией и примерам

Христа, Богородицы и святых. И в жизни руководствоваться только этим, без всяких оправданий или извинений безжалостно отстраняя все то, что может погасить стремление к Богу или отдалить нас от высшей цели – служения Богу и единения с Ним. Должно молиться, рассуждать, размышлять, но не мудрствовать, предоставляя жизнь свою действию Божественного Промысла. Отец Небесный подает нам только то, что несет нам добро и истинную пользу. Не будем об этом забывать!

Тот, кто ищет благодатной помощи Божией, всегда ее получает, потому что в осознанном уповании на Господа он неизменно чувствует благое посещение Спасителя, руководство Вседержителя во всех добрых и праведных делах.

Но чтобы это произошло, всем нам надо исправиться, стать не нерадивыми детьми Божиими, но возлюбленными Его чадами, приуготовляя себя к тому непрестанными духовными трудами, окружая себя только тем, что ведет к Богу, но не отдаляет от Божественной любви и милости.

Святитель Василий Великий говорил: «Христиане – храмы Божии, святые, чистые и наполненные только тем, что нужно для служения Богу».

Сподобимся же, братья и сестры, так послужить Господу, чтобы действительно стать обителями Его, Бога Живаго, нерукотворными храмами, чтобы еще прежде нашего конца Бог вселился в нас Своей благодатью и действовал в нас, чтобы нам наследовать блаженную вечность в Его Небесном Царстве с Божиими Ангелами и всеми святыми, угодившими Богу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.


Слово 2

О вере хананеянки. В неделю семнадцатую по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему.

Мф. 15, 28

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В Евангельском чтении (см. Мф. 15, 21–28), предложенном сегодня Святой Церковью для нашего наставления, мы слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил бесноватую дочь хананеянки по несомненной и непреклонной ее вере.

Скорби и испытания бытия, трудности жизни учат нас обращаться к Богу с молитвой, с упованием на помощь Божию. И даже в те моменты нашего существования, когда ощущается, казалось бы, полная безысходность, Господь не оставляет никого, кто к Нему со всей искренностью и верой устремляется. Яркий пример тому – сегодняшнее Евангельское чтение.

Мы слышали, что, выйдя из земли иудеев, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. Тир и Сидон были языческими городами, хотя располагались недалеко от Иудеи. Некогда они были довольно богатыми центрами и, благодаря удачному расположению на берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи, славились великолепием зданий и обширной торговлей. Из истории, например, известно, что именно из Тира царь Соломон получал большинство материалов для строительства первого Иерусалимского храма. Тогда Сидон входил в пределы колена Асирова, вне власти иудеев. При земной жизни Спасителя блеск этих двух примечательных морских портов значительно померк, ибо на них исполнились древние иудейские пророчества. Города эти претерпели многочисленные осады со стороны вавилонян, египтян, македонцев и римлян.

Господь вступил в земли иноязычного и иноверного населения, ища временного отдохновения от Своих проповеднических трудов. В Галилее за Христом неизменно следовала огромная толпа народа, а фарисеи и книжники в безудержной злобе готовили расправу над Спасителем.

Слух же об удивительной чудотворной силе Иисуса Христа дошел и в эти земли…

И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

Со всею искренностью женщина эта исповедовала Спасителя Господом и молила об исцелении бесноватой своей девочки, которая пребывала в страшных мучениях, наносимых ей врагом рода человеческого.

Язычники хананеяне считались крайне нечестивыми. Когда-то хананеяне населяли Палестину, до времени завоевания ее иудейским народом при Иисусе Навине, потом расселились на севере – в Сирии и Финикии, постепенно смешиваясь с местными племенами. Женщина же, обращавшаяся к Господу, скорее всего жила в сирийской Финикии или Хананее и, несомненно, исповедовала язычество, как и все жители этой местности. Однако несмотря на опасность тут же быть отринутой, потому что иудеи гнушались общения с язычниками, хананеянка взывает трепетно – с надеждой и верою – к Иисусу Христу. Принося свою мольбу Спасителю, она называет Его «Господом» и «Сыном Давидовым». Несмотря на то, что женщина эта – язычница, в ее словах слышится желание увидеть в удивительном Чудотворце истинного Мессию, Сына Божия, пришедшего спасти всех людей.

Живя недалеко от Иудеи, хананеянка, наверное, была знакома с верой народа Израиля, с древними пророчествами о Спасителе. И – готовая поверить в Господа, по чистоте своей души – она избежала ошибки иудеев, исповедовав Христа всем сердцем, преисполнившись благодати несомненной веры в то, что для Господа нет ничего невозможного. А значит, и ее несчастная дочь будет исцелена, освобождена от беснования. Надо лишь только докричаться, достучаться до Него. Надо убедить Сына Давидова ей помочь!

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как не следовало Христу идти к язычникам первым, так, напротив, нецелесообразно было с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда они сами приходили. Если Ему не надлежало оставлять убегавших от Него, тем более не должно было убегать от тех, которые Его искали».

Спаситель и не убегал, но Он не отвечал женщине-язычнице ни слова.

Почему?

Почему те уста, которые источали столько милости, добра и справедливости, сейчас молчали? Куда вдруг, как казалось, исчезли Его сострадание и любовь к людям? Откуда холодность, вовсе Иисусу Христу не свойственная, – ведь мы знаем, с какой любовью и терпением Спаситель призывал неблагодарных иудеев к познанию Божественной Истины, как шел через все трудности и препятствия, чтобы просветить грешников?

Теперь же Христос молчит, вроде как бы не замечая страданий несчастной матери.

Такое молчание Господа, конечно же, нужно было для самой хананеянки, чтобы утвердить в ней несомненную веру и усилить пламенность ее молитвы. Испытание необходимо было не Сыну Божиему, Богу Всеведущему, но той, которая ждала от Господа помощи и заступления. Кроме того, ее упорство, ее желание достичь своей цели могли послужить примером для сомневающихся иудеев, для учеников, еще не окрепших в вере в Божественного Учителя, несмотря на прежние Его многочисленные чудеса, знамения и силу Его проповеди.

На страницу:
2 из 7

Другие книги автора