bannerbanner
Ночь Сварога. Княжич
Ночь Сварога. Княжич

Полная версия

Ночь Сварога. Княжич

Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Крутятся. Вертятся страхи мои. А от них и Любавины не отстают. Еще немного, и захватят ведьму. И тогда не будет ей возврата в явный Мир. А она все пляшет. Словно приманивает их. Дескать, вот она я. Берите меня тепленькой. И страхи набрасываются на нее. Но никак не могут поймать. Она все время в немыслимом танце своем ускользает от их цепких объятий. Уворачивается от атак и наскоков. И уже непонятно, что это? То ли танец, то ли бой не на жизнь, а насмерть.

И хочу я ей помочь, а не могу. Как спуститься мне пониже? Как к телу подобраться? И надо ли? Мне и здесь хорошо. Ни тревог, ни забот, ни надоевшей боли. Виси себе спокойненько. Болваном бестелесным между небом и землей болтайся. И не нужно тебе ни еды, ни питья, ни любви…

А ведьма уже уставать стала. Пот ручьями. Волосы в космы сбились. Колтунами ощетинились. Нелегко ей со страхами нашими выкруживать. Сил-то много надо, чтобы напор такой сдерживать…

Я на тела наши смотрю, а они уже дергаться перестали. Только у меня колено правое слегка подрагивает. Видать, какой-то страх во мне слишком глубоко сидит, чтоб на ведьмин призыв поддаться.

А Берисава уже на последнем вздохе. Еще чуть, и войдет в нее чернота. Только она вдруг вскрикнула, да через костер сиганула. Потом через другой. Третий…

Прямо сквозь пламя она пролетает. А страхи за ней кинулись. Только после каждого костра, после огненной купели, их все меньше и меньше становится. Вот и последний костер. Двенадцатый. Пролетела ведьма сквозь него. Упала наземь. Закричала победно. Радостно. Руки кверху вскинула. А потом на четвереньках к валуну подползла, в последний раз по нему ударила и упала без чувств.

Гул от камня волной поплыл. Накрыл меня. Закрутил. И почуял я, как в бездну проваливаюсь. В тело свое возвращаюсь…


Я глаза раскрыл. Утро уже. С меня путы сняли. И я, на камне свернувшись калачиком, лежу. А камень холодный. От него озноб по телу.

Костры догорели. Дымом чадят. А надо мной Берисава стоит. Умытая, причесанная. В красивом расшитом сарафане. Плат женский ее голову покрывает. Стоит, смотрит на меня.

– Прости, княжич, – говорит. – Но все твои страхи я забрать не смогла. Придется тебе самому с ними бороться.

– Ничего, – я ей отвечаю. – Поборю как-нибудь.

И вдруг:

– Мама, холодно, – я Любавин голос услышал…

24 июля 942 г.

Мы с Любавой сидели на бревне. Так же, как несколько дней назад. Так, да не так. Другими мы стали. Не похожими на прежних. Особенно она.

Прошло уже три дня, как Любава в себя пришла. Только изменилась она. И ходит вроде, и разговаривает, и на шутки мои улыбаться пытается, а все равно, как чужая. Словно не здесь она.

Идет по двору. И вдруг встанет. И на небо смотрит. Долго-долго. Вздохнет и дальше пойдет.

А то давеча я у нее спросил что-то, а она на меня взглянула, да как закричит. Как бросится прочь, точно это и не я вовсе. Насилу мы ее с Берисавой в тот раз успокоили.

А сегодня с утра она вроде тихая. Мы с ней о лете, о цветах разных разговариваем. Она ничего. Может, и вправду в себя пришла?

Я возьми, да и скажи:

– Ну, что, Любава? Ты пойдешь за меня? – как будто в шутку сказал, и сразу пожалел об этом.

А она на меня посмотрела серьезно.

– Вижу ты, и правда, мал пока, – отвернулась.

Чую – заплакала. Только что я поделать могу…

И тут смотрю, из леса всадник показался.

– Любава, – шепнул я тихонько, чтоб не напугать ее. – Иди-ка ты в дом. Тебя матушка звала.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Для удобства читателей летосчисление дано в современной хронологии.

2

Игра слов. Князя Древлянского, отца Добрыни, звали Малом.

