Полная версия
Разум слов
«Ехал ученику…»
Ехал ученикудать урок на краюгорода по языкуи в проезжую смотрел колею,загорались огниновостроек, вдалилезли в душурельсы, шпалы, клочки земли,вот отец его, адвокат,предлагает борща:«Пища сталинская у нас, простая,мы с сынкомостались вдвоём», —е и ё после ща,где её (после ща)обитает здесь дух?Я смотрю на сынка, на хрыча,проверяю на слух:человеческий род,этот полный абсурд,пощадил бы и тот,кто не полностью мудр.«Я вас вознагражу». —«Извините, спешу».Руку гладко-сухую суёт,сын снуёт, сын на заднем плане снуёт.«Должен снег лететь…»
Должен снег лететьи кондитерская на углу гореть,мать ребёнка должна тянутьза руку, должен ветер дуть,и калоши глянцевые блестеть,продавщицы розовые в чепцахкружевных должны подниматьхруст слоёных изделий в щипцах,и ребёнок, влюблённый в мать,должен гибнуть в слезах,и старик, что бредёт домой,должен вспомнить, как – боже мой! —как сюда он любилзаходить, как он кофе пил,чёрный кофе двойной,«Больше, – шепчет, – лишь смерть одна,потому что должнаэтот шорох и запах смыть…» —и глухая должна стенатень его укрупнить,и тогда снегопад густойвсё укроет собой,и точильного камня жрецсотворит во мгле под конецдикий танец с искрой.«Если это последний…»
Если это последнийдень, то я бы сошёлв том саду,где стоит дискоболи холодный и бледныйсвет горит, как в аду.Дочь моя, или сын мой,или друг мой идётвпереди,чёрен твой небосвод,город снежный и дымный,нет другого пути.Сохрани тебя Боже…Путь ли это домойвдоль реки…Ты и вправду живой?Дай дотронуться всё жедо пальто, до руки.«…из тех, кто ждёт звонка и до звонка…»
…из тех, кто ждёт звонка и до звонказа миг уходит из дому, из тех,кому не нужно ничего, покаесть не интересующее всех,из тех, перебирающих листыс печатными столбцами, находяв них водяные знаки красотыи – ничего немного погодя,из тех, себя увидевших в родне,как в зеркалах возможного, от нихбежавший и привязанный вдвойнек отвергнутому, из ещё живых…«Днём в комнате зимы начальной…»
Днём в комнате зимы начальнойголубоватый свет и потолок белесый.Я вижу тебя девочкой печальной,вне сплетенного к жизни интереса.Без твоего участья день стихает,придёт с работы мать, суп разогреетгрибной (за дверью связка усыхает),потом над кройкой и шитьём стареет.Ещё увидишь: лампы свет прикроетгазетой, и такая грусть настанет,как будто ты раздумываешь – стоитили не стоит жить, – не слишком тянет.Я там тебя люблю, и бесконечнейне знаю ничего, не знаю чище,прекраснее, печальней, человечнейтой нерешительности и свободы нищей.На ладони
1. «Как я свободен…»
Как я свободен —как отцепившееся небо,и никому не должен, и никуда не годен.Я только вдоху повинуюсь слепо.И это всё, всё, всё,живущему не надо оправданья —столь выпукло его лицои явственно его дыханье.2. «Это долгий путь…»
Это долгий путьвдоль по набережной куда-нибудь.Вдруг найдёшь на краюгородского ума – в лопухахи репейниках жизнь свою.Жизнь свою, ах.Надышавшись мокрыми сливамисиней реки,вдруг найдёшь вопрекисмыслу – в пальто и кепкежизнь свою в устройствах куда-нибудь кем-тона работу. Осенью, часа в четыре,найдёшь себя у себя на ладони.Это долгий путь в гаснущем мире,в солнечных сумерках, на фонекирпичной стены.3. «Я ли при жизни…»
Я ли при жизни,воздух ли здесь у лица?Свет обступает.Кто тебя видит и кем ты так выбран стоятьв солнечной осени возле киоска?Нет никого, без тебякто бы не мог обойтись, нет никого.Боль – это то, что стихает.Так ли правдиво-пустынно твоё существо?«Я шум оглушительный слышу Земли…»
Вступление
Потому что я смертен. И в здравом уме.И колеблются души во тьме, и число их несметно.Потому что мой разум прекращается разом.Что насытит его – тем, что скажет, что я не бездушен,если сам он пребудет разрушен, —эти капли дождя, светоносные соты?это солнце, с востока на запад летяи сгорая бессонно?Что мне скажет, что дождь – это дождь,если мозг разбежится как дрожь?Так беспамятствует, расщеплено, слово, бывшее Словом,называя небесным уловом то, о чём полупомнит оно.Для младенческих уст этот куст. Для младенческих глаз.До того как пришёл Иисус. До того как Он спас.Есть Земля до названья Земли, вне названья,где меня на меня извели, и меня на зияньеизведут. Есть младенческий труд называнья впервые.Кто их создал, куда их ведут, кто такие?