3

Стогнь – площадь перед княжеским теремом-детинцем. Здесь собирались жители города на Вече.

4

Вой – воин, ратник.

5

Лодья (ударение на первый слог, не путать с ладьей) – подразделение древлянской дружины из десяти воинов.

6

Вышнего дароносица – Вишня. Дар Вышнего-бога народу Ятвигов. Плоды вишни использовали для приготовления «вено», слабоалкогольного напитка.

7

Рожаницын день – 22 сентября (по новому стилю). Ятвиги в этот день отмечали праздник Рода и Рожаниц, День рождения Вселенной, праздник сбора урожая и начало нового года. В этот день «вено» использовалось в качестве ритуального напитка в честь рождения мальчика Радогоста – Нового Года. Праздник осеннего равноденствия.

8

Благодар – Ценность, подарок от военачальника полученный за достойный поступок или подвиг. В это время цена Благодара для воина была очень велика. Считалось, что вместе с Благодаром, воин приобретает дополнительную магическую защиту и доблесть. Поэтому Благодарные ценности хранились очень бережно. Воин скорее бы умер с голода, чем променял Благодар на хлеб.

9

Репейские горы – место расположения Ирия, славянского рая.

10

Марена – богиня смерти у славян.

11

Хольг – известен по летописям, как Вещий Олег.

12

Русь – в середине Х века так называли разноплеменное сообщество профессиональных воинов-наемников, давших присягу верности. В данном случае – князю киевскому Игорю. Наиболее подготовленная и боеспособная часть войска. От скандинавского – rots (гребец, наемник).

13

« – Не по Прави поступают, – удивился я…» – обычно, прежде чем начать бой, стороны вели переговоры, на которых пытались уладить дело миром (обычно одна из сторон откупалась). Если достичь соглашения не удавалось, по ритуалу, с каждой стороны выходил поединщик, и военный спор решался по воле Богов. И только в особых случаях дело доходило до крупных столкновений. В исключительных случаях, во время засад, или, как в данном случае, при явном не желании идти на переговоры, это правило нарушалось.

14

Сварга – Райский сад у славян.

15

Ирпень – пограничная река между Древлянской и Полянской землями.

16

Мирники – не ратные люди, живущие при граничных заставах и городах. Кузнецы, пекари, пастухи и т. д.

17

Каган – титул князя Киевского. До завоевания Киева Вещим Олегом, Полянская земля входила в Хазарский каганат и платила дань хазарам. Академик Рыбаков пишет: «Византийский титул (царь – О.Г), пришел на смену восточному наименованию великих князей киевских «каганами». А митрополит Иларион (1051—1054), первый русский по происхождению, занявший этот высокий пост, написал сочинение «Учение о Ветхом и Новом законе», куда вошла и «Похвала кагану нашему Владимиру».

18

Ингварь, Ингвар Хрериксон, Игорь Рюрикович – киевский князь из варяжской династии, известный по летописям, как Игорь Старый (род. прим. 875 г. – ум. 945 г.)

19

Ярл (сканд.) – предводитель. Примерно то же, что «болярин» у древлян, и «боярин» у полян.

20

Вадим – Вадим Хоробр, поднявший в 862 году антиваряжское восстание в Новгороде.

21

Гардерика – Страна Городов, скандинавское название Руси.

22

«…требы творила…» – приносила жертвы. Хорс – Солнечный Бог, покровитель Новгородской земли. Мать Игоря, скорее всего, была славянского происхождения.

23

Малин-на-Ирше – древлянский город, заложенный Малом Нискиничем в честь рождения своей дочери Малы (Малуши) примерно в 940 году.

24

Православные – Православие исконно славянская вера. Правь – тропинка между Явью (реальным Миром) и Навью (Миром духов). Жить по Прави – жить по моральным законам. Правь славить – соблюдать моральные нормы и славить Богов покровителей.

25

Ромеи – так на Руси называли византийцев.