Усомнившись в себе, поднося свои руки к глазам,я смотрю на того, кто я сам:пальцы имеют длину, в основании пальцев – по валуну,ногти, на каждом – страна восходящего солнца,в венах блуждает голубизна.Как мне видеть меня после смерти меня,даже если душа вознесётся?Этой ночью – не позже.Беспризорные мраки, в окно натолпившись, крутя занавеску, пугая шуршаньем, бумагу задевая, овеют дыханьем дитя.Дитя шевельнёт губами.Красный мяч лакированный – вот он круглит на полу.А супруги, разлипшись, лежат не в пылу, и пиджак обнимает в углу спинку стула, и масляет вилка на столе, и слетают к столу беспризорные звуки и мраки, и растут деревянные драки веток в комнате, словно в саду.А бутылка вина – столкновенье светящихся влаг и вертящихся сфер, и подруга пьяна, и слегка этот ветер ей благ – для объятий твоих например. Покосится страна и запаянный в ней интерьер.Вот вам умное счастье безумных, опьянение юных и вдох для достания дна.Одинокая женщина спит-полуспит. Если дом разобрать, то подушка висит чуть пониже трубы заводской, чуть повыше канавы. Станет холодно пуху в подушке. Спит гражданка уснувшей державы, коченея в клубочке, как сушка.Ты пейзаж этот лучше закрой.Ночь дерева, каторжника своих корней, дарит черномастных коней, разбегающихся по тротуару.Ночь реки, шарящей в темноте батарей, загоняет под мост отару золоторунных огней.Ночь киоска, в котором желтеет душа киоскёра.Ночь головного убора на голове манекена.Ночь всего, что мгновенно.Проживём эту ночь, как живут те, кто нищи. Разве это не точный приют – пепелище? Что трагедия, если б не шут, тарабанящий в днище?Вот почему ты рвёшься за предмет, пусть он одушевлён, – чтоб нищенствовать.Там, где пройден он, к нему уже привязанности нет.Две смерти пережив – его и в нём свою, – не возвращай земного лика того, кто побеждён, как Эвридика. Для оборотней мёртв его объём.Лишь ты владеешь им, когда насквозь его прошёл, твои края не те, где нищенствуют вместе или врозь, – но нищенствуют в полной нищете.Здесь расстаются, нервы на разрыв испытывают, ненависть вменив в обязанность себе для простоты, здесь женщина кричит из пустоты лет впереди.Печальнейший мотив.А более печального не жди.Старушечьи руки, и рюмочка из хрусталя, и несколько капель пустырника, и опасенье, что жизнь оборвётся вот-вот, но ещё, веселя, по капле даётся, и вкусно сосётся печенье. И крылышки моли из шкапа летят, нафталя.В большую глубину уходит кит, чернильной каплей в толщу океана опущена душа левиафана, полночная душа его не спит.Он с общим содержаньем столь же слит, сколь форма его в мире одинока, и, огибая континент с востока, – уходит, как чутьё ему велит.И высится в море терпенье скалы, осаждённой таким неслыханным ветром морским, что слышится ангелов пенье.И разум упорствует, противоборствуя тьме. Но тотчас, из хаоса выхвачен самосознаньем, он хочет бежать бытия и вернуться к зиянью, подобному небу, когда оно ближе к зиме.Бедняжливый узник в своей одиночной тюрьме страстей, он расхищен на страхи, любовь, покаянье, и нет ему выбора – только принять умиранье всего, что он слышит, принять его в ясном уме.Часть первая
…коротенький обрывок рода.
А. Блок. Возмездие«Мальчик встанет, телом тонким потянувшись…»
Мальчик встанет, телом тонким потянувшись, мальчик встанет, умалением свободы – поперёк – сегодня станет,
а сквозящую наружу душу плачем остановят, а возьмут обидой горло те, кто мальчика изловят,
подойдёт к тетрадке мальчик и запрёт в портфель тетрадку, аккуратно съест яичко, мальчик съест яичко всмятку,
голубой белок, который приварился к скорлупе, соскребёт фамильной ложкой, затеряется в толпе,
он в автобус сядет львовский на большое колесо и покатится на Невский в одинокое кино…
Вечерняя ворована сирень, все запахи затылочны и гулки, за папиросною бумагой брезжит день, как бы рисунок в «Малахитовой шкатулке»…
Так мальчик возвращается, дрожа, с букетом маме, постаревшей на год, как жалко маму, как колотится душа, как гости с хохотом на птицу подналягут…
Когда бы нюх звериного чутья мне щупал путь, блуждая по Европе, то запах отыскался б не в укропе, а в комнате для стрижки и бритья:
картавый тип с повадками врача, орудуя машинкой по затылку, то выпускает в зеркало ухмылку, как скользкую рыбёшку, то, с плеча прицелившись и отведя бутылку, сжимает грушу, дурно хохоча, —
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.