26

Так называемый «греческий огонь», рецепт приготовления которого не сохранился до наших дней, по описаниям современников подразделялся на два вида. К первому виду относилось приспособление, напоминающее современный огнемет. К металлической трубе с торца крепился резервуар с жидкостью. В этот резервуар при помощи мехов нагнетался воздух. Затем открывали кран и жидкость под давлением через трубу, на конце которой находилась жаровня с древесным углем, вырывалась наружу огненной струей. Дальность «стрельбы» из такого «огнемета» была невелика (до пяти метров), поэтому данные приспособления использовались византийцами при атаке на вражеские корабли. В Повести Временных Лет говорится о том, что именно таким способом греки сожгли флот князя Игоря (6449 г.). Ко второму виду относились глиняные амфоры с запалами, которыми при помощи метательных машин (оксибелесов и онагров) обстреливали вражеские города и укрепления. Согласно хронистам, особенностью «греческого огня» было то, что от воды он разгорался сильнее. Потушить его можно было только песком.

27

Племянник Добрыни – Владимир Святославович, князь Киевский, известный как Владимир Красно Солнышко, или Владимир Святой.

28

В 970 году благодаря Добрыне младший сын Святослава, княжич Владимир, стал княжить в Новгороде.

29

Корст – камень, гранит. По одной из версий, название Коростень произошло от слова «гранит».

30

Варяги под предводительством Олега на своем пути из Новгорода в Киев сумели взять Смоленск и Любеч, но Коростень остался свободным, благодаря чему Древлянская династия сохранила свои владения и власть.

31

Вацлав – происходил из династии пражских князей Пржемысловцев, добившихся в Х в. господствующего положения в границах, как этнических чешских племен, так и в весьма обширных сопредельных территориях. Через несколько лет после того как выдал свою дочь за князя Древлянского, принял христианство. Был убит своим младшим братом Болиславом. Впоследствии причислен к лику святых.

32

Коляда – праздник, посвященный зимнему солнцевороту (21—22 декабря по новому стилю). Отмечали самую длинную ночь в году. Считалось, что в эту ночь Коляда на своей летучей ладье спускается в Пекло (славянский ад) и там, перехитрив Кощея и Марену, будит опоенного сонным зельем Даждьбога. Праздник победы Жизни (Яви) над Смертью (Навью).

33

«…драккары на колеса ставил…» – имеется в виду поход Олега на Византию 907 года. «…и повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса, и пошли со стороны поля к городу…» (Повесть временных лет)

34

«Все меньше злого ей кудесники, да недруги нашептать смогут…» – считалось, что имя человека несет в себе сакральную информацию. Зная имя врага, можно было навредить ему магическими действиями. Оттого, например, монахи, принимая постриг и отрешаясь от мирской жизни, берут другое имя.

35

Святослав (прим. 940—972 гг.) – сын Игоря и Ольги. Имя Святослав состоит из двух частей – Святой и Славный. Хельга – святая, Ингвар – славный. Одновременно его можно перевести и как Властелин Славян. Свет – синоним власти. Именно так переводили имя Святослава арабские хронисты того времени.

36

«Навье семя…» – по представлениям того времени, весь Мир делился на три составляющие: Явь, Навь и Правь. Явь – явная часть Мира, обитель Земли, Природы и Человека. Навь – сокрытая часть Мира, обитель Духов, Стихий и Пороков. Правь – тонкая граница между двумя частями Мира, обитель Порядка, Морали и Нравственности. Жить по Прави – значит жить, соблюдая моральные и нравственные законы того времени (сравните с Даосским Инь, Ян и Дао).

37

Блуд – необузданная страсть. Одна из составляющих человеческого естества.

38

Закуп – человек, взявший у князя в долг добро или же средства производства в долг и этот долг отрабатывающий в течение определенного срока.

39

Рядович – человек, заключивший с князем договор (ряд) на выполнение определенной работы за вознаграждение. Вольнонаемный.

40

Холоп – «Тот, кто решился служить другому, – холоп, таково основное значение слова в Древней Руси». (В. В. Колесов)

41

Доля – Богиня судьбы. Лада – Богиня любви.

42

Волоты – Великаны. Чем-то схожие с античными Титанами.

43

Китоврас (Полкан) – полу конь, полу человек. Кентавр.

44

Коло – круг. Годичное колесо. Колесо Жизни. Колесо перерождений. Славянская Сансара.

45

Мать-Рожаница – Женская ипостась Рода. Прародительница Всего. Женское начало Сущего.

46

«Звучащие» камни до сих пор можно встретить в средней полосе России, в Белоруссии и на Украине. Например, знаменитый Конь-камень.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7